Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в республике Казахстан'

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2373
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО / СРЕДНЕГО / КРУПНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Светлана Павловна

Международная практика показывает, что без оказания мер государственной поддержки субъекты малого бизнеса обречены на банкротство, поскольку именно они весьма уязвимы ко всем рыночным изменениям и потрясениям. Вместе с тем малый бизнес выполняет стабилизирующую функцию в сфере экономики, позволяет создать и поддерживать конкурентную среду, обеспечивает равный доступ к осуществлению предпринимательской деятельности для всех ее участников. В современных условиях необходимо использовать весь комплекс мер как экономического, так и административного характера, с тем, чтобы создать наиболее оптимальные условия для развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в республике Казахстан»

Мороз Светлана Павловна,

главный научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в республике Казахстан

Вопросы государственной поддержки малого предпринимательства в Казахстане впервые были поставлены еще в начале 90-х гг. ХХ в. (было принято специальное постановление Совета Министров Казахской ССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий в Казахской ССР» 31 октября 1990 г. № 432), но на законодательном уровне эти вопросы были решены только во второй половине 90-х гг. (в частности, был принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» 19 июня 1997 г. №131-1 [1]). В это же время встал вопрос о том, как определить, какой субъект может быть отнесен к субъектам малого предпринимательства, а какой - к субъектам среднего или крупного предпринимательства. Подходы не раз менялись - то количественный критерий и сфера осуществляемой деятельности выделись в качестве решающих критериев, то количественный критерий и общая стоимость активов за год. Например, первоначально предусматривалось, что к малым предприятиям относятся предприятия: в промышленности и строительстве с численностью работающих до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100 человек, в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек, в розничной торговле - до 15 человек. Впоследствии было предусмотрено, что субъектом малого предпринимательства является физическое лицо без образования юридического лица и юридическое лицо, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше 60-тысячекратного расчетного показателя (п. 1 ст. 3 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства [2]).

До сих пор ситуация остается неодно-

значной, поскольку законодатель учитывает как количественные, так и качественные показатели осуществляемой предпринимателем деятельности. Так, в соответствии с Законом о частном предпринимательстве, субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не выше 60-тысячекратного месячного расчетного показателя (далее - МРП), установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (т.е. 1731 тенге) [3], а среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта).

В случае превышения одного из названных условий, на субъекты малого предпринимательства не распространяются льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства. Речь идет как о мерах государственной поддержки малого предпринимательства, так и о других льготах (в частности, об упрощенной форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности).

Также законодательством специально выделены те субъекты частного предпринимательства, которые, хотя и отвечают указанным условиям, но не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства. В частности, к ним отнесены индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие: 1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ

и прекурсоров; 2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции; 3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; 4) проведение лотереи; 5) деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса; 6) деятельность в области сертификации, метрологии и управления качеством; 7) деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии; 8) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов; 9) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента); 10) аудиторскую деятельность; 11) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (п. 4 ст. 6 Закона о частном предпринимательстве). Такие ограничения введены не случайно, предполагается, что эти субъекты не нуждаются в предоставлении мер государственной поддержки.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325-тысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (п. 7 ст. 6 Закона о частном предпринимательстве).

Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников более 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше 325-тысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (п. 8 ст. 6 Закона о частном предпринимательстве).

Таким образом, согласно законодательной концепции:

1) индивидуальные предприниматели могут быть только субъектами малого или среднего предпринимательства;

2) субъектами малого предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников не более 50 человек независимо от среднегодовой стоимости их активов;

3) субъектами среднего предприниматель-

ства признаются индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек независимо от среднегодовой стоимости их активов.

Следовательно, для индивидуальных предпринимателей, в отличие от юридических лиц, главным критерием является количественный (до 50 или свыше 50 человек), тогда как для юридических лиц - количественный и качественный критерии применяются в совокупности.

В Российской Федерации, в соответствии с законодательной трактовкой, количественный и качественный критерии также дифференцированы, но в несколько ином соотношении. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические и физические лица, внесенные в соответствующий государственный реестр, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) от 16 до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) до 15 человек включительно для микропредприятий (ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») [4].

