Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях государственной таможенной политики на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в.'

К вопросу об особенностях государственной таможенной политики на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях государственной таможенной политики на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в.»

О. А. Яковлева

К вопросу об особенностях государственной таможенной политики на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в.

Развитие системы порто-франко связано с периодом Великих географических открытий XV-XVII вв. Впервые она была установлена в Ливорно в 1547 г., позднее в Генуе, Марселе, Гибралтаре и т. д. Система порто-франко близка с фритредерством, направленным на ограничение вмешательства государства в развитие рыночных отношений, противостоящим политике протекционизма.

Несмотря на значительное, хотя и далеко неодинаковое участие европейских стран в осуществлении политики порто-франко в транзитной торговле, все страны отказались от нее уже в первой половине XIX в., за исключением Гибралтара. Кроме Европы портофранко существовало в Адене, Сингапуре, Малакке, Гонконге и т. д. В этих странах оно широко использовалось Англией. Но постепенно система порто-франко утратила свое значение для экономически развитых стран, хотя для территорий с малоразвитой хозяйственной системой, изолированных от центров торговли и промышленности, в конце XIX - начале XX в. оставалась «полезной мерой».

Рождение приамурского порто-франко относится к тому периоду, когда эта форма необходима была там для решения конкретных задач развития регионов. 6 августа 1828 г. право беспошлинной торговли было введено на Камчатке. Сюда разрешалось беспошлинно ввозить все иностранные товары, кроме чая и крепких спиртных напитков. Исключение сделано только для морских офицеров и чиновников, которым разрешено было «снабжать себя оными беспошлинно для собственноручного употребления» с разрешения начальника Камчатки, но ни в коем случае не допускать продажи алкоголя местным жителям. Вывоз за границу «всех вообще» товаров также осуществлялся беспошлинно, однако был запрещен вывоз российской монеты разного достоинства и российских банковских ассигнаций. Наблюдение за выполнением установленного порядка возлагалось на начальника Камчатки. Ему в обязанности было вменено предоставление Министерству финансов «подробных ведомостей» с указанием национальной принадлежности прибывшего судна, места, откуда оно прибыло, и перечня привезенных товаров с именем отправителя и получателя. Подобные же сведения предоставлялись обо всех вывозимых за границу товарах. Одновременно начальник Камчатки выступал посредником во всех делах, «относящихся до облегчения коммерческих оборотов между тамошними жителями и иностранцами».

279

Порто-франко на Камчатке существовало параллельно с одесским (было введено в 1817 г.), но пережило его более чем на полстолетия. Беспошлинный ввоз иностранных товаров на полуостров неоднократно продлевался, а с дарованием права порто-франко всем портам Тихого океана стал осуществляться на общих основаниях. Первые таможенные учреждения на Камчатке были созданы только в 1910 г., но это была лишь юридическая отмена портофранко, которое фактически просуществовало вплоть до начала 20-х гг. XX столетия1.

Подобная таможенная политика российского правительства в рассматриваемый период представляется закономерной и оправданной: огромная удаленность, пустынность края, отсутствие путей сообщения делали введение таможенной охраны не только ненужным, но и невозможным мероприятием. По мере хозяйственного освоения края и роста населения, вносились некоторые коррективы в содержание таможенной политики.

После подписания Айгуньского(1858) и Пекинского(1860) договоров началось широкое освоение русскими Приморья. В 1856 г. была образована Приморская область Восточной Сибири, в декабре 1859 г. - Амурская область.

Согласно принятому в 1871 г. решению об этом, главным военно-морским портом на Тихом океане и местом сосредоточения административных учреждений стал основанный в 1860 г. Владивосток. Туда же постепенно переместился экономический и культурный центр края. Существенно возросла роль Хабаровска, ставшего в 1884 г. центром учрежденного Приамурского генерал-губернаторства, в которое вошли Приморская, Амурская, Забайкальская области и остров Сахалин.

В 1856 г. с образованием Приморской области система свободной торговли была введена в Николаевске-на-Амуре. С 1860 г. началось оформление системы порто-франко де-юре. В январе 1862 г. военный губернатор Приморской области П. В. Казакевич обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири с ходатайством о распространении на некоторые порты Тихого океана права беспошлинной иностранной торговли. 25 декабря 1862 г. это право получили новые порты в Японском море, такие как Дуэ, Де-Кастри, Ольга, Владивосток2.

