Научная статья УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-174-178 NIION: 2015-0066-4/22-421 MOSURED: 77/27-011-2022-04-620
Становление и развитие отбора высококвалифицированных специалистов в "Республике Кипр (организационно-правовой аспект)
Татьяна Анатольевна Прудникова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Приводится понятие «высококвалифицированный специалист», рассматриваются особенности осуществления данной категорией трудовой деятельности, преференции, предоставляемые им и членам семьи в соответствии с законодательством Республики Кипр, а также затрагиваются вопросы совершенствования законодательства в сфере миграции.
Ключевые слова: миграция, гражданин, трудоустройство, иммигрант, реэмигрант, население, регулирование, политика, профессия
Для цитирования: Прудникова Т. А. Становление и развитие отбора высококвалифицированных специалистов в Республике Кипр (организационно-правовой аспект) // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 174-178. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-174-178.
Original article
Formation and development of the selection of highly qualified specialists in the Republic of Cyprus (organizational and legal aspect)
Tatiana A. Prudnikova
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The concept of a «highly qualified specialist» is given, the specifics of the implementation of this category of labor activity, the preferences provided to them and family members in accordance with the legislation of the Republic of Cyprus are considered, as well as the issues of improving legislation in the field of migration are touched upon.
Keywords: migration, citizen, employment, immigrant, re-emigrant, population, regulation, politics, profession For citation: Prudnikova T. A. Formation and development of the selection of highly qualified specialists in the Republic of Cyprus (organizational and legal aspect). Bulletin of economic security. 2022;(4):174-8. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-4-174-178.
Решение вопросов в сфере внешней трудовой миграции относится к компетенции Департамента труда Министерства труда, социальной защиты и социального страхования Республики Кипр (далее - Кипр) и Департамента гражданской регистрации и миграции Министерства внутренних дел Республики Кипр (далее - миграционная служба). Министерство юстиции и общественного порядка Республики Кипр и находящаяся в ее подчинении полиция Кипра не занимаются решением данных вопросов.
Департамент труда занимается изучением рынка труда Кипра, сопоставлением наличия рабочих мест и количества безработных, изучением передвижения европейской рабочей силы, признанием профессио-
нальных квалификаций, профессиональной подготовкой, трудоустройством иностранцев из третьих стран, предоставлением разрешений работодателям, трудоустройством беженцев, соискателей статуса беженца и лиц, находящихся под международной защитой и т. д.
Министерство труда, социальной защиты и социального страхования Кипра отвечает за разработку политики в области занятости для иностранцев и выдачу разрешений работодателям или компаниям на трудоустройство иностранцев из третьих стран.
Ответственность за выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание и работу возложена на Департамент гражданской регистрации
© Прудникова Т. А., 2022
и миграции Министерства внутренних дел Республики Кипр.
Трудоустройство иностранцев, являющихся гражданами стран, не входящих в Европейский Союз, регулируется Законом Республики Кипр об иностранцах и иммиграции (глава 105 Статутного права) [1].
В статье 18 Закона об иностранцах и иммиграции (Глава 105) содержится понятие «высококвалифицированная занятость» [1], которое означает занятость лица, обладающего необходимыми адекватными и специфическими знаниями, подтвержденными высокой профессиональной квалификацией; также понятие «высокая профессиональная квалификация», означающее квалификацию, подтвержденную ученой степенью, высшим образованием, и связанную с профессией или сферой деятельности, указанной в трудовом договоре или обязательном предложении о работе.
Следует отметить, что все граждане ЕС имеют право на работу на Кипре, однако в течение трех месяцев с момента въезда на Кипр они должны зарегистрироваться в Департаменте гражданской регистрации и миграции МВД Кипра и получить регистрационный сертификат. Для данной категории граждан выдается так называемый yellow slip.
Граждане третьих стран (не членов ЕС), которые планируют работать на Кипре, должны заранее подать заявление в миграционную службу Кипра для получения разрешения на работу и проживание.
Разрешение на работу для граждан третьих стран может быть получено только для компаний, которые имеют право нанимать сотрудников, являющихся гражданами стран, не относящихся к ЕС.
Для получения компанией такого права необходимо подать заявление в Департамент гражданской регистрации и миграции МВД Кипра. Все компании, акционеры которых не являются гражданами ЕС, имеют право нанимать на работу граждан третьих стран при условии, что будут соблюдены определенные требования [2].
Высококвалифицированный специалист получает право на официальное трудоустройство на Кипре при оформлении рабочей визы. Данный документ выдается правительством. С ним иностранцы могут законно работать и жить на Кипре.
