JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-187-190 NIION: 2003-0059-4/22-376 MOSURED: 77/27-003-2022-04-575
Организационно-правовое регулирование отбора высококвалифицированных специалистов в Австрийской Республике
Татьяна Анатольевна Прудникова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Каждый высококвалифицированный специалист, желающий трудоустроиться в Австрии, должен получить разрешение на работу (разрешение на сезонную работу (до 6 месяцев) или первичное разрешение на работу в Австрии оформляется по запросу работодателя). В данной статье раскрываются особенности правового регулирования отбора высококвалифицированных специалистов в Австрии.
Ключевые слова: миграция, гражданин, трудоустройство, иммигрант, реэмигрант, население, регулирование, политика, профессия
Для цитирования: Прудникова Т. А. Организационно-правовое регулирование отбора высококвалифицированных специалистов в Австрийской Республике // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N° 4. С. 187-190. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-187-190.
Original article
Organizational and legal regulation of the selection of highly qualified specialists in the Republic of Austria
Tatiana A. Prudnikova
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. Every highly qualified specialist who wants to find a job in Austria must obtain a work permit (a seasonal work permit (up to 6 months) or a primary work permit in Austria is issued at the request of the employer). This article reveals the features of the legal regulation of the selection of highly qualified specialists in Austria.
Keywords: migration, citizen, employment, immigrant, re-emigrant, population, regulation, politics, profession
For citation: Prudnikova T. A. Organizational and legal regulation of the selection of highly qualified specialists in the Republic of Austria. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):187-190. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-187-190.
В условиях глобализационных процессов миграция высококвалифицированных специалистов рассматривается как один из важнейших источников накопления «человеческого капитала». В связи с этим сохранение и преумножение таких специалистов становится стратегической задачей каждого государства. Данное обстоятельство также подтверждается статистическими данными. Так, согласно данным Организации Объединенных Наций (ООН), количество стран, разработавших и внедривших на национальном уровне государственную политику по привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов, неуклонно возрастает с каждым годом. В 2021 г. доля государств, принявших такую политику, составила 39 % от общего числа стран мира по сравнению с
© Прудникова Т. А., 2022
22 % в 2020 г. [6].
Некоторые ученые относят к высококвалифицированным специалистам работников, которые проходят курсы повышения квалификации, и студентов. Однако последняя позиция является не такой уж и бесспорной. Тем более, если исходить из определения высококвалифицированного специалиста как лица, имеющего высшее образование. В связи с этим студентов не следует относить к данной категории.
Анализ практики и юридической литературы показывает, что для регуляции потока мигрантов ввели ряд временных постановлений, направленных на ограничение доступа на территорию Австрийской Республики (далее — Австрия) лицам из стран «новой волны Европейского Союза» (далее — ЕС). Введение
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
этих мер было в первую очередь вызвано так называемым миграционным цунами (Flutwelle), суть которого заключалась в том, что в Австрию попадало большое количество низкоквалифицированной рабочей силы. Это вело к увеличению безработицы среди высококвалифицированных граждан страны. Для регуляции и фильтрации потока мигрантов были введены Общие временные стандарты и меры (Übergangsregelungen). Эти меры включали в себя три фазы: «2+3+2» по количеству лет их претворения в жизнь [3]. Эта программа в существенной степени позволила сократить приток мигрантов, не удовлетворявших ее требованиям. Ее суть заключалась в предоставлении права доступа негражданам Австрии из числа стран ЕС на австрийский рынок труда с рядом ограничений, необходимых для защиты прав граждан Австрийской республики. На ее реализацию отводились семь лет. Это время было разделено на три периода, в течение которых предпринимались следующие шаги:
• в первые два года после въезда в страну для иностранных работников действовали общие правила доступа на рынок труда, установленные в Европейском Союзе;
• затем в действие вступала вторая фаза, в рамках которой страна должна была на законодательном уровне ограничить доступ на рынок труда гражданам стран-членов после предварительного согласования этих ограничений с Комиссией ЕС;
• в рамках третьей и заключительной фазы Австрия могла продлить действие ограничений в случае, если на рынке труда сохранялось или возникало кризисное положение, а также если в обозримом будущем рынку угрожало возникновение новых кризисных явлений [4].
