Закон и право. 2022. № 7. С. 236-241.
Law and legislation. 2022;(7):236-241.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья
УДК 341.1/8
EDN: https://elibrary.ru/CYWVVY NIION: 1997-0063-7/22-428
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-236-241 MOSURED: 77/27-001-2022-7-628
Генезис регламентации правового статуса женщин в международном антидискриминационном праве в контексте обеспечения гендерного равенства
Елена Сергеевна Плотникова
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец, Россия, a89158571 [email protected]
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена вопросами, возникающими в связи с отсутствием должного правового регулирования национальным законодательством отдельных стран, и, в частности, Российской Федерацией, репродуктивных прав женщин как неотъемлемого элемента их правового статуса. В связи с этим данная статья направлена на всесторонний анализ феномена формирования правового статуса женщин и его регламентации международным антидискриминационныш правом. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является определение специфики регулирования правового статуса женщин с учетом необходимости практического воплощения недискриминации по признаку пола. В статье резюмируются проблемные моменты, связанные с необходимостью дальнейшего развития института международной защиты прав женщин, а также доктринальныш подход к рассматриваемой тематике.
Ключевые слова: правовой статус, демографическая ситуация, репродуктивное здоровье, права человека, репродуктивные права, международные договоры, дискриминация по признаку пола, равноправие, международная защита прав женщин, обязательства государств.
Для цитирования: Плотникова Е.С. Генезис регламентации правового статуса женщин в международном антидискриминационном праве в контексте обеспечения гендерного равенства // Закон и право. 2022. № 7. С. 236—241. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-236-241. EDN: https://elibrary.ru/CYWVVY.
INTERNATIONAL LEGAL SCIENCES
Original article
The genesis of the regulation of the legal status of women in international anti-discrimination law in the context of ensuring gender equality
Elena S. Plotnikova
Yelets State University I.A. Bunina, Yelets, Russia, [email protected]
Abstract. The relevance of the problem under study is due to issues arising from the lack of proper legal regulation by the national legislation of individual countries, and, in particular, the Russian Federation, of women's reproductive rights as an integral element of their legal status. In this regard, this article is aimed at a comprehensive analysis of the phenomenon of the formation of the legal status of women and its regulation by international anti-discrimination law. The leading approach to the study of this problem is to determine the specifics of the regulation of the legal status of women, taking into account the need for the practical implementation of non-discrimination based on sex. The article summarizes the problematic issues related to the need for further development of the institution of international protection of women's rights, as well as the doctrinal approach to the subject under consideration..
Keywords: legal status, demographic situation, reproductive health, human rights, reproductive rights, international treaties, gender discrimination, equality, international protection of women's rights, state obligations.
For citation: Plotnikova E.S. The genesis of the regulation of the legal status of women in international antidiscrimination law in the context of ensuring gender equality // Law and legislation. 2022;(7):236—241. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-236-241. EDN: https://elibrary.ru/CYWVVY.
© Плотникова Е.С. М., 2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022
Введение. Права и свободы личности не являются неизменными и вечными в своем содержании. Зачастую они существуют не в силу того, что они формально признаны государством и узаконены, а в силу самой сущности человеческой жизни, складывающейся в ней системы общественных отношений и вытекающих из них возможностей личности [13, с. 4].
В последние годы обнаруживается очевидная тенденция усиления контроля государства над приватной сферой. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2006 г. обозначило «рубикон» перехода от либеральной политики вертикального контракта [12, с. 80] и минимизации роли государства в решении вопросов семьи и родительства конца 1990-х — начала 2000-х годов к государственному патронату частной сферы. Улучшение демографической ситуации, в частности за счет увеличения роста рождаемости, укрепления репродуктивного здоровья населения, было признано приоритетной задачей, обеспечивающей национальную безопасность страны.
