Научная статья на тему 'ОТМЕЧАЯ ЮБИЛЕЙ: ВОПРОСЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ПРИОРИТЕТАХ ООН'

ОТМЕЧАЯ ЮБИЛЕЙ: ВОПРОСЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ПРИОРИТЕТАХ ООН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕТВЕРТАЯ ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН / ПЕКИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ПЛАТФОРМА ДЕЙСТВИЙ / РЕЗОЛЮЦИЯ 1325 СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН О ЖЕНЩИНАХ / МИРЕ И БЕЗОПАСНОСТИ / "ООН-ЖЕНЩИНЫ" / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПОВЕСТКА ДНЯ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 Г / КОМИССИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН ООН / FOURTH WORLD CONFERENCE ON WOMEN / BEIJING DECLARATION / PLATFORM FOR ACTION / UN SECURITY COUNCIL RESOLUTION 1325 ON WOMEN / PEACE AND SECURITY / UN WOMEN / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS / 2030 AGENDA FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / UN COMMISSION ON THE STATUS OF WOMEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шведова Н.А.

В арсенале важнейших международных событий и законодательно-правовых инициатив, которые составили для мирового сообщества фундамент и архитектуру здания «гендерное равенство и справедливость», следует назвать проведение Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, принявшей Пекинскую декларацию и Платформу действий (1995 г.), утверждение резолюции 1325 Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности (2000 г.), создание структуры «ООН-женщины» (2010 г.) и принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (2015 г.). Юбилейный срок всех этих знаковых событий совпадает с 75-летием Организации Объединенных Наций. Очевидно, что 2020 год предоставляет возможность для подведения итогов, определения роли ООН в продвижении идеалов и принципов гендерного равенства. В статье предпринята попытка проанализировать эти вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CELEBRATING THE ANNIVERSARY: GENDER EQUALITY ISSUES AMONG UN PRIORITIES

In the arsenal of the most important international events and legislative initiatives that formed the foundation and the architecture of the building “gender equality and justice” for the world community, we should mention such events as the fourth World Conference on Women, which adopted the Beijing Declaration and Platform for Action (1995), birth of United Nations Security Council resolution 1325 on women, peace and security (2000), the creation of UN Women (2010) and the adoption of the Sustainable Development Agenda for the period until 2030 (2015). All these landmark events, counting each their own anniversaries, coincide with the 75th anniversary of the United Nations itself. Obviously 2020 is a stimulating opportunity to take stock, to understand what place gender equality issues occupy among UN priorities, and what the role of the UN today in promoting ideals and principles of gender equality is. The article attempts to find answers to these questions.

Текст научной работы на тему «ОТМЕЧАЯ ЮБИЛЕЙ: ВОПРОСЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ПРИОРИТЕТАХ ООН»

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

Woman in Russian Society 2020. No. 3. P. 16—29

DOI: 10.21064/WinRS.2020.3.2

Женщина в российском обществе

2020. № 3. С. 16—29 ББК 66.4(0),612

DOI: 10.21064/WinRS.2020.3.2

ОТМЕЧАЯ ЮБИЛЕЙ: ВОПРОСЫ ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ПРИОРИТЕТАХ ООН

Н. А. Шведова

Институт США и Канады, Российская академия наук, г. Москва, Россия, n.shvedova2015@yandex.ru

В арсенале важнейших международных событий и законодательно-правовых инициатив, которые составили для мирового сообщества фундамент и архитектуру здания «гендерное равенство и справедливость», следует назвать проведение Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, принявшей Пекинскую декларацию и Платформу действий (1995 г.), утверждение резолюции 1325 Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности (2000 г.), создание структуры «ООН-женщины» (2010 г.) и принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (2015 г.). Юбилейный срок всех этих знаковых событий совпадает с 75-летием Организации Объединенных Наций. Очевидно, что 2020 год предоставляет возможность для подведения итогов, определения роли ООН в продвижении идеалов и принципов тендерного равенства. В статье предпринята попытка проанализировать эти вопросы.

Ключевые слова: Четвертая Всемирная конференция по положению женщин, Пекинская декларация, Платформа действий, резолюция 1325 Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности, «ООН-женщины», Цели устойчивого развития, Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., Комиссия по положению женщин ООН.

CELEBRATING THE ANNIVERSARY: GENDER EQUALITY ISSUES AMONG UN PRIORITIES

N. A. Shvedova

Institute for the U. S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, n.shvedova2015@yandex.ru

In the arsenal of the most important international events and legislative initiatives that formed the foundation and the architecture of the building "gender equality and justice"

for the world community, we should mention such events as the fourth World Conference on Women, which adopted the Beijing Declaration and Platform for Action (1995), birth

© Шведова H. A., 2020

of United Nations Security Council resolution 1325 on women, peace and security (2000), the creation of UN Women (2010) and the adoption of the Sustainable Development Agenda for the period until 2030 (2015). All these landmark events, counting each their own anniversaries, coincide with the 75th anniversary of the United Nations itself. Obviously 2020 is a stimulating opportunity to take stock, to understand what place gender equality issues occupy among UN priorities, and what the role of the UN today in promoting ideals and principles of gender equality is. The article attempts to find answers to these questions.

