Научная статья на тему 'Становление и развитие педагогики взрослых в международном контексте'

Становление и развитие педагогики взрослых в международном контексте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНДРОГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / TRAINING OF ADULTS / PEDAGOGICS / FORMATION ABROAD / SPECIFICITY OF FORMATION OF ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосийчук А. В.

В статье рассматривается место и роль образования взрослых в международном контексте. Исследуется становление и развитие разных педагогических концепций образования взрослых за рубежом. На основании анализа зарубежной педагогической литературы выделяются основные этапы развития педагогики взрослых. Большое внимание обращено на место андрогогики в системе наук.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the place and a role of formation of adults in the international context is considered. Formation and development of different pedagogical concepts of formation of adults abroad is investigated. On the basis of the analysis of the foreign pedagogical literature the basic stages of development of pedagogics of adults are allocated. The great attention is turned into place андрогогики in system of sciences.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие педагогики взрослых в международном контексте»

ДИСКУССИЯ (£F}

журнал научных публикаций *

Мосийчук А.В., Директор по дополнительному профессиональному образованию филиала ГОУ ВПО Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Смоленске, аспирант, г. Смоленск, Россия

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ВЗРОСЛЫХ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ

Социально-экономические процессы XX начало XXI века подтверждают усиления роли образования взрослых в развитии современного общества. Это активизирует поиск новых подходов к обучению взрослых людей, поскольку разработанные в педагогике формы, методы, модели и технологии обучения базируются на особенностях детей разного возраста или студенчества (педагогика высшей школы) и их применение при обучении взрослого человека сегодня не могут быть эффективными. Специфика образования взрослых стала предметом фундаментальных исследований педагогов, психологов, социологов разных стран мира, это дало возможность к появлению андрогогики (от «аМгоз» — взрослый человек та «а§о§е» — управление, воспитание). Однако, в разных странах по разному относятся к выделению андрогогики в отдельную науку. Скандинавские страны имеют давние традиции и определенные специфические отличия системы образования взрослых в сравнении с другими странами, эффективность которой не вызывает сомнений. Именно их система образования взрослых, а также подходы к решению андрогогических проблем сегодня являются актуальной.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что на проблемы образования взрослых обращено внимание исследователей раз-

ных стран. Наиболее актуальные исследования были сделаны С. Брукфилдом и М. Ноулзом (США), П. Джарвисом (Великобритания), Х.Г. Гротхоффом и Ф. Пеггелером (Германия), Л. Туро-сом (Польща), П. Фюрте (Швейцария), С.И. Змеевым и С.Г. Вершловским (Россия) и другими.

Зарубежная система образования взрослых имеет большую историю своего развития и тесно связана с именем датского ученого, философа и педагога Н.Ф.С. Грундтвига. Однако, современное развитие образования взрослых несет в себе отпечаток в исследованиях и других ученых разных стран, это обусловливается их тесной взаимосвязью, а также интеграционными и глобальными процессами, которые характерны для сегодняшнего общества. Поэтому, для определения скандинавских подходов к андрогогике мы опирались на результаты исследований становления и развития андрогогики в международном контексте. Ее «официальное» признание в европейских странах и США приходится на 70-е годы XX столетия и связано с выходом в свет труда американского ученого Малколма Шеппарда Ноулза (1913 -1997) «Современная практика образования взрослых. Андрогогика против педагогики» [1], в которой даются концептуальные подходы новой науки — андрогогики. Так, Дж. Драпер исследуя

Образование — это жизнь, а не просто подготовка к неизведанному будущему существованию.

возникновение и развитие андрогогики, отмечает, что предвестником ее появления являются: социальная философия 1700-1800 годов, начало рабочего движения в XX столетии в Германии и США, бурное развитие образования взрослых по окончанию Второй мировой войны, интенсивность исследований в отраслях образования взрослых . Он обращал внимание, что «рассмотрение метаморфоз андрогогики- образование взрослых есть важным для поиска отрасли идентичности. Поиск определения также был очередной попыткой гумманизировать и понять образовательный процесс взрослых» [2].

Исследования подтверждают, что большое влияние на развитие андрого-гических знаний в европейских странах имели труды американского ученого Эдуарда Линдемана (1885-1953), который сформулировал четыре положения обучения взрослых, которые стали «ядром философии образования взрослых» и не утратили своей актуальности и сегодня: образование — это жизнь, а не просто подготовка к неизведанному будущему существованию; образование — это непрерывный процесс, который базируется на неформальных идеалах; образование взрослых начинается там, где профессиональное образование заканчивается, а его цель — наполнить смыслом всю жизнь; в основе развития образования взрослых лежат определенные ситуации, а не предметы. Если в традиционном образовании ученик должен приспосабливаться к требованиям учебного заведения, учебного плана, то в образовании взрослых учебные планы и программы разрабатываются с учетом потребностей и интересов взрослых учеников; самой большой ценностью в процессе обуче-

ния взрослых, является опыт ученика» [3].

