Научная статья на тему 'Закономерности и эволюция правового регулирования организации и функционирования органов безопасности в сфере борьбы с внутренними угрозами в дореволюционной России'

Закономерности и эволюция правового регулирования организации и функционирования органов безопасности в сфере борьбы с внутренними угрозами в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
458
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЕДКА / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов Александр Юрьевич

В статье рассматриваются закономерности и эволюция правового регулирования организации и деятельности политической полиции дореволюционной России. Методологической основой анализа данной проблемы является принцип историзма и взаимосвязь рассматриваемого вопроса с общеисторическим процессами и конкретно-исторической политической и социально-экономической обстановкой в стране. В статье на основе научно-теоретических положений, подтверждаемых историческим эмпирическим материалом, обосновывается деятельность политической полиции дореволюционной России как объективной и неотъемлемой части общей деятельности Российского государства по обеспечению своей внутренней безопасности, направленной на защиту прав и интересов политической элиты, охрану существующего общественно-политического строя, защиту иных жизненно важных интересов Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGULARITIES AND EVOLUTION OF LEGAL REGULATION OF ORGANIZATION AND OPERATION OF THE SECURITY BODIES IN THE SPHERE OF FIGHT AGAINST INTERNAL THREATS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

This article discusses the regularities and evolution of legal regulation of the organization and the activities of the political police of pre-revolutionary Russia. The methodological basis for the analysis of this problem is the principle of historicism and the relationship of the matter under consideration with general historical processes and specific historical political and socio-economic situation in the country. On the basis of scientific and theoretical positions, supported by historical empirical data, the article substantiates the political police activities in prerevolutionary Russia as an objective and an integral part of the overall activities of the Russian state to ensure its internal security, to protect the rights and interests of the political elite, to guard existing social and political order and other vital interests of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Закономерности и эволюция правового регулирования организации и функционирования органов безопасности в сфере борьбы с внутренними угрозами в дореволюционной России»

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

2.4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ВНУТРЕННИМИ УГРОЗАМИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Демидов Александр Юрьевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент.

Место работы: в/ч 33965.

E-mail: Mr.Demidov57@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются закономерности и эволюция правового регулирования организации и деятельности политической полиции дореволюционной России. Методологической основой анализа данной проблемы является принцип историзма и взаимосвязь рассматриваемого вопроса с общеисторическим процессами и конкретноисторической политической и социально-

экономической обстановкой в стране. В статье на основе научно-теоретических положений, подтверждаемых историческим эмпирическим материалом, обосновывается деятельность политической полиции дореволюционной России как объективной и неотъемлемой части общей деятельности Российского государства по обеспечению своей внутренней безопасности, направленной на защиту прав и интересов политической элиты, охрану существующего общественно-политического строя, защиту иных жизненно важных интересов Российского государства.

Ключевые слова: разведка, разведывательная деятельность, органы безопасности, внутренняя безопасность, политическая полиция, правовое регулирование организации и деятельности.

THE REGULARITIES AND EVOLUTION OF LEGAL REGULATION OF ORGANIZATION AND OPERATION OF THE SECURITY BODIES IN THE SPHERE OF FIGHT AGAINST INTERNAL THREATS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

Demidov Alexander Yrievich, PhD at law, associate professor. Position: associate professor.

Place of employment: m/d 33965.

E-mail: Mr.Demidov57@yandex.ru

Annotation: This article discusses the regularities and evolution of legal regulation of the organization and the activities of the political police of pre-revolutionary Russia. The methodological basis for the analysis of this problem is the principle of historicism and the relationship of the matter under consideration with general historical processes and specific historical political and socio-economic situation in the country. On the basis of scientific and theoretical positions, supported by historical empirical data, the article substantiates the political police activities in prerevolutionary Russia as an objective and an integral part of the overall activities of the Russian state to ensure its internal security, to protect the rights and interests of the political elite, to guard existing social and political order and other vital interests of the Russian state.

Keywords: intelligence, intelligence activities, security bodies, internal security, political police, the legal regulation of the organization and the activities.

