МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ОЛЕГ ВАЛЕРЬЕВИЧ ДАМАСКИН
Институт государства и права Российской академии наук 119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10
E-mail: dov39@mail.ru SPIN-код: 6338-2103 ORCID: 0000-0003-0710-8930
ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ ХОЛИКОВ
Институт законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации
117218, Российская Федерации, Москва,
Большая Черемушкинская ул., д. 34
E-mail: iv_kholik@mail.ru
SPIN-код: 7311-5596
ORCID: 0000-0003-0421-5829
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. Успешное решение проблем государственного строительства, развития экономики, повышения качества жизни населения, организации сил обороны и безопасности обеспечивает КНР возрастающую роль в глобальном мире. Значение КНР в современном мире актуализирует необходимость изучения ее опыта, в том числе роли правовой системы в целом и уголовного права в частности, для обеспечения интересов безопасности государства и общества в современных условиях.
Современное уголовное право Китая в своем формировании прошло три этапа — с 1949 по 1979 г., когда был осуществлен переход от отдельных законов к первому Уголовному кодексу; с 1979 по 1997 г., когда совершенствование уголовного законодательства завершилось принятием новой, ныне действующей редакции УК КНР; с 1997 г. по настоящее время. Уголовное право изменялось в ответ на происходящие в стране реформы, прежде всего в экономической сфере. Таким образом, история развития уголовного права в КНР насчитывает более 60 лет, его содержание и система в течение всего этого времени постоянно развивались. В качестве тенденций развития следует назвать постоянное совершенствование уголовного права на основе его кодификации, а также разработку поправок к Кодексу; приоритет задач
по защите современной экономики и борьбе с коррупцией; смягчение ряда наказаний, сокращение назначения и применения смертной казни; оптимизацию структуры уголовных наказаний, баланс их строгости и мягкости; повышение внимания к социальным факторам. Эти тенденции будут определять и направления будущего развития китайского уголовного права.
Использование опыта развития уголовного права КНР может быть полезным в России, в частности, в целях противодействия коррупции и борьбы с иными преступлениями должностных лиц. Другим важным направлением научного сотрудничества между учеными двух стран представляется криминологическое обеспечение уголовно-правовой политики, разработка уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминологических мер противодействия современной преступности.
Ключевые слова: Китайская Народная Республика (КНР), уголовное право, уголовный кодекс, коррупция, уголовное наказание, криминология, преступность
OLEG V. DAMASKIN
Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences 10, Znamenka str., Moscow 119019, Russian Federation E-mail: dov39@mail.ru ORCID: 0000-0003-0710-8930
IVAN V. KHOLIKOV
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya str., Moscow 117218, Russian Federation E-mail: iv_kholik@mail.ru ORCID: 0000-0003-0421-5829
THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT OF THE CRIMINAL LAW OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
Abstract. The People's Republic of China (PRC) successfully deals with the problems of state building, economy, quality of life of the population, organization of defence and security. This stipulates China's increasing role in the world, in the system of global security. The role of PRC in the modern world enhances the requirements and possibilities of study of its experience, including the role of the legal system in general and the criminal law in particular for the benefit of security of state and society in modern conditions.
Modern Chinese criminal law passed through three periods — from 1949 to 1979, when the shift from separate laws to the first Criminal code occurred; from
1979 to 1997, during which the further development of criminal legislation ended up with adoption of the new still active edition of the Criminal code of PRC; from 1997 to present time. During this period the criminal law further developed as a result of the reforms happening in the country, primarily in economic area.
Thus the history of criminal law development in PRC exceeds 60 years, its contents and system has permanently been changing throughout this time. The major tendencies of these processes are: constant improvement of criminal law with codification of criminal legislation forming its basis, as well as the development of amendments to it; priority of tasks to defend the modern economy and to fight corruption; mitigation of a number of penalties, reduction of death sentences, optimisation of structure of criminal justice, balance between its rigour and softness, increasing attention to social factor, people's well-being. These tendencies will determine the further development of Chinese criminal law.
Authors consider that the usage of PCR's experience in the development of criminal law, adapted to contemporary economic and legal realities of Russia, could be useful for resistance of corruption and crime among the officials which puts a threat to national security of the country. Another important trend of scientific cooperation between researches of the two countries could be criminological support of criminal-legal policy, development of criminal-legal, criminal-procession, and criminological measures of resistance to modern crime.
Key words: The People's Republic of China, criminal law, criminal code, corruption, criminal punishment, criminology, crime
1. Введение
История Китайской Народной Республики (далее — КНР) включает периоды формирования фундамента национальной государственности, тяжелейшего государственного строительства, десяти лет анархии культурной революции, восстановления и перезагрузки правовой системы, а также современный этап открытости и реформ. Эти периоды весьма разнородны и не просты для исторического анализа, однако неизменно цементирующей общество силой выступала эволюционизировавшая Коммунистическая партия КНР, последовательно обеспечивающая организацию развития общества в условиях быстрых и кардинальных перемен в экономике страны, а также в современных условиях глобализации.
В настоящее время КНР, при численности населения около 1,4 млрд человек, занимает второе место, после США, в мировой экономике по номинальному валовому внутреннему продукту. КНР является мировой индустриальной сверхдержавой по объемам промышленного производства, космической и ядерной сверхдержавой. В КНР находится около 37% мировых запасов
редкоземельных металлов, и ей принадлежит около 95% их мировой добычи, в стране производится абсолютное большинство различных видов промышленной продукции.
Успешное решение проблем государственного строительства, развития экономики, повышения качества жизни населения, организации сил обороны и безопасности обеспечивает КНР возрастающую роль в глобальном мире, в системе международной безопасности. При этом развивающееся уголовное право выполняет созидательную функцию, противодействуя противоправным отклонениям в поведении граждан1.
Значение КНР в современном мире актуализирует потребности изучения ее опыта, в том числе роли правовой системы в целом и уголовного права в частности, для обеспечения интересов безопасности государства и общества в современных условиях.
2. Этапы формирования современного уголовного права КНР и УК КНР 1997 г.
Опираясь на отечественные исследования этапов становления правовой системы Китайской Народной Республики в це-лом2, историю развития уголовного права КНР и формирования Уголовного кодекса (далее — УК) КНР с момента создания КНР можно разделить на три периода: с 1949 по 1979 г. (сложный путь перехода от полного отсутствия национальной социалистической правовой системы, от декретов, отдельных законов и нормативных актов к кодификации уголовных законов, разработке и созданию первого Уголовного кодекса в 1979 г.3); с 1979 по 1997 г. (внесение изменений в Уголовный кодекс в целях его совершенствования, создание условий для подготовки новой редакции УК, ее разработка и принятие Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) 14 марта 1997 г. и вступление в силу с 1 октября 1997 г.); с 1997 г. по настоящее время
1 Подробнее см.: Long Z. On the Criminal Policy of China in Regulating Economy in Transition // Frontiers of Law in China. 2006. Vol. 1. Iss. 2. P. 221— 231; Lewis M.K. Criminal Law Pays: Penal Law's Contribution to China's Economic Development // Vanderbilt Journal of Transnational Law. 2014. Vol. 47. No. 2. P. 371— 450.
