2018
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРАВО
Т. 9. Вып. 2
ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО
УДК 343.2/.7
Становление и развитие китайского уголовного законодательства*
Пан Дунмэй1, Гао Минсюань2
1 Хэнаньский университет,
Китайская Народная Республика, 475001, Кайфэн, Хэнань, ул. Мин Лун, пр. Жи Мин
2 Пекинский педагогический университет,
Китайская Народная Республика, 100875, Пекин, район Хайдуан, ул. Хинжикувэй, 19
Для цитирования: Пан, Дунмэй, Гао, Минсюань. 2018. «Становление и развитие китайского уголовного законодательства». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 2: 215— 229. https://doi.org/10.21638/11701/spbu14.2018.207
После образования Китайской Народной Республики уголовно-правовые нормы в КНР были закреплены в отдельных актах. Однако данные акты охватывают только небольшую сферу противодействия преступлениям, а уголовно-правовая политика была признана основным средством борьбы с преступностью в судебной практике. В таком случае государственная власть начала активизировать деятельность по разработке законопроекта Уголовного кодекса. Уголовный кодекс КНР 1979 г., вступивший в силу 1 января 1980 г., был принят, чтобы более эффективно осуществлять функции социального регулирования, охраны общества и защиты прав человека. В дальнейшем было предложено всесторонне и систематически пересмотреть уголовный закон. Усложнение общественных отношений вследствие развития экономики вызвало необходимость существенного обновления и уголовного законодательства. В связи с этим 14 марта 1997 г. на Всекитайском собрании народных представителей был принят Уголовный кодекс КНР, который вступил в действие 1 октября 1997 г. Данный кодекс, являясь наиболее совершенным, систематическим и современным уголовным законом в истории Китая, на научном уровне воплощает основную догму уголовного права. В ходе дальнейшего совершенствования уголовного законодательства к Уголовному кодексу были приняты несколько поправок. Авторы подробно рассматривают десять групп поправок, внесенных в Общую и Особенную части Кодекса, а также делают выводы относительно направленности таких изменений. В целом эволюция догмы уго-
* Статья подготовлена в рамках ключевого проекта Национального фонда общественных наук КНР «Институты в Общей части уголовного права» № 16АБХ008.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018
ловного права Китая представляет интерес для российских и европейских исследователей кодифицированного уголовного законодательства, позволяя обращаться к примерам удачных изменений правового регулирования в соответствии с потребностями социально-экономических отношений.
Ключевые слова: Китайская Народная Республика, развитие китайского уголовного законодательства, совершенствование Уголовного кодекса.
1. Введение. 1 октября 1949 г. было провозглашено образование Китайской Народной Республики (далее — КНР). В первые годы при восстановлении разрушенного общества было невозможно разработать Уголовный кодекс (далее — УК) в отсутствие необходимых условий. В целях удовлетворения потребностей социальных реформ действовавшие уголовно-правовые нормы в КНР были закреплены в отдельных актах, таких как Положение о наказаниях за контрреволюционную деятельность 1951 г., Временное положение о наказаниях за подрыв денежной системы 1951 г., Положение о наказаниях за коррупцию 1952 г. и др. Тем не менее данные акты охватывали небольшую сферу противодействия преступлениям, а уголовно-правовая политика была признана в судебной практике основным средством по борьбе с преступностью. Для того чтобы эффективно противодействовать преступлениям при помощи законов, по инициативе государственной власти началась разработка проекта Уголовного кодекса.
В 1950 г. Комитет по законодательству Центрального народного правительства при содействии ряда экспертов, таких как Чэнь Цзинькунь, Цэ Шухэнь, Ли Цуинь, Ли Гуанцэнь и др., разработал два проекта Уголовного кодекса: Проект Основ уголовного законодательства КНР от 25.07.1950 (Гао Минсюнь, Чжао Бинчжи 2007, 198-226), который включает в себя 12 глав, 157 статей (в Общей части — 33 статьи, в Особенной части — 124 статьи), и Руководящие принципы уголовного законодательства КНР (первоначальный проект) (Гао Минсюнь, Чжао Бинчжи 2007, 226247), включавший 3 главы, 76 статей. Однако эти два проекта не были переданы на рассмотрение законодательного органа.
С тех пор как в сентябре 1954 г. Конституция КНР была принята на Первой сессии Всекитайского собрания народных представителей (далее — ВСНП) первого созыва и вслед за ней появились пять органических законов1, Правовой отдел Генеральной канцелярии ВСНП был наделен правом составления проектов уголовного закона и 28 июня 1957 г. уже был разработан 22-й вариант УК (Гао Минсюнь, Чжао Бинчжи 2007, 247-274). Данный вариант УК после внесения поправок Постоянным комитетом (далее — ПК) Центрального комитета Коммунистической партии Китая (далее — ЦК КПК) и Секретариатом ЦК, а также по итогам рассмотрения Комитетом правовых актов был передан на рассмотрение 4-й сессии ВСНП первого созыва. Сессия приняла решение поручить Постоянному комитету ВСНП внести поправки в проект Кодекса с учетом мнений депутатов и других сторон, а затем опубликовать. Однако принятое решение не удалось реализовать из-за обострения внутриполитической борьбы.
1 Закон об организации ВСНП КНР, Закон об организации Государственного совета КНР, Закон об организации Народного суда КНР, Закон об организации Народной прокуратуры КНР, Закон об организации местных советов народных представителей и местных Народных комитетов КНР.
