Научная статья на тему 'Права женщин на защиту от различных форм дискриминации'

Права женщин на защиту от различных форм дискриминации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5591
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЗАЩИТА / ПРАВА ЖЕНЩИН / НАСИЛИЕ / ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА / ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 Г. / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ / СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ 1966 Г. / КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН 1979 Г / WOMEN'S RIGHTS / DISCRIMINATION / PROTECTION / VIOLENCE / GENERAL COMMENTS / UNIVERSAL DECLARATION OF HUMAN RIGHTS 1948 / INTERNATIONAL COVENANT ON ECONOMIC / SOCIAL AND CULTURAL RIGHTS OF 1966 / CONVENTION ON THE ELIMINATION OF ALL FORMS OF DISCRIMINATION AGAINST WOMEN / 1979

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заколдаева Елена Викторовна

В статье анализируются международно-правовые проблемы, связанные с борьбой против различных форм дискриминации в отношении женщин. Международные стандарты по искоренению из жизни подобных нарушений прав женщин сформулированы, прежде всего, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1976 г. и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines international legal problems concerning the struggle against various forms of discrimination against women. International standards for the eradication of such violations of women's rights are formulated primarily in the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights of 1976 and the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women, 1979.

Текст научной работы на тему «Права женщин на защиту от различных форм дискриминации»

ПРАВА ЖЕНЩИН НА ЗАЩИТУ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ

Е.В. Заколдаева

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируются международно-правовые проблемы, связанные с борьбой против различных форм дискриминации в отношении женщин. Международные стандарты по искоренению из жизни подобных нарушений прав женщин сформулированы, прежде всего, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1976 г. и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Ключевые слова: дискриминация, защита, права женщин, насилие, Замечания общего порядка, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Проблемы, связанные с борьбой международного сообщества с различными формами насилия в отношении женщин, являются частью общей проблемы искоренения неравенства и дискриминации в отношении женщин в обществе. Данная проблема остается чрезвычайно актуальной, поэтому она постоянно фигурирует в повестке заседаний органов ООН и форумов, организуемых под эгидой ООН. Эта проблема изначально значилась в качестве приоритетной задачи ООН по ее разрешению. Доказательством этому служит тот факт, что среди двух комиссий, созданных в рамках функциональных органов правозащитной системы ООН в 1946 г., значилась Комиссия по положению женщин, которая была создана наряду с Комиссией ООН по правам человека.

Положения о равенстве женщин в обществе были закреплены в Уставе ООН и в первом акте Международного билля о правах человека — во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В преамбуле Устава ООН закреплено твердое намерение государств — создателей ООН «утвердить веру в равноправие мужчин и женщин». Все соответствующие положения Устава ООН, закрепляющие обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам, без какой-либо дискриминации, направлены также на защиту женщин от любой формы дискриминации. Во Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.) подчеркнуто, что без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или соци-

ального происхождения, имущественного, сословного или иного положения человек обладает всеми правами и всеми свободами [2. С. 39]. Данные положения Всеобщей декларации прав человека полностью применимы и в отношении женщин.

К настоящему времени сложилась прочная международно-правовая основа обеспечения прав женщин и защита их прав в случае нарушения. Эту основу заложили прежде всего следующие международно-правовые акты.

Конвенция относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (принята в рамках МОТ 29 июня 1951 г. и вступила в силу 23 мая 1953 г.). В этой Конвенции впервые было придано международно-правовое значение определению ставок вознаграждения за труд равной ценности без дискриминации по признаку пола. Это отражено в ст. 1 Конвенции, где дается определение терминам «вознаграждение» и «равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности». Термин «вознаграждение» включает в себя обычную, основную или минимальную заработную плату или обычное, основное или минимальное жалование и всякое другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы; термин «равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности» относится к ставкам вознаграждения, определяемым без дискриминации по признакам пола [4].

Конвенция о политических правах женщин (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1952 г. и вступила в силу 7 июля 1954 г.). Данная Конвенция уровняла политические права женщин и мужчин. Согласно ее нормам, женщинам на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации принадлежат права: голосовать на всех выборах, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, избираться во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом [7. С. 256].

Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации брака (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1962 г. и вступила в силу 9 декабря 1964 г.). В преамбуле Конвенции подчеркивается, что все государства должны принять все надлежащие меры к отмене таких обычаев, устаревших законов и практики путем обеспечения, в частности, полной свободы выбора супруга, полного упразднения браков детей и заключаемых до достижения девушками половой зрелости предварительных договоров о выдаче их замуж, установления, когда это необходимо, надлежащих наказаний и введения реестра актов гражданского состояния или иного реестра, в котором регистрировались бы все браки. Таким образом, не допускается заключение брака без полного и свободного согласия обеих сторон, которое должно быть изъявлено ими лично в соответствии с законом, после надлежащего оглашения, в присутствии представителя власти, имеющего право на оформление брака, и в присутствии свидетелей. Данная Конвенция имеет важное значение

для защиты прав женщин, поскольку именно женщины чаще всего становятся жертвами, принуждаемыми к брачным отношениям против воли [5].

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и вступил в силу 3 января 1976 г.).

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам на тридцать четвертой сессии в 2005 г. принял Замечания общего порядка по ст. 3 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [9].

Равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми правами человека является одним из основополагающих принципов, который признается международным правом и закреплен в основных международных договорах о правах человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (далее — Пакт) обеспечивает защиту прав человека, которые имеют основополагающее значение для человеческого достоинства каждого. В частности, ст. 3 Пакта предусматривает равное для мужчин и женщин право пользоваться правами, предусмотренными в Пакте. В основе данного положения лежат п. 3 ст. 1 Устава ООН и ст. 2 Всеобщей декларации прав человека [8. С 151].

Комитет считает, что государства должны уделять особое внимание женщинам старшего возраста, которые, посвятив всю свою жизнь или ее часть заботам о семье, при этом не занимаясь какой-либо оплачиваемой деятельностью, дающей им право на получение пенсии по старости, а также не имея права на получение пенсий по случаю потери кормильца, зачастую оказываются в критической ситуации [8. С 48].

Для урегулирования таких ситуаций и обеспечения полного соблюдения положений Пакта по проблемам старения государства должны создавать системы пособий по старости, не предусматривающие пенсионных отчислений, или устанавливать другие виды помощи для всех лиц без различия по признаку пола, которые по достижении определенного возраста, предусмотренного национальным законодательством, оказываются без средств к существованию. Поскольку средняя продолжительность жизни женщины выше, чем у мужчин, и поскольку женщины очень часто не получают пенсии, основанные на системе пенсионных отчислений, то именно они окажутся в данном случае основными бенефициариями [8. С 49].

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам принял Замечания общего порядка № 16 п. 24. Согласно п. а) ст. 7 Пакта государства обязуются признать право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся; б) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд [9].

Право «каждого на справедливые и благоприятные условия труда», провозглашенное в ст. 7 Пакта, имеет в контексте трудовой деятельности пожилых людей особо важное значение для обеспечения того, чтобы этим лицам были предостав-

лены безопасные условия труда до выхода на пенсию. Так, например, желательно использовать труд пожилых работников в таких условиях, в которых в наибольшей степени могут учитываться их опыт и навыки [8. С. 49].

В рамках Комиссии по положению женщин был разработан проект декларации, которая была принята 7 ноября 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН под названием «Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин». При разработке и принятии положений Декларации острые разногласия вызвали ст. 6 о равенстве в вопросах брака и семейных отношений и ст. 10 по вопросам трудовых отношений. В ст. 6 Декларации говорится: «Без ущерба для сохранения единства и согласия семьи, которая остается основной ячейкой всякого общества, должны быть приняты все надлежащие меры, главным образом законодательные, для обеспечения того, чтобы замужние и незамужние женщины имели равные с мужчинами права в области гражданского права и в частности:

а) право приобретения и наследования собственности, а также управления, пользования и распоряжения ею, включая собственность, приобретенную в период состояния в браке;

б) право на равное право и дееспособность;

в) одинаковые с мужчинами права в отношении законодательства о передвижении лиц» [3].

В п. 2 ст. 10 говорится: «Для предотвращения дискриминации в отношении женщин по причине состояния в браке или беременности и для обеспечения их эффективного права на работу должны быть приняты надлежащие меры для предотвращения освобождения их от работы в случае вступления в брак или беременности и для предоставления оплачиваемого отпуска по беременности с гарантией возвращения на прежнюю работу и обеспечения необходимых видов социальных услуг, включая возможности ухода за детьми» [3].