Кипрские рабочие визы разделены на категории в соответствии с общеевропейскими стандартами [2]:
- Стандартная виза (категория «С»). Рабочий документ, оформляемый на короткий срок. Ее нужно оформлять тем, кто единоразово устраивается на сезонную работу.
- Мультивиза (категория «С»). Ее обладатель получает разрешение на многократный въезд в страну для проведения краткосрочных сезонных работ.
- Национальная виза (категория «D»). Документ имеет длительный срок действия и выдается иммигрантам, работающим за рубежом на постоянной основе. До истечения визы владелец может вести трудовую деятельность и жить на Кипре, не выезжая за его
пределы. Ее оформляют не только предпринимателям и специалистам с особой квалификацией, но и простым рабочим.
Согласно законодательству Кипра, оформлением рабочей визы занимается работодатель. Для получения разрешения (визы) на въезд соискателю необходимо лично посетить кипрское посольство или консульство, расположенные в стране проживания иммигранта, и предоставить трудовой договор, составленный компанией-нанимателем и подтвержденный печатью Департамента труда Министерства труда, социальной защиты и социального страхования Республики Кипр. Подтверждения от департамента приходится добиваться непосредственно работодателю. Согласно установленным правилам, документы следует подавать, будучи лично в консульстве. Однако теми же правилами оговаривается, что заявитель, проживающий от места расположения консульства далее 300 км, может воспользоваться почтовыми услугами (переслать документы ценной бандеролью).
Работодатель (компания) для подачи заявления о приеме на работу иностранного гражданина, должны доказать, что в течение не менее шести недель активно искал работника на местном рынке труда и на рынке труда Европейского союза, но никто из них не изъявил желания занять вакантное место.
Компания-работодатель публикует данные по вакансии в кипрских газетах и базе данных министерства труда (с указанием регистрационного номера). Сотрудники министерства фиксируют заявку. Они же принимают заявление от компании и инициируют проверку ее деятельности. Предварительно Министерство труда, социальной защиты и социального страхования Кипра рассматривает все возможности направления на работу кандидатов из числа квалифицированных киприотов.
Если спустя 40 суток на вакансию не нашли подходящего кандидата, выносится рекомендация на использование труда иностранцев. Когда проверка завершается, происходит утверждение ежемесячной зарплаты. Компания должна располагать достаточным количеством средств, чтобы быть в состоянии выплатить сотруднику годовую заработную плату. Заявка работодателя вместе с рекомендацией направляется в Департамент гражданской регистрации и миграции МВД Кипра. Там проверяются сведения об иностранце. Если нет никаких претензий, выносится окончательное решение на право оформления визы и получения разрешения на работу, о чем уведомляется консульский департамент МИД Республики Кипр.
В оформлении визы можно отказать по нескольким причинам: из-за несущественности запроса; из-за недостаточного количества киприотов в штате; из-за плохого финансового положения компании.
Изучение литературы показывает, что компании на Кипре подразделяют на 2 типа: локальные и иностранные. Высококвалифицированному специалисту проще
попасть на работу в компанию с иностранными капиталовложениями, чем непосредственно в кипрскую.
Процедура очень напряженная, требующая составления множества документов. Так что не все компании готовы связываться с бюрократической волокитой, связанной с оформлением иностранцев. И, конечно, они заинтересованы в высококвалифицированных узких специалистах со знанием английского и желательно греческого или турецкого языков. Это один из факторов, ограничивающих желание работодателей-киприотов связываться с работниками-иностранцами, тем более не из стран Европейского Союза.
Чтобы получить разрешение на въезд (визу) высококвалифицированному специалисту требуется подготовить следующие документы: квитанцию об оплате пошлины, взимаемую за рассмотрение документации; выписку со счета в кипрском банке или спонсорское письмо (если работодатель готов полностью покрыть расходы сотрудника); договор об аренде или купле-продаже жилья на Кипре; сертификат, свидетельствующий о внесении обязательного платежа местному Фонду социального страхования; справку, указывающую на отсутствие судимости (к моменту подачи документов); справку об уплате налогов (для граждан, ранее проживавших на территории государства); медицинское заключение об отсутствии у заявителя опасных инфекционных заболеваний, несущих опасность для общества (ВИЧ, гепатит, туберкулез); документ обязательного страхования от несчастных случаев и болезней и др.
Устроившись на месте, сотрудник подает документы на оформление вида на жительство - так называемого Pink Slip. Этим также занимается работодатель, сотрудник же собирает необходимые документы и проходит медицинский осмотр в местных клиниках. Пока оформляется Pink Slip (2-3 месяца), выдают паспорт иностранца - Alien Book. Первый Pink Slip выдается сроком на полгода, затем его можно несколько раз продлевать сроком на 1 год. По прошествии нескольких лет и, особенно, при условии приобретения недвижимости на Кипре или открытия своего бизнеса человек может претендовать на оформление постоянного места жительства и гражданства Кипра.
