О. А. Яковлева
К вопросу об особенностях государственной таможенной политики на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в.
Развитие системы порто-франко связано с периодом Великих географических открытий XV-XVII вв. Впервые она была установлена в Ливорно в 1547 г., позднее в Генуе, Марселе, Гибралтаре и т. д. Система порто-франко близка с фритредерством, направленным на ограничение вмешательства государства в развитие рыночных отношений, противостоящим политике протекционизма.
Несмотря на значительное, хотя и далеко неодинаковое участие европейских стран в осуществлении политики порто-франко в транзитной торговле, все страны отказались от нее уже в первой половине XIX в., за исключением Гибралтара. Кроме Европы портофранко существовало в Адене, Сингапуре, Малакке, Гонконге и т. д. В этих странах оно широко использовалось Англией. Но постепенно система порто-франко утратила свое значение для экономически развитых стран, хотя для территорий с малоразвитой хозяйственной системой, изолированных от центров торговли и промышленности, в конце XIX - начале XX в. оставалась «полезной мерой».
Рождение приамурского порто-франко относится к тому периоду, когда эта форма необходима была там для решения конкретных задач развития регионов. 6 августа 1828 г. право беспошлинной торговли было введено на Камчатке. Сюда разрешалось беспошлинно ввозить все иностранные товары, кроме чая и крепких спиртных напитков. Исключение сделано только для морских офицеров и чиновников, которым разрешено было «снабжать себя оными беспошлинно для собственноручного употребления» с разрешения начальника Камчатки, но ни в коем случае не допускать продажи алкоголя местным жителям. Вывоз за границу «всех вообще» товаров также осуществлялся беспошлинно, однако был запрещен вывоз российской монеты разного достоинства и российских банковских ассигнаций. Наблюдение за выполнением установленного порядка возлагалось на начальника Камчатки. Ему в обязанности было вменено предоставление Министерству финансов «подробных ведомостей» с указанием национальной принадлежности прибывшего судна, места, откуда оно прибыло, и перечня привезенных товаров с именем отправителя и получателя. Подобные же сведения предоставлялись обо всех вывозимых за границу товарах. Одновременно начальник Камчатки выступал посредником во всех делах, «относящихся до облегчения коммерческих оборотов между тамошними жителями и иностранцами».
279
Порто-франко на Камчатке существовало параллельно с одесским (было введено в 1817 г.), но пережило его более чем на полстолетия. Беспошлинный ввоз иностранных товаров на полуостров неоднократно продлевался, а с дарованием права порто-франко всем портам Тихого океана стал осуществляться на общих основаниях. Первые таможенные учреждения на Камчатке были созданы только в 1910 г., но это была лишь юридическая отмена портофранко, которое фактически просуществовало вплоть до начала 20-х гг. XX столетия1.
Подобная таможенная политика российского правительства в рассматриваемый период представляется закономерной и оправданной: огромная удаленность, пустынность края, отсутствие путей сообщения делали введение таможенной охраны не только ненужным, но и невозможным мероприятием. По мере хозяйственного освоения края и роста населения, вносились некоторые коррективы в содержание таможенной политики.
После подписания Айгуньского(1858) и Пекинского(1860) договоров началось широкое освоение русскими Приморья. В 1856 г. была образована Приморская область Восточной Сибири, в декабре 1859 г. - Амурская область.
Согласно принятому в 1871 г. решению об этом, главным военно-морским портом на Тихом океане и местом сосредоточения административных учреждений стал основанный в 1860 г. Владивосток. Туда же постепенно переместился экономический и культурный центр края. Существенно возросла роль Хабаровска, ставшего в 1884 г. центром учрежденного Приамурского генерал-губернаторства, в которое вошли Приморская, Амурская, Забайкальская области и остров Сахалин.
В 1856 г. с образованием Приморской области система свободной торговли была введена в Николаевске-на-Амуре. С 1860 г. началось оформление системы порто-франко де-юре. В январе 1862 г. военный губернатор Приморской области П. В. Казакевич обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири с ходатайством о распространении на некоторые порты Тихого океана права беспошлинной иностранной торговли. 25 декабря 1862 г. это право получили новые порты в Японском море, такие как Дуэ, Де-Кастри, Ольга, Владивосток2.