Key words: Fourth World Conference on Women, Beijing Declaration, Platform for Action, UN Security Council Resolution 1325 on Women, Peace and Security, UN Women. Sustainable Development Goals, 2030 Agenda for Sustainable Development, UN Commission on the Status of Women.

Тендерное равенство — одно из важнейших особых направлений деятельности ООН, поскольку относится к фундаментальным, основообразующим принципам строительства мира в контексте развития человеческого капитала в цивилизованной окружающей среде. Все судьбоносные документы с точки зрения продвижения идей гендерного равенства, принятые ООН, отличаются преемственностью, взаимосвязанностью и продолжают поступательное движение по пути развития принципов гендерного равенства и справедливости с целью наиболее полного отражения реалий жизни. Исключительное место в ряду документов ООН по тендерному равенству принадлежит Биллю о правах женщин, или Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Multilateral Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women; CEDAW) [Multilateral Convention... , 1981].

Из истории вопроса

Многосторонняя Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была одобрена мировым сообществом в 1979 г. (в 2019 г. отмечался ее 40-летний юбилей) и стала знаковым событием в международной истории борьбы за тендерное равенство, завершив подготовительный этап, длившийся почти тридцать пять лет. Опираясь на Устав ООН, в котором, как известно, провозглашен принцип равенства прав женщин и мужчин, правительства должны быть нацелены на изменение систем, которые сохраняют неравное распределение власти и ресурсов. Именно это заложено в основу принятого международного договора, длительный процесс подготовки которого начался, строго говоря, задолго до его официального одобрения Генеральной Ассамблеей ООН. Отсчет следует вести с момента принятия Устава ООН, утвердившего веру в фундаментальные права человека, в равные права мужчин и женщин (1945 г.), и учреждения в 1947 г. Комиссии по положению женщин как функционального подразделения Экономического и социального совета ООН (резолюция 11(11) от 21 июня 1946 г.). Предтеча Конвенции — это Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (Declaration on the Elimination of Discrimination Against Women), инициированная Комиссией по положению женщин в 1963 г. Был дан старт процессу, который займет еще почти двадцать лет, прежде чем Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении

женщин будет одобрена Генеральной Ассамблеей и вступит в силу в 1981 г. Голоса распределились следующим образом: «за» — 130 государств, «против» — 0, воздержались 10.

Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятый резолюцией 54/4 Генеральной Ассамблеи от 6 октября 1999 г., — важная веха на пути реализации изложенных в документах целей тендерного равенства [Факультативный протокол... , 1999]. Он вступил в силу 22 декабря 2000 г. Две утвержденные в нем процедуры — представление сообщений, позволяющих отдельным лицам или группам лиц направлять в Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин жалобы в связи с нарушениями прав, изложенных в Конвенции, и проведение расследования, дающего основание Комитету инициировать рассмотрение ситуаций серьезного или систематического нарушения прав, изложенных в Конвенции, — делают этот документ особенно важным, поскольку персонифицируют защиту прав человека [Конвенция... , 2003]. Как подчеркнуто в преамбуле, Факультативный протокол подтверждает решимость государств «обеспечить полное и равное предоставление женщинам всех прав человека и основных свобод и принимать эффективные меры по предотвращению нарушений этих прав и свобод» [там же].

Формирование тендерной стратегии ООН: знаковые вехи

Во второй половине XX в. был проведен целый ряд международных конференций ООН и приняты стратегические документы по положению женщин.

Первая Всемирная конференция по положению женщин состоялась в Мехико в 1975 г., она обозначила начальный рубеж Десятилетия женщин ООН (1975—1985 гг.). Принятый на конференции Всемирный план действий по реализации задач Международного года женщин представлял комплексный набор руководящих принципов по продвижению прав женщин на период по 1985 г. включительно.

Вторая Всемирная конференция по положению женщин, проведенная пять лет спустя в Копенгагене (1980 г.), санкционировала Программу действий, призывающую государства принимать более серьезные меры для обеспечения права женщин на владение и управление имуществом, а также для улучшения защиты прав женщин на наследование, опеку над детьми и гражданство.

Третья Всемирная конференция по положению женщин (Найроби, 1985 г.) приняла Найробийские перспективные стратегии по продвижению прав женщин, в которых были обозначены меры по достижению тендерного равенства на национальном уровне и содействию женскому участию в усилиях по развитию и мирному урегулированию конфликтов.

В 1995 г. в Пекине Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Fourth World Conference on Women) завершилась принятием Пекинской декларации и Платформы действий (Beijing Declaration and Platform for Action), документов, одобренных единогласно 189 странами, преобладающим числом стран — членов ООН. Они обозначили повестку расширения прав и возможностей женщин. Были определены 12 важнейших направлений Пекинской платформы действий, которые не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Речь шла о женщинах и экономике, женщинах во власти и принятии ими решений, об институциональных механизмах продвижения женщин, о насилии в отношении женщин, о правах женщин, о бедности и здравоохранении, о женщинах и СМИ, образовании и обучении, вооруженных конфликтах, окружающей среде. Не были забыты и девочки (см.: [Шведова. 2007]).

