Научная статья на тему 'Конституционное развитие права на получение бесплатного высшего образования в России'

Конституционное развитие права на получение бесплатного высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СТАТУС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕСПЛАТНОСТЬ / ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деманова С. В.

В статье рассмотрены вопросы становления и развития высшего образования в России, закрепление права на бесплатное высшее образование в российских конституциях 1918-1978 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деманова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционное развитие права на получение бесплатного высшего образования в России»

7 См.: Авакьян С.А. Указ. соч. С. 84.

8 Там же. С. 82.

9 См.: Конституция Российской Федерации. Проект рабочей группы в составе: С.М. Шахрай (руководитель), Е.Б. Абросимова, Н.П. Азарова, И.А. Бунин, А.В. Маслов, Г.В. Минх, Р.Г. Орехов, А.Я. Слива, О.А. Тарасов // Федерация. 1992. № 16.

10 См.: Конституция Российской Федерации. Проект Конституции подготовлен по решению Политсовета Российского движения демократических реформ / Отв. за подготовку член Политсовета А.А. Собчак; авт. разраб. проекта С.С. Алексеев, А.А. Собчак, при участии Ю.Х. Калмыкова, С.А. Хохлова. М., 1992.

11 См.: Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Проект, представленный Президентом Российской Федерации // Московская правда. 1993. 5 мая.

12 См.: Конституция Российской Советской Федерации. Проект группы народных депутатов Российской Федерации // Российская газета. 1993. 24 июня.

13 См.: Авакьян С.А. Указ. соч. С. 88-91.

14 Там же. С. 91.

15 См.: Советская Россия. 1990. 24 нояб.

16 См.: Правда. 1993. 5 июня.

17 См.: Российская газета. 1993. 24 июня.

18 См.: Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.

19 Авакьян С.А. Указ. соч. С. 106.

20 Там же.

21 Там же.

22 См.: Российская газета. 1993. 13 мая.

23 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 20. Ст. 1757.

УДК 342.72/73

В статье рассмотрены вопросы становления и развития высшего образования в России, закрепление права на бесплатное высшее образование в российских конституциях 1918-1978 гг. Ключевые слова: Конституция, статус, высшее образование, бесплатность, платное образование, субъекты образования.

Development of Constitutional Law to Free Higher Education in Russia

S.V. Demanova

The article deals with the problems of formation and development of higher education in Russia and establishment of law to free higher education in Russian Constitutions of 1918-1978.

24 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 21. Ст. 1903.

25 Там же. № 23. Ст. 2103.

26 Там же. Ст. 2105.

27 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 24. Ст. 866.

28 Там же. Ст. 875.

29 См.: Российская газета. 1993. 9 июня.

30 Там же.

31 Там же.

32 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 25. Ст. 913.

33 Авакьян С.А. Указ. соч. С. 113-114.

34 См.: Конституция Российской Федерации. Проект, одобренный Конституционным совещанием // Рабочая трибуна. 1993. 21 июля.

35 Авакьян С.А. Указ. соч. С. 114.

36 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 27. Ст. 1025.

37 См.: Российская газета. 1993. 23 сент.

38 Там же. 19 окт.

39 Там же.

40 См.: Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1994. № 10. С. 5.

41 Там же.

42 См.: Российская газета. 1994. 21 сент.

43 См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2003. С. 9.

44 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.

Key words: Constitution, status, free higher education, paid education, subject of education.

Началом развития высшего образования в России можно считать XVIII в., когда Указом императора Петра I в 1724 г. открывается Санкт-Петербургская Академия наук с университетом и гимназией. Содержание Академии наук и университета осуществлялось за счет налогов с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга. Для преподавания были приглашены профессора из Европы, студентам было установлено жалование: 72 руб. в год российскому студенту, 200 руб. - иностранному1. Студенты жили на

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

С.В. Деманова

Саратовский госудаственный университет E-mail: claire [email protected]

частных квартирах, впоследствии был арендован дом у Строгановых, который и стал первым общежитием. Однако необходимо отметить некоторые проблемы Академического университета: малое количество студентов, несмотря на то что доступ в университет был открыт всем сословиям кроме крепостных, низкий уровень подготовки будущих студентов из-за отсутствия полноценной системы среднего образования, отсутствие устава университета.

