ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО
Лун Чанхай*, А. И. Коробеев**, А. И.Чучаев***
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС КНР: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ (К 20-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРИНЯТИЯ)
Аннотация. Статья посвящена 20-летию принятия Уголовного кодекса КНР — второго УК в истории социалистического Китая. В ней дается характеристика Общей, Особенной и Дополнительной его частей, при этом особое внимание уделяется особенностям соответствующих уголовно-правовых норм, отражающим китайскую специфику уголовно-правового регулирования ответственности за совершение преступлений. Осуществлен анализ изменений и дополнений УК КНР за прошедшие 20 лет его действия, выявлены основные тенденции уголовной политики Китая, нашедшие отражение в процессе совершенствования уголовного законодательства, показаны причины, по которым вносятся поправки в УК КНР (необходимость усиления роли уголовного права в противодействии криминальным вызовам современности; увеличения количества уголовно-правовых запретов, их конкретизации; гуманизации уголовного законодательства, смягчения уголовного наказания).
В приложении дается извлечение из УК КНР гл. 4, интегрирующей нормы о преступлениях против прав личности и демократических прав граждан.
Ключевые слова: Китай, УК 1979 г., УК 1997 г., структура Кодекса, Общая и Особенная части, Дополнительная часть, характеристика, уголовно-правовое регулирование, особенности, изменения и дополнения УК, тенденции, причины.
РО!: 10.17803/1729-5920.2018.136.3.128-142
© Лун Чанхай, Коробеев А. И., Чучаев А. И., 2018
* Лун Чанхай, доктор юридических наук, профессор Университета Внутренней Монголии КНР longchanghai@yandex.ru
010021, Китай, Административный район «Внутренняя Монголия», г. Хух-Хото, ул. Дасею, д. 235
** Коробеев Александр Иванович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Дальневосточного федерального университета, заслуженный деятель науки РФ
akorobeev@rambler.ru
690091, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8
*** Чучаев Александр Иванович, доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) moksha1@rambler.ru
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС 1997 г.: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Действующий Уголовный кодекс Китая принят 14 марта 1997 г. на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва; 1 октября 1997 г. он вступил в законную силу, став вторым Уголовным кодексом в истории Китайской Народной Республики.
Первый УК КНР, принятый в 1979 г., начавший действовать с 1 января 1980 г.1, представлял собой типичный образец социалистического уголовного законодательства. Кодекс основывался на идеях марксизма-ленинизма с учетом его «китайской специфики», опыте других стран социалистического лагеря (СССР, Монголии, Болгарии, Польши, Чехословакии и др.). Во многих его положениях подчеркивался классовый характер уголовно-правового регулирования (например, использование при разработке норм Общей части концептуальных идей, выработанных теоретиками социалистического права вообще и уголовного права в частности, выделение целой группы так называемых контрреволюционных преступлений и др.)2.
Наряду с Кодексом, по сути, на протяжении всего времени его существования действовали самостоятельные нормативные акты, регламентирующие отдельные направления борьбы с преступностью. Так, применялись Временные правила назначения наказания за преступления военнослужащих против служебного долга; решение о применении сурового наказания за преступления, связанные с причинением серьезного вреда экономике; Дополнительные установления за взяточничество и коррупцию и др. «В силу многообразия источников уголовного права уголовное законодательство КНР постоянно "разбухало", становилось труднообозримым, противоречивым и коллизионным. Менялись и экономические реалии в стране. Этим и была продиктована необходимость проведения еще одной кодификации уголовного законодательства»3.
Следует сказать, что УК 1997 г., в целом также базируясь на принципах социалистическо-
го уголовного права, смягчил идеологическую направленность многих положений, в ряде случаев отказался от чрезмерно пропагандистской риторики. Например, в Кодекс не вошла фраза, которая была в предыдущем УК: «Уголовный кодекс Китайской Народной Республики разработан на основе руководящего курса марксизма, ленинизма, идей Мао Цзедуна», не используется термин «контрреволюционные преступления» и др.
Общая часть УК охватывает традиционные сферы регулирования, определяет задачи уголовного законодательства (причем перечень объектов, охраняемых уголовно-правовыми средствами, стал более упорядоченным и, главное, уже охватывает частную собственность граждан), действие уголовного закона во времени и в пространстве, понятие преступления, виды наказаний и т.д. Эти положения в принципе сформулированы в духе общепринятых в мировой практике традиций. Поэтому более интересным представляется выделение в уголовно-правовом регулировании китайской специфики. Так, УК КНР содержит норму, в которой дается легальное толкование ряда понятий, используемых в законе: общественная и частная собственность, государственный работник, работник органов юстиции, тяжкое телесное повреждение, главарь преступления и др.
Уголовный кодекс не знает нормы об экстрадиции, отказался от института так называемой контролируемой аналогии (она заключалась в том, что вынесенный на основе аналогии закона приговор подлежал обязательному утверждению Верховным народным судом КНР). Несомненной оригинальностью отличается положение, согласно которому «глухонемому либо слепому, совершившему преступление, может быть назначено более мягкое наказание или наказание ниже низшего предела либо его можно освободить от наказания» (ст. 19 УК).
Из обстоятельств, исключающих преступность деяния, Уголовному кодексу Китая известны лишь два: необходимая оборона (ст. 20) и крайняя необходимость (ст. 21).
Стадии совершения преступления подразделяются только на приготовление и покуше-
Первые попытки кодификации уголовного законодательства были предприняты в Китае в 1957 г. Они оказались неудачными. Уголовный кодекс так и не был создан; его проект, в целом основанный на УК РСФСР 1926 г., не был принят.
См.: Уголовный кодекс Китая // КНР. Конституция и законодательные акты / пер. с кит. М., 1984. Общая характеристика Уголовного кодекса Китая // Уголовный кодекс Китая / под ред. А. И. Коробеева, А. И. Чучаева ; пер. с кит. Хуана Даосю. М., 2017. С. 8.
1
2
3
ние, оконченное преступление в Кодексе не упоминается, и его понятие не дается.
