Научная статья на тему 'Становление и развитие адатно-правовой системы у горских народов Дагестана'

Становление и развитие адатно-правовой системы у горских народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАТНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ГОРЦЫ / ДАГЕСТАН / МАСЛААТ(ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН) / MASLAHAT(CONCILIATION) / ТУХУМ(РОД) / TUHUM(GENUS) / ADATA LEGAL SYSTEM / MOUNTAINEERS / DAGESTAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаева А.Г.

В статье рассматриваются вопросы связанные со становлением и развитием системы обычного права-адатно-правовой системы у народов Нагорного Дагестана и его внедрения в процесс судопроизводство обозначенных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие адатно-правовой системы у горских народов Дагестана»

Мусаева А.Г. ©

Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Дагестанский государственный институт народного хозяйства

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДАТНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ У ГОРСКИХ

НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы связанные со становлением и развитием системы обычного права-адатно-правовой системы у народов Нагорного Дагестана и его внедрения в процесс судопроизводство обозначенных народов.

Ключевые слова:адатно-правовая система, горцы, Дагестан, маслаат(примирение сторон), тухум(род).

Keywords:adata legal system, mountaineers, Dagestan, Maslahat(conciliation), tuhum(genus).

В начале XIX столетия у горских народов Дагестана были четко сформированные адатные нормы ( Адат (от арабского "адат" — обычаи, привычки) — у тюркских и северокавказских народов, а также у армян — обычное право (то есть право, основанное на обычаях)в научной литературе под понятием адат выражалась совокупность норм обычного права мусульманских народов)), которые регулировали почти всю семейную и общественную жизнь. Весьма ярко адатные нормы выразились в семейно-бытовых отношениях, бракоразводном процессе, в регламентации межсословных отношений и т.д.

По мнению Ф.И.Леонтовича, в дореволюционном Дагестане адат имел троякое значение: обычая, живущего в народном предании; способа разбирательства юридических дел; закона, действующего в определенной местности [8,12] . Видный дагестанский историк профессор М.А.Агларов пишет: «Фундаментальным и наиболее надежным источником по истории общины в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. являются памятники права, составленные как руководства джамаатов и «вольных обществ» в политической и юридической жизни этих образований. Практически все стороны социально- политической организации общин и их союзов, как и правопорядок, включая частично и некоторые нормы и обычаи (обычное право), отразились в адатах» [1,45]. Наиболее известными памятниками обычного права народов Дагестана являются Кодекс законов Умму-хана Аварского (Справедливого), Гидатлинские адаты, Постановления Кайтагскогоуцмия Рустем-хана. Появление кодексов обусловили объективные условия общественной жизни. Кодификация изменила роль и значение обычного права. «Этим самым было покончено с пестротой существовавших адатов. Адаты превратились теперь из неписаного - обычного права в законы, соблюдение которых обеспечивалось государственной властью» [7,45]. При этом были зафиксированы не только существовавшие нормы адатов, но и сформированы немало новых. Изменение старых и создание новых норм адата было результатом социальноэкономических и политических перемен. Мировое соглашение (маслиат) нередко в последующем становилось нормой адата. Большое значение в создании новых норм адата имели судебная практика, решения народных собраний. Составители кодексов выделили для записи самое важное на их взгляд, отсеяв в большей мере нормативы бытового характера. Это было отмечено Б.В.Далгатом, писавшим, что печатные сборники адатов касаются лишь «адатов уголовных или процессуальных», а описания «бытовых, гражданско-правовых [6,67].

После утверждения ислама в Дагестане составление свода адатов различных обществ и союзов происходило на арабском языке. Соответственно в сборники адатов не вошли

©© Мусаева А.Г., 2014 г.

положения, регулируемые шариатом (прежде всего имущественные, брачные и т.д.) Вместе с тем местное своеобразие брачных и наследственных норм, имущественных дел не укрылось за всеобщими правовыми положениями шариата и сохранилось в виде завещаний, отдельных специальных постановлений.