Кроме того, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных

средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год у таких предприятий не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Это предельное значение будет устанавливаться один раз в 5 лет, и для изменения категории лицу необходимо либо превышать, либо занижать установленные предельные значения в течение 2 календарных лет, следующих один за другим [5].

Сравнивая критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по законодательству РК и РФ, можно отметить следующее: в РК количественный критерий в два раза ниже (примечательно, что по законодательству США, к категории малых относятся предприятия с числом работающих до 500 человек, а для отдельных видов деятельности такой предел повышен до 1500 работающих, кроме того, в некоторых сферах деятельности существуют ограничения только по объему ежегодных финансовых операций [6]), а качественный критерий сформулирован более четко (поскольку прямо закреплен в Законе о частном предпринимательстве и не может быть изменен подзаконными актами). К числу негативных моментов следует отнести отсутствие дифференциации среди индивидуальных предпринимателей - возможно, следует применить и качественный критерий - например, размер среднегодовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС. В противном случае, законные интересы других субъектов частного предпринимательства могут быть нарушены.

Мировой опыт свидетельствует, что без государственной поддержки субъекты малого бизнеса обречены на банкротство, т.к. в среднем из каждых 10 остаются функционировать только 2-3, поэтому малый бизнес относится к сфере наиболее рискованного бизнеса. Субъекты малого предпринимательства весьма уязвимы ко всем рыночным изменениям и потрясениям, поскольку обладают гораздо меньшими возможностями и ресурсами по сравнению с субъектами среднего, а тем более крупного предпринимательства. Но именно малый бизнес выполняет стабилизирующую функцию в сфере экономики, позволяет создать и поддерживать конкурентную среду, обеспечивает равный доступ к осуществлению предпринимательской деятельности для всех ее участников. Поэтому экономическая политика развитых

государств направлена на то, чтобы компенсировать эти способности малых предприятий и помочь им действовать на рынке как полноправным субъектам конкуренции. По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, а объем производства в этой сфере в различных странах составляет от 33 до 67% ВНП [7]. Например, в Германии в данное время насчитывается более 3,3 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственных отраслях, торговле, сфере услуг и свободных профессий, что составляет более 99% предприятий налогоплательщиков, при этом на них приходится почти 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта [8].

В Республике Казахстан эти цифры пока еще не такие значительные. По официальным данным в РК ежегодный прирост количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, начиная с 2002 г. в среднем достигает 15-18% [9] и по состоянию на сентябрь 2008 г. в республике насчитывалось 666 098 активных малых предприятий, численность занятых в малом и среднем бизнесе на сентябрь 2008 г. превысила 1,9 млн. человек [10]. На 1 октября 2009 г. ситуация уже несколько изменилась - общее количество зарегистрированных юридических лиц составило 294 905 единиц, в том числе 279 471 единиц с численностью работников менее 50 человек, количество действующих юридических лиц составило 187 452, среди которых малые предприятия составляют 172 998 единиц, количество субъектов малого бизнеса составило 211 985 [11], а число занятых в малом бизнесе на 31 декабря 2008 г. составило 1 млн. 726 тыс. 170 человек [12]. Для сравнения можно указать, что в РФ количество малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1 млн. 100 тыс. единиц, с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей; с учетом работающих по договорам и по совместительству, в предпринимательстве занято около 14 млн. человек (но если учесть предприятия, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, а так-

же так называемые средние предприятия, то можно говорить об удвоении представленных цифр) [12]. В целом на этом фоне РК выглядит менее предпочтительно - в РК число занятых в малом и среднем бизнесе составляет всего 20,5% от численности трудоспособного населения страны, тогда как в РФ число занятых только в малом бизнесе - 6,7% от численности трудоспособного населения страны, в сфере предпринимательства без образования юридического лица - 15,5%, всего в малом и среднем бизнесе - более 30%.

Все это свидетельствует о том, что в Республике Казахстан пока не созданы все необходимые условия для развития малого предпринимательства, в частности, и для формирования цивилизованной предпринимательской среды, в целом. В этой связи оказание мер государственной поддержки субъектам малого бизнеса могло бы послужить стимулом общего подъема экономики и преодоления спада производства.

