Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
Ensuring equality of women and men in Uzbekistan Shakhnoza GAFFAROVA 1
Tashkent State University of Law
article info
abstract
Article history:
Received January 2021 Received in revised form 15 January 2021 Accepted 20 January 2021 Available online 10 February 2021
Keywords:
Law
Gender
Equality
Equal rights and
opportunities for women
and men
The article focuses on the main tasks on ensuring equal rights and opportunities for women and men in all spheres of society in order to eliminate incompatibilities that may arise in establishing the rights, obligations, opportunities and responsibilities of individuals without distinction of gender. The article highlights gender reforms in Uzbekistan and their perspectives, adopted legal acts and their essence, analyses existing problems and suggests options to solve them.
2181-1415/© 2021 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Узбекистонда хотин-кизлар хукуклилигини таъминлаш
_ аннотация
ва эркаклар тенг
Калит сузлар:
Хукук Гендер
Тенг хукуклилик Хотин-кизлар ва эркаклар учун тенг хукук ва имкониятлар
Мацолада жинсий мансублигидан катъий назар, шахснинг хукуклари, мажбуриятлари, имкониятлари ва жавобгарликларини белгилашда юзага келиши мумкин булган номутаносибликни бартараф этиш максадида жамият хаёти ва фаолиятининг барча сохаларида хотин-кизлар ва эркаклар учун тенг хукук хамда имкониятлар кафолатланишини таъминлаш асосий вазифамиз эканлиги, Узбекистонда амалга оширилаётган гендер ислохотлари ва уларнинг истикболлари, кабул килинган норматив-хукукий хужжатлар ва уларнинг ахамияти ёритиб утилган, ечимини кутаётган муаммолар тахлил килинган ва уларни хал этиш йуллари таклиф этилган.
1 Doctoral student Tashkent State University of Law, Tashkent, Uzbekistan E-mail: [email protected]
Обеспечение равноправия женщин и мужчин в
аннотация_
Статья акцентирует внимание на главные задачи при обеспечении гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества в целях устранения несовместимостей, которые могут возникнуть в установлении прав, обязательств, возможностей и ответственности личности без различия гендерной принадлежности. В статье освещены гендерные реформы в Узбекистане и их перспективы, принятые нормативно-правовые акты и их значение, проанализированы проблемы, ожидающие свое решение и предложены пути их решения.
В Республике Узбекистан реализуются широкомасштабные комплексные меры, направленные на обеспечение равноправия женщин и мужчин, равной защиты их прав и законных интересов, укрепления их здоровья и создания достойных условий труда и жизни, равных возможностей для улучшения их социальных и бытовых условий, их равного участия на политической арене, в управлении и принятии решений, и по ряду других актуальных вопросов.
Принцип равенства между женщинами и мужчинами отражен в качестве демократического требования в действующем законодательстве стран на карте мира, а также во всех международных и региональных документах по правам человека. Это означает, что задачей каждого государства является признание и безоговорочное обеспечение верховенства прав и основных интересов человека.
Построение гуманного, демократического государства, основанного на верховенстве закона, приверженного истинной демократии и социальной справедливости, соответствующему целям, национальным и культурным традициям нашего народа, правам и интересам всех граждан и различных социальных групп, является важной политической задачей и в Узбекистане ведутся масштабные реформы для её достижения.
Содержание Конституции Республики Узбекистан позволяет выделить следующие принципы - демократия, уважение к правам и свободам человека, действие общепризнанных правил и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, принципы правосудия [1]. Наличие принципа равноправия в ряду этих принципов, также отражает актуальность вопроса равенства, которое было неотъемлемой частью прав и основных свобод человека с самого начала основания независимой государственности в Узбекистане.
Согласно статье 18 Конституции Республики Узбекистан все граждане имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Признание равенства прав мужчин и женщин в статье 46, указывает на то, что нормы Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года) отражены и в нашем основном законе [2]. Статья 2 Конвенции возлагает на государства-участники обязательство
Узбекистане
Ключевые слова:
Право
Гендер
Равноправие
Равные права и
возможности для женщин
и мужчин.
«включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа» [3].
Исторически термин «гендер» возник в научном сообществе в 1960-х годах и был узаконен на Всемирной конференции по положению женщин в Пекине в 1995 году. Хотя в юридической литературе есть разные толкования равноправия женщин и мужчин, гендерное равенство - отражается как равноправие женщин и мужчин; равенство полов; равенство правового статуса.
Традиционно под этим термином подразумевается социальный пол, учитывающий специфику развития общества и выражающий различие полов. По мнению С.В. Полениной и Е.В. Скурко принцип гендерного равноправия состоит в том, что женщины и мужчины являются независимыми (свободными) и равными субъектами права, в том числе обладают известной и равной автономией воли в случае своего участия в социальных связях и отношениях, реализации своих прав и законных интересов [4]. А.А. Максимов интерпретирует гендерное равноправие как установленный обществом посредством государства принцип построения отношений полов», который «находит свое выражение в равенстве предоставляемых мужчинам и женщинам прав, основных свобод и обязанностей» [5].
