Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В Г. ДУШАНБЕ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ (1929-1941'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В Г. ДУШАНБЕ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ (1929-1941 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ДУШАНБЕ / СТАЛИНАБАД / ГОРОД / СТОЛИЦА / ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР / АРТИСТ / РЕЖИССЕР / РАЗВИТИЕ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ПЬЕСА / СПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исломов Фахриддин Шамсиддинович

В данной статье автор, прежде всего опираясь на труды известного отечественного исследователя Н. Нурджанова и другие научные труды посвященные данной теме, а также архивные источники исследует историю становления и развития первых профессиональных театров в городе Душанбе, а также роль самодеятельных художественных кружков и первых профессиональных театральных артистов в развитии театрального искусства в городе Душанбе и в Таджикской ССР в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE FIRST PROFESSIONAL THEATERS IN DUSHANBE IN THE PRE-WAR YEARS (1929-1941

In this article, author, first of all, relying on the works of the famous folk art critic N. Nurjanov and other scientific works devoted to this topic, explores the history of the formation and development of the first professional theaters in the city of Dushanbe, as well as the role of amateur art circles and the first professional theater artists in the development of theatrical art in the city of Dushanbe in particular and in the Tajik SSR as a whole

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В Г. ДУШАНБЕ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ (1929-1941»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В Г.

ДУШАНБЕ В 1929-1941 гг.

Исломов Ф.Ш.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни.

Введение.Одной из важнейших видов культуры являлся театр. По праву можно считать, что именно театр является одним из древнейших оплотов человеческой культуры и неотделимой частью развитого общества.

Для изучения истории образования и развития первых профессиональных театров в городе Душанб е и в целом в Таджикистане свой огр омный вклад внес отечественный исследователь доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Таджикистан Н. Нурджанов. В трудах названного автора прослеживается не только формирование первых профессиональных театров в городе, а также истор ия традиционно-народного театра. В своем труде «Традиционный театр таджиков» [7, с.357] Н. Нурджанов прежде всего опираясь на письменные х ы лы л, ж п щ л

традиционный театр. Кроме выше сказанного в других фундаментальных работ автора прослеживается история раз вития театр ального искусства в Республике в С оветский период.

Основная часть. Становление и развитие первых проф ессиональных театров в г. Душанбе ыл п л Т ж ССР , , л

п С л ы ш г Т ж щ л

п ль ы ы. Т ж п ль ы л ы п

Т ж ССР, г л г ль п ых п ль ых п л

данного искусства. В ажно отметить, что д овоенные годы на терр итории Таджикской ССР, а именно г. Д ш ыл ы п ы п ль ы ы.

Несмотря на отсутствие проф ессиональных театров до 7 ноября 1929 г. на территории нынешнего Таджикистана как отметил, Н. Нурджанов первичные элементы театра наблюдаются в старинных обрядах и др евних обличиях, праздниках, играх и плясках таджикского нар ода [7, с.10].

Из выше изложенного следует подытожить, что таджикский народ ный театр имеет многовековую историю и традицию. В д ореволю ционном пер иоде в В осточной Бухаре, несмотря на отсутствие профессиональных театров, существовали, традиционные театры. Свои представление артисты

г ыг ы л гл ы г х п х льш х г л ь х,

также на б ольших свадьбах и семейных торжествах [8, с. 17]. В ажно отметить, что в этом периоде существовали целый ряд народных-развлечений которые проводились в основном в весенний период времени года. Они были связаны непосредственно, с таджикскими нар одными праздниками, такие как; нарвуз, мехргон, сада [9, с.25-26].

Также, важно отметить, что на территории дореволюционного Таджикистана один из популярных видов народного театра являлся кукольный театр. Как пишет Н. Нурджанов, к

ж л ю, ж ль г г ш ь п л ь. С

п л ль ы ы ж ыг ы л ых г л х г х

п х.

Сл ь, пп ль г л ль л , щ ,

трубача, кукольника, игрока камнями и дойриста [12, с .35].

Таким образом, во второй половине 20-х гг. прошлого столетия были образованы кружки х ж ль ы ж ь, щ г ж г

профессионального театра. В 1927 г. в Душанбе по инициативе писателя Х. Каримова был создан музыкально-драматический кружок художественной самодеятельности [15, с. 30]. Он выступал с

ы п г л ь пь п ы

населением. Непосредственным влиянием этого кружка в начале 1928 год а создается национальный кружок художественной самодеятельности при совпартшколе (школа для подготовки партийных и советских работников). Помимо слушателей партийной школы, в нем участвовали учащиеся педагогического техникума и несколько демобилизованных красноармейцев — всего около 20 человек. Кр оме концертных номер ов, кружок поставил в течение 1928—1929 годов. Кружковцы ы п л п хл п ль г , ж г ль ,

перед учащимися курсов выдвиженцев и в Доме дехканина пер ед населением города [16, с. 152].