Следует отметить, что еще в 2011 г. Правительство Австрии предприняло попытку реформирования системы управления миграционными потоками для привлечения высококвалифицированной рабочей силы по схеме «Красно-бело-красная карта» (Rot-Weiss-Rot Card) [6], согласно которой большими привилегиями при въезде в страну пользовались высококвалифицированные специалисты, специалисты в дефицитных профессиях, ценные рабочие кадры, выпускники австрийских вузов. Однако эта программа, хоть и имела определенный успех, не способствовала значительному снижению числа иммигрантов, среди которых и государство, и гражданское общество особенно беспокоили выходцы из мусульманских стран и ассоциируемая с ними террористическая угроза.
Следует отметить, что работа в Австрии — открывает для высококвалифицированных специалистов широкие возможности [5].
Во-первых, здесь можно неплохо заработать. Во-вторых, высококвалифицированные мигранты смогут жить и трудиться в соответствии с европейскими стандартами. В-третьих — открыть для себя и своей
семьи новые жизненные перспективы.
Изучение статистики показывает, что уровень безработицы в стране за 2021 г. составил всего 3,5 %. Ежегодно Федеральное Министерство труда, социальных дел, здравоохранения и защиты прав потребителей Австрии публикует реестр дефицитных специальностей, на которые могут претендовать иностранные работники. В 2021 г. [6] в стране ощущалась острая нехватка высококвалифицированных специалистов рабочих и строительных профессий, технической интеллигенции (металлообработка, энергетика, телекоммуникации, электротехника, IT), бизнес-менеджеров, бухгалтеров и медицинских работников всех направлений. Ставка делается, прежде всего, на высококвалифицированных специалистов из государств ЕС (Австрия строго придерживается общих правил этой организации), а в случае отсутствия таковых — из стран третьего мира (не входящих ни в ЕС, ни в Европейскую экономическую зону).
Граждане из СНГ, имеющие высокую квалификацию и трудовой стаж не менее 3 лет, могут поучаствовать в правительственной программе RWR (Rot-WeissRot Card) — «Красно-бело-красная карта».
Следует отметить, что наиболее часто используемыми критериями для определения данной категории «высококвалифицированных специалистов» являются уровень образования, наличие профессионального опыта, уровень заработной платы, род занятий. Однако, учитывая отсутствие единства мнений, можно было бы подчеркнуть, что понятие «высококвалифицированный специалист» относится к такому виду юридических понятий как к категории неопределенных, хотя она закреплена в национальных действующих законодательствах [1], то есть те, которые нельзя определить однозначно, поскольку их смысл и значение могут зависеть от конкретной обстановки и иных факторов, но понятие «высококвалифицированный специалист» будет всегда включать профессиональное образование, навыки, опыт работы и иные специальные квалификационные требования, которые могут быть к нему предъявлены при приеме на работу на основе оценки экспертной комиссии, принимающей решение на основании представления соответствующего структурного подразделения.
Главные критерии австрийских работодателей при отборе сотрудников — профессионализм и компетентность. Чтобы претендовать на вакантное место, высококвалифицированный специалист должен соответствовать австрийским квалификационным требованиям и набрать по балльной системе не менее:
70 баллов из 100 максимальных — для особо высококвалифицированных работников;
55 баллов из 90 — для претендентов на дефицитные специальности в Австрии, а также для ключевых работников в возрасте до 30 лет с зарплатой 2610 евро в месяц или 3132 евро в возрасте старше 30 лет;
50 баллов из 85 — для учредителей нового бизнеса с согласованным бизнес-планом и капиталом не
JURISPRUDENCE
менее 50 тыс. евро.