В Платформе действий, в частности, сказано, что правительства и другие участники государственно-общественной жизни должны благоприятствовать активной и зримой политике, имеющей целью интегрировать действия, направленные на укрепление равенства полов, во все политические стратегии и программы, анализируя в случае необходимости до принятия любого решения его возможные последствия для женщин и мужчин.

В документе дается трактовка понятия «комплексный подход к проблеме равенства полов». Данный подход заключается в организации (реорганизации), улучшении, совершенствовании и оценке процессов принятия решений лицами, главным образом вовлеченными в осуществление политики, с тем, чтобы инкорпорировать проблематику равенства женщин и мужчин во все области и на все уровни. Неудивительно, что Пекинская платформа действий (ПЦЦ) по настоящее время считается главным глобальным стратегическим документом о гендерном равенстве.

Тем не менее, как и декларации, согласованные выводы и резолюции, 1111Д представляет собой «мягкую» норму права, т. е. она не обязывает юридически. Этот документ подразумевает моральное обязательство государств-участников выполнять его, но правительства вправе рассмотреть собственные пути реализации содержания. В отличие от ГШД такие договоры, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, являются юридически обязательными для исполнения.

Таким образом, в 80—90-х гг. XX в. стартовала серия всемирных интернациональных конференций. В их числе было четыре крупные конференции по положению женщин, а также ряд других, посвященных проблемам окружающей среды, правам человека, народонаселению и социальному развитию. Среди последних следует отметить: Конференцию ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро. 1992 г.); Всемирную конференцию по правам человека (Вена, 1993 г.), на которой принята Венская декларация о правах человека («Права женщин — это права человека»); Международную конференцию по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.); Всемирный саммит по социальному развитию (Копенгаген. 1995 г.). Эти события обозначили новый характер в отношениях ООН и неправительственных организаций (НПО), которые стали катализатором мобилизации женского движения.

Заслуживает внимания чрезвычайно важный документ — резолюция Совета Безопасности ООН 1325 (UN Security Council Resolution 1325 on Women, Peace and Security), принятая в 2000 г. для подтверждения большой роли женщин в предотвращении и разрешении конфликтов, мирных переговорах, миротворчестве, поддержании мира, оказании гуманитарной помощи и постконфликтном восстановлении. В других документах призывается положить конец безнаказанности и назначить специального представителя Генерального секретаря по вопросу о сексуальном насилии в условиях конфликта.

ООН прилагает значительные усилия по продвижению прав женщин и тендерного равенства, включая ряд шагов в области устойчивого развития, которые были осуществлены Комиссией по положению женщин (11—22 марта 2019 г.), Комиссией по народонаселению и развитию (2019 г.), Советом по правам человека (2019 г.). Состоялись Политический форум высокого уровня (июль 2019) и Встречи Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (2019—2020), принята Рамочная конвенция ООН по изменению климата [The Beijing Platform for Action...].

Около четырех тысяч человек из неправительственных общественных организаций (НПО) каждый год принимают участие в работе Комиссии ООН по положению женщин (КПЖ). Это крупнейшее ежегодное собрание представителей международного женского движения в ООН, на котором происходит обновление коллективных целей и действий. КПЖ предоставляет уникальную возможность для лидеров движения за тендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин повлиять на повестку ООН и обеспечить включение Пекинской платформы действий в Повестку устойчивого развития до 2030 г.

НПО «Комитет по положению женщин» (Нью-Йорк) отвечает за сбор НПО во время совещаний Комиссии и других мероприятий, проводимых ООН. Данный комитет борется за права женщин и девочек и поддерживает консенсус-ные документы ООН, такие как Пекинская платформа действий, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, и другие соглашения ООН, в том числе Каирскую декларацию о народонаселении и развитии и Венскую декларацию о правах человека. Комитет по правам женщин (Нью-Йорк) — это добровольная некоммерческая организация, финансируемая в значительной степени за счет личных пожертвований, которая представляет один из женских комитетов на Конференции НПО, находящихся в консультативном контакте с ООН. Эти комитеты помогали планировать проведение форумов НПО в ходе всемирных конференций ООН по положению женщин в Мехико, Копенгагене, Найроби и Пекине.

На историческом саммите Генеральной Ассамблеи ООН 193 государства-члена единогласно приняли Повестку в области устойчивого развития до 2030 г. (Sustainable Development Goals of the 2030 Agenda for Sustainable Development), которая ознаменовала окончание действия Целей развития тысячелетия и поставила новые на следующие 15 лет в форме Целей устойчивого развития (ЦУР). Ряд важных ЦУР представлены в параграфах 54—59 резолюции ООН A/RES/70/1 от 25 сентября 2015 г. [Повестка дня... , 2015].