По своему социальному назначению каждое государство призвано развивать и охранять господствующие в данной стране политические, социальноэкономические и духовно-нравственные отношения. Поэтому деятельность государства распространяется на все сферы общественной жизни - политическую, социально-экономическую, духовно-нравственную

(идеологическую) - и осуществляется в каждой из этих сфер политическими, экономическими, идеологическими и рядом иных средств. Эта деятельность проводится не только посредством правотворчества, организаторской работы по реализации правовых предписаний и контрольно-надзорной деятельности, но и принуждения к исполнению правовых норм.

Поскольку государство, являясь особой политической организацией общества, представляет собой инструмент политического властвования, то принуждение присуще всей его деятельности. Непосредственное же осуществление государственного принуждения возлагается на специально предназначенные для этого государственные органы - органы охраны общественного порядка, вооруженные силы и органы безопасности. Данные государственные органы (органы непосредственного принуждения) занимают подчиненное положение в государственном механизме, являясь лишь одним из средств проведения государственной политики, и осуществляют в рамках своей компетенции возложенные на них функции при посягательстве или угрозе посягательства на права и свободы человека и гражданина, политическую и социальную стабильность в обществе, существующий конституционный строй, военную безопасность страны, ее независимость и территориальную целостность.

Таким образом, деятельность органов непосредственного принуждения представляет собой особый вид политической и правовой деятельности, характеризующийся применением или возможностью применения средств насилия в рамках своих функциональных обязанностей.

Эта деятельность играет важную роль в осуществлении государственной власти и прежде всего потому, что уже сам факт существования такого аппарата принуждения оказывает соответствующее психологическое воздействие на те социальные группы, организации и отдельных лиц, деятельность которых представляет угрозу интересам личности, общества и государства. Внутри страны это, в первую очередь, органы внутренних дел (полиция или милиция). Воздействие на внешних противников оказывают преимущественно вооруженные силы. И, наконец, в определенных ситуациях для решения как внешних, так и внутренних задач применяются специальные государственные органы - органы безопасности, основным назначением которых является обеспечение внешней и внутренней безопасности государства посредством постоянного скрытого воздействия на противников существующего общественно-политического строя.

Данная деятельность государства получила наименование разведывательной деятельности. Значение термина «разведка» зависит от смысла, который вкладывается в него в каждом конкретном случае.

Во-первых, термин «разведка» может рассматриваться как в широком, так и узком смысле слова. Под разведкой в широком смысле слова понимаются все государственные органы, осуществляющие разведы-

52

БОРЬБА С ВНУТРЕННИМИ УГРОЗАМИ В РОССИИ

Демидов А.Ю.

вательную деятельность: органы внешней разведки, органы контрразведки и органы внутренней разведки. Соответственно, понятия «органы разведки», «органы безопасности» и «специальные службы» в данном контексте можно считать тождественными. Под разведкой в узком смысле слова понимаются только те государственные органы, которые осуществляют внешнюю разведку.

Во-вторых, разведка, с одной стороны - это направление (вид) деятельности государства (обеспечение безопасности государства или разведка в функциональном смысле), а с другой стороны разведка - это система государственных органов (органов безопасности), осуществляющих разведывательную деятельность (разведка в организационном смысле).

Вряд ли можно достоверно определить, где и когда впервые появился такой вид человеческой деятельности. Разведка имеет столь древнюю историю, что можно утверждать, что она зародилась задолго до того, как появились первые государственные образования и письменность, способная задокументировать данные факты. Тем не менее, примеры успешного использования разведывательной деятельности для получения решающих выгод и преимуществ над противником, как в истории Древнего мира, так и в более позднее время, достаточно многочисленны и хорошо известны [Голикова, 1957, с. 287].