В 1974 г. Комиссия по положению женщин приняла решение о подготовке единого, всеобъемлющего и юридически обязательного договора относительно ликвидации дискриминации в отношении женщин. Впоследствии 18 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (вступила в силу 3 сентября 1981 г.). В преамбуле Конвенции указывается, что дискриминация женщин нарушает принципы равноправия и уважения прав человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества. Статья 1 Конвенции дает исчерпывающее определение дискриминации, которое применимо ко всем положениям Конвенции. В ст. 1 подробно разъясняется суть дискриминации в отношении женщин. К такой дискриминации приводит любое различие в обращении по признаку пола, которое:

- умышленно или неумышленно наносит ущерб женщинам;

- мешает обществу в целом признать права женщин, как в частной, так и в общественной сфере;

- мешает женщинам пользоваться своими признанными правами человека и основными свободами.

Статья 5 Конвенции призывает государства принимать все соответствующие меры с целью:

а) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;

б) обеспечить, чтобы семенное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими [6].

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, который осуществляет контроль над выполнением государствами — участниками Конвенции обязательств, в своей рекомендации № 12 от 1989 г. предлагает государствам-участникам включать в свои периодические доклады информацию по таким вопросам, как: действующее законодательство, защищающее женщин от всех форм насилия в повседневной жизни (половое насилие, насилие в семье, сексуальные домогательства на работе и т.д.); другие принятые меры по искоренению насилия; наличие служб по оказанию помощи женщинам, ставшим жертвами грубого обращения или насилия; статистические данные о любых актах насилия в отношении женщин и женщинах, ставших жертвами насилия [8].

В соответствии со ст. 17 Конвенции Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин обладает правом рассмотреть доклады государств о выполнении ими обязательств по Конвенции, принимать индивидуальные жалобы о нарушении государствами положений Конвенции (в случае если соответствующее государство признает компетентность Комитета на это), а также рассматривать межгосударственные жалобы о нарушении положений Конвенции. Комитет, обобщая доклады государств и останавливаясь на полученном опыте, принимает Заключения общего порядка, с целью разъяснения сути положений Конвенции.

В соответствии с Общими рекомендациями Rev. 9. (Vol. 1.) 2008 Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в ст. 7 предписывает государствам принимать меры на двух уровнях для обеспечения равенства женщин в политической и общественной жизни. По мнению Комитета, государства должны расширить права, провозглашенные в ст. 25 Пакта, и обеспечить женщинам право голосовать на всех выборах и публичных референдумах. Вместе с тем Комитет подчеркивает, что хотя право голосовать имеет важнейшее значение, само по себе оно недостаточно для обеспечения реального и эффективного участия женщин в политике. Поэтому, по мнению Комитета, ст. 7 Конвенции обязывает государства обеспечить женщинам право избираться в государственные органы, занимать иные правительственные посты и должности в неправительственных организациях [10].

В ст. 10 Конвенции признается, что равенство в области образования является основой для осуществления женщинами их прав во всех сферах: на рабочем месте,

в кругу семьи и в обществе в целом. Именно посредством образования можно искоренить те традиции и представления, которые усиливают неравноправие между мужчинами и женщинами, и содействовать тем самым ликвидации легитимности дискриминации, переходящей от одного поколения к другому [10].

Доступ к медицинскому обслуживанию является той проблемой, которая затрагивает женщин, мужчин и детей во многих странах мира. Согласно ст. 12 Конвенции именно женщины, вследствие их неравноправного положения и особой уязвимости, сталкиваются с множеством препятствий в получении адекватного медицинского обслуживания.

В связи с этим п. 1 ст. 12 Конвенции конкретно предписывает государствам обеспечить на основе равенства мужчин и женщин доступ к медицинскому обслуживанию. Это предполагает устранение всех юридических и социальных барьеров, которые могут мешать или препятствовать женщинам в полной мере пользоваться предоставляемыми медицинскими услугами.

В п. 2 ст. 12 Конвенции признается, что женщины нуждаются в дополнительном обслуживании и внимании во время беременности и в послеродовой период. Государства должны признавать потребность женщин, предоставляющих и получающих медицинское обслуживание в этот период, и обеспечить им доступ к соответствующим медицинским услугам и ресурсам, включая адекватное питание до и после беременности [10].

Статья 16 Конвенции касается проблемы дискриминации женщин в сфере личной жизни, включая дискриминацию в области законодательства о семье.

