Научная статья на тему 'Из истории становления русской общины на латиноамериканском континенте'

Из истории становления русской общины на латиноамериканском континенте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1648
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории становления русской общины на латиноамериканском континенте»

ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ

Ю.В. Мухачёв

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ

РУССКОЙ ОБЩИНЫ НА ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

Русская эмиграция в Латинской Америке формировалась на протяжении более столетия, с конца XIX в., в результате четырех основных потоков переселенческого движения из России: трудовая эмиграция (в основном крестьянская), белая, послевоенная (периода 1945-1950) и эмиграция русских из Китая.

Первый из них охватывает период с конца Х1Х в. до начала Первой мировой войны. В состав переселенцев входили в основном крестьяне из Украины. Это была так называемая «трудовая» эмиграция, направлявшаяся главным образом в Южную Америку - Аргентину, Бразилию, Уругвай. По разным оценкам, к 1914 г. в страны Южной Америки из России переселилось более 100 тыс. человек. Потомки этой эмиграции давно уже интегрировались в местную действительность, они обычно имеют гражданство тех стран, где они живут, к сожалению, многие из них уже утеряли родной, русский язык, на котором говорили их предки. В то же время их интерес к России, как правило, не утрачен.

В 1918 - начале 20-х годов в страны Латинской Америки пришла вторая волна переселенцев из России - белоэмигрантская. Главными местами их расселения стали Аргентина, Бразилия, Парагвай, Чили, Мексика. Следует, однако, отметить, что впоследствии часть белоэмигрантов переехала в США или вернулась в Европу.

На сегодняшний день потомки белоэмигрантов живут главным образом в Аргентине и Бразилии, а также в Мексике, Колумбии, Венесуэле и Чили. Точную их численность определить трудно,

МУХАЧЁВ Юрий

Владимирович, кандидат исторических наук,

руководитель

Центра

комплексных

исследований

российской

эмиграции

ИНИОНРАН

174

однако по сведениям, например, газеты «Наша страна» (выходящая в Буэнос-Айресе газета на русском языке), в Аргентине проживает около 2 тыс. человек -прямых потомков белой (монархической) эмиграции.

Третью крупную волну переселенцев составили эмигранты из числа так называемых «перемещенных лиц» - граждан, угнанных немцами с оккупированных территорий СССР и бывших военнопленных Советской армии и т.п. Общее их число колебалось в пределах 10-15 тыс. человек. Многие из них и сейчас проживают в странах латинской Америки, особенно в Аргентине и Бразилии.

Четвертый эмиграционный поток -эмиграция русских из Китая в Латинскую Америку после победы Китайской народной революции в 1949 г. За период 19491965 гг. только в Бразилию прибыло около 25 тысяч русских иммигрантов, беженцев от китайской революции. Большинство из них были детьми русских эмигрантов, прибывших в Китай, убегая от революции в России (в 1917 г.). Некоторые из них не ужились в странах Латинской Америки и переехали в другие страны, главным образом в США и Канаду.

На этом переселенческий процесс в Латинскую Америку не прекратился. В 60-80-е годы ряды наших соотечественников пополнялись главным образом за счет русских жен латиноамериканских студентов и специалистов. Это особенно коснулось Кубы, Мексики, Перу (в последней была создана ассоциация русских жен). После распада СССР выезд из России на ПМЖ в страны Латинской Америки не прекратился, и продолжает расти. Среди них как родственники уже тех, кто до этого поселился в Латинской Америке, так и такие новые категории, как преподаватели, ученые, предприниматели, врачи.

Особенно следует подчеркнуть, что на протяжении всей истории русского переселенческого движения в Латинскую

Америку выходцы из России сыграли положительную и местами заметную роль в социальном, экономическом и культурном развитии этого региона. Среди них наиболее известны имена скульптора С. Эрьзи, генерала и этнографа И. Беляева, ботаника Н. Альбова, инженера-нефтяника В. Ольховича, врача А. Щербакова и др. Заметное место русская община занимает в парагвайском обществе, что объясняется той важной ролью, которую сыграли русские офицеры - белоэмигранты, воевавшие в рядах парагвайской армии против Боливии в 1932-1935 гг. Внеся значительный вклад в победу Парагвая в войне, они, благодаря этому, с тех пор занимают прочные позиции в различных сферах жизни этой страны. Среди них особенно известны Василий Никифоров -в недавнем прошлом один из руководящих деятелей Сената, П. Канонников -предприниматель, Е. Срывалина - первая в Парагвае женщина-инженер, В. Бутлеров - полковник, правнук великого русского химика.

Заметный вклад внесли русские эмигранты в науку, культуру и военное дело Аргентины. Так, среди ученых-ботаников, учреждавших национальные парки на юге Аргентины, в зоне Барилоче, работал, например, инженер-лесовод Д.А. Гаврилен-ко. Большой аргентинский балет театра Колон свое происхождение берет от русского классического балета, прибывшего в Аргентину из Франции в конце 20-х годов прошлого века. Хотелось бы отметить следующие имена русских артистов в Аргентине: Бенуа, Е. Смирнова, Т. Григорьева, Г. Томин и др. Значительные следы в Аргентине оставили после себя и такие русские ученые, как морской биолог С. Д. Болтовской, автор 160 научных трудов, геолог Пятницкий, специалист по плотинам А. Данилевский, биолог А. И. Ракитская. Существуют также данные, что первые плантации чая в Аргентине появились по инициативе русского

175

эмигранта, который специально привез для этого семена для первых посадок.

За более чем вековую историю российская эмиграция в странах латиноамериканского континента сложилась исторически как сообщество и представляет собой значительную прослойку среди местного населения в виде различных социальных групп эмигрантов, переселившихся в выбранные ими страны осознанно

либо под действием внешних сил по политическим, экономическим, религиозным, социальным и другим причинам в разные временные периоды. Российская эмиграционная среда - это представители довольно разнообразных по своим взглядам, социальному положению, интересам, мировоззрению, отношению к родине переселенческих движений.

БРАЗИЛИЯ

С 1901-1920 г. из России в Бразилию переселилось 107,6 тыс. человек1. В течение 1911-1920 гг. в Бразилию иммигрировало 37,6 тыс. человек из России2. По национальной принадлежности большинство составили украинцы, белорусы, затем шли евреи, русские, армяне. К 1917 г. они занимали 6-е место среди иммигрантов (1,7%) после итальянцев, португальцев, испанцев, немцев, австрийцев3. Выходцы из России были католического, лютеранского и иудейского вероисповедания. Православных было мало. Главными местами проживания русских переселенцев являлись штаты Риу-Гради-ду-Сул, Парана, Сан-Паулу, Минас-Жерайс, Мату-Гросу.

Выезд русских иммигрантов в Бразилию из Южной Европы, Балканского полуострова, Турции осуществлялся с учетом норм международного миграционного права (эмигранты пользовались нансенов-скими паспортами) и был связан с деятельностью международных организаций (в частности, международного Бюро труда Лиги Наций, Международного комитета Красного Креста и др.), а также колонизационных обществ в Западной Европе, государственных и частных компаний Бразилии. В Южную Америку привлекала также пропаганда агентов иностранных пароходных обществ и бразильских консулов. Бразильский закон от 15 декабря 1889 г. о полной натурализации ино-

странцев давал право после двухлетнего проживания в стране считаться бразильцем. В Бразилию допускались все лица, за исключением инвалидов, уголовных элементов, профессиональных нищих и бродяг. Иностранцам старше 60 лет и нетрудоспособным въезд в страну разрешался только в сопровождении членов семей либо по вызовам родственников.

Бразильское правительство активно способствовало притоку иммигрантов. Переселенческое управление министерства земледелия вербовало рабочих в странах эмиграции и оплачивало им проезд. Бразильская государственная компания агрикультуры, иммиграции и колонизации имела соглашения с правлениями железнодорожных обществ, администрациями мореплавания и портов, Институтом кофе и банками. Компания передавала иммигрантам в рассрочку на 5 лет свободные земли для колонизации. Продажей земель иммигрантам в Бразилии занимались также частные компании: бразильская Компания Северной Параны (российский представитель компании - Б.Я. Кисверк), английская компания Brazil Land CATTLE & PACKING Compani и ее представитель в г. Сан-Пауло - контора Empreza Colonizadora во главе с русским иммигрантом Н. Даховым. Так была организована земледельческая «Колония Бализа» (в ней на долевых началах наряду с местными

176

бразильцами участвовали русские, немцы, выходцы из Прибалтики).

