Научная статья на тему 'Образование Министерства внутренних дел и положение правоохранительных органов в России XVIII в'

Образование Министерства внутренних дел и положение правоохранительных органов в России XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ / ЖАНДАРМЕРИЯ / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кильдебаев Ильшат Ильгамович

В данной статье рассматривается организация в нашей стране Министерства внутренних дел и его влияние на правоохранительные органы, действующие в этот период. Важным этапом развития российского общества является период XVIII в., так как учреждённое Министерство внутренних дел в сентябре 1802 года российским императором Александром I играло центральную роль во внутренней политике Российской империи, претворяя в жизнь все указы императора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование Министерства внутренних дел и положение правоохранительных органов в России XVIII в»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ XVIII В.

Кильдебаев И.И.

Килъдебаев Илъшат Илъгамович - магистрант, кафедра гражданского права и процесса, юридический факультет, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак

Аннотация: в данной статье рассматривается организация в нашей стране Министерства внутренних дел и его влияние на правоохранительные органы, действующие в этот период. Важным этапом развития российского общества является период XVIII в., так как учреждённое Министерство внутренних дел в сентябре 1802 года российским императором Александром I играло центральную роль во внутренней политике Российской империи, претворяя в жизнь все указы императора. Ключевые слова: Министерство внутренних дел, Министерство полиции, жандармерия, полиция.

Министерство внутренних дел традиционно занимает ключевое место в правоохранительной системе России, несёт прямую ответственность за обеспечение общественного порядка, находится на передовой борьбы с преступностью. Исторический подход к исследованию проблематики правоохранительных органов нашего государства предоставляет возможность осознать проблемы, которые остаются на сегодняшний день, и даёт возможность отыскать способы и пути обнаружения, стимулирования и выявления положительных тенденций и торможения неблагоприятных явлений. Много положительных моментов содержит опыт Министерства Внутренних Дел (МВД) Российской Империи, который может быть полезным в организации работы современных органов внутренних дел.

11

К XVIII веку полицейские органы были только в Санкт-Петербурге, Москве и прочих крупных городах России, однако в остальных городах и регионах такого органа не было. К службе в полицию набирали за счет офицеров и солдат городских гарнизонов. Сложившаяся ситуация в правоохранительных органах все еще была недостаточной для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

При правлении Александра I знаменовались тем, что он в 8 сентября 1802 года вместо существовавших петровских коллегий были образованы восемь министерств (военно-сухопутных сил, иностранных дел, морских сил, юстиции, внутренних дел, финансовой, коммерции и народного просвещения). Статус министра внутренних дел был определен в IV статье Манифеста. Основной задачей являлось соблюдение за благосостоянием, спокойствие, тишина и благоустройство народа. Руководство полицией сосредотачивалось во Второй экспедиции, состоящая из двух отделений, одной подчинялась сельская полиция, а другой - городская.

Первое отделение занималась сбором ведомостей о происшествиях, предотвращение распространения ложной информации и ересей, но главное - предупреждало неповиновение крестьян законной власти. Второе отделение осуществляло контроль за соблюдение «Устава благочиния...», а также за состояние городских полицейских и пожарных команд. Руководства сельской и городской полиции на уровне Министерства внутренних дел было объединено, но на практике они действовали разрознено. В 1806 году распределений функций проводилось не территориальному принципу. Сперанский М.М., считал полицейскую структуру одной из главных предметов правительства и рассматривавший его как силу, удерживает людей в том порядке, в каком законом они поставлены и тем самым обосновывал необходимость создания Министерства полиции. Манифестом от 25 июня 1811 года учреждается Министерство полиции во главе с генерал-полицмейстером. Министерство полиции было наделено существенными

полномочиями. Кроме охраны внутренней безопасности, Министерство следило за выполнением законных предписаний государственными чиновниками. В связи с этим большинство высших сановников империи отрицательно воспринимали новый контрольной орган и при любой возможности дискредитировали этот орган. Что и привело к его ликвидации в 1819 году и присоединению полицейских органов к Министерству внутренних дел[1.с 82].