Однако, идейным вдохновителем Эдуарда Линдемана можно считать Н.Ф.С. Грундтвига. Сам Э.Линдеман писал, что «главным источником экономического и социального Ренессанса Дании являются высшие народные школы. Вышло так, что возвратившись с Дании, я стал убежденным и горячим защитником образования взрослых» [4].

А.Д. Стеверт отмечал на то, что «грундтвигскому проживанию в свободе и обучению в свободе было посвящено целый раздел в работе Э. Линдемана «Значение образования взрослых».... Философия Грундтвига соскакивает у Э.Линдемана с каждой страницы...»[5].

В это же время с А.Д. Стевертом, Малколм Ноулз писал, что «Эдуард Лин-деман был моим первым наставником, моим главным истоком вдохновения. Я считаю его главным пророком современной андрогогической теории» [5].

Это дает все основания говорить том, что современная андрогогическая концепция основывается на идеях датского философа Н.Ф.С. Грундтвига, которая стала основой для развития андрогогики как науки в XX столетии.

Если говорить о андрагогике М. Но-улза, то необходимо отметить, что она стала «первой попыткой обоснования теории образования взрослых.хотя она не была целостной теорией, как он того ожидал, но он обеспечил основательные начала для ее дальнейшего развития» [6].

Несмотря на общие корни возникновения андрогогических концепций и их подобные черты, существуют и определенные отличия между ними. Это дало возможность нам определить несколько подходов о понимании и месте андрого-

Самой большой ценностью в процессе обучения взрослых, является опыт ученика.

гики в системе наук, которые влияли на развитие андрогогических концепций в мировом контексте:

1. Андрогогическая концепция исходит из соображений, что андрогогика является одной из педагогических дисциплин или из соображений, что андрогоги-ка это самостоятельная отрасль знаний.

Так, в Германии большинство ученых андрогогику признают как «часть науки об образовании», во Франции определение «андрогогика» вошло в словари и энциклопедии, но андрогогика рассматривается в пределах педагогики. Польский исследователь Л.Турос разместил андро-гогику также в пределах педагогических дисциплин и определил ее задачей, методологию. В тоже время Л.Турос защищал ее относительную независимость и взаимосвязь с другими науками. Вариативность и плюралистичность можно наблюдать в андрогогических концепциях Чехии, Словакии и Хорватии. Там существуют две концепции, которые развиваются параллельно.

2. Андрогогическая концепция, которая базируется на интегративном подходе. Ее примером является голландская андрогогическая концепция, которая сформировалась в 60-е годы XX столетия и имела в основе интегративную природу, включая не только образовательный процесс, но и «общие подходы в социальном поведении взрослых, социальную помощь» и т.д. Однако, инте-гативная андрогогическая концепция, которая объединяла в андрогогике психологию и социологию и даже получила новое название «агология», не смогла доказать свою эффективность и сегодня андрогогика в Голландии является самостоятельной наукой.

Некоторые швейцарские ученые (П. Фюрте) придерживаются радикальной андрогогической концепции, настаивая на замене педагогики андрогогикой и признании ее наукой об образовании в пределах непрерывности жизни.

3. Прагматическая андрогогическая концепция, которая разработана американской школой андрогогики. Необходимо отметить, что влияние андрогоги-ческой теории М.Ноулза можно увидеть у всех европейских концепциях.

4. Концепция обучения взрослых, которая отрицает существование андро-гогики как науки (С. Гриффин, П. Джар-вис и др.)

Андрогогическая концепция в скандинавских странах формировалась как под влиянием зарубежного опыта, так и на основе своих традиций. Наибольшее интенсивное ее развитие происходит в Финляндии. Финские исследователи стараются ответить на ключевые вопросы, которые касаются андрогогики как науки.

На наш взгляд неоднозначность в подходах к андрогогике началась с некорректного ее признания М. Ноулзом — «андрогогика — наука и искусство помощи взрослым учиться» Ученый проводит аналогию с признанием педагогики Дж. Дьюи как «науки и искусства» и сводит андрогогику, как помощь обучаться взрослым, и как бы «уменьшает» ее до определенных «рецептов» методики преподавания взрослым ученикам. Кроме того, ошибочным является ограничение андрогогики только проблемами обучения без учета социальных и философских аспектов, без которых обучение не может быть успешным. Поэтому большинство скандинавских исследователей

(-N

Взрослый человек способен быть не только ответственным за свое обучение, но и быть инициатором собственного обучения.

