Научная статья на тему 'Становление и развитие конституционного права на образование в России'

Становление и развитие конституционного права на образование в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
916
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / RIGHT TO EDUCATION / CONSTITUTION / CONVENTION AGAINST DISCRIMINATION IN EDUCATION / CONSTITUTIONAL RIGHTS / LABOUR RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мадиев Хамзат Русланович, Муцалов Шадид Шахидович

Рассматривается развитие права граждан на образование в России с момента его установления до сегодняшнего дня. Установлено, что за столетний период существования право на образование не раз претерпевало изменения, менялось и отношение к нему. Проведен сравнительно-правовой анализ этих изменений, на которые повлияли не только исторические события, национальные реалии, международные установления, но и современные вызовы, не позволяющие стоять на месте, требующие постоянного движения и развития. Определена потребность страны в высококвалифицированных специалистах, которые будут строить эффективную экономику и развитую отечественную промышленность. Выявлено особое значение права на образование как влияющего на формирование качественных трудовых ресурсов и сильного гражданского общества в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the constitutional right to education in Russia

The article considers the development of the right of citizens to education in Russia from the moment of its establishment to the present day. It is established that during the century-long period of existence, the right to education has repeatedly undergone changes, and the attitude to it has changed. The comparative legal analysis of these changes, which were influenced not only by historical events, national realities, international institutions, but also by modern challenges that do not allow to stand still, requiring constant movement and development, is carried out. The need of the country for highly qualified specialists who will build an effective economy and a developed domestic industry is determined. The special importance of the right to education as influencing the formation of quality labor resources and a strong civil society in the country is revealed.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие конституционного права на образование в России»

Становление и развитие конституционного права на образование в России Formation and development of the constitutional right to education in Russia

Мадиев Хамзат Русланович,

магистрант 2-го курса ФГБОУВО «Чеченский государственный университет

Россия, Грозный

Madiev Khamzat Ruslanovich,

2nd year undergraduate FSBEI of HE «Chechen State University» Russia, Grozny

Муцалов Шадид Шахидович,

доцент

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, Грозный

Mutsalov Shadid Shakhidovich,

associate Professor of the FSBEI of HE «Chechen State University».

Russia, Grozny

Аннотация.

Рассматривается развитие права граждан на образование в России с момента его установления до сегодняшнего дня. Установлено, что за столетний период существования право на образование не раз претерпевало изменения, менялось и отношение к нему. Проведен сравнительно-правовой анализ этих изменений, на которые повлияли не только исторические события, национальные реалии, международные установления, но и современные вызовы, не позволяющие стоять на месте, требующие постоянного движения и развития. Определена потребность страны в высококвалифицированных специалистах, которые будут строить эффективную экономику и развитую отечественную промышленность. Выявлено особое значение права на образование как влияющего на формирование качественных трудовых ресурсов и сильного гражданского общества в стране.

Annotation.

The article considers the development of the right of citizens to education in Russia from the moment of its establishment to the present day. It is established that during the century-long period of existence, the right to education has repeatedly undergone changes, and the attitude to it has changed. The comparative legal analysis of these changes, which were influenced not only by historical events, national realities, international institutions, but also by modern challenges that do not allow to stand still, requiring constant movement and development, is carried out. The need of the country for highly qualified specialists who will build an effective economy and a developed domestic industry is determined. The special importance of the right to education as influencing the formation of quality labor resources and a strong civil society in the country is revealed.

Ключевые слова: право на образование, Конституция, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, конституционные права, трудовые ресурсы.

Key words: right to education, Constitution, Convention against discrimination in education, constitutional rights, labour resources.

Право граждан на образование - одно из конституционных прав, предоставляющих гражданам возможность в порядке, гарантированном государством, осуществить его. От его реализации во многом зависит развитие не только отдельно взятого индивида, но и всего государства. Фактически такой институт как образование, существует столько же времени, сколько и человечество в целом. Однако с точки зрения конституционализама право на образование является одним из самых молодых - оно появилось всего лишь пару веков назад.