При этом неблагоприятная демографическая ситуация и проблемы ухудшения репродуктивного здоровья наблюдаются и в зарубежных странах, где можно проследить направленность на закрепление репродуктивных прав в качестве основных прав и свобод, гарантируемых конституцией. Об этом говорит и изменение позиций конституционных судов в тех странах, где репродуктивные права в конституции не провозглашены. В то же время многие государства становятся на позицию признания права на жизнь с момента зачатия, что зачастую приводит к ограничению тех или иных репродуктивных прав. В частности, права на аборт и контрацепцию.
Кроме того, последние десятилетия пристальное внимание всего мирового сообщества направлено на процесс развития репродуктивных технологий. В связи с высокими темпами научного прогресса, появлением новых методов лечения бесплодия возникают и новые споры и проблемы не только в вопросах этики, морали и медицины, но и в области правового регулирования.
Исходя из вышеизложенного актуальным представляется исследование конституционно-правового регулирования репродуктивных прав, проведение сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и зарубежных стран.
Вскоре после окончания Второй мировой войны, которая поставила на грань уничтожения
целые народы и принесла миллионам людей, независимо от пола и возраста, неисчисляемые бедствия, ООН приняла 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека. В Преамбуле данного документа отмечается, что она рассматривается в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все государства и народы. Всеобщая декларация прав человека стала основным источником как международного, так и национального права, моделью, нормы которой широко используются многими странами в их законах.
Одним из важнейших принципов Всеобщей декларации прав человека является положение о том, что каждый человек, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политического или иного убеждения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, должен обладать всеми правами и свободами, которые провозглашены в данной Декларации. На основании этого положения все международное и национальное антидискриминационное законодательство развивалось на протяжении следующего XX в. [1].
4 ноября 1950 г. на основании Всеобщей декларации прав человека был принят важный региональный международный документ — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [5]. Эффективность данного документа обусловлена двумя моментами: во-первых, это не декларация о намерениях, а конвенция, которая является многосторонним, международным документом, обязывающим присоединившиеся страны следовать ее нормам; а, во-вторых, Конвенция установила международно-правовой механизм, который обеспечил претворение в жизнь ее положений, что послужило значительным толчком в истории формирования не только международно-правовых, но и национальных институтов прав человека.
1966 год знаменовался следующим шагом развития мирового сообщества в отношении прав человека — были приняты сразу два международных пакта: о гражданских и политических правах [9] и о социально-экономических и культурных правах [10]. Данные документы, помимо общей даты принятия, имеют еще и много общего в содержательном плане. В данных пактах, как и во Всеобщей декларации прав человека, содержатся статьи, которые запрещают дискриминацию людей по какому-либо основанию, в том числе и по признаку пола. Общее в этих международных документах, как и в Европейс-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 07-2022
кой конвенции о защите прав человека и основных свобод, то, что все они представляют собой хартии прав и свобод индивидуума — отдельно взятого человека и гражданина. Именно Всеобщая декларация прав человека начинается со слов: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [1].
Но данная формулировка, отражающая естественность прав человека, полностью игнорирует их социальный характер. Если рассматривать ее применение к женщинам, то можно наблюдать, что данное значение понятия прав человека не учитывает зависящий не только от природы самого человека, но и от общества факт — подлинная свобода личности предполагает не только равенство полов, но и равенство возможностей их осуществления, чего у женщин на протяжении всей эпохи патриархата не было.
В результате появления новых документов, регулирующих права человека на международном уровне, появилось третье поколение прав человека, охватывающее права тех категорий граждан, которые по политическим, социальным, физиологическим и другим причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод.
В связи с этим данные категории граждан видят необходимость в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества. К таким категориям граждан относятся пенсионеры, молодежь, безработные, инвалиды, беженцы, лица некоренной национальности. Как раз в центре данного круга лиц стоят женщины, которые не только нуждаются в особой защите государства, потому что в силу своей физиологии не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех людей прав человека, но и являются одновременно пенсионерами, подростками, инвалидами, беженцами, мигрантами, безработными, т.е. умаленными в реализации своих прав и свобод личностями.