используют определение не «ан-дрогогика» а «педагогика взрослых», подчеркивая принадлежность к педагогической науке, и рассматривают андрогогику как определенную идею, а не науку. Однако, исходя из анализа скандинавской концепции обучения взрослых, которая рассматривается в пределах педагогики взрослых, ее можно называть андрогогической, поскольку она отвечает основным положениям андрогогики.

Изучение и анализ зарубежной педагогической литературы позволил выделить нам основные этапы развития педагогики взрослых: первый этап охватывает 90-е годы XIX- первую половину XX столетия. Он характеризуется выделением «взрослости» как социально-психологического феномена, разработкой педагогической теории образования взрослых (например, педагогика обучающих кружков), практической направленностью исследований, нацеленных на усовершенствование образовательных процессов, а также организация кафедр, научно-исследовательских институтов, профессиональных объединений, издание журналов и т.п.

Второй этап 60-80-е года XX столетия. Это период активных международных научных исследований касающихся непрерывного образования взрослых. Анализируется понятийный аппарат, углубляются представления об образовании взрослых как средства социального и культурного развития страны, как фактор самореализации взрослого человека. Одновременно в европейских странах и США андрогогику начинают признавать как самостоятельную научную дисциплину, этот фактор как раз повлиял на формирование андрого-гической концепции в скандинавских странах.

Для третьего этапа 90-е года XX столетия характерна дальнейшая концептуализация явлений образования взрослых

и продолжение исследований в теоретическом и методическом контексте.

Четвертый этап (начало XXI столетия) охватывает начало XXI столетия и характеризуется инновационным развитием педагогики взрослых, ростом роли практико-ориентированной направленности исследований, разработкой прогнозов, а также детерминантных изменений в социально-экономических и социально-культурных условиях.

Сравнение развития педагогики взрослых в скандинавских странах с основными темпами развития андро-гогики в международном контексте [7] показывает их схожесть в решении основных проблем обучения взрослого человека.

Исследуя отличия скандинавской концепции обучения взрослых (андро-гогической концепции), мы пришли к выводу, что в ней гармонично соединяются андрогогические идеи М. Но-улза, ученых Ноттынгемской группы и педагогические идеи Н.Ф.С. Грундтвы-га. Такое соединение делает ее гибкой, демократической, мобильной и ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей взрослого человека.

Скандинавская андрогогическая концепция основана на психологических особенностях взрослых людей, которые являются фактором успеваемости в учебе. В соответствии с ними, специфическими особенностями взрослого человека как субъекта учебного процесса являются:

— позиционирование себя как самостоятельной личности, т.к. в арсенале взрослого человека имеется жизненный и профессиональный опыт;

— при помощи образования взрослый человек предполагает решить свои

жизненно важные проблемы и достигнуть конкретной цели;

— осознанное стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию;

— стремление к немедленной реализации приобретенных знаний. Отсюда, взрослый человек способен быть не только ответственным за свое обучение, но и быть инициатором собственного обучения. Это означает, что при организации обучения взрослого человека необходимо исходить из того, что в процессе обучения основную роль играют потребности, мотивы, профессиональные и социальные проблемы. Взрослый человек стремится к самостоятельности в обучении и самореализации, жизненный опыт является «визитной карточкой» взрослого человека, который необходимо использовать как при индивидуальном, так и при групповом обучении. Учебный процесс необходимо ориентировать не на получение общих знаний, а на решение значимой проблемы. Необходимо оказывать помощь в достижении определенной цели, а результаты обучения можно немедленно применить на практике. При всем этом, нужно учитывать то, что обучение взрослого человека имеют определенные ограничения (социальные, временные, финансовые, профессиональные и другие). Обучение должно строиться на основе субъективных отношений между тем, кто учится и тем, кто учит (М. Ноулз, С. Змеев, С. Ларссон).

Данные положения являются основополагающими для андрогогической концепции. Однако, по мнению скандинавских ученых [8; 9], в концепции М. Ноулза неоправданно большое значение уделяется персоналистическому подходу в обучении, акцентируется внимание на обязательной «самоустремленности взрослого ученика», тогда как функции учителя ограничиваются.

По их мнению, это делает концепцию М. Ноулза абстрактной и ограниченной, поскольку она не учитывает влияние внешней среды, уровень образования тех, кто учится, содержание образования и другие факторы, которые влияют на эффективность обучения. Поэтому, более приближенной к скандинавскому контексту является андрогогическая концепция Ноттин-гемской группы, где главной целью обучения взрослых является развитие критического, творческого мышления интегрированного с чувствительной сферой человека, которая рассматривается в взаимодействии с социально-исторической средой [10].