Наибольший поток иммигрантов правительство направляло в сельское хозяйство, прежде всего на кофейные плантации. Предпочтение отдавалось природным землеробам - казачеству и крестьянам из областей Юго-Восточной России и Северного Кавказа из числа солдат, эвакуированных в 1920 г. в составе русских белых армий. Федеральным правительством в различных штатах устанавливались так называемые нуклео - колонии. На 1 января 1922 г. их численность составила 44 459 человек, получивших участки земли в размере 25 га.

К 1917 г. на долю трудовой эмиграции в Бразилии приходилось более половины ее общего состава. Известно, что еще в начале нашего века в штате Сан-Паулу по примеру Аргентины появились русские земледельческие колонии на артельных началах - «Новая Одесса», «Жорже Тиби-риса», «Новая Европа», «Новая Паули-сия», «Конзельейро Гавионг Пепилото», «Новая Венеция». В колонии Эрешим и Гварани провинции Риу-Гранди-ду-Сул проживало около 700 человек русских поселенцев. Структура колоний фиксировалась специальными правительственными решениями, своего рода уставами для колонистов. Так, на основании закона правительства штата Сан-Паулу (№ 1286 от 24 мая 1905 г.) была основана земледельческая колония русских переселенцев «Новая Одесса». Закон регулировал земельный вопрос, в том числе условия приобретения и оплаты. После получения удостоверения о праве собственности на землю всеми членами колонии она объявлялась «независимой» (вслед за тем правительство прекращало осуществлять собственный контроль и отзывало своих чиновников, включая директора, врача, переводчика). В дальнейшем аппарат сотрудников колонии набирался из местных или иностранных землевладельцев.

После окончания Гражданской войны в России состав переселенцев стал меняться. Летом 1921 г. в г. Сан-Паулу на двух французских пароходах «Аквитания» и «Прованс» прибыла первая группа из 400 человек бывших врангелевцев из Крыма4. В 1926 г. по контракту с бразильским правительством для работ на кофейных плантациях за океан переселились русские эмигранты из Прибалтики (около 250 человек) и первая партия бессарабцев (250 человек) -русских выходцев из Румынии (вторая партия из 800 человек была возвращена обратно в Европу)5. С началом коллективизации и раскулачивания среди эмигрантов появились выселенные крестьяне, которые добирались в Бразилию в одиночку через среднюю Азию, Индию и Дальний Восток. В 1933 г. на пароходе «Флорида», следовавшим из Индии в Южную Америку, оказалось 55 человек таких эмигрантов -выходцев из Сибири, Семипалатинской, Вятской, Полтавской областей, а также Туркестана и Северного Кавказа. Общее число земледельцев, проживавших в штате Сан-Паулу, по разным данным составляло 1-2 тыс. человек6. В штате Рио-Гранди-ду-Сул русских насчитывалось по некоторым данным около 2 тыс. человек. В штате Парана еще с 1911-1912 гг. проживало около 2 тыс. галичан7. Колонии имели свои школы, церкви, госпитали.

Центрами сосредоточения городской трудовой иммиграции в Бразилии стали города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу (вместе со штатом). В городах российские иммигранты пополняли ряды наемных работников в промышленности (больше всего на стройках в качестве чернорабочих), в сфере обслуживания. Дворяне и представители других привилегированных сословий, предприниматели, профессура и люди свободных профессий, но главным образом бывшие офицеры российской царской и белой армий, становились шоферами, официантами, прислугой и т.п. Определенной

177

части удавалось завести собственное, преимущественно торговое или лечебное дело. Меньше всего возможностей для трудоустройства по специальности было у представителей интеллигенции. Тем не менее среди членов русской колонии в Бразилии были такие случаи. Директором института по изучению какао в г. Багия стал русский энтомолог М.Ф. Бондарь. Педагог Е.В. Ан-типова, долгие годы занимавшаяся научной деятельностью, одна из создателей Общества Песталоцци в Бразилии, получила должность профессора Высшей педагогической школы в Bello Horisonte (штат Минас - Жерайс). Оказался востребованным в качестве художника князь Павел Гагарин. Русская балерина Мария Оленева организовала в 1920 г. балетную школу при Муниципальном театре в Рио-де-Жанейро, а позднее, в 1940 г., - такую же школу в Сан-Паулу.

Основные общественно-политические течения и группировки:

Русская политическая эмиграция после 1917 г. принесла с собой, с одной стороны, национальные идеи, русскую символику, менталитет, с другой - дух политической борьбы и сопровождавшее ее деление по политическим взглядам и партийно-политической принадлежности.

Военные организации. В 1925 г. в г. Сан-Паулу был основан Союз русских воинов (председатель - В. Нейкирх), который с 1931 г. стал отделом РОВС. При Союзе в 1932 г. бывшим полковником Генерального штаба Ахаткиным были созданы военно-образовательные курсы (по программе старших полковых школ подпрапорщиков) с преподаванием тактики, топографии, военного искусства, окопного дела; велись строевые занятия. С 1925 г. в Сан-Паулу действовало отделение «Русского общевоинского союза (РОВС) (председатель - бывший полковник Генерального штаба А. В. Кушелев-ский, затем генерал-майор Иванов) и местное отделение кавалерии и конной артиллерии РОВС (печатный орган - листок «Русский Воин» в «Русской газете»). Эти

178

организации монархического толка ставили своей задачей сохранение офицерских кадров белой армии, поддержание в них военных знаний для будущей борьбы с Советской властью. Отделение «Союза младороссов в Южной Америке» в Бразилии возглавил уполномоченный представитель В. Рюминский.

1 апреля 1934 г. в Сан-Паулу состоялось первое публичное заседание - съезд русских фашистов Бразильского сектора Всероссийского фашистского союза (ВФС) (начальник Сектора - Н. Дахов, начальник штаба А.В. Кушелевский). Печатный орган -«Русская газета» (выход. с 1927 г.; редактор и издатель - Н. Дахов и С. Успенский) и журнал «Вестник». Члены организации имели собственную форму с черной свастикой на желтом фоне. Бразильский Сектор (насчитывавший не более 100 человек в своем составе) делился на группы. Начальником одной из них в Рио-де-Жанейро был полковник, князь Л. С. Святополк-Мирский. Во главе Казачьего отдела бразильского сектора ВФС стоял генерал-майор И.Д. Павличенко. В число активистов фашистского движения в Бразилии входили: Е.М. Нагаец (Войсковой старшина собственного Ее Величества Конвоя, последний адъютант вдовствующей Императрицы Марии Федоровны), З.В. Яцевич (руководитель женской секции) и др. Сторонники фашистской идеологии считали, что «фашизм объединит русских людей в изгнании и совершит великое дело освобождения Родины от коммунистического интернационала».

Известны общественные организации культурной ориентации в Бразилии. В 1927 г. было создано Общество друзей русской культуры (председатель - инженер А.В. Подановский), которое занималось организацией курсов по прикладным наукам. В 1928 г. в Сан-Паулу было основано Русское Общественное Собрание. Оно проводило полезную культурную работу (организация балов, концертов, поэтических вечеров и др.). Из профессиональных организаций русской иммиграции выделялись

Русское техническо-промышленное общество (основано в 1929 г.; руководитель -инженер Н.И. Шеркунов), Союз дипломированных инженеров (руководитель -Б.А. Потехин).

Благотворительные организации. Как и в других странах, среди русской иммиграции в Бразилии получила распространение благотворительность. Активное участие в ней принимало бразильское представительство Зарубежного союза русских инвалидов в Южной Америке (председатель А.К. Стафьев). Поступление инвалидных сумм за 1933 г. составили чистого дохода 8642 мильрейсов (что на 100% превысило поступления за 1932 г.)8. Бразильское представительство Общества российского Красного Креста (старой организации) (ОРКК) (председатель - профессор Л.А. Иванов; вице-председатель -Е. Поляков) выделяло ссуды инвалидам, молодежи (скаутским союзам); занималось попечительством бедных (с выдачей удостоверений о бедности), предоставляя им бесплатные обеды, лекарства, ночлег, возможность устройства на госпитальное лечение, бесплатный медицинский осмотр. Неимущим и нуждающимся соотечественникам Красный Крест оказывал помощь при похоронах, брал на себя обязанность ходатайства об освобождении из тюрем, розыска пропавших русских, сообщения на родину о смерти родных. ОРКК выдавал нуждающимся соотечественникам безвозвратные, но в большинстве возвратные ссуды и пожертвования. Так, в 1933 г. от ОРКК было выделено девять безвозвратных и 102 возвратные ссуды в размере 5086 мильрейсов; на бесплатные обеды, лекарства, ночлег было потрачено 139 мильрейсов; ссуды инвалидам составили 46 мильрейсов9. Кроме этого благотворительные организации российских эмигрантов занимались сбором помощи голодающим в Советской России, политическим заключенным и депортированным из России анархистам.