В настоящее время государственная поддержка малого предпринимательства в РК реализуется по таким направлениям, как: 1) создание условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; 2) разработка государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства; 3) установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства; 4) установление оптимального режима налогообложения; 5) принятие программ кредитования малого предпринимательства; 6) создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательства; 7) обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) для государственных нужд; 8) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства; 9) создание национальных институтов развития (п. 3 ст. 18 Закона о частном предпринимательстве).

Государственная поддержка и развитие

малого предпринимательства осуществляется путем: 1) оказания финансовой поддержки; 2) организации сети центров поддержки малого предпринимательства; 3) организации деятельности бизнес-инкубаторов; 4) передачи субъектам малого предпринимательства в доверительное управление или аренду не используемых более одного года объектов государственной собственности; 5) безвозмездной передачи субъектам малого предпринимательства в собственность объектов, переданных в аренду или доверительное управление для организации промышленного производства и развития сферы услуг населению по истечении года с момента заключения договора в случае выполнения предусмотренных им условий в порядке, установленном Правительством РК.

Указанные направления и способы осуществления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства были разработаны с учетом опыта зарубежных государств в этой области. В 70-х гг. ХХ в. в условиях энергетического кризиса и экономической депрессии, явившихся следствием излишней концентрации капитала и перенасыщением рынка товарами, работами, услугами произошла переоценка ценностей, и на первый план вышли вопросы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Начиная с 80-х гг. многие страны стали постепенно переходить от индустриального к постиндустриальному пути развития экономики, что привело к закрытию, переспециализации, деконцентрации многих крупных предприятий, особенно в промышленных центрах, больших городах и индустриальных регионах [6].

Для улучшения экономической ситуации и снижения социальной напряженности стали разрабатываться государственные и региональные программы оздоровления депрессивных районов, направленные на оказание мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, реализация которых способствовала экономическому и социальному развитию некогда депрессивных регионов. При этом следует учитывать, что такие программы осуществляются не от случая к случаю (как это нередко имеет место в практике нашего государства), а систематически и целенаправленно. Здесь также нужно обратить внимание на то, что число таких государственных программ значительно превышает привычные для нас цифры. Например, государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Германии

включает более 500 программ федерального и регионального значения, содействующих инвестиционной активности [8]. Разумеется, это не означает, что нужно механически увеличивать количество бюджетных программ, разрабатываемых в РК, главное, чтобы реализация таких программ способствовала повышению инвестиционной активности в тех отраслях экономики, которые наиболее подвержены негативному влиянию международного финансового кризиса.

Антикризисные программы, разрабатываемые правительствами государств с развитой экономикой, прежде всего, направлены на оказание поддержки и развитие малого и среднего предпринимательства, и, как правило, реализуются по трем основным направлениям:

1) поддержка уровня продаж и предотвращение истощения оборотного капитала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе предоставления экспортных кредитов и гарантийных обязательств, облегчение налогового бремени и предоставление отсрочки по налоговым платежам, а также принятие мер по сокращению сроков платежей всеми партнёрами деловых отношений и обеспечению непрерывности денежных потоков;

2) облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, своевременное предоставление оборотных средств, реструктуризация кредитной задолженности, расширение схем предоставления гарантий и улучшение условий погашения действующих кредитов;

3) осуществление финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в обеспечении реализации и завершения действующих инвестиционных и инновационных проектов, обладающих высокой коммерческой привлекательностью с целью обеспечения возможности в ближайшем будущем осуществить выход на рынок с новыми продуктами и услугами, обладающими повышенным спросом [6].

Вместе с тем, по предварительным оценкам исследований Европейской Комиссии и Европейского Инвестиционного Фонда, проведённым в 29 государствах, установлено, что малые и средние предприятия в большинстве стран, начиная с 4-го квартала 2008 г., претерпевают значительные трудности, связанные с резким снижением спроса на их продукцию и услуги, вызванные нынешним кризисом [13]. Во всех странах ОЭСР (Организации экономи-

ческого сотрудничества и развития), начиная с 4-го квартала 2008 г., наблюдалось резкое уменьшение количества заявок на получение кредитов со стороны крупных, средних и малых предприятий, которое продолжилось и в 2009 г., причём основное снижение происходило в запросах на получение долгосрочных кредитов - в среднем по странам ЕС падение достигло примерно 40%, а самое большое падение 73-78% было отмечено во Франции [6].