Уездная полиция была в плачевном положении, низкое жалование и не перспективностью своей отталкивал многих кандидатов, в 1832 году Николай I обратился к дворянству, чтоб они не уклонялись от службы в уездной полиции, и подкрепил свое обращение повышением оклада служащим. Теперь вместо крестьян разрешали набирать отставных солдат сотскими и десятскими. В 1837 году предпринимаются меры для усиления сельской полиции, был утвержден «Положение о земской полиции». Уезды были разделены на участки-станы.

Изменениям подвергся и политическая полиция: Тайная канцелярия была упразднена, а его полномочия по расследованию политических преступлений были переданы Сенату и судам по уголовным делам. В 1802 года эти дела переданы в особенную канцелярию Министерства внутренних дел, с появления Министерства полиции это дела были в его введении. Все дела после его расформировании были переданы в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия. В его состав вошли из министерств юстиций и внутренних дел, а также из числа сенаторов. В 1820 годах появляются еще несколько секретных служб: тайная полиция при штабе гвардейского корпуса, схожий орган был сформирован при Управлении военных поселений. Все они работали самостоятельно и даже конкурировали между собой[2.с 41].

После подавления восстания декабристов 1825 году было создано Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярия, которая стала органом

политического сыска. При образовании он был сформирован из особенной канцелярии Министерства внутренних дел, тайной агентуры и Отдельного Корпуса Жандармов.

Бенкендорф А.Х. занимал должность шефа жандармерии и начальника III Отделения. Аппарат Отделения с начало своей деятельности насчитывал 16 человек, объединенные в четыре экспедиции. Штат сотрудников каждым разом увеличивался и ко времени его ликвидации III Отделения в 1880 году, оно превышало 70 человек[5. c 48]. Производства по уголовным делам делился на три этапа: следствие, суд и исполнение приговора суда. Кроме проведения следствия и исполнения приговора суда, на полицию выполняла судебную функцию по незначительным правонарушениям. Следствие по уголовному делу различалась на предварительную и формальную[3х 102].

Предварительное следствие начинала работать по жалобе потерпевшего, донесению прокурора, явке с повинной. Полиция при проведения предварительного следствия должна установить имело ли место быть действия, содержащее признаки преступления, и провести предписанные розыскные мероприятия.

Формальная стадия заключается в установлении личности преступника и обстоятельства совершенного преступления. Все собранные доказательства фиксируются в протоколах, подписывается лицом, производящее следствие и обвиняемым. При проведении данной стадии следствия допускались депутаты от сословий для слежения за законностью следственных действий. В период расследования придавалось большое значение получение признания от подозреваемого, пытки с 1801 года официально запрещены на законодательном уровне[4. c 66].

В этот период правом на ведения расследований по уголовным делам были у весьма широкого круга органов и должностных лиц. Следствием по незначительным делам занимались квартальные надзиратели. Более сложные дела поручались соответствующим чиновникам, направляемым от губернского начальства или министра внутренних дел, так же

могут эти дела направлять особым комитетам, состоящих из чинов различных ведомств, при непосредственном руководстве офицеров корпуса жандармов. При производстве уголовного сыска полиция активно принимала участие в раскрытии преступлений, в основном как часть дознания. Большим шагом также был ведения закона в 1801 году, в котором официально использование пыток подозреваемого были запрещены на законодательно уровне.

Подводя итоги, стоит отметить, что полиция изначально возникла как военизированная организация. В целом можно отметить, что к концу XVIII века наблюдается резкое увеличение штата полиции, вызванное прежде всего опасениями правительства по поводу проникновения в Россию французской «революционной заразы».

Список литературы

1. Борисов А.В. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века. М., 1982. С. 608.

2. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства», Екатеринбург, 2001. С. 48.

3. Иванова Е.А. Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII - начало XX в.)». Краснодар, 2003. С. 156.

4. Лемке М.К. Николаевские жандармы и литература 18261855. Изд. 2-е. СПб., 1909. С. 614.

5. Шинджикашвили Д.И. Министерство внутренних дел царской России в период империализма. Омск, 1974. С. 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.