2 См., например: Трощинский П.В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие и характерные особенности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 5. С. 99—117.
3 См.: КНР. Конституция и законодательные акты. М., 1989.
(принятие различных поправок к Уголовному кодексу в ответ на изменения в развитии общества; совершенствование отдельных статей о видах преступлений и квалификации преступлений; совершенствование уголовных наказаний, правил их назначения и системы оценки исполнения; развитие теории уголовного права, криминологии, криминалистики).
Сравнительный анализ УК КНР 1979 г. и 1997 г. позволяет констатировать, что действующий Кодекс соответствует основным политическим, экономическим и социальным реалиям соответствующего периода исторического развития КНР. Это нашло отражение в ст. 1, устанавливающей, что настоящий Кодекс разработан в целях наказания преступников, защиты народа в соответствии с Конституцией, учитывает конкретный опыт борьбы с преступностью и реальную ситуацию в Китае4. При этом, как верно отмечается в литературе, если УК КНР 1979 г. был типичным образцом социалистического уголовного права, то УК 1997 г., оставаясь на тех же позициях, «отказался в ряде случаев от чрезмерно пропагандистской риторики»5.
Задачи УК определены в ст. 2 и включают борьбу с использованием уголовного наказания со всеми преступлениями в целях защиты государственной безопасности, демократической диктатуры народа и социалистического строя, охраны государственной и коллективной собственности трудящихся масс, частной собственности граждан, защиты личности, демократических и других прав граждан, поддержания общественного и экономического порядка для успешного осуществления социалистического строительства. Обращает на себя внимание включение частной собственности граждан в перечень объектов уголовно-правовой охраны.
Примечательно, что в ст. 3 УК впервые законодательно констатируется отказ от применения уголовного закона по аналогии, возможность которого существовала в УК КНР 1979 г. В данной статье устанавливается, что если в законе отсутствует четкое опре-
4 Здесь и далее перевод УК КНР на русский язык приводится по: Ахмет-шин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. Уголовный кодекс КНР. М., 2000; Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. Л.И. Коробова; пер. с кит. Д.В. Вичикова. СПб., 2001.
5 Коробеев А.И., Чучаев А.И. Уголовный кодекс Китая: общая характеристика (к 20-летию со дня принятия) // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2. С. 156.
деление деяния как преступного, то оно не квалифицируется как преступление и не подлежит наказанию. При этом увеличилось и число статей в Кодексе — с 109 в УК 1979 г. до 451 в УК 1997 г. (без учета дополнительных положений, регламентирующих действие ранее принятых ВСНП правил, дополнительных установлений и решений). Надо отметить, что в редакцию 1997 г. включено более 300 составов преступлений, отсутствовавших в УК КНР 1979 г., как ответ на происходящие изменения в китайском обществе и появление новых видов преступности, связанных с технологическим развитием Китая и ростом его экономики6. Именно расширение сферы уголовно-правового регулирования, прежде всего за счет Особенной части УК, и позволило отказаться от применения аналогии и закрепить принцип законности.
Кроме того, в УК КНР впервые законодательно закрепляется принцип равенства граждан перед законом (ст. 4) и принцип справедливости (ст. 5). Таким образом, в УК 1997 г. законодательно установлены основополагающие демократические принципы уголовного права об отказе от применения уголовного закона по аналогии, о наступлении уголовной ответственности только за деяния, предусмотренные уголовным законом в качестве преступлений, о равенстве граждан перед уголовным законом и о соответствии мер уголовно-правового воздействия характеру совершенного преступления и обстоятельствам его совершения, известные и российскому Уголовному кодексу 1996 г.
Существенное значение имеет регулирование в УК 1997 г. различных аспектов сферы его действия (ст. 6, 7, 8). Кроме того, в ст. 9 впервые закрепляется универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве — к лицу, совершившему преступление, предусмотренное положениями международного договора, который Китайская Народная Республика заключила или к которому присоединилась, применяется настоящий Кодекс. Соответственно в Особенной части УК 1997 г. появились новые статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, нарушающие международные конвенции и соглашения. В частности, к ним относятся ст. 121 о захвате воздушного судна, ст. 123 о применении насилия в отношении персонала находящегося в полете воздушного судна и некоторые другие.
6 См.: Guoling Z. Crime in China, 1949—2008 // Peking University Journal of Legal Studies. 2010. Vol. 2. P. 13—14.
Статья 12 посвящена обратной силе уголовного закона. Нормы УК 1997 г. не могут быть применены в отношении деяний, совершенных после образования КНР, но до введения в действие УК 1997 г., если по действовавшему тогда законодательству они не признавались преступлением.
Как следует из ст. 13 УК, все деяния, наносящие вред суверенитету, территориальной целостности и безопасности государства и другим охраняемым уголовным законом объектам, являются преступлениями. Однако при этом малозначительные, неопасные деяния, как и в УК РФ, преступлениями не признаются.
В ст. 14—16 Кодекса закрепляется принцип ответственности только за виновно совершенные деяния, признаваемые уголовным законом в качестве преступлений, определяются понятия и признаки умышленной и неосторожной форм вины.
Возраст, по достижении которого лицо подлежит уголовной ответственности за совершенное преступление, установлен в ст. 17 УК. Он по общему правилу составляет 16 лет. За совершение отдельных наиболее тяжких преступлений, таких как, например, убийство, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, поджог, общественная опасность которых осознается в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления 14 лет. Заметим, что в редакции УК КНР 1997 г. число преступлений с пониженным возрастом уголовной ответственности сокращено и составляет восемь наиболее тяжких деяний, прямо названных в ст. 17, в то время как в УК КНР 1979 г. их перечень был открытым за счет указания на «другие преступления, серьезно подрывающие общественный порядок» (ч. 2 ст. 14)7.
Согласно ст. 18 УК к уголовной ответственности может быть привлечено только вменяемое лицо. В ч. 2 этой статьи содержится новая норма об уголовной ответственности лиц, страдающих психическими расстройствами, при совершении ими общественно опасных деяний в состоянии вменяемости. Этим лицам может быть назначено более мягкое наказание либо наказание ниже низшего предела.
Согласно УК КНР 1997 г. к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относятся, в отличие от действующе-
7 См.: Shen A. The Age of Criminal Responsibility and Juvenile Justice in Mainland China: a Case Study // Northern Ireland Legal Quarterly. 2016. Vol. 67. Iss. 3. P. 357—358.