Только в октябре 1963 г. была возобновлена работа над проектами УК. Так, 9 октября 1963 г. появился 33-й вариант проекта УК КНР (Гао Минсюнь, Чжао Бинч-жи 1998, 337-365). После этого вскоре развернулось движение «четырех чисток» (движение за социалистическое воспитание, включающее в себя политическую, идеологическую, организационную и экономическую «чистку» в период с 1963 по 1966 г.), затем началась десятилетняя «культурная революция». Вследствие этого насильственного политического движения 33-й вариант проекта УК не был принят.
После разгрома «банды четырех» на первой сессии ВСНП пятого созыва, которая продолжалась с 26 февраля по 5 марта 1978 г., значительное внимание стали уделять законодательной работе. Так, Комиссией по переработке проектов УК во главе с Центральной политико-юридической комиссией ЦК КПК были подготовлены два варианта проекта УК КНР (Гао Минсюнь, Чжао Бинчжи 1998, 337-365). В ходе этой работы состоялся Третий пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва, который положил начало реформам и дал четкие инструкции по развитию социалистической демократии, укреплению социалистической правовой системы. В феврале 1979 г. было провозглашено создание Комиссии по законодательной работе в структуре ПК ВСНП, которая под руководством товарища Пэн Чжиня заметно активизировала законодательную деятельность. Были внесены серьезные поправки в проект УК на основе 33-го варианта с учетом новой ситуации, опыта, проблематики. При этом были подготовлены три варианта Кодекса (Гао Минсюнь, Чжао Бинчжи 1998, 435-490, 496-524). Второй вариант был принят политическим бюро ЦК КПК и представлен на рассмотрение Пленума Комиссии по законодательной работе и Восьмой сессии ПК ВСНП пятого созыва. В ходе рассмотрения были внесены поправки и дополнения во второй вариант Кодекса, который был принят на второй сессии ВП ВСНП пятого созыва 1 июля 1979 г. и вступил в силу 1 января 1980 г. Таким образом, Уголовный кодекс КНР 1979 г. является первым Уголовным кодексом после образования Китайской Народной Республики.
Уголовный кодекс КНР 1979 г. и Уголовно-процессуальный кодекс КНР 1979 г. — первые законы, принятые после реформ и объявления политики открытости. Появление этих двух законов имеет большое историческое значение. С тех пор уголовное преследование, обвинение и правосудие основываются на законах, пришедших на смену ранее проводившейся политике. Уголовный кодекс КНР 1979 г. содержал 13 глав и включал 192 статьи, причем в Общей части содержалось 5 глав, 89 статей, в Особенной части — 8 глав, 103 статьи.
2. Основное исследование. В юридическом сообществе Китая УК 1979 г. признается положительным примером для охраны интересов народа, поддержания общественного порядка, обеспечения реформ и открытости, модернизации и конституционного строительства в целом. Тем не менее в силу исторических условий в структуре, нормативном содержании и законодательной технике данного Кодекса существовали некоторые недостатки. В связи с этим с 1981 г. верховные законодательные органы Китая разработали и приняли 24 отдельных уголовных акта, а также в 107 неуголовных законах были предусмотрены вспомогательные уголовные нормы. Кроме того, был внесен ряд поправок и дополнений в УК КНР 1979 г.
Поправки № 1. Закреплен универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве.
Поправки № 2. Добавлены нормы, регламентирующие уголовную ответственность юридических лиц за совершение отдельных преступлений.
Поправки № 3. Появилась норма о лишении ордена, медали и почетного звания в качестве вида дополнительного наказания за совершение военнослужащими тяжких преступлений, а также о лишении воинского звания офицеров, которым назначено наказание в виде лишения политических прав либо лишения свободы на срок от трех и более лет2.
Поправки № 4. Добавлены несколько обстоятельств, отягчающих ответственность, а также обстоятельства, при наличии которых следует назначить более мягкое наказание (смягчающие обстоятельства), наказание ниже низшего предела либо освободить от наказания.
Поправки № 5. Появился институт условного осуждения во время военных действий.
Поправки № 6. Закреплены 33 состава преступления в статьях Особенной части УК; так, в УК КНР 1979 г. было предусмотрено лишь 129 составов преступления, а до принятия УК КНР 1997 г. в Кодексе присутствовало уже 262 состава.
Поправки № 7. Отягчено наказание за некоторые преступления в Особенной части УК.
Поправки № 8. Установлены конкретные суммы штрафа за некоторые преступления.
Поправки № 9. Расширена область применения некоторых статей Особенной части УК.
Перечисленные поправки и дополнения позволяют сделать вывод о том, что с момента принятия УК китайская власть уделяла большое внимание уголовному законотворчеству, что эффективно влияло на судебную практику. Однако помимо Кодекса существовало много отдельных уголовных законов и вспомогательных уголовных норм в других отраслях права, что привело к «неорганическому» уголовному законодательству. Тем более что с XIV Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая в целях создания социалистической рыночной экономики и достижения институционального преобразования многие сферы правового регулирования в стране претерпели глубокие изменения, опираясь в том числе на новые проблемы преступности. Потребовалось понять, какие виды появившегося в рыночной экономике девиантного поведения необходимо криминализировать в качестве преступлений, как отграничить преступления от других правонарушений и т. д. В связи с этим в целях эффективного осуществления функции социального регулирования уголовного закона, охраны общества и защиты прав человека появилась необходимость пересмотреть уголовные законы, интегрировать все разрозненные уголовно-правовые нормы.
Комплексный пересмотр Уголовного кодекса: опубликование и вступление в силу УК КНР 1997 г. 1 июля 1988 г. в акте «Основные моменты работы ПК ВСНП седьмого созыва» внесение поправок к УК было официально включено в законодательную программу. В декабре 1996 г. более совершенный пересмотренный проект УК был представлен законодательными органами на рассмотрение Правового комитета ВСНП восьмого созыва. После рассмотрения предыдущего проекта УК
2 В УК КНР 1997 г. не предусмотрены эти два дополнительных наказания.
