№ 2. С. 35-40; Терроризм в современной России: состоя- 16. Кузнецов Ю., Никольский В. Введение в теорию
ние и тенденции («круглый стол») // Социс. 2001. № 5. С. национальной безопасности. М., 2003 // http://www.i-u. 3-11. m/ЫЫю/archrve/kusnecov_wedeme/06.aspx
УДК 340.15
Исаев Ш.М.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ОБЫЧНОГО ПРАВА ДАГЕСТАНА
На основе изучения адатных списков южноаварских общин автором выявлены основные виды источников формирования обычного права Нагорного Дагестана XV-XVIII вв.
On the basis of study of adat (custom) lists of the South-Avar communities the author points out the main types of the sources offormation of Mountain Dagestan common law in XV-XVIII centuries
Ключевые слова: юридические обычаи, юридические предания, судебные прецеденты, постановления общинных властей, рецепции шариата, адатные списки, завещание, списки податей.
Key words: legal customs, legal legends, judicial precedents, resolutions of communal powers, reception of shariat, adat (custom) lists, testament, taxes lists.
В своих истоках обычное право является универсальной правовой системой, включающей в себя, наряду с правовыми, этические и религиознообрядовые нормы.
На этой стадии его формирования не всегда возможно даже их дифференцировать. Поэтому в историко-юридических исследованиях предложено понятие мононормы [1, с. 215] для обозначения этих первичных, исконных, синкретических норм, регулирующих жизнь архаических первобытных коллективов.
Следует добавить, что и с развитием дифференциации обычного права какая-то часть мононорм продолжает пережиточно существовать в общественном сознании, относясь к архаическому ядру позднейших адатных систем.
В дальнейшем исследовании мы сознательно исключаем из анализа нормы моральные, обрядовые, этические, сосредоточив внимание исключительно на адатных нормах правового характера.
В этих адатных системах на поздней стадии их бытования уже отчетливо выделяются такие юридические (правовые) подразделения, которые можно отнести к сфере уголовного, имущественного, семейного и т.п. права.
Следует обратить внимание и на разные уровни применения этих норм. Часть их относится к внутрисемейной жизни, другие - к регулированию отношений в родственных объединениях (туху-мах), затем следуют нормы, регулирующие отношения внутри общины или общинного союза. Тем
не менее все это части единой, вполне сформировавшейся адатной системы.
С одной стороны, на поздних стадиях развития традиционного общества (XVII в.) легко обнаружить моменты сходства и совпадения в адатах разных общин Дагестана [2]. С другой же - видно, что многочисленные рецепции шариата и другие новации отражают высокий уровень социального развития традиционного дагестанского общества: не случайны поэтому многочисленные примеры письменной фиксации общинных адатных систем и появление общинных адатных сборников, нередко с признаками, характерными для настоящих адатных кодексов, т.е. распределения или группировки тех или иных норм по критериям правовых подразделений. Это свидетельствует о назревшем переходе дагестанского общества XVII в. «от обычая к закону» (терминология М.М. Ковалевского).
Другим признаком зрелости традиционного права этого времени является оформление своеобразных юридических органов и институций. Самой распространенной и первичной ступенью были сельские суды. Подробное описание их дал А.В. Комаров в предисловии к адатам Дагестанской области и Закавказского округа [3, с. 7-8]: это периодически собиравшиеся коллегии чаще всего пожилых людей, компетенция которых в местных адатах была общепризнанной. Они решали все текущие конфликты и дела уголовного, семейного и имущественного характера.
Дела более серьезного порядка, в том числе касавшиеся конфликтов между сельскими общинами, решались на уровне совета старейшин, в который входили представители отдельных сел, составлявшие коллегию управления сельского союза («джа-маат» в узком смысле слова). Эта коллегия обладала и апелляционными полномочиями, могла пересматривать частные решения сельских адатных судов.
