GX
РАЗДЕЛ 3. Проба пера
(публикации начинающих исследователей)
УДК 339.543:94(470)
Е.В. Ерешко©
ПРОТЕКЦИОНИЗМ И ФРИТРЕДЕРСТВО В ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт
Дан краткий теоретический обзор разновидностей государственного регулирования внешнеторговых отношений - протекционизма и фритредерства. Рассмотрены принципы и условия формирования и развития данных приемов регулирования внешнеэкономических отношений в таможенной политике Российской империи Х1Х века.
Ключевые слова: фритредерство, протекционизм, таможенный тариф, импорт, экспорт, внешняя торговля, таможенно-тарифная автономия.
Процесс регулирования торговли в разных странах и в разное время в зависимости от ряда факторов (политические интересы, уровень экономического развития и т.д.) протекает между двумя крайностями: протекционизмом и фритредерством. Поскольку регулирование внешнеторговых отношений на протяжении вот уже нескольких столетий осуществляется, прежде всего, с помощью таможенно-тарифных мер, то область исследования данной статьи составит варьирование интересов российского государства в таможенной политике от протекционизма к фритредерству в течение Х1Х в., когда данные направления государственной политики имели особую актуальность ввиду укрепления идей видных мыслителей и политических деятелей по поводу степени и обоснованности вмешательства государства в торговые отношения, имеющие место на его территории.
В настоящее время, равно как и два столетия назад, все определения, данные такому направлению в политической деятельности государства, как фритредерство сводятся к двум его основным принципам. Во-первых, это свобода торговли, а во-вторых, невмешательство государства в частнопредпринимательскую деятельность. Да и сам термин, возникший в Англии и достигший там своего апогея уже в первой половине Х века, в переводе с английского “free trade” означает свободная торговля.
Протекционизм же (франц. Protectionnisme, от лат. Protection - защита, покровительство) - это противоположное направление в таможенной политике государства, поддерживающее национальную экономику. Оно осуществляется с помощью торговополитических барьеров, которые отражают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность с отечественными товарами. Более того, для протекционизма зачастую характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Интересно, что В.И. Ленин подчеркивал связь
© Ерешко Елена Викторовна - аспирант Славянского-на-Кубани государственного педагогического института
протекционизма с определенным историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «...вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)» [1, Т. 2, с. 190].
Как идеальный путь развития России рассматривал протекционизм Н.С. Мордвинов, который считал, что только через развитие промышленности можно достичь высокого уровня народного хозяйства, и в первую очередь сельскохозяйственного производства. Убежденным сторонником протекционизма в России был и Е.Ф. Канкрин. Он впервые разработал положение о составлении графиков и считал, что таким документом должны предусматриваться ценовые пошлины и, как исключение, пошлины с меры веса. «Никто, не исключая придворного ведомства, не должен пользоваться особыми привилегиями», - писал Канкрин. Он считал, что при вывозе за границу собственных продуктов следует устанавливать небольшую пошлину, а пропускать беспошлинно - это предубеждение [2].
В современной литературе отмечают четыре основные направления протекционизма: селективный (защита внутреннего рынка от конкретного вида товара или от конкретного государства), отраслевой (защита отрасли производства), коллективный (взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз), скрытый (нетаможенные методы протекционизма).
Каким же образом эти меры государственного воздействия на экономику чередовались в России на протяжении Х1Х в., и что возбуждало власть смягчать и ужесточать принимавшиеся таможенные тарифы?