Во многих случаях женщина подвергается дискриминации в ее собственном доме со стороны ее мужа, членов семьи и окружения. В некоторых обществах молодых женщин или девочек заставляют вступать в брак по расчету. Во многих странах мира замужним женщинам запрещается участвовать на равноправной основе в решении вопроса о количестве детей, их воспитании и возможностях работы самих этих женщин. Даже в тех странах, где женщины пользуются большим влиянием в своей семье, глубоко укоренившиеся стереотипы в отношении «присущей» женщине роли матери семейства и домохозяйки могут помешать им заниматься профессиональной деятельностью вне дома или участвовать в принятии важных решений наравне с мужьями [10].

Среди проблем, связанных с защитой женщин от различных форм дискриминации, особое внимание мирового сообщества обращается к проблеме насилия в семье, которое, к сожалению, широко распространено в разных государствах. Хотя в ст. 16 Конвенции конкретно не говориться о насилии в семье, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ясно отметил, что насилие и жестокое обращение в семье относится к числу нарушений прав человека, на которые должно быть обращено внимание государств.

Деятельность Комитета в этой области подкрепляется другими принятыми на международном уровне мерами. В частности, в 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин (резолюция 48/104). В этой Декларации определены меры, которые должны прини-

мать государства и международное сообщество для искоренения всех форм насилия в отношении женщин, будь то в общественной или личной жизни [10].

Следует подчеркнуть, что до сих пор отсутствует конвенционное определение понятия насилия в отношении женщин. К сожалению, данная проблема получила разрешение лишь на уровне декларации и носит рекомендательный характер.

Речь идет о Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин от 20 декабря 1993 г., которая предусматривает только моральную ответственность государств за совершенные им акты насилия в отношении женщин. Данная Декларация определяет насилие в отношении женщин как «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью женщины или страдания, включая угрозы относительно такого акта, принуждение или самовольное лишение свободы, где бы оно ни происходило — в общественной или частной сфере» [1. С. 281].

Согласно ст. 2 Декларации насилие в отношении женщин охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

а) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;

б) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и в других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;

с) физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило.

На основании ст. 3 Декларации женщины пользуются равными правами в отношении осуществления и защиты всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любых других областях.

Сказанное дает основание утверждать о необходимости принять следующие срочные меры по предупреждению дискриминации в отношении женщин:

- создать комплексную и всеобъемлющую законодательную базу, которая обеспечит достаточно полный охват многообразных форм насилия в отношении женщин;

- содействовать согласованию национальных законодательств о криминализации деяния насилия в отношении женщин в качестве наказуемых в уголовном порядке;

- способствовать созданию в средствах массовой информации положительного образа мужчины и женщины как полноправных партнеров, сообща воспитывающих своих детей, и бороться с попытками средств массовой информации в негативном свете представлять женщин и девочек;

- заниматься исследованиями и разработать политику и программы, призванные изменить отношение и поведение лиц, совершающих акты насилия в отношении женщин в семье и обществе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин: Сб. статей / Сост. П.П. Глущенко, Д.И. Балибалова. — СПб.: Изд-во Дом «Бизнес-Пресса»: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.

[2] Всеобщая декларация прав человека // Док. ООН. UN A/RES/217(III).

[3] Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин // Док. ООН. A/Res/2263 (XXII).

[4] Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности // Док. МОТ. URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/remuner.htm

[5] Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков // Док. ООН. 1763 А (XVII). URL: http://www.owl.ru/win/docum/un/ /marr_con.htm

[6] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Док. ООН A/Res/34/180.

[7] Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. — М.: Изд. группа НОРМА—ИНФРА-М, 1998.

[8] Международные договоры по правам человека. Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций // Док. ООН. HRI/GEN/1/Rev.9 (Vol. I) CCPR & CESCR.

[9] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // United Nations. Treaty Series. — Vol. 993. — P. 35-43.

[10] Права человека. Дискриминация в отношении женщин: Конвенция и комитет. Изложение фактов № 22. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/FactSheet22ru.pdf

PROTECTION OF WOMEN FROM VERIONS FORMS OF DISCRIMINATION

E.V. Zakoldaeva

The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

This article examines international legal problems concerning the struggle against various forms of discrimination against women. International standards for the eradication of such violations of women's rights are formulated primarily in the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights of 1976 and the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women, 1979.

Key words: discrimination, protection, women's rights, violence, General comments, Universal Declaration of Human Rights 1948, International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights of 1966, Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.