Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ (1887-1917)'

СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ (1887-1917) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / ИЗРАЗЦОВ / АРГЕНТИНА / СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ В БУЭНОС-АЙРЕСЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Правоторов Борис Александрович

Статья посвящена изучению истории строительства православия в Южной Америке. В статье рассматривается деятельность православной церкви в Южной Америке с 1887 г., когда местные православные общины обратились к российскому императору Александру III с просьбой открытия первой православной церкви в Южной Америке, по 1917 г., когда Российская империя прекратила свое существование. Основное внимание уделяется деятельности протоиерея Константина (Изразцова), при котором православная церковь стала играть важнейшую роль в деле адаптации эмигрантов к другой этнической, религиозной, культурной среде, став одним из центров славянской и православной эмиграции в странах Южной Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND ACTIVITY OF THE ORTHODOX CHURCH IN SOUTH AMERICA (1887-1917)

The article is devoted to the study of the history of the construction of Orthodoxy in South America. The article examines the activities of the Orthodox Church in South America since 1887, when local Orthodox communities turned to the Russian Emperor Alexander III with a request to open the rst Orthodox Church in South America, until 1917, when the Russian Empire ceased to exist. The main focus is on the activities of Archpriest Konstantin (Izraztsov), under whom the Orthodox Church began to play a major role in the adaptation of emigrants to other ethnic, religious, and cultural environments, becoming one of the centers of Slavic and Orthodox emigration in South America.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ (1887-1917)»

УДК 271.2(82) ББК 86.372(7Арг)

Б.А. Правоторов

Становление и деятельность православной церкви

в Южной Америке (1887-1917)

Статья посвящена изучению истории строительства православия в Южной Америке. В статье рассматривается деятельность православной церкви в Южной Америке с 1887 г., когда местные православные общины обратились к российскому императору Александру III с просьбой открытия первой православной церкви в Южной Америке, по 1917 г., когда Российская империя прекратила свое существование. Основное внимание уделяется деятельности протоиерея Константина (Изразцова), при котором православная церковь стала играть важнейшую роль в деле адаптации эмигрантов к другой этнической, религиозной, культурной среде, став одним из центров славянской и православной эмиграции в странах Южной Америки.

Ключевые слова: православная церковь, русская эмиграция, Изразцов, Аргентина, Свято-Троицкий храм в Буэнос-Айресе

Первая половина XIX в. знаменуется началом регулярных поездок русских путешественников в страны Южной Америки1. Во время одной из экспедиций, а именно во время кругосветного плавания 1817-1819 гг. под командованием В.М. Головнина произошел курьезный случай, который показывает, что «вопрос» православия встал в Южной Америке еще задолго до переселения на континент русских поданных и строительства первой православной церкви. Ф.П. Литке, участник того кругосветного плавания, в своих мемуарах вспоминал о поведении перуанцев, когда они увидели распятие, висевшее в каюте капитана. Они «весьма радовались, как будто тогда только узнавали, что мы христиане; показывали кресты, которые они носят на шее, желали видеть наши, целовали их, заставляли целовать свои и, наконец, сами нас обнима-ли»2. Таким образом, можно понять, что местное население стран Южной Америки не знало о православии и вероисповедании русских поданных в первой половине XIX в.

© Правоторов Б.А., 2021

Буйнова К.Р. Русские путешественники в Латинской Америке в XIX - первой трети XX в.: эволюция представлений: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2014. С. 4. Там же. С. 141.

2

Массовая же эмиграция из России в страны Южной Америки, в основном в Аргентину и Бразилию, началась в конце 1870 - начале 1880-х гг.3 Ее называют либо «первой» волной эмиграции, либо «трудовой» эмиграцией4. Первыми иммигрантами были поволжские немцы и евреи, которые основали несколько своих колоний в Бразилии и Аргентине.

В 1885 г. между Россией и Аргентиной были установлены официальные дипломатические отношения. Чрезвычайным посланником и полномочным министром России в Аргентинской республике был назначен посланник Российской империи в Бразилии А.С. Ионин. Благодаря его активности в Аргентине укоренилось православие5.

К тому моменту в Аргентине и Уругвае образовались православные диаспоры греков, славян (далматинцев, сербов, черногорцев), румын и болгар. Также в Аргентине существовала большая диаспора сирийцев. Русских православных в Аргентине было не более полдюжины, и они были рассеяны по всей стране6. Отсутствие православной церкви ущемляло интересы вышеуказанных диаспор. Католическая церковь, пользуясь своей ведущей ролью, склоняла православных к переходу в католичество7.

