Научная статья на тему 'Правовая политика Российской Федерации в сфере гендерных отношений'

Правовая политика Российской Федерации в сфере гендерных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4171
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / GENDER POLICY / ПРАВА ЖЕНЩИН / WOMEN''S RIGHTS / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВА / DEMOCRATIZATION OF LAW-MAKING / ПАТРИАРХАТ / PATRIARCHY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поленина С.В.

В статье анализируется ход реализации в Российской Федерации заключительных рекомендаций Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) от 12-30 июля 2010 г., адресованных России как участнице Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Серьезным недостатком гендерной политики России Комитет считает отсутствие федерального закона «Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal policy of the Russian Federation in the sphere of gender relations

The article analyses the implementation in Russia of the final recommendations of the Committee on the elimination of discrimination against women (CEDAW) from July 2010. The Committee considers the absence until now of the past for a long time and supported the first reading of the women community project of the Federal Law "On ensuring equal rights and equal opportunities for men and women" as the obvious disadvantage and gaps in gender policy of Russia.

Текст научной работы на тему «Правовая политика Российской Федерации в сфере гендерных отношений»

С.В. Поленика*

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ**

В статье анализируется ход реализации в Российской Федерации заключительных рекомендаций Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (СЕБЛШ) от 12-30 июля 2010 г., адресованных России как участнице Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Серьезным недостатком гендерной политики России Комитет считает отсутствие федерального закона «Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».

Гендер, гендерная политика, права женщин, дискриминация, демократизация правотворчества, патриархат.

Закрепив в ст. 64 первой советской Конституции 1918 г. право граждан обоего пола избирать и быть избранными, Россия стала седьмым государством мира (после Новой Зеландии, Австралии и Скандинавских стран), уравнявшим в конституционном плане правовой статус женщин и мужчин. К сожалению, почти за столетие, прошедшее с тех пор, наша страна в этом вопросе не только не пошла вперед, но и уступила место многим другим государствам. Достаточно напомнить, что несмотря на то, что в Декларации тысячелетия ООН равенство прав и возможностей мужчин и женщин отнесено к числу фундаментальных ценностей международных отношений в XXI в., Государственная Дума на протяжении двух своих созывов дважды отклоняла предложения женских общественных организаций о включении в избирательные бюллетени по выборам в Думу кандидатов - мужчин и женщин в определенной пропорции (70% мужчин и 30% женщин). И ныне число женщин среди депутатов Государственной Думы составляет около 13% депутатов, т.е. менее даже среднестатистических для большинства государств показателей.

* Главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор (e-mail: s.polenina@mail.ru).

** Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «Консультант-Плюс».

Развал в начале 1990-х гг. Советского Союза и скоропалительный переход к рынку ощутимо отразился на положении мало защищенных слоев населения и привел к феминизации безработицы и бедности. Об этом автору этих строк, выступавшей от имени Российской Федерации на Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.) по вопросу повестки дня «О положении женщин в странах мира», пришлось говорить.

Вместе с тем сложившаяся в те годы крайне тяжелая для страны и для женского населения в особенности ситуация вызвала заметную активизацию в середине 1990-х гг. женского движения. Следствием этого явилось одобрение Государственной Думой особого вида документа - Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин1 (далее - Концепция), которая, как указывается в ее тексте, является одной из форм реализации ратифицированной нашей страной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (далее - Конвенция 1979 г.) и цель которой состоит в определении общей стратегии и приоритетных направлений законотворческой деятельности по претворению в жизнь положения ч. 3 ст. 19 Конституции РФ о наличии у мужчин и женщин равных прав и свобод и равных возможностей для их реализации. В Концепции предусмотрен комплекс мер законодательного характера и мер, принимаемых органами исполнительной власти по реализации законодательных актов. Немалая часть этих мер осуществлена полностью либо в основной своей части. Прежде всего это касается тех из них, которые призваны способствовать созданию в регионах финансовых и организационных стимулов для развития женского предпринимательства и сокращению женской безработицы2.

За прошедшие годы не претворены, к сожалению, в жизнь два принципиальных положения Концепции. До сих пор не приняты федеральные законы «Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» и «О введении общего социального норматива соотношения оплаты труда в бюджетной и внебюджетной

1 См: постановление Государственной Думы от 20 ноября 1997 г. № 1929-11 ГД // СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5527.

2 См.: Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000; Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России / Отв. ред. Е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Н.М. Римашевская. М., 2010.