17 целей и 169 задач, которые должны быть выполнены всеми странами до 2030 г., создают основу для трех компонентов устойчивого развития — экономического, социального и экологического. Напомним: устойчивое развитие рассматривается мировым сообществом как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не подвергая опасности способность будущих поколений удовлетворить их собственные потребности» [A Transformative StandAlone Goal... ,2013].

При этом свобода действий женщин трактуется как возможность свободно принимать решения о своей собственной жизни и собственном теле и признается основным правом человека и нравственным императивом. Аналогично свобода

от насилия и равный доступ к ресурсам и власти являются правами человека и маркерами гендерного равенства. Решение этих вопросов критически важно для обеспечения прав человека и равенства для всех. Кроме того, улучшение положения женщин и тендерное равенство имеют эффект катализатора для развития человеческого потенциала, эффективного управления, устойчивого мира [ibid.].

Повестка дня до 2030 г. — это комплексная программа, которая вновь подтверждает предыдущие соглашения, такие как Пекинская платформа действий и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, решения Конференции ООН 2012 г. по устойчивому развитию. Повестка яляется всеохватывающей и основана на принципах прав человека.

Цели устойчивого развития ООН официально вступили в силу 1 января 2016 г. Цель №5 — обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек — пронизывает все остальные ЦУР. Иными словами, в каждой из провозглашенных 17 целей предусмотрено, что женщинам отводится исключительно важная роль: признается равенство женщин и мужчин и необходимость расширения прав и возможностей женщин.

Тендерные подразделения в ООН

В разветвленном организационно-структурном механизме системы ООН существует ряд подразделений, юрисдикция и деятельность которых связаны с проблемами гендерного равенства и тендерной справедливости. Основными среди таких подразделений являются: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Совет Безопасности, Комиссия по положению женщин, Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет), Экономический и социальный совет, структура «ООН-женщины», Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Фонд гендерного равенства.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Этот орган координирует деятельность ООН в области прав человека. В его состав входят специальные докладчики по проблемам насилия в отношении женщин, здравоохранения, по культурным правам, делам защиты прав человека мигрантов, они также предоставляют информацию по соблюдению прав женщин. Действует механизм так называемого Универсального периодического обзора, который позволяет каждому государству представить сведения о том, какие меры предпринимались для улучшения положения дел, касающихся прав человека, и подтвердить выполнение обязательств по правам человека.

Комиссия ООН по положению женщин. Это главный орган ООН, занимающийся вопросами гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Комиссия является всемирным межправительственным органом, деятельность которого сосредоточена исключительно на этих вопросах. КПЖ играет важную роль в документировании реальной жизни женщин во всем мире, формировании глобальных стандартов гендерного равенства и расширении прав и возможностей женщин. На сессиях КПЖ представляют главную (приоритетную) и обзорную темы. Например, приоритетная тема 63-й сессии КПЖ (2019 г.)

обозначена как «Системы социальной защиты, доступ к государственным услугам и устойчивой инфраструктуре в интересах обеспечения тендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и девочек», обзорная тема — «Расширение прав и возможностей женщин и связь с устойчивым развитием».

Первая неделя сессии КПЖ называется «сегмент высокого уровня», в это время в ней принимают участие министры, главы ведомств, занимающихся вопросами тендерного равенства и делами женщин. В течение данной недели проводятся также общие дискуссии. В рамках общих дискуссий в ООН выступают с заявлениями делегации государств-участников, наблюдатели, организации, представители гражданского общества1.

В подкомиссии входят эксперты, ученые, представители правительств, агентств ООН, НПО, гражданского общества, политики, люди творческих профессий и другие заинтересованные стороны. Интерактивные выступления менее формальны, и НПО могут принимать участие в их работе после регистрации2.

Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет). По поручению Генеральной Ассамблеи ООН Третий комитет рассматривает пункты повестки, касающиеся социальных, гуманитарных вопросов и вопросов защиты прав человека, которые затрагивают интересы людей во всем мире. Все проблемы, связанные с продвижением прав женщин, защитой детей, коренного населения, обращением с беженцами, поддержкой основных свобод посредством искоренения расизма и расовой дискриминации, а также с правом на самоопределение, относятся к юрисдикции данного комитета. Он рассматривает вопросы социального развития молодежи, семьи, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, предотвращения преступлений, уголовного правосудия и международного контроля над наркотиками.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Согласно Уставу ООН, ЭКОСОС был сформирован как подразделение, координирующее экономическую и социальную деятельность Организации Объединенных Наций, согласующее действия агентств, фондов с программами ООН, работающими в этих областях. Программы по тендерному равенству и поддержке женщин находятся в его юрисдикции.

Структура «ООН-женщины». Данная структура создана в 2010 г. путем слияния четырех субъектов ООН, занимающихся проблемами женщин. Основные функции подразделения:

— поддержка стратегии, глобальных стандартов и норм, формулируемых межправительственными органами, такими как Комиссия по положению женщин;

— помощь государствам-членам в реализации стандартов и в мониторинге выполнения обязательств ООН по тендерному равенству;

— организация специальных подготовительных мероприятий во время сессий КПЖ, а также ознакомительных заседаний для государств-участников; помощь в подготовке главных документов на основе отчетов правительств (например, Отчет об анализе и оценке Пекинской платформы действий).