Для описания соучастия законодатель использует классическую формулу, однако при этом, например, в отличие от УК РФ, не упоминает форму вины совершаемого преступления, вместо этого в норме закреплено положение, которое по своей сути отражает неосторожное сопричинение: «Двое и более лиц, совместно совершивших преступление по неосторожности, не рассматриваются как соучастники преступления. Если они подлежат уголовной ответственности, то должны подвергнуться наказанию отдельно в соответствии с совершенными ими преступлениями» (ст. 25 УК). Впервые в Кодекс включены положения, касающиеся преступной группы и ответственности главного преступника (главаря) за организацию и руководство таковой (ст. 26).
Примечательной особенностью УК Китая является своеобразная трактовка правовых последствий добровольного отказа. В соответствии со ст. 24 УК добровольный отказ от совершения преступления не исключает уголовную ответственность, а лишь освобождает от наказания.
В Кодексе появился ранее не известный законодательству Китая институт уголовной ответственности юридических лиц. Он охватывает всего две статьи Общей части. В первой (ст. 30) говорится: «За деяние, совершенное компанией, предприятием, учреждением, органом, общественной организацией и рассматриваемой законом как корпоративное преступление, должна наступать уголовная ответственность»; во второй (ст. 31) сформулировано положение о наказании юридических лиц. В качестве единственного вида наказания назван штраф. К уголовной ответственности юридические лица привлекаются лишь в случаях, когда об этом прямо указано в статьях Особенной части УК (их перечень достаточно обширен) или в отдельных законах. При этом уголовная ответственность «непосредственных руководителей и непосредственно ответственных лиц» наступает на общих основаниях.
Уголовный кодекс Китая не содержит ни понятия уголовного наказания, ни характеристики его целей; в гл. 3 УК даются лишь его система и виды наказания. К последним относятся: надзор, арест, срочное лишение свободы, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Дополнительными наказаниями являются:
штраф, лишение политических прав, конфискация имущества. К иностранным гражданам, совершившим преступление в Китае, в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может применяться высылка из страны.
В УК Китая есть своеобразная норма, аналогов которой никогда не было в российском законодательстве. Согласно ст. 100 УК «лица, в соответствии с законом подвергнувшиеся уголовному наказанию, при поступлении на работу, военную службу должны правдиво сообщать в соответствующие органы, что подверглись уголовному наказанию». Однако надо иметь в виду, что в УК 1997 г. нет нормы, регламентирующей погашение и снятие судимости (ее не было и в УК 1979 г.), следовательно, обязанность информировать соответствующие инстанции о понесенном уголовном наказании за ранее совершенное преступление лежит на гражданине КНР пожизненно.
Особенная часть УК 1997 г., по сравнению с УК 1979 г., по вполне объяснимым причинам претерпела наибольшие изменения. В первую очередь они коснулись ее системы. Если Особенная часть УК 1979 г. состояла из 8 глав, объединявших 103 статьи, то в УК 1979 г. насчитывается уже 10 глав, интегрирующих более 374 статей (с учетом дополнительно принятых). Обращает на себя внимание и то, что в Уголовном кодексе не только появились новые главы, ранее не известные уголовному законодательству Китая (например, «Преступления против интересов обороны страны» — гл. 7; «Коррупция и взяточничество» — гл. 8; «Преступления военнослужащих против воинского долга» — гл. 10), но в ряде случаев изменилась и сама структура некоторых глав, в частности в них появились параграфы, объединяющие близкие по своему содержанию уголовно-правовые нормы.
Открывается Особенная часть традиционной для уголовного законодательства социализма главой «Преступления против государственной безопасности». Такой подход к определению законодательных приоритетов не случаен. «На протяжении всего периода реформ ассоциируемая с безопасностью страны политическая стабильность играет важную роль в приоритетах китайского руководства. Власти убеждены, что преступления против государственной безопасности серьезно подрывают устои общества, создают большие препятствия на пути социально-экономических
преобразований, в корне противоречат интересам народных масс»4.
Кроме указанных выше, в Особенной части УК КНР выделены также следующие главы:
1) «Преступления против общественной безопасности» — гл. 2;
2) «Преступления, связанные с нарушением экономического порядка социалистического рынка» — гл. 3;
3) «Преступления против личности и демократических прав граждан» — гл. 4;
4) «Преступления против собственности» — гл. 5;
5) «Преступления против порядка управления и общественного порядка» — гл. 6;
6) «Преступления против обороны страны» — гл. 7;
7) «Коррупция и взяточничество» — гл. 8;
8) «Должностные преступления» — гл. 9;
9) «Преступления военнослужащих против воинского долга» — гл. 10.
Особенная часть УК КНР показывает, что сфера уголовной репрессии в современном Китае расширилась, криминализационные тенденции возобладали над декриминализацион-ными. Но вряд ли можно признавать эти тенденции однозначно негативными. Дело в том, что необходимость расширения до известных пределов сферы уголовной ответственности может быть вполне оправдана целым рядом причин, среди которых можно назвать:
а) выявившиеся на практике пробелы в уголовной наказуемости;
б) появление новых общественных отношений, нуждающихся в уголовно-правовой защите, или новых общественно опасных деяний, требующих уголовно-правовых средств противодействия им;
в) заключение международных соглашений, в которых участвует государство;
г) укрепление гарантий защиты конституционных прав и свобод граждан;
д) целесообразность выделения специальных составов из общих.
Таким образом, можно признать, что законодатель всего лишь отразил потребности государства в установлении в изменившихся условиях круга уголовно-правовых запретов. Другое дело, насколько при этом были учтены и соблюдены все требования, предъявляемые к процессу криминализации на всех его этапах,
насколько совершенными оказались сформулированные уголовно-правовые новеллы, насколько они адекватны тем потребностям, которые вызвали их к жизни.
Содержательный анализ Особенной части УК КНР показывает, что современное уголовное законодательство Китая по широте охвата им круга охраняемых общественных отношений и глубине проработки соответствующих уголовно-правовых норм выгодно отличается не только от аналогичных разделов уголовных кодексов стран социализма (КНДР, Вьетнама), но и экономически развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Японии, Республики Корея). Многие аспекты уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности в УК Китая регламентированы гораздо более всесторонне и детально, чем это сделано в уголовном законодательстве ряда ведущих экономических держав мира.