В отличие от этого, в РК, также как и в РФ, в первую очередь, стремятся сохранить и защитить крупный бизнес. Так, в экономику Казахстана в антикризисных целях дополнительно было направлено свыше 2-х триллионов 700 млрд. тенге, в том числе на поддержку жилищного строительства и решение проблем дольщиков -545 млрд. тенге, на развитие агропромышленного комплекса - 280 млрд. тенге, на реализацию инфраструктурных проектов - 120 млрд. тенге, тогда как на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса - 275 млрд. тенге [14]. Конечно, 275 млрд. тенге - это огромная сумма, но по сравнению с общей суммой финансирования она составляет всего 10%. Это означает, что только десятая часть от общей суммы была направлена на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, что явно недостаточно.

В конце 2007 г. АО ФУР «Казына» выделило 122 млрд. тенге для поддержания устойчивого развития экономики Казахстана, из этой суммы 48,8 млрд. тенге через фонд поддержки малого предпринимательства «Даму» было размещено в семи банках второго уровня для финансирования проектов малого и среднего бизнеса [10]. 14 февраля 2009 г. АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-^азына» и АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в рамках реализации 3-го транша Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднего бизнеса подписали генеральное кредитное соглашение с 12 банками второго уровня на общую сумму 117 млрд. тенге (в том числе АО «Казкоммерцбанк» - 16 млрд. тенге, АО «БТА Банк» - 22 млрд. тенге, АО «Народный банк Казахстана» - 11,7 млрд. тенге, АО «АТФ Банк» - 10 млрд. тенге, АО «Банк Центр Кредит» - 10 млрд. тенге, АО «KaspiБанк» -6 млрд. тенге, АО «Нурбанк» - 8 млрд. тенге, АО «Евразийский Банк» - 3 млрд. тенге, АО «Цесна Банк» - 3,3 млрд. тенге, АО «Альянс Банк» - 18 млрд. тенге, АО «Банк Астана - Фи-нанс» - 3 млрд. тенге, АО «Сбербанк» - 6 млрд.

тенге) [13]. Предварительно по договоренности между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и НФ «Самрук-Казына» был создан инвестиционный фонд с капиталом в 125 млн. долларов США для финансирования проектов малого и среднего бизнеса («ИФ «KazakhstanGrowthFund») [15].

Но, как показывает практика, многие субъекты малого и среднего бизнеса до сих пор не могут получить выделенные государством средства [16]. И это не случайно, банки не спешат кредитовать малый и средний бизнес, направляя предназначенные для них средства на погашение своих задолженностей перед международными финансовыми институтами и на другие внутренние цели. Президент РК Назарбаев Н.А. прямо заявил о том, что «банковский сектор не прошел проверку свободным рынком, став «проводником» внешних шоков, вызвавших цепную реакцию распространения кризисных импульсов в реальный сектор» [17].

Говоря о многочисленных инициативах, позиционировавшихся Правительством, министерствами и ведомствами РК как оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, необходимо отметить, что большая часть из них опять-таки направлена на защиту субъектов крупного предпринимательства. Здесь сразу же хотелось бы сказать о новом Налоговом кодексе, который, на наш взгляд, весьма существенно ограничивает права субъектов малого и среднего бизнеса. Одним из таких ограничений является отказ законодателя от специального налогового режима на основе разового талона (который ранее предусматривался в ст. 371 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса) от 12 июня 2001 г. № 209-11 ЗРК). Субъекты малого бизнеса могли самостоятельно выбрать любой из порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним, в том числе и режим на основе разового талона. Никто здесь не берется оспаривать тот факт, что давно уже пора перейти к цивилизованному рынку, в условиях которого каждый субъект предпринимательской деятельности должен быть зарегистрирован в качестве такового в установленном законом порядке, т.е. предпринимательская деятельность должна носить легализованный характер. Но разве такую работу нужно начинать в условиях всеобщего финансового кризиса? Из-за таких преждевременных и непродуманных, на наш

взгляд, действий, те участники предпринимательской деятельности, которые ранее могли вполне законно ею заниматься на основе разового талона, теперь оказались «за бортом». В соответствии с положениями действующего налогового законодательства, на них уже не распространяется статус предпринимателя, они, по существу, оказались «вне закона» и вынуждены скрываться от многочисленных проверяющих и контролирующих органов. Сложно себе представить, чтобы разработчики преследовали такую цель, но на деле получилось именно так.