В 1920-30 гг. в Бразилии выходили такие периодические издания русской иммиграции, как: «Младоросское слово» (с 1938 г. - «Слово»; редактор - Ю. Рю-минский; ред. колл. - В. Нелюбин, Г. Прохин, А. Линк); «Призыв» (редактор - А. Антипин), «Родина» (редактор -

B. Ю. де Тимэ), «Ежемесячный русский журнал в Бразилии» (редактор - К.П. Елагин; издатель - А. Пищук).

Русская православная церковь в Бразилии. Первый русский православный приход был образован 25 октября 1925 г. в г. Сан-Паулу (председатель Временного совета - инженер А. П. Рпшетин; казначей П. А. Мельников). Для церкви и библиотеки были получены книги от русских соотечественников из Сербии. Русские получили приход в Антиохийской церкви, где первое время службу для них совершал сириец о. Христофор. 11 июня 1927 г. из Эстонии для обслуживания русского православного прихода в Сан-Паулу прибыл русский священник Михаил Кляровский (служивший до 1930 г.). В 1931 г. его сменил иеромонах Михей (Ордынцев). В 1930 г. по инициативе о. Константина Изразцова и З.Г. Брандт был организован русский православный приход в Рио-де-Жанейро.

Для поддержания православных приходов устраивались ежегодные концерты -балы. В Сан-Паулу в них принимали участие: церковный хор (регентом которого был Д.А. Суханов - диакон о. Димитрий), хор балалаечников под управлением Е. Якимова, профессор пения Л. Иванов и его супруга О. Урбани с учениками своей студии; балерины Л. Д. Сумарокова и

C. А. Ильина с ученицами хореографической студии и другие певцы и артисты. Традицией в жизни русского православного прихода было проведение рождественской елки, которая устраивалась ежегодно для всех русских детей, проживавших в Сан-Паулу.

В октябре 1934 г. постановлением Архиерейского Синода в г. Сан- Паулу была

179

учреждена Бразильская православная епархия, во главе с епископом Сан-Пауль-ским и всея Бразилии о. Феодосием (служившим до того викарием в г. Детройте), вместе с которым прибыл бывший инок Оптиной пустыни иеромонах отец Пармен. Епархия получила юридическое оформление, после чего был организован епархиальный совет (председатель - архиепископ о. Феодосий). Епархия имела единственный в зарубежье епархиальный журнал - «Сим Побъдиши» (редактор и издатель - о. Феодосий). Имелась также церковная типография по выпуску церковных книг и журнала «Православное обозрение» (создатель - викарий епархии епископ Виталий).

6 августа 1939 в г. Сан-Паулу состоялось освящение Свято - Николаевского Кафедрального собора, построенного на добровольные пожертвования иммигрантов (земля под постройку была приобретена на беспроцентную ссуду в размере 80 тыс. мильрейсов, предоставленную о. Константином Изразцовым). Автор проекта храма, исполненного в Старо-Покровском стиле, - археолог Константин Трофимов (позднее принявший священный сан); инженер-строитель - серб Антоний Кадунц, которому добровольно помогали инженеры-прихожане -Л.С. Каффка, П.С. Стариков, Н.К. Попов. При Свято-Николаевском соборе плодотворно работало Братство им. Св. Владимира (председатель - В.В. Гюльцгоф) и Сестричество во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

К концу Второй мировой войны в Бразильскую епархию входили следующие православные приходы: Кафедральный собор Святителя Николая в г. Сан-Паулу (настоятель - о. Феодосий); в штате Сан-Паулу - Обитель Св. Троицы на Вила Альпина (настоятель-иеромонах о. Павел); приход Покрова Пресвятой Богоро-дицы-на Вила Зелина (настоятель - митрофорный протоиерей о. Николай Пре-

дович); приход Преподобного Сергия Радонежского - Индианаполис (настоятель-протоиерей о. Александр Самой-лович и иеромонах о. Серафим); Вила Анастасио (настоятель - протоиерей о. Георгий Трунов); приход Преподобного Серафима Соровского - г. Карапикуива (настоятель - игумен о. Иннокентий); приход Святой Мученицы Зинаиды -г. Рио-де-Жанейро (настоятель - митрофорный протоиерей о. Иоанн Наговский); приход Покрова Пресвятой Богородицы - г. Нитерой (настоятель - архимандрит о. Агапит); приход. Всех Святых -г. Нитерой (обслуживал митрофорный протоиерей о. Иоанн Наговский); приход Преподобного Сергия Радонежского - г. Порту-Алегри (настоятель - игумен о. Валентин). Кроме того существовали: Община Св. Мученика Пантелеймона (местечко Пратос); община в г. Гояния (обслуживалась духовенством Обители Святой Троицы); общины в городах Пон-та-Гроса и Лондрина (штат Парана; обслуживались духовенством Кафедрального собора).

В годы Второй мировой войны Русская церковь в Бразилии не изменила своей позиции в отношении СССР, отказав требованию патриотически настроенных прихожан служить молебен о победе советского оружия. В то же время в стране возникли благотворительные организации по оказанию помощи родине - Комитет помощи Стране Советов при Украинско-белорусском культурно-просветительном обществе (9 ноября 1941 г., г. Сан-Паулу), Русский комитет помощи жертвам войны (сентябрь 1943 г., г. Сан-Паулу), отправивший в 1944 г. в Фонд помощи СССР 96,8 тыс. крузейро и 21 контейнер с одеждой и медикаментами (в 1945 г. - 48 контейнеров)10. До ноября 1942 г. в Великобританию из Бразилии выехало 580 человек добровольцев из числа российских иммигрантов.

180

Список литературы

1. Брунст В. Аргентина и Бразилия как страны эмиграции. - Б. м. б. г. 2.

2. Вавилов Н.И. Пять континентов: Повесть о путешествиях в поиске новых растений. - М., 1962

3. КоролевН.В. Страны Южной Америки и Россия (1890-1917). - Кишинев, 1972.

4. Марианский А. Современные миграции населения. - М., 1986.

5. МартыновБ.Ф. Русские в Бразилии // Латинская Америка. - М., 1995. - № 11.

6. Русский настольный календарь на 1931 год. - Сан-Пауло, 1931.

7. Русское зарубежье в Латинской Америке. - М., 1993.

8. Совет по расселению русских беженцев: Материалы по эмиграции (Бразилия, Аргентина, Канада). - Константинополь, 1921.

9. Хорев Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения: Статистическо-географиче-ское исследование. - М. 1978.

10. Юбилейный сборник ко дню 25 служения в архиерейском сане Высокопреосвященнейшего Феодосия, Архиепископа Сан-Паульского и всея Бразилии (1930-1955). - Сан-Пауло, 1956.

Примечания

1 Миграционные процессы в России и СССР. - М., 1991. - Вып. 1. - С. 79.

Оболенский В.В. (Осинский). Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и СССР. - М., 1928. - С. 12.

Королев Н.В. Страны Южной Америки и России (1890-1917). - Кишинев, 1972. - С. 49. Парчевский К.В. Парагвай и Аргентина. Очерки по истории Южной Америки. - Париж, 1936. - С. 27. Там же.

Королев Н.В. Страны Южной Америки и России (1890-1917). - Кишинев, 1972. - С. 49. ГА РФ.Ф. 6535. Оп. 1. Д. 2. Л. 27. Совет по расселению русских беженцев. Материалы по эмиграции (Бразилия, Аргентина, Канада). - Константинополь, 1921. - Вып. 1. - С. 9. Русская газета. - Сан-Пауло, 1934. - 24 февраля. Русская газета. - Сан-Пауло, 1934. - 10 февраля.

Стрелко А. А. Славянское население в странах Латинской Америки. - Киев, 1980. - С. 119.