Понимание истории появления и развития права на образования как одного из важнейших прав человечества позволит более точно понять логику развития конституционных прав человека и гражданина в целом, а также наметить тенденции к дальнейшему развитию образовательной системы государства. В связи с этим представляется необходимым провести исторический анализ развития возможности получения образования с правовой точки зрения.

История развития права на образования берет начало с момента появления первых конституций в конце XVIII века: «Будет обеспечено и организовано народное образование, общее для всех граждан, бес-платное в части, необходимой для всех людей...» - записано в тексте французской конституции 1791 г. в первом ее разделе «Основные положения, обеспеченные конституцией» [3].

В России право на образование конституционно было закреплено сто лет назад в первой Конституции РСФСР 1918 г., одной из уникальных конституций, которая не являлась заимствованной из других источников. Один из ее разработчиков, М.А. Рейснер, профессор и преподаватель права, впоследствии работал в Наркомпросе (Наркомате просвещения) при подготовке первой реформы высшей школы [11] и проводил в жизнь конституционные установления.

В Конституции в гл. 5 закреплялось право на бесплатное образование: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» [4].

Конституция 1918 года практически не подверглась изменению после принятия Конституции РСФСР 1925 года и сохраняла свою юридическую силу до принятия Конституции СССР 1936 года.

В 1925 г. принимается новая конституция РСФСР, которая в первой главе слово в слово повторяет норму предыдущей конституции [5]. Важно, что в этот период право на образование устанавливалось как исключительное для рабочих и беднейших крестьян и предоставлялось государством бесплатно.

21 января 1937 г. Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов утверждает новый текст Конституции РСФСР, а вместе с ним появляется новая норма, регулирующая право на образование. Право на образование также носило исключительный характер, но его субъектами выступали уже не рабочие и беднейшие крестьяне, а граждане. Это исключительное право также предоставлялось на безвозмездной основе на всех ступенях образования и обеспечивалось государственными стипендиями: «Граждане РСФСР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще - обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся» (ст. 125 Конституции РСФСР) [6].

В 1978 г. Верховный Совет РСФСР принимает новую Конституцию РСФСР, в которой право на образование по-прежнему остается исключительно только для граждан и сохраняется на бесплатной основе, но получает ряд дополнений. Теперь граждане обеспечивались не только стипендиями, но и льготами и бесплатными учебниками. [7, 8].

В 1988-1992 гг. в нашей стране активно развивалось законотворчество, в том числе довольно часто вносились изменения в Конституцию РСФСР 1978 года.

К 1992 г. формулировка права на образование несколько изменилось. Теперь право на образование перестало быть исключительным правом для граждан, а стало всеобщим, однако безвозмездность его

предоставления еще оставалась: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении» (ст. 57) [9].

Следует отметить, что для данного периода характерна коммерциализация всех сфер жизни общества, и право также не избежало этого воздействия. Энциклопедия права так трактует понятие коммерциализации: «введение коммерческих, рыночных отношений, переход на коммерческую, торговую основу. Например, коммерциализация образования предполагает обучение части студентов вузов на коммерческой основе» [12].

Процесс коммерциализации оказал влияние и на образование, отказ от главного принципа отечественного права на образование - принципа бесплатности, перевел его на рыночные основы.

В свое время ООН на Генеральной конференции по вопросам образования, науки и культуры была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, в соответствии с положениями которой государства должны были разрабатывать, развивать и воплощать в жизнь общегосударственную политику, которая должна была опираться на соответствующие национальным традициям и обычаям методы, предназначенные для формирования равных возможностей в сфере образования [1].

Поэтому многие страны, выполняя рекомендации данной Конвенции, внесли в свои конституции нормы, которые либо соответствовали так называемому «минимуму», либо гарантировали более высокие стандарты и гарантии предоставления права на образования.