О.В. Нечаева отмечает, что гендерное равенство «равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и освоении его достижений» [6]. "Равноправие мужчин и женщин - это правовой аспект проблемы женщин, то есть сравнение правового статуса женщин в обществе с положением мужчин" считает В.В. Чвыкалов [7]. Гендерное равенство, считает А.А.Китаева [9], заключается в том, что и мужчины, и женщины в любых аспектах, будь то интеллект, физическая сила, способность к конкретным видам труда, не уступают друг другу. ... не должны существовать ограничения в умственной работе, спорте, профессии и т. д.
Термин «гендер» используется для анализа ролей и обязанностей женщин и мужчин и определения того, насколько ограничены их потребности и возможности во всех областях. Гендер — социальный аспект отношений между женщинами и мужчинами, который проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку [9] и обеспечение равенства должно быть гарантировано государством.
Роль женщин в обществе возросла благодаря усилению их роли в строительстве и управлении государством и обществом, особому вниманию к повышению их политических прав. Ярким примером этому служит то, что сегодня добавочно к имени и фамилии узбекских женщин применяются термины — Герой Узбекистана||, -Депутату, —Сенатору, —Министру, —Заместитель министра||, —Академику, —Учёная||, —Предприниматель!, —Директор||. Ведь сегодня около 50% населения составляют женщины, а именно 29% до 14 лет, 28% - 15-30 лет, 21% - 31-45 лет, 15% - 46-60 лет, и 7% - старше 60 лет [10].
Действительно, многие вопросы, направленные на обеспечение законных интересов женщин, реализацию их способностей и потенциала, защиту материнства и
детства, усиление их активного участия в жизни общества и общественно-политической жизни, их роль в принятии решений были определены как одни из приоритетных направлений государственной политики.
В процессе совершенствования нормативно-правовой базы были внесены изменения и дополнения в действующие законы. В частности: совершенствуется правовая база для защиты прав женщин в семье и браке, усиления действий по искоренению домашнего и бытового насилия в отношении женщин, борьбы с существующими негативными патриархальными стереотипами и практикой в отношении женщин и молодежи, развития институтов гражданского общества, разрабатываются и претворяются в жизнь механизмы обеспечения прав женщин.
Президентом Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёевым определены приоритетные задачи в сфере повышения роли и статуса женщин в обществе. Во-первых, обеспечение представительства женщин в парламенте и местных представительных органах, учета их мнения при подготовке законопроектов и формировании бюджета страны; во-вторых, создание рабочих органов Верхней палаты парламента по вопросам гендерного равенства; в-третьих, совершенствование законодательства по вопросам гендерного равенства; в-четвертых, повышение роли женских ННО в обеспечении прав женщин [11].
Следует отметить, что говоря о статусе женщин в принятии решений, их активном участии в жизни общества, мы не можем не обратить внимание на результаты выборов. По официальным данным прошедших выборов, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан избраны 150 депутатов и 48 из них женщины.
Также гражданами избраны 831 депутат областных кенгашей и Жокоргу Кенеша, а также 5 738 депутатов городских и районных кенгашей. Всего по Узбекистану приступили к работе 6719 депутатов. Среди них также много женщин [12]. Что касается роли и уровня принятия решений в управлении, то мы можем наблюдать, что на должности председателя Сената и хокима в нескольких районах областей республики работают женщины, а в сфере международных отношений была назначена женщина-посол.
В частности, по инициативе Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан образована новая структура - Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства, действует Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства.
Действительно, в нашей стране проводятся масштабные реформы, направленные на укрепление равноправия женщин и мужчин, совершенствуется законодательство о гендерном равенстве. 2 сентября 2019 года приняты законы "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин" и "О защите женщин от притеснения и насилия". Это означает, что в государственной политике были предприняты смелые шаги, направленные на дальнейшее повышение роли и престижа женщин в обществе и укрепление равноправия между женщинами и мужчинами.
В законе "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин" впервые дано правовое описание терминов "гендер", "прямая дискриминация по признаку пола", "косвенная дискриминация по признаку пола". Определены основные направления государственной политики в гендерных вопросах, участие Кабинета Министров, Комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства, государственных органов и уполномоченных лиц, органов самоуправления граждан,
ННО и других институтов гражданского общества в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин, а также их полномочия в профилактике и устранении всех форм дискриминации при обеспечении равенства.