АРГЕНТИНА

К 1913 г. русская эмиграция в Аргентинской республике (к ней относили всех выходцев из России) насчитывала более 120 тыс. человек1. Всего с 1861-1920 гг. из России в Аргентину выехало 163,8 тыс. человек2. В течение 1911-1920 гг. иммигрировало 56,8 тыс. человек. Из них русских было 4,71 тыс. человек, к 1924 г. прибыло еще 0,92 тыс. человек3. Согласно аргентинской статистике, в иммиграционном потоке русские занимали 4-е место

(в 1911-1920 гг. - 4,71%, в 1921-1924 гг. -0,92%), уступая итальянцам, испанцам, французам4. 50% выехавших были представителями российского крестьянства. Наиболее трудоспособная часть из числа переселенцев (от 20^-0 лет) составляла 41,5%. в 1920-е годы из СССР фактически прекратилась трудовая эмиграция. Значительной она оставалась с тех территорий бывшей Российской империи, которые не вошли в состав СССР (Польша, Литва,

181

Эстония и др.). Так, за 1920-1940 гг. из Литвы в Аргентину переселилось 16,7 тыс. человек, из Польши - 45,5 тыс. украинцев5. В Аргентине устроилось 38,2% иммигрантов из Волынского воеводства и 34,6% бывших жителей Полесского воеводства6. Всего с середины 20-х до конца Второй мировой войны в Аргентину прибыло 120 тыс. украинцев, 50 тыс. белорусов7. Наряду с этим продолжалась национальная эмиграция еврейских и армянских беженцев.

После 1917 г. происходит дисперсно-массовый выезд беженцев на латиноамериканский континент (т.е. разрозненными группами и индивидуально через различные пути). Первая эмиграционная волна русских переселенцев в Аргентину в поисках свободных земель и занятости направлялась из Южной Европы, Балканского полуострова, Турции, Дальнего Востока. Она состояла главным образом из представителей высшего офицерства царской и белой армии и флота, духовенства, интеллигенции, бывших помещиков, казачества, крестьянского населения. Наиболее высокая концентрация выходцев из России наблюдалась в провинциях Буэнос-Айрес, Санта-Фе, Кордоба, Мен-доза, Мисьонес, Энтре-Риос.

После 1917 г. проблема русской эмиграции приобрела международный характер. Вопросами расселения русских беженцев за пределами европейского континента занимались Лига Наций, Колонизационный отдел международного общества Красного Креста, Российский союз земств и городов (Земгород), Особое совещание по оказанию помощи чинам флота и их семьям. В 1925 г. с целью выяснения колонизационных возможностей была направлена специальная миссия Лиги Наций (во главе с английским полковником Проктером) в Аргентину, Бразилию, Уругвай, Парагвай. В том же году в Аргентину и Бразилию были назначены официальные представители Международного бюро труда (МБТ) Лиги Наций полковник Лоуфорд Чайльдс (его русский 182

помощник - И.Н. Чумаков) и бразилец из числа женевских служащих господин Стути. В Лондоне, Белграде, Берлине, Софии, Праге были основаны Русские колонизационные общества. В задачу обществ входило содействие созданию русских земледельческих хозяйств в Южной Америке. Одно из них - общество «Русская земледельческая колония» (созд. В Праге в 1925 г.); председатель - князь П.Д. Долгорукий, секретарь - С. В. Мара-куев) разработало Устав русских колоний в Южной Америке и проект организации кредитного Банка (с участием русских колонистов, чешского частного и государственного капитала). На 30 апреля 1926 г. Общество зарегистрировало 480 семей эмигрантов, изъявивших желание выехать в Южную Америку (среди них было 785 человек работоспособных, в том числе 214 человек донских, кубанских, терских, уральских казаков)8. В 1925 г. в Праге было создано Общество русских эмигрантов для переселения в Южную Америку, которое устанавливало порядок переселения и вводило паевые взносы будущих колонистов. Перевозом переселенцев из Европы в Южную Америку занимались конторы пароходных компаний, в частности немецких, австрийских и франко-бельгийских.

Правительство Аргентинской Республики в соответствии с экономическими нуждами и интересами страны содействовало земледельческой колонизации страны европейцами. С 1853 г. в Аргентине существовала конституционная основа иммиграционной политики. Закон «Об иммиграции и колонизации» (от 1876) действовал до окончания Первой мировой войны. Главное переселенческое управление Аргентины поддерживало связь с переселенческими агентами за границей, заключало контракты с пароходными компаниями, обеспечивало за счет правительства перевозку иммигрантов и другие льготы. Параллельно вербовкой русских переселенцев в Аргентине занимались частные колонизационные общества (с

участием русских иммигрантов, как, например, общество «Новые земли» (председатель А.А. Егоров). На территории Аргентины иммигрант получал удостоверение личности («седула»), которое давало право для передвижения по всем странам Южной Америки. При устройстве на работу, а через 2 года - при получении аргентинского гражданства требовалось удостоверение о добропорядочном поведении («сертификато де буэна кондукта»).

После Первой мировой войны массовая иммиграция в Аргентину из европейских стран ослабевает, с 1930 г. начинает значительно снижаться. Аргентинское правительство принимает меры по «отбору» иммигрантов. По новому закону от 1920 г. в Аргентинскую Республику не допускались: дети до 16 лет без родителей; слепые, глухонемые, инвалиды, слабоумные, душевнобольные, нищие, цыгане. В 1923 г. к старым ограничениям на въезд «нежелательных элементов» добавились новые, в том числе запрещавшие допуск одиноких женщин с детьми до 15 лет. После мирового экономического кризиса 1930 г. иммиграционная политика Аргентины стала более либеральной. Однако с началом гражданской войны в Испании в 1936 г., в условиях активизации «левых» сил, были введены новые административные ограничения (1938). Возможности легального въезда в Аргентину резко уменьшились. Основную долю составляли лица, принимаемые в порядке воссоединения семей.

В Аргентине с учетом дореволюционных переселенцев преобладала трудовая эмиграция. В провинциях Энтре Риос, Санта-Фе, Пампа, Буэнос-Айрес располагалась русская еврейская колония. Она была основана в конце прошлого века железнодорожным магнатом и филантропом бароном Морицем Гиршем. Члены еврейской колонии занимались хлебопашеством, скотоводством, молочным хозяйством, явились пионерами аграрного

кооперативного движения. После 1917 г. в их руках находились около 200 тыс. га земли, где работало до 12 тыс. человек9. Им принадлежало 39 школ, 18 библиотек. Колония русских переселенцев «Трес Ка-понес» в провинции Мисьонес была создана в начале века из бывших галичан -униатов, принявших православие (всего 130 дворов).

После 1917 г. появились новые земледельческие колонии русских переселенцев в провинции Буэнос-Айрес (колония «Русо бланко» из 500 человек бывших солдат и русских крестьян из государств-лимитрофов), провинции Мисьонес и Чако (районы Чарата и Ломитас, два компактных очага расселения украинцев из панской Польши), в Патагонии (бассейне р. Негро). В 1926 г. в Аргентину прибыла группа переселенцев, руководимая В.В. Лежневым, которая в районе Ла-Пампа приобрела более 3 тыс. га целинной земли. Основные группы крестьян селились на казенных землях, где находились на положении арендаторов, либо батраков (в сер. 20-х годов 50% были арендаторы; 9% испольщики). По новому закону от 1921 г. помещики не могли сгонять арендаторов до истечения срока арендного договора (срок аренды продлевался с 1-2 до 4 лет). Это содействовало закреплению арендаторов на землях и сокращению числа издольщиков. Средние хозяйства землеробов включали от 20 до 50 га земли. Землю можно было купить в рассрочку на 8 лет по цене от 15 до 60 арг. песо за 1 га.

Эмигрантам, переселявшимся в Аргентину, большей частью приходилось браться за промышленный труд. Правительство за государственный счет отправляло их в самые отдаленные места страны - на север или юг Аргентины (районы Патагонии, Чако, Тукумана). Но найти применение своим силам представителям индустриальной эмиграции было довольно сложно (исключение составляло ограниченное чис-

183

ло высококвалифицированных рабочих). Большинство было вынуждено выполнять тяжелые и низкооплачиваемые работы (на период с 1900 по 1924 гг. специалисты-эмигранты составляли 8,6%, а низкоквалифицированные - 91,4%). Много эмигрантов работало на строительстве железных дорог и в железнодорожных мастерских. В период сельскохозяйственных работ широко использовался труд сезонных рабочих. Эмигранты были заняты в крупных хозяйствах зернового направления, а также на работах по уходу за скотом и в скотобойнях на юге страны, на плантациях сахарного тростника и вырубке диких деревьев (кебрачо) на севере страны.

Непривычный для европейца жаркий климат делал весьма труднопереносимой акклиматизацию. Земли чаще всего располагались в труднодоступных районах, в зоне тропических лесов, что требовало огромных затрат физических сил на их обработку. Суровые условия выживания заставляли людей идти на создание союзов взаимопомощи, общественных касс, а также всевозможных религиозных общин. В местах расселения строились церкви, клубы, госпитали, школы.