При анализе правового регулирования обеспечения безопасности государства необходимо учитывать ее следующую особенность - самостоятельным видом государственной деятельности она стала лишь в конце XIX - начале XX веков, а до этого времени решение этих задач являлось одной из составляющей военной, дипломатической и полицейской деятельности государства. В частности, в истории России до начала XVII века функция обеспечения личной безопасности царя, а соответственно и обеспечения безопасности государства, была возложена на стрельцов, а функции добывания разведывательной информации, выявления, предупреждения и пресечения подрывной деятельности других государств и отдельных лиц осуществлялась должностными лицами Посольского и Разбойного приказов [Линдер, Чуркин, 2008, с. 73-74]. Сбором и добыванием разведывательной и контрразведывательной информации государства занимались не только в военное, но и в мирное время, однако, среди задач, решаемых органами безопасности, первоначально традиционно доминировали задачи военного характера. Это является характерным как для периодов участия государств в военных конфликтах (разведать численность и вооружение противника, маршруты передвижения войск и др.), так и для периодов мирного времени (разведать военный потенциал сопредельных государств, их военно-политические планы в целях формирования собственной стратегии, обеспечить сохранение устоев существующего общественнополитического строя от посягательств со стороны других государств, организаций, отдельных лиц и т.п.).

Одной из методологических основ рассмотрения проблемы правового регулирования организации и деятельности органов безопасности является безусловное следование принципу историзма с учетом взаимосвязи с общеисторическими процессами, социально-экономической и политической обстановкой в стране в тех или иных конкретно-исторических условиях.

Таким образом, деятельность по обеспечению собственной безопасности свойственна государству лю-

бого исторического типа, а оформление этой деятельности в самостоятельный вид государственной деятельности является закономерностью для всех государств, достигших определенной ступени развития. Востребованность данного самостоятельного вида государственной деятельности обусловлена естественно-историческими закономерностями, конкретной политической и социально-экономической обстановкой, когда тот или иной этап развития государства порождает соответствующие ему процессы и явления. Так развитие самого государства, усложнение его отношений и соперничество с другими государствами, объективные потребности защиты интересов государства от разведывательной и иной подрывной деятельности специальных служб и организаций других государств, а также организаций и отдельных лиц внутри страны, направленной на нанесение ущерба безопасности государства, обусловливают и необходимость данной деятельности как самостоятельного вида государственной деятельности.

Изучение исторических документов и других источников показывает, что в истории Российского государства для обеспечения внутренней безопасности государства закономерным являются два основных этапа:

Первый этап охватывает время от момента образования государства до начала XVIII века. Для него характерным является наличие органов, которые выполняли функцию обеспечения внутренней безопасности государства наряду с другими административными, полицейскими и судебными функциями. В рамках этого этапа представляется обоснованным вести речь не о специальных органах внутренней безопасности, а об органах (внешних сношений, военного и полицейского ведомств), участвующих в решении данной задачи, так как эта задача для них являлась дополнительной по отношению к их основным функциям.

Второй этап (первая четверть XVIII - начало XX веков). Это время создания и развития в России специальных органов внутренней безопасности государства, освобожденных от иных обязанностей, кроме тех, что непосредственно составляют предмет их ведения.

Характерной особенностью общеисторического процесса возникновения и развития органов внутренней безопасности Российского государства и правового регулирования их организации и деятельности является то, что в течение довольно длительного времени они не были объединены организационно в масштабе всего государства, а представляли собой децентрализованный аппарат, не составляющий единого организационного целого. Такое положение вещей сохранялось до начала XX века. Оно изменилось с учреждением в 1826 году Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии, которое в результате объединило в единой системе все органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность государства. В полном объеме это завершилось в 1880 году с образованием Министерства внутренних дел Российской империи в состав которого входил Департамент государственной полиции (позднее - Департамент полиции), объединивший Третье отделение и общеуголовную полицию.

Как представляется, значение данного факта выходит далеко за рамки чисто организационных мер. Он был обусловлен возрастанием веса и роли органов безопасности в государственном механизме обеспечения безопасности России.

Следование принципу историзма также позволяет дать объективный анализ места и роли органов внут-

53

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

ренней безопасности в государственном механизме, показать, что правовое регулирование их организации и деятельности было направлено не только на защиту прав и интересов политической элиты, охрану существующего общественно-политического строя, но и на защиту иных жизненно важных интересов Российского государства, обеспечение его безопасности.

На первых этапах развития Русского государства наиболее значительные угрозы для его безопасности носили не столько внешний, сколько внутренний характер. Поэтому закономерным является то, что первыми среди органов безопасности возникли те органы, основной задачей которых являлась борьба с попытками подорвать существовавшие устои феодальнокрепостного строя изнутри.

