Научная статья на тему 'Становление и развитие договора перестрахования в зарубежных странах'

Становление и развитие договора перестрахования в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Д. Э.

В статье проводится исследование правового регулирования отношений из договоров перестрахования в зарубежных странах, которое невозможно без первоначального выявления особенностей исторического развития данного вида договоров. Для более полного раскрытия сущности этих отношений следует установить, как развивались отношения по перестрахованию: выявить предпосылки их возникновения, определить какие изменения перетерпели данные отношения в процессе своего становления, какие факторы оказали существенное влияние на формирование регулятивной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие договора перестрахования в зарубежных странах»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

© Дмитриева Д.Э.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье проводится исследование правового регулирования отношений из договоров перестрахования в зарубежных странах, которое невозможно без первоначального выявления особенностей исторического развития данного вида договоров. Для более полного раскрытия сущности этих отношений следует установить, как развивались отношения по перестрахованию: выявить предпосылки их возникновения, определить какие изменения перетерпели данные отношения в процессе своего становления, какие факторы оказали существенное влияние на формирование регулятивной базы.

Предпосылкой возникновения перестрахования послужила необходимость в перераспределении страховщиками принятых на страхование рисков. В теории, убытки, возникающие у страхователей в результате наступивших страховых случаев, должны покрываться за счет страховых резервов страховщика и страховых премий. На практике размеры предполагаемых убытков страхователей бывают гораздо более значительными, чем сформированный страховой резерв. Предупреждая возникновение подобной ситуации страховщик, принимая на страхование крупные риски, может передать часть этих рисков в последующее страхование другим страховщикам, т.е. в перестрахование, сохраняя тем самым свою финансовую устойчивость в случае наступления катастрофических убытков.

Традиционно зарождение перестрахования связывают с развитием торгового мореплавания и желанием купцов иметь гарантию компенсации возможных убытков в результате потери судна и груза. Мотивы, побудившие купцов и собственников товаров страховать свои интересы, вынудили страховщиков заниматься дополнительными операциями по совершенствованию своей деятельности, по исключению возможных нежелательных издержек при проведении страхования - перестрахованием. Таким образом, потребность в перестраховании и соответственно возникновение этих специфических отношений, их дальнейшее становление, было обусловлено развитием области морского страхования.

Таким образом, страхование было изначально призвано поддерживать стабильность предпринимательских отношений, связанных с морскими перевозками грузов. Характерной чертой именно этого вида перевозок является сочетание большого объема перевозимого груза и, соответственно, его

* Аспирант кафедры Гражданского и трудового права.

высокой стоимости и непредсказуемости стихии. Совокупность этих факторов подвергает существенной угрозе финансовую устойчивость всех участников предприятия: судовладельца, владельца груза, страховщика. И если судовладелец и владелец груза имели возможность застраховать свои риски, то страховщик, приняв на страхование риск, при наступлении страхового случая должен был нести ответственность по нему в полном объеме. Развитие торговли и мореплавания: расширение торговых связей, рост объема и ассортимента товаров, а также увеличение тоннажа морских судов вызвало опережающий рост совокупной стоимости груза перевозимого единичным судном. От рынка страхования начинает требоваться все большая и большая емкость для размещения рисков. Самостоятельное удержание страховщиком крупных рисков становится все более проблематичным. Необходимость в развитии перестраховочных отношений становится для них все более очевидной. И с целью обезопасить себя от банкротства при выплате катастрофического страхового возмещения, способного разорить компанию, страховщики разработали механизм перестрахования своих рисков, то есть механизм страхования страховщиком тех убытков, которые он мог понести в связи с выплатой крупного возмещения по наступившему катастрофическому страховому случаю.

Морские перестраховщики прибегали к перестрахованию своих рисков, главным образом, при отсутствии в течение долгого времени каких-либо сведений о судьбе застрахованного ими груза или судна. Обычно такие перестраховочные соглашения заключались по более высокой ставке, чем та, по которой риск был принят в страхование, поэтому перестрахование в значительной степени носило характер спекуляции [10, с. 79]. Тем не менее, необходимо отметить, в данном случае речь шла не о классическом перестраховании, а об отношениях ему предшествовавших, которые в результате качественных изменений впоследствии образовали новое правовое явление.