При наличии у высококвалифицированного специалиста действующего вида на жительство, работы и жилья на Кипре к нему беспрепятственно могут приехать члены семьи: жена (если она старше 21 года) и несовершеннолетние дети.
Следует отметить, что разрешение на временное проживание в целях трудоустройства дает иностранному гражданину право работать на определенной должности и на определенный срок, и в случае, если иностранец переходит на другую работу, разрешение теряет силу и считается отозванным.
Политика Республики Кипр по отношению к найму персонала из третьих стран строится на достижении баланса: с одной стороны, необходимо, в первую очередь,
привлекать хороших зарубежных специалистов, а также заполнять низкооплачиваемые позиции, с другой - нельзя допустить вытеснения с рынка труда местных работников иностранцами.
Совет Министров Решением от 15.10.2021 г. [3] отменил существующую политику в отношении выдачи разрешений на временное проживание и трудоустройство сотрудников, и заменил ее новой Стратегией для их деятельности и/или расширения их деятельности на Кипре, в соответствии с которой для привлечения на Кипр иностранных компаний и высококвалифицированных специалистов, к началу 2022 года на Кипре создана структура для помощи при регистрации компаний и получения рабочих виз для граждан третьих стран, и введены дополнительные налоговые льготы и визы цифровых кочевников для иностранцев, которые работают в зарубежных компаниях, но хотят жить на Кипре.
Цель концепции - привлечь на остров новые иностранные компании и расширить деятельность уже имеющихся. План разработан с учетом опыта европейских стран. Предполагается, что данная стратегия поможет превратить Кипр в бизнес-центр Средиземноморья и Европы [3].
С января 2022 года введены новые правила трудоустройства граждан третьих стран. Их действие распространяется на компании, которые воспользуются услугами Business Facility Unit. Данными правилами смогут воспользоваться иностранные компании, которые ведут деятельность на Кипре (у них должны быть офисы) или собираются открыть здесь офисы. Компании могут работать в сферах судоходства, высоких технологий, инноваций, фармацевтики, биогенетики и биотехнологий.
С января 2022 года основными условиями трудоустройства высококвалифицированных специалистов из третьих стран являются следующие: минимальная зарплата - 2500 евро в месяц; наличие диплома о высшем образовании или опыта работы по специальности не менее двух лет, с последующим подписанием контракта о трудоустройстве на Кипре на срок не менее двух лет [2].
Число сотрудников из третьих стран в компании не должно превышать 70 % персонала в течение пяти лет с момента присоединения компании к механизму быстрого оформления лицензий, виз и документов. Если пять лет истекут, и у компании не будет возможности нанять 30 % кипрских сотрудников, то каждый случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке.
Те сотрудники из третьих стран, у которых зарплата будет более 2500 евро в месяц, смогут привезти на Кипр свои семьи. При этом их супруги получат право на работу на Кипре.
Те высококвалифицированные специалисты, которые будут получать не менее 55 000 евро в год, получат право на сокращение суммы налогов на 50 %. Срок действия налоговых льгот - 17 лет с момента оформления рабочей визы.
Те граждане третьих стран, которые уже работают на Кипре и чьи зарплаты составляют от 55 до 100 тысяч евро в год, смогут воспользоваться возможностью снижения налогов в течение 17 лет.
В настоящее время Правительство Республики Кипр готовит новый закон, касающийся системы налогообложения высококвалифицированных специалистов из третьих стран. Налоговые льготы в рамках данной стратегии будут распространяться на подоходный, а не на корпоративный налог.
Высококвалифицированные специалисты из третьих стран смогут подавать заявление на предоставление гражданства Республики Кипр по натурализации после пяти лет проживания на острове, а не семи лет, как было до 2022 года. Обладатели сертификатов о хорошем знании греческого языка смогут претендовать на гражданство Республики Кипр после четырех лет проживания в стране.
В ныне действующий закон о получении гражданства будет добавлен пункт о том, что высококвалифицированным специалистам компаний, которые в рамках работы вынуждены какое-то время проводить за границей, позволят засчитать срок отсутствия в стране в общий срок пребывания на Кипре.
После окончания работы на Кипре высококвалифицированные специалисты получат право переводить в свои страны взносы в фонд социального страхования, выплаченные в Республике Кипр. Для этого кипрские власти планируют заключить соглашения с теми странами, с которыми таких договоренностей пока нет.
В заключении следует отметить, что Минфин Республики Кипр включил в план стимулы для привлечения так называемых цифровых кочевников, которые смогут воспользоваться преимуществами жизни на Кипре.