Очевидно, отечественное высшее образование подпало под коммерциализацию и поэтому стало доступным далеко не всем, что, в свою очередь, запустило весьма негативный процесс расслоения общества по имущественному цензу. В этой связи государству сегодня необходимо пересмотреть свою политику относительно высшего образования. К примеру, увеличение количества бюджетных мест или появление специализированных бюджетных мест позволит поступить в высшие учебные заведения представителям населения с небольшим достатком. Отдельно следовало бы открыть бюджетные места для сельского населения - это позволило бы вывести на новый уровень не только образовательную политику, но и показать поддержку жителей сельской местности. Еще одним вариантом доступности высшего образования можно считать внедрение дистанционных технологий и возможности обучения не выходя из дома. Однако ввиду технических особенностей данная система вряд ли на сегодняшний момент способна показать эффективность высшего образования, поскольку при дистанционном обучении не представляется возможным осуществлять полноценный контроль знаний.

За сто лет существования в России конституционное право не раз претерпевало изменения, менялось и отношение к праву на образование. Теперь, когда с момента установления этого права прошел век, пришло время проанализировать генезис его правовой природы, проследить те изменения, которые повлияли и влияют сегодня на нашу страну, подвести итоги и извлечь уроки прошлого. Современные реалии не дают стоять на месте и требуют постоянного движения вперед. Стране нужны высококвалифицированные специалисты, а не специалисты с начальным (общим и средним профессиональным) образованием, которые будут строить эффективную экономику и развитую отечественную промышленность. Вся наша система образования целиком направлена на воспитание профессиональных высококвалифицированных кадров, но, как известно, далеко не каждый студент становится таковым. Почему? Наверное, потому, что в образовательном процессе каждая сторона прежде всего заинтересована в соблюдении собственных интересов. Абитуриент, поступающий в высшее образовательное учреждение, рассматривает это как гарантию будущей успешной карьеры и стабильного

заработка. Государство нацелено на то, что вложенные деньги окупятся и студент принесет ему в дальнейшем пользу в качестве квалифицированной рабочей силы.

Помимо этого, мы наблюдаем стремительный прогресс науки и техники, который неудержимо и необратимо изменяет все стороны жизни современного общества. Профессии устаревают, уходят в прошлое, уже нельзя с уверенность сказать, какая будет востребована спустя время. Возможно, человек, поступивший на перспективное направление, по окончании обучения останется без работы. Этим, а также некоторыми другими факторами объясняется позиция защитников универсализации профессиональных навыков. Они уверены, что коль скоро предугадать тренды трудового рынка не представляется возможным, следует воспитать такого специалиста, который, обладая широкой интеллектуальной базой, сможет легко подстроиться под актуальные запросы и продолжить конкурентную борьбу на рынке труда. В сущности, эта политика сводится к стандартному экономическому спору о том, какой путь предпочтительней избрать - интенсивный или экстенсивный. Совершенно очевидно, что у каждого есть свои недостатки и преимущества, вопрос в том, как объединить их и в каком соотношении, чтобы система приносила наиболее эффективные результаты.

Список используемой литературы:

1. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята в г. Париж 14 декабря 1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки в культуры на XI сессии ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ educat (доступ 30.10.2019)

2. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2002. 432 с.

3. Конституция Франции 3 сентября 1791 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1791 .htm (доступ 30.10.2019)

4. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.) / СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

5. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утв. Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.) / СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

6. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утв. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) / СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11.

7. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 г. М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 1988. 64 с.

8. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/ red_1978/5478721/ (доступ 31.10.2019)

9. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г.) (ред. от 10 декабря 1992 г.) / Свод законов РСФСР. Т. 1. 1988.

10. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) / СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

11. Рейснер Михаил Андреевич (1868-1928) / Биографика [Электронный ресурс]. - URL: http://bioslovhist.spbu.ru/histschool/761 -reysner- mikhail-andreyevich.html (доступ 30.10.2019)

12. Энциклопедия права. 2015 / [Электронный ресурс]. - URL: https:// encyclopediya_prava.academic.ru/2624/Коммерциализация. (доступ 27.10.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.