Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В ТАДЖИКИСТАНЕ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ВСЕТАДЖИКСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ / СЪЕЗД СОВЕТОВ ТАДЖИКИСТАНА / ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ТАДЖИКСКОЙ ССР / "МЯГКАЯ СИЛА" ПАРЛАМЕНТАРИЗМА / МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН / МАДЖЛИСИ МИЛЛИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акрами Зикриё Иномзода, Шехмамадова Аморат

В статье рассматриваются основные этапы становления и развития парламентаризма в Таджикистане. Выделены основные тенденции деятельности представительных органов власти в Советском Таджикистане, рассмотрены полномочия Всетаджикского съезда Советов, съезда Советов Таджикистана. Отмечено, что Конституция Таджикистана 1937 г. заложила основы становления парламентаризма в Таджикистане, установив разделение государственной власти. Дана характеристика особенностей деятельности Верховного Совета Таджикской ССР. Отмечено, что дальнейшее развитие парламентаризма получило развитие с принятием Конституций 1978 и 1988 гг. Формирование современной парламентской системы в Таджикистане связано с принятием Конституции в 1994 г., признанием института свободного мандата, созданием двухпалатного парламента. Автор отмечает важную роль парламентаризма как «мягкой силы» в становлении таджикской политической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE TAJIKISTAN PARLAMENTARIZM

It is considered the basic stage of establishment of development of the Tajikistan’s parlamentarizm. It is picked out the basic tendency of representative authorities, activities in the Soviet Tajikistan. Also it is considered capability of all Tajik congress of the Tajikistan council. It is noted, that constitution of the Tajikistan’s in 1937 established the becoming of parlamentarizm in Tajikistan, set dividing of the state authority. It is given specification of the supreme authority of the Tajik SSR’s features. It is signed also the further development of parlamentarizm recued (obtained) the development with adopting the constitution of 1978 and 1988. Formation of the modern parliamentary system of the Tajikistan relates with adopting of the Constitution in 1994, recognition of the Free mandate institute, by creation of parliament of two houses. Author Signes the main role of parlamentarizm as “soft power” in establishment of the political system of the Tajikistan.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В ТАДЖИКИСТАНЕ»

СТАНОВЛЕНИЕ АКРАМИЗикриё Иномзода,

И РАЗВИТИЕ д .и.н., профессор, директор Института истории, археологии и ПАРЛАМЕНТАРИЗМА этнографии им. А. Дониша АН РТ, ШЕХМАМАДОВА Аморат,

В ТАДЖИКИСТАНЕ магистрант кафедры отечественной истории Российско-

Таджикского (славянского) университета, (Таджикистан, Душанбе)

АКРАМЙ Зикриё Иномзода,

д.и.т., профессор, директори Институти таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А.Дониши АИ Цум^урии Тоцикистон, ШЕХМАМАДОВА Аморат, магистранти кафедраи таърихи ватании Донишгоци славянии Русияву Тоцикистон, (Тоцикистон, Душанбе)

AKRAMI Zikriyo Inomzoda,

Dr. of History, Professor, director department of the Ahmad Donish Institute of history, archaeology and ethnography, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, SHEKHMAKHMADOVA Amorat, magister department of national history of the Russian-Tajik (Slavonic) University, (Tajikistan, Dushanbe)

Ключевые слова: парламентаризм; политический плюрализм; Всетаджикский съезд Советов; съезд Советов Таджикистана; Верховный Совет Таджикской ССР; Маджлиси милли, Маджлиси намояндагон; «мягкая сила» парламентаризма.

В статье рассматриваются основные этапы становления и развития парламентаризма в Таджикистане. Выделены основные тенденции деятельности представительных органов власти в Советском Таджикистане, рассмотрены полномочия Всетаджикского съезда Советов, съезда Советов Таджикистана. Отмечено, что Конституция Таджикистана 1937 г. заложила основы становления парламентаризма в Таджикистане, установив разделение государственной власти. Дана характеристика особенностей деятельности Верховного Совета Таджикской ССР. Отмечено, что дальнейшее развитие парламентаризма получило развитие с принятием Конституций 1978 и 1988 гг. Формирование современной парламентской системы в Таджикистане связано с принятием Конституции в 1994 г., признанием института свободного мандата, созданием двухпалатного парламента. Автор отмечает важную роль парламентаризма как «мягкой силы» в становлении таджикской политической системы.