В первом академическом Регламенте, утвержденном в 1747 г., ряд статей был посвящен Академическому университету, а именно введена категория казеннокоштных студентов2, которые находились на полном содержании государства, жили в общежитиях под надзором инспекции, а после окончания университета были обязаны прослужить не менее 6 лет по министерству народного просвещения (медики - на военной службе)3. Этот период можно считать началом бесплатного высшего образования в России.

На протяжении четырех десятилетий предпринимались усилия к налаживанию учебной жизни в университете, важная роль в этом процессе принадлежала М.В. Ломоносову, ставшему в 1758 г. заведующим университетом. Однако после его смерти университет практически перестал существовать и в 1766 г. последовало его закрытие4.

25 января 1755 г. Указом императрицы Елизаветы Петровны был основан Московский университет, куда принимались студенты без различия сословий, даже крепостные, если помещик соглашался оплатить их обучение и дать им вольную. Первые 30 студентов Московского университета были набраны из учеников духовных учебных заведений, среди которых не было дворянских детей. В 1759 г. первые выпускники университетской гимназии стали студентами университета, появились студенты из дворян. Государственных денег университету не хватало, была распространена практика частных пожертвований. Несмотря на все материальные трудности, казеннокоштные студенты получали 100 руб. в год, были обеспечены общежитием, кроме того, университет имел свою типографию, книжную лавку, выпускал газету, была открыта университетская библиотека5.

В начале XIX в. почти одновременно открываются университеты: Дерптский (1802 г.), Вилен-ский (1803 г.), Казанский (1804 г.), Харьковский (1805 г.). 5 ноября 1804 г. были приняты «утвердительные грамоты» и уставы Московского, Казанского и Харьковского университетов. В число студентов принимались, как правило, окончившие мужские гимназии из среды имущих классов. В соответствии с Уставом 1804 г. в университеты не принимались представители низшего сословия.

В соответствии с Общим Уставом Императорских Российских Университетов (Санкт-Петербургского, Московского, Харьковского и Казанского) в 1835 г. при поступлении в

вуз необходимо было выдержать вступительные испытания. Лучшие выпускники гимназий могли зачисляться в число студентов университета без предварительных испытаний. Студенты обучались как за счет государства, так и за собственные средства: «В Институте Педагогическом полагается не менее двадцати студентов на казенном содержании. Число сие наполняется отличнейшими казенными воспитанниками Гимназий по конкурсу. В случае недостатка их, позволяется пополнять штатное число своекоштными студентами. Казеннокоштных воспитанников в Медицинских Институтах полагается при Московском Университете сто, а при Харьковском и Казанском по сорока»6.

В конце 40-х гг. под впечатлением революций 1848-1849 гг. в Западной Европе правительство Николая I ужесточило политику в сфере просвещения. Университетское законодательство пополнилось новыми реакционными постановлениями, в соответствии с которыми число студентов в каждом университете было ограничено 300 человек, прекращен прием вольнослушателей. Юношей из податных сословий предписано «ни в коем случае не освобождать от платы за учение»7.

Некоторые изменения в университетском образовании произошли в 60-х гг. XIX в. с введением в действие университетского Устава 1863 г., в соответствии с которым в студенты университетов принимаются молодые люди, достигшие 17-летнего возраста и притом окончившие с успехом полный гимназический курс. С каждого студента взималась плата за слушание лекций: в столичных университетах - по пятидесяти, в других - по сорока руб. в год, за плату допускались и вольные слушатели. С целью поощрения лучших студентов Совет университета утверждал пособия и стипендии. В случае слабых успехов студента или неодобрительного его поведения выдача стипендий прекращалась. Кроме того, необходимо отметить, что для обеспечения «недостаточных» (малообеспеченных) студентов, предоставлялись отсрочки платежей, уменьшение в половину оплаты или освобождение от платы за обучение. Для получения льготы было необходимо два условия: предоставление свидетельства о бедности и хорошие успехи в учебе. На тот момент существовал перечень лиц, освобожденных от платы за обучение: пенсионеры Государя Императора, Особь Высочайшей фамилии, стипендиаты Университета, стипендиаты частных лиц и обществ8.

В 60-х гг. XIX в. была ликвидирована категория казеннокоштных студентов9.