С 1860-62 гг. рядом договоренностей с Китаем была установлена двусторонняя беспошлинная торговля по сухопутной границе.
1 Беляева Н. А. От порто-франко к таможне: очерк региональной истории российского протекционизма. Владивосток. - Дальнаука, 2003. - С. 9-10.
2 ПСЗРИ. II. Т. XXXVII. Отд. II. № 39090. Опубликовано: Вестник финансов, торговли и промышленности. Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов. 1899. - № 32. - С. 38.
280
Фактически с этого времени на всей территории Дальнего Востока России установился режим свободной торговли, первым и единственным таможенным пунктом стал Иркутск, куда в 1861 г. перевели таможню и Кяхты1.
В условиях протяженной морской границы России на Тихоокеанском побережье, где порты долгое время являлись главными центрами освоения территорий, а таможенная и пограничная охраны практически отсутствовали, статус «порто-франко» распространялся на всю огромную территорию Дальнего Востока до Иркутска включительно.
Единственными значительными инициаторами введения, расширения порто-франко на такой обширной территории были военные губернаторы Приморской области и генерал-губернаторы Восточной Сибири, они же в дальнейшем стали и инициаторами свертывания этой политики, если к этому вынуждали государственные интересы. Практически обширная территория Дальнего Востока России являлась особой экономической зоной, имеющей сходные черты с современными представлениями о свободных экономических зонах.
Однако несмотря на все преобразования правительства в области развития системы порто-франко, общие усилия государственных исполнителей с самого начала имели конкретную протекционистскую направленность2.
Во второй половине 50-х гг. обсуждение вопросов тарифной политики проходило в острой полемике между сторонниками свободной торговли и приверженцами протекционистских воззрений. Противники проекта тарифного комитета оказались даже в Государственном совете. Находя этот документ излишне фритредерским, протекционисты обвиняли своих оппонентов в пренебрежительном отношении к вопросам ценообразования на российском рынке и добивались отсрочки вводимых тарифом таможенных пошлин на три года. В этом их поддерживали уполномоченные фабрикантов, участие которых в формировании таможенной политики становилось все более заметным. Нельзя не отметить, что в подготовительных материалах по этому тарифу отложилось гораздо больше заявлений и прошений промышленников, чем в прежние годы. Они отличались и большей настойчивостью.
Несомненно, что протекционистское влияние обусловливало осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенного регулирования. В связи с этим новый таможенный тариф
1
' Даттан А. В. Историческим очерк приамурской торговли. - М., 1897. -С. 50.
2 Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX в. - Омск, 2о04. - С. 15.
281
(его утвердил Александр II 25 апреля 1857 г.) представлял собой не более чем еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Показательно, что, поддержав либеральную позицию тарифного комитета, Государственный совет вместе с тем отмечал вполне охранительный характер проектируемой пошлины, обеспечивающей в первую очередь защиту интересов перерабатывающей промышленности.
Московские фабриканты, заявив о своей приверженности началам свободной торговли, с еще большей убежденностью доказывали, что каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности осторожно, «шаг за шагом», обретая его не произвольным изменением тарифов, но развитием собственного производства и внутренней конкуренции. Постоянная депутация московских купеческих съездов однозначно высказывалась против произвольной отмены охранительной системы, поскольку это был, по ее мнению, «вернейший способ парализовать наши материальные, без того небогатые, средства и рисковать своей экономической самостоятельностью»1.
Период с 1857 по 1868 гг. отличался все тем же неуклонным стремлением к обновлению таможенной политики в духе проводившихся либеральных реформ. Продолжалось понижение ввозных таможенных пошлин по целому ряду товаров. Главным и наиболее часто встречающимся мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны.
Хотя Дальневосточная окраина в это время и представляла собой малонаселенные, практически неосвоенные и удаленные от центра земли, но при этом вызывала заметный интерес не только русских, но и иностранных купцов, искавших пути к проникновению в Китай и Корею. Русские интересы на Амуре олицетворяли сибирские купцы. Вся коммерческая деятельность сосредотачивалась в Николаевске-на-Амуре, где сходились пути русских товаров из Сибири и иностранной продукции, количественные и качественные преимущества которой были неоспоримы. Пожалуй, главная причина такого отставания российской коммерции крылась в почти полном отсутствии флота. В этих условиях введение «порто-франко» было вынужденным и необходимым мероприятием, способствовавшим экономическому освоению региона. Ни правительство, ни российские предприниматели не могли иным путем решить проблемы снабжения края товарами первой необходимости.