Наконец, следует отметить сформировавшуюся в Дагестане своеобразную адатную систему третьего уровня - признание высших апелляционных и арбитражных полномочий в сфере адатного права за несколькими селами Нагорного Дагестана. Аналогии этому нам не удалось найти в практике применения обычного права в других странах. В случае особой сложности адатных дел либо конфликтов между общинными союзами борющиеся стороны по обоюдному согласию передавали свое дело на арбитраж (третейство) одного из таких сел, старейшины которого традиционно считались наилучшими знатоками адатов в этой части Дагестана. Таким образом, вокруг каждого из подобных сел формировались своего рода «судебные округа» по адатному праву, обладавшие высшими апелляционными полномочиями.
Хотя первичными источниками обычного права являются мононормы, отражающие архаические отношения доклассового, первобытного коллектива, однако с развитием традиционного общества к этому первичному ядру добавляются нормы более современные, восходящие к другим источникам обычного права. В первую очередь, это решения, сформировавшиеся в соседской общине, принятые общинными собраниями. Это также решения общинного суда, приобретавшие прецедентное значение. Сюда же следует отнести и отдельные моменты договоров с соседними общинами, а также третейские решения - либо верховных третейских судов, упоминавшихся выше, либо решения отдельных феодальных владетелей, выступивших в роли арбитров (см. Кайтагские адаты). Начиная с XV в. все более и более прослеживаются и рецепции шариатских норм. Таковы основные источники и механизм формирования обычного общинного права Дагестана ХУ-ХУП вв.
Рассмотрим их более подробно.
В прежние времена, когда не было письменно зафиксированных норм, в обществе функционировали социальные изустные нормы. Ещё раньше были мононормы - исходные нормы, не подразумевавшие принуждения; они были ещё не дифферен-
цированы. Не всегда можно выделить там чисто правовое содержание, отличающееся от моральных или ритуальных норм, и всё это на фоне некоторых установок, рекомендаций и т.п. Столь же неопределённой была и их местная принуждающая основа. Так, умышленное убийство нередко имело последствия на уровне этикета (общественное осуждение).
Правовые обычаи - это более высокая ступень общественного сознания. Оставаясь изустной, эта регламентация достаточно чётко отличается от соседствующих адатных норм (ритуальных, этикетных). Не охватывая всей широты сферы общественных отношений, правовые обычаи регламентируют такие важнейшие стороны жизни общества, как защита личности и её прав, защита традиционных отношений, общественных, семейных, наследственных прав и т.п.
На этапе развития традиционного общества, когда возникает потребность в замене изустного их бытования на более точную и постоянную письменную фиксацию, появляется памятник обычного права (в виде адатного списка). Если его нормы структурируются по подразделениям (отраслям), то это кодекс.
Правовые предания также бытуют с допись-менных времён, передаваясь изустно из поколения в поколение. Обычно они служат поясняющей преамбулой для той или иной нормы или правового обычая, чаще в аспектах их происхождения. Хорошим примером служит преамбула к Гидатлинским адатам [4, с. 7-14]. Своеобразным правовым преданием служит концовка «Кодекса Рустем-хана» [5, с. 64]. Его установки о необходимости строго следовать нормам «Кодекса» и принуждать к справедливости включают краткий намёк на предание об Ануширване Хосрове, широко известное в переднеазиатской литературе. Сущность его в том, что хотя Хосров и не был мусульманином, однако вследствие высокой справедливости его правления после смерти тело его не подверглось разложению и было сохранено землёй.
Чаще всего правовые предания не отображаются в текстах адатов (устных или письменных), а бытуют параллельно с ними, в виде комментирующих их традиционных изустных компонентов.
В 1727 г. к члену комиссии по установлению русско-турецкой границы И. Герберу явились парламентёры Умма-нуцала Аварского с предложением: в процессе разграничения включить Аварское ханство в состав Российский империи. И. Гербер уклонился от ответа, сказав им, что не наделён пол-
номочиями для решения таких важных вопросов. В ответ посланцы заявили, что такого решения от него и не требуется. Они объяснили: их земля входила в состав этого большого государства, что подтверждается письменным документом. И. Герберу было предъявлено «Письмо укрепительное» [6, с. 114] о том, что некий Бахти-хан, пришедший из Ча-гатая, закрепивший за собой Казань и Астрахань в XIV в., возвращает нуцалу его престол и закрепляет за ним верховную власть на его земле.