В Русском государстве в течение нескольких веков (до середины XVI века) отсутствовали не только органы безопасности государства, но и органы охраны общественного порядка, а их функции выполняли войско, органы местной администрации и сами землевладельцы.

В Русском централизованном государстве в XVI-XVII веках уже формируется ряд специальных государственных органов, осуществлявших не только чисто полицейские функции, но и функцию обеспечения внутренней безопасности государства:

В середине XVI века создается Разбойный приказ, осуществлявший среди прочего и функции политической полиции, так как ведал сыском (расследованием) и судом в отношении разбойников и «иных лихих людей». Разбойничество, получившее широкий размах в XVI веке, являлось в значительной степени формой политической борьбы крестьян против феодалов. Поэтому борьба с разбойниками и «лихими людьми» была для государства борьбой не только с уголовными преступниками, но и борьбой с политическими противниками.

В Москве и Московском уезде функции общеуголовной (криминальной) и политической полиции осуществлялись Земским приказом, который занимался не только преследованием разбойников и «иных лихих людей», но и наблюдал за порядком и благоустройством в столице с помощью обширного штата полицейских чиновников («решеточных сторожей», «объезжих голов» и «ярыжек»). Важные полицейские функции на местах в конце XVI - начале XVII веков выполнялись и воеводами.

Во второй половине XVII - первой четверти XVIII веков в связи со слиянием всех русских земель в единое централизованное государство происходят существенные изменения и в форме правления Российского государства - складывается абсолютная монархия. Усиление крепостнической эксплуатации населения привело к массовым антифеодальным восстаниям (крестьянская война под предводительством Степана Разина, астраханское восстание посадских людей и стрельцов, восстание под руководством Кондрата Булавина и др.) и закономерному возрастанию роли органов непосредственного принуждения, в первую очередь постоянной армии и полиции. Впервые в истории России полиция создается как самостоятельное звено государственного механизма, как один из важнейших государственных органов. Естественно, что раньше всего возникает политическая полиция, основной задачей которой являлась борьба с попытками подорвать основы существующего общественно-

политического строя. Органами, осуществлявшими функции политической полиции, стали Преображен-

ский приказ и Тайная розыскных дел канцелярия, деятельность которых строились на основе строгой централизации и подчинении непосредственно царю.

Преображенский приказ, образованный Петром I в 1689 году, первоначально ведал делами Преображенского и Семеновского гвардейских полков, а также охраной общественного порядка в Москве, но впоследствии ему было предоставлено право преследования политических преступников на всей территории государства, в том числе и исключительное право следствия и суда по политическим делам, «которые в государственных делах, а именно: в дурных словах или на деле к возмущению и тому подобных дел») [3, с. 7578]. Именно Преображенский приказ проводил следствие по ряду крупных антифеодальных выступлений начала XVIII века, в том числе расследование по астраханскому восстанию и восстанию стрельцов. [Мулу-каев, 2009, с. 66, Клеандрова, Яковлев, с. 13].

Тайная розыскных дел канцелярия, образованная в 1718 году и первоначально планировавшаяся для расследования дела о побеге за границу сына Петра I, царевича Алексея, также получила право на осуществление следственных и судебных действий «о злом умысле против персоны его царского величества или измены; о возмущении или бунте», то есть по политическим преступлениям, совершенным в Петербурге и его окружении [Мулукаев, 2009, с. 66, Клеандрова, Яковлев, с. 12].

В 1731 году Преображенский приказ и Тайная розыскных дел канцелярия объединяются в единый орган -Канцелярию тайных розыскных дел (Тайную канцелярию). Для деятельности органов политической полиции XVIII века были характерны неограниченный произвол, пытки, допросы «с пристрастием» и крайне жестокие меры наказания.

В 1762 году вместо Канцелярии тайных розыскных дел формируется Тайная экспедиция Сената, подчиненная генерал-прокурору, также находившаяся в непосредственном подчинении главе государства. Новым в их организации стало то, что они имели свои отделения в Москве - Контору розыскных дел и Тайную экспедицию при Сенатской конторе и что свидетельствует о возрастании роли органов политической полиции в системе органов власти Российской империи.

