УДК 34
Кенен А.Э.
Магистрант кафедрs теории, истории государства и права, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» Научный руководитель: Саая С.В.
к.и.н., доцент
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье обосновывается актуальность исследования проблемы гендерного равенства в механизме обеспечения прав личности, представлены основные международные механизмы, направление на обеспечение гендерного равенства в обеспечении прав личности. Анализируется проблемы гендерного равенства в механизме обеспечения прав личности.
Ключевые слова:
гендерное равенство, права человека, механизмы обеспечения прав личности,
гендерная дискриминация.
Kenen A.E.,
Scientific Supervisor: Saaya S.V.
GENDER EQUALITY IN THE MECHANISM OF ENSURING INDIVIDUAL RIGHTS
Annotation
The article substantiates the relevance of the study of the problem of gender equality in the mechanism of ensuring the rights of the individual, presents the main international mechanisms aimed at ensuring gender equality in ensuring the rights of the individual. The problems of gender equality in the mechanism of ensuring individual rights are analyzed.
Keywords:
gender equality, human rights, mechanisms for ensuring individual rights, gender discrimination.
Гендерное равенство, одно из главных принципов обеспечения прав человека, и играет определенную роль в деле обеспечения мира и согласия в обществе и полноценной реализации человеческого потенциала на основе устойчивого развития. В настоящее время равенство мужчин и женщин признается практически всеми странами мира. Однако, несмотря на то что большинство государств включило в свои конституции такие положения, как обеспечение равенства мужчин и женщин, запрет дискриминации по половому признаку согласно рекомендациям международного сообщества, они в полной мере не выполняются в силу наличия различных факторов, а именно предрассудков, стереотипов, которые приводят к проявлениям гендерного неравенства.
При оценке проблемы прав и личности исследователи фундаментальных основ государства и права обычно в первую очередь останавливаются на представлении о личности, живущем в определенном обществе. В юридической литературе термин «личность» трактуется с двух позиций: как личность в самом широком смысле, как личность или субъект социальных отношений и как член общества с обычными социальными и другими качествами [1, c. 106]. Статус индивида в государстве определяется совокупностью различных факторов, среди которых немаловажное значение имеют: уровень
формирования гражданского общества; зависимость личности от прямых характеристик самого государства (его типа, формы правления в стране, государственного устройства, государственного режима); зависимость личности от положения и результативности работы правовых институтов и государственных институтов.
Право - это целая система общеобязательных принципов и правовых норм, установленных законом, выражающих степень свободы и ответственности в обществе, действующих в общественных отношениях [10].
Понятие «личные права» применяются в двух аспектах - права человека и права гражданина. Права человека являются естественными и неотъемлемыми для всех людей от рождения, независимо от национальности и территории государства, в котором они живут. Права человека действуют как общие базовые основы, предоставляющие нормальную жизнь человека. Права человека определяются и охраняются национальным и международным правом.
Соответственно, международное регулирование, направленное на применение гендерного равенства, играет роль базовых стандартов, к которым государства должны стараться применять в своей деятельности. Под международными стандартами принято понимать конкретное международное законодательство в области гендерного равенства.
Международные нормативные акты, конвенции, декларации, пакты содержат две группы норм в области правовой защиты людей, такие как: права и свободы человека; ограничение прав. Самая многочисленная группа международно-правовых норм - это права и свободы человека и гражданина [1].
Так, впервые на международном уровне равенство между мужчинами и женщинами было закреплено в Уставе ООН 1945 года, в котором говорилось, что государства участники Организации Объединенных Наций (далее - ООН) должны подтвердить свою веру в основные права, обеспечить гендерное равенство и создать условия для справедливости, и соблюдение обязательств [13]. Эти положения легли в основу дальнейшего развития принципов равенства и недискриминации.
В 1946 году была создана Комиссия ООН по положению женщин [3, с. 1636], которая также сыграла важную роль в обеспечении гендерного равенства меж женщинами и мужчинами . Работа организации была не лишь только ориентирована на обеспечивание обороны дам в всевозможных сферах жизни общества, но и ставила перед собой задачку держать под контролем соблюдение принципа равноправия мужиков и дам во всех государствах мира. В следствие этого Комиссия по положению женщин требовала гарантировать гендерное равенство как на международном, например и на государственном уровнях, принимая различные рекомендации, направленные на применение равенства между мужчинами и женщинами.
