Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
развитые и развивающие страны / высокий уровень человеческого развития / защита прав человека / Всеобщая Декларация по правам человека / гендерное равенство / международные договора / гендерно-ориентированные законы / социально-экономическая поддержка женщин / developed and developing countries / high level of human development / protection of human rights / Universal Declaration of Human Rights / gender equality / international treaties / gender-oriented laws / socio-economic support for women

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаюсупова Л. Р., Алижонов И. Р.

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем защиты прав человека, вопросам гендерного равенства. В статье рассмотрены частично генезис гендерного равенства, изучены правовые основы на основании Деклорации по правам человека, приведены основные показатели по Докладу о человеческом развитии. Также приведен список основных международных договоров по Правам человека ратифицированных Республикой Узбекистан, проанализированы законы по обеспечению гендерного равенства принятые в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR ENSURING GENDER EQUALITY IN UZBEKISTAN

This article is devoted to one of the pressing problems of human rights protection, gender equality issues. The article partially examines the genesis of gender equality, examines the legal framework based on the Declaration on Human Rights, provides the main indicators for the Human Development Report. It also provides a list of the main international human rights treaties ratified by the Republic of Uzbekistan, analyzed the laws on ensuring gender equality adopted in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ»

УДК 34

Шаюсупова Л.Р., к.э.н.

доцент

кафедра «Обеспечение общественной безопасности»

Университет общественной безопасности Республики Узбекистан

Алижонов И. Р. слушатель капитан

факультет магистратуры Университет общественной безопасности Республики Узбекистан

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем защиты прав человека, вопросам гендерного равенства. В статье рассмотрены частично генезис гендерного равенства, изучены правовые основы на основании Деклорации по правам человека, приведены основные показатели по Докладу о человеческом развитии. Также приведен список основных международных договоров по Правам человека ратифицированных Республикой Узбекистан, проанализированы законы по обеспечению гендерного равенства принятые в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: развитые и развивающие страны, высокий уровень человеческого развития, защита прав человека, Всеобщая Декларация по правам человека, гендерное равенство, международные договора, гендерно-ориентированные законы, социально -экономическая поддержка женщин.

Shayusupova L.R., Ph.D. assistant professor department of "Provision of public safety " University of Public Security of the Republic of Uzbekistan

Alizhonov I.R. listener captain faculty of magistracy University of Public Security of the Republic of Uzbekistan

LEGAL FRAMEWORK FOR ENSURING GENDER EQUALITY IN

UZBEKISTAN

Annotation. This article is devoted to one of the pressing problems of human rights protection, gender equality issues. The article partially examines the genesis of gender equality, examines the legal framework based on the Declaration on Human Rights, provides the main indicators for the Human Development Report. It also provides a list of the main international human rights treaties ratified by the Republic of Uzbekistan, analyzed the laws on ensuring gender equality adopted in the Republic of Uzbekistan.

Key words: developed and developing countries, high level of human development, protection of human rights, Universal Declaration of Human Rights, gender equality, international treaties, gender-oriented laws, socioeconomic support for women.

Для многих стран ситуация, связанная c пандемией коронавируса COVID-19 негативно повлияла на социальное-экономическое развитие многих стран. Но, несмотря на сложившееся положение, по данным Доклада о человеческом развитии Узбекистан за 2020 год занял 106 место среди стран с высоким уровнем человеческого развития [1].

Среди основных вопросов, определяющих человеческое развитие является вопрос обеспечения защиты прав человека. Права человека обладают сущностными свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии гарантирующих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль.

В современном мире реализация прав и свобод человека и гражданина оказалась в центре правовой и политической жизни Узбекистана и международного сообщества в целом. На сегодняшний день, благодаря правильно проведенной политике главой нашего государства, в мировом сообществе Узбекистан во много раз повысил свой уровень развития во всех отраслях среди развитых и развивающихся стран.

В своём обращении на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркнул что неукоснительное выполнение требований Конституции и законов страны, полное воплощение в жизнь приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека» и впредь будет оставаться главным критерием своей деятельности как гаранта нашего Основного закона и что достоинства человека - не какое-то абстрактное, высокопарное понятие. Оно обозначает для нас прежде всего обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, его фундаментальных прав и свобод [2].

Проделанная огромная работа по пяти приоритетным направлениям дала свои положительные результаты. Среди основных показателей этой работы является доверие народа к Президенту Республики Узбекистан, о чем свидетельствуют результаты проведенных выборов в Президенты Республики Узбекистан. По нашему мнению, Узбекистан стал на Новый путь развития, где одним приоритетных направлений является защита прав

человека. В числе вопросов, касающихся защиты прав человека, особое место занимает вопрос гендерного равенства. Данный вопрос рассмотрен в 48 статье Конституции Республики Узбекистан, где определены равные права между мужчинами и женщинами.