В 1927 году имелся единственный кружок художественной самод еятельности, а чер ез 7 лет, по г ль г , Д ш , щ л жь

провела первый общегородской смотр «художественно-самодеятельных искусств». Профессиональные артисты активно участвовали в подготовке к смотру: руководили кружками, п л ль п г л л . Н г , п х ш

в помещении театра имени Лахути, участвовало более 200 человек, продемонстрировавших свое

, ль ы ль . С ль ы ж л ж л

л ль ш г п г п ль г ж г . Сл

п ь, ы л п ых , , х ; . Б , С. Т , Л.

Латипова, Ф. Исматова, У Салимова, М. Холматова, Т. Таджибаева и др. [17, с.161] которые внесли г ы л ль г С Т ж .

Дл г п г п ль г г. Д ш ыл п гл ш

Государ ственного узбекского театр а им. Хамзы, таджик- Х. Махмудов окончивший в 1927 г. в Москве узбекскую театральную студию при Бухарском доме просвещения. Труппа была оф ормлена в 1929 г. Первоначально в него вошли 7 ч еловек; два актера, две актр исы, два музыканта и р ежиссер организатор театр а Х. Махмуд ов, он же был директором. [8, с.17]. В труппе уч аствовали также ль х ль ых ль ых ж . Д г

. Л х , лл п Х. М х п л ль пь

таджикских авторов, в число которых вошли: «Ишан-Обманщик», «Новая жизнь» Т. Самади, «Навруз и Гульчехра» А. Аминхзода, «Последний тиран» М. Юсуфбекова в которых отчетливо п л ж ж ь ж г лю ы п . Сл

ь, ыш п ы ль ы п л л г -п п г

х , ж ль ы п л ыл п щ ы

темами как; борьба угнетённых народов Средней Азии против старого режима, установление и упр очение С оветской власти [8, с.36].

Первый таджикский профессиональный театр — драматический театр имени Лахути — обр азовался на баз е Дома дехканина, здесь, где еще в 1927 году выступал с пением таджикских песен гаф из Гулям-Риза-Б ахор. [10, с. 5-6; 6, с. 200]. В 1928 году Главполитпр освет (Главный п л -п ль ы ) Н п щ л л Б х ш Д

дехканина. С 1928 года здесь началась регулярная демонстр ация кинофильмов. Перед началом

л -Р -Б х г щ п л л п ы. Ф Б х л

первым пр оф ессиональным артистом Таджикистана [16, с.153].

Первый таджикский профессиональный театр, Таджикский академический театр имени А.

Лахути, было образовано 7 ноября 1929 год а в г. Душанбе. В тот же день состоялось первое представление Таджикского государственного театра. Своего помещения театр еще не имел, и поэтому ему предоставили для выступлений здание Дома дехканина со зрительным залом, рассчитанным - на 470 мест.

Как отмечено выше, для р азвития театрального искусства внес свой весомый вклад режиссер X. Махмудов, возглавивший молодой творческий коллектив. Небольшие пьески для театра писал местный драматург-любитель, комиссар Таджикского горнострелкового батальона Юсуфбеков. Основная трудность в деятельности и развитие театрального искусства в эти годы заключалось в

х п э п г ь п х л ь лю , э г ш ы

со сценой. Ныне народный артист Таджикской ССР А. Бурханов, работавший в тот период в пп Н г п щ , п ш л лл ль -

нужды в артистических кадр ах [16, с. 154].

Д г п л , ль л лю л ь

таджикского национального репертуара. Поэтому Главполитпросвет Таджикской ССР постановил срочно приступить к пер еводу на таджикский язык пьес на современную тематику, а также объявил пь , п ю л .

31 января 1931 года, состоялась премьера первой в таджикском театре многоактной постановки, драмы узбекского драматурга К. Яшина «Два коммуниста». В пьесе разоблачалась антинародная, п ль щ ь ж г л , п ы л ь г ь

лю ы л . л ю ль пь г л М. К ы , п л ы

артист СССР.

В том же году театр обращается к русской советской драматургии. 28 марта состоялась премьера пьесы «Мятеж» Д. Фурманова и Н. О. Поливанова по материалам одноименного романа Д. Ф .

Пр емьер а первой удачной написанной таджикской пьесы («Мубор иза») «Борьба», состоялась в марте 1933 -посвященной борьбе за установление С оветской власти. Автором пьесы являлся заведующий литературной частью и актер гостеатра А. Усманов, поставил пьесу режиссер С. Саидмурадов. Пьеса шла с 1933 по 1937 год и выдержала 73 представления. [16, с. 157-158].

Государственный театр им. А. Лахути актерский состав на 1929-1934 гг. [5, Л. 50].