Старейший из известных нам контрактов с юридическими признаками, свойственными договору перестрахования, был заключен в Генуе 12 июля 1370 г. [4, с. 649]. Договор был составлен на латыни и по данному договору перестрахованию подлежал риск по страхованию грузов на рейсе г. Генуя - г. Слуис (ныне территория Нидерландов, рядом с границей Бельгии и г. Брюгге).

Перестрахование, первоначально появившееся в Италии, впоследствии получило свое развитие во Франции, Германии, Англии. Развитие страхования и перестрахования в Англии и Франции было замедлено в связи с началом Столетней войны (1337-1453 гг.), но продолжало бурно развиваться в Италии. Так впервые термин «перестраховывать» встречается в документе, появившемся в г. Флоренция (Италия) 19 февраля 1457 г. [4, с. 653]. Однако только два столетия спустя появится документ, который заложит наиболее важные условия, повлиявшие на становление как страхования,

так и перестрахования. В 1681 г. во Франции был издан ордонанс короля Луи XIV («Ordonance de la Marine»), в котором подтверждалось право страховщика перестраховывать те самые оригинальные риски, которые он принял на страхование. Данный нормативный акт стал основой современного морского страхового права.

Впоследствии законодательные акты, относящиеся к вопросам перестрахования, были приняты в Венеции (1705 г.) и Гамбурге (1731 г.).

Как уже было отмечено, изначально страхование и перестрахование носили спекулятивный характер, что повлекло введение в 1746 г. запрета на морское страхование и перестрахование в Англии. Морской Акт 1746 г. пресекал возможность получения страхователем выгоды из услуги морского страхования, а также был направлен на предотвращение значительного занижения перестраховочных премий по сравнению с оригинальными премиями, полученными от страхователей. Таким образом, спекуляция и злоупотребление в «сделках с разницей в премиях», привели к задержкам в развитии перестрахования. Запрет на сделки по перестрахованию морских рисков в Англии был снят только 25 июля 1864 г. Между тем, с конца XVII века в Англии начал интенсивно формироваться страховой рынок, и в XVIII-XIX веках Англия превратилась в страну с ведущим рынком страхования в мире. Лондон стал крупнейшим центром мореходства, где собирались торговцы, судовладельцы, страховщики. Одним из основных мест их встречи с, ориентировочно, 1688 г. стала кофейня Эдварда Ллойда. Но с ростом популярности кофейни среди ее посетителей появилось значительное количество мошенников, что вынудило ряд торговцев объединиться и образовать «Новый Ллойдс» - закрытое объединение со сводом правил, регулировавших взаимоотношения его членов [1, c. 6-7]. Со временем это объединение стало всемирно известным страховым рынком - Ллойд.

В силу обозначенных в настоящем исследовании объективных причин, изначально перестрахование развивалось только в сфере морского страхования и не затрагивало иные сферы деятельности страховых компаний. Несмотря на это, развитие и совершенствование отношений по перестрахованию до той стадии, в которой мы наблюдаем их в настоящее время, определено совсем иным направлением страхования - страхованием имущества от повреждения и утраты вследствие пожара.

Установлено, что между обществами страхования от огня одни из первых сделок по перестрахованию состоялись в 20-е гг. XIX века во Франции. В 1824 г. был заключен один из первых договоров факультативного перестрахования между французской и бельгийской компаниями [3, c. 35].

В Европе в начале XIX в. интерес к перестрахованию начал возрастать в связи с развитием промышленности. Расширение гаммы предлагаемых страховых продуктов, изменение технологий страховщиков, развитие и совершенствование перестрахования, с одной стороны, и разнообразие пе-

рестраховочных технологий, предоставляемых страховщикам, развитие острой конкуренции, специализация многих компаний на некоторых видах страхования, предпочтение национальных страховщиков перестраховывать свои риски в других регионах страны или в других странах, с другой стороны, вызвали необходимость появления на страховых рынках профессиональных перестраховщиков, т.е. компаний, образованных исключительно для проведения перестраховочных операций. Первое упоминание о такой компании относится к 1842 году (Niederrheinische Gueter-Assekuranz-GeseU-schaft, г. Везель, Германия). Однако данная компания была создана исключительно для обслуживания перестраховочных интересов материнской компании. Первое независимое перестраховочное общество - «Колония Ре» - было основано в Германии 8 апреля 1846 г. после пожара 1842 года в г. Гамбург, лишившего крова более 20 000 человек. Но в силу различных причин компания не осуществляла деятельность в течение нескольких лет. Первый договор перестрахования был подписан в данной компании лишь в 1852 г. [4, а691-692]. Это событие ознаменовало собой образование самостоятельной, обладающей отличительными чертами, отрасли бизнеса -перестрахования.