В начале XVIII века в России наряду с органами политической полиции формируется и общеуголовная полиция, которая также осуществляла отдельные функции политической полиции (в 1718 году в Петербурге учреждается должность генерал-полицмейстера, в Москве - должность - обер-полицмейстера. В дальнейшем полицейские органы, возглавляемые полицмейстерами, были сформированы и в других городах. В результате губернской реформы 1775 года, осуществленной в период правления Екатерины II, наряду с городской полицией создается и уездная полиция в виде специального административно-полицейского органа в уездах - Нижнего земского суда, который в соответствии с «Учреждением для управления губерниями Всероссийской Империи» осуществлял надзор за «благочинием, добронравием и порядком», боролся с уголовной преступностью и выполнял ряд иных функций, в том числе осуществлял борьбу с народными выступлениями. Важной реформой последней четверти XVIII века, свидетельствующей о еще большем усилении роли полиции в государстве, стало создание новых полицейских органов в городах - управ благочиния.

54

БОРЬБА С ВНУТРЕННИМИ УГРОЗАМИ В РОССИИ

Демидов А.Ю.

В первой половине XIX века развитие капиталистических отношений в России приводит к кризису феодального строя и увеличению количества крестьянских выступлений. Волнения также охватили армию и рабочие массы. Оппозиционные настроения проникли и в среду дворянства, что наиболее ярко проявилось в восстании декабристов 1825 года. Наиболее важное значение в деятельности царского правительства в этот период приобрело сохранение в незыблемости существовавшего общественно-политического строя и борьба с революционным движением как внутри России, так и за ее пределами. Деятельность политической полиции стала осуществляться в еще более широких масштабах. В 1801 году Тайная экспедиция Сената, в соответствии с Манифестом «Об уничтожении Тайной Экспедиции и о ведении дел, производящихся в оной», упраздняется, а расследование и рассмотрение дел о политических преступлениях передается Сенату [Мулукаев, 2009, с. 58-59].

В 1802 году в результате реформы центрального отраслевого управления было сформировано Министерство внутренних дел, а в 1807 году, в целях лучшей организации политической полиции и в соответствии с Указом «Об учреждении особого Комитета по рассмотрению дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия», учреждается Особый комитет для рассмотрения дел по политическим преступлениям. На данный комитет возлагались и некоторые контрразведывательные функции. В частности, в его ведении находились дела «о лицах, подозреваемых в переписке с неприятелем и в зловредных разглашениях». Образование высшего следственносудебного органа страны по политическим преступлениям завершилось созданием при данном комитете Особенной канцелярии. Одновременно с комитетом действовали и другие органы, выполнявшие функции политической полиции, в частности Особая секретная полиция в Петербурге и Москве [8, с. 70-71].

В 1810 году было образовано самостоятельное Министерство полиции, выделенное из состава Министерства внутренних дел, а в 1811 году учреждена Особая канцелярия Министерства полиции, задачами которой являлись: пресечение антиправительственной деятельности, наблюдение за политическими настроениями населения, за деятельностью религиозных сект и ряд других задач. В 1819 году Министерство полиции, в том числе и Особая канцелярия, снова организационно были включены в состав Министерства внутренних дел. В этот период важное значение в борьбе с политическими преступлениями отводилось и специальному органу политического сыска, созданного в рамках Собственной его императорского величества канцелярии [3, с. 75-87].

Восстание декабристов и массовые народные выступления подвигли царское правительство на усиление политической полиции посредством создания ее постоянного аппарата. В 1826 году Особая канцелярия Министерства внутренних дел была присоединена к Собственной его императорского величества канцелярии и образовано Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, основной задачей которого являлось «охранение устоев русской государственной жизни».

Компетенция Третьего отделения была определена весьма широко: руководство полицией; организация политического сыска и проведение следствия по делам о государственных преступлениях; наблюдение за деятельностью революционных организаций и от-

дельными общественными деятелями; борьба с крестьянским движением, сектантами и раскольниками; высылка и размещение «людей подозрительных и вредных», а также надзор за ними; надзор за иностранцами; цензура периодических изданий и печати в целом (в том числе и театральная цензура); борьба с фальшивомонетничеством; управление тюрьмами, в которых содержались государственные преступники; сбор сведений об усовершенствованиях и изобретениях (что также свидетельствует о выполнении отделением функций контрразведки).

