Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сейпиева Кульбайра Рамазановна, Абдрахманова Асель Нургалиевна

В статье рассматриваются проблемы и пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательством. Анализируются факторы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса как основы укрепления экономической безопасности экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сейпиева Кульбайра Рамазановна, Абдрахманова Асель Нургалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК: 346.26

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Сейпиева К.Р., Абдрахманова А.Н.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательством. Анализируются факторы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса как основы укрепления экономической безопасности экономики.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование, малый и средний бизнес, налогообложение, экономическая безопасность, эффективная экономика.

Основополагающим звеном, от состояния и уровня, развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста государства является малый и средний бизнес. Развитие малого и среднего бизнеса является основой экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации в государстве. В связи с этим еще на заре независимости нашей страны малый и средний бизнес был определен как важнейший сектор экономики, всесторонняя поддержка которого всегда была приоритетом государственной политики [1].

За годы независимости Казахстана практически с нуля развился сектор малого и среднего бизнеса, в котором и проявляется инициативность граждан в отношении развития собственного дела, бизнеса, предпринимательства. В экономически развитых странах мира сектор малого и среднего предпринимательства вносит значительный вклад в формирование внутреннего валового продукта.

В Республике предпринимаются меры для широкого распространения и развития данного сектора экономики. В целях благоприятного делового климата в стране совершенствуется и модернизируется нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность, снижена налоговая нагрузка на бизнес, упрощаются процедуры открытия предприятия, осуществляется комплексная поддержка бизнеса в виде финансовых и нефинансовых мер.

По сравнению с 2015 г. численность зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса увеличилась в более чем на семьдесят процентов. Поданным Агентства РК по статистике, по состоянию на 1 апреля 2019 г. число зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса составило 1 557 823 единицы, из них 246 884 - юридические лица малого и среднего бизнеса, 1 621 365 - индивидуальные предприниматели и 189 588 - крестьянские хозяйства.

По регионам наибольший процент активных субъектов малого предпринимательства сосредоточен в ЮКО - 15,9 %, в Алматинской области - 14,9 %, в ВКО - 9 % и г. Алматы - 18 %, что, во-первых, частично объясняется большой плотностью населения, а во-вторых, большей степенью развитости в них сферы торговли и услуг. Наименьшая доля активных субъектов малого и среднего бизнеса приходится на Мангистаускую область -4,5 %, ЗКО - 4,4 % и Кызылординскую области - 3,6 %, где в основном концентрируются и функционируют крупные добывающие предприятия.

Уровень развития сектора малого и среднего бизнеса, играют важную роль в обеспечении экономического роста страны, способствуя решению ряда проблем, таких как безработица, бедность, неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего совокупного спроса от импорта и т. д. В результате этого вопросы развития малого и среднего бизнеса в большинстве стран, в том числе и у нас в республике, относятся к категории наиболее важных.

В настоящее время особая ставка делается на стимулирование предпринимательской активности граждан: помощь малому и среднему бизнесу. Именно небольшие компании быстро реагируют на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка, способны оперативно осваивать и внедрять инновационные решения [2,64].

Руководство страны поставило задачу: через сорок лет малый и средний бизнес должен стать преобладающим сектором экономики. Вести свой бизнес в Казахстане сегодня непросто. Несмотря на наличие государственных программ по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, положение предпринимателей" остается сложным. Власти периодически принимают различные программы в поддержку развития малого и среднего бизнеса, под которые выделяются и финансовые ресурсы.

По данным Национального Банка, на 1 декабря 2015 г. банками второго уровня были выданы кредиты субъектам МСБ на сумму более 1 триллиона тенге. Средняя процентная ставка по кредитам равнялась 12,2 процента.

В целях поддержки и стимулирования предпринимательства главным решением на сегодняшний день является введение моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса, на основании Указа Президента Казахстана Н.А. Назарбаева РК от 27 февраля 2014 г. «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».

Этот мораторий - не первый, но все же редкий" в истории молодого казахстанского бизнеса. Каждый из них вносил что-то новое в деятельность предпринимателей.А с 2015 г. Указ Президента вообще отменяет плановые проверки предпринимательства.

На основании изложенного можно сказать, что оказанная государственная правовая поддержка сектора малого и среднего бизнеса своевременна и явилась действенной мерой и станет реальной помощью каждому гражданину, который занимается бизнесом. Даст возможность предпринимателям расширить свои профессиональные знания и опыт, а также поможет бизнесменам малого и среднего уровня чувствовать себя уверенно при любых проверках. Выделение государственных средств на развитие предпринимательства придадут толчок для роста нашей" экономики и повышения благосостояния всех граждан. Это один из важных шагов на пути к вхождению Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира.