сферах». Законопроект «Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» достаточно давно прошел первое чтение в федеральном парламенте и с тех пор подвергается регулярному дополнительному редактированию в ряде комитетов Государственной Думы. Поступающие по проекту замечания чаще всего сводятся к тому, что принятие такого закона якобы излишне, так как в нем просто кодифицированы нормы трудового права и ряда других отраслей законодательства. Между тем с учетом состояния российского законодательства подобного рода замечания свидетельствуют скорее о достоинствах, а не о недостатках проекта.

Указанный проект содержит и немалое число новелл. В их числе введение обязательной гендерной экспертизы проектов федерального и регионального законодательства (по типу антикоррупционной экспертизы); обязательность широкой публикации гендерной статистики; учет гендерной составляющей в школьной и вузовских учебных программах; использование опыта стран - членов Европейского союза по формированию руководящих коллегиальных органов предприятий и организаций в составе сотрудников обоего пола и др. Нельзя не учитывать и такого существенного для общества негативного фактора, как снижение в условиях отсутствия на федеральном уровне запланированной в Концепции проекта закона «Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» активности субъектов РФ по реализации разработанных ими на уровне регионов в конце ХХ - начале XXI в. программ по защите прав женщин и преодолению дискриминации по признаку пола.

Кроме того, следует отметить, что на основе вышеназванного законопроекта и с учетом содержащихся в нем положений Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ был разработан и принят Модельный закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин». В нем раскрываются такие понятия, как «гендер», «гендерное равенство», «гендерная дискриминация» и др., что вытекает из требований ст. 1 Конвенции 1979 г., но которые находятся в Российской Федерации, как принято теперь говорить, «в режиме ожидания» с 1980 г., когда наша страна ратифицировала эту Конвенцию. Между тем, как это подчеркивалось на состоявшемся 1 марта 2013 г. в Москве заседании координационного совета существующего еще со времен СССР Международного союза юристов, документы, принятые Межпарла-

ментской ассамблеей СНГ, служат ориентиром и основой для национальных законов, обеспечивая сближение, гармонизацию, а в ряде случаев и унификацию законодательства стран Содружества в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В этой связи с точки зрения обеспечения подлинного гендер-ного равенства, в том числе применительно к современной ситуации в Российской Федерации, значительный интерес представляет ч. 3 ст. 3 Модельного закона. В ней указывается, что поведение граждан страны, основанное на нормах обычного права, традициях и культуре, которое входит в противоречие с требованиями Модельного закона и норм международного права, рассматривается как препятствие в осуществлении гендерного равенства и как элемент гендер-ной дискриминации. Наличие в российском законодательстве подобной нормы способствовало бы, в частности, скорейшему разрешению возникавших в последние годы в ряде южных регионов России, в частности в Ставрополье, ситуаций, связанных с попытками отдельных религиозно настроенных родителей, исповедующих ислам, добиться разрешения для своих дочерей-школьниц появляться в государственных учебных заявлениях в хиджабах - головных

3

платках, демонстрирующих их религиозную принадлежность .

Что касается другого федерального закона - «О введении общего социального норматива соотношения оплаты труда в бюджетной и внебюджетной сферах», то его принятие представляется не менее важным с точки зрения достижения подлинного гендерного равенства в Российской Федерации. Этот федеральный закон был бы особенно важен с точки зрения рационального распределения трудовых ресурсов в пределах одного или нескольких регионов, а также устранения кадровой гендерной однобокости в сфере здравоохранения и образования. Кроме того, закон должен ответить на неясные для большинства населения вопросы - почему водитель автобуса или трамвая получает значительно более высокий оклад, чем учитель в школе, обучающий его детей, а также с чем связаны другие подобного типа неясности и несуразицы в оплате труда, часто встречающиеся в нашей жизни?

В Российской академии наук уже не один год ведутся работы, касающиеся путей определения социального норматива оплаты

3 См.: Поленина С.В. Права девочек в контексте норм Конституции РФ // Государство и право. 2013. № 8.

труда в разных сферах с использованием мирового опыта. Эта проблема была впервые озвучена на Пекинской платформе действий, принятой на 4-й Всемирной конференции женщин в Пекине в сентябре 1995 г. В числе основных задач в сфере достижения тендерного равенства на этой конференции было названо расширение доступа женщин к экономическим ресурсам, в том числе государственным. В связи с этим была предложена новая социальная технология - гендерный бюджет4. Считается, что он должен быть частью общего бюджетного процесса и иметь сугубо национальную форму.