1 октября 1887 г. местные православные, среди которых было несколько русских, обратились к российскому императору Александру III с просьбой об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. Данную инициативу поддержали А.С. Ионин и обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев.

14 июня 1888 г. Александр III подписал указ об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе при Императорской миссии Российской империи. Церковь располагалась в трех комнатах наемного дома. Ее настоятелем стал священник М. Иванов8. Церковные принадлежности (престол, иконостас, церковная утварь, одежды и т. д.) были присланы из Мадрида, где ранее существовала подобная церковь при дипломатической миссии9.

1 января 1889 г. на южноамериканском континенте была отслужена первая православная литургия, было совершено несколько крещений и бракосочетаний. Радость православных насчет открытия храма была недолгой, поскольку спустя всего лишь год после первой литургии, в 1890 г., церковь оказалась на грани закрытия. Между священником Ивановым и одной из славянских общин произошел конфликт, что привело к временному прекращению служб и финансовых поступлений со стороны местных общин10. Данная ситуация привела к тому, что священник Иванов был вынужден вернуться в Россию.

В 1891 г. по решению Священного Синода настоятелем церкви был назначен протоиерей Константин (Изразцов)11. Он родился в семье бедного священника Тверской епархии, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1888 г. о. Константин стал псаломщиком при Императорской миссии в Гааге, где его произвели в сан диакона. В апреле 1891 г., как было сказано выше, Изразцов был назначен настоятелем Русской Православной церкви в Буэнос-Айресе при Императорской Российской миссии в Южной

Дементьев А.А. Падение самодержавия и русские эмигранты в Аргентине // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. № 4. С. 1209.

4 Мухачев Ю.В. Из истории становления русской общины на латиноамериканском континенте // Русское зарубежье: история и современность. 2016. С. 174-175.

5 Бородаев В.А. Русские православные ортодоксы и старообрядцы в Латинской Америке // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 5 (83). С. 176.

6 Ивашевич А. Апостол Южной Америки - протопресвитер Константин Изразцов. 20042015 [Электронный ресурс]. URL: http://ricolor.org/rz/latin_ amerika/argentina/mp/2/ (дата обращения 25.05.2020).

7 Мосейкина М.Н. Отец Константин Изразцов и его роль в судьбе русской эмиграции в странах Латинской Америки // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2009. Т. 2. № 19. С. 63.

8 Хмыров Д. Спорные вопросы истории РПЦЗ (1920-1945) / Вступл. Ю.К. Руденко. СПб.: Изд-во СПбГУ 2014. С. 131.

9 Изразцов К.Г. Православная церковь в Буэнос-Айресе при Императорской миссии в Южной Америке. СПб.: Синод. тип., 1904. С. 16.

10 Письмо министра иностранных дел России Н.К. Гирса поверенному в делах России в Бразилии П.М. Богданову об интересах России в Латинской Америке, и в частности в Аргентинской Республике // СССР (Россия) - Аргентина: Страницы истории, 1885-1986: Документы и материалы / М-во иностр. дел СССР, М-во иностр. дел и культа Аргентин. респ.; [Редкол.: Сов. часть: Э.А. Шеварднадзе и др., Аргентин. часть: Д. Капуто и др.]. М.: Политиздат, 1990. С. 29-30.

11 Косик В.И. Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии: Материалы к словарю-справочнику. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманит. ун-т, 2008. С. 165.

Америке. Спустя несколько дней после этого протоиерея К.Г. Из-разцова произвели в сан священника. Кроме того, до 1917 г. о. Константин являлся русским дипломатическим представителем в Буэнос-Айресе12.

Прибыв в Буэнос-Айрес и увидев воочию состояние храма, которое не соответствовало «величию и мощи дорогой родины», о. Константин поставил себе целью «воздвигнуть в Аргентине Русское Святилище, которое могло бы поднять родное православие на подобающую ему высоту и дало бы настоящее правильное понятие о чисто русской вере для жителей далекой Южной Америки.. .»13.

В 1895 г. произошло два знаменательных события в истории Русской православной церкви в Аргентине. Первое - 4 июня 1895 г. на место А.С. Ионина был назначен М.Н. Гирс, который перенес свою резиденцию из Рио-де-Жанейро в Буэнос-Айрес, что «внесло много оживления в церковную жизнь»14. Таким образом, в Аргентине была учреждена постоянно действующая русская миссия в Буэнос-Айресе. Второе событие - это открытие 18 июня того же года приходской школы при посольской церкви15. Обучением в школе занимался сам о. Константин, псаломщик и жена священника. Дети обучались в школе чтению, письму, молитвам, Священной истории, церковному пению и счислению. Обучение в основном велось на испанском, но из-за пестрого национального состава оно также проводилось на славянском, греческом и арабском языках16.