Год Актеров Музыкантов

1929 7 3

1930 12 6

1931 31 12

1932 38 Нет данных

1933 41 Нет данных

1934 44 18

Также, следует отметить что, уже к началу 1936 г. театр имеет уже 20 актр ис, 42 актер ов и 13 музыкантов, из низ 37 таджикской национальности, 12 узбеков и 13 остальных национальностей. [5, Л. 50].

Работа театра характеризируется следующими показателями в 1931-1934 гг. [5, Л. ^60].

Год Доход за год (РУ6-) Посещаемость за год Количество постановок Средняя посещаемость Средний сбор (руб.)

1931 47.085 19.875 55 387 856

1932 68.469 16.800 62 273 1.073

1933 81.700 19.877 72 276 1.136

1934 134.600 25.300 132 335 1.023

1935 157.281 38.777 137 365 1.145

Данная статистика отчетливо показывает и рост посещаемости население из года в год и рост постановок театра в 30-е годы увеличивалась, что не могло не внести свой вклад в поднятие уровня ль ы л г ы г ы.

Таким образом, в 1935 г. ко оме пер вого проф ессионального театра в гор оде Душанбе был Т ж ы ль ы , ы ю ь п л п ы

Т ж п ы л ( ы Т п ы л . С. А ). В 1937 г. г

М , А. Д. Д , ыл Р [1,

с.92]. Следует подчеркнуть, что выше упомянутые театры непосредственно сыграли громадную ль л ых п ль ых г .

Как нами было отмечено выше образовался в 1937 г. в столице Таджикистана Государ ственный русский драматический театр [15, с. 34]. В основном коллектив театра и составили выпускники Московского театра-студии в число которых вошли Н. Н. Волчков, Г. П. Менглет, Е. Д. Чистова, .Д. С п , В. Я. Л г г . В ы п щ л п ль х

пь г г п л А.Н. О г : «В л ы»,

«Бесприданница», «Бедность не порок», «Женитьба Белугина», «Лес», «Без вины виноватые», а ж пь «Н » М. ь г , «Р л » Б. Л , «П г » В. Б лль-

Б елоцерковского, «Земля» Н. В ирты и др. Кр оме наз ваных представлений в эти годы была показ ана зарубежная классика: «Ромео и Джульетта» В. Шекспира и «Похищение Елены» Вернейля [2, с. 731].

Пер вому национально таджикскому театру в июле 1933 г. было присвоено имя прославленного поэта А. Лахути [15, с. 34]. В 1939 г. театр праздновал свой десятилетний юбилей. По этому случаю ыл п г , х ж ы ль Е. И.

Мительман и композитор С. А. Б аласанян были удостоены з вания з аслуженного деятеля искусств Таджикской ССР, актеры А. Бурханов и В. Зияев - звания заслуженного артиста республики. [4] .В 1939 г. театр поставил знаменитый спектакль «Шодмон» Дж. Икрами [11, с . 28] пьеса была посвящена совр еменной жиз ни советского общества в 30- гг.

В 1938 г. в Душанбе был организован Республиканский театр кукол, с таджикской и русской . С л В л О ы э лл ы п л ь. П ж ль ы

театр был организован в Чкаловске, (ныне г. Бустон) а затем и в Душанбе [1, с . 94].

Сл ь, ж ш ю ль ль г п л

л , г ыг л ж г п ы л . У

В ерховного С овета Таджикской ССР от 13 декабря 1940 г. таджикский муз ыкальный театр переименовался в Таджикский государственный театр оперы и б алета [3, с. 350-351].

В годы Великой Отечественной войны театры столицы поставили спектакли по пьесам: Дж. Икрами и А. Файко «Сердце матери» (1942), [11, с. 26]. «Дом Надира» (1943), [11, с. 28] пьесы С. Улугзаде «В огне» (1944), [8, с. 101] С. Баласаняна и З. Шахиди «Розия» (пьеса Е. Акубжанова и Н. Зелеранского, 1942), «Песня гнева» С. А. Баласаняна (1942), «Фронт» А. Корнейчука «Нашествие» Л. Монова, «Надежд а Дурова» К. Липскерова и А. Кочетова и др. [10, с. 40]. Следует отметить, что ю пь С. Ул г п л п г л ы, л л п ы

л х ы В л О ы.

Несмотря на те трудные годы в республике (связанные с началом Великой Отечественной войны (1941 г.) не прекращалась работа по строительству здания театра Оперы и балета имени С адриддина Айни. Таким образом, 17 ф евр аля 1942 г. было окончено строительства нового роскошного многоэтажного здания театра [14]. Первые спектакли на но вом театре планировали поставить оперные сцены заслуженного культурного деятеля С. Балясаняна «Коваи охангар» «Кузнец Кова» [13], в опере С. Баласаняна было показано мужество и героизм Ковы и его сыновей п п л г ж г п л . Н п ыл х

г ы л п , г х С г щ г ы В л ы.