ТАШАККУЛ ВА РУШДИ ПАРЛАМЕНТИЗМ ДАР ТОЧДКИСТОН

ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE TAJIKISTAN PARLAMENTARIZM

Калидвожацо: парламентаризм; плюрализми сиёсй; Анцумани Шуроцой умумитоцики; Анцумани Шуроцой Тоцикистон; Шурои Олии РСС Тоцикистон; Мацлиси миллй, Мацлиси намояндагон; "Кувваи нарм "-и парламентаризм.

Дар мацола марцилацои асосии ташаккул ва рушди парламентаризм дар Тоцикистон барраси мешавад. Тамоюлцои асосии фаъолияти мацомоти намояндагии цокимият дар цаламрави Тоцикистони шуравй шацодат медщанд, ки ваколатцои Анцумани Шуроцой умумитоцики, Анцумани Шуроцой Тоцикистон нишон дода шудааст. Кайд мешавад, ки Конститутсияи Тоцикистон дар соли 1937 барои ташаккули парламентаризм дар Тоцикистон асос гузошт, ки цокимияти давлатиро чудо кард. Хусусиятцои фаъолияти Шурои Олии РСС Тоцикистон дода шудааст. Кайд гардид, ки рушди минбаъдаи парламентаризм бо цабули Конститутсияцои солцои 1978 ва 1988 амалй шудаст.

Ташаккули системаи муосири парламентй дар Тоцикистон бо цабули Конститутсия дар соли 1994, эътироф намудани интитути мандати озод, таъсиси парлумони дупалатагй алоцаманд аст. Муаллиф нацши муцими парламентаризмро цамчун "цувваи нарм" дар ташаккули системаи сиёсии тоцик цайд мекунад.

Key words: Parliamentarism; political pluralism; All the Tajik Congress of Soviets; Congress of Soviets of Tajikistan; Supreme Soviet of the Tajik SSR; Majlisi Mile, Majlisi Namoyandagon; "Soft power" of parliamentarism.

It is considered the basic stage of establishment of development of the Tajikistan's parlamentarizm. It is picked out the basic tendency of representative authorities, activities in the Soviet Tajikistan. Also it is

considered capability of all Tajik congress of the Tajikistan council. It is noted, that constitution of the Tajikistan's in 1937 established the becoming of parlamentarizm in Tajikistan, set dividing of the state authority. It is given specification of the supreme authority of the Tajik SSR's features.

It is signed also the further development of parlamentarizm recued (obtained) the development with adopting the constitution of 1978 and 1988. Formation of the modern parliamentary system of the Tajikistan relates with adopting of the Constitution in 1994, recognition of the Free mandate institute, by creation of parliament of two houses. Author Signes the main role of parlamentarizm as "soft power" in establishment of the political system of the Tajikistan.

Парламентаризм выступает «мягкой силой» в становлении и укреплении политических систем государств, является важным инструментом внешней и внутренней политики. Опыт Таджикистана представляет интересный пример развития парламентаризма в советский период и его трансформации на основе демократических ценностей в важнейший институт государственного управления в стране. Цель данной статьи - исследование эволюции парламентаризма в Таджикистане. До этого в Таджикистане, как и в других постсоветских странах, функционировала система, при которой в большинстве случаев разделение государственной власти, многопартийная система, прямые выборы, гражданское общество не составляли ее элементов.[4,16-30]

До принятия Конституции Таджикской АССР государственное и общественное устройство республики регламентировались Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией Узбекской ССР 1927 г., а также другими нормативно-правовыми актами, принимавшимися съездом Советов и ЦИК Советов Таджикской АССР. 29 апреля 1929 г. II съезд Советов Таджикской АССР принял Конституцию (Основной Закон) республики. Конституция Таджикской АССР 1929 г. была первой в истории таджикского народа национальной конституцией, и это определяет ее важное, значение в становлении и развитии таджикского парламентаризма.

