Научная статья на тему 'Развитие конституционной идеи равенства полов в России XX века'

Развитие конституционной идеи равенства полов в России XX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1381
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / КОНСТИТУЦИЯ / РАВНОПРАВИЕ / МАТЕРИНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / WOMEN / CONSTITUTION / EQUALITY / MOTHERHOOD / SOCIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворошилова Светлана Вячеславовна

В статье рассматривается закрепление принципа равноправия мужчин и женщин в проекте закона «О равноправии женщин» 1906 г. и советских конституциях. Анализируется законодательство, призванное обеспечить женщинам равные с мужчинами права в государственной, общественной, хозяйственной и культурной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE CONSTITUTIONAL IDEA OF GENDER EQUALITY IN RUSSIA XX CENTURY

In article fixing of a principle of equality of men and women in the draft law «On gender equality» 1906 and Soviet Constitutions is considering. The legislation, which providing to women the equal rights with men in the state, public, economic and cultural life is characterized.

Текст научной работы на тему «Развитие конституционной идеи равенства полов в России XX века»

что все случившиеся социально-экономические и политические изменения в России, в начале XX в., должны были найти свое отражение в Конституции.

1 См.: Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие. М., 2002. С. 172.

2 См.: Кудрина Ю. Императрица Мария Федоровна Романова (1847-1928 гг.). М., 2000. С. 119.

3 См.: Там же. С. 120.

4 См.: Бородин А.П. Государственный Совет России (1906-1917). Киров, 1999. С. 4.

5 См.: Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: учебник. М., 2008. С. 170-171.

6 См.: История отечественного государства и права: в 2 ч. / под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1. М., 2010. С. 408.

7 См.: Вологдин А.А. История отечественного государства и права. 2-е изд. М., 2015. С. 415.

8 См.: История государства и права России: учебник для бакалавров вузов по юридическим направлениям и специальностям / под общ. ред. В.Е. Рубаника. М., 2012. С. 530.

9 Там же. С. 563.

10 См.: Смыкалин А.С. Историко-сравнительный анализ проекта Конституции Российской демократической федеративной республики 1917 г. и ныне действующей Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 2014. № 1. С. 100-114.

С.В. Ворошилова

РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ИДЕИ РАВЕНСТВА ПОЛОВ В РОССИИ XX ВЕКА

В статье рассматривается закрепление принципа равноправия мужчин и женщин в проекте закона «О равноправии женщин» 1906 г. и советских конституциях. Анализируется законодательство, призванное обеспечить женщинам равные с мужчинами права в государственной, общественной, хозяйственной и культурной жизни.

Ключевые слова: женщины, Конституция, равноправие, материнство, социальная справедливость.

S.V. Voroshilova

THE DEVELOPMENT OF THE CONSTITUTIONAL IDEA OF GENDER EQUALITY IN RUSSIA XX CENTURY

In article fixing of a principle of equality of men and women in the draft law «On gender equality» 1906 and Soviet Constitutions is considering. The legislation, which providing to women the equal rights with men in the state, public, economic and cultural life is characterized. Keywords: women, Constitution, equality, motherhood, social justice.

Вопросы социальной справедливости, социального равенства, равноправия мужчин и женщин являются значимыми для юридической науки, а степень их решения отражает уровень развития демократии в обществе. Вместе с тем общественное и правовое неравенство полов имеет многовековую историю, что создает определенные трудности его преодоления. В современной России равенство прав и свобод независимо от пола закрепляется Конституцией РФ 1993 г. (ч. 2 и 3 ст. 19), федеральным законодательством, а также нормами международного права. Совершенно очевидно, что идея равноправия полов не стала реальностью. До сих пор не принят федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации», проект которого был одобрен Государственной Думой в первом чтении в 2003 г.

© Ворошилова Светлана Вячеславовна, 2016

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

Более того, сама идея о необходимости принятия такого закона вызывает острую полемику среди политиков, представителей научного сообщества и широкой общественности. Вместе с тем идея равноправия мужчин и женщин в нашей стране имеет давнюю историю, но именно в XX в. в условиях первой буржуазно-демократической революции был разработан проект закона «О равноправии женщин», вынесенный на обсуждение Государственной Думы первого созыва.