на 23-м заседании 26 декабря 1996 г. и 24-м заседании ПК ВСНП восьмого созыва 19 февраля 1997 г. данный проект УК был представлен на рассмотрение пятой сессии ВСНП восьмого созыва, которая состоялась в марте 1997 г.
14 марта 1997 г. на Всекитайском собрании народных представителей был принят Уголовный кодекс КНР, который вступил в силу 1 октября 1997 г. Данный УК, являясь наиболее совершенным, систематическим и современным уголовным кодексом в истории Китая, научно обобщает основной дух уголовного права. В нем закреплены три основных принципа уголовного права: законности, равенства граждан перед законом, соразмерности наказания преступлению. Нормы в УК 1979 г. и всех отдельных уголовных актах и вспомогательных уголовных законах, а также новые криминализированные общественно опасные деяния были включены соответственно в Общую и Особенную части нового Кодекса, что сделало УК 1997 г. более совершенным.
В УК КНР 1979 г. содержалось 15 глав, 452 статьи, причем в Общей части — 5 глав, 101 статья, в Особенной части — 10 глав, 350 статей, также имелась «Дополнительная часть». В новом УК КНР 1997 г. предусматривается 412 составов преступлений, 116 из них перешли из УК 1979 г., 132 — из отдельных уголовных актов и вспомогательных уголовных законов; в Кодекс вошли 164 новых состава преступлений. Применение нового Кодекса в основном реализует единство и совершенство уголовного закона Китая, осуществляет принцип законности в уголовно-правовой отрасли, укрепляет функции охраны уголовным законом общества и защиты прав человека. В связи с этим УК 1997 г. получил высокую оценку научного сообщества, особенно от экспертов и практиков в области уголовного права Китая, а также вызвал интерес международного уголовно-правового сообщества.
Частичные поправки и дополнения в УК 1997 г. Социальный прогресс и реформы, а также борьба с преступностью обусловили внесение поправок в УК. В частности, Постоянным комитетом 29 декабря 1998 г. было принято Постановление о наказании за приобретение обманным путем, перевод за границу и незаконную торговлю иностранной валютой. Другими постановлениями и поправками были внесены следующие изменения и дополнения.
1. Внесение поправок и изменений в некоторые нормы в Общей части УК3: нормы, дополняющие принцип смягчения наказания в отношении совершивших преступление лиц, достигших 75 лет (ст. 17-1); нормы о запрете (ч. 2 ст. 38) и исправлении в сообществе по месту проживания (ч. 3 ст. 38) в отношении осужденных к надзору; нарушение нормы о запрете наказывается в соответствии с положениями Закона о наказании за нарушение общественного порядка (ч. 4 ст. 38); неприменение смертной казни к лицам, достигшим к моменту судебного разбирательства 75 лет (ч. 2 ст. 49); 25 лет отсрочки в отношении осужденных к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора (ч. 1 ст. 50); ограничение замены наказания более мягким видом по отношению к рецидивистам и совершившим определенные насильственные преступления, а также к осужденным к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора (ч. 2 ст. 50); уточнено значение смягчения наказания (ч. 1 ст. 63); лица, совершившие преступление до достижения 18 лет, не признаются рецидивистами (ч. 1 ст. 65); расширен объем специальных рецидивов (ст. 66);
3 Поправки и изменения к нормам Общей части УК КНР были начаты с Поправок № 8.
пересмотрен принцип назначения более мягкого наказания за сообщение о совершенном в составе группы преступлении (ч. 3 ст. 67); повышение максимального размера лишения свободы за совершение нескольких преступлений и закрепление способа применения дополнительных наказаний (ст. 69); уточнение условий применения условного осуждения (ст. 72); появляется норма «не применяется условное осуждение к главным членам преступной организации» (ст. 74); применяются меры исправления по месту жительства в отношении лиц, приговоренных к условному осуждению (ст. 76); аннулируется условное осуждение в отношении лиц, нарушивших ранее наложенный «запрет» при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 77); при смягчении наказания в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, реальный срок наказания не может быть менее 13 лет, у осужденных к смертной казни с отсрочкой исполнения с ограничением смягчения — не менее 25 лет, у осужденных к смертной казни с отсрочкой исполнения с заменой наказания 25 лет — не менее 20 лет (ч. 2 ст. 78); повышение реального срока для условно-досрочного освобождения в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы — 13 и более лет; норма о том, что осужденный не представляет опасности для общества после условно-досрочного освобождения; уточнение категорий лиц, к которым не может применяться условно-досрочное освобождение (ст. 81); условно-досрочно освобожденный контролируется сообществами по месту жительства согласно соответствующим законам (ст. 85); лица, совершившие преступление до достижения 18 лет и осужденные к лишению свободы на срок 5 лет и менее, освобождаются от обязанности сообщать о судимости (ч. 2 ст. 100).
Кроме того, рассматриваемыми Поправками к УК были исключены обстоятельства о явке с повинной и значительном искуплении вины заслугами (ч. 2 ст. 68 УК).
2. Дополнительно закрепляется 41 состав преступлений и исключаются 2 состава преступлений. Появляются следующие составы: оказание финансовой помощи террористической деятельности (ст. 120-1); опасное вождение (ст. 133-1); принуждение других лиц к нарушению правил выполнения опасной работы (ч. 2 ст. 134); чрезвычайные происшествия из-за нарушения мер безопасности при проведении крупных массовых мероприятий (ст. 135-1); чрезвычайные происшествия из-за несообщения либо предоставления ложных сведений (ст. 139-1); утаивание или умышленное уничтожение бухгалтерских документов, бухгалтерских книг, финансово-бухгалтерских отчетов (ст. 162-1); фиктивное банкротство (ст. 162-2); дача взятки иностранным должностным лицам либо должностным лицам публичной международной организации (ч. 2 ст. 164); халатность работников государственных компаний, предприятий, учреждений (ст. 168); злоупотребление работниками государственных компаний, предприятий, учреждений своими полномочиями (ст. 168); нарушение интересов акционерных обществ открытого типа (ст. 169-1); получение обманным способом кредитов, признания и оплаты гарантий по векселям либо другим финансовым документам (ст. 175-1); нарушение управления кредитными картами (ч. 1 ст. 171); похищение или незаконная передача информации на кредитных картах (ч. 2 ст. 177-1); осуществление покупки или продажи с использованием инсайдерской информации (ч. 4 ст. 180); использование трастовых имуществ вопреки доверию (ч. 1 ст. 185-1); использование собственности в нарушение установленных требований (ч. 2 ст. 185-1); приобретение обманным путем иностранной валюты (ст. 1 Постановления от 29.12.1998 о наказании за приобре-
тение обманным путем, утечку за границу и незаконную торговлю иностранной валютой); фиктивная выписка квитанции об оплате (ст. 205-1); владение фальшивыми квитанциями (ст. 210-1); организация финансовой пирамиды, руководство ею (ст. 224-1); организация продажи человеческих органов (ст. 234-1); прием несовершеннолетних на занятие опасной, тяжелой работой (ст. 244-1); продажа или незаконное предоставление информации о личности граждан (ч. 1 ст. 253); получение незаконным путем информации о личности граждан (ч. 2 ст. 253); привлечение инвалидов или несовершеннолетних к прошению милостыни (ст. 262-1); привлечение несовершеннолетних к деятельности против общественного порядка (ст. 2622); уклонение от уплаты трудящимся вознаграждения за труд (ст. 276-1); незаконное получение данных компьютерных информационных систем или незаконный контроль над ними (ч. 2 ст. 285); предоставление программ, орудий для вторжения в компьютерные информационные системы или незаконного контроля над ними (ч. 3 ст. 285); распространение ложных опасных веществ (ст. 291-1); составление, умышленное распространение ложной террористической информации (ст. 291-1); открытие казино (ч. 2 ст. 303); незаконная скупка, транспортировка, переработка, продажа растений, охраняемых государством, либо изделий из них (ст. 344); нанесение по неосторожности ущерба оружию и снаряжению, военным сооружениям, военным средствам связи (ч. 2 ст. 369); незаконное производство, купля-продажа форменной одежды вооруженных сил (ч. 2 ст. 375); получение взятки с использованием своего влияния (ст. 388-1); допущение халатности при исполнении судебных решений (ч. 3 ст. 399); злоупотребление должностными полномочиями при исполнении судебных решений (ч. 3 ст. 399); вынесение незаконного решения вопреки фактам и законам в арбитражном судопроизводстве (ст. 399-1); халатность в процессе осуществления контроля за безопасностью продуктов (ст. 408-1).
Ряд составов был исключен из УК: банкротство или причинение убытков вследствие злоупотребления служебным положением (бывшая ст. 168); выдача кредитов заинтересованным лицам (бывшая ст. 186).
Таким образом, в Особенной части УК КНР после Поправок к УК № 8 предусматривается всего 451 состав преступлений.
3. Отдельные составы преступлений были изменены. В Поправках к УК № 4 формулировка ст. 145 УК «могут причинить тяжкие телесные повреждения» была заменена словами «могут причинить серьезный вред здоровью человека» с отягчением наказания за данное преступление. В Поправках к УК № 8 из положений ст. 141 УК было исключено уточнение «могущих причинить телесные повреждения», внесено изменение в размер штрафа, а также скорректирована ч. 1 ст. 153 УК «Контрабанда товаров и предметов»: изменена очередь видов наказания с заменой порядка с более строгого до более мягкого на порядок с более мягкого до более строгого вида; исключена смертная казнь; такие отягчающие обстоятельства, как «контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов на значительную сумму или если лицо в течение года дважды было наказано в административном порядке за контрабанду», «контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов на крупную сумму или при иных отягчающих обстоятельствах», «контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов на особо крупную сумму или при иных особо отягчающих обстоятельствах». В Поправках к УК № 6 норма «в нарушение законодательства выдавшие кредиты заинтересованным
лицам» в качестве отдельного состава преступления включена в ч. 2 ст. 186 как отягчающее обстоятельство состава преступления «Незаконная выдача кредитов». В Поправках к УК № 7 к ст. 180 появилось уточнение «либо указанием или намеком содействовавшие другим лицам совершить такие сделки». В Поправках к УК № 6 условия применения нормы «причинение серьезного ущерба» и «причинение крупного ущерба» были заменены на «при отягчающих обстоятельствах» и «при особо отягчающих обстоятельствах». Два раза были внесены поправки в диспозицию состава преступления «Легализация (отмывание) денег» в ст. 190: а) в Поправках к УК № 3 в список предикатных преступлений в отношении отмывания денег был включен терроризм; б) в Поправках к УК № 6 был расширен объем предикатных преступлений, в список которых были включены контрабанда, коррупционные преступления и нарушение порядка управления финансами, кроме того, в п. 2 ч. 1 ст. 190 дополнительно предусматриваются «ценные бумаги» — содействие обращению имущества в ценные бумаги также признается отмыванием денег. В Поправках к УК № 5 в п. 1 ч. 1 ст. 196 к составу преступления «Мошенничество с кредитными картами» была добавлена норма «использование кредитных карт, которые получены обманным путем с помощью фиктивного удостоверения личности». В Поправках к УК № 1 в ст. 225 был добавлен п. 3: «незаконная деятельность с ценными бумагами, фьючерсами или страхованием, без санкции соответствующих государственных компетентных органов». Прежний п. 3 становится п. 4 и в Поправках к УК № 7 сформулирован как «незаконное осуществление деятельности с расчетами платежей».
В Поправках к УК № 8 дополнительно предусмотрены следующие нормы в разных статьях: «принудить других лиц принимать участие в конкурсе, торгах или выходить из них», «принудить других лиц передать или покупать доли, акции или иные имущества компании или предприятия», а также «принудить других лиц принимать участие в специальной предпринимательской деятельности или выходить из нее» (в ст. 226 «Принуждение к сделке»); «с проникновением в помещение, с орудием или непосредственно с человека» с отменой смертной казни (в ст. 264 «Кража»); «неоднократно», «то же деяние, совершенное в особо крупном размере или при иных особо отягчающих обстоятельствах, наказывается лишением свободы на срок 10 и более лет со штрафом» (в ст. 274 «Вымогательство»); в отношении «деяний, совершенных при сборе многих лиц и серьезно нарушивших общественный порядок» дополнительно предусматривается отдельная санкция «лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом» (в ст. 293 «Провокация к ссоре»); появляется санкция к «активному участию в организации криминального характера», упрощается описание этого состава преступления, а также включается законодательное толкование «организации криминального характера» в ст. 294 в качестве ч. 5 этой статьи; норма в ч. 1 ст. 343 «самовольная добыча особых видов полезных ископаемых без лицензии, отказ от прекращения добычи после указания о прекращении добычи, если это нанесло ущерб источникам полезных ископаемых» заменена формулировкой «самовольная добыча особых видов полезных ископаемых без лицензии при отягчающих обстоятельствах».
В отличие от вышеупомянутых следующие 25 составов преступлений заменили ранее существовавшие вследствие изменения признаков противоправных деяний: состав «Распространение ядовитых веществ» заменен на «Распростра-
нение опасных веществ» (ст. 114, 115); «Распространение ядовитых веществ по неосторожности» на «Распространение опасных веществ по неосторожности» (ч. 2 ст. 115); «Незаконная купля-продажа или транспортировка радиоактивных веществ» на «Незаконное изготовление, купля-продажа, транспортировка или хранение радиоактивных веществ» (ч. 2 ст. 125); «Кража, грабеж стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ» на «Кража, грабеж стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых или опасных веществ» (ч. 1 ст. 127); «Разбой в целях завладения стрелковым оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами» на «Разбой в целях завладения стрелковым оружием, боеприпасами, взрывчатыми или опасными веществами» (ч. 2 ст. 127); «Производство, реализация не соответствующей санитарно-гигиеническим стандартам пищевой продукции» на «Производство, реализация не соответствующей нормативам безопасности пищевой продукции» (ст. 143); «Контрабанда редких растений и изделий из них» на «Контрабанда запрещенных государством к ввозу и вывозу из страны редких растений и изделий из них» (ч. 3 ст. 153); «Контрабанда твердых отходов» на «Контрабанда отходов» (ч. 2 ст. 152); «Предоставление ложной бухгалтерской отчетности» на «Незаконное разглашение, неразглашение важной информации» (ст. 161); «Получение работниками кампании, предприятия взятки» на «Получение негосударственными работниками взятки» (ст. 163); «Дача работникам компании, предприятия взятки» на «Дача негосударственным работникам взятки» (ст. 164); «Подделка, переделка, передача лицензии финансовых структур» на «Подделка, переделка, передача лицензии или разрешительных документов» (ч. 2 ст. 174); «Фальсификация и распространение ложной информации о торговле ценными бумагами» на «Фальсификация и распространение ложной информации о торговле ценными бумагами и фьючерсными контрактами» (ч. 1 ст. 181); «Привлечение вкладчиков к купле-продаже ценных бумаг» на «Привлечение вкладчиков к купле-продаже ценных бумаг или заключению фьючерсных сделок» (ч. 2 ст. 181); «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг» на «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг или ценами на рынке фьючерсных контрактов» (ст. 182); «Незаконное кредитование или незаконная выдача кредитов денежными средствами клиентов на забалансовых счетах» на «Привлечение денежных средств клиентов и без зачисления на счет» (ст. 187); «Избежание уплаты налогов» на «Уклонение от уплаты налогов» (ст. 201); «Принуждение персонала к труду» на «Принуждение к труду» (ст. 244); «Укрывательство, перемещение, покупка, продажа добытого преступным путем имущества» на «Маскирование, сокрытие добытого преступным путем имущества и доходов от него» (ст. 312); «Уклонение от карантинного надзора животных и растений» на «Нарушение установлений об эпидемиологии или о карантинном надзоре животных и растений» (ст. 337); «Серьезное загрязнение окружающей среды» на «Загрязнение окружающей среды» (ст. 338); «Незаконное занятие пахотных земель» на «Незаконное занятие сельскохозяйственных пахотных земель» (ст. 342); «Незаконная вырубка, порча деревьев ценных пород» на «Незаконная вырубка, порча деревьев ценных пород, находящихся под серьезной охраной государства» (ст. 344); «Незаконная скупка незаконной рубки, сверхнормативной рубки леса» на «Незаконная скупка, транспортировка незаконной рубки, сверхнормативной рубки леса» (ч. 3 ст. 345); «Незаконное производство, незаконная купля-продажа войсковых знаков» на
«Фальсификация, кража, купля-продажа, незаконное предоставление войсковых знаков вооруженных сил» (ч. 3 ст. 375).
4. Увеличено число составов преступлений, субъектами которых признаются юридические лица (корпорации). Во-первых, теперь субъектом некоторых преступлений признается не только физическое, но и юридическое лицо: «Оказание финансовой помощи террористической деятельности», «Утаивание или умышленное уничтожение бухгалтерских документов, бухгалтерских книг, финансово-бухгалтерских отчетов», «Дача взятки иностранным должностным лицам либо должностным лицам публичной международной организации», «Нарушение интересов акционерных обществ открытого типа вопреки доверию», «Получение обманным способом кредитов, признания и оплаты гарантий по векселям либо других финансовых документов», «Приобретение обманным путем иностранных валют», «Фиктивная выписка квитанции», «Владение фальшивыми квитанциями», «Продажа или незаконное предоставление информации о личности граждан», «Получение незаконным путем информации о личности граждан», «Уклонение от уплаты трудящимся вознаграждения», «Незаконная скупка, транспортировка, переработка, продажа растений, охраняемых государством, либо изделий из них». Кроме того, субъектом некоторых преступлений, которые дополнительно предусмотрены в разных поправках к УК, признается исключительно юридическое лицо, например: «Авария в сфере безопасности при проведении крупных массовых мероприятий», «Ложное банкротство», «Использование трастового имущества вопреки доверию», «Употребление собственности в нарушение установленных требований», «Наем несовершеннолетних лиц для занятия опасной, тяжелой работой». Во-вторых, субъектом некоторых преступлений было признано только физическое лицо, затем в Поправках дополнительно было предусмотрено юридическое лицо, например в составах «Контрабанда отходов» (в Поправке № 4 к ч. 3 ст. 152 в качестве субъекта преступления было добавлено юридическое лицо), «Маскировка, сокрытие добытого преступным путем имущества и доходов от него» (добавлена ч. 2 ст. 312).
5. Отменена смертная казнь в санкциях 13 составов преступлений, усилено либо смягчено наказание в санкциях некоторых составов преступлений, а также появились определенные условия, освобождающие от уголовной ответственности.
Во-первых, отменена смертная казнь в санкциях таких составов преступлений, как контрабанда культурных ценностей (ч. 2 ст. 151); контрабанда драгоценных металлов (ч. 2 ст. 151); контрабанда ценных животных и изделий из них (ч. 2 ст. 151); контрабанда простых товаров и предметов (ст. 153); мошенничество с векселями (ст. 194); мошенничество с финансовыми векселями (ст. 194); мошенничество с аккредитивами (ст. 194); фиктивная выписка специальной квитанции об уплате налога на добавленную стоимость или неправомерная выписка иных квитанций (ст. 205); подделка или продажа поддельных специальных квитанций об уплате налога на добавленную стоимость (ст. 206); обучение способам преступной деятельности (ст. 295); тайные раскопки и разграбление памятников древней культуры, древних захоронений (ч. 1 ст. 328); тайные раскопки и разграбление окаменелостей древнего человека и окаменелостей древних позвоночных животных (ч. 2 ст. 328).
Во-вторых, усилено наказание для следующих составов преступлений: за организацию сообщества террористической деятельности и руководство им санкция увеличена с десяти лет лишения свободы до бессрочного лишения свободы
(ч. 1 ст. 120); максимальный срок наказания в отношении непосредственно ответственных лиц за манипулирование рынками ценных бумаг и фьючерсных сделок, совершенное юридическим лицом, увеличен с пяти до десяти лет лишения свободы (ч. 2 ст. 182); максимальный срок наказания в отношении непосредственно ответственных лиц за совершение юридическим лицом преступления «уклонение от уплаты налога» увеличен с пяти до пятнадцати лет лишения свободы (ст. 190); максимальный срок наказания в отношении непосредственно ответственных лиц за совершение юридическим лицом преступления «отмывание денежных средств» увеличен с пяти до десяти лет лишения свободы (ч. 2 ст. 191); максимальный срок наказания за принуждение к сделке увеличен с трех до семи лет лишения свободы (ст. 226); при замене состава преступления «Принуждение персонала к труду» составом «Принуждение к труду» максимальный срок наказания за данное преступление увеличился с трех до десяти лет лишения свободы (ст. 244); максимальный срок наказания за вымогательство, предусмотренный ст. 274 УК, увеличен с десяти до пятнадцати лет лишения свободы; максимальный срок наказания за организацию, руководство преступным сообществом, предусмотренный ч. 1 ст. 294, увеличен с десяти до пятнадцати лет лишения свободы; в то же время максимальный срок наказания за покровительство, попустительство организации преступного сообщества, предусмотренный бывшей ч. 4 (нынешней ч. 3) УК, также увеличивается с десяти до пятнадцати лет лишения свободы. При изменении состава «Укрывательство, перемещение, покупка, продажа добытого преступным путем имущества» на «Маскирование, сокрытие добытого преступным путем имущества и доходов от него» максимальный срок наказания за данное преступление увеличен с трех до семи лет лишения свободы. Притом что «Незаконное производство, незаконная купля-продажа войсковых знаков» изменено на «Фальсификация, кража, купля-продажа, незаконное предоставление войсковых знаков вооруженных сил» (ч. 3 ст. 375), максимальный срок наказания за данный вид преступления увеличен с трех до семи лет лишения свободы. Максимальный срок наказания за совершение преступления «Неизвестный источник доходов в крупной сумме» в ч. 1 ст. 395 увеличен с пяти до десяти лет лишения свободы.
В-третьих, в некоторых составах преступлений была смягчена санкция: поскольку «Контрабанда редких растений и изделий из них» заменена на состав «Контрабанда запрещенных государством к ввозу и вывозу из страны редких растений и изделий из них» (ч. 3 ст. 153 УК КНР), минимальное наказание смягчено с шести месяцев лишения свободы до одного месяца ареста; минимальное наказание за похищение человека, предусмотренное в ст. 39 УК, смягчено с десяти до пяти лет лишения свободы.
Кроме того, было внесено существенное изменение в состав ст. 201, дополненной ч. 4: «Лица, совершившие деяния, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, обязаны после получения от налоговых органов уведомления доплатить налоги и уплатить штраф за просрочку. Такие лица, если уже подвергались административному наказанию, освобождаются от уголовной ответственности, кроме случаев, когда они в течение предыдущих 5 лет подвергались уголовному наказанию за неуплату налогов либо два или более раз подвергались административным наказаниям налоговыми органами». В связи с этим те, кто впервые уклонился от уплаты налога в соответствии с предшествующей редакцией данного состава преступления,
не привлекаются к уголовной ответственности, что отражает уголовную политику сочетания строгости со снисходительностью.
Законодатель также внес технические изменения в отдельные положения УК, например отменил уточнение «китайским организациям или коллективам» в качестве предмета финансирования в ст. 107 и «нарушение безопасности Китайской Народной Республики» в диспозиции ст. 109.
Последние поправки и дополнения в УК 1997 г. 29 августа 2015 г. на Шестнадцатом заседании ПК ВСНП двенадцатого созыва были приняты Поправки к Уголовному кодексу КНР (№ 9). Поправки № 9, затронувшие 52 статьи УК КНР, вступили в силу 1 ноября 2015 г.
Основными отличительными признаками Поправок к УК № 9 являются: сокращение числа составов преступлений, в санкциях которых предусмотрена смертная казнь; ужесточение наказания за террористические преступления, к составам которых дополнительно предусмотрено наказание имущественного характера, и криминализация ряда деяний, сопряженных с терроризмом, представляющих особую опасность для общества; замена состава преступления «принудительное развращение, оскорбление женщины» составом преступления «принудительное развращение, оскорбление»; отмена освобождения от уголовной ответственности лиц, не препятствующих возвращению похищенных женщин; совершенствование законодательных норм о коррупционных преступлениях для эффективного противодействия служебным преступлениям; внесение значительных изменений в отношении компьютерных преступлений; ужесточение наказания за злоупотребление доверием (Пан Дунмэй 2016, 81-88).
Новейшие поправки и дополнения в УК 1997 г. 4 ноября 2017 г. на Тридцатом заседании ПК ВСНП двенадцатого созыва были приняты Поправки к Уголовному кодексу КНР № 10. Поправки № 10 вступили в силу со дня принятия.
В Поправках к УК № 10 в ст. 299 была добавлена ч. 2: «Умышленное оскорбление государственного флага и государственного герба Китайской Народной Республики в общественных местах путем сжигания, нанесения повреждений, учинения надписей, осквернения, попрания наказывается лишением свободы на срок до трех лет, арестом, надзором или лишением политических прав.
В общественных местах умышленное искажение текста или музыкальной редакции гимна Китайской Народной Республики, исполнение гимна способом искажения, унижения либо оскорбление гимна иным способом при отягчающих обстоятельствах наказывается в соответствии с ч. 1 настоящей статьи».
Законодательное толкование УК КНР 1997 г. С апреля 2000 г. ПК ВСНП были приняты следующие Разъяснения к ряду статей УК КНР 1997 г.: Разъяснения к ч. 2 ст. 93 УК от 29.04.2000; Разъяснения к ст. 228, ст. 342, ст. 410 УК от 31.08.2001; Разъяснения к ч. 1 ст. 294 УК от 28.04.2002; Разъяснения к ч. 1 ст. 384 УК от 29.04.2002; Разъяснения к ст. 313 УК от 29.08.2002; Разъяснения ПК ВСНП о субъектах должностных преступлений в гл. 9 УК от 28.12.2002; Разъяснения ПК ВСНП о кредитных картах от 29.12.2004; Разъяснения ПК ВСНП об иных квитанциях, на основании которых производятся возврат экспортной пошлины или уменьшение налогов, от 29.12.2005; Разъяснения ПК ВСНП о применении нормы о культурных ценностях к окаменелостям древнего человека и окаменелостям древних позвоночных животных от 29.12.2005. Вышеупомянутые законодательные разъяснения
разрешили некоторые сложные проблемы в ходе применения Кодекса, в частности следующие вопросы: относится ли персонал деревенских комитетов и других низовых организаций к государственным работникам или квазигосударственным работникам; в чем заключается юридическое значение словосочетаний «в нарушение законов и правил по управлению земельными ресурсами», «незаконно утвердившие экспроприацию, реквизицию, занятие земель» и др. Толкования норм Кодекса имеют ту же юридическую силу, что и положения статей уголовного закона.
3. Выводы. Уголовное законодательство развивается вместе с экономикой, политикой и обществом новой Китайской Народной Республики. В начале образования КНР было принято лишь несколько отдельных уголовных актов. Тем не менее после Третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва в 1978 г. по мере постепенного установления системы социалистической рыночной экономики и продвижения социалистического правового строительства китайское уголовное законотворчество непрерывно развивается: сначала появился УК 1979 г., затем путем внесения поправок и изменений в Кодекс 1979 г. был составлен УК 1997 г. В настоящее время в Китае действует УК 1997 г., который, безусловно, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
С момента своего принятия в 1979 г. УК претерпел кардинальные изменения. Он неоднократно дополнялся отдельными законодательными актами, вспомогательными уголовными законами, которые ныне инкорпорированы в новую редакцию Кодекса 1997 г. После принятия УК КНР 1997 г. он в основном дополнялся в форме Поправок.
Кардинальные изменения вносились Поправками № 1-7 в конкретные составы Особенной части, и только Поправками № 8 были внесены изменения и дополнения в нормы Общей части, такие как смягчение наказания достигшим 75 лет лицам; применение уголовно-правовых мер в отношении несовершеннолетних; регулирование и совершенствование системы наказания, особенно соотношения смертной казни с лишением свободы; внесение серьезных изменений в условное осуждение; закрепление института исправления в сообществе по месту проживания. Поправками № 8 была отменена смертная казнь в 13 составах преступлений, а Поправки № 9 отменили смертную казнь в санкциях 9 составов преступлений4, что имеет значение для реформы института смертной казни.
Несмотря на достигнутые положительные результаты реформирования и совершенствования уголовного законодательства в КНР, все же очевидна необходимость дальнейшей работы в таких сферах, как конкуренция уголовно-правовых норм; применение принципа сложения наказаний при наличии нескольких основных наказаний; криминализация новых общественно опасных деяний в условиях высокоразвитых информационных сетей; проблема смертной казни и др. Все эти вопросы нуждаются в дальнейшем поэтапном решении.
4 В их число входят следующие составы: контрабанда оружия, боеприпасов (ч. 1 ст. 151); контрабанда ядерных материалов (ч. 1 ст. 151); контрабанда поддельных денег (ч. 1 ст. 151); изготовление фальшивых денежных знаков (ст. 170); накопление капитала мошенническими способами (ст. 192); организация других лиц на занятие проституцией (ст. 358); принуждение других лиц к занятию проституцией (ст. 358); воспрепятствование военнослужащим в исполнении их служебного долга (ст. 368); распространение ложных слухов в военное время с целью разложения морального духа армии (ст. 433).
Библиография
[Гао, Мин-
сюнь, Чжао, Бинчжи. 2007. Отборная документация по китайскому уголовному законодательству. Пекин: Юридическое издательство].
[Гао, Минсюнь, Чжао, Бинчжи. 1998. Обзор документов по уголовному законодательству в новой КНР. Пекин: Издательство Китайского народного университета общественной безопасности].
Жо [Пан, Дунмэй. 2016. «Изменения уголовного законодательства Китая: общая характеристика». LexRussica 8: 81-88].
Статья поступила в редакцию 25 ноября 2017 г., рекомендована в печать 28 февраля 2018 г.
Контактная информация:
Пан Дунмэй — д-р юрид. наук, проф.; pangdongmei71@163.com Гао Минсюань — д-р юрид. наук, проф.; gmcbj1928@126.com
Foundation and development of People's Republic China's criminal legislation
Pan Dongmei1, Gao Mingxuan2
1 Henan University, Jin Ming Avenue, Ming Lun St., Kaifeng, Henan, 475001, China
2 Beijing Normal University, 10, Xin Jie Kou Wai St., Hai Dian District, Beijing, 100875, China
For citation: Pan Dongmei, Gao Mingxuan. 2018. "Foundation and development of People's Republic China's criminal legislation". Vestnik of Saint Petersburg University. Law 2: 215-229. https://doi. org/10.21638/11701/spbu14.2018.207
After establishing of the People's Republic China, criminal law in the PRC was enshrined in separate acts. However, these acts cover only a small area of counteraction to crimes, and the criminal law policy has been recognized as the main means for combating crime in judicial practice. In this case, the state authorities began to intensify activities to draft a bill of the Criminal Code. The 1979 Penal Code, which entered into force on January 1, 1980, was adopted to more effectively implement the function of social regulation, the protection of society and the protection of human rights. In the future, it was proposed to thoroughly and systematically review the criminal law. Evolution of social relations due to economic development caused needs for significant amendments in Criminal Law. On March 14, 1997, the National People's Congress adopted the Penal Code of the People's Republic China, which entered into force on October 1, 1997. This Code, being the most perfect, systematic and modern criminal law in China's history, embodies on the scientific level the basic dogma of criminal law. In the course of further improvement of the criminal legislation, several amendments were adopted to the Criminal Code. The authors examine in detail ten groups of amendments, introduced into the General and Specific parts of the Code, and present conclusions on the direction of such amendments. In general, the evolution of China's criminal law's Dogma may be interested for Russian and European researchers of codified criminal law, allowing refers to examples of successful changes in Criminal legal regulation in accordance with the needs of socio-economic relations.
Keywords: People's Republic China, Chinese criminal legislation, Criminal Code's development.
References
Canjian gao: ming xuan zhao bing zhi bian "Zhongguo xingfa lifa wenxian ziliao jingxuan", falu: chubanshe 2007 nian ban. [Gao, Mingxuan, Zhao, Bingzhi. 2007. The Selection of the Legislative Literature of China Criminal Law. Bejing: Legal Publishing House]. (In Chinese) Can jian: gao ming xuan zhao bing zhi bian: "Xin zhong guo xing fa li fa wen xian zi liao zong lan" (shang ce), zhong guo ren min gong an da xue chu ban she 1998 nian ban. [Gao, Mingxuan, Zhao, Bingzhi. 1998. The General Overview of the Legislative Documents of the Criminal Law of New China. Bejing: Chinese People's Public Security University Press]. (In Chinese) Xiang jian: Pang Dong Mei zhu "Zhong guo xing shi4 li fa xiu gai di yi ban te zheng", zai "E luo si fa lv", 2016 nian di qi, di 81-88 ye. [Pan, Dongmei. 2016. "The Changes to the Criminal Law of China: General Characteristics". Lex Russica 8: 81-88]. (In Chinese)
Author's information:
Pan Dongmei — Dr. Sci. in Law, Professor; pangdongmei71@163.com Gao Mingxuan — Dr. Sci. in Law, Professor; gmcbj1928@126.com