В Советском Таджикистане функции парламента сначала были возложены на Всетаджикский съезд Советов. Всетаджикский съезд, олицетворяя высшую власть на территории Таджикской АССР, не был постоянно действующим. Он формировался из делегатов, избираемых областным съездом Горно-Бадахшанской автономной области из расчета один делегат на 3000 жителей, областными районными съездами Советов из расчета один делегат на 3000 жителей и городскими Советами из расчета один делегат на 300 избирателей. Конституция 1931 г., отменив Всетаджикский съезд в качестве высшего органа власти, определил в этом качестве съезд Советов.

Это было связанно с выходом Таджикской АССР из состава Узбекской ССР и образованием Таджикской ССР [7,65-67]. Согласно пункту 31 Конституции 1931 г. Съезд Советов формировался из делегатов, избираемых областным съездом Горно-Бадахшанской автономной области. Из расчета один делегат на 2000 жителей, районными съездами Советов - один делегат на 3000 жителей, городскими советами из расчета один делегат на 600 избирателей и рабочими поселками из расчета один делегат на 100 избирателей. Всетаджикский съезд и съезд Советов не были постоянно действующими органами. Они созывались не реже одного раза в два года Центральным исполнительным комитетом соответствующих советов. Центральный исполнительный комитет избирался соответствующими советами в количестве, определяемом съездом Советов с целью выполнения возложенных на них функций в межсессионных периодах.

Полномочия Всетаджикского съезда и съезда Советов Таджикской ССР делились на две группы: исключительная и отнесенная к ведению советов и Центрального исполнительного комитета. Круг полномочий первой группы не был широким. К ним относились внесение дополнений и изменений в Конституцию Таджикистана и утверждение частичных изменений в Конституцию Таджикской ССР, внесенных Центральным исполнительным комитетом в межсессионном периоде. Также советы были уполномочены утверждать Положение Исполнительного комитета советов Горно-Бадахшанской автономной области.[2,29-41]

Учитывая эти нормы, можно утверждать, что советы не способствовали развитию парламентаризма на территории Советского Таджикистана, хотя законодательно они олицетворяли высшую власть на территории республики. На это были свои причины. Во-первых, советы не были постоянно действующими органами. Они созывались редко, не реже одного раза в два года, за исключением чрезвычайных съездов. Такой метод функционирования не может содействовать реализации возможности советов в своей полноте. Во-вторых, ключевая роль в определении основных направлений государственной политики внутреннего и внешнего характера принадлежала именно Центральному исполнительному комитету и президиуму. Президиум Центрального исполнительного комитета, имея широкие, даже неограниченные, полномочия, выступал в качестве законодательного, исполнительного, распорядительного и контролирующего органа, действующего на основе особого положения, утвержденного Центральным

исполнительным комитетом. В-третьих, таким образом, полномочия всех ветвей государственной власти были сосредоточены в лице одного органа - Президиума Центрального исполнительного комитета. Такое положение не могло гарантировать развитие парламентаризма, так как все органы государственной власти находились в подчинении Президиума Центрального исполнительного комитета и были подотчетны ему. Наряду с этим должностные лица органов государственной власти всего ранга назначались президиумом.

Конституция Таджикской ССР 1937 г., утвержденная постановлением чрезвычайного VI съезда Советов Таджикской ССР, кардинальным образом изменила ситуацию. Она заложила первые основы становления парламентаризма в Таджикистане - установила разделение государственной власти. Исполнительный орган в лице Совета Министров Таджикской ССР и судебные органы в лице Верховного суда Таджикской ССР были отделены от съезда Советов Таджикской ССР, точнее - от Президиума Центрального исполнительного комитета. Законодательный орган представлялся в лице Верховного Совета Таджикской ССР. [5,20 - 26]

Согласно нормам ст. 20 и 23 Конституции 1937 г. Верховный Совет являлся высшим органом государственной власти и считался единственным законодательным органом республики.