Дополнительная часть как структурный элемент уголовного кодекса встречается достаточно редко. В УК Китая она охватывает два приложения. Согласно первому из них принятые Постоянным комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей Китайской Народной Республики правила, дополнительные установления и решения, включенные в Кодекс или уже не применяемые, со дня вступления в действие Кодекса утрачивают силу (приведен их полный список). Во втором приложении дан перечень дополнительных установлений и решений, которые продолжают действовать, но лишь в части, касающейся административных наказаний и административных мер; в части же, касающейся положений, включенных в Кодекс, утрачивают силу.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УК: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
За время действия УК в Китае произошли существенные изменения, в первую очередь в экономической сфере. Кроме того, трансформировалась преступность, поэтому законодательство необходимо было привести в соответствие с имеющимися социальными реалиями.
Первые дополнения и изменения (согласно китайской терминологии — поправки) были внесены в УК 29 декабря 1998 г., последняя — 4 ноября 2017 г. При этом следует учесть, что
4 Ахметшин Х. М., Ахметшин Н. Х., Петухов А. А. Современное уголовное законодательство КНР. М., 2000. С. 53.
наряду с изменениями и дополнениями Уголовного кодекса законодателем за указанное время принято 13 легальных комментариев к отдельным уголовно-правовым нормам.
Таким образом, законодатель Китая «вторгается» в уголовное законодательство в среднем менее одного раза в год (наибольший интервал принятия законодательных новелл составляет 1 646 дней, наименьший — 120 дней)5. По мнению китайских ученых, частота изменений Уголовного кодекса находится на достаточно высоком уровне.
Статистика изменений и дополнений УК Китая за 1998—2017 гг. выглядит следующим образом: а) первая поправка затронула 9 статей; б) вторая — 1; третья и четвертая — по 9; пятая — 4; шестая — 21; седьмая — 15; восьмая — 50; девятая — 52; десятая — 1 статью. Кроме того, отдельным уголовным законом изменено 9 статей. Таким образом, более */3 норм УК подверглись изменениям и дополнениям.
Можно выделить три основных причины, в связи с которыми принимались меры по изменению китайского уголовного законодательства:
1) необходимость усиления роли уголовного права в противодействии криминальным вызовам современности;
2) увеличение количества уголовно-правовых запретов, их конкретизация;
3) гуманизация уголовного законодательства, смягчение уголовного наказания.
УСИЛЕНИЕ РОЛИ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КРИМИНАЛЬНЫМ ВЫЗОВАМ СОВРЕМЕННОСТИ
Противодействие финансовому кризису. В 1997 г. разразился азиатский финансовый кризис. В связи с этим 29 декабря 1998 г. было принято постановление о наказании за приобретение иностранной валюты обманным путем, утечку ее за границу и незаконную торговлю иностранной валютой. Это постановление сыграло важную роль в противодействии финансовому кризису, предотвращении массового оттока валюты и обеспечении финансовой безопасности Китая. Внесенные в Уголовный кодекс поправки в том числе позволили преодолеть
азиатский финансовый кризис, заложить прочную основу для развития политики реформ.
Противодействие терроризму и экстремизму. Как известно, 11 сентября 2001 г. в США произошли беспрецедентные в мировой истории террористические акты. Терроризм был признан одной из основных опасностей для мировой цивилизации. Для борьбы с этим злом 29 декабря 2001 г. приняты три поправки в Уголовный кодекс (третья, восьмая и девятая), внесшие существенные изменения в уголовно-правовое регулирование ответственности за терроризм и экстремизм. Это, в частности, проявилось в том, что:
1)активизировалась борьба с организаторами и лидерами террористических группировок. За организацию и руководство террористическими организациями усилено наказание — за указанные действия предусмотрено лишение свободы на срок свыше 10 лет либо пожизненное лишение свободы;
2) криминализировано финансирование террористической организации; признаны преступными ряд деяний, сопряженных с терроризмом, как представляющие особую опасность для общества; объявлены преступными выброс фальшивых отравляющих веществ и умышленное распространение ложной информации об акте терроризма; предусмотрена уголовная ответственность за подготовку оборудования, организацию обучения террористической деятельности, контакты с террористическими организациями, находящимися за границей, проведение иных приготовительных действий к совершению терроризма; в уголовно-правовом порядке стали наказываться подстрекательство и принуждение к массовому подрыву национальной системы, принуждение к ношению одежды и знаков, символизирующих терроризм и экстремизм, владение предметами, используемыми в пропаганде терроризма и экстремизма;
3) расширена сфера действия уголовно-правовой нормы об ответственности за отмывание денежных средств, увеличен перечень предикатных деяний для данного состава преступления;
4) терроризм приравнен к рецидивным преступлениям;
5) введены ограничения для смягчения наказания, исключено применение условного
См. об этом подробно: Чжао Бинжи. Обзор и перспективы китайского законодательства в области уголовного права за последние 20 лет // Правоведение Китая. 2017. № 5. С. 48.
5
осуждения для лиц, признанных виновными в террористической деятельности.
Коррупция и ее предупреждение. Борьбе с коррупцией в Китае уделяется особое внимание, так как коррупционные преступления угрожают стабильности государственного строя, препятствуют социальному прогрессу, подрывают доверие граждан к государственной власти. Изменения и дополнения Уголовного кодекса в этой части в первую очередь были направлены на совершенствование уголовно-правовых положений о преступлениях, связанных с взяточничеством негосударственных служащих; последние были признаны субъектом получения взятки (при этом действия лица, давшего взятку негосударственному служащему, признается коммерческим подкупом). Кроме того, криминализирован подкуп иностранных должностных лиц и сотрудников зарубежных общественных организаций; кри-минообразующим признаком получения взятки признано использование должностным лицом или негосударственным служащим своего влияния; введено пожизненное лишение свободы за коррупционные преступления при особо отягчающих обстоятельствах.
Усиление охраны прав человека. В условиях социального и экономического развития Китая меняются материальные потребности общества. На XIX Всекитайском съезде КПК основным противоречием в китайском обществе признано несоответствие между «неравномерным и неадекватным развитием» и «постоянно растущими потребностями народа в хорошей жизни». Уголовное право призвано содействовать охране прав человека, в первую очередь права на жизнь и здоровье.