1 Все заявления можно найти на веб-сайте КПЖ (http://www.unwomen.org/).

2 Их сессии часто транслируются онлайн (webtv.un.org).

В качестве секретариата КПЖ структура «ООН-женщины» работает с заявками НПО на письменные и устные выступления с заявлениями3. Напомним, что в соответствии с правилами ООН Генеральная Ассамблея — это единственный орган организации, в котором имеют голос все государства-участники. В других органах правом голоса обладает лишь ограниченное количество голосующих членов, выбранных Генеральной Ассамблеей.

Инициатива ООН-75

2020 год рассматривается ООН как «ключевой для ускоренной реализации гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек в мире» [64th Session... , 2020]. 64-ю сессию Комиссии по положению женщин запланировано посвятить подведению итогов прошедшего периода. Для участия в сессии приглашаются представители государств-членов, подразделений ООН и неправительственных организаций, аккредитованных ЭКОСОС из всех регионов мира [ibid.].

В январе 2020 г. ООН запустила самую большую в истории глобальную дискуссию о будущем мира в рамках празднования своего 75-летнего юбилея. В настоящее время в ООН входят 193 страны, Святой престол — Ватикан — и Палестина имеют статус государств-наблюдателей, которые не являются членами ООН. Существует несколько организаций, относящихся к постоянным наблюдателям [About the UN, 2020].

Инициатива получила название «ООН-75». Ее цель сформулирована следующим образом: «...охватить как можно больше людей: прислушаться к их надеждам и страхам; учиться на их опыте и дать им возможность думать и действовать глобально. Мы хотим услышать, как люди видят наиболее важные глобальные тенденции, которые нам нужно лучше понять. Наши материалы предоставляют людям возможность обсудить и предложить другие вопросы, а наши опросы будут отражать более широкий спектр тем» [UN75... , 2020]. ООН стремится построить глобальное видение 2045 года — года своего столетнего юбилея, повысить понимание угроз этому будущему и способствовать расширению международного сотрудничества для претворения в жизнь намеченных совместных целей.

Что побудило международную организацию именно в настоящий момент выступить с подобной инициативой? Вероятно, не одна причина заставила предпринять такой шаг. Несомненно, формат празднования юбилея послужил дополнительным стимулом к дизайну «эпохальной» акции. Однако объективные факторы сокрыты в глубинных современных общественно-политических и экономических мировых процессах, которые определяют атмосферу жизнедеятельности ООН.

3 Согласно правилам ООН, НПО должны иметь официальные отношения с ООН через ЭКОСОС. В этом случае они будут обладать всеми привилегиями, в том числе правом выступать на официальных межправительственных заседаниях. Некоторые НПО получают аккредитацию в ООН через Отдел информации и печати или конференции ООН. Такие НПО не могут подавать в «ООН-женщины» заявки на выступление с письменными и устными заявлениями для КПЖ.

С одной стороны, решение глобальных проблем (неравенство, новые формы насилия, климатический кризис, масштабные изменения в области народонаселения и технологий) все сильнее требует коллективных действий и достижение Целей устойчивого развития, которые были выработаны на согласованной основе и получили одобрение мирового сообщества, что свидетельствует об общем видении будущего, невозможно без сотрудничества между различными государствами, регионами и поколениями. С другой — отмечается ослабление поддержки глобального сотрудничества, обусловленное неравномерностью ци-вилизационной эволюции, разным уровнем экономического, культурного, политического развития и спецификой исторического наследия и накопленных традиций. Во многих странах общественное доверие к традиционным институтам снижается, а отношения между отдельными государствами находятся в напряженном состоянии. К этому следует добавить разноголосую, развивающуюся в динамике критику в адрес ООН, которая отражает уровень недовольства несовершенством деятельности организации [Шведова, 2007].

Диалог о глобальных проблемах и действия по их решению не могут быть отложены в долгий ящик.

Проблемы тендерного равенства, барьеры

«Спустя двадцать пять лет с момента принятия Пекинской декларации и Платформы действий, самой дальновидной повестки дня в области прав и возможностей женщин во всем мире, ни одна страна не достигла тендерного равенства», — с сожалением отмечается на сайте КПЖ [Generation Equality... ,2019]. Такое положение не оставляет равнодушными передовые круги мировой общественности, которые активно стремятся способствовать преобразованию мира к лучшему. В частности, обеспокоенная группа женщин-лидеров (26 человек) в 2019 г. опубликовала документ под названием «Открытое письмо» (см.: [Шведова, 2019]). В нем выражена тревога по поводу того, что «произошла еще одна волна противодействия тендерному равенству и расширению прав и возможностей» женщин, а политика, которая создает «риск остановить и подорвать тендерное равенство, представляет опасность не только для женщин, но и для всего человечества», поскольку не позволяет половине населения использовать полностью свой потенциал. Отсюда следует вывод о «необходимости достижения полного тендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин во всех сферах» [Open Letter... ,2019].