Конституция Таджикской ССР 1937 г. устанавливала подотчетность всех органов государственной власти Верховному Совету и Президиуму Верховного Совета в межсессионных периодах, и это было прорывом в развитии и становлении парламентаризма. Этому способствовал ряд положений, закрепленных в конституции. Во-первых, конституция признавала разделение государственной власти, которое играет ключевую роль в становлении парламентаризма и содействует тому, что парламент может взять в свои руки все инициативы, связанные с государственным управлением. Во-вторых, Конституция 1937 г., в отличие от предыдущих конституций, четко разграничила полномочия Верховного Совета, перечисляя их в ст. 13, 15. Указывались также полномочия, которые не могли находиться в полномочии других органов государственной власти, в том числе Совета Министров Таджикской ССР. В-третьих, Верховный Совет избирался гражданами Таджикистана по избирательным округам сроком на четыре года. Избирательный характер Верховного Совета, открывая путь к демократизации общественных отношений, установил тесную связь между избирателями и народными избранниками. Такого мнения придерживается М. Шамсутдинов. Изучая становление парламентаризма в Российской Федерации, в том числе советского периода, он отмечает: В деятельности высших органов управления прослеживались ростки демократии, позволявшие поддерживать тесную связь депутатов с избирателями, накапливать элементы парламентской культуры, вносить определенный вклад в развитие и совершенствование законодательной системы. А кроме того, хотя бы формально и в достаточно поздние периоды данного этапа развития, но закрепить всеобщую, равную избирательную систему прямых выборов при тайном голосовании» [11,203-208]. В-четвертых, сессии Верховного Совета стали созываться чаще - два раза в год. Такой порядок созыва дал возможность сессии Верховного Совета в тесном контакте с органами государственной власти осуществлять надлежащий надзор за их деятельностью. Кроме того, законы, принятые Верховным Советом, могли публиковаться за подписью председателя и секретаря Президиума Верховного Совета. Верховный Совет был уполномочен толковать законы Таджикской ССР посредством своего президиума.

Становление парламентаризма в Таджикистане получило дальнейшее развитие с внесением дополнений и изменений в Конституцию 1978 г. Конституцией Таджикской ССР 1978 г. Таджикистан был объявлен общенародным социалистическим государством, которое отражало волю и интересы рабочего класса, дехканов и интеллигенции, трудящихся всех национальностей республики. Наряду с этим в системе государственного управления появились такие понятия, как «общенародное обсуждение» и "референдум", что существенно расширило возможности национального парламентаризма. У Верховного Совета появилось право организации и проведения всенародного обсуждения и референдума по вопросам государственного масштаба. По утверждению Б. С. Гадоева, референдум в государственной и общественной жизни имел большое значение, решая судьбоносные вопросы жизни общества и государства. В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. произошли серьезные политические изменения политического курса государства и в жизни общества, которые получили название «перестройка». [3,23] Был взят курс на политический плюрализм. Начали формироваться различные политические и общественные движения. Народ, выступая носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, был уполномочен осуществлять свою власть непосредственно или через представительные органы на основе конституции. Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную впервые получил юридический статус в рамках пункта 3 «Декларации о суверенитете Таджикистана» от 24 августа 1990 г. Эти политические изменения не оставили без

последствий политическую обстановку в республике на фоне усиления роли парламента в государственном управлении. Это стало особенно заметно и после отставки Р. Набиева, второго президента Республики Таджикистан, когда было решено вернуть прежнюю форму государственного управления. Принятая 6 ноября 1994 г. новая Конституция суверенного Таджикистана открыла новую страницу не только в истории республики, но и в дальнейшем становлении и развитии парламентаризма.

Конституция 1994 г., во многом заимствуя «Декларацию о суверенитете Таджикистана», формировала парламент страны в новом облике. Это было отражено, прежде всего, в полномочиях Маджлиси Оли как нового парламента страны. Отныне только парламент имел право выступать от имени народа. Другие органы государственной власти были лишены такого права, что определило место и роль парламента в управлении делами государства. Конституция 1994 г., в отличие от предшествующих, признавала институт свободного мандата. Этот институт играет ключевую роль в развитии парламентаризма, потому что народные избранники не ставятся в зависимость от своих избирателей и, свободно выражая свою волю, вступают в различные парламентарные структуры, такие как фракции и депутатские группы. Они могут инициировать парламентские слушания, парламентский час, импичмент, недоверие и т. д.