Одним из важных мероприятий, направленных на решение актуальной проблемы обеспечения гендерного равенства, является начавшаяся в Узбекистане 25 ноября кампания «16 дней активных действий против гендерного насилия» под лозунгом «Покончим с насилием в отношении женщин сейчас!». Объявляя начало кампании, глава Сената Танзила Нарбаева заявила, что в борьбе с насилием предстоит ещё «долгая и кропотливая работа» и в ней важно «участие каждого из нас».

Равенство между женщинами и мужчинами и искоренение всех форм дискриминации в отношении женщин имеют фундаментальное значение с точки зрения прав человека и ценностей.

Как свидетельствует мировая практика гендерное насилие и неравенства не знает ни географических, ни социальных, ни экономических границ. Оно требует серьезных мер по его пресечению как в развивающихся, так и в развитых странах. По данным ООН каждая третья женщина старше 15 лет подвергается физическому или сексуальному насилию, хотя бы раз в жизни.

[3].

Проблемой прав человека применительно к женщинам Организация Объединенных Наций занимается давно, принятый в 1945 году Устав Организации Объединенных Наций ставит задачу «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин».

Согласно статье 1 Устава одна из целей Организации Объединенных Наций заключается в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, «без различия расы, пола, языка и религии». Запрет на дискриминацию по признаку пола вновь подтверждается в статьях 13 (полномочия Генеральной Ассамблеи) и 55 (содействие всеобщему уважению права человека).

В 1948 году была принята Всеобщая декларация по правам человека, в которой также провозглашается, что перечисленными в ней правами обладают как мужчины, так и женщины «без какого бы то ни было различия». В ходе работы над английским текстом Декларации немало споров вызвало употребление выражения «all men» (слово «man» означает одновременно «человек» и «мужчина» - прим. пер.) вместо гендерно-нейтральной формулировки. В итоге был принят текст Декларации, в котором используются слова «все люди» и «каждый человек», не оставляющие сомнений в том, что Всеобщая декларация относится ко всем и каждому, включая как мужчин, так и женщин.

За последние десятилетия для обеспечения прав женщин во всем мире было сделано немало. Однако, ряд важных вопросов ещё не решен, а реальность, с которой сталкиваются женщины, продолжает меняться, демонстрируя все новые и новые формы дискриминации по отношению к ним.

Вдобавок к этому, некоторые категории женщин подвергаются дискриминации и по другим признакам, включая возраст, этническое происхождение, гражданство, вероисповедание, состояние здоровья, семейное положение, образование, инвалидность и социально -экономический статус. Такое сочетание разных видов дискриминации необходимо учитывать при разработке решений и мер, направленных на борьбу с дискриминацией в отношении женщин [4].

Гендерные диспропорции повсеместно являются одной из наиболее укоренившихся форм неравенства. Поскольку эти неблагоприятные условия затрагивают половину мирового населения, гендерное неравенство является одним из самый серьезных препятствий для человеческого развития.

Как отмечает председатель Сената, глава Комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства Танзила Нарбаева: «Мы видим, что насилие не имеет ни географических, ни социальных, ни экономических границ. Оно требует серьезных мер по его пресечению как в развивающихся, так и в развитых странах».

Мы считаем что, гендерное неравенство носит комплексный характер, при этом отмечается различная степень прогресса и регресса в зависимости от конкретного места и вопроса. К сожалению, среди показателей гендерного неравенства есть показатель, определяющий уровень отсталости в начальном образовании девочек.

Однако за исключением этих фундаментальных моментов поводов радоваться прогрессу мало. Неравенство по-прежнему остро проявляется в том, какой властью мужчины и женщины обладают дома, на рабочем месте или в политике. Дома женщины выполняют в три раза больше работы по уходу, чем мужчины. И хотя во многих странах женщины и мужчины имеют равные права при голосовании на выборах, существуют различия на более высоких уровнях политической власти. Чем выше уровень власти, тем дальше от паритета между полами: разрыв доходит до 90 процентов в случае глав государств и правительств.

Социальные и культурные нормы часто способствуют поведению, которое закрепляет подобные проявления неравенства. Нормы и недостаток власти оказывают влияние на все формы гендерного неравенства — от насилия в отношении женщин до невидимого барьера.

Вопрос гендерного равенства включен также в один важных отчетов мирового масштаба, которым является Доклад о человеческом развитии, выпускаемый начиная с 1990 года.