Что касается других нововведений в сфере налогообложения, то они в основном затрагивают интересы субъектов крупного предпринимательства. Например, снижение корпоративного подоходного налога на 1/3 (что составило 20%) или введение единой ставки социального налога в размере 11% вместо регрессивной шкалы и др. Конечно, позитивно здесь снижение ставки подходного налога до 12%, но даже она не способна существенно повлиять на развитие частного предпринимательства в нашей стране, поскольку нужен целый комплекс мер.

Наиболее «болезненными» последствиями мирового финансового кризиса для субъектов малого и среднего предпринимательства (да и для всех граждан нашего государства) оказались девальвация тенге и диверсификация экономики. В условиях кризиса бюджет Казахстана сократился на 26%, и если бы не средства Национального фонда накопления резервов, то пришлось бы сокращать расходы на выплату пенсий, пособий и т.п., но средства этого фонда тоже не безграничны, и нерациональное их расходование может привести к катастрофическим последствиям, и об этом нужно было думать еще вчера, а не сегодня или завтра. Парламент страны за короткий период принял более 20 законов, обеспечивающих правовое регулирование антикризисных мер [18], но, к сожалению, это реальных результатов не принесло.

В качестве основных причин диверсификации экономики Президент РК назвал следующие: 1) не было преодолено упование на внешние инвестиции в обрабатывающую промышленность, высокие цены на сырьевые ресурсы снизили для иностранных инвесторов привлекательность несырьевых отраслей, не было серьезной работы, чтобы сделать опору на внутренние ресурсы; 2) Правительство много говорило, но не доводило до конца работу

по обеспечению благоприятного бизнес-климата, доступности основных факторов производства для предпринимателей, даже для свободных экономических зон не было создано всех условий, как это делается в других странах; 3) свою роль сыграли неэффективная организация работы государственного аппарата, слабое взаимодействие министерств и акима-та [17]. Вместе с тем до сих пор принимаются неэффективные, по большей части популистские шаги - как, например, сокращение сроков регистрации субъектов малого предпринимательства до 3 дней. Вопреки ожиданиям, практика показывает обратное - число субъектов малого предпринимательства неумолимо продолжает сокращаться.

С одной стороны, вроде бы количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства по состоянию на 1 января 2009 г. увеличилось до 1 млн. 1 тыс. 376 единиц, но количество активных субъектов малого предпринимательства на 31 декабря 2008 г. составляет всего 621 тыс. 114 единиц[12] или 62% от общего количества (т.е. чуть больше половины). Количество малых предприятий на 1 октября 2009 г. составило 211 тыс. 985 единиц [11], тогда как в сентябре 2008 г. насчитывалось 666 тыс. 98 активных малых предприятий [10], сокращение составило около 60%, хотя по некоторым оценкам эта цифра достигла уже 70%.

Если перейти к другим показателям, то доля продукции, выпускаемой субъектами малого предпринимательства, в ВВП РК с 18,6% в 2005 г. снизилась до 15,7% в 2006-м, растет число бездействующих производств: в 2006 г. не работало почти каждое четвертое зарегистрированное предприятие [9]. В январе-сентябре 2009 г. доля убыточных предприятий составила 42,6%, снижение реального ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составило 2,3%, объем розничного товарооборота уменьшился на 10,8%, экспорт уменьшился на 49,2%, импорт - на 27% [11].

По мнению представителей Национальной ассоциации предпринимателей, антикризисная программа в стране фактически не выполняется - предприятия остаются без средств к существованию; выделенных средств для поддержки малого и среднего бизнеса недостаточно [18]. Президент ассоциации предпринимателей Т. Акуов считает необходимым: провести рефинансирование кредитов, полученных казахстанскими предпринимателями, во всех банках под 5% годовых и приостановить вы-