Именно поэтому в 1967 г. ООН была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин [2], а в 1979 г. была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [8].
Конвенция была принята с целью усиления положений существовавших международных договоров, которые направлены на прекращение практики дискриминации в отношении женщин, например, в сфере брака и семьи, политических прав, в сфере занятости и других. В дан-
ных областях Конвенцией устанавливаются конкретные цели и задачи, которые необходимо выполнить для создания гармоничного общества, в котором женщины смогут реализовать такие же права, что и мужчины.
Важной особенностью данной Конвенции является признание важности экономического и социального вклада женщин в благосостояние семьи и развитие общества, так как именно дискриминация препятствует экономическому росту и повышению благосостояния. Также в ней проводится мысль о необходимости изменения сложившихся стереотипов при помощи проведения просветительской работы среди мужчин и женщин с целью признания равноправия и преодоления предрассудков. Еще одной важной особенностью Конвенции является признание необходимости достижения не только юридического равенства, но и фактического, а также принятия специальных временных мер для достижения данной цели.
В 1981 г. после получения первых двадцати ратификационных грамот Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин вступила в силу. Также официально был учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, первоочередная задача которого заключается в наблюдении за осуществлением положений данной Конвенции государствами-участниками.
В 1993 г. на Всемирной конференции по правам человека была принята Венская Декларация и Программа Действий [3], в которых одним из современных приоритетов являются равные положения и права человека-женщины, а основной задачей международного сообщества выступает ликвидация дискриминации по признаку пола. Впервые были вынесены вопросы о правовом положении женщин в качестве самостоятельных пунктов повестки дня и были зафиксированы в итоговых документах данной Конференции. Отныне сомнения по вопросу о том, что «права человека женщины являются составной неотъемлемой и неделимой частью всеобщих прав человека», были полностью устранены.
В 1995 г. в Пекине на IV Всемирной Конференции была принята Платформа действий и Пекинская декларация [4], которые являются рекомендательными документами, адресованными государствам с целью формирования политики в отношении женщин, которая заключается в устранении всех препятствий на пути активного вовлечения женщин во все сферы общественной жизни. В них отмечено, что диск-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022
риминация в отношении женщин препятствует достижению целей развития и мира, а также нарушает права человека и основные свободы женщин. Для неправительственных организаций Пекинская декларация также является важнейшим инструментом в отстаивании прав женщин.
На IV Всемирной Конференции по положению женщин были подведены итоги выполнения Найробийских перспективных стратегий по изменению положений женщин, принятые на Всемирной конференции в Найробии в 1985 г. Было установлено, что за последующие годы после принятия Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ни на международном уровне, ни на уровне отдельных государств-участников не был разработан механизм реализации подлинного равноправия женщин и мужчин и не был разработан механизм надлежащего контроля за соблюдением соответствующих международно-правовых и национальных норм. Без наличия сильных институтов и адекватных ресурсов невозможна успешная реализация стратегии на национальном уровне.
Именно после Пекинской конференции вопросы прав женщин стали составной частью актуальных международных проблем. Таким образом, можно сделать вывод, что на Венской конференции было обращено внимание международной общественности на проблемы прав женщин, а на Пекинской конференции был сделан еще один шаг вперед благодаря тому, что эти проблемы были взяты под международный контроль.
После оценки возможности осуществления целей Пекинской платформы был выявлен ряд препятствий для их полной реализации. К ним относятся такие проблемы, как воздействие структурной перестройки, экономический спад, реорганизация экономики и приватизация, либерализация, модернизация, глобализация и неблагоприятные экономические последствия перехода к рыночной экономике, особенно в том, что касается здравоохранения, занятости, и социального обеспечения.
Поэтому для того, чтобы воплотить принятые решения на Пекинской конференции, предстоит сделать многое.