Внесенными в УК Китая поправками ужесточено наказание за ряд деяний, совершаемых в сфере оборота пищевой продукции и медикаментов, изменены (упрощены) требования к доказыванию наличия состава преступления. Особое внимание уделено социально уязвимым группам населения. Это нашло отражение в том, что были признаны преступными организация продажи человеческих органов; применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах; жестокое обращение опекуна с опекаемым; организация занятия попрошайничеством детей и стариков; организация участия несовершеннолетних в преступлениях
против общественной безопасности и общественного порядка; уклонение от выплаты заработной платы; содействие в организации проституции и т.д.
Специфичными являются уголовно-правовые запреты, согласно которым уголовной ответственности подлежат лица, злоупотребляющие на экзамене, продающие темы контрольных заданий и ответы на экзаменационные вопросы, участие на экзаменах вместо других лиц и др.
Усилена защита личной информации граждан.
Особо следует остановиться на поправках, принятых в 2015 г. Они направлены на обеспечение равной защиты прав мужчин и женщин в сфере сексуальных отношений. Согласно девятой поправке нарушение сексуальных прав мужчин отнесено к преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности личности.
Киберпреступность и уголовное право. Интенсивное развитие технологий и скорость внедрения инноваций в повседневную жизнь сделали киберпреступность наиболее активно увеличивающейся в структуре преступности, имеющейся в Китае. Это не могло пройти мимо внимания законодателя. Им было принято решение об изменении ряда статей Уголовного кодекса, расширении сферы действия уголовно-правовых норм, включения в составы преступлений новых криминообразующих признаков. Новеллы коснулись статей о незаконном проникновении в компьютерные сети, использовании последней в качестве средства совершения другого преступления, а также о незаконном использовании информационной сети и пособничестве в ее использовании. Усилена уголовная ответственность интернет-провайдеров за сетевую безопасность. Впервые законодательно определен субъект уголовной ответственности за информационное преступление.
УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ЗАПРЕТОВ, ИХ КОНКРЕТИЗАЦИЯ
Отказ УК Китая от контролируемой аналогии и законодательной идеи «не вдаваться в подробности уголовного дела», расплывчатых формулировок составов преступлений6 обусловил
См. об этом подробно: Гао Мин Сюань. Становление и совершенствование уголовного права Китайской Народной Республики. Пекин, 2012.
6
три направления совершенствования уголовного законодательства: увеличение количества составов преступлений; их детализация; выделение так называемых незначительных преступлений.
Увеличение составов преступлений, конкретизация криминообразующих признаков. Здесь можно выделить два взаимосвязанных аспекта: во-первых, признание новых деяний преступными, что, естественно, влечет увеличение уголовно-правовых запретов. За 20 лет существования УК криминализировано 60 новых деяний, сейчас в УК всего содержится 473 состава преступления. Криминализация в принципе не может быть статичным явлением, законодатель должен реагировать на появление криминальных вызовов, ранее не признававшихся преступными. В противном случае уголовное право не будет отвечать социальным реалиям, а следовательно, не сможет быть действенным инструментом в борьбе с антиобщественными проявлениями. Например, опасная езда и управление транспортным средством в состоянии опьянения стали причиной множества аварий, повлекших за собой человеческие жертвы, причинение потерпевшим вреда здоровью. В связи с этим законодатель посчитал необходимым противодействовать такому поведению средствами уголовного права.
Во-вторых, увеличение составов преступлений обусловлено конструированием специальных составов. По этому пути идет законодательство практически всех стран.
Последнее обстоятельство напрямую связано с конкретизацией и детализацией признаков составов преступлений. Следует отметить, что данное направление совершенствования Уголовного кодекса обеспечивает дальнейшее развитие уголовного законодательства Китая не только с учетом мировых тенденций, но и на основе богатого своеобразного исторического китайского опыта. В качестве примера можно привести ст. 302 УК, подвергшуюся изменениям в результате принятой девятой поправки. Согласно этой статье преступными признавались лишь два деяния: хищение трупа и надругательство над ним. Следовательно, все другие действия с прахом человека не могли влечь уголовную ответственность. Законодатель внес изменения в нее, в результате чего преступными стали признаваться не только указанные
действия, но и умышленное повреждение трупа, останков и праха.
Незначительные преступления, нормы о которых появились в процессе совершенствования УК Китая, — это деяния, наказанием за которые является кратковременное лишение свободы. К числу таковых отнесены три преступления:
1) опасная езда;
2) использование поддельного удостоверения;
3) участие в экзамене вместо другого лица7.
ГУМАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СМЯГЧЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
Развитие китайского законодательства убедительно свидетельствует о его гуманизации, смягчении мер уголовно-правового воздействия.
Трансформация института смертной казни. В Китае велись и ведутся дискуссии о применении такого наказания, как смертная казнь. Согласно выработанной «дорожной карте» вначале будет сокращаться ее применение, а затем предполагается полная отмена данного вида наказания. Надо при этом иметь в виду, что процесс трансформации рассматриваемого института будет достаточно долгим.
В первоначальном варианте УК Китая смертная казнь предусматривалась за 68 преступлений. Восьмой поправкой она была исключена из 13 статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступления экономического и ненасильственного характера. В соответствии с девятой поправкой смертная казнь не стала применяться еще за 9 преступлений. Таким образом, сфера применения данного вида наказания практически сократилась на одну треть.
Кроме того, существенно изменились условия назначения смертной казни. Она не может назначаться лицам моложе 18 лет, не приводится в исполнение в отношении беременных женщин и лиц, достигших возраста 75 лет на момент рассмотрения уголовного дела. Из этого правила есть исключение — оно не распространяется на осужденных, признанных виновными в совершении преступлений с особой жестокостью или повлекших за собой смерть потерпевшего.
7 См. об этом подробно: Лу Цзяньпин, Лю Чуангао. Тенденции криминализация в контексте верховенства права // Политика и право. 2017. № 4. С. 52.
Законодательством предусмотрена отсрочка реализации смертной казни.
Сохранение смертной казни в законодательстве и судебной практике обусловлено рядом причин, в первую очередь восстановлением социальной справедливости, обеспечением безопасности конкретной личности и общества в целом, национальной безопасности.