В городах сохранялся ограниченный доступ специалистам-иммигрантам в правительственные учреждения и на государственные предприятия. Но некоторым все же удавалось устроиться по специальности и добиться успеха. Среди русских переселенцев были те, кто имел собственное дело: открывались русские парикмахерские, хлебопекарни, сапожные мастерские. Отдельные представители средних слоев занимались врачебной практикой, адвокатурой, работали инженерами, переводчиками и банковскими служащими в казенных и частных учреждениях. Были богатые владельцы, главным образом представители дореволюционной эмиграции - Е. А. Рогов (предприниматель, имевший фабрики в Аргентине, Франции, Чили); Власов (миллионер - в прошлом крупный киевский банкир, владелец рыбного и торгового

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

флота); бизнесмен Коптенко. Русские офицеры не принимались на аргентинскую службу в войсках, но оказались востребованы офицеры-специалисты. Так, военный инженер, георгиевский кавалер, генерал-майор А. В. Шварц в течение четверти века являлся профессором фортификации в Высшей технической академии Аргентины. Русский физик, педагог, генерал А.А. Бейер консультировал при лаборатории газового завода в Буэнос-Айресе. Полковника русской армии, доктора технических наук М.М. Костевича за выдающиеся заслуги в области научной химии и взрывчатых веществ и в честь 50-летия его научной деятельности (1954) аргентинское правительство наградило золотой медалью. Бывший саперный офицер Воронцов-Вень-яминов служил инженером-строителем в военном министерстве Аргентины. Бывший морской офицер, капитан 1-го ранга, Б.К. Шуберт служил переводчиком технической литературы в аргентинском Морском министерстве (его жена - балерина, долгое время танцевала в государственном оперном театре «Колон» в Буэнос-Айресе).

Были и другие удачные примеры. Так, петербургский филолог А.М. Пульман получил должность профессора Университета в Буэнос-Айресе. Русский граф, офицер П. Шостаковский, который прибыл в Южную Америку в качестве директора филиала Общества «Фиат-Аргентина», стал членом аргентинского Общества писателей, выступал с лекциями по русской литературе в Свободном институте высших знаний.

Основные общественно-политические течения и группировки

Еще в самом начале века благодаря западноевропейской иммиграции в рабочем движении Аргентины получили распространение два основных идеологических течения - социализм и анархизм. После революции 1905-1907 гг. в России Аргентина стала одним из центров русской поли-

184

тической эмиграции. С этой страной связали свою судьбу многие участники восстания на броненосце «Потемкин», (среди которых П.А. Дымченко, Н.И. Иванов, М.С. Шевченко и другие - всего 30 человек). Русские рабочие входили в местные профсоюзы, где имелись общественные библиотеки, при которых открывались литературные, музыкальные, драматические кружки и объединения (как, например, «Русский кружок любителей драматического искусства» в Буэнос-Айресе).

В августе 1917 г. представители социал-демократического крыла русской политической иммиграции или максималисты (в их числе М.А. Комин-Александ-ровский, Б.З. Шумяцкий, А.С. Гордеев, М. Кантор и др.) основали «Союз российских социалистов и рабочих в Аргентине» (СРСРА), объединивший: группу содействия РСДРП, Комитет друзей Свободной России, Русскую рабочую группу, Центр Российских социалистов, еврейский союз «Поале» и другие организации рабочих-славян (председатель - А. Машевич; печатный орган «Пролетарское слово»). В 1921 г. СРСРА присоединился к Компартии Аргентины. В этот же период действовал «Русский коммунистический союз» (РКС) (печатный орган - «Рабочая правда»). Одним из членов группы был политиммигрант - социалист М. Ярошев-ский, возвратившийся в 20-е годы в СССР, РКС в союзе с местными интернационал-социалистами издавал журнал «Документос дель прогресо», публиковавший переведенные на испанский язык документы и материалы из Советского России. В 1918 г. в Буэнос-Айресе была организована Федерация российских рабочих Латинской Америки (ФРРЛА), в которую вошли шесть групп: «Русская рабочая группа» (г. Буэнос-Айрес), «Союз русских рабочих Бериссо» (провинция Буэнос-Айрес), «Общество русских рабочих Бериссо», «Общество самообразования русских рабочих», «Союз русских

рабочих Россарио», а также «Союз русских рабочих Монтевидео» (Уругвай) (печатные издания - газета «Голос труда» (вых. с 1918), редактор - М.А. Комин-Александровский, и журнал «Коммунист» (вых. с 1920).

В 20-30-е годы наибольшее распространение среди рабочих получает анархизм. В Аргентине он был представлен такими течениями, как анархо-синдикализм и анархо-коммунизм. Сторонники анархистской мысли выступали за улучшение экономического положения низших слоев эмиграции, создание свободных, независимых объединений, трудовых артелей, общин. Свою задачу они видели в подготовке к социальной революции с целью осуществления в России анархического строя. Ставился вопрос о создании в Южной Америке Федерации российских анархических групп. Сторонники анархо-синдикализма отвергли идею диктатуры пролетариата и потому не признавали новый режим в России. С 1921 г. на позиции анархо-синдикализма встала ФРРЛА (председатель - Ходзинский). Члены Федерации отказались от присоединения к Коминтерну. В 1928 г. был основан Союз русских анархистов-коммунистов (печатный орган - журнал «Бунтарь»), в 1929 г. - «Группа содействия Русских анархистов «Делу труда» (анархистской организации русских эмигрантов во Франции) (печатный орган - газета «Анархия», вых. с 1930 г.), и группа «Вольная мысль» (печатный орган «Вольная мысль», осн. в 1932 г.) После серии арестов и преследований в 1930 г. появляется печатный орган «анархистов и без-властников» - «Голос из подполья». В 1930 г. в Буэнос-Айресе образован Комитет помощи анархистам СССР по ссылкам, каторгам и тюрьмам и Комитет помощи музею П. Кропоткина в Москве.

Военные организации. С прибытием на американский континент белой эмиграции из России политическая жизнь в русской

185

колонии активизировалась. В 20-е годы в Аргентине было создано Общество галли-полийцев (секретарь - инженер Н. Запорожцев); отделение Российского общевоинского союза (РОВС) (председатель -полковник А.Н. Ефремов). К РОВС примыкали общества «Русский очаг» (создан в 1926 г., председатель - В. Дахин) и «Русский сокол» (создан в 1929 г., руководитель В.В. Зуев). К РОВС примыкала «Кают-компания офицеров императорского флота» (куда входили морские офицеры царской и белой армий - Л.С. Быстроумов, Б. К. Шуберт, Б. К. Кравченко и др.). Данные организации ставили своей задачей «вырастить молодое поколение в истинно русском духе и довести его в монархической убежденности до восстановления прежней России». Аргентинскую секцию «Союза младороссов» возглавил бывший морской офицер, князь Волконский (печатный орган - «Русская газета», основ. в 1932 г., редактор О. Ломоть).

Со второй половине 20-х годов в среде русской эмиграции в Аргентине появляются организации фашистского толка. Русское фашистское движение пыталось стать новой политической силой, способной повлиять на ход развития событий в СССР. Среди сторонников фашистской идеологии в Аргентине помимо русских офицеров была некоторая часть рабочих, а также бывших солдат Добровольческой армии. Им обещались земли в кубанских степях, когда «фашисты Германии помогут освободить Россию от засилья большевизма». Первая фашистская группа была создана в Буэнос-Айресе Г.Ф. Башировым (сыном известного саратовского хлебного миллионера) и Воронцовым-Веньяминовым. Вторая группа - В.В. Шапкиным (бывшим министром Донского правительства, полковником армии генерала П. Краснова). С 1930 г. в Аргентине существовал отдел Всероссийского фашистского союза (ВФС) (печатный орган - «Вестник»). Однако сторонники фашистской идеологии, объявившие себя национал-патриотами и борцами за великую Россию, были лишены 186

национальной почвы. Национал-патриотическая пропаганда и антисемитизм не способствовали их популярности в среде русской диаспоры.

Среди профессиональных организаций выделялись Союз русских инженеров; аргентинская секция Союза украинских инженеров (объединившая 50 бывших петлюровских офицеров во главе с В. Ми-линским).