Так, в 1995 г. на заседании Комиссии по правам человека по инициативе Канады обсуждались проблемы, которые касались прав женщин, и затрагивались вопросы сексуального насилия, репродуктивного здоровья, влияния порногра-
фии, использования женщины как рабской рабочей силы и бесправия женщин-мигрантов.
Таким образом, в ходе 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Резолюция 54/ 134, согласно которой 25 ноября был объявлен Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин [11]. Текст данной Резолюции призывает правительства, международные правительственные и неправительственные организации к проведению в этот день мероприятий, которые направлены на привлечение внимания общества к проблемам насилия в отношении женщин и защиты их прав.
В целом международные акты создают существенные предпосылки для достижения идеи равноправия женщин. В законодательствах многих стран данный прогресс значителен. Первые три места в рейтинге обеспечения гендерного равенства на 2016 г. занимают Исландия, Финляндия и Норвегия, а Россия занимает 75-е место из 144 стран. Также разрыв между правом и реальностью не только сохраняется, но и увеличивается. Поэтому на сегодняшний день проблемой в данной области является имплементация прав женщин.
Заключение. Таким образом, формирование института правового статуса женщин обусловлено разделением на два этапа. Первый этап начинался в конце XIX в. и продолжался до 1945 г. Данный период характеризуется разработкой огромного массива международно-правовых норм, которые регулируют вопросы гражданства, занятости, а также сотрудничества государств в борьбе с международной торговлей женщинами.
Характерная особенность данного этапа заключается в том, что основополагающим в международном сотрудничестве по правам женщин являлось национальное право, а межгосударственное сотрудничество затрагивало лишь отдельные стороны правового положения женщин в обществе. На тот момент не ставился вопрос о равных правах обоих полов во всех сферах жизни. Помимо этого международные соглашения отражали неравноправное положение женщин, например, при решении вопросов о гражданстве, отражая взгляды на роль мужчины и женщины в обществе, которые сформировались в результате традиционных норм.
Отсутствие механизма реализации норм, регулирующих права женщин, и принципов взаимодействия, частичное обращение государств к сотрудничеству по вопросам прав женщин — все это позволяет сделать вывод о том, что международной защиты прав женщин не существовало.
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 07-2022
С формированием такой отрасли, как международное право прав человека, повлекшее за собой установление принципа уважения прав и свобод человека и принципа равноправия полов, связан второй этап становления и развития института международной защиты прав женщин.
Данный период характеризовался принятием международных договоров, таких, как:
■ Всеобщая декларация прав человека;
■ Международный пакт о гражданских и политических правах;
■ Конвенция о политических правах женщин [6];
■ Конвенция о гражданстве замужней женщины (1979) [7] и др.
Данные документы регулируют отдельные аспекты проблемы ликвидации дискриминации в отношении женщин, помогая конкретизировать деятельность государств в обеспечении равноправия полов, и являются основой для самостоятельного направления международного сотрудничества по вопросам равных прав мужчин и женщин, определив конкретное содержание обязательства государств в отношении принятия мер для осуществления прав женщин и обеспечения механизма реализации положений Конвенции.
Проанализировав международно -правовые акты в сфере прав человека, можно сделать вывод, что перед институтом международной защиты прав женщин стоят следующие задачи:
■ обеспечение прав женщин в различных государствах;
■ содействие государствам в осуществлении обязательств, которые закреплены в соглашениях о правах женщин.
Благодаря созданным механизмам вышеназванные задачи реализуются при помощи основных международных (универсальных и региональных) и национальных методов работы, таких, как:
■ рассмотрение докладов и другой информации государственных структур;
■ обращение граждан, людей без гражданства в международные органы;
■ назначение специальных советников;
■ мониторинг международных организаций положения женщин в отдельных государствах;
■ финансовая помощь государствам в обеспечении прав женщин;
■ контроль за соблюдением государствами обязательств, возложенных на них;
■ привлечение к международно-правовой ответственности.