Пожизненное лишение свободы; продление срока лишения свободы. В УК Китая сохранилась смертная казнь за совершение таких преступлений, как растрата имущества и взяточничество. Однако на практике этот вид наказания за данные преступления применяется достаточно редко. Смертная казнь заменяется бессрочным (пожизненным) лишением свободы. В отношении лиц, совершивших указанные преступления, может быть применена отсрочка исполнения смертной казни на два года. По истечении срока отсрочки смертная казнь может быть заменена пожизненным лишением свободы (такие осужденные не обладают правом на условно-досрочное освобождение, сокращение срока наказания).
Таким образом, пожизненное лишение свободы является альтернативой смертной казни.
Восьмая поправка ограничила окончательный срок наказания, назначаемого по совокуп -ности преступлений — во всяком случае, он не может превышать 25 лет лишения свободы.
Исправление правонарушителей мерами общественного воздействия; уголовно-правовые предписания и запрет профессиональной деятельности. Восьмой поправкой осуществлена корректировка условий осуществления надзора, создана система исправления правонарушителей мерами общественного воздействия, расширен перечень уголовно-правовых предписаний. К указанным правонарушителям относятся лица, осужденные к надзору, условно осужденные, условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, лишенные политических прав, а также заключенные, получившие право временно отбывать наказание за пределами тюрьмы. Целями применения к ним данных мер являются: социальная изоляция преступника, исключение возможности использования социальных институтов для во-
влечения других лиц в совершение преступлений.
Уголовно-правовые предписания реализуются в отношении двух категорий осужденных: во-первых, приговоренных к наказанию в виде надзора; во-вторых, условно осужденных. Эти предписания представляют собой запрет заниматься определенной деятельностью, посещать общественные места, общаться с конкретными лицами. Согласно девятой поправке УК Китая дополнен запретом занимать определенные должности (на срок от 3 до 5 лет) лицам, осужденным за совершение преступления с использованием служебного положения или за нарушение определенных обязанностей по должности.
В уголовном праве Китае относительно указанных мер не утихают дискуссии8. Однако надо иметь в виду, что эти меры отражают тенденцию развития уголовного законодательства, характеризуют замену единой системы уголовных наказаний на систему «двойных санкций» — мер наказания и мер безопасно-сти9.
Законодатель, несомненно, продолжит совершенствовать уголовное законодательство, которое будет эффективным средством противодействия преступным угрозам, вбирать в себя все прогрессивное, при этом учитывать специфику Китая, исторический опыт и национальное самосознание.
Представление о характере законодательства любой страны в принципе можно составить по уголовно-правовым нормам, целью которых являются охрана личности, обеспечение ее прав и законных интересов. Несмотря на то, что глава о преступлениях против указанных социальных ценностей стоит не на первом месте в системе Особенной части УК Китая, это не уменьшает ее потенциал, в чем можно убедиться, обратившись к указанным нормам.
8 См. об этом подробно: Лун Чанхай. Уголовно-правовые предписания и обратная сила уголовного закона // Циуши. 2015. № 2. С. 88.
9 См. об этом подробно: Лю Женвен. Реформа системы трудовых лагерей // Правоведение. 2013. № 2. С. 8.
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС КИТАЯ
(извлечение)
ГЛАВА 4. Преступления против прав личности и демократических прав граждан
Статья 232
Умышленное убийство — наказывается смертной казнью, пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок десять и более лет; то же деяние, совершенное при смягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Статья 233
Неосторожные действия, приведшие к смерти человека, — наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет; то же деяние, совершенное при смягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Если в настоящем Кодексе имеются иные законоположения, следует руководствоваться ими.
Статья 234
Умышленное причинение вреда здоровью другого человека — наказывается лишением свободы на срок до трех лет, арестом или надзором.
Совершение указанного в части первой настоящей статьи преступления, приведшее к тяжким телесным повреждениям, — наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет; то же деяние, приведшее к смерти человека или совершенное с особой жестокостью и приведшее к тяжкому увечью, — наказывается лишением свободы на срок десять и более лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью. Если в настоящем Кодексе имеются иные законоположения, следует руководствоваться ими.
Статья 234-1
Организация продажи человеческих органов — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет; то же деяние, совершенное при отягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок пять и более лет со штрафом или конфискацией имущества.
Изъятие органов человека без согласия самого носителя или изъятие органов человека, не достигшего восемнадцати лет, или принуждение других лиц к выдаче органов, или совершение тех же деяний путем обмана — наказываются в соответствии со статьями 234 и 232 настоящего Кодекса.
Изъятие органов трупа вопреки воле, выраженной покойным при жизни, или изъятие ор-
ганов трупа без согласия, выраженного покойным при жизни, в нарушение соответствующих правил государственных органов или вопреки воле близких родственников покойного — наказывается в соответствии со статьей 320 настоящего Кодекса. Статья 235
Причинение по неосторожности тяжкого телесного повреждения другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет или арестом. Если в настоящем Кодексе имеются иные законоположения, следует руководствоваться ими. Статья 236
Изнасилование женщины, совершенное с применением насилия, угроз, принуждения и другими способами, — наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Половое сношение с малолетней расценивается как изнасилование и наказывается более строго в пределах санкции предыдущей части настоящей статьи.
При наличии любого из нижеперечисленных обстоятельств изнасилование женщины или половое сношение с малолетней — нака -зываются лишением свободы на срок десять и более лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью:
1) изнасилование женщины или половое сношение с малолетней, совершенные с особой жестокостью;
2) изнасилование двух и более женщин или половое сношение с двумя и более малолетними;
3) публичное изнасилование женщины в общественном месте;
4) поочередное изнасилование женщины, совершенное двумя и более лицами;
5) причинение потерпевшей тяжкого телесного повреждения, наступление в результате изнасилования смерти или иных серьезных последствий.
Статья 237
Развратные действия в отношении женщины или оскорбление женщины путем насилия, угроз или иными способами — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет или арестом.
Указанные в части первой настоящей статьи преступления, совершенные публично, или в общественном месте, или при иных отягчающих обстоятельствах, — наказываются лишением свободы на срок пять и более лет.