го УК РФ, только два обстоятельства — необходимая оборона и крайняя необходимость (ст. 20, 21 Кодекса).
Новым в УК 1997 г. является установление уголовной ответственности юридических лиц за конкретные виды преступлений, перечисленные в Особенной части и именуемые корпоративными преступлениями.
Надо отметить, что концепция уголовной ответственности юридических лиц является относительно новой для китайского уголовного права и развивается немногим более трех десятков лет. Понятие юридического лица впервые появилось в китайском гражданском праве в 1987 г., а положение об их уголовной ответственности были включены в Таможенный закон того же года. Корпоративные преступления не были известны УК КНР 1979 г., созданному в условиях плановой экономики, и только переход к экономике рыночной обусловил включение в действующий Кодекс ст. 30 и 31, определяющих основания и порядок наступления уголовной ответственности юридических лиц. При этом есть несколько предпосылок для наступления такой ответственности. Так, организация (компания, корпорация и т.п.) должна иметь статус юридического лица и быть создана с законной целью, включая занятие бизнесом. Преступления, за совершение которых к уголовной ответственности могут привлекаться юридические лица, должны быть прямо определены в уголовном законе, что является реализацией основополагающего принципа уголовного права nullum crimen sine lege8.
За деяние, совершенное юридическим лицом (компанией, предприятием, учреждением, организацией и т.п.), причинившее ущерб обществу, в случаях, предусмотренных Особенной частью, наступает уголовная ответственность. За совершение такого преступления юридическое лицо наказывается штрафом, а руководители и другие лица, непосредственно виновные в совершении преступлений, подлежат уголовной ответственности по соответствующим статьям УК. Возложение ответственности за одно и то же преступление и на юридических, и на физических лиц называется в китайском уголовном праве двойным наказанием9. Кроме того, в ряде случаев наказание налагается только на физи-
8 Подробнее см.: Shizhou W. On Doctrinal Basis of Chinese Unit Crime // China Legal Science. 2016. Vol. 4. Iss. 1. P. 3—25.
9 Подробнее см.: Zhang Y. Corporate Criminal Responsibility in China: Legislations and Its Deficiency // Beijing Law Review. 2012. Vol. 3. Iss. 3. Р. 103—108.
ческое лицо, когда юридическое лицо само пострадало от деяний виновного, т.е. стало жертвой преступления (например, ст. 161 УК КНР), либо если организация преступления не совершала, а виновником является лишь ее работник (например, ст. 137 УК КНР)10.
Уголовная ответственность юридических лиц предусмотрена, в частности, за незаконное производство, торговлю, перевозку оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 125 УК КНР), различные виды контрабанды, использование при регистрации компании фиктивных документов, декларирование ложных сведений об уставном капитале (ст. 158—159 УК), различные преступления против порядка регулирования в сфере финансов, включая подделку государственных казначейских билетов и ценных бумаг (ст. 174—182 УК), и за ряд других преступлений.
Наличие в УК КНР норм об уголовной ответственности юридических лиц свидетельствует о стремлении законодателя активно и системно противодействовать организованной экономической преступности и обеспечивать интересы общества в сфере национальной, прежде всего экономической, безопасности. В зарубежной литературе также отмечается, что признание уголовной ответственности юридических лиц в китайском уголовном праве свидетельствует и о том, что УК КНР более не ограничивается правовыми традициями континентального права11.
Наказания в уголовном праве Китая делятся на основные и дополнительные (ст. 32 УК КНР 1997 г.). К основным наказаниям относятся: надзор, краткосрочный арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь; дополнительными наказаниями являются штраф, лишение политических прав и конфискация имущества (ст. 33, 34 УК). В качестве наказания для иностранных граждан используется высылка из страны (ст. 35). В целом система наказаний в УК КНР 1997 г. осталась прежней, но изменились содержание некоторых наказаний и правила их применения, например законодатель отказался от назначения смертной казни лицам, совершившим преступления в возрасте от 16 до 18 лет12.
10 См.: Shizhou W. Op. cit. P. 18.
11 Ibid. P. 22.
12 Подробнее о направлениях совершенствования законодательства в этой сфере см.: Zhao B. Outline of Reforming China's Penal System // Frontiers of Law in China. 2009. Vol. 4. Iss. 3. P. 376—400.
3. Преступность в КНР и тенденции развития УК КНР
Обзор состояния преступности в современной КНР позволяет констатировать одновременную деятельность, взаимодействие и развитие китайских преступных группировок и преступных организаций, зарубежных преступных организаций и транснациональных преступных организаций. Появление и развитие этих организаций определяется изменениями в политике и экономике китайского общества13.
Позитивные экономические и социальные процессы развития КНР вызывают внешнее противодействие и внутренние негативные проявления, особенно со стороны криминальных структур. Глобализация способствует формированию организационных и финансовых связей китайских и зарубежных преступных организаций. Новые формы и средства киберпреступности дают этому процессу весьма убедительное подтверждение. Усиление международной напряженности, вызванной экономической экспансией США, способствует политизации криминальных структур и опасной активизации их деятельности.
С момента создания КНР история развития китайского уголовного права насчитывает без малого 70 лет, его содержание и система в течение всего этого времени постоянно развивались. Только за период с 1998 по 2017 г. в действующий УК КНР было внесено 10 поправок, первая из которых касалась девяти статей, вторая — одной статьи, третья и четвертая затронули по девять статей, пятая — четыре, шестая — 21, седьмая — 15, восьмая — 50, девятая — 52 и десятая — лишь одну статью Кодекса. Еще девять статей были изменены и дополнены отдельным уголовным законом. В итоге более трети статей УК КНР оказались измененными и дополненными14. Анализ этих изменений позволяет выделить некоторые их тенденции.
Во-первых, главной целью законотворчества является постоянное совершенствование уголовного права на основе кодификации уголовного законодательства, а также разработка поправок к УК. После принятия УК 1979 г. в КНР произошли значитель-
13 См.: Хэ Бинсун. Тенденции развития преступности в КНР // Всероссийский криминологический журнал. 2013. № 1. С. 127—129.
14 См.: Лун Чанхай, Коробеев А.И., Чучаев А.И. Уголовный кодекс КНР: совершенствование в процессе реализации (к 20-летию со дня принятия) // Lex Russica. 2018. № 3. С. 132.
ные изменения в политике и экономике. Старый уголовный кодекс имел существенные недостатки, поэтому за время его действия законодательными органами было дополнительно принято 24 акта в сфере уголовного законодательства. Отдельные законы улучшали уголовное право, но их большое количество вносило беспорядок во всю эту отрасль права и не способствовало ее целостности. В связи с этим законодательные органы, сталкиваясь с постоянно возникающими проблемами и используя дополнительные указы и поправки, в конечном счете обеспечили принятие единого Уголовного кодекса 1997 г. С этого времени совершенствование Уголовного кодекса происходило в виде принятия поправок (внесения изменений и дополнений).
