XIIIМеждународная научно-практическая конференция
УДК 009
Грогуль Анна Андреевна Grogul Anna Andreevna
Студентка 3-го курса 3-rd year student Загородний Валерий Валерьевич Zagorodniy Valery Valeryevich
Старший преподаватель кафедры государственно-правовых и исторических дисциплин
Senior Lecturer of the Department state-legal and historical disciplines Донбасская Юридическая Академия Donbass Law Academy
РАВНОПРАВИЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
EQUALITY OF MEN AND WOMEN IN THE CONCEPT OF HUMAN RIGHTS AND INTERNATIONAL LAW
Аннотация: в статье рассмотрены особенности реализации принципа равноправия мужчин и женщин в современной международной практике, а также международные механизмы защиты прав женщин.
Abstract: the article discusses the features of the implementation of the principle of equality of men and women in modern international practice and international mechanisms for the protection of women's rights.
Ключевые слова: равноправие мужчин и женщин, права человека, международный механизм защиты прав женщин, гендерное равенство.
Key words: equality of men and women, human rights, international mechanism for the protection of women's rights, gender equality.
Равноправие мужчин и женщин в концепции прав человека и международно-правовых актах
Значимым и приоритетным направлением деятельности всего мирового сообщества являются права человека. В частности, речь идет о таких международных организациях, как Организация Объединённых Наций (далее -ООН), ЮНЕСКО, Европейский Союз, Европейская комиссия по правам человека
162
«Научные междисциплинарные исследования» и многих других. Именно поэтому защита прав женщин и гендерное равенство
красной нитью проходят через все основные принципы современного
международного права. Так, в Преамбуле Устава Организации Объединённых
Наций 1945 г., в качестве одной из целей ставится утверждение равноправия
мужчин и женщин [2, с. 21]. Продолжилось становление международного
механизма защиты прав женщин, как неотъемлемой части международно -
правовой системы, принятием Всеобщей декларации прав человека в 1948 году
[1]. Не являясь с правовой точки зрения конвенцией, то есть многосторонним
международным договором, Всеобщая декларация прав человека стала одним из
основных источников не только международного, но и национального права,
моделью, которая широко используется многими странами в их конституциях [3,
с. 14]. Данная Декларация закрепила равные права для всех людей, независимо
от половой принадлежности. Возник вопрос в процессе перевода с английского
языка, где "all men" (все мужчины, все люди) было заменено на "all human" (все
люди). Помимо Всеобщей декларации по правам человека, запрет
дискриминации по признаку пола фиксировался в двух остальных пактах: о
гражданских и политических правах и об экономических, социальных и
культурных правах, которые в своей совокупности сформировались в
Международный билль о правах человека. Через 19 лет Генеральная Ассамблея
ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин
от 1967 года, где были сформулированы основные меры обеспечения женщин
равными правами, нивелируя дискриминацию, базируясь на общих принципах
прав человека. Несмотря на то, что обозначенная Декларация носила
рекомендательный характер, она стала своеобразным международным обычаем
и запустила механизм работы создания основополагающей Конвенции о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1979 году и
Факультативного протокола к ней в 1999 году. Перед составлением
Факультативного протокола были приняты Типовые стратегии и практические
меры по искоренению насилия в отношении женщин. В документе отмечалась
необходимость проводить активную работу по обеспечению ратификации всеми
XIIIМеждународная научно-практическая конференция государствами-членами Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин (1979 г). Со дня подписания данных типовых стратегий
прошло несколько десятков лет, что позволяет нам составить мнение об их
эффективности. При просмотре карты ратификации Конвенции ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин, становится очевидным, что
необходимость гендерного равенства признали на международном уровне все
государства-члены ООН, кроме 3 стран: Судана, Ирана и Сомали [4]. Что
касается Факультативного протокола, то здесь ситуация меняется кардинально,
воздержавшихся от голосования и ратификации в 24 раза больше [5].
Принятая в 2000-м году Политическая декларация «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке», определяла 12 ключевых проблемных области, среди которых следующие: идеи равного доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, достойной работе, равное участие в политике и экономике женщин и мужчин во всем мире и т.д. Более того, в 2010 году была учреждена новая структура - «Женщины-ООН», представляющая собой симбиоз Отдела по улучшению положения женщин (DAW), Международного научно-исследовательского и учебного института по улучшению положения женщин (МУНИУЖ), Канцелярии Специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин (ОСАГИ), а также Фонда Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Структура «ООН-женщины» оказывает содействие в стремлении соответствовать мировым стандартам для достижения гендерного равенства тем, государствам, которые являются членами ООН. Данная организация, сотрудничая с правительствами стран и гражданским обществом, разрабатывает законы, стратегии политики, программы и услуги, необходимые для обеспечения эффективной реализации этих норм и действенной пользы женщинам и девочкам во всем мире. Глобальные тренды в области достижения гендерного равенства, помощь в разработке законов, программ для стран всего мира, с целью защиты женщин и девочек, а также усовершенствование, конкретизация и конкретная постановка целей отразилась
«Научные междисциплинарные исследования» в Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей от 25 сентября 2015 года
«Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на
период до 2030 года», которая определяет, что каждая страна должна
поддерживать «обеспечение гендерного равенства и расширение прав и
возможностей всех женщин» «обеспечение гендерного равенства и расширение
прав и возможностей всех женщин» [6]. О том, что защита прав женщин является
одной из главных задач в деятельности ООН также свидетельствует Конвенция
Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин, а
также домашним насилием, заключённая в Стамбуле, в 2011 году.
Таким образом, принцип равноправия мужчин и женщин считается одним из основополагающих принципов конституционного статуса личности и отображается в Основном Законе множества государств (Конституции). Данному обстоятельству во многом способствовали рассмотренные выше международные документы, которые внесли значительный вклад в развитие принципа равноправия мужчин и женщин и запрет на национальном уровне дискриминации по половому признаку. И хотя закрепление в международном праве форм дискриминации женщин не решило сразу всех проблем, мир на законодательном уровне принял во внимание тот факт, что женщины подвергаются дискриминации в различных сферах жизни. Международное сообщество осознало, что защита прав женщин является необходимым элементом защиты прав человека.
Библиографический список:
1. Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.]
2. Конюхова, И. А. Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации : учебное пособие для вузов / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 200 с.
3. Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. - М.: Издание ХПИ "ЭСЛАН". - 2000. - 218с
XIIIМеждународная научно-практическая конференция
4. Карта ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/CEDAW/OHCHR_Map_CEDAW.pdf - (Дата обращения: 13.04.2021).
5. Карта ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/CEDAW/OHCHR _Мар_ОР-
CEDAW.pdf — (Дата обращения: 13.04.2021).
6. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R — (Дата обращения: 13.04.2021).