Изразцов активно искал источники финансирования для строительства нового православного храма. Священнослужитель понимал, что местные православные не могли себе позволить вкладывать большие суммы в дело строительства, поэтому о. Константин был вынужден обратиться за помощью к соотечественникам. Так, например, на протяжении нескольких лет он высказывался в «Церковных ведомостях» о необходимости поддержать строительство храма17. Обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев услышал просьбы Изразцова и выделил ему 18 100 руб. из церковных средств Синода. Этих средств хватило на покупку земли, но нужны были еще деньги на строительство самого храма.

Во время своего отпуска в России в 1897 г. о. Константин призвал к «общенародному сбору средств для построения храма в далекой Аргентине»18. Он лично ездил по городам страны и собирал пожертвования. Более того, К.Г. Изразцову удалось добиться аудиенции у императора Николая II, который лично пожертвовал 5000 руб. на строительство церкви. Пожертвование внесла вдовствующая императрица Мария Федоровна, а также другие члены императорской фамилии19. Кроме того, большие суммы пожертвовали Иоанн Кронштадтский, П.П. Боткин и Д.Ф. Самарин.

6 декабря 1898 г. в праздник святителя Николая Чудотворца был заложен первый камень в фундаменте храма. На церемонии присутствовал российский поверенный А.А. Грегер и представители президента Аргентины20.

В 1899 г. о. Константин впервые отправился из Буэнос-Айреса в другие города Аргентины для осуществления миссионерской де-

12 Там же. С. 166.

13 Изразцов К.Г. Указ. соч. С. 16.

14 Православная церковь в Буэнос-Айресе за 1895 год // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1896. 17 февр. С. 261-263.

15 Из Буэнос-Айреса // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1895. 9 сент. С. 1247.

16 Ивашевич А. Указ. соч.

17 Русская православная церковь в Буэнос-Айресе, в Аргентинской республике, в Южной Америке // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1894. 8 янв. С. 47-48; Из Буэнос-Айреса // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1895. 9 сент. С. 1247; Изразцов К.Г. Православная церковь в Южной Америке // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1897. 18 окт. С. 1536.

18 Бородаев В.А. Указ. соч. С. 176.

19 Изразцов К.Г. Православная церковь в Буэнос-Айресе. С. 16.

20 Изразцов К.Г. Из Буэнос-Айреса // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1899. 6 февр. С. 256.

ятельности. Священник посетил такие города, как Мендоса, Росарио, Кордова, Сан-Хусто, Санта-Фе и др. Как сообщал временный поверенный в делах России в Аргентине К. де Сала: «Все эти города являются центрами, где находится много православных, к которым никогда не приезжал священник их вероисповедания»21. Поводом для такой поездки было присоединение русских галичан-униатов к православной церкви22.

Кроме того, в том же 1899 г. К.Г. Изразцов посетил Бразилию, где число православных сирийцев даже превышало число аргентинских прихожан. Протоиерея К. Изразцова пригласили в Сан-Паулу, где он прожил несколько месяцев и основал небольшое попечительство. Дело Изразцова продолжил сирийский монах Г. Шеадэ23. Через несколько лет после посещения Бразилии Изразцовым было сформировано общество святителя Николая, которое ставило своей целью постройку православной церкви в Рио-де-Жанейро. В 1903 г. в Бразилию прибыл сирийский священник о. Николай Дугли и архимандрит Сильвестр24.

23 сентября 1901 г. состоялось освящение Свято-Троицкого храма с престолами во имя святого Николая Чудотворца и Марии Магдалины. На церемонии присутствовал президент Аргентины Х. Рока, поверенный России А.А. Грегер, французский посланник граф Сала и представители других государств25. Двухэтажный храм был построен в историческом центре города по проекту племянника русского консула А. Кристоферсона. Его отделка относится к стилю московских церквей XVII в. Вот как об этом событии писали в церковной печати: «Устроенный и освященный ныне самостоятельный храм, увенчанный пятью куполами со всеми характерными особенностями русской церковной архитектуры, внушил всем уверенность, что Православие стало здесь твердою ногою и, при помощи могущественной России, будет с подобающей честью держать свое знамя. Теперь каждый православный с полным сознанием может сказать своему совопроснику: "прииди и виждь! вот моя церковь, вот моя вера!"»26. Несмотря на то, что к моменту открытия Свято-Троицкого храма в Южной Америке уже существовали различные православные общины, действовала посольская церковь, именно со строительством и открытием Свято-Троицкого храма отец К.Г. Изразцов связывает «дебют православия в Америке»27.