Во-вторых, большое внимание в уголовном праве Китая уделяется защите современной экономики. После 1979 г. одним из стержней уголовного законодательства являлось развитие правосудия в сфере экономических преступлений. В связи с существованием в стране плановой экономики УК КНР 1979 г. имел свои характерные особенности. В этот исторический период рост экономики был невелик, что обусловливало относительно небольшое количество экономических преступлений. В УК КНР 1979 г. насчитывалось лишь 16 статей, касающихся преступлений в экономической сфере. После того как государство определило рыночную экономику в качестве главной задачи преобразований, социалистическая рыночная экономика стала последовательно развиваться, начали открываться финансовый и товарный рынки и, соответственно, возросло количество преступлений, подрывающих нормальное развитие рыночной экономики. В ответ на это в Уголовном кодексе КНР 1997 г. появилась 61 статья, касающаяся преступлений против социалистического рыночного экономического порядка.
С состоянием законности в сфере экономических отношений в КНР непосредственно связана проблема противодействия коррупции должностных лиц15. Уголовный кодекс КНР в редакции от 14 марта 1997 г. содержит общую норму о коррупции. В соответствии со ст. 382 присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное завладение другими методами общественными ценностями государственными работниками с использованием служебного положения является коррупцией. Согласно
15 Подробнее см.: JiahongH. Assessment and Analysis of Corruption in China // China Legal Science. 2015. Vol. 3. Iss. 5. P. 3—35.
ст. 395 УК при очевидном превышении законных поступлений на крупную сумму или расходов государственных работников от них можно требовать объяснения их источника. Государственный работник, не сумевший объяснить законность источника, наказывается лишением свободы на срок пять лет либо арестом; разница в суммах рассматривается как незаконный доход; часть собственности, превышающая законную, взыскивается.
Кроме общего определения коррупции гл. 9 УК КНР содержит ряд конкретизированных составов преступлений против интересов государственной службы, включая ответственность за нарушения отдельных законов. Ряд статей этой главы Кодекса сориентирован на защиту экономических интересов государства и народа16.
В-третьих, происходит смягчение ряда наказаний, что выражается в расширении использования штрафов и наказания в форме надзора, отмене смертной казни за 13 составов экономических преступлений, а также преступлений, не связанных с насилием17, смягчение наказаний для пожилых лиц и несовершеннолетних. Так, в Поправках № 8 к УК КНР установлено, что к лицам, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, не применяются положения о рецидиве; у таких лиц, приговоренных к лишению свободы на срок до пяти лет, исключается судимость. Предусмотрено, что к лицам, которые на момент совершения преступления не достигли 18 лет либо достигли 75 лет, должно быть применено условное осуждение, если по их делам установлены основания для его применения. Кроме того, в соответствии с этими поправками к лицам, достигшим 75 лет, не применяется смертная казнь, за исключением виновных в совершении убийства с особой жестокостью, а при совершении такими лицами умышленных преступлений им может назначаться более мягкое наказание. За преступления, совершенные пожилыми лицами по неосторожности, назначается наказание ниже низшего предела18.
16 Подробнее см.: Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Указ. соч. С. 222—223.
17 См.: Na J. Death Penalty Reforms in China: Lessons from Wrongful Convictions? // Tsinghua China Law Review. 2013. Vol. 5. Iss. 2. P. 126—150.
18 Подробнее см.: Пан Дунмэй. Новые тенденции развития уголовного законодательства в Китае (интерпретация «Поправок к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики (№ 8)» // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. № 2. С. 61—67.
В-четвертых, осуществляется оптимизация структуры наказаний, предусмотренных в УК. Уголовный кодекс 1997 г. определил структуру санкций в отношении различных преступлений, однако за некоторые преступления по-прежнему может быть назначен широкий спектр наказаний. Случается, что за аналогичные преступления сроки наказания в виде лишения свободы могут быть весьма различны. В КНР сроки лишения свободы в основном выражаются в одном, двух, трех, пяти, семи, 10, 15 годах заключения. Структура возможных сроков лишения свободы выглядит следующим образом: от полугода до одного года, от полугода до двух лет, от полугода до трех лет, от трех до 10 лет, от 10 до 15 лет, от полугода до пяти лет, от пяти до 15 лет, от пяти до 10 лет, от трех до семи лет, от двух до семи дет, от семи до 15 лет, от семи до 10 лет. Учитывая это, законодательные органы в отношении целого ряда преступлений предусматривают возможность определять срок лишения свободы, исходя из обстоятельств дела, предотвращая тем самым назначение более строгого наказания.
В-пятых, проявляется повышенное внимание к социальным факторам. Вследствие ускоренной индустриализации и урбанизации общества возникают такие проблемы, как организованная преступность, рэкет, рейдерские захваты, загрязнение окружающей среды, продовольственная безопасность, социальное расслоение. Законодательные органы в Поправках к УК КНР № 8 приняли дополнительные меры в отношении преступлений в вышеуказанных сферах.
Интересы гражданского общества, развитие социальных отношений обусловливают возможность влияния граждан на некоторые категории преступников. На государственном уровне признается, что им необходима воспитательно-образовательная поддержка, что поможет вернуть таких лиц в общество. В связи с этим Поправки № 8 предусматривают возможность по отношению прежде всего к лицам, состоящим под надзором, условно осужденным или условно-досрочно освобожденным из мест лишения свободы, применять меры, направленные на их исправление, через исправительные учреждения, находящиеся в ведении местной общины, или общественные исправительные центры с привлечением неправительственных организаций и волонтеров. Таким образом, государственные органы с привлечением общественности проводят мероприятия по воспитанию и исправ-
лению осужденных, стимулируя их возвращение в общество19. Надо заметить, что программы исправления «в сообществе» перед включением в уголовный закон начали вводиться как пилотные еще в 2003 г., а с 2009 г. уже реализовывались по всей стране. В рамках таких программ осужденным преступникам оказывается необходимая помощь, в том числе для решения их психологических и поведенческих проблем. По сути, лишение свободы заменяется мерами общественного воздействия, осуществляемыми в той местной общине, где осужденные проживают20.
4. Направления развития уголовного права КНР
Законотворчество в сфере уголовного права осуществляется в соответствии с развитием общества21. На основе анализа китайской научной литературы представляется целесообразным обратить внимание на следующие направления совершенствования уголовного законодательства.