Развратные действия в отношении ребенка — наказываются более строго в пределах
санкций частей первой и второй настоящей статьи.
Статья 238
Незаконное задержание другого лица или иными способами незаконное лишение другого лица личной свободы — наказываются лишением свободы на срок до трех лет, арестом, надзором или лишением политических прав. Те же деяния при наличии обстоятельств, связанных с побоями, оскорблениями, — наказываются более строго в пределах санкции.
Преступления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие тяжкое телесное повреждение, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет; те же деяния, повлекшие смерть человека, — наказываются лишением свободы на срок десять и более лет. Причинение человеку увечья, смерти с применением насилия — квалифицируется и наказывается в соответствии со статями 234 и 232 настоящего Кодекса.
Незаконные арест, задержание другого лица в целях востребования и получения долга — наказываются в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Преступления, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные работниками государственных органов с использованием служебного положения, — наказываются более строго в пределах санкций частей первой, второй и третьей настоящей статьи.
Статья 239
Похищение человека в целях вымогательства у него имущества или его захват в качестве заложника — наказываются лишением свободы на срок десять и более лет или пожизненным лишением свободы и дополнительно — штрафом или конфискацией имущества; те же деяния, совершенные со смягчающими обстоятельствами, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом.
Те же деяния, сопровождавшиеся убийством или умышленным телесным повреждением похищенного человека и приведшие к тяжкому телесному повреждению или смерти человека, — наказываются пожизненным лишением свободы или смертной казнью с конфискацией имущества.
Похищение ребенка младенческого и раннего возраста в целях вымогательства имущества — наказывается в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Статья 240
Похищение женщины или ребенка в целях продажи — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом; то же деяние, совершенное при наличии любого из нижеперечисленных обстоятельств, — наказывается лишением свободы на срок десять и более лет или пожизненным лишением свободы и дополнительно — штрафом или конфискацией имущества; то же деяние, совершенное при особо отягчающих обстоятельствах, — наказывается смертной казнью с конфискацией имущества:
1) руководство группой, занимающейся похищением женщин и детей на продажу;
2) похищение в целях продажи женщин и детей в количестве трех и более человек;
3) половое сношение с женщиной, похищенной в целях продажи;
4) принуждение похищенной в целях продажи женщины угрозами или уговорами к занятию проституцией или продажа ее другому лицу, принуждающему ее к занятию проституцией;
5) захват женщины или ребенка путем угроз, насилия или с применением наркотических средств в целях их продажи;
6) кража младенца, малыша в целях продажи;
7) причинение тяжкого телесного повреждения, приведшего к смерти похищенных в целях продажи женщины, ребенка или их родственников, либо причинение иных серьезных последствий;
8) продажа женщины или ребенка за границу. Под «похищением женщины или ребенка
в целях продажи» понимается совершение любого из действий, связанных с похищением путем обмана, с захватом, покупкой, продажей, передачей и перевозкой женщины или ребенка. Статья 241
Покупка похищенных в целях продажи женщины или ребенка — наказывается лишением свободы на срок до трех лет, арестом или надзором.
Покупка похищенной в целях продажи женщины с принуждением ее к вступлению в половую связь — наказывается в соответствии со статьей 236 настоящего Кодекса.
Покупка похищенных в целях продажи женщины или ребенка, лишение или ограничение их свободы, причинение им травм или их оскорбление — наказываются согласно соответствующим статьям настоящего Кодекса.
Покупка похищенных в целях продажи женщины или ребенка, сопровождающаяся действиями, упомянутыми в частях второй и третьей настоящей статьи, влечет наказание по совокупности преступлений.
Покупка похищенных в целях продажи женщины или ребенка и их перепродажа — наказываются в соответствии со статьей 240 настоящего Кодекса.
Если после покупки похищенных в целях продажи женщины или ребенка покупатель не подвергал купленного ребенка жестокому обращению, не препятствовал его освобождению, возвращению на прежнее место жительства, — он может быть наказан более мягко в пределах санкции; если покупатель не препятствовал возвращению купленной женщины на прежнее место жительства, — он может быть наказан более мягко в пределах санкции или ниже низшего предела санкции.
Статья 242
Воспрепятствование путем насилия и угроз освобождению купленных женщины или ребенка сотрудниками государственных органов — наказывается в соответствии со статьей 277 настоящего Кодекса.
Организаторы массового воспрепятствования освобождению купленных женщины или ребенка сотрудниками государственных органов — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет или арестом; остальные участники, использующие угрозы и насилие, — наказываются в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Статья 243
Фальсификация фактов, оговор в отношении другого лица, совершенные в целях подвергнуть другое лицо уголовному преследованию, при отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок до трех лет, арестом или надзором; те же деяния, повлекшие серьезные последствия, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Деяния, упомянутые в части первой настоящей статьи, совершенные работниками государственных органов, — наказываются более строго в пределах санкции части первой настоящей статьи.
Ложный донос без намерения оговора или сообщение ошибочных сведений не подпадают под действие частей первой и второй настоящей статьи.
Статья 244
Принуждение других лиц к труду посредством насилия, угрозы или лишения свободы — наказывается лишением свободы на срок до трех лет или арестом и дополнительно — штрафом; то же деяние, совершенное при отягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом.
Заведомая вербовка, перевозка или иным образом содействие принуждению к труду — наказывается в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Те же деяния, совершенные организацией, — наказываются в отношении организации штрафом, а в отношении несущих непосредственную ответственность руководителей организации и других непосредственно ответственных лиц — наказываются в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Статья 244-1
В нарушение трудового законодательства прием несовершеннолетних лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, на работу, связанную с сверхтяжелым физическим трудом, или с трудом на большой высоте (монтажные работы), или подземным трудом, или занятием в условиях взрывоопасной, легковоспламеняющейся, радиоактивной, ядовитой и другой опасной среды, при отягчающих обстоятельствах — наказывается в отношении лиц, несущих непосредственную ответственность, лишением свободы на срок до трех лет или арестом и дополнительно — штрафом; то же деяние, совершенное при особо отягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом.
Вышеуказанные деяния, повлекшие аварию и содержащие состав другого преступления, — наказываются по совокупности преступлений.