Применение норм адата проявилось также в судоустройстве и судопроизводстве у горских народов Дагестана. Необходимо отметить, что в судопроизводстве у горских народов Дагестана в XIX - начале XX в. наблюдался правовой дуализм.[12,18]. С одной стороны, был суд, где решались дела но традиционному адату, с другой стороны - суд, где судебные дела разбирались по шариату.Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. По нормам адата решались судебные тяжбы, касающиеся наказаний ранения, увечьям, похищения (умыкание) девушек, воровства, грабежа, умышленного поджога, порчи чужого имущества и т.д.отношений. Адат возник и существовал у мусульман в доисламский период. В исламский период за пределами Кавказа адат использовался в части, не противоречащей Корану. На Кавказе целый ряд норм адата использовался наряду с шариатом. Некоторые нормы адата сохраняют свою актуальность и в наши дни. Вся общественно-правовая жизнь народов Дагестана находилась в тесной взаимосвязи с нормами обычного права. Это свидетельствует о том, что господствующие представления об обычном праве как о совершенно неразвитой системе нормативного регулирования в обществе, представляющей интерес исключительно как явление прошлого, несостоятельны. В Дагестане и поныне сильны позиции адатов в сфере брачно-семейных отношений, в регулировании наследственных межличностных споров. В то же время эти позиции почти полностью вытеснены из сферы регламентирования уголовно-правовых отношений, хотя нередко для разрешения межличностных и тухумных конфликтов прибегают к услугам авторитетных посредников, оперирующих при разбирательстве спора, как правило, адатами и обычаями. Это сродни набирающему в современном мире популярность институту медиации, только здесь в роли медиаторов выступают авторитетные представители общины-джамаата, как правило это люди преклонного возраста с незапятнанной репутацией,цель которых привести конфликтующие стороны к маслаату (маслаат-третейство). Маслаат -маслахат слово арабское и в переводе означает общее благо, выгода, в интересах сторон[3,123].

Как отмечал А. С. Омаров: «Маслагат настолько определяет начала дагестанского обычного права, что к разбирательству уголовных и гражданских дел приступали лишь после попыток примирения тяжущихся сторон»[13]. Маслаат играл важную роль в формировании адатов. Маслаат проводили при разбирательстве различных уголовных и гражданских правонарушений. Отсюда следует, что обычное право является настоящим правом,

нашедшим свое отражение в адатах, правах, привычках, традициях и этических нормах народов Дагестана.

Леонтович Ф.И. характеризует маслаат как «первичную форму образования адатов», «первичную стадию в процессе образования адатов».[8,4] Однако, некоторые исследователи обычного права не согласны с такой позицией, считая маслаат лишь «первичной стадией судебного процесса, предшествовавшей собственно адатскому суду»[12,32].Они утверждают, что маслаат был просто примирением между «тяжущимися сторонами и не имел обязательного характера для всего рода». [5]

Обычно-правовые нормы у народов Дагестана не всегда имеют четкие границы. Они могут быть обозначены во многом условно, в ходе аналитической деятельности. Иначе и не могло быть, поскольку обычное право постоянно черпало регулятивное содержание и обогащалось за счет норм обычаев, происходило как бы непрерывное «переливание» обычаев в обычно-правовые нормы.

В структуре обычного права горских народов Дагестана доминирующее положение занимали вопросы имущественной ответственности. Любая форма отклонения поведения от признанных общественных норм, в том числе и нравственных, могущая нанести

материальный и моральный ущерб, связывалась с несением имущественной

ответственности. Сеть такой ответственности имела большой диапазон, множество вариантов и форм.

Относительно же этих правил в их кодифицированной форме можно с полным основанием утверждать, что регуляция обыденной жизни, конечно, не сводилась только к ним.[1,29].Вот почему по отношению к документам и материалам о нормативно-правовом регулировании у народов Дагестана можно и, вероятно, нужно употреблять понятие "обычное право", как в "старом" его варианте (т.е. более широкая сфера норм и обычаев, чем собственно правовые), так и в современном (т.е. кодифицированные и санкционированные властью обычаи, начинающие приобретать характер письменных законов).

Исследование обычного права народов Дагестана позволяет сделать вывод о том, что в обычном праве находят четкое отражение понятия умысла и неосторожности, пособничества, стадии преступления, учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Это хорошо видно по правовой системе Имамата, где имам Шамиль создал уникальную систему права и издал низами. В обычно-правовых нормах Дагестана, несмотря на их консерватизм, происходили изменения. Одни из них, сохранив старые формы, меняли содержание, другие перестали существовать, а третьи возникали вновьх[12,15].

Развитие общественного и государственного строя России, ее права на различных этапах не могло не отразиться на правовой системе в Дагестане. В Дагестане адаты, шариат действовали параллельно с имперским правом. В административно-судебную практику Дагестана были введены ранее здесь неизвестные нормы российского законодательства.