И. Гербер понял, что посланцы отождествляют Золотую Орду с Российским государством. Парламентёры рассказали предание, являющееся как бы историко-правовым комментарием предоставленного ими документа: в давние времена подданные и вассалы нуцала обратились к Бахти-хану, и тот сумел вернуть его на аварский престол и гарантировать ему власть.
Этот эпизод свидетельствует, что изустное предание может выступать комментарием - преамбулой к письменным документам.
Судебные прецеденты. Нередко удачное постановление общинного суда или же суда правителя по какому-либо конкретному делу становилось юридическим прецедентом, т.е. своего рода образцом разрешения последующих аналогичных дел. Подобные явления широко распространены в юридических памятниках феодального периода во всех странах мира. Дагестан в XVII в. в этом смысле не был исключением. В большинстве исследованных нами адатных списков факты прецедентного права достаточно часты.
Постановления общинных властей. Постановление общинных властей (народного собрания или совета старейшин), принятое по какому-либо конкретному поводу, со временем приобретало бессрочный характер и превращалось в правовую норму. Наиболее частые и убедительные примеры такого рода можно найти в обеих редакциях Адатов Андалала [7], хотя встречаются и в других адатных списках.
Рецепции шариата стоят особняком. Строго говоря, этот источник резко отличается от всех других предыдущих источников, хотя и имеет много общего с изустными общинными нормами, возникавшими в разные времена и по разным поводам в горах средневекового Дагестана. Однако, с другой стороны, в изученных адатных «кодексах», бесспорно, наблюдается формирующее влияние норм и принципов шариатского права. В особенности это относится к имущественному, семейному и наслед-
ственному праву. Наиболее наглядно это прослеживается начиная с XVIII в., и в дальнейшем оно только усиливается. Это явление объясняется, с одной стороны, достаточно глубоким укоренением ислама в горском обществе (джамаате), а с другой - достаточно высоким уровнем развития этого общества и усложнением общественных отношений: общие правовые принципы явно берут верх над локальными частными особенностями.
Адатные списки. По ходу развития общественных отношений в Дагестане неизбежно должен был наступить момент, когда письменная фиксация изустных социальных норм становится настоятельной, неотложной.
М.М. Ковалевский в конце XIX в. считал, что именно в моменты письменной фиксации норм обычного права общество делает свой первый шаг от обычая к закону.
По-видимому, первым нашло письменное отображение право собственности.
Наиболее ранний источник такого рода лежит за пределами Нагорья. Это - обнаруженная генералом Н.В. Комаровым в конце XIX в. в Дербенте надпись 1300 г. о дарении питьевой воды её хозяином местной «Чапар хане» [8, с. 114-115]. Другие акты подобного рода также свидетельствуют либо о дарении, либо о принадлежности объектов недвижимости, собственности. Более поздняя, но также правовая надпись о фиксации границ Курахского союза сельских обществ и верховенства Курахского джамаата над этой территорией относится к 1356 г. [8, с. 119, 196-198, 287].
Примерно в это же время появляются письменные завещания, составление которых соответствует шариатским нормам. Текст такого завещания (1348) найден в Табасаране (но относится он к Кайтаг Дар-го).
Из этого явствует, что общественная потребность фиксации имущественных отношений соответствовала политико-правовому развитию горского общества, по крайней мере, уже с XIV в. Среди памятников следующих двух-трёх веков умножаются находки текстов такого рода, как и знаменитое Завещание Андуника 1485 года [9]. Это свидетельствует об усилении тенденции правового закрепления имущественных отношений. Что касается фиксации адатных норм, то из известных на сегодняшний день записей такого рода наиболее старая - хунзахская - относится к 1575/76 г. [10, с. 222].
