Научная статья на тему 'Исторический аспект развития системы порто-франко в таможенной политике России на Дальнем Востоке в XIX в.'

Исторический аспект развития системы порто-франко в таможенной политике России на Дальнем Востоке в XIX в. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект развития системы порто-франко в таможенной политике России на Дальнем Востоке в XIX в.»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

О. А. Яковлева

Исторический аспект развития системы порто-франко в таможенной политике России на Дальнем Востоке в XIX в.

После подписания Айгуньского (1858) и Пекинского (1860) договоров началось широкое освоение российского Дальнего Востока. Суть государственной политики заключалась в стремлении интегрировать новые территории в единое имперское политикоадминистративное пространство, последовательно используя их как военно-экономический плацдарм для расширения влияния в регионе. Происходил постепенный переход от системы военноадминистративного надзора за традиционными институтами власти к замене их общероссийской системой государственных учреждений.

Согласно принятому в 1871 г. решению об этом, главным военно-морским портом на Тихом океане и местом сосредоточения административных учреждений стал основанный в 1860 г. Владивосток. Туда же переместился экономический и культурный центр края. Возросла роль Хабаровска, ставшего центром вновь учрежденного в 1884 г. Приамурского генерал-губернаторства, в которое вошли Приморская, Амурская, Забайкальская области и остров Сахалин.

С 1860 г. началось оформление системы порто-франко де-юре. Следует напомнить, что рождение системы порто-франко связано с периодом Великих географических открытий XV-XVII вв. Впервые она была установлена в Ливорно в 1547 г., позднее в Генуе, Марселе, Гибралтаре и т. д. Система порто-франко близка с фритредерством, направленным на ограничение вмешательства государства в развитие рыночных отношений, противостоящим политике протекционизма.

Несмотря на значительное, хотя и далеко неодинаковое участие европейских стран в осуществлении политики порто-франко в транзитной торговле, все страны отказались от нее в XIX в., за исключением Гибралтара. Но постепенно система порто-франко утратила свое значение для экономически развитых стран, хотя для территорий с малоразвитой экономикой, изолированных от центров торговли и промышленности, в конце XIX - начале XX в. оставалась экономически оправданной мерой. 8

8

В январе 1862 г. военный губернатор Приморской области П.В. Казакевич обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири с ходатайством о распространении на некоторые порты Тихого океана права беспошлинной иностранной торговли. 25 декабря 1862 г. это право получили новые порты в Японском море, такие как Дуэ, Де-Кастри, Ольга, Владивосток1.

В условиях протяженной морской границы России на Тихоокеанском побережье, где порты долгое время являлись главными центрами освоения территорий, а таможенная и пограничная охрана практически отсутствовали, статус «порто-франко» распространялся на всю огромную территорию Дальнего Востока до Иркутска включительно.

Однако следует признать что все преобразования правительства в области развития системы порто-франко, а также общие усилия государственных исполнителей с самого начала носили конкретную протекционистскую направленность2.

С 1860-62 гг. рядом договоренностей с Китаем была установлена двусторонняя беспошлинная торговля по сухопутной границе. Фактически с этого времени на всей территории Дальнего Востока России установился режим свободной торговли, первым и единственным таможенным пунктом стал Иркутск, куда в 1861 г. перевели таможню из Кяхты3.

Период с 1857 по 1868 гг. отличался все тем же неуклонным стремлением к обновлению таможенной политики в духе проводившихся либеральных реформ. Продолжалось понижение ввозных таможенных пошлин по целому ряду товаров. Главным и наиболее часто встречающимся мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны.

Хотя Дальний Восток - окраина в это время, представляющая собой малонаселенные, практически неосвоенные и удаленные от центра земли, но при этом она вызывала заметный интерес как русских, так и иностранных купцов, искавших пути к проникновению в Китай и Корею. Русские интересы на Амуре представляли сибирские купцы. Вся коммерческая деятельность сосредотачивалась в Нико-

1 ПСЗРИ. II. Т. XXXVII. Отд. II. № 39090. Опубликовано: Вестник финансов, торговли и промышленности. Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов. 1899. № 32. С. 38.