Начало Х1Х в. ознаменовано постепенным повышением импортного таможенного тарифа. Так, после разрешения в 1797 г. импорта в Россию некоторых товаров, в 1800 г. в целях развития отечественного производства был подтвержден запрет ввоза отдельных грузов (шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса). С приходом же к власти Александра I «последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов» [3, с. 53], которые позволили решить лишь отдельные мелкие частные вопросы. Накануне войны с Францией в 1810 г. комиссией под руководством М.М. Сперанского в интересах купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов разработан предельно запретительный таможенный тариф. В результате 19 декабря 1810 г. утверждено «Положение о неутральной торговле на 1811 год в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей Западной сухопутной границе». После этого промышленники стали как группами, так и поодиночке направлять в Министерство финансов и Министерство внутренних дел прошения о сохранении принятых мер на возможно более длительный срок. Впечатляет тот исторический факт, согласно которому Наполеон избрал в качестве повода вторжения в Россию принятые ею меры, по существу, сорвавшие установленную им экономическую блокаду Англии. После того как была одержана победа над Наполеоном, влияние России в европейских делах значительно выросло. Это лишний раз побудило у Александра I «иллюзию о возможности внесения в политическую жизнь. Европы начал правды, взаимопомощи, христианской любви и братства» [4, с. 55]. В результате приобрели распространение фритредерские тенденции, что отразилось в принятии таких мер, как:
- 1816 г. - отмена запретов на ввоз европейских (в основном французских) товаров;
- 1817 г. - введение в Одессе зоны порто-франко (она начала функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом. Были организованы две таможни - Херсонская и Тираспольская для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1850 г.);
- 1819 г. - принятие «самого умеренного тарифа в России» [5, с. 99], фактически снявшего все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. Но столь
либеральные меры отнюдь не способствовали конкуренции российских изделий с иностранными (английскими). Кроме того, ни одна страна четко не следовала принципу свободы торговли. Все это привело к принятию в 1822 г. охранительного тарифа, запретившего вывоз 21 и ввоз 300 товаров. На протяжении двух десятилетий в него вносились изменения (1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 гг.), еще раз отразившие фискально-протекционистский характер тарифа.
В целом можно отметить, что при проведении таможенно-тарифных, по большей части протекционистских, мероприятий в первой половине Х1Х в. государство как и прежде исходило из интересов пополнения казны, стремления достижения активного торгового баланса и повышения курса кредитного рубля.
Развитию внешней торговли России во второй половине Х1Х в. способствовали такие обстоятельства, как освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие сети железных дорог, отмена подушной подати с мещан и крестьян, создание земских учреждений, проведение судебной реформы, принятие городского положения и т.д. Уже после ухода Е.Ф. Канкрина с поста министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижение ввозных пошлин. В 1844 г. советник В. А. Попов обратился к правительству с запиской «О мерах к распространению внешней торговли России», которая была отдана на рассмотрение особого комитета. И в феврале 1845 г. председателем этого комитета гр. Орловым подготовлена записка, содержавшая в себе критику запретительной системы ввоза/вывоза товаров, сдерживавшей в результате внутреннее производство и обременявшей потребителей высокими ценами. Работа Особого комитета продолжилась в целях подготовки нового тарифа. В обсуждении вопросов таможенной политики путем направления различного рода ходатайств в компетентные органы приняли также участие заводчики и фабриканты. Зачастую между ними обнаруживались серьезные трения, подчеркивающие наличие отраслевых и экономических разногласий, которые не позволяли прийти к единому мнению. Тем не менее в 1850 г. был принят новый тариф, в котором предполагалось учесть интересы максимального количества субъектов международной торговли. Этот тариф «пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговли, которая господствовала с 1822 г., положив, тем самым, начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политики, продолжавшемуся по 1877 г.» [6].
В Комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадала от введения тарифа 1850 г. [7] Поэтому в новом тарифе предлагалось сохранить сложившийся баланс интересов: внешней торговли и
государственного казначейства, промышленности и потребителей. Над новым проектом работа протекала в острой полемике между сторонниками свободной торговли и четкими протекционистами. Влияние вторых обусловило осторожность и постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования.
Принятый в 1857 г. тариф представлял собой не более чем уступку в пользу системы свободной торговли. Тариф на самом деле ограждал основную массу русских промышленников от иностранных конкурентов. Любые попытки иностранцев убедить в преимуществе низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или же сырья и полуфабрикатов (германцы) были отвергнуты. Но в то же время призывы фритредеров к свободной конкуренции как необходимому условию выхода на мировой уровень в России не остались без внимания. Так, московские фабриканты доказывали, что каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности шаг за шагом, обретая его не произвольным изменением тарифов, а путем развития собственного производства и внутренней конкуренции.
Период с 1857 по 1868 гг. отличался все теми же либеральными реформами в таможенной политике. Наиболее частыми были понижения ввозных сырьевых таможенных пошлин в интересах таких кругов, как представителей железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности. Так, министр финансов А.М. Княжевич добивался в интересах отечественного машиностроения беспошлинного ввоза в страну
чугуна, железа, в 1863 г. было принято решение о беспошлинном ввозе в страну хлопка-сырца через европейскую границу. В 1861 г. снят запрет на ввоз китайского чая из Европы, в интересах отечественных сахарозаводчиков были понижены ввозные пошлины на сахар.