Однако в нашей стране весь комплекс задач, связанных с созданием гендерного бюджета, пока еще не решен даже на уровне первого этапа этой работы, а именно подготовки федерального закона «О введении общего социального норматива соотношения оплаты труда в бюджетной и внебюджетной сферах», хотя необходимость в таком документе давно назрела. Способствовать этому могла бы экспериментальная проверка приемлемости использования категории «гендерный бюджет» при анализе рациональности применения в Российской Федерации положений ратифицированной нашей страной Конвенции МОТ N° 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» при определении, в частности, возможных сфер вложения материнского (семейного) капитала, оптимальной продолжительности отпуска по уходу за ребенком и т.д.

Важным событием, связанным с защитой социальных и экономических прав граждан нашей страны независимо от пола, явилась ратификация Российской Федерацией обновленной Европейской социальной хартии 1996 г. Хартия не только защищает социальные и экономические права граждан, но и устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение государствами-участниками. Открытая для подписания и вступившая в силу в 1961 г. Европейская социальная хартия была пересмотрена в целях ее обновления и включения в нее новых категорий прав с учетом произошедших в европейских странах социальных изменений. Теперь в один

4 См.: РжаницинаЛ.С. Гендерный бюджет. Первый опыт в России // Международное право и защита прав женщин. К 30-летию Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: прошлое, настоящее, будущее. М., 2009.

документ сведены права, провозглашенные в Европейской социальной хартии 1961 г., протоколах и дополнениях к ней, а также ряд новых положений. В результате расширен объем гарантируемых социальных прав5.

В июле 2010 г. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассмотрел объединенные (шестой и седьмой) периодические доклады Российской Федерации о ходе выполнения в стране Конвенции 1979 г. и выразил беспокойство по ряду фактов6. Прежде всего было отмечено, что хотя в Конституции РФ признается равенство всех перед законом, ни в ней самой, ни в других законодательных актах нет определения дискриминации по этому основанию и отсутствует ясно выраженный запрет не только прямой, но и косвенной дискриминации по признаку пола. Беспокойство Комитета вызывал также факт отсутствия в Российской Федерации и во входящих в ее состав регионах специальных законов о гендерном равенстве, в том числе допускающих применение специальных мер, не считающихся дискриминационными, для преодоления все еще имеющего место структурного и исторического неравенства в соответствии со ст. 4 Конвенции 1979 г.

В этой связи Комитетом была подвергнута критике как носящая излишне общий характер ст. 3 Трудового кодекса РФ (далее -ТК РФ) «Запрещение дискриминации в сфере труда». В ней, как и в других статьях Кодекса, отсутствует определение понятия «дискриминация» и лишь указывается, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Реализации этой последней оговорки в свете упомянутой выше Конвенции МОТ № 156 посвящена гл. 41 «Особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями» ТК РФ. Устанавливаются соответствующие льготы по этим основаниям и в ряде других статей Кодекса (ст. 64, 70, 93, 96, 99). Сложность их применения состоит, однако, в том, что ни в ТК РФ, ни в Гражданском процессуальном

5 См.: Права женщин в России // Законодательство и практика. 2009. № 1-2 (22). С. 21.

6 См.: Права женщин в России // Законодательство и практика. 2010. № 1-2 (23). С. 16-31.

кодексе РФ, ни в каком-либо другом федеральном нормативном акте не конкретизирован порядок реализации этих норм и не проработаны процедуры их использования на практике. На наш взгляд, инициатором регламентации на федеральном уровне этого комплекса процессуальных вопросов могло бы быть вновь восстановленное в виде самостоятельного федерального органа государственного управления Министерство труда и социальной защиты РФ. Возможно также проявление в этом вопросе законодательной инициативы и обладающим соответствующими полномочиями Верховным Судом РФ.

Существенным недостатком ТК РФ является отсутствие в нем разъяснений о способах доказывания факта отказа в приеме на работу женщин и лиц с семейными обязанностями именно по признаку пола. Нет в нем ответа и на вопрос о том, на ком - нанимателе иди желающем поступить на работу - лежит обязанность доказывать либо опровергать факт дискриминации именно по указанному признаку.

Между тем в законопроекте «Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» данный вопрос разрешен. Обосновывать свое решение об отказе в приеме на работу названных выше лиц должен наниматель.

В России, как и во всем мире, не искоренено насилие в отношении женщин во всех сферах жизни: в семье, на работе, в обществе. Это особо отмечается в заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин от 15 июля 2010 г. Указывается, что Комитет серьезно озабочен увеличением в нашей стране насилия в отношении женщин и девочек во всех его формах как в частной, так и в публичной жизни.