Данный проект закона был подготовлен юридической комиссией при Союзе равноправия женщин в 1906 г. и являлся составной частью «Основных положений законов о гражданском равенстве», которые предусматривали отмену всех сословных ограничений для крестьян и привилегий для дворянства, а также отмену ограничений в гражданских правах по национальному или религиозному признаку1. Среди депутатов, выступивших с инициативой принятия «Основных положений», были замечательные юристы П.И. Новгородцев, М.М. Винавер, Ф.Ф. Кокошкин, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич, В.Д. Набоков и др.2 Следует отметить, что само появление проекта закона «О равноправии женщин» стало возможным благодаря многочисленным женским организациям, созданным в условиях революции 1905-1907 гг. Именно женщины-юристы, входящие в Союз равноправия женщин, подвергли тщательной экспертизе действующее законодательство, определив статьи, ограничивающие их права. Текст данного проекта закона представляет особый интерес, поскольку содержит первую в истории нашего государства гендерную экспертизу действовавших в тот период законов3. В «Сравнительной таблице», входящей в проект закона «О равноправии женщин», содержится перечень статей Свода законов Российской империи, подлежащих отмене, дополнению или изменению. Так, редактируя Судебные е

т

уставы, авторы проекта предлагали отменить статьи, запрещающие женщинам и занимать должности мировых судей, присяжных заседателей и присяжных а поверенных, показания свидетелей — мужчин и свидетелей — женщин, при о

в

оформлении нотариальных актов, предлагалось оценивать как равнозначные. § Работая над Уставом о службе, законодатели рекомендовали упразднить статьи, з устанавливающие запрет для женщин занимать канцелярские и другие долж- Р ности в правительственных и общественных учреждениях, а также закрепляв- е

шие право для жен, вдов и детей чиновников пользоваться личными правами и о

§

преимуществами своих мужей и отцов4. р

Значительным изменениям авторы законопроекта подвергли т. Х Свода за- Ч

конов Российской империи, содержащий Законы гражданские. Отказавшись от |

права повысить свой статус при вступлении в брак с мужчиной более высокого К

сословия и согласившись сделать обязанность по содержанию нуждающегося м

супруга взаимной, женщины предлагали отменить статьи, предусматривавшие I

обязанность жены повиноваться своему мужу и следовать за ним при всякой ¡§

м

перемене места жительства, а также уравнять их с мужчинами в праве воспи- 00

5 92

тания детей и наследования имущества5. 2

Главным же требованием, закрепленным в ст. 2 проекта закона, являлось 6 предоставление женщинам равных с мужчинами активных и пассивных избирательных прав при производстве общегосударственных, местных, общественных и иных выборов. В сопроводительной записке к проекту закона писательница и активистка Союза равноправия женщин Л.Я. Гуревич подчеркивала, что уравнение женщин с мужчинами в избирательных правах — основной вопрос в деле равноправия женщин6. Эту идею на заседаниях Государственной думы активно 27

отстаивал Л.И. Петражицкий, отмечавший, что «интересы государства, общества и культуры требуют сделать этот крупнейший шаг — признать за женщинами избирательное право»7. Вместе с тем судьба данного проекта закона была предрешена досрочным роспуском Государственной думы.

С созданием Советского государства впервые в истории России проблема равноправия мужчин и женщин приобретает общегосударственное значение. Конституция РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 г., закрепила юридическое равноправие мужчин и женщин, предоставив женщинам всю полноту гражданских прав и свобод. В соответствии с терминологией Конституции мужчины и женщины имели равный статус, являлись «трудящимися» и были равны. В разд. 4 «Активное и пассивное избирательное право» провозглашались равные избирательные права «граждан обоего пола»8.

Следует отметить, что впервые женщины получили право принимать участие в голосовании наряду с мужчинами еще до создания Советского государства и издания Конституции, в соответствии с постановлениями Временного правительства «О производстве выборов гласных городских дум» и «О выборе волостных земских гласных» 1917 г. В этих документах говорилось о том, что «правом участия в выборах гласных пользуются Российские граждане обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий...»9. Вместе с тем только Конституция РСФСР 1918 г. закрепила равные политические права женщин и мужчин на конституционном уровне.

В ст. 18 Конституции 1918 г. труд признавался обязанностью всех граждан, соединяя политические права с обязанностью трудиться. С этого момента проз блемы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жиз-2м ни страны, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин,

сл

3 повышением их общеобразовательного и профессионального уровня, решались

§1 как задачи государственные10.

I С целью совмещения конституционной нормы, устанавливающей труд обя-

1 занностью не только мужчин, но и женщин, с осуществлением функции мате-

го

| ринства в трудовом законодательстве устанавливался ряд льгот для беременных § женщин. В Положении о социальном обеспечении трудящихся 31 октября 1918 г.

| предусматривалась выдача пособий для женщин, занятых физическим трудом

и

2 за 8 недель до и 8 недель после родов11. В КЗоТе РСФСР 1922 г. (ст. 132) выплата ° пособий с освобождением от работы на 16 недель предоставлялась не только « женщинам, занятым физическим трудом, но и некоторым категориям женщин, | занятых конторским и умственным трудом (например, телеграфисткам, воспи-

0 тательницам, врачам и т.д.), и на 12 недель остальным женщинам12.