Помимо прочего, в 1901 г. в Аргентину прибыл второй священник, который владел арабским языком, что в дальнейшем сказалось на увеличении количества прихожан православной церкви.

После постройки Свято-Троицкого храма о. Константин задумался об обустройстве при нем церковной школы. В марте 1902 г. церковная школа была открыта28. Преподавателями в школе были о. Константин и диакон Миленко, им помогали их жены. Обучались в школе преимущественно сирийцы и греки.

К 1904 г. в Аргентине проживало около 8-9 тыс. православных, большинство из которых были сирийцами29. С 1905 г. начался массовый выезд русских и украинцев из России в основном на уборку хлеба30. С 1906 по 1913 г. русская эмиграция в Аргентину выросла

21 Нота временного поверенного в делах России в Аргентинской республике Конде де Сала министру иностранных дел и культа Аргентинской республики А. Алькорта с просьбой разрешить поездку по стране русскому православному священнику К. Из-разцову // СССР (Россия) -Аргентина: Страницы истории, 1885-1986: Документы

и материалы / М-во иностр. дел СССР, М-во иностр. дел и культа Аргентин. респ. [Редкол.: Сов. часть: Э.А. Шеварднадзе и др., Аргентин. часть: Д. Капуто и др.]. М.: Политиздат, 1990. С. 38.

22 Изразцов К.Г. Из Буэнос-Айреса // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1899. 23 окт. С. 1776.

23 Путятова Э.Г. Культурная миссия православной церкви в Южной Америке (кон. XIX - нач. XX в.) // Общество и власть: Материалы Всероссийской научной конференции, 22 мая 2002 г. СПб., 2003. С. 252.

24 Изразцов К.Г. Из Буэнос-Айреса // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1904. 6 марта. С. 375.

25 Изразцов К.Г. Освящение православного храма в Буэнос-Айресе // Церковные ведомости. 1901. 8 нояб.

С. 1630.

26 Августин (Никитин). Русский храм в Буэнос-Айресе [Электронный ресурс]. 2001-2020. URL: https:// spb da.ru/publication s/ arhimandrit-avgustin-nikitin-russkiy-hram-v-buenos-ayrese/ (дата обращения 25.05.2020).

27 Путятова Э.Г. Указ. соч. С. 251.

28 Изразцов К.Г. Из Буэнос-Айреса // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1903. 19 апр. С. 631.

29 Миленко И. Из Буэнос-Айреса // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1904. 17 июля. С. 1087.

30 Августин (Никитин). Указ.

соч.

в 3 раза и составила 120 тысяч человек. Русская эмиграция занимала третье место в Аргентине после итальянцев и испанцев31.

Многие из новоприбывших иммигрантов были униатами из Западной Украины и Австро-Венгрии. К 1905 г. они обосновались в провинции Мисьонес. Колонисты обратились к Изразцову с тем «.чтобы Вы нас прикорнули под покров православной церкви»32. В ноябре 1907 г. он прибыл в Мисьонес, где смог присоединить часть униатов к православию. Однако такая политика о. К.Г. Из-разцова вызвала недовольство со стороны католических священников, которые различными способами мешали миссионерской деятельности о. Константина. Тем не менее с помощью Изразцо-ва в провинции Мисьонес появился присланный из России православный священник о. Тихон. Благодаря их совместным усилиям в 1908-1909 гг. им удалось открыть церковь Покрова Богородицы и приходскую школу33.

Как отмечает Э.Г. Путятова, русская эмиграция 1905-1907 гг. закрепила за собой репутацию «беспокойного элемента»34. В 1908 г. в Буэнос-Айресе анархисты - выходцы из России совершили теракт в одной из церквей и убили начальника полиции, что вызвало «протест и негодование в здешнем обществе против русских во-обще...»35. Более того, в 1912 г. произошли беспорядки в колонии Трес-Капонес, в которой ранее священнослужителем был поставлен о. Тихон. Администратор колонии через прессу придал беспорядкам форму восстания и под этим предлогом арестовал нескольких православных членов колонии, в том числе и о. Тихона. Изразцов добился освобождения о. Тихона и его перевода в Бразилию.

В 1912 г. в бразильском городе Кампина-дас-Миссоес эмигранты из России построили первый русский православный храм в Бразилии36.