При этом Комитет связывает это факт прежде всего с патриархальностью сохранившихся в обществе (как на федеральном уровне, так и на уровне регионов) стереотипов в отношении роли мужчин и женщин во всех сферах, что влечет за собой неблагоприятный и неравный их статус во многих областях, включая образование, общественную жизнь, процессы принятия решений как на государственном, так и на общественном уровнях, в том числе в семейной жизни, и др.

В качестве существенной причины увеличения масштаба насилий в отношении женщин и девочек названа недостаточная осведом-

ленность общественности, в том числе сотрудников всех ветвей власти, включая судебную систему, о правах женщин, предусмотренных в Конвенции 1979 г. и Факультативном протоколе к ней, а также об общих рекомендациях по этому поводу Комитета.

В обоснование такого малоприятного для России вывода можно привести несколько примеров. Так, в ходе проходившей во втором полугодии 2012 г. широкой общественной дискуссии в связи с отказом руководства ряда государственных общеобразовательных школ Ставрополья разрешить появление на занятиях старшеклассниц в хиджабах, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка в своих выступлениях не только в средствах массовой информации, но и с трибуны парламента расценивал позицию директоров школ как ущемление права девочек на образование, но даже не упоминал об обязанности России, ратифицировавшей Конвенцию 1979 г., принимать все меры для отмены «обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин» (п. f ст. 2 Конвенции).

Уже не первый год средства массовой информации всех регионов Российской Федерации трактуют праздничный нерабочий день 8 марта исключительно как праздник весны и цветов, а также как повод для получения женщинами обязательных подарков, размер и стоимость которых должны якобы определять степень привязанности к ним близких и не очень близких лиц мужского пола. Неполитический характер, по их мнению, государственного праздника 8 Марта подчеркивают в своих поздравлениях женщинам России и многие руководители федерального и регионального уровня, вплоть до Председателя Правительства РФ.

В Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ) наряду с гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» содержится и гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Открывается она ст. 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». В ней устанавливается уголовная ответственность за дискриминацию граждан в зависимости от пола, расы, национальности, отношения к религии и по другим основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

На первый взгляд может показаться, что наличие в УК РФ подобной нормы должно служить преградой на пути любой дискриминационной практики, в том числе и по признаку пола. Однако в реальной жизни ситуация складывается и может оцениваться окружающими и соответственно правоохранительными органами по-разному. Так, дискриминационный характер драки, возникшей, к примеру, между местными жителями и лицами, приехавшими на заработки из других регионов страны, чаще всего у окружающих и соответственно у компетентных государственных органов обычно сомнений не вызывает.

Иначе обстоит дело с дискриминационной практикой, касающейся женщин и других лиц с семейными обязанностями. В большинстве случаев женщины, не принятые на работу или необоснованно уволенные по признаку пола, как правило, не осознают, что тем самым подвергаются дискриминации и вправе обратиться за защитой своих прав в суд, потребовав привлечения виновного к уголовной ответственности.

Кроме того, проводившиеся на протяжении ряда лет Консорциумом женских неправительственных организаций в г. Москве встречи и обсуждения гендерных проблем с уполномоченными по правам человека в центральных регионах России показали, что большинство судей крайне редко трактуют именно как дискриминацию (в смысле ст. 136 УК РФ) отказ нанимателя принять на работу молодую женщину со ссылкой на опасение, что она вскоре может уйти в декретный отпуск.

С учетом этой далеко не всегда законной практики представляется, на наш взгляд, необходимым, сохранив ст. 136 УК РФ, дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях нормами, устанавливающими административную ответственность за целый ряд гендерных правонарушений. При этом речь должна идти об ответственности не только нанимателей за несоблюдение норм уголовного и трудового законодательства, но и рекламных агентств, служб занятости, средств массовой информации и т.п. за публикацию и распространение неконституционных по своей сути объявлений о приеме на работу лиц только одного пола и (или) определенного возраста.

О том, что такого рода нарушения конституционных прав граждан широко распространены, свидетельствуют и результаты ряда

эмпирических исследований. Наиболее объемное из них было проведено в середине первого десятилетия XXI в. в Свердловской области при участии научных сотрудников и студентов факультета политологии и социологии Уральского государственного университета. Так, контент-анализ объявлений в печатных рекламных информационных изданиях, распространявшихся в указанном регионе и специализировавшихся на публикациях объявлений о подборе персонала, показал, что принцип равенства возможностей претендентов на работу работодателями откровенно игнорируется. Более чем в половине (до 61%) таких изданий содержались дискриминационные ограничения по полу и возрасту.