Новые для Дагестана правовые нормы часто содержались в указах. Документы из архивов в их совокупности и разнообразии позволяют составить представление о довольно богатом и разнохарактерном опыте контактов российской государственной власти с народами Дагестана, в том числе, опыте, учитывавшем сложившиеся в среде дагестанцев нормативно-ценностные и поведенческие стереотипы, взгляды, отношения и практиковавшиеся здесь способы и формы разрешения конфликтов и споров, т.е. вышеупомянутый маслаат.

Что касается административно-территориального устройства народов Нагорного Дагестана, то как известно, сельская община имела большое хозяйственно-адмистративное значение, поскольку в ее распоряжении находились пастбища и леса, занимавшие в экономике Дагестана важнейшее место. Вследствие этого в течение столетий в общинах выработались правовые обычаи, регулирующие административно-хозяйственные отношения. Несмотря на многообразие, вызванное конкретными местными условиями, эти адаты, отразившие определенный уровень социально-экономического развития, и, следовательно, основанные на одинаковых правовых началах, весьма сходнымежду собой[4,34].

Территориальные, аульные и окружные суды обыкновенно, кроме возмещения вреда потерпевшему и штрафа в его пользу, присуждали неправого ответчика уплатить штраф в пользу общины.

В организации суда горцев Северного Кавказа имеется сочетание пережитков непосредственного народоправства с классовым государственным судом.

Адат утвердился в Дагестане, попытка исключения адата из сферы общественной жизни поддержки в массах не получила. Адат был гибок, легче приспосабливался к изменениям в условиях жизни общества, оставлял простор для законодательной инициативы, источником которой выступал прецедент; развивалось казуальноеправох[2,15].

Полиюридизм - характерная особенность дагестанской судебной системы. Все дела решались на основе существовавшего обычая, а дела совести и бракоразводные - по шариату[10,105].

При этом адат (обычное право) выступал как устоявшаяся юридическая система, основанная на традициях и обычаях народа. Вместе с тем сохранение и функционирование традиционных общественных институтов - свидетельство их живучести и гибкости: порой они видоизменялись, но продолжали существовать.Допускалось применение норм обычного

права (адатов) и шариата в судопроизводстве, но окончательно решения по всем судебным делам утверждались военнымисудами[8,198].

Не умаляя значения общетеоретического и исторического исследования обычного права, следует подчеркнуть, что ожидания практической отдачи от этого требуют привлечения к его осуществлению политологов, юристов, цивилистов, криминологов. Последние, используя современный уровень знаний в соответствующей отрасли права, общечеловеческие достижения передовой юридической мысли, должны стремиться к выходу на практические рекомендации по повышению эффективности правового регулирования общественных отношений в субъектах Федерации с учетом их местных особенностей.

В равной степени важен взгляд на адат, и в целом на право народов Дагестана, и с позиции генезиса этого феномена общественного сознания и практики, и в аспекте изучения опыта взаимоотношений государства и традиционных обществ, а также с точки зрения оценки степени отражения зафиксированными нормами обыденной практики порядка социального регулирования явлений реальной жизни с учетом их использования в правотворчестве Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации.

Литература

1. АгларовМ.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М., 1988. С. 29.

2. Азизова П.М. Каралал в XIX - начале XX в.: (Исследование социально-экономического развития и политического устройства): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук.Махачкала: 2009.22 с

3. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. М., 1989.С.443.

4. Бекишиева С.Р. Правовая система Дагестана: вопросы теории и практики: Монография. Махачкала, 2005. 184 с

5. Гусейнов Ю. М. Нормы ада га в судопроизводстве кумыков в XIX веке.//Исторические, философские, политические и юридические науки... -2014.-№3.-С 23-27

6. ДалгатБ.К. Материалы по обычному праву даргинцев // РФ ДНЦ РАН, ф.5, оп., д.40.

7. Исмаилов М.А. Обычное право. Махачкала, 2004. С. 198

8. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1883. Вып.1. С. 12.

9. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII -начале XIX в. Махачкала, 1957. С. 105.

10. Магомедова З.А.Кандидатская диссертация: Место и роль Абдурахмана-Хаджи Ас-Сугури в истории Накшбандийскоготариката в Дагестане (XIX в.) (2008).25с.

11. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: исторические судьбы юридического плюрализма на северном Кавказе.М. 2002. С. 32.

12. Мусаева А.Г.Преобразования в хозяйственно-экономической структуре горцев Нагорного Дагестана в XIX-начале XX вв.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала: 2010.22с.

13. Омаров А.С. Горский адат Дагестана как исторический источник. Махачкала. 1961.// РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп. 1. Д.74. Л.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.