В 1911 г. протоиерей К.Г Изразцов взял кредит у одного из аргентинских предпринимателей и на эти деньги построил недалеко от церкви доходный дом на 14 квартир, который спустя некоторое время превратился в один из главных источников к существова-нию37. В 1913 г. Священный Синод и МИД России вверили в управление о. Константину церковное имущество «с удержанием 10% сбора дохода в вознаграждение его заслуг по приобретению этого имущества»38. С 1913 г. в Аргентине был связан сильнейший экономический кризис, который повлек за собой безработицу. Безработными оставались многие местные православные жители, поэтому о. Константин обратился в Священный Синод с просьбой разрешить ему начать сбор средств на постройку при церкви ночлежного дома и бесплатного покоя для нуждающихся39. В 1914 г. Изразцову было разрешено собирать пожертвования, ночлежный дом был основан. Кроме ночлежного дома при церкви была построена небольшая больница40.

Необходимо отметить тот факт, что русских православных в странах Южной Америки было меньшинство, преобладали сирийцы, греки, славяне с Балкан. В 1914 г. в Аргентину приехал сирийский митрополит И. Диба. Это был первый случай, когда в Южной Америке появился православный епископ. Тогда же в

31 Косик В.И. Указ. соч. С. 167.

32 Путятова Э.Г. Указ. соч. С. 252.

33 Августин (Никитин). Указ. соч.

34 Путятова Э.Г. Указ. соч. С. 254.

35 П. Т-ий. О состоянии русского православного прихода в Аргентине в 1901 году // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1911. 4 июня. С. 988.

36 Бородаев В.А. Указ. соч. С. 178.

37 Базанова Е. Белая эмиграция, суд с РПЦ и уругвайская тюрьма. Как живет русский православный храм в столице Аргентины [Электронный ресурс]. 2019-2020. URL: https://www. currenttime.tv/a/argentina-orthodox/30149721.html (дата обращения 25.05.2020).

38 Косик В.И. Указ. соч. С 167.

39 Высочайшее повеление // Церковные ведомости. Синодальная типография. 1914. 17 мая. С. 244.

40 Дементьев А.А. Падение самодержавия и русские эмигранты в Аргентине // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. № 4. С. 1217.

г. Сантьяго-дель-Эстеро появилась Антиохийская православная церковь. В 1917 г. арабами был построен еще один храм и открыта приходская школа41.

Начало Первой мировой войны еще более ухудшило положение русских эмигрантов в Аргентине. О. Константин пытался всеми силами помочь Родине, «содействуя возвращению в Россию эмигрантов, пожелавших с оружием в руках защищать родную землю»42.

1916 год Изразцов называл самым продуктивным в истории православной церкви в Южной Америки43. В том же году была открыта церковь в Росарио, было построено пять новых квартир в доходном доме, несколько раз Изразцову приходилось ездить в провинции Аргентины для посещения православных44.

Февральская революция и последующие после нее события внесли разлад во взаимоотношениях православной общины в Аргентине с Петроградом. В апреле 1917 г. отец К.Г. Изразцов был освобожден от занимаемой им должности секретаря дипломатического отдела Русской миссии в Буэнос-Айресе45. В русской общине, в основном у представителей неправославной религии, также накопились претензии к о. Константину. Дошло даже до того, что Изразцову угрожали убийством и тем, что «спалят православный храм»46.

Отец Константин совершал регулярные поездки по Аргентине, где лично основал несколько приходов, и Бразилии, где было также создано несколько приходов и церковь. Несмотря на то что священнослужитель находился в далекой Аргентине, он не забывал о своей Родине и помогал ей в период Первой мировой войны. Изразцов способствовал возвращению в Россию тех эмигрантов, кто хотел защищать ее с оружием в руках. Кроме того, вплоть до 1917 г. о. Константин был дипломатическим представителем России в Южной Америке.

Таким образом, с именем протоиерея К.Г. Изразцова связаны практически все события и процессы, которые вели к становлению Русской Православной церкви в странах Южной Америки. При его непосредственном участии был основан первый православный храм в Южной Америке, при нем была построена приходская школа, приют для нуждающихся и небольшая больница. Изразцов вел постоянный сбор средств в пользу бедствующих. Еще одной заслугой о. Константина является привлечение многих бывших униатов и католиков к православию. При его участии православная церковь играла важнейшую роль в деле адаптации эмигрантов к другой этнической, религиозной, культурной среде и помогала им сохранить национальную самобытность, превратившись в один из центров славянской и православной эмиграции в странах Южной Америки.

41 Максимов Ю. Православие в Аргентине [Электронный ресурс]. 2007-2020. URL: http://www.pravoslavie. ru/3223.html (дата обращения 25.05.2020).

42 Августин (Никитин). Указ. соч.

43 Путятова Э.Г. Указ. соч. С. 255.

44 Там же. С. 255.

45 Августин (Никитин). Указ. соч.

46 Путятова Э.Г. Указ. соч. С. 256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.