Для выполнения возложенных на Третье отделение задач при нем по территориальному принципу был сформирован корпус жандармов (начальник Третьего отделения одновременно занимал пост шефа корпуса жандармов). По Положению о корпусе жандармов вся страна делилась на жандармские округа, которые, в свою очередь, делились на отделения. К каждому округу и отделению приписывались жандармские части. Также были сформированы жандармский полк и полуэскадрон лейб-гвардии в армии. Жандармерия была тесно связана с общей полицией и могла привлекать полицейские силы на помощь при необходимости «рассеяния законом запрещенных скопищ», «усмирения буйств» и т.п.

Третье отделение осуществляло функции политической полиции не только на территории России, но и за рубежом, так как в его распоряжении имелась не только внутренняя, но и заграничная агентура, которая вела наблюдение за деятельностью оппозиционных организаций, политических эмигрантов в различных странах Европы, их связях с революционным движением на Западе. Данная деятельность имела своей основной целью недопущение распространения революционных настроений на территорию страны и создания на территории России революционных организаций.

Отмена крепостного права в 1861 году и развитие революционного движения в стране обусловили необходимость дальнейшего укрепления политической полиции, повышение ее эффективности и централизации.

В 1867 году вместо жандармских округов были созданы по территориальному принципу жандармские управления в губерниях, а на железных дорогах по линейному принципу - железнодорожные жандармские управления, которые были призваны заниматься пресечением и предупреждением «преступлений, направленных к нарушению государственного строя».

К компетенции жандармерии было отнесено не только дознание, но и следствие по политическим делам, ранее осуществляемое судебными следователями. Если ранее дела, расследуемые жандармерией, передавались в судебные палаты, то с 1878 года дела о государственных преступлениях, связанные «с вооруженным сопротивлением властям», а с 1879 года и все остальные дела по государственным преступлениям, были отнесены к компетенции военного суда [10, с. 8799].

В 1880 году в составе Министерства внутренних дел образуется Департамент государственной полиции (позднее - Департамент полиции), объединивший Третье отделение и общеуголовную полицию. Шефом корпуса жандармов стал назначаться министр внутренних дел.

В результате данных преобразований общая полиция была поставлена под контроль жандармских

55

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

управлений и была завершена централизация всего полицейского аппарата.

В начале XX века в целях усиления борьбы с набирающим силу революционным движением в России происходит дальнейшее развитие органов политической полиции:

- наряду с существующей жандармерией, во всех крупных городах России также по территориальному принципу формируются специальные органы политического сыска - отделения по охране общественной безопасности и порядка (охранные отделения), действующие самостоятельно, отдельно от жандармерии, но возглавляемые, как правило, жандармскими офицерами;

- в целях активизации и координации деятельности городских отделений по охране общественной безопасности и порядка были сформированы районные охранные отделения, руководившие деятельностью охранных отделений в нескольких губерниях;

- общее руководство деятельностью системы охран-

ных отделений возлагалось на Особый (политический) отдел Департамента полиции. Изданными в 1906 и 1907 годах «Положением о районных охранных отделениях» и «Положением об охранных отделениях» устанавливалось, что они занимаются негласным расследованием «по делам о государственных преступлениях». Каждое охранное отделение имело

свою агентуру наблюдения - филеров и негласных агентов, осуществлявших наружное наблюдение за политически неблагонадежными лицами, прежде всего членами революционных и иных, оппозиционных правительству, организаций, а также принятие негласных мер к предупреждению и расследованию беспорядков, сходок, демонстраций [Мулукаев, 2009, 80].

В результате февральской буржуазно-

демократической революции 1917 года, свергнувшей самодержавие, Временное правительство упразднило Департамент полиции Министерства внутренних дел и учредило милицию (городскую и земскую) как исполнительный орган государственной власти.

Таким образом, деятельность политической полиции дореволюционной России представляла собой особый вид политической и правовой деятельности, характеризовавшийся применением или возможностью применения средств насилия в рамках своих функциональных обязанностей. Эта деятельность играла важную роль в осуществлении государственной власти, так как сам факт существования такого аппарата оказывал соответствующее воздействие на те социальные группы, организации и отдельных лиц, деятельность которых представляла угрозу интересам государства.