С 1860-62 гг. рядом договоренностей с Китаем была установлена двусторонняя беспошлинная торговля по сухопутной границе.

1 Беляева Н. А. От порто-франко к таможне: очерк региональной истории российского протекционизма. Владивосток. - Дальнаука, 2003. - С. 9-10.

2 ПСЗРИ. II. Т. XXXVII. Отд. II. № 39090. Опубликовано: Вестник финансов, торговли и промышленности. Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов. 1899. - № 32. - С. 38.

280

Фактически с этого времени на всей территории Дальнего Востока России установился режим свободной торговли, первым и единственным таможенным пунктом стал Иркутск, куда в 1861 г. перевели таможню и Кяхты1.

В условиях протяженной морской границы России на Тихоокеанском побережье, где порты долгое время являлись главными центрами освоения территорий, а таможенная и пограничная охраны практически отсутствовали, статус «порто-франко» распространялся на всю огромную территорию Дальнего Востока до Иркутска включительно.

Единственными значительными инициаторами введения, расширения порто-франко на такой обширной территории были военные губернаторы Приморской области и генерал-губернаторы Восточной Сибири, они же в дальнейшем стали и инициаторами свертывания этой политики, если к этому вынуждали государственные интересы. Практически обширная территория Дальнего Востока России являлась особой экономической зоной, имеющей сходные черты с современными представлениями о свободных экономических зонах.

Однако несмотря на все преобразования правительства в области развития системы порто-франко, общие усилия государственных исполнителей с самого начала имели конкретную протекционистскую направленность2.

Во второй половине 50-х гг. обсуждение вопросов тарифной политики проходило в острой полемике между сторонниками свободной торговли и приверженцами протекционистских воззрений. Противники проекта тарифного комитета оказались даже в Государственном совете. Находя этот документ излишне фритредерским, протекционисты обвиняли своих оппонентов в пренебрежительном отношении к вопросам ценообразования на российском рынке и добивались отсрочки вводимых тарифом таможенных пошлин на три года. В этом их поддерживали уполномоченные фабрикантов, участие которых в формировании таможенной политики становилось все более заметным. Нельзя не отметить, что в подготовительных материалах по этому тарифу отложилось гораздо больше заявлений и прошений промышленников, чем в прежние годы. Они отличались и большей настойчивостью.

Несомненно, что протекционистское влияние обусловливало осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенного регулирования. В связи с этим новый таможенный тариф

1

' Даттан А. В. Историческим очерк приамурской торговли. - М., 1897. -С. 50.

2 Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX в. - Омск, 2о04. - С. 15.

281

(его утвердил Александр II 25 апреля 1857 г.) представлял собой не более чем еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Показательно, что, поддержав либеральную позицию тарифного комитета, Государственный совет вместе с тем отмечал вполне охранительный характер проектируемой пошлины, обеспечивающей в первую очередь защиту интересов перерабатывающей промышленности.

Московские фабриканты, заявив о своей приверженности началам свободной торговли, с еще большей убежденностью доказывали, что каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности осторожно, «шаг за шагом», обретая его не произвольным изменением тарифов, но развитием собственного производства и внутренней конкуренции. Постоянная депутация московских купеческих съездов однозначно высказывалась против произвольной отмены охранительной системы, поскольку это был, по ее мнению, «вернейший способ парализовать наши материальные, без того небогатые, средства и рисковать своей экономической самостоятельностью»1.

Период с 1857 по 1868 гг. отличался все тем же неуклонным стремлением к обновлению таможенной политики в духе проводившихся либеральных реформ. Продолжалось понижение ввозных таможенных пошлин по целому ряду товаров. Главным и наиболее часто встречающимся мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны.

Хотя Дальневосточная окраина в это время и представляла собой малонаселенные, практически неосвоенные и удаленные от центра земли, но при этом вызывала заметный интерес не только русских, но и иностранных купцов, искавших пути к проникновению в Китай и Корею. Русские интересы на Амуре олицетворяли сибирские купцы. Вся коммерческая деятельность сосредотачивалась в Николаевске-на-Амуре, где сходились пути русских товаров из Сибири и иностранной продукции, количественные и качественные преимущества которой были неоспоримы. Пожалуй, главная причина такого отставания российской коммерции крылась в почти полном отсутствии флота. В этих условиях введение «порто-франко» было вынужденным и необходимым мероприятием, способствовавшим экономическому освоению региона. Ни правительство, ни российские предприниматели не могли иным путем решить проблемы снабжения края товарами первой необходимости.