Во-первых, создание законодательной базы для квалификации преступлений, которая должна быть точной и недвусмысленной. В УК КНР еще существуют положения, где признаки некоторых преступлений описаны не достаточно однозначно. В поправках к УК законодательные органы должны учесть недостаточно четкие формулировки закона и внести соответствующие изменения. Очевидно, стремясь к точности формулировок для квалификации преступлений, не следует забывать про разнообразие социальных отношений. В сложных условиях изменения социума правовые нормы должны приниматься быстро, применяться четко, исключать двусмысленность толкования и в то же время соответствовать потребностям и интересам общества.
Во-вторых, поддержание надлежащего соотношения строгости и мягкости наказаний22. Ранее говорилось о законодательных
19 Подробнее см.: Jiang Sh., Xiang D., Chen Q., Huang Ch., Yang Sh., Zhang D., Zhao A. Community Corrections in China: Development and Challenges // Prison Journal. 2014. Vol. 94. Iss. 1. P. 75—96.
20 Подробнее см.: Yang X. Community Corrections Programs in China: New Forms of Informal Punishments? // Asian-Pacific Law & Policy Journal. 2017. Vol. 19. Iss. 1. P. 49—109.
21 См.: Гао Минсюань. Уголовное право. Т. 1. Пекин, 2002. С. 50 (на кит. яз.).
22 Подробнее см.: Bingzhi Z., Bin Y. On Current Situation and Trend of China's Criminal Justice Policies: Making Three Typical Death Penalty Cases a Breakthrough Point // China Legal Science. 2013. Vol. 1. Iss. 2. P. 3—24.
возможностях расширения применения более мягких наказаний (надзора и штрафов), отмене смертной казни по 13 видам преступлений. В 2015 г. в Поправках к УК КНР № 9 смертная казнь была исключена еще за девять преступлений — контрабанду оружия и боеприпасов, контрабанду ядерных материалов, контрабанду поддельных денег (ч. 1 ст. 151 УК КНР); изготовление фальшивых денежных знаков (ст. 170 УК КНР); накопление капитала мошенническими способами (ст. 192 УК КНР); организацию занятия проституцией (ст. 358 УК КНР); принуждение к занятию проституцией (ст. 358 УК КНР); воспрепятствование военнослужащим в исполнении их служебного долга (ст. 368 УК КНР); распространение ложных слухов в военное время в целях разложения морального духа армии (ст. 433 УК КНР). Таким образом, смертная казнь сохранилась в санкциях 46 статей УК КНР23. Заметим, что помимо сокращения числа таких статей (с 68 в первоначальной редакции Кодекса) изменились и условия назначения этого наказания24.
За каждое конкретное преступление должно следовать установленное законом наказание, при этом необходим анализ правоприменительной практики для поддержания ее единообразия, а также использование теоретических разработок в криминологии и уголовно-правовой политике при формировании и применении уголовного законодательства.
В-третьих, укрепление взаимосвязи общих положений уголовного закона и отдельных статей УК. В процессе исследования уголовного права КНР можно обнаружить, что законодательные органы основное внимание уделяют совершенствованию общих положений, хотя количество поправок к ним относительно невелико. Однако общие положения определяют порядок наказаний, устанавливают систему применения закона в целом. Дальнейшее совершенствование содержания общих положений УК поможет оптимизировать применение уголовного права. В проектах будущих поправок к УК следует обращать на это особое внимание. Если в общих положениях отсутствуют принципы применения уголовного закона к частным случаям, такие случаи должны рассматриваться на основе отдельных статей Кодекса. При отсутствии положений, применимых к таким случаям, и в отдельных
23 См.: Пан Дунмэй. Изменения уголовного законодательства Китая: общая характеристика // Lex Russica. 2016. № 8. С. 81—88.
24 Подробнее см.: Лун Чанхай, КоробеевА.И., Чучаев А.И. Указ. соч. С. 135.
статьях судебные органы должны, используя теорию уголовного права, обосновывать необходимость внесения в УК соответствующих изменений и дополнений, следуя принципу «нет наказания без закона» (nulla poena sine lege).
Одним из приоритетных направлений уголовно-правовой политики КНР является противодействие преступлениям против государственной безопасности. Согласно ст. 102 УК КНР сговор с иностранным государством в ущерб суверенитету, территориальной целостности и безопасности КНР рассматривается как государственная измена и карается пожизненным заключением либо лишением свободы на срок десять и более лет. Так же наказываются названные преступления, совершенные в сговоре с находившимися за границей структурами, организациями или отдельными людьми. Строгое наказание предусмотрено за членство в шпионской организации или получение заданий от шпионской организации или ее представителя (ст. 110 УК) и незаконную передачу зарубежным структурам, организациям или частным лицам материалов, представляющих собой государственную тайну, или иной государственной информации, добытых путем кражи, шпионажа или подкупа (ст. 111 УК).
Проблема единства государства была и остается актуальной на протяжении всей истории КНР. Борьба с сепаратизмом является одним из основных направлений политического курса КНР, основывающегося на принципе единого многонационального государства. Это нашло отражение и в УК КНР 1979 г., где установлена ответственность за такие преступления, как заговор в целях раскола страны (ст. 92), создание контрреволюционных организаций (ст. 98), контрреволюционная пропаганда (ст. 102).
В свою очередь, в ст. 103 УК КНР 1997 г. содержатся два состава преступления в этой сфере: раскол и подстрекательство к расколу государства. Организаторы преступлений или лица, совершившие тяжкие преступления по организации, планированию, осуществлению раскола страны, нарушению ее единства, наказываются пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок десять и более лет, активные участники — от трех до десяти лет, а прочие участники — до трех лет либо арестом, надзором или лишением политических прав. За подстрекательство к расколу, нарушение единства страны следует лишение свободы на срок до пяти лет, арест, надзор либо лишение политических прав; руководители преступлений или лица, совершив-
шие тяжкие преступления, караются лишением свободы на пять и более лет. Эти деяния относятся к преступлениям против государственной безопасности, сменившим в действующем Кодексе контрреволюционные преступления.
Адекватное внимание уделяется противодействию использованию религиозных лозунгов для прикрытия террористической деятельности. В целом борьба с терроризмом и экстремизмом является одним из приоритетов китайской уголовной политики. Так, в Поправках к УК КНР № 9 было усилено наказание за террористические преступления. Одновременно расширился круг преступных деяний, сопряженных с терроризмом и экстремизмом. Преступлениями стали, среди прочего, финансирование организации террористической деятельности и лиц, участвующих в осуществлении террористической деятельности; пропаганда терроризма, экстремизма или подстрекательство к совершению террористических насильственных актов путем изготовления, распространения, публикации информации; владение предметами, книгами, аудио- и видеоматериалами по пропаганде терроризма и экстремизма; отказ от предоставления доказательств совершения террористических и экстремистских преступлений; принуждение других лиц с применением насилия, угрозы или других способов к ношению одежды и знаков, символизирующих терроризм и экстремизм25.