В 1884 г. вводится, по мнению многих исследователей, самый реакционный Устав во всей истории русских университетов10. Одной из причин, побудивших правящие круги к новым университетским преобразованиям, служили студенческие волнения. С введением нового Устава университеты состоят под особым покровительством Его Императорского Величества и имену-

ются Императорскими. В студенты принимаются молодые люди, получившие от гимназий аттестат. За слушание лекций как со студента, так и с постороннего слушателя, взимается плата в размере 5 руб. за каждое полугодие, кроме того, особая плата взимается в пользу отдельных преподавателей в виде гонорара в размере 1 руб. за недельный час в полугодие. Несмотря на плату за обучение, студентам с безукоризненным поведением и хорошей успеваемостью выплачивались стипендии и пособия для обеспечения первых нужд11.

В данный период остро обсуждается вопрос о допущении женщин в университет. Несмотря на мнение студенчества и либеральной профессуры, правительство было категорически против обучения женщин, так как это обстоятельство могло «революционизировать» университеты. Однако в 1878 г. открываются Высшие женские курсы в Петербурге как частное учебное заведение, где основным доходом была плата за обучение. В новом вузе было три отделения: историко-филологическое, юридическое и физико-математическое.

В годы Первой мировой войны значительная часть студентов университетов уходит в армию, особенно студенты-медики. В связи с этим с 1915 г. начали принимать женщин на медицинские факультеты12.

Таким образом, к началу XX в. сформировалась система высшего образования царской России. Высшее образование в дореволюционной России поступательно развивалось: менялись уставы вузов в части установления или отмены университетской автономии, менялись правила приема в зависимости от социального ценза, было введено наряду с бесплатным и платное образование, которое впоследствии его вытесняло, увеличивалась плата за обучение. Университеты имели статус государственных учебных заведений, финансирование которых осуществлялось за счет государственных средств, которых катастрофически не хватало. В этой связи была широко распространена практика частных пожертвований. Расходы университетов только на 61% покрывались ассигнованиями государственного казначейства, а 39% - за счет различных доходов университетов. Плата за обучение составляла значительный источник - 15% от общей суммы доходов. Студенты платили за право слушания лекций, за вступительные и курсовые экзамены, за участие в лабораторных работах. При поступлении в университет взимались вступительные взносы в размере 25 руб. 24% доходов университетов составляли поступления от различных предприятий (доходы от издательской деятельности, от продажи продукции ботанических садов, от платы за лечение в университетских клиниках) и пожертвования отдельных частных лиц13. На обучение одного студента царское правительство тратило в среднем в год около 300 руб. Как правило, университеты не имели необходимых

средств для выплат стипендий и пособий студентам. Значительное число студентов, получавших стипендии, было вынуждено вносить плату за обучение. Средний размер стипендии составлял 283 руб. в год, а за весь период обучения не превышал 1100 руб. при средней плате за весь период обучения в университете около 800 руб.14

Революционные преобразования 1917 г. отразились и на системе высшего образования. Временное правительство и Министерство народного просвещения приняло ряд мер по развитию высшего образования. Университеты восстановили свою автономию, открылись новые университеты в Иркутске, Ташкенте, Ростове-на-Дону.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР, в которой говорилось, что она рассчитана на переходный момент и ее главная задача - установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства15. В этот период начинается новый этап развития высшего образования в России: государство обеспечивает доступ к знаниям и предоставляет рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование (ст. 17)16. Следует заметить, что Конституция не устанавливала виды образования. Все, кто достиг 16 лет, мог стать слушателем любого высшего учебного заведения, без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы. Плата за обучение была отменена. Следует отметить, что, несмотря на разорение войной, нищету населения всей страны, Советское правительство выделяло значительные средства на материальную помощь (содержание студенческих столовых, общежитий) студентов: так, в 1918 г. было выделено 25 млн руб., в 1919 г. - 150 млн руб.17 В этот период высшее образование становится всеобщим, общедоступным и бесплатным, что привело к невиданному притоку учащихся в высшие учебные заведения. При этом уровень общеобразовательной подготовки большого количества рабочих и крестьян был низок. Возникла необходимость создания специальных курсов для подготовки трудящихся в сжатые сроки к поступлению в вузы.

В 1919 г. открывается первый в стране рабочий факультет при Московском коммерческом институте, затем были открыты рабфаки при Пермском, Смоленском, Нижегородском, Казанском, Петроградском университетах путем преобразования подготовительных курсов или отде-лений18. Постановлением Совнаркома РСФСР от 17 сентября 1920 г. определялись основные задачи рабочих факультетов по вовлечению большого количества рабочих и крестьян в высшую школу19.