Нормы ст. 8 Конституции Республики Таджикистан 1994 г. разрешили различным политическим партиям и общественным движениям участвовать в общенародных выборах в парламент. Они могли даже выступать инициаторами проведения реформ в экономической, социальной, политической и правовой жизни общества и государства. Конституционная реформа 1999 г. коренным образом изменила курс развития парламентаризма, приведя на политическую арену двухпалатный парламент. Одна палата функционирует на профессиональной основе, другая, имея позывной характер, выступает «надзирающим» органом в отношении другого. Это стало важным фактором дальнейшего развития парламентаризма. Маджлиси намояндагон - нижняя палата - получила широкие полномочия, способствующие реализации парламентарного надзора, в том числе за государственным долгом, получением займов, экономическим и социальным развитием страны, утверждением целевых государственных программ. Маджлиси милли - верхняя палата - брала ответственность за обеспечение стабильности общества и государства путем избрания и отзыва председателей и судей высших судебных органов, дачи согласия для назначения и освобождения генерального прокурора и его заместителей и т. д. Главная задача Маджлиси милли заключается в утверждении законопроектов, принятых нижней палатой, Маджлиси намояндагон. Это считается механизмом, в соответствии с которым верхняя палата может воздействовать на Маджлиси намояндагон.

Важный момент в полномочиях Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон - утверждение указа президента Таджикистана о назначении и освобождении членов правительства. [9,27-30] Согласно ст. 55 Конституции президент Республики Таджикистан, назначая и освобождая членов правительства, в том числе премьер-министра, обязан направить свой указ в парламент страны для утверждения. Парламент, используя данный механизм, может принудить исполнительный орган в лице правительства страны к определенным действиям. Это играет ключевую роль среди механизмов парламентаризма. Таким образом, можно определить основные элементы парламентаризма:

- Разделение государственной власти. Это базовое условие развития парламентаризма способствует тому, что парламент участвует в управлении государством. В отсутствии разделения государственной власти парламент не может раскрыть себя по ряду причин: отсутствие политического оппонента, отсутствие или ограниченность прямых выборов, подотчетности органов государственной власти парламенту. Принцип разделения государственной власти принуждает парламент бороться за место в управлении государством при наличии политического оппонента в лице исполнительного и судебного органа;

- Политический плюрализм. Практика советской государственности доказала, что правящая партия, занимая доминирующую роль в управлении государством, увеличивает давление на органы государственной власти, в том числе парламент. Политический плюрализм делает ставку на разнообразие политических отношений. Субъекты политических процессов, вступая в политическую борьбу, ставят целью получение большего мандата в парламенте;

Свободные и прямые выборы. Прямые выборы, приведя на политическую арену широкий круг субъектов политического процесса, дают возможность небольшим партиям бороться за власть. Кроме того, прямые выборы, обостряя политические процессы, способствуют повышению конкуренции в борьбе за власть. Минус прямых выборов заключается в том, что в парламент наряду с сильными партиями могут пройти и слабые партии. У них, как правило, отсутствует

достаточный опыт. Это не всегда идет на пользу парламентаризму, особенно когда речь идет о вопросах государственного масштаба.

Сильная сторона косвенных выборов заключается в том, что они всегда приводят на политическую арену только те субъекты, у которых есть достаточный опыт. Опыт играет ключевую роль в решении политических вопросов, например в решении территориальных споров. Минус таких выборов заключается в том, что они, сужая политический круг, не дают возможности мелким партиям заявить о себе. Сравнивая плюсы и минусы прямых и косвенных выборов, следует остановиться на прямых выборах. Прямые выборы, привлекая широкий круг субъектов политического процесса, укрепляют место и роль парламента в государственном управлении. Парламент, будучи в центре внимания политических сил, побуждает их вооружаться вескими аргументами против политических оппонентов; - Постоянно действующий парламент. Парламент, функционирующий не на постоянной основе, имеет ограниченный ресурс для контроля деятельности органов государственной власти, т. к. в период сессии внимание в основном приковано к принятию законопроектов. Органы, функционирующие в межсессионный период, загружены текущими делами. Парламент, функционирующий на постоянной основе и будучи профессиональным, имеет сильные стороны. Тщательно изучая деятельность органов государственной власти, парламент может влиять на социально-политические процессы в обществе, привлекать дополнительные ресурсы. Примером может служить деятельность Маджлиси оли Республики Таджикистан первого созыва. Маджлиси оли, превращаясь в постоянно действующий парламент, добился того, что в обществе царили мир и народное единство. Согласно ст. 59 Конституции страны законопроекты по государственному бюджету, установление и отмена новых налогов вносятся в Маджлиси намояндагон правительством Таджикистана. Маджлиси намояндагон, осуществляя надзор за эффективностью исполнения государственного бюджета и налоговой политики правительства страны, делает выводы о целесообразности курса политики правительства. Кроме того, согласно ст. 80 Регламента Маджлиси намояндагон нижняя палата уполномочена вести парламентские слушания по вопросам, относящимся к его компетенции. Это могут быть законопроекты, требующие открытого обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект государственного бюджета и отчет о его исполнении; информация Национального банка Таджикистана об использовании государственных кредитов и другие вопросы.