Существенное внимание в УК КНР уделено преступлениям против государственной службы. Злоупотребление служебным положением или халатное отношение к служебным обязанностям работниками государственных органов, если это нанесло крупный ущерб общественной безопасности, интересам государства и народа, наказывается лишением свободы на срок до трех лет либо арестом; при особо отягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок от трех до семи лет (ст. 397).
Полная безответственность, проявленная при подписании, реализации контракта работниками государственных органов, приведшая к их обману, если это нанесло крупный ущерб интересам государства, наказывается лишением свободы на срок до трех лет либо арестом; те же деяния, повлекшие за собой особо крупный ущерб интересам государства, наказываются лишени-
25 Подробнее см.: Пан Дунмэй. Изменения уголовного законодательства Китая: общая характеристика. С. 82; Лун Чанхай, Коробеев А.И., Чучаев А.И. Указ. соч. С. 132—133.
ем свободы на срок от трех до семи лет (ст. 406). Полная безответственность работников государственных органов, контролирующих по долгу службы охрану окружающей среды, приведшая к серьезному инциденту, связанному с экологическим загрязнением, если это повлекло тяжкие последствия с нанесением крупного ущерба общественной, частной собственности либо с причинением телесного повреждения или смерти человеку, наказывается лишением свободы на срок до трех лет либо арестом (ст. 408). Фальсификация результатов проверки работниками органов государственного торгового контроля из корыстных побуждений наказывается лишением свободы на срок до пяти лет либо арестом; если это повлекло тяжкие последствия, наказание составляет от пяти до десяти лет лишения свободы (ст. 412).
Правоприменительная практика КНР характеризуется решительностью и последовательностью в борьбе с преступностью, суровостью уголовного наказания. При этом в настоящее время особое внимание уделяется борьбе с контрабандой; торговлей, транспортировкой, производством и иными деяниями по незаконному обороту наркотиков; борьбе с коррупцией; организованной преступностью; изготовлением, сбытом поддельных и некачественных товаров; преступлениями в налоговой сфере и «отмыванием» денежных средств; киберпреступлениями26, а также борьбе с вождением автомобиля в состоянии алкогольного опьянения27.
Следует отметить, что правоприменительная практика, следуя жесткой уголовно-правовой политике КНР, относительно оперативно реагирует на изменения криминальной ситуации, в частности, на рост преступлений в сфере легализации преступных доходов и случаев вождения автомобиля в нетрезвом состоянии. Такой подход представляется необходимым в условиях массовости таких преступлений и их общественной опасности. При этом дискуссионность проблемы адекватности наказаний за преступления сохраняется, поэтому китайский опыт и эффективность правоприменительной практики должны стать предметом анализа российских исследователей.
26 См., например: Jia W., Huaisheng L. The Era Evolution of China's Cyber Security Risks and Transition of Corresponding Criminal Law Strategies // China Legal Science. 2017. Vol. 5. Iss. 4. P. 25—51.
27 Подробнее см.: Трощинский П.В. Борьба с преступностью в Китае: нормативно-правовой аспект // Журнал российского права. 2015. № 8. С. 54—56.
5. Заключение
Определенность правовых норм, осмысленность и решительность действий по их реализации позволяют обеспечивать законность и правопорядок в современном китайском обществе. Представляется, что использование опыта развития уголовного права КНР может быть полезным России.
В связи с этим актуализируется проблема конструктивного сотрудничества ученых-правоведов КНР и России. Нарастающая необходимость борьбы с преступностью делает актуальным развитие теории уголовного права и криминологии как науки о причинах и условиях преступности, а также научное аналитическое обеспечение уголовной политики и правоприменительной практики. И хотя анализ состояния, динамики и прогноза преступности в КНР затрудняется дефицитом открытых источников информации и эпизодичностью контактов китайских и российских ученых-криминологов, есть примеры налаженного сотрудничества специалистов двух стран в сфере уголовного права.
В частности, в теории уголовного права КНР дискуссионной остается теория о четырехзвенной структуре состава преступления. Заимствованная в свое время в СССР, эта теория состава преступления под влиянием западной уголовно-правовой доктрины с начала 90-х гг. стала подвергаться сомнению28. В связи с этим в 2008—2009 гг. учеными КНР и России была выполнена совместная работа, посвященная учению о составе преступле-ния29. Исследованием теории состава преступления занимались А.Э. Жалинский, А.Н. Игнатов, А.П. Козлов, В.С. Комиссаров, В.В. Лунеев, В.П. Малков, А.В. Наумов, А.И. Рарог и др., а также китайские ученые Гао Минсюань, Ма Кэчан, Ван цзофу, Цзен Синтянь, Хэ Бинсун, Гао Гз, Чу Хуйчжи, Цао Цзыдан, Чэнь Синлян и др. Дальнейшее совместное сравнительно-правовое исследование в этой области, имеющее значительное теоретическое и практическое значение, может способствовать решению дискуссионных проблем и развитию уголовно-правовой теории в интересах КНР и России30.
28 Подробнее см.: Лун Чанхай. Состав преступления в уголовно-правовой доктрине Китая // Lex Russica. 2016. № 9. С. 129—135.
29 См.: Учение о составе преступления в уголовном праве России и Китая: сравнительно-правовое исследование / Под ред. В.С. Комиссарова, А.И. Коробе-ева, Хэ Бинсуна. СПб., 2009. Данная работа издана в 2008 г. и на китайском языке.
30 См. подробнее: КоробеевА.И, Лун Чанхай. Состав преступления в доктрине уголовного права Китая и России: компаративное исследование. М., 2013.
Другим важным направлением научного сотрудничества представляется криминологическое обеспечение уголовно-правовой политики, разработка уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминологических мер противодействия современной преступности31.
Большой интерес представляет сотрудничество российских и китайских специалистов в исследовании проблем противодействия отдельным видам современной преступности. Так, состоявшаяся в апреле 2018 г. контактная встреча ученых Института государства и права РАН и Академии наук КНР констатировала целесообразность и возможность конструктивного сотрудничества в исследовании современных проблем информационной, экологической, уголовно-правовой безопасности.
Современное законодательство КНР, включая уголовный закон, весьма прагматично и ориентировано на оптимальное отражение в правовых нормах основных тенденций развития государства и общества. Это предопределяет актуализацию системных криминологических исследований, совместное проведение которых учеными КНР и России может способствовать обеспечению национальной и международной безопасности, особенно в современных условиях нарастания транснациональных угроз.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. Уголовный кодекс КНР. М.: Изд. Дом «Муравей», 2000.
Гао Минсюань. Уголовное право. Т. 1. Пекин: Изд-во «Высшее образование», 2002. (на кит. яз.).