Очевидно, в XVII в. нормы местного общинного права, бытовавшие до тех пор изустно, начинают
повсеместно записываться. Из этого можно сделать вывод, что горские общинные связи XVII в. достигают уже столь высокой степени развития, что их сложившиеся общественные отношения настоятельно требуют письменного закрепления. Иными словами, быстро и повсеместно стали оформляться письменные адатные нормы и их памятники - адат-ные списки. В дальнейшем они составляют одну из двух мощных правовых ветвей характерного для Дагестана биюридизма - другой его ветвью стало шариатское право. По этой теме накоплен целый ряд исторических, этнографических и юридических работ. Среди них, прежде всего, следует отметить основательный труд М.А. Агларова [11], что избавляет нас от необходимости подробно разбирать феномен биюридизма в Дагестане, который исследуется со времён А.В. Комарова и М.М. Ковалевского до наших дней.
Довольно часто эти письменные памятники именуются в работах современных исследователей кодексами, что вынуждает нас принять этот термин лишь условно. Такие сборники, как «Кодекс Рустем-хана», строго говоря, кодексами в точном смысле этого термина называть не принято. Кодексами называют такие сборники юридических норм, где эти нормы сгруппированы по видам. В дошедших до нас Адатных сборниках Нагорного Дагестана этого мы пока не видим, и ожидать такового от памятников средневекового Дагестана было бы презентизмом.
В лучшем случае там можно обнаружить лишь первые шаги такой систематизации. Таким образом, используемый для их обозначения термин «кодексы» мы применяем лишь условно, осознавая это, но отдавая дань уже сложившейся исследовательской традиции.
Следует отметить, что некоторые из этих сборников бытуют в нескольких вариантах. Таковы «Кодексы Рустем-хана» [12] и адаты Андалала [7]. Но если варианты «Кодекса Рустем-хана» различаются лишь по языку (арабский, кайтагский) и времени их фиксации, то варианты адатов Андалала различны по их полноте и особенностям содержания. Последнее обстоятельство даёт нам право выделить две редакции адатов Андалала: Краткую (начало XVII в.) и Пространную (конец XVII или рубеж XVII -
XVIII вв.)
Завещание. Из имеющихся в распоряжении историков дагестанских средневековых завещаний наше внимание привлекло известное завещание аварского правителя второй половины XV в. Ан-
дуника, сына Ибрагима. Это завещание дошло до нас в нескольких списках [13]. Следует отметить, что данный акт стоит особняком для этого периода. Его особенности позволяют рассматривать его как совершенно особую разновидность актов частнопубличного характера.
Списки податей. Если не считать известного отрывка из Тарих-Дагестана, повествующего о податях легендарному доисламскому нуцалу Суракату [14] (без каких-либо количественных и локальных характеристик), то наиболее ранним памятником такого рода является Список податей Шамхалу и Крым-Шамхалу (около конца XV века) [15].
Этот источник достаточно подробно исследован Т.М. Айтберовым [16], к тому же его позднейший вариант, помещённый в «Тарих-Дагестан», уже не раз привлекал внимание ведущих исследователей истории Кавказа.
Гораздо менее изучен был, с нашей точки зрения, Список податей Аварским ханам [17]. На первый взгляд, это выглядит парадоксально, так как источник этот довольно известен историкам, а перевод в разных публикациях был осуществлён в 40-х годах ХХ в. Однако до недавнего времени приходилось констатировать весьма слабую изученность этого важного историко-правового источника из сферы налогового права, уходящего своими корнями в XVII-XVIII вв. Автор данной статьи постарался преодолеть этот недочет [18, с. 86-87].
В итоге можно прийти к выводу, что адатные списки XVII-XVIII вв. Нагорного Дагестана отражают далеко не первобытный уровень развития дагестанского традиционного общества. Это, бесспорно, достаточно дифференцированное общество с выраженной сословной стратификацией, с чертами иерархии. Здесь вполне успели оформиться и основные атрибуты своеобразной государственности, к числу которых можно отнести и письменную фиксацию сложившихся систем местного обычного права.
