НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН
Суханбердиева Огульджерен
кандидат юридических наук, Обшественое кафедра Туркменский государственный университет имени Махтумкули г. Ашхабад Туркменистан
Нурлыева Махри
Преподаватель, Туркменский государственный медицинский университет им. Мырата Гаррыева г. Ашхабад Туркменистан
Разработка и поднятие на уровень международных стандартов прав человека — одно из важных достижений цивилизации. Сформировавшееся под влиянием великих буржуазных революций, прогремевших в конце XVIII в., национальное право ряда государств, в первую очередь США и Франции, несомненно повлияло на становление и развитие в международном праве принципов и норм, касающихся прав человека. По мнению И. И. Лукашука, само международное право явилось элементом цивилизации и культуры, которую дал человечеству XIX век.
Достаточно вспомнить в этой связи не только деспотии Востока и период средневековья, но и демократии Древней Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только для мужчин. Так, например, во Франции женщины получили право голоса только через 150 лет после Великой французской революции. Дольше всех среди европейских стран "сопротивлялась" признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария. Лишь в 1968 г. после неоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии проголосовали за предоставление женщинам избирательного права.
Нельзя считать, что осознание женщинами ущемленности своих политических и гражданских прав произошло только в настоящий момент или одновременно с распространением в мире в начале XX в. идей социализма. Так, француженка Олимпия де Гурж, усмотревшая в Декларации прав человека и гражданина явное ущемление прав женщин, опубликовала в 1791 г. свою Декларацию прав женщины и гражданки, за что была казнена3. Аналогичные события происходили и в США. В 1848 г. американские суфражистки опубликовали Декларацию чувств как отклик на провозглашенную ранее Декларацию независимости. В Декларации чувств поднимались вопросы социальных, гражданских и религиозных прав и свобод женщин4. Ее авторы ставили перед собой задачу привести статус женщин, хотя и с запозданием, в соответствие с изменениями, которые были внесены в жизнь мужчин поколением "отцов-освободителей".
Однако существенные изменения в положении женщин произошли только в начале XX в. Так, в 1902 г. в Гааге были приняты международные конвенции, касающиеся коллизий национальных законов по вопросу о браке, разводе и опеке над несовершеннолетними, а в 1904 и в 1910 гг. — международные конвенции, касающиеся запрещения торговли женщинами и детьми.
ш
Сразу же после Первой мировой войны в течение ряда лет было проведено несколько международных конференций с участием представителей правительств, и хотя в ходе этих конференций не обсуждались вопросы положения женщин как таковые и не предпринимались попытки содействовать осуществлению принципа равенства мужчин и женщин, на них был рассмотрен ряд проблем, затрагивающих положение женщин.
Устав Лиги Наций ознаменовал собой важное событие в области защиты прав женщин на межправительственном уровне. Он включал статьи, требующие гуманных условий труда для всех, независимо от пола, а также запрещения торговли женщинами; он обеспечил женщинам доступ в Секретариат Лиги.
Вторая мировая война, поставившая на грань уничтожения целые народы и принесшая миллионам людей неисчислимые бедствия, затронула все население воюющих стран, независимо от пола и возраста.
В июне 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций. В Устав Организации Объединенных Наций были включены четкие и всеобъемлющие положения, касающиеся принципа недискриминации на основании пола. Устав ООН ссылается на "равноправие мужчин и женщин" и требует "поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех" без различия пола.
Одним из первых шагов Организации было принятие 10 декабря 1948 г. хартии прав человека — Всеобщей декларации прав человека.
Одно из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека закреплено в статье 2. В ней указывается, что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения" .
В системе ООН большинство мер, направленных на реализацию этого принципа, были разработаны в Комиссии по положению женщин — функциональной комиссии Экономического и Социального совета ООН.
Комиссия была учреждена резолюцией 11 (II) Совета 21 июня 1946 г. В ее состав входят по одному представителю от каждого из государств — членов ООН. В функции Комиссии входят подготовка рекомендаций и докладов Совету по защите прав женщин в политической, экономической и социальной областях и в области образования, представление рекомендаций Совету по срочным проблемам в области прав женщин в целях претворения в жизнь принципа равноправия мужчин и женщин, а также разработка предложений по осуществлению таких рекомендаций.