Следует отметить работу с избирателями. Депутаты нижней палаты согласно ст. 91 Регламента Маджлиси намояндагон изучают предложения, обращения и заявления избирателей, проверяют и отвечают на них, принимают избирателей. Депутат, изучая предложения, обращения и заявления избирателей, направляет их в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, организации и учреждения в установленном законодательством порядке. Запросы по законодательству республики, отправленные депутатами от имени своих избирателей, имеют обязательный характер и обязывают принимающих субъектов давать ответ. Такой порядок установлен и в отношении депутатских запросов. Депутаты уполномочены отправлять предприятиям, учреждениям и организациям соответствующие запросы по вопросам, входящим в их компетенцию. Такой метод парламентского надзора не остается не замеченным в развитии парламентаризма, так как ответы, полученные на запросы депутатов, обсуждаются на пленарном заседании нижней палаты в установленном порядке. Маджлиси намояндагон, принимая акты по обсужденным вопросам, определяет дальнейшие действия: проведение парламентских слушаний, направление запроса, внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты, приостановление действия законодательных актов и т. д. Сопоставляя перечисленные элементы парламентаризма с парламентаризмом Таджикистана, можно сказать, что сегодня для развития отечественного парламентаризма проделана большая работа. На конституционном уровне закреплен политический плюрализм, идеологический плюрализм, принцип разделения государственной власти, признана многопартийная система, существует парламентский контроль деятельности органов государственной власти путем утверждения государственных должностных лиц, утверждения государственных целевых программ, надзора за исполнением государственного бюджета и т. д. Таким образом, в Таджикистане созданы необходимые условия для развития парламентаризма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гадоев Б. Место референдума в отечественной и зарубежных конституциях // Актуальные проблемы развития законодательства Республики Таджикистан: история и современность: вып. 2. - Душанбе, 2002. с. 14.

2. Гранберг В. Г. Образование Таджикской АССР // Труды юрид. фак.Тадж. гос. ун-та: вып. 3. -Сталинабад, 1954. - С. 29-41.

3. Достиев А. С. Конституция Республики Таджикистан 1994 год: история, разработки, принятия и

основные положения: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Душанбе, 1999. - 23 с.

4. Зимина Л. И. Конституция Таджикской АССР 1929 г. // Сб. работ аспирантов: вып. 2. - Душанбе, 1972. - С. 16-30.

5. Имомов А. И. Основные положения конституции Таджикской АССР 1929 г. //Конституционное развитие Таджикской АССР: сб. ст.: вып. 2. - Душанбе, 1980. - С. 20-26.

6. Конституция Республики Таджикистан. - Нашриёти: Паёми Сомониён, 1999. с. 7.

7. Раджабов С. А., Явич Л. С. Конституция Таджикской ССР: учебник. - Душанбе, 1963 (на тадж. яз.). с. 65- 67.

8. Сонин А. И. Развитие Таджикской АССР к общенародной политической организации. - Душанбе: Ирфон, 1965. с. 32.

9. Конституция (Основной Закон) Таджикской Советской Социалистической Республики. -Душанбе: Ирфон, 1987. с 27-30.

10. Хакимов Ш. К. Становление и развитие конституции как политико-правового института в Таджикистане: автореф.дис. канд. юрид. наук. // Dissercat [Электронный ресурс] -URL:http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-konstitutsii-kak-politiko-pravovogo-instituta-v-tadzhikistane#ixzz4TfUtmmap (дата обращения: 23.12.2016)

11. Шамсутдинов М. Российский парламентаризм: становление и перспективы развития // Молодой ученый. - 2006. - № 3. - С. 203-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.