1 В Конституции СССР 1924 г. вопросы, определявшие правовое положение ° человека-гражданина, мужчины, женщины в обществе не регламентировались,

го

3 а равенство как основной принцип Советского государства не упоминался. В 1 этой Конституции, состоявшей из двух разделов «Декларация об образовании I СССР» и «Договор об образовании СССР», определялись причины и принципы

объединения советских республик в союзное государство, закреплялись структура и полномочия союзных и республиканских органов власти.

Советское законодательство предусматривало уголовно-правовую защиту равноправия женщин, устанавливая ответственность за действия, препятствовавшие их «раскрепощению». Впервые подобные нормы были введены в 28 качестве дополнения в Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. 2-й сессией ВЦИК II

созыва 16 октября 1924 г.13 Новые главы, получившие название «Бытовые преступления» и содержащие ответственность за такие обычаи, нарушавшие права женщин, как калым, умыкание, принуждение женщины к вступлению в брак, многоженство и другие, были приняты в 1924 г. для Киргизской, Туркестанской и Башкирской автономных республик, а также для Ойратской, Карачаево-Черкесской, Адыгейской, Кабардино-Балкарской автономных областей и для автономной области Калмыцкого народа14. В 1925 г. такая глава была принята для Бурято-Монгольской АССР15.

Эти нормы получили закрепление в конституциях Узбекской, Киргизской, Таджикской и Туркменской ССР, в которых говорилось о том, что «сопротивление фактическому раскрепощению женщин (выдача замуж малолетних, калым, организация сопротивления вовлечению женщин в учебу, в сельскохозяйственное и промышленное производство, в государственное управление и общественно-политическую жизнь) карается законом»16.

В уголовных кодексах семи союзных республик: РСФСР (ст. 134), Узбекской ССР (ст. 134), Казахской ССР (ст. 120), Азербайджанской ССР (ст. 131), Киргизской ССР (ст. 130), Таджикской ССР (ст. 142) и Туркменской ССР (ст. 144) закреплялась ответственность за воспрепятствование осуществлению равноправия женщин, что выражалось в создании препятствий для ее участия в государственной, общественной и культурной деятельности.

Конституция СССР 1936 г., утвержденная VIII Чрезвычайным съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г., продолжала развивать идею равноправия полов. Статья 122 предоставляла женщинам в СССР равные права с мужчинами во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно- е политической жизни. Женщине предоставлялось равное с мужчиной право на и труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование. В ст. 135 и а

Т5

137 Конституции за женщинами признавались равные с мужчинами активные и о

в

пассивные избирательные права17. Вместе с тем ряд нормативно-правовых актов, о

изданных в этот период, свидетельствует о стремлении государства, прежде всего, а

решить демографическую проблему. Об этом говорится в Постановлении ЦИК и Р

СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной е

помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, о

расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении р

уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в зако- Ч

нодательстве о разводах»18. Данное Постановление лишало женщин права само- о

стоятельно распоряжаться своей жизнью, фактически превращая деторождение К

в социальную обязанность. Уголовное преследование беременных женщин за м

аборт и само запрещение аборта по социальным показаниям просуществовали I

почти 20 лет — до середины 1950-х гг.19 №

м

Активное вовлечение женщин в общественное производство в послевоенный 00 период и отсутствие развитой социальной инфраструктуры привело к их значи- ^ тельной трудовой нагрузке, что затруднило выполнение ими социальных ролей 6 в семейно-бытовой сфере и значительно снизило рождаемость. Так, к началу 1960-х гг. детские дошкольные учреждения могли разместить чуть более 1/10 части дошкольников, а система школ и групп с продленным днем еще только формировалась20. Сложность, а подчас невозможность совмещения профессиональных, общественных и материнских обязанностей способствовали ряду неблагоприятных социальных и экономических последствий. 29

В Конституции СССР 1977 г. принцип равноправия провозглашался в нескольких статьях. Статья 35 не только закрепляла равные права женщин и мужчин, но и предоставляла им равные возможности в получении образования и профессиональной подготовке, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин. Подчеркивалась необходимость правовой защиты, материальной и моральной поддержки материнства и детства, предоставления оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, сокращения рабочего времени для женщин, имевших малолетних детей21.