Несмотря на то, что правовое регулирование организации и функционирования органов безопасности в советский и постсоветский периоды истории существенно различается как по содержанию, так и по форме, тем не менее правовое регулирование деятельности органов безопасности по защите существующего конституционного строя может рассматриваться как процесс эволюционного развития норм права дореволюционной России, регламентирующих борьбу с подрывной деятельностью организаций и отдельных лиц, ставящих своей целью насильственное изменение существующего общественно-политического строя.

Список литературы

1. Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. М.: Изд. МГУ, 1957. С. 287.

2. Линдер И.Б., Чуркин С.А. Спецслужбы России за 1000 лет. Изд. РИПОЛ КЛАССИК. М.: 2008. С. 781.

3. Манифесты: «Учреждение Министерства Полиции», «О присоединении Министерства Полиции к МВД», «О присоединении особенной Канцелярии Министерства Внутренних Дел к собственной Его Величества Канцелярии». Сборник документов. Полиция, политический сыск, контрразведка России (дооктябрьский период). М.: в/ч 33965. 2005. С. 208.

4. Мулукаев Р.С. Избранные труды. Академия МВД России. М., 2009. С. 561; Клеандрова В.М., Яковлев Л.С. История государства и права России XVII - XX вв. (до октября 1917 г.). Курс лекций. М.: 1992. С. 157; Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.: Изд. АН СССР. 1945. Док. №307. С. 254.

5. Мулукаев Р.С. Указан. соч. С. 561; Клеандрова

B. М., Яковлев Л.С. Указан. соч. С. 157; Сборник документов. Полиция, политический сыск, контрразведка России (дооктябрьский период). М.: в/ч 33965. 2005. С. 208.

6. Мулукаев Р.С. Указан. соч. С. 561; Сборник документов. Полиция, политический сыск, контрразведка России (дооктябрьский период). М.: в/ч 33965. 2005. С. 208.

7. Мулукаев Р.С. Указан. соч. С. 561.

8. Сборник документов. Полиция, политический сыск, контрразведка России (дооктябрьский период). М.: в/ч 33965. 2005. С. 208.

9. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Цит. по: Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М.: Наука, 1976; Даллес А. Искусство разведки. М.: Международные отношения, 1992; Дундуков М.Ю. Разведка в государственном механизме США. М.: Кучково поле, 2008.

C. 273.

10. Указ «Об учреждении пяти Округов Жандармского корпуса» и «Положение о корпусе жандармов». Сборник документов. Полиция, политический сыск, контрразведка России (дооктябрьский период). М.: в/ч 33965. 2005. С. 208.

11. Демидов А.Ю. Особенности правового регулирования деятельности органов ФСБ России в современных условиях // Бизнес в законе. - 2014. - №1.

12. Демидов А.Ю. Система обеспечения национальной безопасности России (теория и практика правового регулирования) // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №1.

13. Демидов А.Ю. Закономерности и эволюция правового регулирования организации и функционирования органов безопасности в сфере борьбы с внешними угрозами в дореволюционной России // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Literature list:

1. Golikov N.B. Political processes under Peter I. Izd. MSU, 1957. P. 287.

2. Linder I.B., Churkin S.A. Russian special services for 1000 years. Ed. RIPOL CLASSIC. M.: 2008. P. 781.

3. Manifests: «Establishment of the Ministry of Police», «On accession the Ministry of Police to the Ministry of Internal Affairs» «On accession special Office of the Ministry of Internal Affairs to the Office of His Majesty's own». Collection of documents. Police, political investigation, counterintelligence Russia (pre-October period). M. v/ch 33965. 2005. P. 208.

4. Mulukaev R.S. Selected Works. Academy of the Russian Interior Ministry. . M.: 2009. P. 561. Kleandrova V.M. Yakovlev L.S. The history of Russian State and Law XVII -XX centuries. (until October 1917). Course of lectures. .

56

БОРЬБА С ВНУТРЕННИМИ УГРОЗАМИ В РОССИИ

Демидов А.Ю.

М.: 1992. P. 157; Voskresenskiy N.A. Legislative acts of Peter I. Izd. USSR Academy of Sciences. 1945. Doc. Number 307. P. 254.