4 октября 2019 г. на 74-й сессии Комитета по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры ООН утверждалось: «...права женщин подвергаются новой угрозе, в то время как насилие по признаку пола глубоко укоренилось в структурном неравенстве» [Gender Equality... , 2019]. В своем вступительном слове Ф. Мламбо-Нгкука, заместитель Генерального секретаря ООН, директор-исполнитель структуры «ООН-женщины», подчеркнула серьезную опасность «возобновления усилий против прав женщин и тендерного равенства». А специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин Д. Шимонович заявила: «...женщины становятся жертвами даже в самые интимные моменты своей жизни, включая роды. Этот тип насилия является частью... насилия по признаку пола, коренящегося в структурном неравенстве,

дискриминации и патриархате». По мнению специального докладчика, «ответственность за решение этой проблемы лежит на государствах». Она отметила, что правительства не могут ее решить «под предлогом экономических, культурных или религиозных соображений». Подчеркнув значение нового общесистемного глобального подхода, Д. Шимонович призвала к институциональному созданию Платформы региональных независимых правозащитных механизмов ООН по искоренению насилия в отношении женщин [ibid.].

Это означает, что крайне важно покончить с тендерным насилием во всех его проявлениях, повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении женщин и девочек, все формы насилия в отношении женщин и девочек в публичной и частной сферах, включая торговлю людьми, сексуальную эксплуатацию и иные ее формы, все вредные виды практик, такие как детские, ранние и принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах. «Наша задача заключается в том, чтобы покончить с изнасилованиями в течение одного поколения и сделать все возможное в ближайшие 10 лет для достижения очень высоких результатов в реализации ЦУР», — подчеркнула Ф. Мламбо-Нгкука в своем выступлении 25 ноября 2019 г. по случаю официального празднования в Нью-Йорке Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин [Remarks by Under-Secretary-General... ,2019].

Еще одно алармистское заявление: «Обратная реакция на с трудом завоеванные успехи сильна, и появились новые проблемы» — содержится в новогодних резолюциях «Приверженность тендерному равенству в 2020 г.». В документе приведена статистика: в большинстве стран мира («в трех четвертях государств планеты») действуют законы о бытовом насилии, однако каждый день 137 женщин гибнут от рук членов их семьи [Committing to a GenderEqual... , 2020]. И хотя глобальная бедность снизилась, она остается в высшей степени феминизированной: женщины в возрасте 25—34 лет на 25 % чаще, чем мужчины, живут в условиях крайней нищеты. Согласно Глобальному отчету о тендерном разрыве 2020 г., потребуется 99,5 года для достижения гендерного паритета [ibid.].

Неоплачиваемая работа по уходу включает такие виды деятельности, как уход за детьми, домашняя работа. Этот труд в основном ложится на плечи женщин повсеместно, зачастую в ущерб их карьерному росту и участию в экономической жизни. Между тем его стоимость оценивается примерно в 10 триллионов долларов США, или 13 % мирового ВВП. Во многих культурах неоплачиваемую работу по уходу считают обычной частью женских обязанностей и соответственно не рассматривают как важный экономический вопрос [Leave no One Behind... , 2016]. Логично стремление женских правозащитных групп добиться признания ее экономической ценности и учета в национальной статистике.

Мировое сообщество в лице ООН призывает разделять обязанности, связанные с домашней работой и уходом за членами семьи, обеспечить безопасность в общественных местах, добиться равной оплаты за труд равной ценности и представительства женщин в процессе принятия решений. «Давайте сделаем 2020-й — годом равенства!» — подчеркнуто в призывах ООН [Generation Equality... ,2019].

Таким образом, в ходе обсуждений в ООН выявляются все еще сильно ощутимые проблемы с достижением тендерного равенства и справедливости, хотя с момента основания Организации Объединенных Наций тендерное равенство признано имеющим большое значение для мира и справедливости, а вклад ООН в его продвижение трудно переоценить.

Новый международный трудовой стандарт по борьбе с насилием, домогательствами на работе был принят на 108-й сессии Международной конференции труда. В июне 2019 г. Международная организация труда приняла Конвенцию по борьбе с насилием и домогательствами на работе и соответствующую Рекомендацию. В Конвенции насилие и домогательства на работе признаются «нарушением прав человека, угрожающим равным возможностям» [Fifteen Defining Moments... ,2019].

Международное феминистское и женское движение предприняло шаги по мобилизации своих усилий, чтобы отметить «Пекин плюс 25» и добиться отчетности от правительств и ООН. Планировалось основное внимание уделить обзору и оценке хода осуществления Пекинской декларации и Платформы действий и решений 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи, выявлению текущих проблем, которые влияют на осуществление Платформы действий, достижение тендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин, оценке вклада в реализацию Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.