Таким образом, новеллой данной Конституции являлась норма, закреплявшая равные возможности женщин и мужчин, определявшая не только равенство в правах, но и равенство в возможностях.

Крайне важным являлось законодательное закрепление определенных трудовых льгот, позволявших работающим женщинам реализовывать себя в профессиональной сфере. Осознавая необходимость совмещения материнства с общественной и трудовой деятельностью, законодатель закрепляет ряд трудовых льгот, облегчавших положение работавшей женщины. В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и Кодексе законов о труде РСФСР 1971 г. сохранялся запрет на использование труда женщин на вредных производствах и подземных работах в горнодобывающей промышленности. Запрещалось увольнять и снижать заработную плату беременным женщинам и кормящим матерям, а также отказывать им в приеме на работу22.

19 декабря 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»23, в которой, в частности, говорилось о том, что «дискриминация в отношении женщин нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщин наравне с мужчиной в политической, социальной и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества»24. Факультативный протокол к данной Конвенции, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г., был ратифицирован Федеральным законом РФ от 19 июня 2004 г. № 52-ФЗ «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»25.

Подводя итог, можно констатировать, что только с созданием Советского государства равные права мужчин и женщин были закреплены на конституционном уровне. Принцип равноправия предполагал предоставление равных для лиц обоего пола гражданских прав и свобод, а также установление особых условий труда для женщин, связанных с осуществлением функции материнства.

Конституционное закрепление данного принципа должно основываться не только на запрещении дискриминации женщин, но и дополняться созданием оптимального и эффективного механизма реализации своих прав и свобод. В современной России проблема равных возможностей мужчин и женщин не только не потеряла своей значимости и актуальности, но и требует дальнейшего научного осмысления.

1 См.: ГАРФ. Ф. 516. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 1-2.

2 См.: Государственная дума. Стенографические отчёты. 1906 г. Сессия первая. Т. I. СПб., 1906. С. 379.

А.А. Дорская • Основные этапы формирования государственно-правовой традиции в России

3 См.: ГАРФ. Ф. 516. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 5-28.

4 См.: Там же. Л. 6-8.

5 См.: ГАРФ. Ф. 1810. Оп. 1. Ед. хр. 76. Л. 9-12.

6 См.: ГАРФ. Ф. 516. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 56.

7 См.: Сборник речей депутатов Государственной думы I и II созыва. СПб., 1908. С.234.

8 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.). URL: http://constitution.garant. ru (дата обращения: 12.08.2013).

9 ГАРФ. Ф. 1810. Оп. 1. Ед. хр. 76. Л. 11.

10 См.: Поленина С.В. Гендерное равенство: проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. М., 2005. С. 46.

11 См.: СУ РСФСР. 1918. № 89, ст. 906.

12 См.: СУ РСФСР. 1922. № 70, ст. 903.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 См.: Иванов В.Н. Уголовно-правовая охрана прав граждан. М., 1967. С. 35.

14 См.: СУ РСФСР 1924. № 79, ст. 787.

15 См.: СУ РСФСР 1925. № 29, ст. 212.

16 Цит. по: Иванов В.Н. Указ. раб. С. 36.

17 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г.). URL: http://constitution. garant.ru (дата обращения: 12.08.2013).

18 Собр. законодательства СССР. 1936. № 34, ст. 309.

19 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 15, ст. 334; 1955. № 22, ст. 425.

20 См.: КотлярА.Э., Турчанинова С.Я. Занятость женщин в производстве: статистико-социологический очерк. М., 1975. С. 15.

21 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). URL: http:// constitution.garant.ru (дата обращения: 12.08.2013).

22 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.

23 Указ «О ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 19 декабря 1980 г. (Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации http:/docs. cntd.ru/document/901756530).

24 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw. shtml (дата обращения: 02.02.2016).

25 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 25, ст. 2483.

А.А. Дорская

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТРАДИЦИИ В РОССИИ*

В статье выделяются и характеризуются основные этапы формирования государственно-правовой традиции России. Предлагается авторское определение понятия «правовая традиция». Показано, что современная конституционная традиция сочетает государственно-правовые традиции дореволюционного и советского периодов.

Ключевые слова: государственно-правовая традиция, конституционная традиция, периодизация, верховная власть, местная власть, государственно-церковное взаимодействие.

© Дорская Александра Андреевна, 2016

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт Петербург)); e-mail: adorskaya@yandex. ru

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Правовые традиции России и развитие права международных организаций: проблемы взаимовлияния»), проект № 15-03-00255. 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.