Согласно ст. 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия. В Преамбуле уточняется, что положения, закрепленные в ней, должны рассматриваться в качестве стандартов, к достижению которых обязаны стремиться все народы и государства. Так, положения Всеобщей декларации прав человека закрепляют принцип гендерной недискриминации, согласно которой мужчины и женщины должны обладать всеми правами и свободами в равной степени.
Последующей ступенью организации международно-правовых стандартов гендерного равенства является принятие в 1966 г. двух международных пактов: о штатских и политических правах и об финансовых, общественных и культурных правах, которые закрепляют запрещение дискриминации по симптому пола. Так, сообразно ст. 3 Международного пакта об финансовых, общественных и культурных правах государства-участники пакта должны гарантировать равенство женщин и мужчин. Статья 3 Международного пакта о штатских и политических правах еще учитывает состояние, нацеленное на обеспечивание государствами-участниками равного для мужиков и дам права использования всеми штатскими и политическими водительскими удостоверениями. Значит, оба интернациональных пакта
гарантируют девушкам и мужикам равные политические и гражданские права, а также равенство в социальных, экономических и культурных правах.
Вместе с тем согласно ст. 4 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. [5] принятие государствами-участниками временных особых мер, нацеленных на ускорение установления фактического равенства меж мужиками и представительницами слабого пола, не является дискриминационным, например как их ведущей задачей считается выравнивание прав и вероятностей мужчин и женщин. Еще установлено, собственно что эти кратковременные особые меры обязаны быть отложены, когда станут достигнуты цели обеспечивания равенства вероятностей и равноправного положения мужчин и женщин. Значит, данные меры имеют узкий нрав воздействия, ориентированы на ликвидацию дискриминации, стереотипов и обычаев.
На наш взгляд, данные меры на сегодняшний день оправдали свою эффективность. Так, в ряде областей женщины добились значительных успехов и в целом достигли того же уровня, что и мужчины. Однако в силу того, что женщинам уделяется больше внимания как на международном, так и на национальном уровне, возникают сферы, в которых дискриминируются мужчины.
Следовательно, чтобы государство стало общепризнанным демократическим государством, необходимо гарантировать равные права мужчин и женщин во всех сферах жизни общества.
Правовое неравенство - проблема не менее важная для Российской Федерации, чем для всего мирового сообщества. Национальное законодательство о обороне прав и свобод мужиков и дам основано на гарантиях равенства по симптому пола. Таким образом, принцип гендерного равенства закреплен в Конституции Российской Федерации. Конструкция общедемократических ценностей, сформировавшихся в русском государстве, а еще прогрессивная государственная правовая система провозглашают гендерное равенство на всей территории.
Конституция Российской Федерации гарантирует принцип правового равенства в соответствии со статьей 6 «Каждый гражданин Российской Федерации пользуется на своей территории всеми правами и свободами и несет одинаковые обязанности». Часть 3 Ст. 19 Конституции РФ предоставляет мужчинам и женщинам равные права и возможности для их осуществления [6]. Законодательное закрепление этого принципа и гарантия его реализации, в свою очередь, обязывает наше государство соблюдать этот принцип. Однако на практике равенство мужчин и женщин не означает равных возможностей для обеих сфер общественной жизни.
Конституционное обеспечение равных прав для мужчин и женщин имеет несколько проблемных областей. Так что одно из основных положений по этому вопросу - часть 3 статьи 19 Конституции РФ, содержащая норму о том, что мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации, не всегда соответствует действительности по части реализации этих прав, как упоминалось выше [6].
В.В. Васильев уточняет, что в российском законодательстве отсутствуют стандарты, обеспечивающие равные возможности для мужчин и женщин в реализации своих прав и свобод [2, с 30]. Следовательно, Конституция Российской Федерации гарантирует принцип юридического равенства, но во многих сферах нет законодательства, которые позволили бы женщинам и мужчинам реализовать равные возможности. Соответственно, основной принцип остается только на бумаге.
На законодательном уровне нет дискриминационных положений как в отношении женщин, так и мужчин. Тем не менее даже в тексте самого Основного закона Российской Федерации, особенно в некоторых его нормах, есть некоторые противоречия и недоверие по поводу введения гендерного равенства в России. Ввиду этого, проанализировав положения части 2 статьи 7 и части 1 статьи 38 Конституции, можно констатировать, что законодатель обязывает государство «оказывать поддержку семье, материнству, отцовству и детству», но в части 1 статьи 38 гласит, что только «материнство, детство и семья находятся под защитой государства» [6].