Дискриминация в социально-экономической сфере проявляется прежде всего в отношении женщин, которые наряду с этим подвергаются дискриминации по возрастному признаку. Резко снизилась конкурентоспособность женщин на рынке труда. При приеме на работу им диктуют такие условия, при которых они, боясь потерять работу, опасаются уйти в декретный отпуск, взять больничный лист по уходу за детьми. Женщина - первый претендент на увольнение. По данным Федеральной службы по труду и занятости, женщины стабильно составляют 2/3 и более официально зарегистрированных безработных.

В специальном докладе по результатам эмпирического исследования, направленном в Законодательное собрание и губернатору Свердловской области, отмечается связь массового размещения объявлений дискриминационного характера о приеме на работу в средствах массовой информации не только с нигилистическим отношением работодателей к требованиям закона, но и с несовершенством законодательной базы. Так, в ТК РФ не определен механизм запроса гражданином документов о причине отказа в приеме на работу. Практически не работает ст. 136 УК РФ об уголовной ответственности за дискриминацию в зависимости от пола. Отсутствие практики обращения женщин в суды с исками о незаконном отказе в приеме на работу Т.Г. Мерзлякова объясняет трудностью доказывания факта дискриминации7.

7 См.: О нарушениях конституционных прав по признакам пола и возраста в сфере труда. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой. Екатеринбург, 2005.

Любые правовые предписания, в том числе и гендерной направленности, нуждаются в механизме претворения их в жизнь. Относится это и к ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, в которой провозглашено наличие у мужчин и женщин не только равных прав и свобод, но и равных возможностей для их реализации. К сожалению, этот вопрос чаще всего обходится молчанием в российской специальной литературе, в том числе, как это ни странно, посвященной правовой и правотворческой политике8.

На международном уровне поиску путей и способов реализации на практике положений ратифицированных членами ООН конвенций, в том числе Конвенции 1979 г., способствуют замечания и рекомендации Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, основанные на результатах рассмотрения поступающих в Комитет периодических докладов государств, в том числе и Российской Федерации. В обобщенном виде предложения Комитета ООН нашей стране состоят в максимально быстром создании (точнее, воссоздании) национального механизма по улучшению положения женщин, который должен быть наделен четким мандатом и обеспечен необходимыми людскими, финансовыми и техническими ресурсами, чтобы он мог эффективно функционировать. Одновременно с этим должен быть разработан и принят всеобъемлющий национальный план действий по улучшению положения женщин,

" 9

который следует подвергать регулярному мониторингу .

Комитетом ООН высказывается озабоченность по поводу слабой эффективности ряда федеральных и региональных органов РФ, в задачу которых входит защита прав и свобод граждан, в том числе женщин и детей. В частности, вызывает удивление, что согласно представленной Россией информации Уполномоченный по правам человека за все время функционирования этого института в нашей стране не получал от женщин каких-либо жалоб, касающихся дискриминации по отношению к ним. Кроме того, Российская Федерация не представила в своем отчете какой-либо информации и о числе

8 См.: Российская правотворческая политика: общетеоретические и отраслевые проблемы / Под ред. А.В. Малько, Н.В. Исакова и А.П. Мазуренко. Саратов; Минеральные Воды. 2012; Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. Саратов, 2013.

9 См.: Права женщин в России. Законодательство и практика. 2010. № 1-2 (23). С. 18.

случаев дискриминации в отношении женщин, которые рассматривались в судах и других государственных органах.

Все это свидетельствует, по мнению Комитета ООН, о недостаточной осведомленности населения Российской Федерации о ратифицированных нашей страной Конвенции 1979 г. и Факультативного протокола к ней. На этой основе Комитетом сделан вывод о необходимости включать информацию об этих международных договорах в программы юридического просвещения и подготовки судей, адвокатов и обвинителей с тем, чтобы в стране утвердилась культура, способствующая обеспечению равенства женщин с мужчинами и недискриминации по признаку пола. Комитет призвал также расширить осведомленность женщин Российской Федерации об их правах посредством, в частности, осуществления программ юридической грамотности и оказания правовой помощи, а также обеспечить, чтобы информация о Конвенции 1979 г. и Факультативном протоколе к ней доходила до сведения женщин во всех регионах страны посредством принятия всех необходимых мер.