Цифровые кочевники (англ. digital nomads) - группа высококвалифицированных специалистов, которые работают удаленно и могут переезжать с места на место. Речь идет о программистах, копирайтерах, переводчиках, маркетологах и авторах онлайн-проектов.
На первом этапе реализации стратегии данный вид виз смогут получить максимум 100 граждан третьих стран. Цифровые кочевники станут обладателями разрешений на проживание на Кипре, но работать и получать зарплату они должны из-за рубежа.
Претендовать на получение визы цифрового кочевника смогут граждане третьих стран, которые являются самозанятыми лицами, фрилансерами или работают на удаленной основе в компаниях (с трудовым контрактом сроком на год), ведущих деятельность за пределами Кипра.
Очень важно отметить, что цифровые кочевники имеют определенный статус на Кипре:
- Размер зарплаты, получаемой из-за рубежа - не менее 3500 евро.
- Визы для цифровых кочевников будут выдаваться на год с возможностью продления на два года.
- Они могут привезти на Кипр зависимых членов своих семей, которые получат разрешения на проживание.
- Зависимые члены семьи (дети и супруги) не смогут работать на Кипре.
Если цифровые кочевники будут находиться на острове более 183 дней в году, то они станут налоговыми резидентами Республики Кипр (при условии, что они не являются налоговыми резидентами любой другой страны).
Таким образом, сегодня международная миграция высококвалифицированных специалистов на Кипре выступает важным ресурсом развития для принимающих стран, стран транзита и назначения. Приоритетной задачей мирового сообщества является выявление способов извлечения из этого глобального явления максимально положительных эффектов и сведение к минимуму его негативных последствий. Трудовая миграция высококвалифицированных специалистов является добровольной и мотивирована желанием индивидуума получить более высокооплачиваемую работу, улучшить условия жизни и социальное положение.
Список источников
1. Закон Республики Кипр «Об иностранцах и иммиграции» // https://www.legislationline.org.
2. Материалы Представительства МВД России в Республике Кипр // www.mvd.ru.
3. Решение Совета Министров от 21.10.2021 г. «Стратегия найма иностранной рабочей силы».
References
1. Law of the Republic of Cyprus «On Foreigners and Immigration» // https://www.legislationline.org.
2. Materials of the Representative Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Republic of Cyprus // www.mvd.ru.
3. Decision of the Council of Ministers of 21.10.2021 «Strategy of hire of foreign labors».
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.constitution.ru.
2. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. 02.07.2021 г.) // https://base. garant.ru/184755/
3. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. 01.07.2021 г.) // https:// base.garant.ru/10135803/
4. Реализация миграционной политики уполномоченными органами в сфере миграции в ряде зарубежных стран. Учебное пособие под ред. А. С. Прудникова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 247 с.
Bibliographic list
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.constitution.ru.
2. Federal Law «On the Legal Status of foreign citizens in the Russian Federation» dated 25.07.2002 № 115-FZ (ed. 02.07.2021) // https://base.garant.ru/184755/
3. Federal Law «On the procedure for leaving the Russian Federation and entering the Russian Federation» dated 15.08.1996 № 114-FZ (ed. 01.07.2021) // https://base .garant.ru/10135803/
4. Implementation of migration policy by authorized bodies in the field of migration in a number of foreign countries. Textbook edited by A. S. Prudnikov. M. : UNITY-DANA, 2020. 247 p.
Информация об авторе
Т. А. Прудникова - профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.
Information about the author T. A. Prudnikova - Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022; принята к публикации 12.08.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 12.08.2022.
Современные проблемы предварительного следствия. История и вектор развития. Монография. Полищук Д. А. 327 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Д.А. Полищук
Современные проблемы предварительного следствия
История и вектор развития
Представлен многоаспектный анализ вопросов организации работы следователя. Основное внимание уделено проблемам, которые, как правило, остаются «за кадром» исследований, среди них: философско-правовые основания работы следователя; защита от противодействия расследованию преступлений, которое возможно со стороны адвокатов-защитников; преодоление конфликтных ситуаций в следственной практике и др. Уделено внимание вопросам работы следователя с логическими диаграммами, а также возможности использования в уголовном судопроизводстве нетрадиционных методов криминалистических исследований.
В ходе подготовки издания были подробно изучены материалы значительного количества уголовных дел, вследствие чего представлен детальный анализ типичных ошибок, допускаемых следователями при расследовании преступлений. В частности, на базе изученного материала рассмотрены ошибки уголовно-правовой квалификации преступлений, предписаний уголовно-процессуального законодательства и пр. Рассмотрены пределы допустимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве.
Для практических сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов, а также преподавателей и студентов юридических образовательных учреждений.