Дамаскин О.В. Криминологические аспекты детерминации современного экстремизма и терроризма. М.: Юрлитиздат, 2018.
Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.
31 См.: Исследовательский доклад о государственной безопасности Китая. Синяя книга о государственной безопасности. Пекин, 2014. С. 9394 (на кит. яз.); Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003; Дамаскин О.В. Криминологические аспекты детерминации современного экстремизма и терроризма. М., 2018; Трощинский П.В. Основные направления борьбы с преступностью в современном Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 2. С. 99—111.
Исследовательский доклад о государственной безопасности Китая. Синяя книга о государственной безопасности. Пекин: Академическая пресса, 2014 (на кит. яз.).
Коробеев А.И., Лун Чанхай. Состав преступления в доктрине уголовного права Китая и России: компаративное исследование. М.: Проспект, 2013.
Коробеев А.И., Чучаев А.И. Уголовный кодекс Китая: общая характеристика (к 20-летию со дня принятия) // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2. С. 151—199. DOI: 10.17803/1994-1471.2018.87.2.151-199
Лун Чанхай, Коробеев А.И., Чучаев А.И. Уголовный кодекс КНР: совершенствование в процессе реализации (к 20-летию со дня принятия) // Lex Russica. 2018. № 3. С. 128—142. DOI: 10.17803/1729-5920.2018.136.3.128142
Лун Чанхай. Состав преступления в уголовно-правовой доктрине Китая // Lex Russica. 2016. № 9. С. 129—135. DOI: 10.17803/17295920.2016.118.9.129-135
Пан Дунмэй. Изменения уголовного законодательства Китая: общая характеристика // Lex Russica. 2016. № 8. С. 81—88. DOI: 10.17803/17295920.2016.117.8.081-088
Пан Дунмэй. Новые тенденции развития уголовного законодательства в Китае (интерпретация «Поправок к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики (№ 8)» // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. № 2. С. 61—67.
Трощинский П.В. Борьба с преступностью в Китае: нормативно-правовой аспект // Журнал российского права. 2015. № 8. С. 47—58. DOI: 10.12737/12227
Трощинский П.В. Основные направления борьбы с преступностью в современном Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 2. С. 99— 111.
Трощинский П.В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие и характерные особенности // Вестник Университета имени О.Е Кутафина (МГЮА). 2015. № 5. С. 99—117.
Учение о составе преступления в уголовном праве России и Китая: сравнительно-правовое исследование / Под ред. В.С. Комиссарова, А.И. Коробеева, Хэ Бинсуна. СПб.: Юридический центр Пресс, 2009.
Хэ Бинсун. Тенденции развития преступности в КНР // Всероссийский криминологический журнал. 2013. № 1. С. 127—129.
Bingzhi Z, Bin Y. On Current Situation and Trend of China's Criminal Justice Policies: Making Three Typical Death Penalty Cases a Breakthrough Point // China Legal Science. 2013. Vol. 1. Iss. 2. P. 3—24.
GuolingZ. Crime in China, 1949-2008 // Peking University Journal of Legal Studies. 2010. Vol. 2. P. 3—29.
Jia W., Huaisheng L. The Era Evolution of China's Cyber Security Risks and Transition of Corresponding Criminal Law Strategies // China Legal Science. 2017. Vol. 5. Iss. 4. P. 25—51.
Jiahong H. Assessment and Analysis of Corruption in China // China Legal Science. 2015. Vol.3. Iss. 5. P. 3—35.
Jiang Sh., Xiang D., Chen Q., Huang Ch., Yang Sh., Zhang D., Zhao A. Community Corrections in China: Development and Challenges // Prison Journal. 2014. Vol. 94. Iss. 1. P. 75—96. DOI: 10.1007/s1l463-009-0021-4
Lewis M.K. Criminal Law Pays: Penal Law's Contribution to China's Economic Development // Vanderbilt Journal of Transnational Law. 2014. Vol. 47. No. 2. P. 371—450.
Long Z. On the Criminal Policy of China in Regulating Economy in Transition // Frontiers of Law in China. 2006. Vol. 1. Iss. 2. P. 221—231. DOI: 10.1007/s 11463-006-0006-5
Na J. Death Penalty Reforms in China: Lessons from Wrongful Convictions? // Tsinghua China Law Review. 2013. Vol. 5. Iss. 2. P. 126—150.
Shen A. The Age of Criminal Responsibility and Juvenile Justice in Mainland China: A Case Study // Northern Ireland Legal Quarterly. 2016. Vol. 67. Iss. 3. P. 357—372.
Shizhou W. On Doctrinal Basis of Chinese Unit Crime // China Legal Science. 2016. Vol. 4. Iss. 1. P. 3—25.
Yang X. Community Corrections Programs in China: New Forms of Informal Punishments? // Asian-Pacific Law & Policy Journal. 2017. Vol. 19. Iss. 1. P. 49—109.
Zhang Y. Corporate Criminal Responsibility in China: Legislations and Its Deficiency // Beijing Law Review. 2012. Vol. 3. Iss. 3. P. 103—108. DOI: 10.4236/blr.2012.33013
Zhao B. Outline of Reforming China's Penal System // Frontiers of Law in China. 2009. Vol. 4. Iss. 3. P. 376—400. DOI: 10.1007/s1l463-009-0021-4
REFERENCES
(2014). Annual Report on China's National Security Studies. Blue Book of National Security. Beijing: Academic Press. (in Chin.).
Akhmetshin, Kh.M., Akhmetshin, N.Kh. and Petukhov, A.A. (2000). Sovremennoe ugolovnoe zakonodatel'stvo KNR. Ugolovnyi kodeks KNR. [Modern Criminal Legislation of the People's Republic of China. Criminal Law of the People's Republic of China]. Moscow: Izdatel'skii Dom "Muravei". (in Russ.).
Bingzhi, Z. and Bin, Y. (2013). On Current Situation and Trend of China's Criminal Justice Policies: Making Three Typical Death Penalty Cases a Breakthrough Point. China Legal Science, 1(2), pp. 3—24.
Damaskin, O.V. (2018). Kriminologicheskie aspecty determinatsii sovremenno-go extremizma i terrorizma [Criminological Aspects of Determination of Modern Extremism and Terrorism]. Moscow: Yurlitizdat. (in Russ.).
Dolgova, A.I. (2003). Prestupnost', ee organizovannost' i kriminal'noe ob-shсрestvo [Criminality, Its Organization and Criminal Society]. Moscow: Rossiiskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya. (in Russ.).
Gao, M. (2002). Criminal Law. Volume 1. Beijing: University Press. (in Chin.).
Guoling, Z. (2010). Crime in China, 1949—2008. Peking University Journal of Legal Studies, 2, pp. 3—29.