Благотворительные организации: аргентинское отделение русского общества Красного Креста (старой организации) (уполномоченный - протопресвитер отец Константин Изразцов), Общество инвалидов Первой мировой войны; Союз помощи херсонским колонистам, ЦК еврейской «народной помощи» (жертвам войны и погромов). В период голода 1921-22 гг. в Советской России иммигранты оказывали содействие аргентинскому Национальному комитету помощи голодающим в России (созд. в 1921), Комитету помощи детям, ЦК рабочей помощи пролетариату России. Русская православная церковь и лично о. Константин Изразцов организовали сбор пожертвований в пользу голодающих на сумму 10 тыс. песо (помощь отправлялась через Высшее церковное управление, Международный Красный Крест и Американскую администрацию помощи (АРА)10. В период гонений на церковь в России и ареста Святейшего Патриарха Тихона о. Константин возвысил голос протеста. Министру иностранных дел Аргентины был направлен Меморандум (с целью его последующей передачи через аргентинского посланника в Берлине Советскому правительству). На имя Патриарха Тихона о. Константин подготовил 40 посылок (на сумму 1200 песо)11. Из-за запрета, наложенного большевиками, помощь была отправлена в адрес 20 епископов (титулярных и викарных) из губерний, которые наиболее пострадали от голода. В Аргентине проживали Боронат Софья Антоновна (из семьи богатых московских промышленников) и сестры Александра и Татьяна

Красильниковы - дочери известных в России богатых купцов, которые занимались широкой благотворительной деятельностью в эмиграции.

В годы Второй мировой войны русская эмиграция разделилась на три группы: первая, продолжавшая стоять на антисоветских позициях, видела в разгроме СССР единственный путь освобождения страны от коммунистов (к числу ее сторонников относились: общества русских фашистов, часть офицеров и солдат аргентинского РОВС, русский православный приход во главе с о. Константином Изразцовым). Вторая группа желала скорейшей победы Красной Армии в войне с Гитлером, с тем чтобы в дальнейшем повернуть это оружие против коммунистов (эту точку зрения разделяли общества «Русский сокол» и «Русский очаг», казачья донская станица, большинство членов РОВС; некоторые благотворительные общества). Третья группа иммигрантов занимала позицию активной моральной и материальной поддержки СССР в его схватке с фашизмом. Эта часть была многочисленна и разнородна по своему составу (в среде белой эмиграции ее сторонники группировались вокруг генерала А.В. Шварца и лидеров партии младорос-сов - князя Волконского и Г. Толмачевой). До ноября 1942 г. из Аргентины в Великобританию было отправлено 1140 человек добровольцев из числа российских иммигрантов12. 29 июня 1941 г. в Буэнос-Айресе по инициативе украинского культурно-просветительного общества был создан Демократический комитет помощи Советскому Союзу; в декабре 1941 г. произошло становление Комитета славянского единства (печатный орган -бюллетень «Славянское единство», с декабря 1943 г. председатель - П. Шоста-ковский). Члены этих организаций стояли на антифашистских позициях и оказывали в годы войны активную материальную поддержку СССР и его народам. Движе-

ние солидарности с СССР в среде русской диаспоры активизировалось после обращения участников первого Всеславянского митинга в Москве (август 1941 г.) и создания Всеславянского комитета (ВСК) СССР (просуществовавшего до 1962 г.). В Аргентине была открыта подписка на его печатный орган - журнал «Славяне» (вых. с мая 1942 г.). После славянского континентального конгресса антифашистских сил (апрель 1943 г., г. Монтевидео) славянские организации Аргентины ежемесячно передавали от 3 до 5 тыс. песо на покупку медикаментов и теплой одежды для Красной армии. В октябре 1943 г. правительство Аргентины закрыло ряд славянских изданий, занимавших просоветскую позицию (в том числе газеты «Эхо», «Русский в Аргентине» и др.). Декретом от 25 апреля 1949 г. был наложен запрет на деятельность Славянского союза Аргентины.

Периодические издания. Первая русская газета «Слово» появилась в Аргентине еще в 1904 г. После 1917 г. в Буэнос-Айресе продолжала выходить еженедельная, прогрессивная экономическая газета «Новый мир» (осн. в 1912 г., редактор - писатель и общественный деятель А. Я. Павловский); газета «Русский в Аргентине» (осн. в 1929 г., редактор - инженер Г.М. Киселе-ский; издатель - С.И. Стапран); русская национальная газета «Русь» (редактор и издатель - Д.И. Баширов). Общие издания -журналы «Сеятель» (издатель - Н. Чолов-ский), «Время», «Заря»; «Свободная Россия» (редактор - доктор И. Л. Лейбов).

Русская православная церковь в Аргентине. Русская православная церковь (РПЦ) в Аргентине была основана в 1887 г. С 1891 г. и до конца Второй мировой войны ее настоятелем являлся отец Константин (Константин Гаврилович Изразцов), возведенный в сан священника. В 1902 г. в Буэнос-Айресе был выстроен каменный храм во имя Святой Троицы с предельным престолом во имя Святого

187

Николая Чудотворца и Марии Магдалины. Второй православный приход с храмом во имя Покрова Пресвятой Богородицы существовал в колонии «Трес Капо-нес» провинции Мисьонес. После 1917 г. Русская православная церковь в Аргентине перешла в подчинение Архиерейскому синоду Русской православной церкви за границей. Для православных Южной Америки высшей канонической церковной властью являлся Митрополит Киевский и Галицкий Антоний, проживавший в Югославии. После 1917 г. Аргентина прервала официальные отношения с Советской Россией и приостановила деятельность своей миссии в Петрограде. Российский посланник в Аргентине Е. Ф. Штейн, официально утративший свои полномочия, еще некоторое время продолжал выполнять свои обязанности. Но постепенно положение «неофициального российского консула и представителя» перешло к о. Константину (с 1923 г. -протопресвитеру и администратору Русских православных церквей в Южной Америке). На него выпала забота о материальной помощи русской дипломатической миссии. До Второй мировой войны Русская православная церковь являлась центром политической жизни белой эмиграции. На образованный капитал (в 8 тыс. песо) о. Константин финансировал эмигрантские объединения и организации в начале их деятельности. Он создал «Общество взаимопомощи для инженеров и

Список литературы

техников». На деньги, собранные о. Константином, и при содействии известной балерины О.О. Преображенской в Буэнос-Айресе был открыт ночлежный дом для русских иммигрантов. При церкви имелась приходская школа и библиотека. Детей русских беженцев безвозмездно обучали сподвижники: Н.Д. Ридигер, А.Г. Ракитина, Е.М. Григорьева, М.В. Ло-рец-Эблин, М.С. Адыров. В 1923 г. из состава РПЦ выделилась как самостоятельная Сирийская и Греческая церкви, что значительно ухудшило финансовое положение русского прихода в Буэнос-Айресе, поскольку прибывавшие русские беженцы не имели достаточных средств для его содержания. 15 мая 1926 г. по инициативе К. Изразцова была учреждена «Русская православная община в Аргентине», получившая права юридического лица (по декрету президента Аргентинской Республики от 26 июля 1926 г.). С этого момента собственность Общины (церковные постройки, капитал) охранялась конституцией и аргентинскими законами и не могла в случае установления дипломатических отношений с Советским правительством перейти под юрисдикцию последнего. Одновременно о. Константин осуществлял важную миссионерскую деятельность на континенте. При его содействии были созданы приходы и построены русские православные храмы в Парагвае, Уругвае, Бразилии.

1. Бенуа Г. Сорок три года в разлуке. Воспоминания // Простор. - Алма-Ата, 1967. - № 9, 10, 12.

2. Брунст В. Аргентина и Бразилия как страны эмиграции. - Б. м. и Д.;

3. ДикЕ.П. Из истории российской эмиграции в Аргентину в конце XIX - нач. ХХ в. // Латинская Америка. - М., 1991. - № 6.

4. Дик Е.П. Православие на Ла-Плате. - (конец XIX - первая половина ХХ в.) // Латинская Америка. - М., 1991. - № 8.

5. Календарь «Русский в Аргентине». - Буэнос-Айрес, 1936.

6. Королев Н.В. Страны Южной Америки и России (1890-1917). - Кишинев, 1972.

7. Оболенский В.В. (Осинский). Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и СССР. - М., 1928.

8. Парчевский К. В Парагвай и Аргентину. Очерки по истории Южной Америки. - Париж, 1936.

9. Статистический справочник СССР за 1928 г. - М.: ЦСУ, 1929.

188

10. СтрелкоАА. Славянское население в странах Латинской Америки. - Киев, 1980.

11. Шейнбаум Л.С. Аргентинский этнос: Этапы формирования и развития. - Л., 1989.

12. Шостаковский П. Путь к правде. - Минск, 1960.

13. Inmigración y desarrollo economico. - Buenos-Aires, 1961. - (Стат. мат.)

14. Jelin E. Las comunidades de extranjeros en la Argentina y sus asociaciones. - Buenos-Aires, 1963.

15. La lnmigracion en la republica Argentina y la situacion social. - Buenos-Aires, 1924.

16. LattesA. Las migraciones en la Argentina entre mediados del siglo 19-1961 // Desarollo economico. -Buenos-Aires, 1973. - Vol. 12, N. 47.