В начале 20-х гг. студенты-рабфаковцы вместо стипендий получали натуральные пайки, остальные - в зависимости от социального и материального положения. Однако экономическая ситуация того периода не позволяет в достаточной мере финансировать вузы. С 1922 г. вводятся

государственные стипендии. В значительной мере стипендии были «натурализованы», т.е. состояли из продовольственного и вещевого снабжения, предоставления общежитий и денежных выплат. Назначение стипендий осуществлялось строго по классовому принципу, но не все нуждающиеся получали стипендии, так, например, в московских университетах из 15 тыс. студентов стипендиями обеспечивались лишь 4950, в Петроградском университете из 8735 студентов - 1260. В провинциальных университетах из 31732 студентов стипендиальное обеспечение имели 722520. Кроме государственной поддержки студенчества, значительную материальную поддержку вузы получали от общественных организаций, видных ученых, деятелей культуры и от зарубежных организаций.

В 1924 г. была установлена единая государственная денежная стипендия21.

На X Всероссийском съезде Советов в 1922 г. обсуждается вопрос об увеличении ассигнований на развитие высшего образования и, как следствие, в целях некоторой помощи вузам, в виде временной меры, водится плата за обучение, «с перенесением главной тяжести на более обеспеченные слои населения и с твердой гарантией льготных условий платности, а также бесплатности для менее обеспеченных слоев трудящихся и инвалидов... »22 Плата за обучение варьировалась в зависимости от социального статуса студента и составляла от 25 руб. в год до 300. Мелкие служащие, в прошлом принадлежавшие к имущим классам, в основном имели заработную плату 10-20 руб. в месяц, в этой связи многим высшее образование становилось недоступным23.

Ситуация изменилась к лучшему в 1923 г.: создаются специализированные вузы, растет ассигнование на высшее образование, повышается оплата вузовских преподавателей; закупается научное оборудование, научная литература24. В государственной политике приоритет отдается университетам как научным, учебным и культурно-просветительским центрам.

С принятием в 1925 г. новой Конституции РСФСР обеспечивается доступ к полному, всестороннему и бесплатному образованию трудящихся (ст. 8)25. Комментируя положения данной статьи, позволим себе согласиться с мнением Л.С. Се-региной, согласно которому был расширен круг субъектов права на образование - это не просто рабочие и беднейшее крестьянство, а «трудящиеся», что подразумевает все категории лиц, живущих на трудовые доходы26.

Постепенно увеличивается количество вузов. На базе крупных многофакультетных вузов создаются отраслевые институты, вводится вечерняя и заочная формы обучения, создаются первые заочные институты. Улучшение экономического состояния повлияло и на стипендиальное обеспечение, размер стипендии составлял от 15 до 25 руб. в месяц.

Несмотря на положения действующей Конституции, окончательно плата за обучение не была отменена, хотя к 1927 г. значительно сократилось число студентов, вносящих плату за обучение (около 18% от числа обучающихся в университетах страны)27. По мнению Г.И. Ханина, высшая школа в этот период развивалась невиданными в мировой практике темпами, количество вузов резко возросло, а качество образования резко снизилось28. На это обстоятельство повлияло несколько объективных причин, а именно невозможность достаточно в короткий срок обеспечить возросшее количество вузов квалифицированным профессорско-преподавательским составом и административным аппаратом, обеспечить материально-техническое оснащение (общежития, библиотеки, лабораторное оборудование и др.). Тем не менее основным показателем доступности высшего образования становятся бесплатность, массовость, возможность сочетать обучение с работой, что, несомненно, повлияло на образованность и культурный уровень населения страны. Кроме того, увеличивается объем гарантий конституционного права на высшее образование в части предоставления государственных стипендий «подавляющему большинству учащихся в высшей школе» (ст. 125 Конституции РСФСР 1937 г.)29. Однако в 1940 г. Постановлением СНК СССР вводится платное образование вопреки действующим союзной и российской Конституциям30.

Несомненно, данная мера повлияла на материальное положение многих студентов, что в дальнейшем послужило причиной уменьшения количества обучающихся в вузах. Плата за обучение была отменена лишь с 1 сентября 1956 г.31

Во время Великой Отечественной войны многие вузы были разрушены, однако уже к 1944 г. некоторые вузы открываются. В 50-60 гг. наблюдается значительный подъем экономики страны по всем отраслям народного хозяйства, что неизбежно влечет повышение роли высшей школы. Создается новый тип учебного заведения - заводы-втузы, которые были организованы при крупных промышленных предприятия. В этих учебных заведениях обучались работники данного предприятия, а также других близких ему по профилю предприятий и организаций32.

