Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
595
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уманский А.Г.

Статья посвящена проблеме становления государственной службы в Российской империи. Цель настоящей статьи состоит в изучении теоретико-правовых проблем становления и развития государственной службы в правоохранительной сфере в указанный период посредством историко-юридического метода исследования. Актуальность обусловлена необходимостью в теоретико-правовом осмыслении становления и развития института государственной службы, анализа его функционирования. Автором показано, что в исследуемый были период заложены основы законодательства о правоохранительной деятельности, которые впоследствии дали импульс к дальнейшему развитию законодательства Российской Федерации о государственной службе в правоохранительных органах. В указанный период была создана законодательная база, обеспечившая организацию государственной службы в целом, и в правоохранительной сфере в том числе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

УДК 34.07

А.Г. Уманский

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Статья посвящена проблеме становления государственной службы в Российской империи. Цель настоящей статьи состоит в изучении теоретико-правовых проблем становления и развития государственной службы в правоохранительной сфере в указанный период посредством историко-юридического метода исследования. Актуальность обусловлена необходимостью в теоретико-правовом осмыслении становления и развития института государственной службы, анализа его функционирования. Автором показано, что в исследуемый были период заложены основы законодательства о правоохранительной деятельности, которые впоследствии дали импульс к дальнейшему развитию законодательства Российской Федерации о государственной службе в правоохранительных органах. В указанный период была создана законодательная база, обеспечившая организацию государственной службы в целом, и в правоохранительной сфере в том числе.

Ключевые слова: институт государственной службы, правоохранительная деятельность, Российская империя, становление и развитие, реформы.

Актуальность исследования становления государственной службы в Российской империи обусловлена необходимостью в теоретико-правовом осмыслении становления и развития института государственной службы в Российской Федерации, анализа его функционирования.

Выдающимся памятником древнерусского права и одним из первых законодательных источников является Русская Правда, которая фактически была юридической базой правоохранительной системы своего времени [1, с. 289].

При Иване Грозном появляется своеобразный вид «высшего» надзора, как опричнина, роль которой спорна и проблематична, однако посредством ее введения удалось преодолеть раздробленность органов государственной власти и органов, осуществляющих порядок, собрать в единую систему [6, с. 130].

Одной из первых форм правоохранительной деятельности Российского государства являлся политический и уголовный сыск, которые представляли собой формы деятельности по розыску преступников.

Моментом зарождения института правоохранительной службы считается создание приказов, в частности, Разбойный приказ, возглавлявший систему полицейско-сыскных органов. Разбойный приказ просуществовал до 1683 г., когда он был переименован в Сыскной, упраздненный в 1701 г.

С конца XV до начала XVII в. было принято три репрессивно-правовых акта: Судебник 1497 г., Судебник 1550 г. и Соборное Уложение 1649 г. В этот период принят ряд других нормативно -правовых актов по вопросам церковного, гражданского, уголовного права, чем усиливалась предупредительная функция правоохранительной системы.

С реформ Петра I началась история становления регулярной полиции [4, с.213]. Царствование Петра I ознаменовалось глобальным реформированием управления в сфере государственной службы, оформлением правовой базы государственной службы. Она включала в себя: Указ от декабря 1718 г. «О должностях сената», Указ от 12.01.1722 г. «Об обязанностях сенатских членов», Генеральный регламент от 20.02.1720 г., Устав главного Магистрата, Табель о рангах 1722г. Так, законодательно закреплены принципы государственной службы, порядок ее прохождения, требования, предъявляемые по замещаемой должности, обязанности чиновников и отдельные меры ответственности [5, с. 16]. Коренная перестройка государственной службы произошла в период 1718-1720гг., когда на смену приказам пришли коллегии, преимущество которых состояло в том, что их круг их компетенций был строго очерчен в законодательном порядке. Изменив в соответствии с европейским стандартом российские законы и порядки практически во всех сферах жизни общества, Петровские реформации не затронули существующей формы политического сыска, выработанные ранее.

Так, завершается централизация государственной власти, утверждается абсолютистская форма правления, реформируется весь государственный механизм, развивается и совершенствуется правоохранительное законодательство. Образуются новые правоохранительные органы: Преображенский приказ,

© Уманский А.Г., 2018.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-3(87)

Тайная канцелярия, регулярная полиция, формируется система фискалата, призванная искоренять злоупотребления по службе, направляются на места для производства расследования гвардейские офицеры, создается такой правоохранительный орган, как прокуратура, делается попытка обособить от администрации и укрепить суд.