17. Torino D. El problema de imigracion y el problema agrario en la Argentina. - Buenos-Aires, 1942.

Примечания

Дик Е.П. Из истории российской эмиграции в Аргентину в конце XIX - начале ХХ в. // Латинская Америка. - М., 1991. - № 6. - С. 85.

Миграционные процессы в России и СССР. - М., 1991. - Вып. 1. - С. 79.

Оболенский В.В. (Осинский). Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и СССР. - М., 1928. - С. 12.

lnmigracion y desarrollo economico. - Buenos-Aires, 1961. - Р. 24. Миграционные процессы в России и СССР. - М., 1991. - Вып. 1. - С. 97. Там же. - С. 99.

Стрелко А.А. Славянское население в странах Латинской Америки. - Киев, 1980. - С. 36. ГА РФ.Ф. 6532. Оп. 1. Д. 71. Л. 193

Дик Е.П. Из истории российской эмиграции в Аргентину в конце XIX - начале ХХ в. // Латинская Америка. - М., 1991. - № 6. - С. 86. ГА РФ.Ф. 6094. Оп. 1. Д. 219. Л. 5 (об.) ГА РФ.Ф. 6094. Оп. 1. Д. 219. Л. 52

Стрелко А.А. Славянское население в странах Латинской Америки. - Киев, 1980.

ПАРАГВАЙ

Русская эмиграция в Парагвай после 1917 г. была главным образом политической. Наибольший отток переселенцев в эту страну наблюдается с 1924 г. К 1935 г. русских иммигрантов в Парагвае насчитывалось от 900 до 1200 человек1.

С 1924 г. приемом русских переселенцев занималась организация - «Огар русо» («Русский очаг») во главе с генералом И.Т. Беляевым. В числе первых переселенцев были 12 специалистов (инженеры Шмагайлов, Пятницкий, Орефьев-Сереб-ряков, Сиарский, Воробьев, Яковлев; путеец Абраменко, конструктор Маковец-кий, геодезист Аверьянов). По инициативе Беляева было создано общество «За-

щита русского земледельца в Парагвае», которое имело в своем распоряжении пять русских колоний и кооператив «Родина». К концу 20-х годов в Асунсьоне в русской колонии во главе с генералом Беляевым проживало по разным данным от 80 до 150 человек (в большинстве белых офицеров и гражданских специалистов)2.

Параллельно организации Беляева колонизационными вопросами в Парагвае занимался «Уньон русо» («Русский клуб») (председатель - генерал Н. Ф. Эрн, начальник Южно-Американского отделения РОВС). В союзе с ним действовало учреждение во главе с генералом С. С. Щетининым (бывшим губернатором Екате-

189

ринослава при генерале А. И. Деникине), с которым ссотрудничали: агроном Ю.Ф. Бутлеров (бывший майор парагвайской службы, помощник окружного инженера в г. Энкарнасьон и районный уполномоченный департамента земель и колоний); кадровый офицер П. П. Булы-гин (директор колонии литовских старообрядцев «Балтика»). В Белграде вопросами переселения в Парагвай занималось Русское колонизационное общество (созд. в 1925 г., председатель - А.П. Пилкин). Данные организации с помощью рекламных газет, брошюр, листовок вели пропаганду по привлечению соотечественников из Западной Европы. По поручению нансеновского офиса в Парагвай ездили русские представители анкетной комиссии Н. Д. Авксентьев и генерал-лейтенант Н.Н. Стогов.

Русские военные специалисты нашли применение своим силам в Парагвае по назначению: в Департаменте общественных работ (землемеры, топографы); в Арсенале (инструкторы по пулеметному делу, артиллеристы, как, например, братья Оранжереевы; артиллерист-химик Зимов-ский заведовал отделом взрывчатых веществ); в Морском департаменте (в качестве преподавателей военного училища морских кадет, организаторов курсов для флотских офицеров, как, например, капитан 1-го ранга, князь Я. Туманов служил на флоте и возглавлял личный состав морского министерства); в военном министерстве (где на службе находились генерал И. Т. Беляев, генерал Н. Ф. Эрн (преподавал фортификацию), инженер, полковник Г. Л. Шмагайлов (возглавлявший Технический отдел министерства). В дальнейшем Шмагайлов занялся строительством (при его участии в стране было возведено разного рода сооружений на сумму около 25 млн. песо). Работал консультантом по техническим вопросам в муниципалитете, затем занялся частным подрядом. Строил аэродром, мосты, соорудил специальную печь для сжигания предназначенных к погашению кредит-

190

ных билетов. Заработал большое состояние, считался миллионером.

Усилиями русских ученых был основан инженерный факультет Университета в г. Асунсьоне (здесь работало 12 русских профессоров), они внесли свой вклад в развитие теоретической и прикладной науки в Парагвае. Деканом математического факультета Университета состоял военный инженер генерал-майор С.П. Бобровский (он же руководил дорожным строительством). 16 лет проработал в Парагвайском университете ученый-энергетик профессор Н.Г. Кривошеин (сын известного ученого, профессора статики сооружений Г.Г. Кри-вошеина). Усилиями русских специалистов (главным образом военных) были построены авиационная школа, радиостанция, были организованы радиотелеграфная секция службы армии, дорожное хозяйство республики, система электроснабжения.

В годы Чакской войны Парагвая с Боливией (1932-1935) русские офицеры были привлечены на службу в парагвайскую армию. По различным данным в этой войне на стороне Парагвая принимало участие от 62 до 86 бывших русских офицеров-добровольцев, среди которых были начальники крупных штабов, один - командовал дивизией, семеро - полками, остальные батальонами, ротами, батарея-ми3. В годы войны генерал-майоры Эрн и Беляев были зачислены в ряды парагвайской армии в чинах генерал-лейтенантов. Бывший капитан царской армии, награжденный орденами св. Станислава, св. Анны и св. Владимира за заслуги в годы Первой мировой войны, Степан Высоко-лян к концу войны в Чако стал начальником штаба одной из парагвайских дивизий. Он прошел путь от майора до бригадного генерала и стал затем командующим парагвайской артиллерией. Ему первому из иностранцев был присвоен чин генерала армии. Майор Николай Корсаков руководил кавалерийским полком. Помощником начальника военно-санитарной части парагвайской армии работал русский доктор А.Ф. Вейс. В годы войны

в Чако отличились также генерал Бобровский, майор Николай Чирков, капитан 1-го ранга Всеволод Канонников, капитаны Юрий Бутлеров (потомок выдающегося химика академика А. М. Бутлерова), Касьянов, Салазкин, Дедов, лейтенанты Малютин, Ходолей. Известно, что в этой войне было убито шестеро русских офицеров (по некоторым данным семеро). В их числе были капитан Парагвайской конницы Б.П. Касьянов (бывший псковский драгун), капитан В. Орефьев-Серебряков (из Донского казачьего войска), в честь которых были названы улица и форт в парагвайской столице; а также капитаны Салазкин, Корнилович, Гольд-шмит, Малютин.

В 1937 г. в парагвайской армии были пожалованы кавалерами ордена Чако (с присвоением почетного парагвайского гражданства) русские офицеры: майоры Широков, Ходолей, Коргаков, Бутлеров, Леш, Фрей, Керн; капитаны: Высоколян, Пушкаревич, Блинов, Бауэр, Озоль, Срыва-лин, Таракус, Альтман, Унгерн-Штернберг.

Переселившиеся в Парагвай землеробы и специалисты по постройке дорог занимались колонизацией земель. В 1925 г. несколько сот крестьянских семей из Волынской губернии в провинции Энкарнась-он создали колонию «Новая Волынь». В г. Энкарнасьон и Пасадос была основана колония русских староверов «Балтика». В 1928 г. 500 человек малороссов, белорусов, поляков, чехов основали колонию «Фрам». Славянские поселения (50 семей -выходцев из Волыни) существовали также в местечке Сандова и Уруса-Пукай.

В 1930 г. в провинцию Чако прибыли меннониты (около 2 тыс. человек)4, из которых 12 колоний образовали выходцы из Канады, две колонии - выходцы из России. Местные меннониты поддерживали связь и получали материальную поддержку (снабжение инвентарем, скотом) от Центрального менонитского комитета в Северной Америке. За 5 лет ими было

заведено хозяйство, построены дома, больница, организован кооператив, проведены дороги, создан лесопильный завод. Здесь же осели и русские духоборы, которые вели жизнь замкнутую и обособленную, не признавали военной службы.