На основании данного Доклада одним из основных показателей дается индекс гендерного равенства (Gender Development Index, GDI). Данный индекс разработан, для оценки гендерного равенства, где рассматривается отношение индекса человеческого развития, рассчитанного для женщин, к индексу человеческого развития, рассчитанного для мужчин. Данный гендерный разрыв в человеческом развитии учитывает три показателя: здоровье, образование, контроль над экономическими ресурсами.

Узбекистан при определении индекса гендерное равенства входит в число стран высоким уровнем человеческого развития, где данный индекс подразделен на пять групп. Узбекистан входит в третью группу, где представлены страны со средним равенством в достижениях по ИЧР между мужчинами и женщинами [1].

Данные показатели свидетельствуют о том, что Узбекистан как независимое государство четко придерживается международных правовых норм, предусматривающих правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любых форм дискриминации и притеснений.

В целях защиты прав женщин Республикой Узбекистан ратифицированы следующие международные нормативно-правовые акты по Правам человека:

Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930 год, Женева;

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами (принята резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 1949 года);

Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (принята 29 июня 1951 года на тридцать четвертой сессии Генеральной конференции Международной Организации Труда);

Конвенция об охране материнства (принята на тридцать пятой сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда, созванная

в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 4 июня 1952 года);

Конвенция о политических правах женщины (принята резолюцией 640 (VII) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1952 года);

Конвенция об Упразднении Принудительного Труда (принята 25 июня 1957 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее сороковой сессии. Вступление в силу: 17 января 1959 года);

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года);

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята резолюцией 34/180_ Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года);

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 года);

Конвенция о правах ребенка (принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. (Принята резолюцией 39/46_Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года);

На основании вышеуказанных международных договоров, в Узбекистане, с учетом национальных и культурных ценностей, социально -политических взглядов, также уважая национальные интересы народов и народностей проживающих в Республики Узбекистан, приняты следующие законы по обеспечении гендерного равенства, «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», «Об охране репродуктивного здоровья граждан», «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Семейного кодекса», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан» — о снятии ограничений, связанных с выбором женщинами ранее запрещенных форм трудовой деятельности и других гендерно ассиметричных положений трудового законодательства.

В их разработке участвовали эксперты таких агентств ООН, как Программа развития ООН, Фонд народонаселения, Детский фонд, Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление по наркотикам и преступности, Международная организация по миграции и Международная организация труда.

Принято также свыше 20 указов и постановлений Президента, постановлений правительства. Внесен ряд изменений и дополнений, предусматривающих усиление работы по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия, борьбе с устаревшими обычаями. Введена обязательная гендерно-правовая экспертиза законодательных актов, направленная на устранение несоответствия положений нормативно-правовых актов принципам гендерного равенства, выявление возможных рисков дискриминационного характера в процессе их применения [5].

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 мая 2021 года «О дополнительных мерах по реабилитации женщин-жертв насилия» было принято своевременно и нацелено на создание системы оказания помощи женщинам, подвергшимся насилию, предупреждение и ликвидацию негативных последствий семейного и бытового насилия [6].

В частности при Министерстве по поддержке махалли и семьи созданы

29 центров реабилитации и адаптации женщин. Если до этого реабилитационные центры функционировали как негосударственные некоммерческие организации, то теперь их деятельность полностью финансируется за счет Государственного бюджета.

В целях установления связи и оказания оперативной психологической, психотерапевтической, правовой помощи, консультирования и предостав-ления информации женщинам, пострадавшим от притеснения и насилия, совершившим суицид или имеющим склонность к суициду, горячие телефонные линии «1146» приведены в соответствие с национальной интерактивной платформой «AZIZ-AYOL.UZ».

Также более 74 тысяч женщин, включенных в «женскую тетрадь», которые обратились по факту нарушения их прав и законных интересов, получили правовую помощь от ведущих специалистов. Свыше 71 тысячи женщин, включенных в «женскую тетрадь», которые пострадали от притеснения и насилия, имеют социальные проблемы, получили психологическую помощь квалифицированных психологов.

На пятнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса утверждена Стратегия достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года.

В своем выступлении председатель Верхней палаты парламента Танзила Нарбаева заявила, что впервые в истории Узбекистана количество женщин в национальном парламенте достигло уровня (32%) — страна занимает 37-е место среди 190 стран по этому показателю.

По её словам, доля женщин в политических партиях достигла 44%, в сфере высшего образования - 40%, в предпринимательстве — 35%. Женщины широко привлекаются в информационно-коммуникационную, инновацион-ную, энергетическую, инженерную сферы.