Создание специализированного перестраховочного общества оказало существенное влияние на развитие страхового дела, его техники и методов, так как с его созданием появилась возможность удовлетворять требования оригинальных страховщиков в получении постоянного перестраховочного покрытия. Распространение перестраховочных отношений на различные сферы страховой деятельности в разных странах в значительной степени послужило совершенствованию перестраховочной защиты. Изменялись и развивались как условия и положения договоров перестрахования, так и принципы перестраховочной защиты в целом. Вслед за основанием Колония Ре, в Германии было создано еще несколько перестраховочных обществ. Так в 1880 г. было учреждено перестраховочное общество «Мюних Ре», которое сегодня является одной из крупнейших перестраховочных компаний в мире.

В 1861 г. масштабный пожар в г. Гларус (Швейцария), как и все аналогичные события, очередной раз подтвердил необходимость в страховании и перестраховании. Так, в 1863 г. в Швейцарии было образовано еще одно, ставших одним из крупнейших в настоящее время перестраховочных обществ, - «Свисс Ре» (его учредителями были следующие компании: Гел-веция Дженерал Иншуранс, Кредит Свисс и Баслер Хандельсбанк). Многие иностранные компании уже тогда были заинтересованы в сотрудничестве по вопросам перестрахования с новым перестраховочным обществом, и вскоре были заключены договоры с клиентами-страховщиками из Германии, Италии, Франции, Австрии, Англии, Бельгии и России [8]. Генеральный директор одного из учредителей «Свисс Ре» (Гельвеция Дже-

нерал Иншуранс), г-н Дж.М. Гроссман, очень емко отразил преимущества «профессионального» перестраховочного общества: «... перестраховочная компания имеет возможность больше внимания уделить специфическому методу оценки рисков и развивать этот бизнес более аккуратно и успешно, чем страховая компания, занимающаяся в основном прямым страхованием, и для которой перестрахование является неосновным направлением деятельности» [4, c.693].

В США запреты на осуществление перестрахования не вводились, однако вопросы о применении Морского Акта 1746 г. возникали в практике до Войны за независимость (1775-1783 гг.). В 1837 г. Верховный суд Нью-Йорка подтвердил действительность договора перестрахования. В деле Хон против Мьючуал Сейфти Иншуранс (Hone v. Mutual Safety Insurance) суд признал договор перестрахования договором о компенсации убытков. Данное решение стало использоваться как аргумент в защиту позиции, что перестрахование - это самостоятельный вид бизнеса. Перестрахование развивалось в США достаточно медленно. Деятельности иностранных перестраховщиков в значительной степени препятствовало протекционистское законодательство США: перестраховочные компания для того, чтобы иметь возможность осуществлять деятельность на территории США должны были внести достаточно серьезное обеспечение, что заставляло маленькие компании уходить с американского рынка. Такая тенденция сохранялась в США вплоть до 1930-х годов ХХ века. Послевоенные годы прошлого века были отмечены значительным ростом количества заключаемых перестраховочных операций в связи с благоприятной экономической ситуацией. Бурное развитие перестрахования во многом было связано с развитием страхования жизни, что в 1970-ые годы, а также в начале 1980-ых годов привело к появлению на рынке большого числа мошеннических и притворных сделок. Согласно действовавшему в то время налоговому законодательству заключение сделок по перестрахованию позволяло в значительной степени снизить налоговую нагрузку на компанию, что способствовало заключению большого количества договоров, прикрывающих собой сделки по сострахованию. Однако впоследствии (1980-1990-ые годы) в теории актуарных расчетов ценообразования страхования жизни в США произошел ряд изменений, что привело к значительному увеличению конкуренции среди страховщиков, занимающихся этим видом страхования, и как следствие возросшему спросу на классическое перестрахование.

В начале ХХ века лидирующие позиции на мировом рынке перестрахования занимали компании из Германии, Швейцарии и Великобритании. В ходе первой мировой войны позиции немецких перестраховочных обществ существенно ослабли, но впоследствии в силу накопленного опыта успешной работы и серьезной деловой репутации [13, c. 10-12], они вновь добились лидерства на рынке.