Статья 245
Незаконный личный досмотр, обыск жилища или незаконное вторжение в жилище другого человека — наказываются лишением свободы на срок до трех лет или арестом.
Работники органов юстиции, совершившие действия, указанные в части первой настоящей статьи, злоупотребив своими служебными полномочиями, — наказываются более строго в пределах санкции части первой настоящей статьи.
Статья 246
Публичное оскорбление другого человека с применением насилия или иных способов
либо фальсификация фактов в целях очернения другого человека при отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок до трех лет, арестом, надзором или лишением политических прав.
Указанное в части первой настоящей статьи преступление влечет наказание только в случае подачи жалобы в суд, за исключением действий, нанесших крупный ущерб общественному порядку или государственным интересам.
Если деяние, предусмотренное в части первой, совершается через информационные сети, пострадавшее лицо подало заявление в народный суд, но ему трудно предоставить доказательство, народный суд может обратиться к органу общественной безопасности за помощью.
Статья 247
Работники юстиции, применяющие к подозреваемым в преступлении или обвиняемым допрос под пыткой в целях получения показаний или при помощи насилия вымогающие свидетельские показания, — наказываются лишением свободы на срок до трех лет или арестом; те же деяния, повлекшие увечье или смерть человека, — квалифицируются и наказываются в соответствии со статьями 234 и 232 настоящего Кодекса более строго в пределах предусмотренных ими санкций.
Статья 248
Надзиратели тюрем, следственных изоляторов, мест предварительного заключения, осуществляющие избиение заключенных и применяющие жестокие телесные наказания, при отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок до трех лет или арестом; те же деяния, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет; те же деяния, повлекшие увечье или смерть человека, — наказываются в соответствии со статьями 234 и 232 настоящего Кодекса более строго в пределах предусмотренных ими санкций.
Надзиратель, подстрекающий заключенных к избиению других заключенных или к применению жестоких телесных наказаний по отношению к другим заключенным, — несет ответственность в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Статья 249
Пропаганда национальной ненависти, национальной дискриминации при отягчающих обстоятельствах — наказывается лишением
свободы на срок до трех лет, арестом, надзором или лишением политических прав; то же деяние, совершенное при особо отягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Статья 250
Лица, непосредственно ответственные за публикацию в печатных изданиях материалов, дискриминирующих и оскорбляющих национальные меньшинства, при отягчающих обстоятельствах, если это повлекло серьезные последствия, — наказываются лишением свободы на срок до трех лет, арестом или надзором.
Статья 251
Незаконное лишение граждан права на свободу вероисповедания или посягательство на традиции и обычаи национальных меньшинств, совершенные работниками государственных органов при отягчающих обстоятельствах, — наказываются лишением свободы на срок до двух лет или арестом.
Статья 252
Сокрытие, уничтожение или незаконное вскрытие корреспонденции другого лица, нарушающие права гражданина на свободу переписки, при отягчающих обстоятельствах, — наказываются лишением свободы на срок до одного года или арестом.
Статья 253
Почтовые работники, производящие самовольное вскрытие, сокрытие или уничтожение почтовых отправлений, телеграмм, — наказываются лишением свободы на срок до двух лет или арестом.
Лица, совершившие указанные в части первой настоящей статьи деяния и незаконно присвоившие ценности, — наказываются более строго в пределах санкции статьи 264 настоящего Кодекса.
Статья 253-1
Служащие государственных органов или сотрудники финансовых, телекоммуникационных, медицинских организаций или организаций путей сообщения, или образования, в нарушение государственных установлений продавшие либо незаконно предоставившие другим лицам информацию о личности граждан, полученную ими в процессе исполнения своих обязанностей или в процессе оказания услуги, при наличии отягчающих обстоятельств — наказываются лишением свободы на срок до трех лет либо арестом, либо дополнительно или как самостоятельное наказание штрафом.
Кража или иным незаконным путем получение такой информации при наличии отягчающих обстоятельств — наказываются в соответствии с первой частью настоящей статьи.
Если преступления, упомянутые в частях первой и второй настоящей статьи, совершены организацией, то по отношению к организации применяется штраф, а непосредственно ответственные руководители и другие непосредственно ответственные лица — наказываются в соответствии с положениями частей первой или второй настоящей статьи.
Статья 254
Работник государственных органов, злоупотребляя своим служебным положением, прикрываясь общественными интересами совершивший сведение счетов с лицом, подавшим на него жалобу, высказавшим обвинение или критику в его адрес, изобличившим его, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или арестом; то же деяние, совершенное при отягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.
Статья 255
Руководители компаний, предприятий, учреждений, органов и объединений, совершившие сведение счетов с работниками бухгалтерских и статистических органов, в соответствии с законом выполняющими свои служебные обязанности по воспрепятствованию нарушениям Закона «О бухгалтерском учете» и Закона «О статистике», — наказываются лишением свободы на срок до трех лет или арестом.
Статья 256
Срыв выборов депутатов или препятствова-ние избирателям и кандидатам в осуществлении своего права избирать и быть избранными во время (в ходе) выборов депутатов собрания народных представителей различных ступеней и руководителей государственных органов с применением насилия, угроз, обмана, взяток, фальсификации избирательных документов, ложного сообщения о количестве избирательных бюллетеней и путем применения других способов при отягчающих обстоятельствах, — наказываются лишением свободы на срок до трех лет, арестом или лишением политических прав.
Статья 257
Вмешательство путем насилия в осуществление свободы брака другого лица — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или арестом.
Совершение указанного в части первой настоящей статьи преступления, приведшего к смерти потерпевшего, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.
Указанное в части первой настоящей статьи преступление — влечет наказание только в случае подачи частной жалобы.
Статья 258
Повторное вступление в брак при наличии супруга (супруги) или вступление в брак с лицом, заведомо состоящим в браке, — наказываются лишением свободы на срок до двух лет или арестом.
Статья 259
Сожительство или вступление в брак с лицом, заведомо являющимся супругой (супругом) лица, находящегося на действительной военной службе, — наказываются лишением свободы на срок до трех лет или арестом.