Способствовать решению этой задачи могли бы, как показывает опыт Свердловской области, и региональные уполномоченные по правам человека, наличие которых в соответствии с общей рекомендацией Президента РФ по этому вопросу должно стать обязательным для каждого региона10. По данным Совета по развитию гражданского общества и правам человека, наряду с Уполномоченной по правам человека Российской Федерации Э.А. Памфиловой осуществляют свою деятельность омбудсмены по правам детей (П.А. Астахов), по правам предпринимателей (Б.Ю. Титов) и по правам интернет-бизнеса (Д. Мариничев), а также их региональные кол-леги11.

Серьезную озабоченность вызывает у Комитета тот факт, что наша страна неоднократно подчеркивала при принятии правовых решений роль женщин именно как матерей и жен. Для достижения в России подлинного равенства между полами необходимо, чтобы женщины рассматривались в первую очередь как индивиды, занимающие равное с мужчинами положение в обществе, что и должно активно пропагандироваться в средствах массовой информации.

10 См.: Юнашев А. Президент обяжет губернаторов развивать институт омбудсменов // Известия. 2012. 7 авг.

11 См.: Сивкова А., Казаков И. СПЧ доложит президенту о защите прав человека // Известия. 2014. 2 дек.

На явный крен гендерной политики российского государства в сторону демографии активно отреагировали и государственные средства массовой информации, в арсенале которых появились исключенный из советского и российского законодательства термин «глава семьи», применимый к тому же исключительно к мужчинам, и словосочетание «муж - добытчик и кормилец семьи».

Особое внимание в рекомендациях Комитета уделено необходимости искоренения насилия в отношении женщин на Северном Кавказе. Этот вопрос постоянно находится в сфере внимания соответствующих субъектов РФ и прежде всего руководства Чеченской Республики. Так, в начале сентября 2014 г. по телеканалу «Россия» был показан материал, посвященный чуть ли не поголовной смене в Чечне муфтиев, допускавших религиозные браки с девочками-чеченками, не достигшими необходимого для вступления в брак согласно российскому законодательству возраста.

Опыт Чеченской Республики в вопросах искоренения насилия в отношении женщин и девочек используется и в других расположенных на Северном Кавказе субъектах РФ. Так, в Республике Ингушетия планируют, подобно тому, как это было сделано в Чечне, бороться с похищением невест, не только применяя нормы УК РФ, устанавливающие ответственность за похищение человека, но и используя национальные «санкции», включающие изгнание виновного из родового тейпа12.

Что касается российского государства в целом, то имеются все основания полагать, что провозглашенное в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод мужчин и женщин, а главное, возможностей для их реализации пока еще, как было показано выше, далеко от претворения в жизнь. Во всяком случае, в той части, которая касается прав, свобод и возможностей женщин.

Вместе с тем в условиях сохраняющейся патерналистской ген-дерной политики государства наблюдается не только фрагментарное правовое регулирование отношений с участием женщины-матери, но и недопонимание роли правовой социализации мужчины-отца. Это приводит и к нарушению прав мужчин, прежде всего мужчин-

12 См.: Субботина С., Сивкова А., Кутний А. В Ингушетии за похищение невесты грозят миллионным штрафом // Известия. 2013. 26 июня.

отцов, имеющих специальный правовой статус13. Именно в такой ситуации оказался работавший по контракту майор российской армии К. Маркин, который воспитывал в одиночку новорожденного ребенка и еще двух малолетних детей. Чтобы государство признало его конституционное право на родительство наряду с женщиной, он вынужден был пройти все судебные инстанции, включая Конституционный Суд РФ, отказавший ему в удовлетворении жалобы, а также Европейский суд по правам человека, признавший действия российского государства дискриминационными в отношении истца и при" 14

судивший ему компенсацию морального вреда и издержек .

За 20 с лишним лет, прошедших со времени вступления в силу Конституции РФ, мужчины не раз обращались в суды по поводу признания за ними равных с женщинами прав и свобод, в частности, в сфере пенсионных отношений. Как правило, речь шла о возможности ухода на пенсию, подобно женщинам, по достижении 55 лет в тех случаях, когда мужчина, потеряв по той или иной причине свою жену, вынужден был в одиночку воспитывать их общих детей. По имеющимся в литературе сведениям, суды такие иски, как правило, удовлетворяют. В то же время суды РФ не упускают из виду необходимость строгого соблюдения требований п. «Б> ст. 2 Конвенции 1979 г., согласно которому государства, ратифицировавшие эту Конвенцию, должны «применять все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин».