плату основного долга на 2 года; перевести все внутренние кредиты в стране с долларов в тенге [18]. Президент ТПП Е. Кожасбай предлагает признать банкротство безнадежных проектов - пока для них создаются отсрочки по погашениям банков, а бизнес топчется на месте - растет большая долговая яма, первоочередная мера - это остановка прогрессирующей в геометрической прогрессии долговой ямы и списание убытков обанкротившихся проектов [19]. С точки зрения экономиста О. Жандосо-ва, необходимы шаги достаточно радикального свойства, по практически полной перезагрузке матрицы кредитов - придется идти революционным путем: 25% худших бизнесов должны отсечь, в отношении остальных 75%, по сути, нужно глобально пересмотреть сроки и ставки процентов по кредитам, иначе без этого практически будут поголовные банкротства, финансирование реструктуризации не означает дополнительные деньги, а, по сути, означает принятие определенных обязательств в отношении удешевления и удлинения государством пассива [19].

В ответ на все эти призывы Фонд развития предпринимательства «Даму» разрабатывает новую программу «Бизнес Советник», как предполагается, для решения следующих задач: 1) разработать доступные и унифицированные экспресс-курсы прикладного характера по созданию собственного бизнеса и его эффективному ведению; 2) сформировать во всех регионах Казахстана группу профессиональных лекторов-тренеров, которые на систематической основе будут проводить тренинг-обучение по созданию собственного бизнеса и его эффективному ведению для населения с предпринимательской инициативой и действующих предпринимателей во всех районах областей Казахстана; 3) оказать активную информационную поддержку по всем инструментам государственной поддержки предпринимательства большему числу населения и в том числе потенциальным пользователям услуг Национальных институтов развития АО «ФНБ «Сам^рьщ-Казына»; 5) сформировать необходимую информацию на основе изучения реальных потребностей населения с предпринимательской инициативой и действующих предпринимателей во всех районах областей Казахстана для дальнейшего создания Центров нефинансовой поддержки предпринимательства, услуги которых будут носить комплексный характер [20].

Здесь опять возникает вопрос о том, насколько оправданно распыление государственных средств на всевозможные обучающие программы и информационную поддержку субъектам малого и среднего бизнеса? Вряд ли кто-нибудь станет отрицать тот факт, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого и среднего предпринимательства, в основном, носят финансовый характер. Например, к ним могут быть отнесены следующие: 1) отсутствие оборотных средств; 2) отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; 3) отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; 4) снижение спроса на продукцию, при неизменном

уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса; 5) риск неплатежей от контрагентов - отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания» [21].

Но если частный предприниматель стремится к тому, чтобы улучшить свое финансовое положение и повысить ликвидность своих активов, то у государства задачи должны быть другими, поскольку постоянное субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства только отсрочивает проблему снижения их ликвидности, но не решает ее в принципе. Необходимо использовать весь комплекс мер как экономического, так и административного характера, с тем, чтобы создать наиболее оптимальные условия для развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Список литературы

1. Ведомости Парламента РК. 1997. № 12. Ст. 182. Утратил силу в соответствии с Законом РК от 31 января 2006 г. № 124 // Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан (САПП РК). 2006. № 3. Ст. 21.

2. Закон РК от 31 января 2006 г. № 124 «О частном предпринимательстве» // САПП РК. 2006. № 3. Ст. 21.

3. Закон РК от 23 ноября 2012 г. № 54-V «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы» // Ведомости Парламента РК. 2012. № 18-19. Ст. 118.

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» вступил в силу с 1 января 2008 г. (в соответствии с ним утратил силу Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.

5. Подробнее см. об этом: Горемыкина Е. Проблемы малого и среднего предпринимательства // http://rusref.nm.ru/indexpub144.htm.

6. НП «Московский центр развития предпринимательства», 2009. // http://www.dmpmos.ru/.

7. Сб. материалов III международного конгресса «Малое и среднее предпринимательство России» - М.: Международный фонд поддержки экономических реформ России, 1994.

8. Подробнее см. об этом: Брюмер К. Опыт развития и поддержки МСП в Германии //http://rusref. nm.ru/indexpub144.htm.

9. Подробнее см. об этом: К экономике частной инициативы. Интервью с председателем Комитета Сената Парламента РК по финансам и бюджету М. Утебаевым // Информационный портал www. zakon.kz // http://www.zakon.kz/102766-k-jekonomike-chastnojj-iniciativy.-o.html.

10. Международный деловой журнал «KAZAKHSTAN». 2008. №5/6.