К празднованию «Пекин плюс 25» будет приурочено трехдневное специальное мероприятие во время сентябрьской сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке [64th Session... , 2020], на котором правительства большинства государств мира подтвердят свою приверженность принципам тендерного равенства и справедливости, взяв на себя обязательства по выполнению и расширению обещаний, которые были сформулированы в исторической Пекинской платформе действий.

ООН призывает все государства мира, всех людей и все организации способствовать равному участию женщин и мужчин в образовании, продвижении науки и других областей, связанных с развитием научных знаний.

Признанные ООН официальные дни, посвященные женщинам, несомненно, подчеркивают важность проблемы тендерного равенства и привлекают широкую мировую общественность по достоинству оценить вклад женщин в прогресс человечества. Это Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин (25 ноября), Международный день сельских женщин (15 октября), Международный день девочек (11 октября), Международный день вдов (23 июня), Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта (19 июня), Международный день женщин и девочек в науке (11 февраля), Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах (6 февраля). Предстоит еще многое сделать для достижения тендерного равенства мужчин и женщин.

Библиографический список

Доклад Всемирной конференции для обзора и оценки достижений Десятилетия женщины Организации Объединенных Наций «Равенство, развитие и мир», Найроби, 15— 26 шоля 1985 г. Гл. 1, разд. A. URL: https://web.arclwe.org/web/20170422020539/ http://www.un.org/womenwatclVdaw^eijing/otherconferences/Nairobi/Nairobi%20Full %200рtimized.pdf (дата обращения: 22.02.2020).

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней: руководство для парламентариев. 2003. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw_handbook/ch7.shtml (дата обращения: 02.02.2020).

Повестка дня в области устойчивого развития / ООН. 2015. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 22.01.2020).

Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Конвенции и соглашения. 1999. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/womendiscrim_prot.shtml (дата обращения: 02.02.2020).

Шведова Н. А. Тендерное равенство и цели развития: (международный подход) // США и Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 3. С. 3—18.

Шведова Н. А. Высшая школа и наука: проблемы гендерного равенства // Женщина в российском обществе. 2019. № 3. С. 40—54.

A Transformative Stand-Alone Goal on Achieving Gender Equality, Women's Rights and Women's Empowerment: Imperatives and Key Components / UN Women. 2013. URL: http://www.unwomen.Org/en/digital-library/publications/2013/7/post-2015-long-paper (дата обращения: 22.01.2020).

About the UN: Overview. 2020. URL: https://www.un.org/en/sections/about-un/overview/ index.html (дата обращения: 05.01.2020).

Committing to a Gender-Equal 2020: New Year's Resolutions. 2020. URL: https://www.unwomen.Org/en/news/stories/2020/l/compilation-new-years-resolutions (дата обращения: 02.02.2020).

Fifteen Defining Moments for Women in 2019. 2019. URL: https://www.unwomen.org/ en/news/stories/2019/12/compilation-2019-defíning-moments-for-women (дата обращения: 15.01.2020).

Gender Equality under Renewed Assault, Experts Tell Third Committee amid Calls for Greater Protections against All Forms of Violence. 2019. URL: https://www.un.org/press/en/2019/gashc4261.doc.htm (дата обращения: 21.12.2019).

Generation Equality Action Pack. 2019. URL: https://www.unwomen.org/en/news/in-focus/generation-equality-action-pack-december-2019 (дата обращения: 05.01.2020).

Leave no One Behind: Taking Action for Transformational Change on Women's Economic Empowerment. 2016. URL: https://www.unscn.org/uploads/web/news/UNSG-HLP-WEE-2nd-Report-.pdf (дата обращения: 12.01.2020).

Multilateral Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women: adopted by the General Assembly of the United Nations on 18 December 1979 // United Nations: Treaty Series. 1981. Vol. 1249, № 1-20378. URL: https://treaties.un.org/ doc/Publication/UNTS/Volume%201249/volume-1249-I-20378-Other.pdf (дата обращения: 05.01.2020).

Open Letter Group of Women Leaders for Change and Inclusion. 2019. URL: https://www.passblue.coin/wp-content/uploads/2019/02/Women-leaders-letter-Feb-19.pdf (дата обращения: 21.02.2020).

Remarks by Under-Secretary-General of the United Nations and Executive Director of UN Women, Phumzile Mlambo-Ngcuka, on the International Day for the Elimination of Violence against Women Official Commemoration in New York. 2019. URL: https://www.unwomen.org/en/news/stories/2019/11/speech-ed-phumzile-international-day-for-the-elimination-of-violence-against-women (дата обращения: 21.12.2019).

64th Session of the Commission on the Status of Women. Beijing+25. 2020. URL: https://www.taketheleadwomen.com/events/csw64 (дата обращения: 04.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Beijing Platform for Action: Inspiration Then and Now. URL: beijing20.unwomen.org/en/about (дата обращения: 22.12.2019).

UN75. Shaping Our Future Together. 2020. URL: https://www.un.org/en/un75 (дата обращения: 05.01.2020).