2 Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX -начала XX в. Омск, 2004. С. 15.

3 Даттан А. В. Исторический очерк приамурской торговли. М., 1897. С.50.

9

лаевске-на-Амуре, где сходились пути русских товаров из Сибири и иностранной продукции, количественные и качественные преимущества которой были неоспоримы. Пожалуй, главная причина такого отставания российской коммерции крылась в почти полном отсутствии флота. В этих условиях введение порто-франко было вынужденной и необходимой мерой, способствовавшей экономическому освоению региона. Ни правительство, ни российские предприниматели не могли иным путем решить проблемы снабжения края товарами первой необходимости.

В целях борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода в 1861 г. был снят запрет 1822 г. на ввоз в страну китайского чая из Европы.

В 1865 г. состоялся очередной пересмотр таможенного тарифа. Изменения были направлены на общее понижение пошлинного обложения ряда ввозимых товаров1. Наконец, в 1867 г., руководствуясь, главным образом, фискальными интересами, министр финансов М.Х. Рейтерн представил Александру II доклад о пересмотре таможенного тарифа и о назначении для этого особой комиссии. Комиссия была учреждена в 1867 г. под председательством сенатора, а затем члена Госсовета Г.П. Неболсина. Так, в либеральном «Вестнике Европы» отмечалось: «Ошибкой было бы давать в тарифной комиссии право решающего голоса представителям промышленности. Они поставили интересы своего привилегированного класса выше интересов всего общества»2.

Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 г. Отвечая в целом принципам свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Тариф отменил таможенную пошлину по 16 статьям, уменьшил тарифные ставки в 152 случаях и увеличил их для 35 продуктов. Интересы отечественных производителей при этом совершенно не ущемлялись. Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и некоторые другие товары, что свидетельствовало о возросшем влиянии заинтересованных группировок торговопромышленного класса на сам процесс выработки правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности.

1 Даттан А. В. Исторический очерк приамурской торговли. М., 1897. С. 47.

2 Ковалевский М. Порто-франко во Владивостоке // Вестн. Европы, 1909. Т.1. С. 428.

10

Таким образом, можно сделать вывод об умереннопротекционистской, охранительной природе тарифа 1868 г. для главных отраслей отечественной промышленности. Он оказался результативным и с точки зрения фискальных интересов. Так, в первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем наполовину1.

Завершающим этапом в оформлении режима беспошлинной торговли на территории Дальнего Востока стало Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 22 декабря 1869 г. о разрешении беспошлинного ввоза всех иностранных товаров, кроме спиртных напитков через порты Охотского моря в Якутскую область, непосредственно прилегающую к территории, на которой в 1884 г. будет образовано Приамурское генерал-губернаторство. При ввозе этих товаров в Европейскую Россию устанавливалась оплата их пошлиной в Иркутской таможне. Провозглашение этого закона соответствовало политике порто-франко в условиях регулирования ее механизмами российского протекционизма2.

Таким образом, к началу 70-х гг., когда стало более заметным усиление позиций сторонников протекционистской политики, сложилась одна из главных особенностей дальневосточного порто-франко - распространение режима беспошлинной торговли на огромную территорию Восточной Сибири. Поэтому о приамурском портофранко следует вести речь как об особом таможенном режиме, при котором разрешался беспошлинный ввоз и торговля иностранными товарами на территории Амурской, Приморской, Забайкальской и Якутской областей. Приамурское порто-франко, введенное как определенная «льгота населению» в эпоху преобладания фритредерских элементов в таможенной политике, с самого начала несло в себе сильный элемент протекционизма. Выиграть время, дать возможность окрепнуть отечественному торговцу и предпринимателю, постепенно подготовив условия для успешной конкуренции отечественных товаров с иностранными через механизм акцизных и таможенных пошлин, льгот и преференций - таковая его протекционистская логика прослеживается буквально с первых шагов3.

1 Ковалевский М. Порто-франко во Владивостоке // Вестн. Европы, 1909. Т.1. С. 430.

2 Беляева Н. А. Указ. соч. С. 23.

3 Троицкая Н. А. Тоска о порто-франко // Россия и АТР.1995. № 4. С. 48-53.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.