1 Брезовский А. А. Таможенное обложение и порто-франко в Приамурском крае. Опыт всестороннего исследования. Владивосток: Типогр. Торговопромышленного вестника Дальнего Востока, 1907. - С. 34.

282

В целях борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода в 1861 г. был снят запрет 1822 г. на ввоз в страну китайского чая из Европы.

В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Комиссия в этот раз не созывалась, и пересмотр производился «бюрократическим порядком». Изменения 1865 г. были направлены на сокращение ряда статей, направленных на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров1.

Наконец, в 1867 г., руководствуясь главным образом фискальными интересами, министр финансов М. Х. Рейтерн представил Александру II доклад о пересмотре таможенного тарифа и о назначении для этого особой комиссии.

Такая комиссия была учреждена в 1867 г. под председательством сенатора, а затем члена Госсовета Г.П. Неболсина. Кроме него в ее состав вошли 23 человека, в том числе 11 от правительства и 12 от торгово-промышленных кругов. Факт численного преобладания в комиссии предпринимателей не ускользнул от внимания общественности. Так, в либеральном «Вестнике Европы» отмечалось: «Ошибкой было бы давать в тарифной комиссии право решающего голоса представителям промышленности. Они поставили интересы своего привилегированного класса выше интересов всего об-щества»2.

Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 г. Отвечая в целом принципам свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Тариф отменил таможенную пошлину по 16 статьям, уменьшил тарифные ставки в 152 случаях и увеличил их для 35 продуктов. Интересы отечественных производителей при этом фактически не ущемлялись.

Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и некоторые другие товары, что свидетельствовало о возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод об умереннопротекционистской, охранительной природе тарифа 1868 г. для

1 Брезовский А. А. Таможенное обложение и порто-франко в Приамурском крае. Опыт всестороннего исследования. Владивосток: Типогр. Торговопромышленного вестника Дальнего Востока, 1907. - С. 47.

2 Ковалевский М. Порто-франко во Владивостоке // Вест. Европы. - 1909. -Т. 1. - С. 428.

283

главных отраслей отечественной промышленности. Следует также отметить, что последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. Железные дороги в России до конца 70-х годов XIX в. строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.

Тариф 1868 г. оказался результативным и с точки зрения фискальных интересов. Достаточно сказать, что в первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем на 50 %1.

Завершающим этапом в оформлении режима беспошлинной торговли на территории Дальнего Востока стало 22 декабря 1869 г., когда было издано Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета о разрешении беспошлинного ввоза всех иностранных товаров, кроме спиртных напитков через порты Охотского моря в Якутскую область, непосредственно прилегающую к территории, на которой в 1884 г. будет образовано Приамурское генерал-губернаторство. При ввозе этих товаров в Европейскую Россию устанавливалась оплата их пошлиной в Иркутской таможне. Провозглашение этого закона соответствовало политике порто-франко в условиях регулирования ее механизмами российского протекцио-низма2.

Таким образом, к началу 70-х годов, когда стало более заметным усиление позиций сторонников протекционистской политики, сложилась одна из основных особенностей дальневосточного порто-франко - распространение режима беспошлинной торговли на огромную территорию Восточной Сибири. Поэтому приамурское порто-франко следует рассматривать как особый таможенный режим, при котором разрешался беспошлинный ввоз и торговля иностранными товарами на огромной территории Амурской, Приморской и Забайкальской и Якутской областей. Введенная как определенная «льгота населению» в эпоху преобладания фритре-дерских элементов в таможенной политике, приамурское портофранко с самого начала несло в себе сильный элемент протекционизма. Несомненно, оно давало возможность окрепнуть отечественному предпринимательству на далёкой окраине, постепенно подготавливало условия для успешной конкуренции отечественных товаров с иностранными. Все эти факторы являлись проявлением государственной протекционистской политики, становившейся основой общероссийского модернизационного процесса в XIX - начале XX в.

1 Ковалевский М. Порто-франко во Владивостоке // Вест. Европы. - 1909. -

Т. 1. - С. 430.

2 Беляева Н. А. Указ. соч. - С. 23.

284

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.