В тоже время основой скандинавской концепции обучения взрослого человека остается педагогическая концепция Н.Ф.С. Грундтвига, согласно которой, персоналистическому подходу к обучению взрослых противостоит обучение на основе сбалансированного и равноправного диалога. Такое обучение базируется на взаимоуважении, взаимопонимании взаимодействии между педагогом и обучаемым. По мнению Н.Ф.С. Грундтвига, взаимодействие должно быть свободным, живым и природным. В этом контексте Грундтвиг настаивал прежде всего на познании себя человеком, перед тем как познавать других»... человек должен уметь говорить «мы», в тоже время мыслить «я». Каждый из нас является уникальным. Важно быть самим собой, и не замыкаться в себе. Мы не должны бежать от реальности. Мы должны смотреть жизни в лицо» [11]. Это дает возможность тем, кто учится освоить интегрированное мышление,при котором индивид способен контролировать свое мышление и обучение в отли-

Жизненный опыт является «визитной карточкой» взрослого человека, который необходимо использовать как при индивидуальном, так и при групповом обучении.

чии от ситуации, когда мышление только адаптируется к авторитету или опыту других.

Исследования свидетельствуют, что опора на опыт человека является неотъемлемой частью андрогогических концепций, а у скандинавской концепции ему уделяется особенное внимание. По мнению Грундтвига, жизненный опыт единственный путь человека к истинному знанию.

По мнению З. Хеллстрона [12] концепция обучения на основе опыта (experiential learning) дает возможность эффективно использовать как жизненный опыт, так и профессиональный опыт взрослых в обучении. Именно потому Э. Линдеман называл опыт живым учебником взрослого ученика, который обеспечивает непрерывный процесс оценки действий, который происходит, а шведский ученый С. Ларссон — «ценным ресурсом», который обеспечивает непрерывность обучения и служит мотивацией к эффективному обучению.

Таким образом, анализ исследований ученых [1 - 10; 12; 13] позволяет сделать вывод: несмотря на общие корни возникновения андрогогических концепций и их подобные черты, существуют определенные расхождения между ними относительно понимания и места андрогогики в системе наук; существуют разные точки зрения, что касается использования определения «педагогика взрослых» и «андрогогика» , здесь нужно отметить что большинство ученых отдают предпочтение определению «педагогика взрослых»; развитие педагогики взрослых в скандинавских странах отвечает развитию андрогоги-ки в международном контексте; идейным вдохновителем андрогогики является датский ученый Н.Ф.С. Грундтвиг, а основателями андрогогики как науки, признанно считать Э. Линдемана и М. Ноулза. ('

1. Knowles M. S. The modern practice ofadult education: Andragogy versus pedagogy. New York: Association Press, 1970. - 384 р.

2. Draper J. A. The metamorphoses of andragogy // The Canadian Journal for the Study of Adult Education. — 1998. —№ 12(1). — Р. 3-26.

3. Warren C. Andragogy and N. F. S. Grundtvig: A Critical Link //Adult Education Quarterly. — 1989. — Vol. 39, № 4. — Р. 211-223.

4. Lindeman E. С The sociology of adult education // Journal of Educational Sociology. — 1945. — № 19. — Р. 114-123.

5. Stewart D. W. Adult Learning in America: Eduard Lin-deman and his agenda for lifelong education. — Malabar, Fl.: Robert E. Krieger, 1987. — 289 р.

6. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. 3 edition. — London: RoutledgeFalmer, 2004. — 320 p.

7. Рабочая книга андрагога / Под редакцией С.Г. Вершловского. — СПб., 1998. — 197 с.

8. Rubenson, K. The Nordic model of Lifelong Learning // Compare. — 2006. — Vol. 36. — № 3, September. — Р. 327-341.

9. Hakansson A. Larares pedagogiska arbete inom den kommunala vuxenutbildningen. — Umea: Umea University, Department of Child and Youth Education and Counselling, 2007. — 192 р.

10. Nottingham Andragogy Group. Towards a developmental theory of andragogy. (Adults: Psychological and Educational Perspective No. 9. Nottingham, England: University of Nottingham Dept. of Adu. Educ, 1983. — 48 p.

11. Опенко O.I. Фшософська концепцш освети до-рослих Н.Ф.С. Грундтвига // Проблеми та перспекти-ви формування нацюнально! гуманетарно-техшчно! елети». — Вип. 18 (22). — Харшв: НТУ «ЧП1» — 2008. — С. 3 -9

12. Hellstrom Z. Nordic Model of Adult Education: A Comparative Study of Model Parameters and Effects. In Tuijnman A., Hellstrom Z. Curious minds: Nordic adult education compared. Nord 2001:9, Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2001. — P. 11-27.

13. Brockett R.G., Hiemstra R. Self-direction in adult learning: Perspectives on theory, research, and practice. London: Routledge, 1994. — 364 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.