He, B. (2013). Tendentsii razvitiya prestupnosti v KNR [Tendencies of Criminality Development in China]. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal [Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law], (1),pp. 127—129. (in Russ.).
Jia, W. and Huaisheng, L. (2017). The Era Evolution of China's Cyber Security Risks and Transition of Corresponding Criminal Law Strategies. China Legal Science, 5(4), pp. 25—51.
Jiahong, H. (2015). Assessment and Analysis of Corruption in China. China Legal Science, 3(5), pp. 3—35.
Jiang, Sh., Xiang, D., Chen, Q., Huang, Ch., Yang, Sh., Zhang, D. and Zhao, A. (2014). Community Corrections in China: Development and Challenges. Prison Journal, 94(1), pp. 75—96. DOI 10.1007/s1l463-009-0021-4
Komissarov, V.S., Korobeev, A.I. and He, B. eds. (2009). Uchenie o sostave prestupleniya v ugolovnon prave Rossii I Kitaya: sravnitel'no-pravovoe issledovanie [Elements of a Crime Doctrine in Criminal Law of Russia and China: Comparative Legal Study]. Saint Petersburg: Yuridicheskii tsentr Press. (in Russ.).
Korobeev, A.I. and Chuchaev, A.I. (2018). Ugolovnyi kodeks Kitaya: ob-shchaya kharakteristica (k 20-letiyu so dnya prinyatiya) [Criminal Code of China (to the 20th Anniversary of its Adoption)]. Aktual'nyeproblemy rossiysk-ogoprava [Actual Problems of Russian Law], (2), pp. 151—199. (in Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2018.87.2.151-199
Korobeev, A.I. and Long, Ch. (2013). Sostavprestupleniya v doctrine ugu-lovnogo prava Kitaya i Rossii: komparativnoe issledovanie [Elements of a Crime in Criminal Law Doctrine of China and Russia: Comparative Study]. Moscow: Prospect. (in Russ.).
Lewis, M.K. (2014). Criminal Law Pays: Penal Law's Contribution to China's Economic Development. Vanderbilt Journal of Transnational Law, 47(2), pp. 371—450.
Long, Ch.H, Korobeev, A.I. and Chuchaev, A.I. (2018). Ugolovnyi kodeks KNR: sovershenstvovanie v protsesse realizatsii (k 20-letiyu so dnya prinyatiya) [The Criminal Code of People's Republic of China: The Improvement in the Process of Implementation (To the 20th Anniversary of its Adoption)]. Lex Rus-sica, (3), pp. 128—142. (in Russ.). DOI: 10.17803/1729-5920.2018.136.3.128-142 Long, Z. (2006). On The Criminal Policy of China in Regulating Economy in Transition. Frontiers of Law in China, 1(2), pp. 221—231. DOI 10.1007/s 11463-006-0006-5
Long, Ch. (2016). Sostav prestupleniya v ugolovno-pravovoy doctrine Kitaya [Elements of a Crime in the Criminal Law Doctrine of China]. Lex Russica, (9),pp. 129—135. (in Russ.). DOI: 10.17803/1729-5920.2016.118.9.129-135
Na, J. (2013). Death Penalty Reforms in China: Lessons from Wrongful Convictions? Tsinghua China Law Review, 5(2), pp. 126—150.
Pan, D. (2011). Novye tendentsii rasvitiya ugolovnogo zakonodatel'stva v Kitae (interpretatsiya "Popravok k Ugolovnomu Kodeksu KitayskoyNarodnoy Respubliki (№ 8)" [New Trends in the Development of Criminal Legislation in China (Interpretation of "Amendments to the Criminal Code of the People's Republic of China (No 8)")]. Kriminologicheskiy zhurnal Baikal'skogo gosudarst-vennogo universiteta ekonomiki i prava [Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law], (2), pp. 61—67. (in Russ.).
Pan, D. (2016). Izmeneniya ugolovnogo zakonodatel'stva Kitaya: ob-shchaya kharakteristica [Changes in the Criminal Law of China: General Characteristics]. Lex Russica, (8), pp. 81—88. (in Russ.). DOI: 10.17803/17295920.2016.117.8.081-088
Shen, A. (2016). The Age of Criminal Responsibility and Juvenile Justice in Mainland China: A Case Study. Northern Ireland Legal Quarterly, 67(3), pp. 357—372.
Shizhou, W. (2016). On Doctrinal Basis of Chinese Unit Crime. China Legal Science, 4(1),pp. 3—25.
Troschinsky, P.V. (2011). Osnovnye napravleniya bor'by s prestupnost'yu v sovremennom Kitae [The Main Lines of Crime Fighting in Contemporary China]. Problemy Dal'nego Vostoka [Far Eastern Affairs], (2), pp. 99—111. (in Russ.).
Troschinsky, P.V. (2015). Bor'ba s prestupnost'yu v Kitae: normativ-no-pravovoy aspect [Combatting Crime in China: Legal-Regulatory Aspect]. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian Law], (8), pp. 47—58. (in Russ.). DOI: 10.12737/12227
Troschinsky, P.V. (2015). Pravovaya sistema Kitayskoy Narodnoy Respub-liki: stanovlenie, razvitie i kharakternye osobennosti [Legal System of the People's Republic of China: Formation, Development and Peculiarities]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA) [Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)], (5), pp. 99—117. (in Russ.).
Yang, X. (2017). Community Corrections Programs in China: New Forms of Informal Punishments? Asian-Pacific Law & Policy Journal, 19(1), рр. 49— 109.
Zhang, Y. (2012). Corporate Criminal Responsibility in China: Legislations and Its Deficiency. Beijing Law Review, 3(3), pp. 103—108. DOI 10.4236/ blr.2012.33013
Zhao, B. (2009). Outline of reforming China's penal system. Frontiers of Law in China, 4(3), pp. 376—400. DOI 10.1007/s1l463-009-0021-4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Дамаскин Олег Валерьевич — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник сектора уголовного права, уголовного процесса и криминологии Института государства и права Российской академии наук.
Холиков Иван Владимирович — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
AUTHORS' INFO:
Oleg V. Damaskin — Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Chief Research Fellow of the Criminal Law, Criminal Process and Criminology Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.
Ivan V. Kholikov — Doctor of Legal Sciences, Professor, Professor of the Chair of State-Legal Disciplines of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Дамаскин О.В., Холиков И.В. Современное состояние и развитие уголовного права Китайской Народной Республики // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law RAS. 2018. Том 13. № 3. С. 156—180.
CITATION:
Damaskin, O.V., Kholikov, I.V. (2018). The Current State and Development of the Criminal Law of the People's Republic of China. Trudy Instituta gosudarstva iprava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law RAS, 13(3), pp. 156—180.