Литература
1. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
2. Гидатлинские адаты / Подг. к печати Х.-М. Ха-шаев и М.-С. Саидов. Махачкала, 1957; Магомедов Р.М. Памятник истории и письменности даргинцев XVII в. Махачкала, 1964; Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. // Архивные материалы / Сост.: предисл. и примеч. Х.-М. Хашаева. М., 1965; Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним (с приложениями) // Сборник
сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. 1; Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы / Сост. А.С. Омаров. Махачкала, 1968.
3. Комаров А.В. Указ. соч.
4. Гидатлинские адаты. Махачкала, 1957.
5. Магомедов Р.М. Памятник истории и письменности даргинцев XVII в. Махачкала, 1964.
6. Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль Западного берега Каспийского моря. 1728 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв.: Архивн. материалы / Под. ред. М.О. Косвена иХ.М. Хашаева; Отв. ред. М.О. Косвен. М., 1958.
7. ХашаевХ.-М. Общественный строй Дагестана в
XIX в. М., 1961. Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. ...
8. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. На арабском, персидском и турецком языках / Тексты, пер., коммент., введ. и прил. Л.И. Лаврова. М., 1966. Ч. I.
9. Айтберов Т.М. Материалы по истории Дагестана XV-XVII вв. // Восточные источники по истории Дагестана: Сборник статей и материалов. М., 1980. С. 83-88; Шихсаидов А.Р. Завещание Андуника нуцала» (к вопросу об изучении) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 1998. Вып. I. С. 89-96.
10. Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы / Сост. А.С. Омаров. Махачкала, 1968.
11. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. Исследование соотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса. М., 1988.
12. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним (с приложениями). С.80-88; Магомедов Р.М. Памятник истории и письменности даргинцев XVII в. С. 27-33; Из истории права народов Дагестана. С. 176-196.
13. Айтберов Т.М. Материалы по истории Дагестана XV-XVII вв. Шихсаидов А.Р. Завещание Андуника нуцала» (к вопросу об изучении).С. 91.
УДК 340
14. Извлечение из истории Дагестана, составленное Мухаммад Рафи // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1871. Вып. V С. 11-12; Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Мухаммада Рафи (К вопросу об изучении) // Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования: Ежегодник. 1972. М., 1977. С. 105.
15. Извлечение из истории Дагестана, составленное Мухаммад Рафи. С. 22-24; Айтберов Т.М. Сведения по экономической истории Дагестана XV в. в «Перечне повинностей, которые получали Шамхал и Крым-Шамхал» // Письменные памятники и проблемы истории и культуры народов Востока: XVI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. М., 1979. Ч. 1. С. 4-5; Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Мухаммада Рафи (К вопросу об изучении). С. 109-110; Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 102-103.
16. Айтберов Т.М. Сведения по экономической истории Дагестана XV в. в «Перечне повинностей, которые получали Шамхал и Крым-Шамхал.
17. Материалы по истории Дагестана и Чечни. Т.
III. Часть 1. 1801-1839 г. / Том подготовлен к печати Г.Е. Грюнберг и С.К. Бушуевым. Вступ. ст. С.К. Бушуева. Махачкала, 1940. С. 186-196; Хрисанф. Сведения о Аварском ханстве. 1828 г. // История, география и этнография Дагестана XVIП-XIX вв.: Архивные материалы / Под ред. М.О. Косвена и Х.-М. Хашаева. М., 1958. С. 165-174; Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-е гг. XIX века: Сб. документов. Махачкала, 1959. С. 15-19.
18. Исаев Ш.М. Податные списки аварских ханов как историко-правовой источник // Вестник Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 2005. № 21.
Павкин Л.М.
ВОПРОСЫ БЮРОКРАТИИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА И ПРАВА В МИРОВОЗЗРЕНИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО (К 190-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского)
Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов мировоззрения Ф.М. Достоевского. В частности, речь идёт о взглядах Ф.М. Достоевского по вопросам бюрократии, общественного идеала и права.
The article is devoted to the consideration of some aspects of the conception of the world of F. M. Dostoewsky. The article considers in particular Dostoewsky's viewpoints with regard to bureaucracy, social ideal and law.