Первоначальное внимание Комиссии было сосредоточено на обеспечении юридического равенства мужчин и женщин. Позднее, стремясь полнее осуществить свой мандат, Комиссия расширила свою повестку дня, которая стала включать ряд вопросов, относящихся к правам женщин.
Важные инициативы по принятию мер в целях содействия равенству мужчин и женщин были предприняты Генеральной Ассамблеей ООН.
Так, 7 ноября 1967 г. после четырех лет дискуссий и тщательной редакционной работы в Комиссии по положению женщин и в самой Генеральной Ассамблее была единодушно принята Генеральной Ассамблеей в резолюции 2263 (XXII) Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Необходимость этой Декларации отмечается в преамбуле, где выражается озабоченность тем, что, несмотря на Устав, Всеобщую декларацию прав человека, Международные пакты о правах человека и другие правовые документы ООН и специализированных учреждений ООН и несмотря на достигнутый в вопросе равноправия прогресс, продолжает существовать значительная дискриминация в отношении женщин.
Органами системы ООН принят ряд международно-правовых документов, касающихся конкретных прав женщин. К их числу относится Конвенция 1952 г. о политических правах женщин, Конвенция 1957 г. о гражданстве замужней женщины, Конвенция 1962 г. о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков, а также Рекомендация к ней 1965 г., Декларация 1974 г. о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов.
В резолюции 3010 (XXVII) от 18 декабря 1972 г. Генеральная Ассамблея провозгласила 1975 год Международным годом женщин и постановила посвятить этот год активным действиям, направленным на обеспечение большего равенства между мужчинами и женщинами, обеспечение полного участия женщин в экономическом, социальном, культурном развитии на национальном, региональном и международном уровнях, а резолюцией 3520 (XXX) от 15 декабря 1975 г. провозгласила период 1976—1985 гг. Десятилетием женщины ООН под девизом: "Равенство, развитие, мир".
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г. Наиболее существенное значение, с точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, имеют статьи 1 и 4 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В первой из них дается определение понятия "дискриминация в отношении женщин", во второй разъясняется, какие временные меры не считаются дискриминационными относительно мужской половины человечества. Согласно статье 1 Конвенции 1979 г. "понятие дискриминация в отношение женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и другой области". Вместе с тем, согласно статье 4 названной Конвенции, не считается дискриминационным принятие государствами-участниками не только мер по охране материнства, но и "временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами".
Тем самым Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен Французской революции XVIII в. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями "свобода" и "равенство" как предпосылками и сущностью прав человека была поставлена категория "справедливость".
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 54/4 принят Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
10 декабря 1999 г. в штаб-квартире ООН прошла церемония открытия подписания Факультативного протокола к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ходе пленарного заседания 6 октября 1999 г.
В соответствии со статьей 15(1) Факультативного протокола данный документ открыт для подписания любым государством, ратифицировавшим Конвенцию. На сегодняшний день это 165 государств — членов ООН.
На данный момент протокол подписали 24 государства: 12 государств — членов Европейского союза (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция), а также Боливия, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Норвегия, Сенегал, Словения, Чехия, Чили, Эквадор и Парагвай. Названный Факультативный протокол в силу не вступил в связи с тем, что для вступления Факультативного протокола в силу необходима ратификация его десятью государствами.
Существенный вклад в трактовку понятия "равенство полов" внесла Всеобщая конференция по положению женщин (Найроби, Кения, 1985 г.). Равенство стало рассматриваться не просто как правовое понятие, т. е. ликвидация дискриминации de jure, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей для участия женщин в процессе развития не только в качестве пользователей его благами, но и в качестве активной действующей силы.
В силу того, что наибольшим страданиям в условиях военных конфликтов и любых вооруженных конфликтов подвергаются женщины и дети, в повестку дня Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в Вене, был впервые включен в качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о правах человека-женщины как неотъемлемой составной и неделимой части всеобщих прав человека. В принятых Венской конвенцией документах провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права. В них также подчеркивается важность работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, ликвидации всех форм сексуальных посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или ускоренной в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным экстремизмом.