1 Брезовский А. А. Таможенное обложение и порто-франко в Приамурском крае. Опыт всестороннего исследования. Владивосток: Типогр. Торговопромышленного вестника Дальнего Востока, 1907. - С. 34.
282
В целях борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода в 1861 г. был снят запрет 1822 г. на ввоз в страну китайского чая из Европы.
В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Комиссия в этот раз не созывалась, и пересмотр производился «бюрократическим порядком». Изменения 1865 г. были направлены на сокращение ряда статей, направленных на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров1.
Наконец, в 1867 г., руководствуясь главным образом фискальными интересами, министр финансов М. Х. Рейтерн представил Александру II доклад о пересмотре таможенного тарифа и о назначении для этого особой комиссии.
Такая комиссия была учреждена в 1867 г. под председательством сенатора, а затем члена Госсовета Г.П. Неболсина. Кроме него в ее состав вошли 23 человека, в том числе 11 от правительства и 12 от торгово-промышленных кругов. Факт численного преобладания в комиссии предпринимателей не ускользнул от внимания общественности. Так, в либеральном «Вестнике Европы» отмечалось: «Ошибкой было бы давать в тарифной комиссии право решающего голоса представителям промышленности. Они поставили интересы своего привилегированного класса выше интересов всего об-щества»2.
Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 г. Отвечая в целом принципам свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Тариф отменил таможенную пошлину по 16 статьям, уменьшил тарифные ставки в 152 случаях и увеличил их для 35 продуктов. Интересы отечественных производителей при этом фактически не ущемлялись.
Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и некоторые другие товары, что свидетельствовало о возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод об умереннопротекционистской, охранительной природе тарифа 1868 г. для
1 Брезовский А. А. Таможенное обложение и порто-франко в Приамурском крае. Опыт всестороннего исследования. Владивосток: Типогр. Торговопромышленного вестника Дальнего Востока, 1907. - С. 47.
2 Ковалевский М. Порто-франко во Владивостоке // Вест. Европы. - 1909. -Т. 1. - С. 428.
283
главных отраслей отечественной промышленности. Следует также отметить, что последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. Железные дороги в России до конца 70-х годов XIX в. строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.
Тариф 1868 г. оказался результативным и с точки зрения фискальных интересов. Достаточно сказать, что в первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем на 50 %1.
Завершающим этапом в оформлении режима беспошлинной торговли на территории Дальнего Востока стало 22 декабря 1869 г., когда было издано Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета о разрешении беспошлинного ввоза всех иностранных товаров, кроме спиртных напитков через порты Охотского моря в Якутскую область, непосредственно прилегающую к территории, на которой в 1884 г. будет образовано Приамурское генерал-губернаторство. При ввозе этих товаров в Европейскую Россию устанавливалась оплата их пошлиной в Иркутской таможне. Провозглашение этого закона соответствовало политике порто-франко в условиях регулирования ее механизмами российского протекцио-низма2.
Таким образом, к началу 70-х годов, когда стало более заметным усиление позиций сторонников протекционистской политики, сложилась одна из основных особенностей дальневосточного порто-франко - распространение режима беспошлинной торговли на огромную территорию Восточной Сибири. Поэтому приамурское порто-франко следует рассматривать как особый таможенный режим, при котором разрешался беспошлинный ввоз и торговля иностранными товарами на огромной территории Амурской, Приморской и Забайкальской и Якутской областей. Введенная как определенная «льгота населению» в эпоху преобладания фритре-дерских элементов в таможенной политике, приамурское портофранко с самого начала несло в себе сильный элемент протекционизма. Несомненно, оно давало возможность окрепнуть отечественному предпринимательству на далёкой окраине, постепенно подготавливало условия для успешной конкуренции отечественных товаров с иностранными. Все эти факторы являлись проявлением государственной протекционистской политики, становившейся основой общероссийского модернизационного процесса в XIX - начале XX в.
1 Ковалевский М. Порто-франко во Владивостоке // Вест. Европы. - 1909. -
Т. 1. - С. 430.
2 Беляева Н. А. Указ. соч. - С. 23.
284