В начале XXI века на основе Декларации тысячелетия ООН (до 2015 года) все государства-члены торжественно взяли на себя соответствующие обязательства -развиваться, защищать права человека, верховенство закона и обеспечить гендерное равенство. Каждый год Программа развития ООН изучает уровень гендерного равенства в мире и в отдельных странах, чтобы определить индекс развития человеческого потенциала и гендерного неравенства. В настоящее время по гендерному индексу Узбекистан занимает 57-е место из 188 стран [13].
В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН разработала Цели устойчивого развития по 17 направлениям до 2030 года в соответствии с Резолюцией № 70. По обеспечению ЦУР в Узбекистане принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года" и на его основании действует Координационный совет по реализации национальных целей и задач под руководством заместителя Премьер министра.
В настоящее время одной из наших неотложных задач является создание новой и совершенствование существующей правовой базы для сокращения бедности, устранения неравенства доходов, увеличения эффективной занятости и обеспечения достойной работы для мужчин и женщин. Для этого нужно принять законы «О прожиточном минимуме» и «О минимальных социальных стандартах». Причина в том, что цели ЦУР полностью соответствуют нашим национальным интересам, стратегическим задачам нашей страны.
В своем обращении к Парламенту Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев подчеркнул, что наша высшая цель - чтобы каждый в Узбекистане, независимо от национальности, языка и религии, жил мирной и благополучной жизнью и, конечно же, был доволен своей жизнью.
Действительно, в нашей стране проводятся масштабные реформы, направленные на укрепление равноправия женщин и мужчин, принимается ряд законодательных актов, изменяются и дополняются существующие. Однако, на наш взгляд, в Узбекистане было бы целесообразно принять дополнительные масштабные меры для обеспечения равноправия женщин и мужчин.
В том числе: гарантия равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере политики, экономики, права, идеологии и культуры, образования, здравоохранения и науки.Создание равных возможностей в получении образования, а именно в охвате высшим образованием, и предоставление высшими учебными заведениями дополнительных квот для увеличения доли девушек и женщин, открывая широкий спектр возможностей для заочного, вечернего и дистанционного обучения; выделение отдельной формы квот для девушек-инвалидов, сирот, членов семей нуждающихся в социальной поддержке, потерявших кормильца, а также малообеспеченных семей. Действительно, получение высшего образования позволяет женщинам конкурировать с мужчинами на рынке труда и служит внесению их вклада в семейный бюджет. Существует явная гендерная асимметрия в «женских профессиях» и «мужских профессиях» и специальностях, которые остаются на рынке труда до сих пор, а именно мы видим, что большинство женщин привлечены к работе в сфере образования,
здравоохранения, социальных услуг, искусства и культуры, а мужчины в высокооплачиваемых секторах в сфере строительства, финансов, транспорта, связи, правоведения, промышленности. Именно в этих секторах необходимо увеличить долю женщин, выделить дополнительные квоты для женщин в высших учебных заведения соответствующего профиля, провести пропагандистскую работу через СМИ для привлечения женщин в эти сектора, организовать обучение на основе государственных грантов; внедрить в образовательный процесс в высших учебных заведениях регулярные образовательные курсы, направленные на повышение гендерной грамотности студентов, так как, в настоящее время ни в одном ВУЗе нет обучения гендерному праву. Исходя из возможностей, разработать систему равной и оплачиваемой занятости дистанционно, без отрыва от образовательного процесса или основной работы, пересмотреть применение административной и последующей уголовной ответственности в случаях прямого или косвенного нарушения принципа равноправия и т.д.
Также актуальной задачей является проведение гендерно-правовой экспертизы действующих нормативно-правовых актов и внесение в них изменения и дополнения на базе её результатов. Это служит обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизни и деятельности общества с целью устранения возможных диспропорций в определении прав, обязанностей, возможностей и ответственности личности, независимо от половой принадлежности. Проведение гендерно-правовой экспертизы будет также применено ко всем проектам нормативно-правовых документов.
На основании Закона «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» Комиссия по вопросам гендерного равенства Республики Узбекистан наделена более широкими полномочиями. Статьей 12 Закона определен ряд её полномочий, в том числе, приводится, что Комиссия реализует единую государственную политику в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин, осуществляет меры по достижению фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни общества и участвует в разработке и реализации государственных программ, национальных планов действий и стратегий в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин, также принимает меры по совершенствованию системы социально-правовой поддержки женщин, защиты материнства, отцовства и детства, повышению общественной и социально-политической активности женщин наравне с мужчинами, вносит предложения по принятию временных специальных мер по обеспечению реализации гендерной политики, а при продвижении на руководящие государственные должности содействует обеспечению принципа недопустимости дискриминации по признаку пола при продвижении на руководящие государственные должности. Было отмечено, что в число этих полномочий входит и организация обучения по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Безусловно, при реализации этого полномочия необходимо изучить внедрение положительных достижений передового зарубежного опыта, постепенную реализацию комплексного плана мероприятий. При этом, без сомнения, необходимо учитывать специфику деятельности государственных органов.