11. http://ru.government.kz/site/news/2009/10/78.

12. http://www.stat.kz.

13. http://matbusiness.ru/interes206.htm.

14. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» // Информационное агентство «Казахстан Сегодня» // www.kt.kz.

15. http://www.pavlodar.kz/page.php?page_id=48&lang=1.

16. http://www.kt.kz/index.php?lang=rus&uin=1133168154&chapter=1153479117.

17. Выступление Президента Республики Казахстан, Председателя НДП «НурОтан» Нурсултана Назарбаева на внеочередном XII съезде партии «Индустриально-технологическое развитие Казахстана ради нашего будущего» 15 мая 2009 г. // Официальный сайт Президента РК. http://www. akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/sections?OpenForm&id_doc=2A27C1CCEBE89D7F062575B7007 8A148&lang=ru.

18. В условиях кризиса налоговая политика всех стран должна быть скоординирована» - вице-спикер Мажилиса Ж.Карибжанов. // http://www.kazinvest.kz/web/msb.

19. Информационное агентство «Казахстан Сегодня». // www.kt.kz.

20. Фонд развития предпринимательства «Даму» // http://www.fund-damu.kz/1135.

21. Подробнее см. об этом: Литвак Е.Г., Мигин С.В., Нехаев А.А., Шестоперов А.М Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Портал «Вечная молодость» www. vechnayamolodost.ru. - 2009, 23 января.

Халыцаралъщ тэж1рибе керсететгшндей, мемлекеттт щолдау шараларынсыз шагын бизнес субъектыер1 банкроттыщща ушырайды, вйткем олар барлыщ нарыщтыщ езгерктер мен куйзелютерге элаздеу болып келедг. Сонымен щатар шагын бизнес экономика саласында туращтандыру функциясын атщарады, нащты саланы щуруга жэне щолдауга жагдай тугызады, кзсгпкерлгк щызметтг ЖYзеге асыру Yшiн оныц барлыщ щатысушыларына тец мYмкiндiкер щамтамасыз етедi. Цазiргi жагдайда бiздiц елiмiзде шагын жэне орта кэсiпкерлiктi дамытуга арналган негурлым щолайлы жагдай жасау Yшiн экономикалыщ та, экiмшiлiк те сипаттагы барлыщ шаралар кешемн щолдану щажет.

ТYйiн свздер: кэсткерлщ шагын жэне орта кэсiпкерлiктi мемлекеттт щолдау; шагын, орта, ifi кэЫпкерлт субъектiлерi; дербес кэЫпкерлер.

Международная практика показывает, что без оказания мер государственной поддержки субъекты малого бизнеса обречены на банкротство, поскольку именно они весьма уязвимы ко всем рыночным изменениям и потрясениям. Вместе с тем малый бизнес выполняет стабилизирующую функцию в сфере экономики, позволяет создать и поддерживать конкурентную среду, обеспечивает равный доступ к осуществлению предпринимательской деятельности для всех ее участников. В современных условиях необходимо использовать весь комплекс мер как экономического, так и административного характера, с тем, чтобы создать наиболее оптимальные условия для развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Ключевые слова: предпринимательство; государственная поддержка малого и среднего предпринимательства; субъекты малого, среднего, крупного предпринимательства; индивидуальные предприниматели.

International experience shows that without the provision of state support small businesses are doomed to bankruptcy, as they are very vulnerable to all market changes and shocks. However, the small business performs a stabilizing function in the economy, can create and maintain a competitive environment, and provides equal access to the implementation of business for all participants. In the current circumstances it is necessary to use the full range of measures, both economic and administrative measures in order to create optimal conditions for the development of small and medium enterprises in our country.

Keywords: business; state support of small and average business; subjects of small, average, large business; individual entrepreneurs.

Светлана Павловна Мороз,

КР Зац шыгару институты азаматтьщ, азаматтьщ iс жYргiзу зацнамасы жэне ащарушыльщ iс жYргiзу бвлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор

^азакстан Республикасында шаFын жэне орта кэсшкерлжт мемлекеттiк колдау

Мороз Светлана павловна,

главный научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан

Moroz Svetlana Pavlovna,

^ief research fellow of Department of the civil, civil-proceeding legislation and execution of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor

State support for small and medium-sized enterprises in the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.