Екатерина I дала дворянам право на продолжительные отпуска. Анна Иоанновна в Манифесте 1736 г. установила для дворян срок обязательной службы - 25 лет, начиная с двадцатилетнего возраста. Петр III Манифестом «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762г.) законодательно отменил обязательную службу дворян.

Екатерина II и Павел I - «Золотой век» российского служилого дворянства. Закрепили привилегии дворянства «Жалованной грамотой». «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (1785г.) подтверждала дарование Манифестом о вольности дворянства 1762г., при этом они могли наниматься на службу в иностранных государствах. Указы Екатерины II «О правилах производства в статские чины» от 16 декабря 1790 г. и Павла I «О наблюдении при избрании чиновников к должности, старшинства мест и чинов» от 20 апреля 1797г. закрепили возможность производства в чин путем простой выслуги лет без обязательного назначения на соответствующую должность.

Со второй половины XVII в., впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата. Для поддержания системы государственного управления создавались государственные органы с особыми полномочиями и специфическим порядком прохождения государственной службы. В 1720г. учреждается Тайный совет, состоящий из канцлера, вице-канцлера и действительных тайных советников. При Александре I создается Негласный комитет. Созданы Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, Третье отделение Канцелярии.

С 1803 по 1825 гг. установлены штаты и утверждены инструкции для полиции почти ста городов. Александром I в 1802г. учреждаются министерства в качестве органов центрального управления. Всего было создано 8 министерств, важнейшими считались министерства внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Кодификация русского права, проведенная под руководством М.М. Сперанского привела к формированию специальных отраслей правоохранительного законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права.

Преобразования государственной службы проходили и в период царствования Николая I. В 1826г. создан Отдельный корпус жандармов, в котором в 1827г. все части жандармерии были объединены в Корпус жандармов (с 1836г. - Самостоятельный корпус жандармов), аппарат, ставший исполнительным органом III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии). Были изданы два закона в 1827 и 1834гг., первый из которых определял порядок поступления на службу, а второй - условия дальнейшего продвижения по лестнице чинов. Роль чиновников в государстве увеличивалась [3, с. 30].

Во время правления Александра II в 1974г. принят закон «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому было отменено крепостное право; кроме того закон возрождал земство. После отмены крепостного права российская правоохранительная система испытывала кризис, обусловленный тем, что правоохранительные органы не смогли адаптироваться к новым социально -экономическим и политическим условиям.

Александр II адаптировал практику европейских государств в создании современных для того времени правоохранительных органов к условиям крепостной России [2, с. 23]. Реформа, разрушившая патриархальные устои России, подорвала основы охранительной системы и спровоцировала ее стагнацию.

Реформы, проводимые Александром II, подтолкнули Александра III к модернизации всей правоохранительной системы. Действия Александра III называли «контрреформами» и рассматривали как реакционную политику самодержавия. Однако речь в данном случае идет о модернизации правоохранительной системы в ответ на террор и хаос в стране.

Эпоха Николая II проходила под знаком двух революций. В этот период завершилось распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В 1906г. Николай II издает Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний», которым закреплялось право поступления на государственную службу независимо от происхождения [5, с. 19].

Таким образом, в дореволюционный период заложены основы законодательства о правоохранительной деятельности, которые, собственно и дали импульс к дальнейшему развитию законодательства о государственной службе в правоохранительных органах. Так, создана законодательная база, обеспечившая организацию государственной службы и правоохранительной деятельности в том числе.

Библиографический список

1. Дудин Н.П. Правоохранительная деятельность: история и современность // Общество и право. 2016. № 2.

2. Жильцов Н.А. Правоохранительная система самодержавной России в период с февраля 1861-го по февраль 1917 г.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2007.

3.Кайнов В.И., Прохорова О.В. Историко-правовой анализ становления и развития института государственной службы в России // История государства и права. 2007. № 1.

4.Копчинская М.С. Петровские преобразования и создание специализированных полицейских органов России // Молодой ученый. 2018. №2.

5.Назарова С.П. Институт государственной службы в Российской Федерации: современное состояние и перспективы: дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2011.

6.Пронькина О.Ю. Политический сыск в России в конце XIX-начале XX веков. Историография проблемы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007. № 3.

УМАНСКИЙ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ - магистрант Московского финансово-юридического университета (МФЮА), заместитель начальника отдела по работе с личным составом Управления МВД России по г. Кургану, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.