С принятием Конституции РСФСР 1978 г. гарантируется бесплатность высшего образования, предоставление государственных стипендий и льгот (ст. 43)33. Перечень гарантий реализации права на высшее образование в Конституции РСФСР 1978 г. по сравнению с предыдущей Конституцией 1937 г. увеличивается, а именно студентам предоставляются государственные льготы (первоочередное внеконкурсное зачисление для лиц, направляемых на обучение промышленными предприятиями, стройками, совхозами и колхозами); выплата повышенных стипендий за счет предприятий; зачисление на первый курс без

сдачи вступительных испытаний для лиц, окончивших подготовительные отделения и успешно выдержавших выпускные экзамены на этих отделениях; предоставление дополнительных учебных отпусков34. В 1986 г. были утверждены новые правила приема в вузы, которые создавали благоприятные условия для наиболее подготовленной молодежи, проявившей склонность к избранной профессии. Вместо одного из вступительных экзаменов устанавливалось профориентационное собеседование.

В данный период неуклонно растет число студентов и высших учебных заведений, что, в конечном счете, привело к снижению качества подготовки, к перепроизводству кадров на рынке труда. Абсолютизация количественных показателей и формальный подход при реализации принципов доступности, сохранения контингентов, максимального сокращения отсева учащихся, борьба за стопроцентную успеваемость превратили разумные меры в их противоположность35.

Политическое и экономическое реформирование общества в 90-х гг. не могло не сказаться на системе высшего профессионального образования. Изменения 1992 г., внесенные в Конституцию 1978 г. (ст. 57), гарантировали получение гражданами бесплатного высшего образования на конкурсной основе в государственном учебном заведении36. Дефицит финансовых ресурсов, выделяемых государством на высшую школу, повлиял на уровень доходов педагогических кадров, объем студенческих стипендий, материально-техническое оснащение вузов. Провозгласив переход к рыночной экономике, государство изменило социальную политику в области образования.

Кроме того, одним из направлений реформирования высшей школы стало создание негосударственных вузов в соответствии с редакцией 1996 г. Закона РФ «Об образовании»37. Негосударственный сектор образовательных услуг стал стремительно расти. Как отмечает С.В. Барабано-ва, негосударственные вузы пошли по пути удовлетворения конъюнктурного спроса на юристов, экономистов, менеджеров и др.38 Бурное развитие этого сектора обострили проблемы качества образования, социальной защищенности студентов негосударственных вузов. Общедоступность высшего образования снизила планку требований к абитуриентам, студентам и выпускникам.

Следующим этапом развития высшего профессионального образования в России стало принятие Конституции 1993 г.

Итак, в связи с проведенным исследованием можно сделать следующие выводы: развитие конституционного права на получение бесплатного высшего образования в нашей стране тесным образом связано с социально-экономическим и политическим развитием государства, не всегда конституционные нормы совпадали с правоприменительной практикой.

Примечания

1 См.: Выписка из протокола заседания Канцелярии Академии наук о приеме студентами в университет Николая Мотониса и Григория Козицкого с 27 ноября 1749 г. (со времени начала их обучения у проф. Готфри-да Гейнзиуса). Определено им жалованье по 100 руб. в год каждому с наказом «вести расход по приходу и от долгов остерегаться, ибо Академия сверх их жалованья долгов за них платить не станет» (д.33, л.1). Копия // Материалы по истории Санкт-Петербургского университета XVIII в. Обзор архивных документов / Под ред. Г.А. Тишкина. СПб., 2001. С. 73.

2 См.: Аврус А.И. История российских университетов: очерки. М., 2001. С. 9.

3 См.: Большая советская энциклопедия: В 30 т. М., 1973. Т. 11. С. 520.

4 См.: Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. Уфа, 1973. С. 20-21.

5 См.: Аврус А.И. Указ. соч. С. 11.

6 Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (1825-1881): В 55 т. СПб.: В типографии второго отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1856. Т. 10. С. 850.

7 Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы. М., 1993. С. 24.

8 См.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1866. Т. 38. С. 617, 621-637.

9 См.: Аврус А.И. Указ. соч. С. 29.