Большинство предприятий в стране принадлежат к среднему и мелкому звену, поэтому неудивительно, что решающую роль при трудоустройстве может сыграть чисто субъективный фактор. Австрийский работодатель обращает внимание не только на документы об образовании, но и на личностные качества претендента (организованность, дисциплинированность и др.), на состояние его бумаг, а также на то, кто подает заявку — мужчина или женщина, какого возраста и др.
Большое внимание в Австрии всегда уделяют знанию немецкого (в крайнем случае, английского языка), причем требования могут варьироваться от базового уровня (А1) до продвинутого (А2, В1), а иногда и В2.
Также, следует отметить, что лица, которые официально трудоустроились в Австрии, обладают такими же правами и социальной защитой, как и австрийские граждане. В том числе на оплату больничного листа с полной оплатой «минимума» в размере 10 недель, медстраховку, детские пособия. Трудовое законодательство Австрии направлено на обеспечение защиты жизни и здоровья работников. А жесткий контроль его соблюдения обеспечивает благоприятные условия труда и высокие стандарты безопасности на рабочем месте.
При необходимости сверхурочных работ работодатель должен дополнительно доплатить работнику 50 % за работу или компенсировать каждый час переработки полутора часами отдыха. Максимальная длительность рабочего времени вместе со сверхурочными ограничена 13 часами в день и 60 часами в неделю (по соглашению с трудовым коллективом).
Важно отметить, что работодателю необходимо подготовить резюме, мотивационное письмо, документы, подтверждающие профессиональное мастерство — дипломы, сертификаты, награды, рекомендательные письма.
Для оформления Вида на жительство, а также визы соискателю (Jobseeker Visa) необходимо: заполненный формуляр; заявление работодателя; оригинал и копия загранпаспорта; свидетельство о рождении; фото (45х35 мм) не старше 6 месяцев; подтверждение юридического права на проживание в Австрии (договор аренды, субаренды, купли-продажи); медицинская страховка с покрытием минимум 30 тыс. евро; трудовой договор или приглашение на работу в Австрию; квитанция об уплате сбора и др.
Каждый высококвалифицированный специалист, желающий трудоустроиться в Австрии, должен получить разрешение на работу. Однако следует отметить, что разрешение на сезонную работу (до 6 месяцев) или первичное разрешение на работу в Австрии оформляется по запросу работодателя. Работники с опытом работы в этой стране могут получить кратко- и долгосрочное разрешение на работу самостоятельно. Выдача разрешения должна произойти в течение 6 недель. Обойтись без разрешения смогут лишь приглашенные преподаватели вузов и ученые исследователи,
участники программы Au-pair, лица, приехавшие по межгосударственному соглашению, дипломатические работники, лица в статусе беженцев, церковнослужители, журналисты.
Здесь еще раз следует отметить, что с 2021 г. высококлассные специалисты на трудоустройство в Австрии должны набирать определенную сумму баллов [2] в темах «Квалификация», «Рабочий стаж», «Возраст», «Владение иностранными языками», «Получение образования в Австрии». Это:
а) наличие технического высшего образования. Это позволит получить сразу 30 баллов. Для обладателей ученой степени Ph.D — 40 баллов.
б) возраст и стаж. Здесь возможны варианты:
Закончив вуз в возрасте 23—24 года (поступив
сразу же после окончания школы) можно получить 20 баллов за возраст, 0 баллов — за опыт работы.
Закончив вуз в возрасте 23—24 года и проработав 10 лет на предприятии, можно получить 20 баллов за возраст (менее 35 лет) и 20 баллов — за стаж. Этот вариант дает наибольшую сумму баллов — 40.
Последующие варианты принесут меньшую сумму баллов. Так, претендент в возрасте от 35 до 40 лет получит за возраст 15 баллов и 20 баллов за стаж (35 баллов), от 40 до 45 лет — за возраст 10 баллов и 20 баллов за стаж (30 баллов).
в) владение иностранным языком (немецким/английским). За уровень В1 — 10 баллов, за А1, А2 — 5 баллов.
г) научные публикации, патенты — 20 баллов.