В 1865 г. состоялся очередной пересмотр действовавшего тарифа и в конце июня 1867 г. Александр II повелел собранные в Министерстве финансов материалы после рассмотрения Мануфактурным и Коммерческим советами, а также Владимирским мануфактурным комитетом и некоторыми представителями торгово-промышленных интересов отдать в выбранную ими тарифную комиссию. Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 г. В целом он отвечал принципам свободной торговли, но имел ряд особенностей. Так, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличению государственного дохода. Тариф вводил пошлины на машины, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и некоторые другие товары. Можно говорить о том, что тариф 1868 г. имел умеренно-протекционистский, охранительный для главных отраслей отечественной промышленности характер. Более того, тариф оказался результативным и с точки зрения фискальных интересов. В первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем на 50 % в сравнении с предыдущим пятилетием, превысив в среднегодовом исчислении 45 млн. рублей. [8]
С первыми признаками кризиса 1873 г., ухудшением платежного баланса и состояния финансов страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины в какой-то степени это было вызвано прекращением в середине 70-х г. Х!Х в. притоком иностранных вложений, необходимостью выплатить немалые проценты по ранее заключенным облигационным займам. В 1870-х гг. таможенная политика сводилась к повышению тарифов на импортные товары, потому как основной целью данных мер были действия, направленные на защиту интересов русских капиталов от конкуренции иностранных организаций, а также пополнение средств в государственной казне.
Последнее десятилетие ХК в. ознаменовано понятием протекционистского тарифа 1891 г., согласно которому на многие предметы пошлины в сравнении с тарифом 1868 г. возросли от двух до десяти раз.
Не менее важен еще один момент. Мировой истории известно немало так называемых «таможенных войн». Примером могут служить взаимоотношения России и Германии в период 1893-1894 гг., когда в течение полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредставление Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров. В 1893 г. был принят закон о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших в предоставлении льготных условий для ввоза и транзита российских товаров, облагались пошлинами, на 15-20 % превышавшими обычные ставки. После нескольких месяцев изнурительной и в сущности бессмысленной для обеих сторон таможенной войны (полного досмотра с выгрузкой товаров на границе) Россия и Германия пришли в начале 1894 г. к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет, согласно которому вступили в силу пониженные ставки для Германии, Франции и ряда других стран. С этих пор таможенная политика характеризуется отказом от строго проводимого принципа таможеннотарифной автономии.
В итоге можно согласиться с И.В. Тимошенко в том, что при всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в России сложилась как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов [9, с. 12]. Все те меры правового воздействия, которые принимались на протяжении XIX в. в более усовершенствованной форме имеют место и в современной таможенной политике. А смена фритредерских настроений протекционистскими в высших политических кругах будет находить свое отражение не
только сегодня и до тех пор, пока существуют пограничные (межгосударственные) барьеры движения товаров и услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ленин В.И. Полное собрание соч. 5 изд.
2. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского 907-1995 гг. М., 1995.
3. Таможенное дело в России X - начало XX в. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995.
4. Там же.
5. Пиляева В.В. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2007.
6. URL: www.museum.customs.ru
7. Таможенное дело в России Х - начало ХХ в. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995.
8. URL: www.museum.customs.ru
9. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. М., 2006.
E.V. Ereshko PROTECTIONISM AND FREETRADERSHIP IN THE CUSTOMS POLITICS OF THE RUSSIAN EMPIRE XIX
Slavyansky-na-Kubany state pedagogical institute
The brief theoretical review of versions of state regulation of the foreign trade relations -protectionism and freetradership is given. Principles and conditions of formation and development of the given receptions of regulation of the external economic relations in a customs politics of Russian empire of XIX century are considered.
Key words: freetradership, protectionism, the custom duties, import, export, foreign trade, a customs - tariff autonomy.
УДК 160:331.108 (470)
Ю.В. Чичко© КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Северо-Кубанский гуманитарно-технологический институт»
© Чичко Юлия Валерьевна - старший преподаватель Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института