Заключение, в заключение следует отметить, что самодеятельные кружки заложили л ль ш г п г п ль г ж г .

Обр аз ование первого профессионального театра в городе, в 1929 г., стал важным событием в

п л л г. Д ш . Т ж . А. Л х

способствовал образованием других пр оф ессиональных театров в гор оде. Дружба и сотрудничества ж х х п л ых . П ы

ы п л : . Б , С. Т , Л. Л п , Ф. И , У

С л , М. Х л , Т. Т ж г л г ы л

ль г Т ж .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Душанбе Энциклопедия. // Под. ред. Курбанова А. К. Душанбе. 2004.- 590. с.

2. История таджикского народа. Том V. / Под. ред. Р.М. Масова- Душанбе, - 2001. - 829 с.

3. Из истории ^льтурного строительства в Таджикистане. - Душанбе: Ирфон, 1972. - Т.2. - 470 с.

4. Коммунист Таджикистана - 1940, 3 января.

5. Материалы к бро шюры по священно й 15- литией годо вщины Советско й власти в Таджикско й ССР. ЦГА.РТ. Ф.18. Оп. 1. Д 1540. Л. 59.

6. Набиев В.М. Роль художественной интеллигенции Российской Федерации в становления развития таджикского про фессионального театра и киноискусства (30-е - начало 40-х гг. ХХ вв.). // Вклад российской науки в изучения уникального историко-культурного и природного богатства Таджикистан. - Худжанд.- 2019. - 373 с.

7. Нурджанов Н. Традиционный театр таджиков.- Т.1.- / Н. Нурджанов.- Душанбе, 2002.- 357 с.

8. Нурджанов Н. Таджикский театр / Н. Нурджанов.- М.: Искусства, 1968.- 259 с.

9. Нурджанов Н. Таджикский народный театр / Н. Нурджанов.- М., 1956.- 338 с.

10. Нурджанов Н. Ним асри пурсамар / Н. Нурджанов. - Душанбе: Ирфон, 1980.- 110 с.

11. Нурджанов Н. История таджикского советского театра (1941-1957 гг.) / Н. Нурджанов. - Душанбе : Дониш, 1990.- 408 с.

12. Расулов К. История ^льтуры таджикского народа в первой четверти ХХ века: дисс . ... иа соиск учен. степ. док ист. наук / К. Расулов.- Душанбе, 2010.- 41 с.

13. Точикистони сурх - 1942, 18 февраля.

14. Точикистони сурх - 1942, 19 февраля.

15. Усмонов А. Становление и развитие Таджикской Советской культуры (1917-1991 гг.): автореф. дисс . ... на. соиск учен. степ. док ист. наук / А. Усмонов. - Душанбе, 2018. - 51 с .

16. Хасанов А. Душанбе - столица Таджикской ССР (исторический очерк) / А. Хасанов, А. Вишневский.- Душанбе : Таджикгосиздат, 1959.- 350с.

17. Шукуров М. История ^льтурной жизни советского Таджикистана / М. Шукуров. - Душанбе : Ирфон, 1970.- 493 с.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В Г. ДУШАНБЕ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ (1929-1941)

В данной статье автор, прежде всего опираясь на труды известного отечественного исследователя Н. Нурджанова и другие научные труды посвященные данной теме, а также архивные источники исследует историю становления и развития первых профессиональных театров в городе Душанбе, а также роль самодеятельных художественных кружков и первых профессиональных театральных артистов в развитии театрального искусства в городе Душанбе и в Таджикской ССР в целом.

Ключевые слова: Таджикистан, Советский Союз, Душанбе, Сталинабад, город, столица, Таджикский театр, артист, режиссер, развитие, искусство, культура, пьеса, спектакль.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE FIRST PROFESSIONAL THEATERS IN DUSHANBE IN THE PRE-WAR YEARS (1929-1941)

In this article, author, first of all, relying on the works of the famous folk art critic N. Nurjanov and other scientific works devoted to this topic, explores the history of the formation and development of the first professional theaters in the city of Dushanbe, as well as the role of amateur art circles and the first professional theater artists in the development of theatrical art in the city of Dushanbe in particular and in the Tajik SSR as a whole

Keywords: Tajikistan, Soviet Union, Dushanbe, Stalinabad, city, capital, Tajik theater, artist, director, development, art, the culture, play. Сведения об авторе:

Исломов Фахриддин Шамсиддинович - ассистент кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни. E-mail: fahriddinislomov195@gmail.com, Тел: (+992) 902103222. About the author:

Islomov Fakhriddin Shamsiddinovieh - teacher of the historical department of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini. E-mail: fahriddinislomov195@gmail.com. Phone: (+992) 902103222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.