References

A Transformative Stand-Alone Goal on Achieving Gender Equality, Women's Rights and Women's Empowerment: Imperatives and Key Components, UN Women, available from http://www.unwomen.Org/en/digital-library/publications/2013/7/post-2015-long" paper (accessed 22.01.2020).

About the UN: Overview (2020), available from https://www.un.org/en/sections/about-un/overview/index.html (accessed 05.01.2020).

Committing to a Gender-Equal 2020: New Year's Resolutions (2020), available from https://www.unwomen.Org/en/news/stories/2020/l/compilation-new-years-resolutions (accessed 02.02.2020).

Doklad Vsemirnoi konferentsii dlia obzora i otsenki dostizhenii Desiatiletiia zhenshchiny Organizatsii Ob"edinennykh Natsii "Ravenstvo, razvitie i mir", Nairobi, 15—26 iiulia 1985 g. (1985) [Report of the world conference to review and appraise the achievements of the United Nations Decade for women "Equality, development and peace"], chap. 1, sect. A, available from https://web.archive.Org/web/20170422020539/http://www.un.org/ womenwatch/daw/beijing/otherconferences/Nairobi/Nairobi%20Full%2 OOptimized.pdf (accessed 22.02. 2020).

Facul'tativnyi protokol k Konventsii o likvidatsii vsekh form diskriminatsii v otnoshenii

zhenshchin (1999) [Optional Protocol to the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women], Konventsii i soglasheniia, available from https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/womendiscrim_prot.shtml (accessed 02.02.2020).

Fifteen Defining Moments for Women in 2019 (2019), available from https://www.unwomen.org/ en/news/stories/2019/12/compilation-2019-defining-moments-for-women (accessed

15.01.2020).

Gender Equality under Renewed Assault, Experts Tell Third Committee amid Calls for Greater Protections against All Forms of Violence (2019), available from https://www.un.org/press/en/2019/gashc4261.doc.htm (accessed 21.12.2019).

Generation Equality Action Pack (2019), available from https://www.unwomen.org/en/news/in-focus/generation-equality-action-pack-december-2019 (accessed 05.01.2020).

Konventsiia o likvidatsii vsekh form diskriminatsii v otnoshenii zhenshchin i Fakul 'tativnyi protokol k nev. Rukovodstvo dlia parlamentariev (2003) [Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women and Its Optional Protocol: A guide for parliamentarians], available from https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/cedaw_handbook/ch7.shtml (accessed 02.02.2020).

Leave по One Behind: Taking Action for Transformational Change on Women's Economic Empowerment (2016), available from https://www.unscn.org/uploads/web/news/UNSG-HLP-WEE-2nd-Report-.pdf (accessed 12.01.2020).

Multilateral Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women: Adopted by the General Assembly of the United Nations on 18 December 1979 (1981), in: United Nations: Treaty Series, vol. 1249, no. 1-20378, available from https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%201249/volume-1249-I-20378-Other.pdf (accessed 05.01.2020).

Open Letter Group of Women Leaders for Change and Inclusion (2019), available from https://www.passblue.com/wp-content/uploads/2019/02/Women-leaders-letter-Feb-19.pdf (accessed 21.02.2020).

Povestka dnia v oblasti ustoichivogo raz\>itiia (2015) [Sustainable Development Agenda], OON, available from https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/ development-agenda/ (accessed 22.01.2020).

Remarks by Under-Secretary-General of the United Nations and Executive Director of UN Women, Phumzile Mlambo-Ngcuka, on the International Day for the Elimination of Violence against Women Official Commemoration in New York (2019), available from https://www.unwomenorg/en/news/stories/2019/ll/speech-ed-phumzile-international-day-for-the-elimination-of-violence-against-women (accessed 21.12.2019).

Shvedova, N. A. (2007) Gendernoe ravenstvo i tseli razvitiia: (mezhdunarodnyl podkhod) [Gender equality and development goals: (international approach)], SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, no. 3, pp. 3—18.

Shvedova, N. A. (2019) Vysshaia shkola i nauka: problemy gendernogo ravenstva [Higher education and science: problems of gender equality], Zhenshchina v rossiiskom obshchesh'e, no. 3, pp. 40—54.

64th Session of the Commission on the Status of Women. Beijing+25 (2020), available from: https://www.taketheleadwomen.com/events/csw64 (accessed 04.01.2020).

The Beijing Platform for Action: Inspiration Then and Now, available from beijing20.unwomen.org/en/about (дата обращения: 22.12.2019).

UN75. Shaping Our Future Together (2020), available from https://www.un.org/en/un75 (accessed 05.01.2020).

Статья поступила 29.02.2020 г.

Информация об авторе /Information about the author

Шведова Надежда Александровна — доктор политических наук, профессор, руководитель Центра социально-политических исследований, Институт США и Канады РАН, г. Москва, Россия, n.shvedova2015@yandex.ru (Dr. Sc. (Political Sc.), Professor, Head of the Center for Social and Political Studies, Institute for U. S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.