Именно эти требования, о которых уже говорилось выше, положены в основу Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ). Так, в соответствии с его ст. 12 для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Согласно ст. 14 не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже

13 См.: Исаева Н.В. Правовая идентичность: проблемы теории и практики. Иваново, 2009. С. 105-129; она же. Правовая идентичность (теоретико-правовое исследование). М., 2013. С. 246-275.

14 См.: Поленина С.В., Исаева Н.В. Реализация конституционного принципа ген-дерного равенства как актуальная задача правового государства и гражданского общества в России // Правовое государство и гражданское общество: состояние и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Иваново, 6-7 декабря 2013 г.). Иваново, 2014. С. 20-23.

состоит в зарегистрированном браке, т.е. многоженство. Тем самым, как подчеркивается в литературе, реализуются два существенных для российского семейного права принципа: добровольности вступления в брак и единобрачия15. Принцип добровольности означает недопустимость какого-либо постороннего вмешательства при решении вопроса о заключении брака и публичное выражение брачую-щимися согласия на вступление в брачный союз. Принцип единобрачия (моногамности брака) находит свое выражение в том, что одно и то же лицо может состоять только в одном зарегистрированном браке, т.е. каждый мужчина может иметь одну законную жену.

Однако Россия - государство многонациональное. Поэтому представители мусульманства, для которых религиозными предписаниями разрешено иметь несколько жен, борются за законодательное закрепление многоженства (полигамии). Именно этого и пытался добиться гр. Рязапов Н.Г., обращаясь в Конституционный Суд РФ с жалобой на решение загс Промышленного района городского округа Самарской области, отказавшего ему со ссылкой на ст. 12 и 14 СК РФ в принятии заявления о заключении им брака одновременно с двумя женщинами.

В определении от 18 декабря 2007 г. № 851-О-О16 Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы Рязапова Н.Г., пояснив, что нормы ст. 12 и 14 СК РФ соответствуют положениям ряда регламентирующих эти вопросы международных конвенций и пактов, а также не расходятся с требованиями ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости издания законов, ущемляющих права и свободы человека и гражданина.

В отечественной юридической литературе по сути отсутствует четкое определение понятия «гендер» и весьма редко встречается анализ правовой политики государства в этой сфере, которая к тому же чаще всего отождествляется с демографической политикой. Распространено понимание гендера как социального статуса женщины или мужчины (их «социальных ролей»). Употребляется понятие ген-дера как «социального пола», т.е. как системы взаимоотношений мужчины и женщины, основанной на социальных связях (в отличие

15 См.: Каймакова Е.В. Понятие и сущность принципов правового регулирования семейных отношений // Российское правосудие. 2009. № 8 (41). С. 42-50.

16 СПС «КонсультантПлюс».

от естественно-природных отношений). В этом случае гендер становится категорией социологической, а гендерное рассмотрение понимается как относящееся к вопросам социального функционирования общества, поскольку гендерные зависимости пронизывают все со-

17

циальные отношения .

Исходя из этой посылки, Т.А. Клименкова стремится показать, что именно в Западной Европе возникла необходимость формирования идеологии полностью управляемого индивида. Особо подчеркивается, что сама эта проблема (а следовательно, и ее решение) находится на уровне не смены структур общественного производства -социализма на капитализм, а изменения культурного режима18.

По мнению Т.А. Клименковой, в современной России существует запрет на обсуждение гендерной проблематики как таковой. В качестве подтверждения она приводит ряд примеров из деятельности российского парламента в ходе рассмотрения им вопросов бюджетного, налогового, избирательного, трудового и иного конституционного законодательства. Автор справедливо утверждает, что в ходе парламентских обсуждений названных и других аналогичных вопросов гендерная проблематика всегда присутствует в различных контекстах, но никогда не выносится специально на обсуждение и, более того, вызывает социальную идиосинкразию19.

Механизмом, с помощью которого осуществляется этот запрет, служит, с точки зрения Т.А. Клименковой, замещение одних проблем другими, результатом чего является сокрытие и маргинализация того, что чересчур болезненно и нежелательно. Так, все, что относится к гендерным вопросам, замещается вопросами сексуальными, которые подвергаются громогласному и нередко вульгарному обсуждению. И делается это, по мнению автора, не случайно. Вопрос заключается не в том, что о женских проблемах не знают, а в том, что о них не хотят говорить в силу самой установки в оценке современной культуры. Ведь намерение приписывать женщине неумение, неспособность коренится в том, что именно маскулинизированное «мужское» центрирует наш мир как нормативное. Иному

17 См.: Клименкова Т.А. Насилие как основа культуры патриархатного типа // Гендерный калейдоскоп / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2001. С. 121-123; она же. Женщина как феномен культуры. М., 1996. С. 88-116.