На средства, отпущенные о. Константином Изразцовым, в г. Асунсьон в старинном псковском стиле был выстроен храм Покрова Пресвятой Богородицы (проект архитектора Ю. Фишера при участии полковника Г.Л. Шмагайлова). Настоятель храма - прибывший из Югославии священник архимандрит Пахомий; церковный староста и одновременно псаломщик генерал Н.Ф. Эрн. Храм Святого Михаила Архангела был возведен в колонии Уруса-Пукай (настоятель - иеромонах Тихон (Гнатюк).

Законодательство облегчало дешевой рабочей силе въезд в Паргавай. Часть переселенцев сумела купить земельные участки за наличные деньги (400 песо за 1 га), другие приобретали в аренду казенные земли. Крестьяне в большинстве своем являлись кадровыми солдатами. Они выстроили церковь, школу, построили хаты, амбары, обзавелись скотом, птицей, семенами. Лесные участки расчищали, засевали табаком, чаем, фруктовыми деревьями, открывали коннозаводческие предприятия. В свободное время занимались охотой и рыболовством. Постепенно русские колонисты переходили к более высоким культурам (табака, хлопка, чая -мате), которые окупали издержки перевозок и давали гораздо больший доход по сравнению с зерновыми культурами. Бывший русский помещик из Парижа С. М. Сабо поселился в Сан Лоренцо, где на 12 га земли развел свое хозяйство, сад, открыл колбасный цех. Бывший помещик Двинянин имел собственное имение на 17 га земли. С 1903 г. в Парагвае проживал Р.А. Риттер - экономист по образованию. Занимался скотоводством (в 80 км от Асунсьона имел землю и 1,5 тыс. голов

191

скота). Затем все продал и перебрался в город, где стал издавать экономический журнал и сотрудничать в нескольких парагвайских газетах. В 30-е годы состоял при парагвайском правительстве консультантом по финансовым вопросам, за что получил в русской колонии титул «парагвайский Витте».

10 сентября 1933 г. в Париже (по инициативе И. Т. Беляева, его брата Николая и парагвайского консула Хуана Лапьера) был создан «Колонизационной центр по организации иммиграции в Парагвай» (председатель - Горбачев, почетный председатель -бывший донской атаман А.П. Богаевский). 30 сентября 1933 г. образовалась Инициативная группа «Станицы имени генерала Беляева». В Париже два раза в месяц на русском языке выходила газета «Парагуай» и на французском - «Ье Рага§иу». Инициативная группа имела соглашение с парагвайским правительством о передаче в распоряжение будущей станицы казенных земель (из расчета от 10 до 20 га на каждого казака в полную его собственность), живого и мертвого инвентаря, вооружения, пайка семьям в размере полутора солдатского рациона в течение всего времени, пока станица будет в этом нуждаться. Парагвайское правительство «принимало колонизацию по признаку казачьей самобытности». Для но-вообразующихся русских колоний земли выделялись в междуречье р. Парагвай и Парана, неподалеку от г. Энкарнасьон и на востоке страны, близ г. Консепсьон.

Для групп, организованных по-военному, предоставлялся групповой паспорт с единой въездной аргентинской и парагвайской визами. Система группового паспорта была принята парагвайским МИДом по предложению И.Т. Беляева. Им же был разработан проект закона о правах и привилегиях русских иммигрантов, представленный парагвайскому парламенту. Проект предусматривал свободу

вероисповедания, создания национальных школ, сохранение традиций и обычаев казаков (в том числе общинного владения землей), освобождение от уплаты пошлины на ввоз имущества сроком на 10 лет.

Пропаганда была рассчитана прежде всего на казачество и лиц, родившихся в казачьих областях и связанных с хлебопашеством. На призыв к переселению откликнулось много офицеров, а также старообрядцев. В апреле 1934 г. из Франции в Южную Америку прибыл первый пароход с русскими эмигрантами (около 100 человек). Возглавил группу полковник В.Ф. Гессель. Вторая группа в начале июля того же года отправилась из Марселя в составе 90 человек. Всего к концу 1934 г. в Парагвай было отправлено шесть эмигрантских групп. Одну из них возглавлял бывший начальник Кор-ниловского военного училища полковник Н. П. Керманов. Эта группа переселенцев - в основном русские офицеры (полковники - М.Д. Каратеев, Рапп, Прокопо-вич, Чистяков, капитан Богданов, поручики Яцевич, Колесников, корнет Щедрин и др.) - прибыли в местечко близ г. Консепсьон и основали колонию «Надежда» (просуществовала до 1938 г.). Возникли поселения в г. Энкарнасьон - «Станица имени генерала Беляева».

Русская диаспора в Парагвае в наибольшей степени была представлена политической эмиграцией монархической направленности. Для нее была характерна слабая организационная сплоченность. Различные группы эмигрантских руководителей в Парагвае мало занимались политикой и больше боролись за влияние в собственных колониях. В парагвайской столице существовал местный отдел РОВС (председатель -полковник В.Ф. Гессель), Техническое общество (председатель - генерал-майор С.П. Бобровский), Союз русских женщин (председатель - Е.Н. Вейс).

192

Список русских офицеров — участников Чакской войны в Парагвае (1932-1935)

1. Генерал Н.Ф. Эрн.

2. Генерал М.Т. Беляев.

3. Леш (командовал полком).

4. Касьянов (псковский драгун, убит).

5. Салазкин (Тек. кон. полка, командовал полком, убит).

6. Орефьев-Серебряков (Донского казач. войска, убит).

7. Корсаков (Смоленский улан, командовал полком).

8. Ширков (Архангелогородский улан).

9. Ходолей (Л. Гв. Лит. полк).

10. Бутлеров (Л. Гв. Лит. полк, 1-й арт. бр.).

11. И. Оранжереев (нач. штаба 4-й дивизии).

Капитаны:

12. Н. Блинов (Донск. казач. войска).

13. Б. Дедов.

14. Г. Чиркин.

15. Б. Жураковский.

16. Б. Фрей (командовал эскадроном, после войны - начальник топографической группы по съемкам Парагвая).

17. И. Пушкаревич.

18. Г. Озоль, топограф.

19. Керн (после войны служил в Генеральном штабе парагвайской армии).

20. С. Высоколян (начальник штаба дивизии).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Бауер.

22. Срывалин (Моск. драгун, командовал саперным батальоном).

23. Корнилович(убит).

24. Емельянов (Псков. драгун).

25. Барон Унгерн-Штернберг (Дроздовской конно-горн. батареи).

26. Гольдшмит (Марк. пехотн. полк, убит).

27. Малютин (Кубан. казач. войска, убит).

28. В.А. Башмаков (сын известного ученого и общественного деятеля А.А. Башмакова, во время войны занимался сооружением мостов).

Поручики:

29. Эрн (сын генерала Эрна).

30. А. Таранченко (гус. унтер-офицер).

31. Л. Оранжереев.

32. Лейтенант Фон-Экштейн.

193

Моряки:

33. Капитан 1-го ранга князь Туманов.

34. Лейтенант Сахаров.

35. Де Гирс.

36. Артиллерист Зимовский.

Врачебная часть:

37. Доктор А.Ф. Вейс.

38. Садов-Ретивов.

39. Тимченко.

40. Грамматчиков.

41. Гайдуков.

42. Женщина-врач Попова.

43. Буткевич (ветеринар).

44. Горкин.

Источник: Стогов Н.Н.. Парагвай и русские офицеры // Часовой. - Брюссель, 1936. - № 176. -С. 14-16.

Список литературы

1. Владимирская Т.В. Русские мигранты в Парагвае // Вопросы истории. - М., 1995. - № 11-12.

2. История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в XIX-XX веках. - М., 1996.

3. Каратеев М. По следам конквистадоров. История группы русских колонистов в тропических лесах Парагвая. - М., 1991.

4. Мартынов Б.Ф. Парагвайский Миклухо-Маклай. Повесть о генерале Беляеве. - М., 1993.

5. Парчевский К. В Парагвай и Аргентину. Очерки по истории Южной Америки. - Париж, 1936.

6. ПилкинА.П. Парагвай (Краткий очерк). - Париж. 1934.

7. Русское зарубежье в Латинской Америке. - М., 1993.

8. Стогов Н.Н. Парагвай и русские офицеры // Часовой. - Брюссель, 1936. - № 174, 176.

Примечания

Мартынов Б.Ф. Становление русской колонии в Парагвае // Русское зарубежье в Латинской Америке. - М., 1993. - С. 22. Возрождение. - Париж, 1927. - 22 декабря.

Каратеев М. По следам конквистадоров. История группы русских колонистов в тропических лесах Парагвая. - М., 1991. - С. 39.

Пилкин А.В. Парагвай (Краткий очерк). - Париж, 1934. - С. 29.

194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.