Список источников
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // http: / / www. c onsultant. ru / document/cons_doc_ LAW
2. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (принята 07.11.1967 Резолюцией 2263 (XXII) на 1597-м пленарном заседании 22-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // URL: http://docs.cntd.ru/document/1902306
3. Венская декларация и программа действий (принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-й Всемирной конференции по правам человека) // Дипломатический вестник. 1994. № 3-4. С. 45—63.
4. Пекинская декларация (принята четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, Пекин, 4—15.09.1995) // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ womdecl.shtml
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 04.11.1950, с изм. от 13.05.2004, вместе с Протоколом [№ 1] (подписан в Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (подписан в Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984 г.) // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW
6. Конвенция о политических правах женщин (заключена в Нью-Йорке 20.12.1952) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 290—294.
7. Конвенция о гражданстве замужней женщины (заключена в Нью-Йорке 29.01.1957) // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый ин-т междунар- права, 1996. С. 243—247.
8. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (заключена 18.12.1979, с изм. от 22.05.1995) // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит-ра, 1990. С. 341—355.
9. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022
пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/54/134 «Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин» / Резолюции 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N00/271/23/PDF/N0027123. pdf?OpenElement.
12. Аузан А.А. Три публичные лекции о гражданском обществе. М., 2006. 283 с.
13. Соловьев Е.Г. Репродуктивные права как элементы конституционных прав и свобод человека и гражданина: Дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2010. 174 с.
References
1. The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
2. Declaration on the Elimination of Discrimination against Women (Adopted on November 7, 1967 by Resolution 2263 (XXII) at the 1597th plenary meeting of the 22nd session of the UN General Assembly) // URL: http://docs.cntd.ru/ document/1902306
3. Vienna Declaration and Program of Action (Adopted in Vienna on June 25, 1993 at the 2nd World Conference on Human Rights) / / Diplomatic Bulletin. 1994. № 3-4. Pp. 45-63.
4. Beijing Declaration (Adopted by the Fourth World Conference on the Status of Women, Beijing, September 4—15, 1995) // URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ womdecl.shtml
5. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded at Rome on 04.11.1950, as amended on 13.05.2004, together with Protocol [№ 1]) (Signed in Paris on 20.03.1952), Protocol № 4 on ensuring certain rights and freedoms other than those already included in
the Convention and the first Protocol to it (Signed in Strasbourg on September 16, 1963), Protocol № 7" (Signed in Strasbourg on November 22, 1984)) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW
6. Convention on the Political Rights of Women (Concluded in New York on December 20, 1952) // Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue. XVI. M., 1957. Pp. 290-294.
7. Convention on the Citizenship of a Married Woman (Concluded in New York on January 29, 1957) // Current international law. T. 1. M.: Moscow Independent Institute of International Law, 1996. Pp. 243-247.
8. Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women (Concluded on December 18, 1979, as amended on May 22, 1995) // International Protection of Human Rights and Freedoms. Collection of documents. M.: Legal Literature, 1990. Pp 341-355.
9. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted on December 16, 1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the UN General Assembly) / / Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1976. № 17. Art. 291.
10. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (Adopted on December 16, 1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the UN General Assembly) // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1976. № 17. Art. 291.
11. Resolution of the UN General Assembly № A/ RES/54/134 «International Day for the Elimination of Violence against Women» / Resolutions of the 54th session of UN General Assembly // URL: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N00/271/23/PDF/N0027123.pdf?0penElement.
12. Auzan A.A. Three public lectures on civil society. M., 2006. 283 p.
13. Soloviev E. G. Reproductive rights as elements of constitutional rights and freedoms of man and citizen: Dis. ... cand. legal Sciences. Vladikavkaz, 2010. 174 p.
Информация об авторе
Плотникова Е.С. — аспирант кафедры юриспруденции
Information about the author
Plotnikova E.S. — PhD student, department of jurisprudence
Статья поступила в редакцию 1 2.04.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.
The article was submitted 12.04.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.
LAW & LEGISLATION • 07-2022