В 81 министерстве и ведомстве сформирован резерв более 15 тысяч кадров, состоящих из передовых и образованных женщин, отметила она.

По данным главы Сената, доля женщин на руководящих должностях достигла 27%. Шесть женщин назначены хакимами, одна - послом.

Для социально-экономической поддержки женщин, адресной работы с ними внедрена система «женской тетради». Действует система покрытия расходов на обучение нуждающихся девочек, потерявших родителей или одного из них, одиноких женщин, не имеющих кормильца, удвоено количество грантов для девочек из малообеспеченных семей при поступлении в высшие образовательные учреждения [7].

Направления стратегии определены в соответствии с Целями устойчивого развития ООН на период до 2030 года. Ожидается, что благодаря реализации стратегии:

расширится практика назначения женщин на руководящие должности в вышестоящей и нижестоящей системе госорганов;

в государственных органах, где существует гендерный дисбаланс, будет обеспечено равное представительство женщин и мужчин путём введения системы временного квотирования;

повысится эффективность работы по обеспечению занятости, созданию достойных условий труда и поддержке социально незащищенных и малообеспеченных женщин, особенно женщин из семей, проживающих в сельской местности, а также достигнута самозанятость;

будет обеспечено предупреждение случаев притеснения и насилия в отношении женщин на рабочем месте и устранение негативных взглядов, которые сформировались по отношению к ним в обществе.

И в заключении, хотелось бы отметь, что Новый Узбекистан развивает сотрудничество с конвенционными органами ООН в сфере улучшения положения женщин и расширения их прав и возможностей в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Пекинской декларации и платформы действий.

Наша страна периодически представляет в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин информацию о ходе реализации своих обязательств в этой сфере. Международных эксперты ООН, отметили многие позитивные изменения, достигнутый прогресс по изменению роли и статуса женщин в политической, социально-экономической и культурной сферах жизни общества.

Исходя из вышеизложенных для реализации и защиты прав женщин и борьбы с гендерным неравенством вводится следующие предложения:

- совершенствования системы освещения вопросов гендерного равенства через средства массовой информации, изменение отношения к насилию, рассмотрение и обоснованное доведение до сведения общественности правовой стороны любой информации, предупреждению гендерного насилия и систематическому обучению представителей средств массовой информации в преодолении существующих стереотипов в этой области;

- повышения ответственности официальных лиц и уполномоченных (компетентных) органов по своевременному реагированию на все вопросы и случаи, относительно гендерного неравенства, защиты прав женщин, угнетения женщин, нарушения их прав и свобод появившихся в общественной жизни (в частности в социальных сетях) с целью предотвращения возникновения негативного воздействия на общественное мнение; то есть обеспечение принципа законности и равенства.

В заключении хотелось бы отметить, что равенство прав касается всей жизни человека. Женщины и мужчины с самого раннего возраста и вплоть до старости могут сталкиваться с различными проявлениями

дискриминации по признаку пола, которая имеет четкие отличительные особенности, зависящие от периода в жизни человека. На сегодняшний день все большее число правительств, а также социальных партнеров признают, что в условиях отсутствия исправительных мер скорее всего будут преумножаться и усиливаться неблагоприятные факторы с течением времени и на протяжении жизни поколений, что будет иметь негативные последствия для женщин, семей и общества. Благополучное материнство и гарантированное медицинское обслуживание в целях обеспечения выживания матери и ребенка - это основа основ самой жизни матерей, младенцев, общин и народов. Это также стержневой элемент достойного труда и производительности женщин.

Использованные источники:

1. Доклад о человеческом развитии 2020 год. //Программа развития ООН// One United Nations Plaza New York, NY 10017 //https://www.undp.org.;

2. Речь Президента Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёева на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан. //https://www.isrs.uz.;

3. Данные ООН представленные в рамках обеспечения гендерного равенства. //https://www.un.org.ru.;

4. Права женщин - это права человека. Издание Организации Объединенных Наций. ISBN 978-92-1-454039-7, e-ISBN 978-92-1-056794-7;

5. Акмал Саидов. Мнение депутата. Гендерная политика Нового Узбекистанав контексте международных тенденций парламентаризма. 19.03.2021г.

6.Постановления Президента Республики Узбекистан от 19 мая 2021 года «О дополнительных мерах по реабилитации женщин-жертв насилия». //http:www.lex.uz.// Национальная законадательная база Республики Узбекистан. (National Database of Legislation of the Republic of Uzbekistan).

7.Утверждена Стратегия достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года. https://www.gazeta.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.