18 См.: Клименкова Т.А. Насилие как основа культуры патриархатного типа. С. 126-127.

19 См.: там же. С. 128-135.

пониманию проблемы препятствует сам тип формирования объективности, в том числе и научной. Для традиционной патриархальной установки это не просто одна из проблем, а та самая «обратная сторона Луны», которая в принципе не может быть видна с Земли. Одним из факторов, влияющих на формирование «дефектного» образа женщины, является, по мнению исследователей, тот тип разделения труда, который строго определенным образом закрепил в культуре ряд характеристик, имеющих отношение к полу. На мужчину возложена активность, связанная с производительным трудом, а на женщину - с обеспечением воспроизводства рабочей силы, т.е. условий по поддержанию жизни. Такое разделение труда привело к дискриминации, потому что женщина при этом «отодвигается» за пределы общественной сферы. Выполняемый ею вид труда не учитывается обществом как реально значимый, и женщина, как его носительница, приобретает сомнительный и двусмысленный статус. С одной стороны, она определенно выполняет работу, связанную с затратой нервов, энергии, сил, с другой стороны, нет общественного коррелята, устанавливающего меру социальной значимости этого вклада. Этот культурный комплекс ставит женщину в положение в принципе равнозначное гражданской изоляции, ибо ее социальный вклад

в стоимостном языке, на котором изъясняется этот тип культуры, не

20

выражен .

На основе изложенного Т.А. Клименкова делает вывод, что до тех пор, пока в обществе существует противоречие между общественной и частной сферами жизни как таковыми, в нем будет сохраниться гендерная напряженность. Добиться если не полного изменения, то хотя бы существенного смягчения существующей в данном вопросе дилеммы - одна из важнейших задач международной и национальной общественности, и прежде всего женской.

На наш взгляд, важным шагом на пути реализации положений ч. 3 ст. 19 Конституции РФ должно явиться скорейшее претворение в жизнь ст. 7 Основного закона, в ч. 1 которой Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом из всего множества

20 См.: Клименкова Т.А. Насилие как основа культуры патриархатного типа. С. 128-133.

предложенных в науке определений наиболее точным представляется характеристика социального государства как государства, «целью которого является осознание каждым человеком публичного интереса в тех сферах жизни, где это необходимо, и выработка компромисса частных интересов, где это возможно. Форма государства и его установления обусловлены достижением такой цели»21.

Библиография

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоре-тические проблемы: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005.

Исаева Н.В. Правовая идентичность: проблемы теории и практики. Иваново, 2009.

Исаева Н.В. Правовая идентичность (теоретико-правовое исследование). М., 2013.

Каймакова Е.В. Понятие и сущность принципов правового регулирования семейных отношений // Российское правосудие. 2009. № 8 (41).

Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. М., 1996.

Клименкова Т.А. Насилие как основа культуры патриархатного типа // Гендерный калейдоскоп / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2001.

О нарушениях конституционных прав по признакам пола и возраста в сфере труда. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой. Екатеринбург, 2005.

Поленина С.В. Права девочек в контексте норм Конституции РФ // Государство и право. 2013. № 8.

Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.

Поленина С.В., Исаева Н.В. Реализация конституционного принципа ген-дерного равенства как актуальная задача правового государства и гражданского общества в России // Правовое государство и гражданское общество: состояние и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Иваново, 6-7 декабря 2013 г.). Иваново, 2014.

Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России / Отв. ред. Е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Н.М. Римашевская. М., 2010.

Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. Саратов,

2013.

Ржаницина Л.С. Гендерный бюджет: первый опыт в России // Международное право и защита прав женщин. К 30-летию Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: прошлое, настоящее, будущее. М., 2009.

21 Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретиче-ские проблемы: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. С. 8.

Российская правотворческая политика: общетеоретические и отраслевые проблемы / Под ред. А.В. Малько, Н.В. Исакова и А.П. Мазуренко. Саратов; Минеральные Воды, 2012.

Сивкова А., Казаков И. СПЧ доложит президенту о защите прав человека // Известия. 2014. 2 дек.

Субботина С., Сивкова А., Кутний А. В Ингушетии за похищение невесты грозят миллионным штрафом // Известия. 2013. 26 июня.

Юнашев А. Президент обяжет губернаторов развивать институт омбудсменов // Известия. 2012. 7 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.