Статья 13 закона гласит, что для обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в государственных органах определяется уполномоченное
должностное лицо по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Выполнение обязанностей уполномоченного лица возлагается на одного из заместителей руководителя государственного органа. На наш взгляд, обеспечение непосредственного участия в этих процессах обучения лиц, ответственных за кадровые вопросы государственных органов, играет положительную роль в достижении целей, установленных законом. При организации обучения следует учитывать общие стандарты и специфику конкретной организации, и желательно разработать стратегию по обеспечению равенства этой организации в виде руководящих принципов, типовых положений.
Одним словом, обеспечение гендерного равенства в Узбекистане может быть достигнуто путем осознания существующих гендерных проблем, их устранения, изменения и искоренения существующих дискриминационных стереотипов в сознании членов общества в этой сфере. Сегодня государство поэтапно реализует справедливую гендерную политику. Какими бы высокими и сложными ни были наши цели, у нас есть все возможности для их достижения, мы должны быть не только сторонним наблюдателем реализуемых реформ, но и активным инициатором.
Библиографические ссылки
1. Сайдуллаев Ш.А., Теория государства и права. Учебное пособие, - Т.: 2012. Б -57. (Saydullaev Sh.A., Theory of State and Law. Study Guide, - T.:2012. P -57).
2. В соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан № 87-I от 1995 года Республика Узбекистан присоединилась к данной Конвенции. Вступило в силу для Республики Узбекистан 18 августа 1995 года. www.lex.uz.
(Uzbekistan acceeded this Convention in accordance with the Decree of Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan №87-I from 1995. The Convention entered into force for Republic of Uzbekistan on August 18, 1995. www.lex.uz.).
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года). (Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (New York, 18 December 1979).
4. Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. М.: Формулаправа, 2009. С. 14. (Polenina S.V., Skurko E.V. Law, gender and culture in a Globalizing World. M.: Law Formula, 2009. C. 14.).
5. Максимов АА. Положение гендерного равноправия в системе принципов правового статуса личности в России // Проблемы права. 2012. № 5 (36). С. 31. (Maximov A.A. The position of gender equality in the system of principles of the legal status of an individual in Russia // Problems of Law. 2012. №5 (36). P. 31.).
6. Нечаева О.В. Тендерные проблемы России как социального государства (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 12—13. (Nechaeva O.W. Gender problems of Russia as a social state (constitutional and legal research): Dissertation for the degree of candidate of legal sciences. Chelyabinsk, 2007. P.12-13.).
7.Чвыкалов В.В. Гендерное равенство в праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 9. (Chvikalov W.W. Gender equality in law: Dissertation for the degree of candidate of legal sciences. Krasnodar, 2012. P.9.).
8. Китаева А. А., Равенство прав и свобод мужчин и женщин как базисный принцип регулирования прав и свобод человека // Новый юридический вестник. —
2019. №6. — С. 3-5. (Kitayeva A.A. Equality of rights and freedoms of men and women as a basic principle of regulation of human rights and freedoms // New legal bulletin. - 2019. №6. — P. 3-5.).
9. ЗРУ № 562 от 02.09.2019 г. "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин". https://lex.uz/
(Law 562 of the Republic of Uzbekistan "On guarantees of equal rights and opportunities for women and men" from 02.09.2019. https://lex.uz/).
10. Нарбаева Т., к.п.н. «Роль женщин в обеспечении гармонии обучения и воспитания в учебных заведениях». / Сборник статей Республиканской научно-практической конференции «Повышение общественно-политической активности женщин - важный фактор проводимых в нашей стране реформ» 26 февраля 2019 г. (Narbaeva T. candidate of pedagogical sciences. "The role of women in ensuring the harmony of education and upbringing in educational institutions". / Collection of articles of the republican scientific and practical conference on the topic "Increasing the sociopolitical activity of women - an important factor in ongoing reforms in the country" 26 February, 2019.).
11. https://undocs.org. CEDAW/C/UZB/6. Шестой периодический доклад Узбекистана согласно статье 18 Конвенции, подлежащий представлению в 2019году. (https://undocs.org. CEDAW/C/UZB/6. Sixth periodic report submitted by Uzbekistan under article 18 of the Convention, due in 2019.).
12. https://nuz.uz/uzbekiston "Итоги выборов: показывают дальнейшее повышение роли и статуса женщин в обществе". 08-01-2020. (https://nuz.uz/uzbekiston "The election results show a further increase in the role and status of women in society". 08.01.2020).
13. https://uzreport.news 04 декабря 2019 года. (https://uzreport.news 04.12.2019.).