Основной закон исключает институт отцовства из круга общественных отношений, находящихся под защитой государства, что, безусловно, противоречит принципам гендерного равенства. Впрочем, этот недостаток частично устранен в Семейном кодексе, согласно ст.1 которого «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» [11]. В подтверждении этому ч.2 ст.38 Семейного Кодекса гласит, что «забота о детях является равным правом и обязанностью родителей» [11].
В настоящее время в интересах женщин, беременных и матерей существует ряд правовых норм, которые отсутствуют в отношении отцов, что, на наш взгляд, создает пробелы в законодательстве.
Помимо норм Конституции РФ проблема дискриминации по признаку пола выслеживается в уголовном законодательстве РФ. Таким образом, разбирая общепризнанных мерок Уголовного кодекса Русской Федерации - единого источника уголовной ответственности в стране, возможно квалифицировать конкретные положения, ущемляющие права как мужиков , например и дам . Сообразно УКРФ одним из обликов уголовного санкции считается «арест» (статья 54 УК РФ) [12], который не распространяется на беременных дам и дам , имеющих ребят до 14 лет. Возможно подметить, рассматриваемый стереотип не предусматривает и ущемляет права основателей, автономно воспитывающих ребят до 3 лет. Законодатель, исходя из репродуктивных прав дам и репродуктивной политические деятели страны, а еще из общепризнанных основ гуманизма, высвобождает беременную даму от предоставленного облика уголовного санкции .
В ведущем это связано с тем, что, жесткая изоляция от общества имеет возможность отрицательно воздействовать на направление беременности и что наиболее поставить под опасность жизнь и самочувствие как мамы , например и грядущего малыша . Это состояние не имеет возможность вызывать колебаний в его корректности на базе основ гендерного равенства.
Впрочем ещё одно состояние касается высвобождения от ареста дам с ребятами до 14 лет. Невозможно не направить забота на то, собственно что законодатель обходит мужиков, оказавшихся в похожей истории , которая, в различие от предшествующей истории , не содержит безусловно практически никакой фактической почвы. Это правило еще не воспринимает во забота вероятность такого, собственно что малыш имеет возможность воспитываться в неполной семье, где основатель считается единым опекуном или же членом семьи, который имеет возможность беспокоиться о небольшом ребенке.
Кроме кодифицированных нормативных правовых актов, гендерная дискриминация выслеживается и в кое-каких иных правовых источниках - законодательстве , деятельных на земли Русской Федерации. Федеральный закон № 3 от 7 февраля 2011 г. «О полиции» этим образом воспрещает работникам применить огнестрельное орудие в отношении дам в качестве меры пресечения преступлений и уголовных правонарушений [9].
Таким образом, стоит отметить, что в целом, российское законодательство, соответствует общепризнанным основам и общепризнанным канонам международного права в части, касающейся равенства полов. Что не наименее, укрепление предоставленного принципа в ведущем законе нашей государства, возможно не подразумевает его законодательное отблеск во множества иных нормативно-правых акта, что в собственную очередь порождает ряд пробелов и правовых коллизий в законодательстве как Русской Федерации, например и иностранных государствах, требующих интереса со стороны законотворческих органов.
Список использованной литературы:
1. Абдулина А. А., Воронина А. Б. Понятие и признаки механизмов защиты прав и свобод личности. // Молодежь и наука. - 2016. - № 7. - С. 106-109.
2. Васильев В. В. Теоретические проблемы механизмов защиты прав и свобод личности. // Вектор науки ТГУ. №1(4). - 2017. - С. 29-31.
3. Великосельская И. Е. Международные механизмы обеспечения гендерного равенства. // Право и политика. - 2009. - № 8. - С. 1635-1642.
4. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.03.2021).
5. «Конвенция о статусе беженцев» (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.03.2022).
6. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.03.2021).
7. «Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» (Заключена 18.12.1990) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.03.2021).
8. Минеев Ю.В., Тарасенко В.А. Внутригосударственные механизмы обеспечения гендерного равенства в механизме обеспечения прав личности. // Государство и право. - 2016. - С. 124-126.
9. О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ с изм. и доп. на 21 декабря 2021 г. № 248-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900; 2014. - № 30 (ч.1). - Ст. 4259.
10.0сипян Б. А. Механизмы защиты прав и свобод личности // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2016. - № 4 (38). - С. 14-24.
11.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 # 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // КонсультантПлюс: офиц. сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 11.03.2022.
12.Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ (с послед. измен. на 25 марта 2022 г. № 324 - ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
13. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - C. 7 - 33.
© Кенен А.Э., 2022