Для начисления баллов потребуется комплект бумаг (в оригиналах и копиях), с помощью которых можно подтвердить:
• получение профобразования;
• зачисление в австрийский университет (для студентов);
• завершение обучения в европейском вузе (не менее 3 лет);
• наличие завершенного высшего образования;
• профессиональные навыки (сертификаты и рекомендации);
• владение немецким (один из сертификатов — Austrian Intégration Fund (OIF), Goethe-Institut, OSD, Telc GmbH) или английским языком (один из дипломов TELC, TOEFL, IELTS, TOEIC).
В заключение следует отметить, что с 2021 г. австрийские миграционные власти применяют систему набора соискателями баллов (за квалификацию, опыт, знание языка и др.). Для оценки компетенции и уровня квалификации высококвалифицированного специалиста в Австрии могут быть использованы сведения:
• о результатах его трудовой деятельности, включая отзывы других работодателей, в том числе иностранных;
• о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
указанный иностранный гражданин;
• о профессиональных наградах и других формах признания его профессиональных достижений;
• об итогах проведенных работодателем конкурсов и т. д.
Благодаря этому получить легальную работу имеют молодые высококвалифицированные специалисты со знанием немецкого языка.
Список источников
1. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 29.12.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции»//http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37868/
2. Международная организация труда (МОТ), режим доступа: http://www.unrussia.ru/ru/ agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot (дата обращения 12.03.2021).
3. Единый Европейский Акт (EEA), режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901771690 (дата обращения 07.04.2021).
4. Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. Nr. 218/1975 - RIS, 14 Seiten. // https://www.ris.bka.gv.at/Dokumente/ BgblPdf/1975_218_0/1975_218_0.pdf.
5. https: //www. zoll.de/DE/Fachthemen/Zoelle/Der_ Zollkodex_der_Union/Uebergangsregelungen/ uebergangsregelungen_node.html.
6. Материалы Представительства МВД России в Австрийской Республике // www.mvd.ru.
References
1. Federal Law № 115-FZ of 25.07.2002 (as amended. dated 29.12.2021) «On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
2. International Labour Organization (ILO), access mode: http://www.unrussia.ru/ru/agencies/ mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot (accessed: 12.03.2021).
3. Single European Act (EEA), access mode: http:// docs.cntd.ru/document/901771690 (accessed
07.04.2021).
4. Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. Nr. 218/1975 - RIS, 14 Seiten. // https://www.ris.bka.gv.at/Dokumente/ BgblPdf/1975_218_0/1975_218_0.pdf.
5. https://www.zoll.de/DE/Fachthemen/Zoelle/Der_ Zollkodex_der_Union/Uebergangsregelungen/ uebergangsregelungen_node.html.
6. Materials of the Representative Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Austria // www.mvd.ru.
Библиографический список
1. Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции» // https://www.legislationline.org/ download/id/7192/file/Belarus_law_labour_ migration_2010_2016_ru.pdf.
2. Европейская Социальная Хартия (с доп. Протоколами ETS № 128), 1961, режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1902298 (дата обращения: 03.05.2021).
3. Gesamte Rechtsvorschrift für ArbeitnehmerInnenschutzgesetz, Fassung vom 21.10. 2021.
4. Австрийский центр информации и статистики // http://www.statistik.at/web_de/statistiken/ menschen_und_gesellschaft/bevoelkerung/ wanderungen/index.html.
Bibliographic list
1. Law of the Republic of Belarus № 225-Z of December 30, 2010 «On External Labor Migration».
2. European Social Charter (with add. Protocols ETS № 128), 1961, access mode: http://docs.cntd.ru/ document/1902298 (accessed 03.05.2021).
3. Gesamte Rechtsvorschrift für ArbeitnehmerInnenschutzgesetz, Fassung vom 21.10. 2021.
4. http://www.statistik.at/web_de/statistiken/ menschen_und_gesellschaft/bevoelkerung/ wanderungen/index.html.
Информация об авторе
Т. А. Прудникова — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.
Information about the author
T. A. Prudnikova — Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 18.07.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 18.07.2022.7903-185-27-50