10 См.: Чанбарисов Ш.Х. Указ. соч. С. 36.

11 Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье (1881-1913): В 33 т. СПб., В типографии второго отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1887. Т. 4. С. 456-473.

12 См.: Аврус А.И. Указ. соч. С. 43.

13 См.: Ременников Б.М., Ушаков Г.И. Университетское образование в СССР. М., 1960. С. 9.

14 Там же. С. 11.

15 См.: Пашенцев Д.А. Конституция России: этапы развития. М., 2000. С. 60.

16 См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // СУ РСФСР. 1918. № 51 Ст. 582.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 В 1918-1919 гг. резко возросло число университетов в стране. Открылись университеты в Днепропетровске, Иркутске, Нижнем Новгороде, Воронеже. В 1919 г. было принято решение организовать университеты в Астрахани, Костроме, Смоленске, Самаре, Симбирске, Ярославле. Число университетов в 20-х гг. увеличивалось. Так, например, в 1915 г. в стране насчитывалось 105 вузов, из них университетов - 9; студентов в вузах - 127,4 тыс. чел. В 1927 г. вузов насчитывалось уже 148, из них университетов - 18; студентов- 168 тыс. чел. (см.: Ременников Б.М., Ушаков Г.И. Указ. соч. С. 18).

18 См.: Чанбарисов Ш.Х. Указ. соч. С. 178.

19 См.: Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1920. № 57. Ст. 632. На рабочие факультеты принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим тру-

дом, по командировкам от предприятий профсоюзов, партийных и советских органов; обучение на Рабфаке приравнивалось к работе на производстве; слушатели обеспечивались стипендиями, общежитиями, пользовались библиотеками вузов, др. учебными пособиями кабинетов и лабораторий. В 1921/22 учебном году на дневных Рабфаках был установлен 3-летний срок обучения, на вечерних - 4-летний. В 1925/26 учебном году около 40% мест при приёме в вузы занимали окончившие Рабфак. К 1932/33 учебном году работало свыше 1 тыс. Рабочих факультетов (около 350 тыс. чел.).

20 См.: Чанбарисов Ш.Х. Указ. соч. С. 223.

21 См.: АврусА.И. Указ. соч. С. 37.

22 Ременников Б.М., Ушаков Г.И. Указ. соч. С. 19.

23 См.:ЖирновЕ. Плата за отрыв от производства // Власть. 2005. № 50. С. 25.

24 См.: Ханин Г.И. Высшее образование и российское общество // Всерос. экон. журн. 2008. № 8. С. 82.

25 См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

26 См.: СерегинаЛ.С. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 25.

27 См.: Ременников Б.М., Ушаков Г.И. Указ. соч. С. 21.

28 Число вузов выросло начиная с 1927 г со 129 до 600 (см.: Ханин Г.И. Указ. соч.). С. 85.

29 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // СУ РСФСР. М., 1937. В связи с введением всеобще-обязательного восьмилетнего образования, проведением мероприятий по укреплению связи школы с жизнью и дальнейшему развитию системы народного образования в РСФСР и в соответствии со статьей 121 Конституции СССР Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики постановляет внести соответствующие изменения в статью 125 Конституции РСФСР, изложив эту статью в следующей редакции: «Статья 125. Граждане РСФСР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического

и агрономического обучения трудящихся». (см.: Закон РСФСР от 26 ноября 1959 г. «О внесении изменений в статью 125 Конституции (Основного Закона) РСФСР»).

30 «Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети . высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимость возложить часть расходов по обучению . в высших учебных заведениях СССР на трудящихся и в связи с этим постановляет: установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР ., находящихся в г. Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 руб. в год; ... в других городах - 300 руб. в год; ... в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных - 500 руб. в год (для сравнения: средняя заработная плата того периода составляла 400-500 руб. в месяц. - С.Д.)» (см.: Постановление СНК СССР № 1860 от 2 окт. 1940 г. «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий» // Собр. постановлений и распоряжений Правительства Союза ССР. 1940. № 27. Ст. 637).

31 См.: Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» // Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973. М., 1974. С. 192.

32 См.: ОрловскийЮ.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР. М., 1986. С. 110.

33 См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // СУ РСФСР. М., 1978.

34 Там же. С. 25, 105.

35 См.: Серегина Л.С. Указ. соч. С. 30-31.

36 Закон РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 20. Ст. 1084.

37 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

38 См.: Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Казань, 2004. С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.