В Швейцарии развитию страхового рынка во многом поспособствовала вторая мировая война. Это было вызвано тем, что только перестраховочные общества в странах, соблюдавших нейтралитет, имели возможность поддерживать деловые отношения с компаниями, находящимися на территории враждующих государств.

После второй мировой войны страховой рынок вновь претерпел существенные изменения. Перестраховочные компании Германии не могли заключать договоры перестрахования с иностранными контрагентами из-за полного разрыва деловых отношений с зарубежными партнерами. Так же по решению Контрольного совета стран-союзниц был введен запрет на размещение активов немецких обществ по перестрахованию в зарубежных странах. С введением в ряде стран Восточной Европы социалистического режима практически прекратились перестраховочные операции в данных государствах, что также существенным образом отразилось на немецком рынке, имевшем тесные связи со странами данного региона.

Следует отметить, что становление и дальнейшее развитие перестраховочных операций во многом определялось экономическим развитием конкретных государств. Процессы глобализации в экономике и постоянно растущая потребность в формировании все больших перестраховочных емкостей обуславливают концентрацию перестраховочного капитала и формирование на современном рынке все более крупных перестраховочных групп (Swiss Re (Швейцария), Zurich (Швейцария), Partner Re (Швейцария), Scor (Франция), Hannover Re (Германия), Munich Re (Германия), Transatlantic (США)).

Подводя итог, отметим, что к середине XIX века в зарубежных странах начало формироваться законодательство, регулирующее страховой и перестраховочный рынки. На этом этапе в большинстве стран национальное законодательство определяло лишь общие рамки, устанавливающие сущность перестрахования, т.е. содержало юридические определения перестрахования и отдельных его видов.

XX век показал, что степень развития перестрахования является отражением степени развития самого страхования, отражением возникших потребностей первичного рынка страхования в перестраховочной защите, которая обусловлена качественным и количественным характером покрываемых страхованием рисков. К концу столетия сформировались региональные перестраховочные рынки, этих регионов. Также можно сделать вывод о том, что процесс становления и совершенствования отношений по перестрахованию имеет существенные различия по странам, имеющие свои характерные черты, которые различаются способами работы со страховщиками, подходами к условиям перестрахования, отношением к отдельным конкретным видам рисков, что связано с экономическими, политическими, историческими особенностями их развития, а также принадлежностью к различным правовым системам.

Список литературы:

1. Bogurdas Jr., John A., Robert H. Moore. Spreading the Risks. - Chevy Chase: Posterity Press, Inc., 2003.

2. Bundesgesetz über den Versicherungsvertrag (Versicherungsvertragsgesetz, VVG) vom 2. April 1908 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admin.ch/ch/d/sr/2/221.229.1 .de.pdf (24.12.2010).

3. Edwin W. Kopf. Notes on Origin and Development of Reinsurance. -New York City: Globe Printing Company, Inc., 1929.

4. Gerathewohl K. Reinsurance Principals and Practice / Translated by Lohn Christopher La Bonte. Vol. II. - Karlsruhe: Verlag Versicherungswirtschaft e.V., 1982.

5. Gesetz ueber den Versicherungsvertrag [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dejure.org/gesetze/0VVG311207 (26.01.2011).

6. Golding C.E. A History of Reinsurance with Sidelights on Insurance. -Second Edition. - London: Waterlow & Sons Ltd. for Sterling Offices Limited, 1931.

7. Briys Eric, Didier Joos de ter Beerst. The Zaccaria Deal - Contract and Options to fund a Genoese shipment of alum to Bruges in 1298 [Электронный ресурс] // Helsinki: XIV International Economic History Congress, August

2006. - Режим доступа: http://www.helsinki.fi/iehc2006/sessions81_124.html (26.01.2011).

8. Swiss Re. Corporate History 1863-1870 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://swissre.com/pws/about%20us/corporate%20history/1863 %20%201870/corporate%20history%201863%20-%201870.html (15.01.2011).

9. Английский закон 1906 г. О морском страховании. - Петроград, 1916.

10. Гун К.К. Страхование в капиталистических странах. - М.: Госфин-издат, 1940.

11. Ингосстрах: опыт практической деятельности: уч. пос. / Под общ. ред. В.П. Кругляка. - М.: Изд. дом Русанова, 1996.

12. Клоченко Л.Н. Правовое регулирование перестрахования: международный опыт // Юридическая и правовая работа в страховании. - М.,

2007. - № 4.

13. Пфайффер К. Введение в перестрахование. - М.: Анкил, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.