Лицо, использовавшее свое служебное положение и зависимое положение подчиненного, принудившее путем угроз к вступлению в сексуальные отношения супругу лица, находящегося на действительной военной службе, — несет ответственность по статье 236 настоящего Кодекса.
Статья 260
Жестокое обращение с членами семьи при отягчающих обстоятельствах — наказывается лишением свободы на срок до двух лет, арестом или надзором.
Совершение упомянутого в части первой настоящей статьи преступления, повлекшее тяжкие телесные повреждения или смерть потерпевшего, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.
Указанное в части первой настоящей статьи преступление — влечет наказание только в случае подачи частной жалобы, за исключением случаев, когда пострадавшее лицо не имеет возможности подать частную жалобу или не в силах подать частную жалобу из-за принуждения или угрозы.
Статья 260-1
Жестокое обращение лиц, ответственных за опеку или уход за младенцами, старыми, больными или инвалидами, с теми, в отношении которых осуществляется опека, уход, при отягчающих обстоятельствах — наказывается лишением свободы на срок до трех лет или арестом.
Если преступление, указанное в части первой настоящей статьи, совершается организацией, то по отношению к организации применя-
Статья 262-1
Привлечение с применением насилия инвалидов или несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, к прошению милостыни — наказывается лишением свободы на срок до трех лет или арестом и дополнительно — штрафом; то же деяние, совершенное при отягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет либо арестом и дополнительно — штрафом.
Статья 262-2
Привлечение несовершеннолетних к кра -же, мошенничеству, грабежу, вымогательству или иной деятельности против общественного порядка — наказывается лишением свободы на срок до трех лет либо арестом и дополнительно — штрафом; те же деяния, совершенные при наличии отягчающих обстоятельств, — наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет и дополнительно — штрафом.
Перевод выполнен лингвистом-правоведом профессором Хуаном Даосю
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ахметшин Х. М., Ахметшин Н. Х., Петухов А. А. Современное уголовное законодательство КНР. — М., 2000. — С. 53.
2. Гао Мин Сюань. Становление и совершенствование уголовного права Китайской Народной Республики. — Пекин, 2012.
3. Ланг Шэн. Развитие уголовного права в Китае // Правоведение Китая. — 2017. — № 5.
4. Лу Цзяньпин, Лю Чуангао. Тенденция криминализации в контексте верховенства права // Политика и право. — 2017. — № 4.
5. Лун Чанхай. Уголовные предписания и обратная сила уголовного закона // Циуши. — 2015. — № 2.
6. Лю Женвен. Реформы системы трудовых лагерей // Правоведение. — 2013. —№ 2.
7. Чжао Бинжи. Обзор и перспективы китайского законодательства в области уголовного права за последние 20 лет // Правоведение Китая. — 2017. — № 5.
Материал поступил в редакцию 28 декабря 2017 г.
ется штраф, а непосредственно ответственные руководители и другие непосредственно ответственные лица — наказываются в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Деяние, указанное в части первой и содержащее состав другого преступления, наказывается по санкции за более тяжкое из преступлений.
Статья 261
Лица, обязанные осуществлять уход за стариками, младенцами, больными и другими неспособными самостоятельно обслуживать себя и отказавшиеся от выполнения своих обязанностей, при отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет, арестом или надзором.
Статья 262
Похищение путем обмана несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, в целях разлучения с семьей или опекунами — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, арестом или надзором.
THE CRIMINAL CODE OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: THE IMPROVEMENT IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION (TO THE 20TH ANNIVERSARY OF ITS ADOPTION)
LONG Chang Hai — Doctor of Law, Professor of Inner Mongolia University, China longchanghai@yandex.ru
010021, China, Administrative region of Inner Mongolia, Hohhot, Dacey str., 235
KOROBEEV Aleksandr Ivanovich — Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology, Far Eastern Federal University, Honored Scientist of the Russian Federation akorobeev@rambler.ru
690091, Russia, Vladivostok, ul. Sukhanova, d. 8
LEX 1PSÄ
зарубежное право
CHUCHAYEV Aleksandr Ivanovich — Doctor of Law, Professor at the Kutafin Moscow State Law
University (MSAL)
moksha1@rambler.ru
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Abstract. The article is devoted to the 20th anniversary of the adoption of the Criminal Code of the People's Republic of China (PRC), the second Criminal Code in the history of socialist China. It is a characteristic of General, Special and Additional parts, with special emphasis on the characteristics of the relevant criminal law, reflecting the Chinese characteristics of legal regulation of responsibility for crimes. The authors conduct an analysis of the changes and additions to the Criminal Code of the PRC for the past 20 years of its operation, the main trends in the criminal policy of China, which is reflected in the process of improving criminal legislation, the reasons for which amendments are adopted in the Criminal Code of the PRC. Among these reasons are the need to reinforce the role of criminal law in countering criminal challenges of our time; increase in the number of criminal prohibitions, their implementation; humanization of criminal legislation and mitigation of criminal punishment. The Annex provides an extract from the Criminal Code of the PRC, Chapter 4, integrating the provisions on crimes against the rights of individuals and democratic rights of citizens.
Keywords: China, 1979 Criminal Code, 1997 Criminal Code, structure of the Code, General and Special parts, Additional part, characteristic of criminal legal regulation, peculiarities, changes and additions to the Criminal Code, trends, causes.
REFERENCES
1. Akhmetshin, Kh.M., Akhmetshin, N.Kh., Petukhov, A.A. Modern Criminal Law of the PRC. — M., 2000. — P. 53.
2. Gao Ming Xuan. Establishment and Improvement of Criminal Law of the People's Republic of China. Beijing, 2012.
3. LangSheng. Development of Criminal Law in China // Jurisprudence of China. — 2017. — No. 5.
4. Lu Jianping, Liu Chuanguo. Trend of Criminalization in the Context of the Rule of Law // Politics and Law. — 2017. — No. 4.
5. Long Chang Hai. Criminal Provisions and Retroactivity of Criminal Law // Chiusi. — 2015. — No. 2.
6. Liu Renwen. Reforms of the Labour Camp System // Jurisprudence. — 2013. — No. 2.
7. Zhao Binji. Review and Outlook of the Chinese Legislation in the Field of Criminal Law over the Last 20 Years // Law of China. — 2017. — No. 5.