Всемирная конференция по правам человека в Вене рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН принять декларацию, касающуюся проблемы насилия в отношении женщин, и в конце этого же года, 20 декабря 1993 г., была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин.
Помимо нормативных документов, Объединенные Нации на протяжении многих лет вырабатывают и реализуют конкретные программы, направленные на улучшение положения женщин.
В 1995 г. в Пекине состоялась четвертая по счету Всемирная конференция по положению женщин, на которой были приняты Пекинская декларация и Платформа действий. Пекинская платформа действий по праву считается повесткой дня для расширения возможностей женщин. Ее цель — ускорение осуществления Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин, которые были приняты на Всемирной конференции в Найроби в 1985 г., и устранение всех препятствий на пути активного вовлечения женщин во все сферы общественной и частной жизни. В Платформе действий вновь подтверждаются основные принципы, которые были сформулированы в Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г., а именно, что права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Платформа имеет своей целью поощрение и защиту полного осуществления всех прав человека и основных свобод всех женщин на протяжении всей их жизни.
В Платформе определены 12 важнейших проблемных областей, в числе которых бедность и нищета среди женщин, возможности в области образования, здравоохранения, неравноправное представительство женщин в структурах власти и участие в принятии решений, права человека-женщины и др. В Платформе также предложены стратегические цели и меры, которые необходимо принять правительствам, международному сообществу, неправительственным организациям и частному сектору для достижения этих целей.
На Пекинской конференции по проблемам женщин в 1995 г. впервые удалось обсудить вопросы развития, равенства, мира и прав человека с точки зрения пола. Именно после Пекина темы женского здоровья и насилия против женщин стали неотъемлемой частью актуальных международных проблем.
Таким образом, можно отметить, что Венская конференция привлекла внимание международной общественности к проблемам прав женщин, а Пекинская конференция сделала еще один шаг вперед, взяв эти проблемы под международный контроль.
Вместе с тем, оценка осуществления Пекинской платформы показывает, что ее полной реализации препятствует ряд серьезных проблем. К ним относятся такие проблемы, как неблагоприятные экономические последствия перехода к рыночной экономике, особенно в том, что касается занятости, здравоохранения и социального обеспечения; экономический спад; воздействие структурной перестройки; реорганизация экономики и приватизация; модернизация; либерализация; глобализация.
Поэтому, предстоит еще многое сделать для воплощения принятых в Пекине решений. Так в текущем году по инициативе Канады на заседании Комиссии по правам человека обсуждались проблемы, касающиеся прав женщин и затрагивающие вопросы сексуального насилия, репродуктивного здоровья, влияния порнографии, использования женщины как рабской рабочей силы и бесправия женщин-мигрантов.
В ходе 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 54/134, которая постановила объявить 25 ноября Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. В тексте этой резолюции содержится призыв к правительствам, международным правительственным и неправительственным организациям провести в этот день мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к проблеме насилия в отношении женщин.
Кроме того, в июне 2000 г. в Нью-Йорке состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН под названием "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке", в ходе которой был проведен обзор и дана оценка практической деятельности с упором на примеры, касающиеся передовой практики, позитивных действий, извлеченных уроков, сохраняющихся препятствий и нерешенных ключевых проблем, а также намечены дальнейшие мероприятия и инициативы, направленные на достижение равенства женщин и мужчин в следующем тысячелетии.
Однако несмотря на то, что усилия, которые предпринимались в течение двух предыдущих десятилетий, начиная с конференции в Мехико в 1975 г., помогли улучшить положение женщин и расширить их доступ к ресурсам, они не коснулись структурной основы неравенства в отношениях между мужчинами и женщинами.
Решения, влияющие на жизнь всех людей, в большинстве своем все еще принимаются мужчинами. Проблемы женщин почти повсеместно решаются во вторую очередь. Женщины продолжают сталкиваться с дискриминацией и марганализацией, скрытой и явной, в меньшей степени пользуются плодами развития общества и составляют 70 % беднейшего населения мира.
Назрела необходимость поиска путей расширения прав и возможностей женщин для того, чтобы они могли выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях.