Научная статья на тему 'Новые тенденции развития уголовного законодательства в китае (интерпретация «Поправок к Уголовному кодексу китайской Народной Республики (№ 8)»'

Новые тенденции развития уголовного законодательства в китае (интерпретация «Поправок к Уголовному кодексу китайской Народной Республики (№ 8)» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
472
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС КНР / НАКАЗАНИЕ / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / CRIMINAL CODE OF THE PRC / PUNISHMENT / CAPITAL PUNISHMENT / SUSPENDED SENTENCE / LEGAL REGULATION / CRIMINALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пандунмэй

Бурное социально-экономическое развитие КНР в последние годы обусловило изменения, произошедшие в современном китайском обществе, что, в свою очередь, повлекло необходимость изменения уголовного законодательства Китая. Внесение поправок в положения действующего УК КНР в первую очередь направлено на совершенствование регламентации смертной казни как вида наказания, сокращение числа составов преступлений, предусматривающих в виде наказания смертную казнь, коррекцию соотношения смертной казни и пожизненного лишения свободы в рамках системы наказаний. Поправки также коснулись законодательных положений о преступлениях, связанных с деятельностью преступных объединений, расширения сферы специального рецидива в отношении преступлений террористической направленности, совершенствования норм о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и престарелыми лицами, порядка исполнения надзора, условного осуждения и условно-досрочного освобождения. Помимо этого поправки усилили уголовно-правовую охрану человеческой жизни, что выразилось в криминализации новых деяний, усилении наказания за отдельные преступления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL LEGISLATION IN CHINA (interpretation of «Amendments to the Criminal Code of the Peoples Republic of China (No 8)»)

Rapid social and economic development of the PRC in the last years brought about changes in contemporary Chinese society which made it necessary to introduce some changes in Chinese criminal legislation. Amendments to the effective Criminal Code of the PRC are primarily aimed at improving the regulation of capital punishment, reducing the number of crimes for which capital punishment can be applied and changing the correlation between capital punishment and life sentence within the punishment system. The amendments also affect the following: crimes committed by criminal groups; widening the sphere of special repeat offense for terrorism crimes; improving legal norms on crimes committed by minors and elderly people; supervision, suspended sentencing and parole practices. Besides, these amendments strengthened the criminal law protection of human life which was done through criminalization of new actions and aggravation of punishment for specific crimes

Текст научной работы на тему «Новые тенденции развития уголовного законодательства в китае (интерпретация «Поправок к Уголовному кодексу китайской Народной Республики (№ 8)»»

УДК 343.2(51) ББК 67.99(5Кит)

Пан Дунмэй, кандидат юридических наук, Институт изучения России Хэйлунцзянского университета, Институт уголовно-правовой науки Пекинского педагогического университета

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КИТАЕ

(интерпретация «Поправок к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики (№ 8)»*

Бурное социально-экономическое развитие КНР в последние годы обусловило изменения, произошедшие в современном китайском обществе, что, в свою очередь, повлекло необходимость изменения уголовного законодательства Китая. Внесение поправок в положения действующего УК КНР в первую очередь направлено на совершенствование регламентации смертной казни как вида наказания, сокращение числа составов преступлений, предусматривающих в виде наказания смертную казнь, коррекцию соотношения смертной казни и пожизненного лишения свободы в рамках системы наказаний. Поправки также коснулись законодательных положений о преступлениях, связанных с деятельностью преступных объединений, расширения сферы специального рецидива в отношении преступлений террористической направленности, совершенствования норм о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и престарелыми лицами, порядка исполнения надзора, условного осуждения и условно-досрочного освобождения. Помимо этого поправки усилили уголовно-правовую охрану человеческой жизни, что выразилось в криминализации новых деяний, усилении наказания за отдельные преступления.

Ключевые слова: Уголовный кодекс КНР, наказание, смертная казнь, условное осуждение, законодательная регламентация, криминализация.

Pan Dunmey, Ph.D. in Law,

Center of Russian Studies, Heiluntsyan University, Criminal Law Research Institute, Beijing Pedagogical University

NEW TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL LEGISLATION IN CHINA

(interpretation of «Amendments to the Criminal Code of the People's Republic of China (No 8)»)

Rapid social and economic development of the PRC in the last years brought about changes in contemporary Chinese society which made it necessary to introduce some changes in Chinese criminal legislation. Amendments to the effective Criminal Code of the PRC are primarily aimed at improving the regulation of capital punishment, reducing the number of crimes for which capital punishment can be applied and changing the correlation between capital punishment and life sentence within the punishment system. The amendments also affect the following: crimes committed by criminal groups; widening the sphere of special repeat offense for terrorism crimes; improving legal norms on crimes committed by minors and elderly people; supervision, suspended sentencing and parole practices. Besides, these amendments strengthened the criminal law protection of human life which was done through criminalization of new actions and aggravation of punishment for specific crimes.

Key words: Criminal Code of the PRC; punishment; capital punishment; suspended sentence; legal regulation; criminalization.

Уголовное наказание не является универсальной панацеей от преступления. В XIX в. известный итальянский криминалист Эн-рико Ферри (1856-1929) сказал, что тот, кто сумеет превратить старого вора в честного человека, может превратить старую лису в собаку. Это, впрочем, не отменяет необходимости уголовного наказания и в целом уголовного права как такового.

* Статья является результатом выполнения проектов Национального фонда общественных наук в Китае на тему: «Сравнительный анализ систем теории состава преступления» (номер проекта: 10FX007) и Фонда для молодых ученых Хэйлунцзянского университета на тему: «Учение о составе преступления в уголовном праве» (номер проекта: QW201039), а также является результатом выполнения проекта Департамента образования провинции Хэйлунцзян на тему: «Учение о составе преступления».

© Пан Дунмэй, 2011 61

В различных исторических и социальных условиях все без исключения государства осуществляли и осуществляют совершенствование уголовного законодательства. В 1997 г. на Пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей (далее - ВСНП) восьмого созыва был принят действующий Уголовный кодекс КНР. Впоследствии, в свете новых требований борьбы с преступностью, Постоянным Комитетом ВСНП в него восемь раз вносились изменения и дополнения.

Бурное социально-экономическое развитие КНР в последние годы выявило ряд новых проблем, требующих внесения поправок в положения действующего УПК КНР. Кроме того, намерения законодателя по совершенствованию судебной системы и реформы системы исполнения наказаний также требуют дальнейшего развития уголовной политики «сочетания строгости наказания со снисходительностью» путем внесения необходимых коррективов и изменений в Уголовный кодекс КНР. Именно с этим связан тот факт, что 25 февраля 2011 г. на Девятнадцатом заседании Постоянного Комитета ВСНП одиннадцатого созыва были приняты «Поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики (№ 8)» (далее именуемые «Поправки № 8»). Изменения, затронувшие в этот раз 50 статей УК, вступили в силу 1 мая 2011 г.

Далее указанные поправки проанализированы с точки зрения выяснения замысла законодателя и влияния внесенных изменений на общий характер уголовной политики. Результаты анализа представлены в четырех частях.

Часть I. О корректировке структуры наказания

В новой редакции поправки к УК КНР в первую очередь направлены на совершенствование регламентации смертной казни как вида наказания, сокращение числа составов преступлений, предусматривающих смертную казнь в санкции, коррекцию соотношения смертной казни и лишения свободы, пожизненного лишения свободы в рамках системы наказаний.

В Китае существует значительный дисбаланс в соотношении между смертной казнью и иными видами наказания. Это проявляется в следующих моментах.

1. Число составов преступлений, в санкциях которых предусматривается смертная казнь, сравнительно велико - 68 составов, од-

нако в судебной практике некоторые составы встречаются редко либо вообще не встречаются, поэтому представляется уместным сократить их число.

2. В соответствии с тенденциями нынешнего этапа экономического и социального развития Китая отмена смертной казни за ряд экономических, ненасильственных преступлений не окажет отрицательного влияния на уровень социальной стабильности и безопасности.

3. В отношении преступников, приговоренных к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора, срок отсрочки весьма ограничен во времени, что не позволяет данному наказанию реализовать свое предназначение исправительной меры. В этом случае должно быть строго ограничено сокращение сроков отбытия наказания в отношении опасных преступников.

В этой связи согласно «Поправкам № 8» были сделаны следующие коррективы.

1. Сокращение числа составов преступлений, в санкциях которых предусмотрена смертная казнь.

«Поправками № 8» отменена смертная казнь в санкциях 13 составов преступлений экономического и ненасильственного характера, которые редко либо вообще не применялись в судебной практике. В их число входят следующие составы:

1) контрабанда культурных ценностей (ч. 2 ст. 151 УК КНР);

2) контрабанда драгоценных металлов (ч. 2 ст. 151 УК КНР);

3) контрабанда ценных животных и продукции из них (ч. 2 ст. 151 УК КНР);

4) контрабанда простых товаров и предметов (ст. 153 УК КНР);

5) мошенничество с векселями (ст. 194 УК КНР);

6) мошенничество с финансовыми векселями (ст. 194 УК КНР);

7) мошенничество с аккредитивами (ст. 194 УК КНР);

8) фиктивная выписка специальной квитанции об уплате налога на добавленную стоимость или неправомерная выписка иных квитанций (ст. 205 УК КНР);

9) подделка или продажа поддельных специальных квитанций об уплате налога на добавленную стоимость (ст. 206 УК КНР);

10) кража (ст. 264 УК КНР);

11) обучение способам преступной деятельности (ст. 295 УК КНР);

„ Criminology

ПАН дУНМЗЙ. Новые тенденции развития уголовного законодательства в китае pourmiof

QNUEL

12) тайные раскопки и разграбление памятников древней культуры, древних захоронений (ч. 1 ст. 328 УК КНР);

13) тайные раскопки и разграбление ока-менелостей древнего человека и окамене-лостей древних позвоночных животных (ч. 2 ст. 328 УК КНР).

Вышеуказанные 13 составов преступлений составляют 19,1 % от общего числа составов преступлений, предусматривающих смертную казнь.

2. Ограничение применения смягчения наказания в отношении преступников, приговоренных к смертной казни с отсрочкой исполнения.

В действующей ст. 50 УК КНР было предусмотрено: если осужденные к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора во время отсрочки не совершили умышленного преступления, то по истечении двух лет наказание может быть заменено пожизненным лишением свободы. При действенном и значительном искуплении вины по истечении двух лет наказание может быть заменено лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет. Согласно принципу соответствия преступления наказанию следует строго ограничить применение смягчения наказания к совершившим тяжкие преступления преступникам, приговоренным к смертной казни с отсрочкой исполнения, путем продления срока лишения свободы в случаях замены смертной казни. В этой связи срок лишения свободы, который может быть назначен при значительном и действенном искуплении вины, увеличен с пятнадцати-двадцати лет лишения свободы до двадцати пяти лет лишения свободы, которые могут назначаться по истечении двух лет отсрочки. В отношении приговоренных к смертной казни с отсрочкой исполнения наказания рецидивистов и преступников, совершивших умышленное убийство, изнасилование, грабеж, похищение людей, поджог, взрывы, распространение опасных веществ или организованные насильственные преступления, суд по обстоятельствам совершения преступлений может ограничить применение к ним смягчения наказания (ст. 4 «Поправок № 8»).

3. Совершенствование регламентации условно-досрочного освобождения, усиление контроля над преступниками, к которым применяется условно-досрочное освобождение.

В ст. 81 УК КНР установлено: «Если осужденный к лишению свободы на определенный срок отбыл половину и более срока

наказания, а осужденный к пожизненному лишению свободы - десять и более лет и при этом соблюдал правила тюремного содержания, воспринял меры перевоспитания, искренне раскаялся, он может быть освобожден от отбывания наказания при условии, что после условно-досрочного освобождения осужденный не представляет опасности для общества». При наличии особых обстоятельств, с санкции Верховного Народного Суда условно-досрочное освобождение может применяться и ранее указанных сроков.

Условно-досрочное освобождение не применяется к осужденным-рецидивистам, а также к лицам, осужденным к лишению свободы на десять и более лет за убийство, взрыв, разбой, изнасилование, похищение человека и другие насильственные преступления, а также к лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы.

В «Поправках № 8» был повышен порог в сроках, по истечении которых возможно условно-досрочное освобождение осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы: десять лет отбытия наказания изменено на тринадцать лет. Кроме того, были расширены условия применения условно-досрочного освобождения: теперь следует учитывать влияние условно-досрочно освобожденного преступника на окружение, в котором он будет находиться после освобождения.

4. увеличение общего срока наказания при назначении наказания по совокупности преступлений.

В соответствии с действующей ст. 69 УК КНР, если до вынесения приговора лицо совершило несколько преступлений, то окончательный срок наказания не может превышать 20 лет. «Поправками № 8» в эту норму внесены следующие изменения: «Если до вынесения приговора лицо совершило несколько преступлений, за исключением наказуемых смертной казнью или пожизненным лишением свободы, то окончательный срок наказания, с учетом обстоятельств дела, должен составлять менее суммы сроков наказаний, назначенных за каждое преступление, но более максимального срока, назначенного за одно из преступлений; при этом сумма срока наказания при осуждении к надзору не может превышать трех лет, к аресту - одного года, к срочному лишению свободы - двадцати лет, если совокупность сроков наказаний не превышает 35 лет; если совокупность сроков наказаний превышает 35 лет, то итоговое наказание не может превышать 25 лет».

Часть II. Совершенствование законодательных положений о преступлениях, связанных с деятельностью преступных объединений, и других преступлениях

1. Совершенствование регламентации преступлений, связанных с деятельностью преступных объединений.

В последние годы по мере экономического и социального развития появились новые проблемы, связанные с организованной преступностью. Для того чтобы поддерживать общественный порядок, защищать интересы граждан, необходимо дальнейшее усиление интенсивности наказания за организованные преступления. В этой связи в «Поправках № 8» предусмотрены следующие изменения.

Во-первых, уточнены признаки преступлений, связанных с деятельностью преступных организаций, увеличен размер наказания.

Так, в действующей ст. 294 УК КНР не были предусмотрены признаки преступной организации (преступного сообщества), отсутствовало наказание в виде штрафа и конфискации имущества. В настоящее время новая редакция ст. 294 УК КНР регламентирует это преступление следующим образом.

Создание, руководство преступной организацией (преступным сообществом) наказывается лишением свободы на срок от 7 лет, в качестве дополнительного наказания может применяться конфискация имущества; активное участие - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, в качестве дополнительного наказания может применяться штраф или конфискация имущества; другое участие - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, арестом, надзором или лишением политических прав, в качестве дополнительного наказания может применяться штраф.

Члены зарубежных преступных организаций, осуществляющие вербовку членов организации на территории Китайской Народной Республики, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Преступления, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные вместе с другими преступлениями, наказываются по совокупности преступлений.

Работники государственных органов, оказывающие покровительство преступной организации или попустительствующие ведению организацией мафиозного характера

противозаконной, преступной деятельности, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет; при отягчающих обстоятельствах - наказываются лишением свободы на срок свыше 5 лет.

Совершение преступлений, упомянутых в части первой, второй и третьей настоящей статьи, лицами, совершившими также другие преступления, наказывается в соответствии с положениями о назначении наказаний по совокупности преступлений.

Преступная организация должна одновременно иметь следующие признаки:

- устойчивость; относительная многочисленность, наличие явных организаторов, лидеров и постоянных основных членов;

- получение экономической выгоды путем организованной преступной деятельности, наличие определенного экономического потенциала для поддержки деятельности данной организации;

- неоднократное осуществление организованной преступной деятельности, причинение материального или морального вреда, иного ущерба гражданам путем насилия, угроз либо другим способом;

- доминирование в определенных местностях или отраслях, формирование незаконного контроля либо оказание значительного влияния, причиняющего серьезный ущерб экономическому и социальному порядку путем осуществления преступной деятельности либо использования покровительства или попустительства работников государственных органов.

Во-вторых, уточнена квалификация вымогательства и санкции за его совершение.

В действующей ст. 274 УК КНР предусмотрено: «Вымогательство, совершенное в значительном размере в отношении общественной или частной собственности путем шантажа, - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, арестом или надзором; то же деяние, совершенное в крупном размере или при иных отягчающих обстоятельствах, - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет». Вымогательство является преступлением, часто используемым преступными организациями в своей деятельности. «Поправки № 8» внесли изменения в ст. 274 УК КНР, которая в настоящее время регламентирована следующим образом: «Вымогательство, совершенное в значительном размере или неоднократно в отношении общественной или частной собственности путем шантажа, - наказывается лишением свободы на

„ Criminology

ПАН дУНМЗЙ. Новые тенденции развития уголовного законодательства в китае pourmiof

QNUEL

срок до 3 лет, арестом или надзором; то же деяние, совершенное в крупном размере или при иных отягчающих обстоятельствах, - наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет, в качестве дополнительного наказания может применяться штраф».

В-третьих, усовершенствована законодательная регламентация принуждения к совершению сделки, увеличено наказание за данное преступление.

В действующей ст. 226 УК КНР было предусмотрено: «Принуждение путем насилия или угроз к продаже или покупке товара, принуждение других лиц к оказанию услуг или к получению услуг при отягчающих обстоятельствах - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или арестом и дополнительно или в качестве самостоятельного наказания - штрафом». Незаконная реализация экономических интересов путем насилия либо угрозы насилием - одна из наиболее распространенных форм совершения преступными организациями преступлений, которые причиняют серьезный вред законным правам граждан, нарушают экономический и социальный порядок. В данную статью были внесены следующие изменения: 1) конкретизировано содержание принуждения к совершению сделки; 2) максимальный срок лишения свободы увеличен с 3 до 7 лет. Теперь в ст. 226 УК КНР указано: «Совершение путем насилия или угрозы насилием одного из нижеперечисленных деяний при отягчающих обстоятельствах - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф:

а) принуждение к покупке или продаже товаров;

б) принуждение других лиц к оказанию или получению услуг;

в) принуждение других лиц к участию или отказу от участия в торгах, аукционах;

г) принуждение других лиц к передаче или приобретению акций, облигаций компаний, предприятий или других их активов;

д) принуждение других лиц к участию или отказу от участия в определенной хозяйственной деятельности».

В-четвертых, усовершенствована регламентация состава преступления «Провоцирование ссоры», ужесточен подход к наказанию виновных в этом преступлении.

В ст. 293 УК КНР было предусмотрено, что совершение провокационных, иниции-

рующих ссору действий наказывается лишением свободы на срок до 5 лет, арестом или надзором. В реальной жизни преступления данного вида серьезно нарушают общественный порядок, а также нормальную жизнь людей. Однако данное деяние трудно квалифицировать как тяжкое преступление, в то же время даже лица, привлеченные к уголовной ответственности по данной статье, не могут быть на долгое время поставлены под контроль, вследствие чего страдает общественный порядок, а гражданам не обеспечивается защищенность.

Статья 293 УК КНР в новой редакции гласит: «Совершение нижеперечисленных провокационных, инициирующих ссору действий, нарушающих общественный порядок:

1) произвольное избиение другого лица при отягчающих обстоятельствах;

2) преследование, удержание, нецензурная брань, угрозы другому лицу при отягчающих обстоятельствах;

3) изъятие с применением насилия или умышленная порча, завладение общественной или частной собственностью при отягчающих обстоятельствах;

4) шумное поведение в общественном месте, серьезно нарушающее общественный порядок,

наказывается лишением свободы на срок до 5 лет, арестом или надзором.

Подстрекательство других лиц к совершению вышеперечисленных деяний, серьезно нарушающих общественный порядок, - наказывается лишением на срок от 5 до 10 лет, в качестве дополнительного наказания может применяться штраф».

2. Расширение сферы специального рецидива в отношении преступлений террористической направленности, а также связанных с деятельностью преступных организаций.

В ст. 66 УК КНР было регламентировано: «Лицо, совершившее преступление против государственной безопасности, отбывшее наказание либо амнистированное, в случае повторного совершения преступления против государственной безопасности рассматривается как рецидивист». «Поправками № 8» было добавлено следующее: «Лицо, совершившее террористический акт, преступление, связанное с деятельностью преступных организаций, отбывшее наказание либо амнистированное, в случае повторного совершения в любое время данного преступления рассматривается как рецидивист».

Часть III. Улучшение правового режима смягчения наказания, урегулирование применения видов наказания,

не связанных с лишением свободы

Согласно уголовной политике «сочетания строгости наказания со снисходительностью», наряду с применением строгих наказаний за тяжкие преступления следует совершенствовать законодательные предписания, смягчающие наказание в целях более полной реализации гуманистических начал уголовного права с китайской спецификой, способствующих гармонизации общества. Таким образом, в отношении соответствующих предписаний в УК КНР сделаны следующие изменения.

1. Совершенствование норм о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и престарелыми лицами.

«Поправками № 8» предусмотрены следующие изменения:

1) к лицу, которому на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, не применяются положения о рецидиве (ст. 6 «Поправок № 8»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) к лицам, которые на момент совершения преступления не достигли 18 лет либо достигли 75 лет, должно быть применено условное осуждение, если оно отвечало его условиям (ст. 11 «Поправок № 8»);

3) лицам, достигшим 75 лет, при умышленном совершении преступления может быть назначено более мягкое наказание; при неосторожном совершении преступления им назначается наказание ниже низшего предела (ст. 1 «Поправок № 8»);

4) к лицам, достигшим 75 лет, не применяется смертная казнь за исключением виновных в совершении убийства с особой жестокостью (ст. 3 «Поправок № 8»);

5) у лица, которому не исполнилось 18 лет, приговоренному к лишению свободы на срок до 5 лет за совершение преступления, исключается судимость (ст. 19 «Поправок № 8»).

2. Дальнейшее уточнение условий применения условного осуждения.

Действующая ст. 72 УК КНР указывает: «В отношении осужденного к аресту, лишению свободы на срок до трех лет с учетом обстоятельств совершения преступления и его чистосердечного раскаяния может быть применено условное осуждение, если есть основания считать, что это не представит опасности для общества». На данный момент считается общепринятым мнение, что

условия применения условного осуждения должны быть уточнены в целях облегчения реализации применения этого института на практике. Поэтому к данной статье сделаны следующие поправки: «В отношении осужденного к аресту, лишению свободы на срок до трех лет с учетом обстоятельств совершения преступления и его чистосердечного раскаяния может быть применено условное осуждение, если суд считает, что отсутствует опасность повторного совершения данным осужденным преступления и возможен эффективный контроль над ним» (ст. 11 «Поправок № 8»). Кроме того, в ст. 74 УК КНР было добавлено следующее положение: «К рецидивистам и главарям преступных групп не применяется условное осуждение» (ст. 12 «Поправок № 8»).

3. Совершенствование порядка исполнения надзора, условного осуждения и условно-досрочного освобождения.

Надзор как вид наказания состоит в ограничении свободы личности без изоляции от общества. В соответствии с новой ситуацией требуется корректировка порядка осуществления контроля за поведением лиц, приговоренных к надзору, с целью содействия их исправлению и предотвращения рецидива. В связи с этим в ст. 38 УК КНР в качестве ч. 2 добавлено следующее предписание: «При назначении наказания в виде надзора в соответствии с обстоятельствами совершения преступления разрешается одновременный запрет осужденным заниматься определенной деятельностью, посещать определенные местности и районы, конкретные места, общаться с определенными лицами» (ст. 2 «Поправок № 8»). Между тем, в случае неэффективности надзора, условного осуждения, условно-досрочного освобождения, к ним применяется система общественного перевоспитания» (ст. 2, 13, 14, 17 «Поправок № 8»).

4. Реализация уголовной политики «снисходительного отношения к явке с повинной».

В ст. 67 УК КНР говорится, что лицам, явившимся с повинной, может быть назначено более мягкое наказание либо наказание ниже низшего предела. Те из них, кто совершил незначительное преступление, могут быть освобождены от наказания. Для эффективного осуществления уголовной политики «снисходительного отношения к явке с повинной» к данной статье была добавлена часть 3: «При отсутствии обстоятельств явки с повинной, предусмотренных в частях пер-

„ Спт'то1оду

ПАН дУНМЗЙ. Новые тенденции развития уголовного законодательства в китае 2ч"та1<*

рыив.