Разделение субъектов предпринимательства на категории присуще всей мировой экономике. Внутренняя политика большинства современных государств направлена на стимулирование и поддержку малого и среднего предпринимательства, что обеспечивает рост и укрепление экономики страны. Особенности законодательного регулирования данного вопроса и преимущества, предоставляемые отдельным категориям субъектов предпринимательства, различаются в каждом государстве [3,21].

В Казахстане критериями разделения субъектов предпринимательства на малый, средний и крупный бизнес являются среднегодовая численность работников и среднегодовой доход компании. Их расчет производится государственными органами автоматически после представления лицом первой годовой налоговой отчетности.

Для определения среднегодовой численности работников учитываются все работники компании, ее филиалов, представительств и других обособленных подразделений. Среднегодовым доходом лица считается сумма совокупных годовых доходов (или дохода для субъектов, применяющих специальный налоговый режим) за последние 3 года, поделенная на три. Если лицо существует менее трех лет, то расчет производится на основе имеющихся представленных годовых налоговых отчетностей.

Субъектом малого предпринимательства (малый бизнес) в Республике Казахстан является лицо, среднегодовая численность работников которого не превышает 100 человек, а среднегодовой доход не более 300 000-кратного МРП (на 2016 г. - 636 300 000 тенге). Также законом перечислены виды деятельности, осуществление которых несовместимо с малым предпринимательством, и автоматически относит таких лиц к среднему или крупному бизнесу.

К крупному бизнесу относятся лица, среднегодовая численность работников которых превышает 250 человек, либо среднегодовой доход выше 3 000 000-кратного МРП (на 2016 год -

6 363 000 000 тенге). Обратим внимание, что для отнесения к субъекту крупного предпринимательства достаточно достижения только одного из критериев. Все иные лица, по критериям не относящиеся ни к субъектам малого, ни к субъектам крупного предпринимательства, образуют средний бизнес [4].

Также законом в отдельную подкатегорию выделяются субъекты микропредпринимательства - индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не более 30 000-кратного МРП (на 2016 год - 63 630 000 тенге). Для отнесения лица к субъекту микропредпринимательства достаточно наличия только одного из перечисленных признаков.

Такое разделение введено государством не только в целях статистики, но и для возможности оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, а также некоторых иных законодательных решений. К числу мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса можно отнести, к примеру, оказание имущественной поддержки (предоставление в аренду или доверительное управление объектов, являющихся государственной собственностью), принятие специальных программ кредитования. Ограничено действие антимонопольного законодательства в отношении субъектов, чья деятельность направлена на развитие малого и среднего предпринимательства.

Отнесение к той или иной категории дает определенные льготы, преимущества или, наоборот, возлагает дополнительные обязанности и ответственность. Критерии, по которым происходит это деление, определены законом [5].

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя (594 млн. 600 тыс. тенге).

Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя (59 млн. 460 тыс. тенге).

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства. Это субъекты, имеющие численность работников от 100 до 250-ти человек и (или) доходы от 300 000 МРП до 3 000 000 МРП (от 594 млн. 600 тыс. до 5 млрд. 946 млн. тенге).

Кроме того, к субъектам среднего предпринимательства относятся также предприниматели, с численностью до 100 человек и (или) доходом до 300 000 МРП, но осуществляющие указанные выше 13 видов деятельности.

Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более 250 человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя (5 млрд. 946 млн. тенге).

Таким образом, в современном казахстанском законодательстве напрямую отражаются принципы и идеи государственной политики в отношении развития и поддержки субъектов малого бизнеса. Внедряя подобные законодательные решения, Казахстан, по примеру развитых стран с сильной экономикой, укрепляет и стимулирует основные отрасли экономики и идет по пути развития рыночной экономики.

Библиографический список

1. Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992 года № 1543-XII «О защите и поддержке частного предпринимательства» // ИПС «ПАРАГРАФ».

2. Жилиновская М.Н. Курс лекций по экономической социологии.- М.: Право, 2001.- С.64.

3. Успанова К.М. Основы предпринимательства на территории Республики Казахстан. - А.: Экономика, 2007.-271с.

4. Гражданский кодекс Республики Казахстан о 1 июля 1999 года № 409- ЗРК (с изменениями и дополнениями 10.01.2020 ) // СПС « Юрист»

5. Закон Республики Казахстан О частно предпринимательстве (с изменениями и дополнениями п состоянию на 24.12.2012 г.) // СПС «Юрист»

Сейпиева Кульбайра Рамазановна, к.и.н., доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

Абдрахманова Асель Нургалиевна, магистрант кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.