5. Mulukaev R.S. Ibid., P. 561, Kleandrova V.M. Yakovlev L.S. Ibid., P. 157; Collection of documents. Police, political investigation, counterintelligence Russia (pre-October period). M. v/ch 33965. 2005. P. 208.

6. Mulukaev R.S. Ibid., P. 561; Collection of documents. Police, political investigation, counterintelligence Russia (pre-October period). M. v/ch 33965. 2005. P. 208.

7. Mulukaev R.S. Ibid., P. 561.

8. Collection of documents. Police, political investigation, counterintelligence Russia (pre-October period). M. v/ch 33965. 2005. P. 208.

9. Sun Tzu. The Art of War. Op. by: Conrad N. Selected

Works. Sinology. M., Nauka, 1976; A. Dulles, The Craft of Intelligence. Moscow: International Relations, 1992;

Dundukov M. Intelligence in the U.S. state mechanism. M. Kuchkovo pole, 2008. P. 273.

10. Decree «On establishment of five Counties Gendarme Corps» and "Regulations on the body of gendarmes." Collection of documents. Police, political investigation, counterintelligence Russia (pre-October period). M. v/ch 33965. 2005. P. 208.

Рецензия

на статью Демидова А. Ю. «Закономерности и эволюция правового регулирования организации и функционирования органов безопасности в сфере борьбы с внутренними угрозами в дореволюционной России»

Статья Демидова А.Ю. посвящена достаточно актуальной и малоизученной проблеме правового регулирования обеспечения безопасности государства в дореволюционный период истории России. В рецензируемой статье автором предпринята попытка на основе научного анализа и обобщения имеющегося эмпирического материала осмыслить проблемы правового регулирования организации и деятельности органов обеспечения внутренней безопасности России в конце XV - начале XX веков, что, несомненно, является актуальным как с научной, так и практической точек зрения применительно к совершенствованию современного правового регулирования этой деятельности.

Достоинством данной статьи является рассмотрение данной проблемы в контексте определенного баланса между фундаментальным, теоретическим, историческим и практическим компонентами. Данная статья содержит анализ не только проблем правового регулирования непосредственной практической деятельности Российского государства по обеспечению своей внутренней безопасности, но и анализ признаков, характеризующих сущностную характеристику данной деятельности, осуществляемой в конкретный исторический период в той или иной степени различными государственными органами.

Следует поддержать мнение автора о научной обоснованности рассмотрения правового регулирования обеспечения безопасности современного Российского государства как процесса эволюционного развития норм права дореволюционной России, регламентирующих борьбу с деятельностью организаций и отдельных лиц внутри стран, имеющей своей целью подрыв и нанесение ущерба существующему общественно-политическому строю.

К числу несомненных достоинств данной статьи необходимо отнести использование автором исторического эмпирического материала и значительного числа первоисточников и нормативных правовых актов, по-

зволивших ему сформулировать обоснованные научные выводы о необходимости деятельности политической полиции дореволюционной России как объективной и неотъемлемой части общей деятельности Российского государства по обеспечению своей внутренней безопасности.

Заслуживает внимания рассмотрение автором проблемы правового регулирования организации и деятельности политической полиции, направленной на обеспечение внутренней безопасности Российского государства, с учетом взаимосвязи рассматриваемого вопроса с общеисторическим процессами и конкретноисторической политической и социальноэкономической обстановкой в стране.

В целях более полного анализа правового регулирования обеспечения безопасности Российского государства хотелось бы пожелать автору в будущем рассмотреть и особенности правового регулирования процесса обеспечения внешней безопасности Российского государства.

С учетом вышеизложенного считаю, что рецензируемая статья заслуживает положительной оценки.

Статья Демидова А.Ю. «Закономерности и эволюция правового регулирования организации и функционирования органов безопасности в сфере борьбы с внутренними угрозами в дореволюционной России» не содержит закрытой информации, характеризуется актуальностью, новизной, имеет существенное теоретическое значение и практическую направленность и может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в Российском законодательстве». Статья ранее в других изданиях не публиковалась.

Рецензент:

Профессор кафедры теории государства и права Института международного права и экономики имени Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации Л.С. Яковлев

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.