вой и второй настоящей статьи, подозреваемому, который чистосердечно признался в совершенном преступлении, может быть назначено более мягкое наказание; если в результате чистосердечного признания в совершении преступления были предотвращены особо тяжкие последствия, такому лицу может быть назначено наказание ниже низшего предела» (ст. 8 «Поправок № 8»).

Часть IV. Укрепление уголовно-правовой охраны человеческой жизни, криминализация некоторых новых деяний, усиление наказания

В последние годы депутаты ВСНП КНР неоднократно представляли предложения об усилении наказания за деяния, которые серьезно нарушают интересы широких народных масс, поэтому в УК КНР были внесены следующие изменения и дополнения.

1. Криминализирован ряд административных и гражданских правонарушений, представляющих особую опасность для общества или вызывающих широкий общественный резонанс. В первую очередь в их числе следует назвать опасное вождение (в пьяном виде, драг-рэйсинг), невыплата заработной платы, незаконная торговля человеческими органами и тканями и т. д. (ст. 22, 41, 37 «Поправок № 8»).

2. Усилена защита уязвимых групп населения, усилено наказание за определенные преступления. В связи с появлением новых социальных проблем и присоединением Китая к международным конвенциям внесены следующие изменения в положения ст. 244 УК КНР «Принуждение рабочих и служащих к труду»: высший предел санкции увеличивается с 3 до 10 лет лишения свободы; вербовка и перевозка персонала определяется как преступное принуждение к труду. Кроме того, в ст. 358 УК КНР «Организация или принуждение других лиц к занятию проституцией»

вербовка, перевозка персонала с целью организации проституции рассматриваются как преступление «организация проституции» (ст. 38, 48 «Поправок № 8»).

3. Для укрепления уголовно-правовой защиты жизни и здоровья граждан изменены ст. 141 («Производство и реализация поддельных лекарственных средств»), ст. 143 («Производство и реализация не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам пищевой продукции»), ст. 144 («Производство и реализация токсичной, вредной пищевой продукции»), ст. 338 («Серьезное загрязнение окружающей среды») УК КНР, в частности, уточнены признаки данных составов преступлений, повышена практическая применимость и созданы более благоприятные условия для эффективного привлечения соответствующих лиц к уголовной ответственности (ст. 23, 24, 25, 46, 49 «Поправок № 8»).

4. «Поправки № 8» также упростили диспозиции некоторых составов преступлений против государственной безопасности (ст. 107 УК КНР «Содействие преступной деятельности, направленной против государственной безопасности»; ст. 109 УК КНР «Бегство за границу»). В частности, для квалификации преступления по ст. 109 УК КНР теперь не требуется наличие последствий в виде причинения вреда государственной безопасности.

Таким образом, «Поправки № 8» внесли значительные изменения в действующий Уголовный кодекс КНР. Это проявляется не только в том, что изменены и добавлены некоторые составы преступлений Особенной части УК КНР, но также внесены коррективы в положения о преступлении и наказании Общей части УК КНР, что позволяет совершенствовать действующий УК КНР и осуществлять уголовную политику «сочетания строгости наказания со снисхождением».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. СФ^АК&ЯМ&Й» (УК КНР);

2. («Поправки № 8»).

Информация об авторе

Пан Дунмэй (Пекин, Китай) — кандидат юридических наук, доцент Хэйлуцзянского университета (г. Харбин), постдоктор Юридического института. Пекинский педагогический университет (100875, КНР, г. Пекин, район Хайдянь, Внешний проспект Синьзенько, 19, e-mail: pangnajia@mail.ru)

Information about the author Pan Dunmey (Beijing, China) — Ph.D. in Law, Ass. Professor, Heiluntsyan University (Kharbin), Post Doctor, Law Institute. Beijing Pedagogical University (19, Outer Avenue Xinjiekou, Haidian District, Beijing, 100875, People's Republic of China, e-mail: pangnajia@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.