Научная статья на тему 'Политико-правовое развитие Российской Империи после правления русского царя Петра I'

Политико-правовое развитие Российской Империи после правления русского царя Петра I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
911
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ОСНОВНОЙ СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осипян Борис Арташесович

В своей статье «Политико-правовое развитие Российской Империи после правления русского царя Петра I» автор поэтапно выявляет основной смысл и содержание проводимых в Российской Империи законодательных и социально-политических реформ того времени, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны этих реформ, а также исторические перспективы государственного и социально-правового развития тогдашней России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN EMPIRE AFTER GOVERNMENT OF THE RUSSIAN TSAR PETER I

In his article «Political and Legal Development of the Russian Empire after Government of the Russian Tsar Peter I» the author step by step reveals the main essence and contents of legislative, social and political reforms in the Russian Empire of that period of time by marking both positive and negative sides of those reforms, as well as historical perspectives of state, social and political development of the Russia

Текст научной работы на тему «Политико-правовое развитие Российской Империи после правления русского царя Петра I»

1.3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕ ПРАВЛЕНИЯ РУССКОГО ЦАРЯ ПЕТРА I

Осипян Борис Арташесович, кандидат юридических наук, доцент

[email protected]

Аннотация: В своей статье «Политико-правовое развитие Российской Империи после правления русского царя Петра I» автор поэтапно выявляет основной смысл и содержание проводимых в Российской Империи законодательных и социально-политических реформ того времени, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны этих реформ, а также исторические перспективы государственного и социально-правового развития тогдашней России

Ключевые слова: Политико-правовое развитие Российской Империи, основной смысл и содержание законодательных и социально-политических реформ в России, исторические перспективы государственного и социально-правового развития России

POLITICAL AND LEGAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN EMPIRE AFTER GOVERNMENT OF THE RUSSIAN TSAR

PETER I

Osipyan Boris A., candidate of law, assistant professor

[email protected]

Abstract: In his article «Political and Legal Development of the Russian Empire after Government of the Russian Tsar Peter I» the author step by step reveals the main essence and contents of legislative, social and political reforms in the Russian Empire of that period of time by marking both positive and negative sides of those reforms, as well as historical perspectives of state, social and political development of the Russia

Keywords: Political and Legal Development of the Russian Empire, the main essence and contents of legislative, social and political reforms in the Russian Empire, historical perspectives of state, social and political development of the Russia

«Пётр I из русских делал немцев, а эта немка - Екатерина II -из русских делала русских»1 Послепетровский период политико-правового развития Российской Империи был довольно противоречивым, но весьма насыщенным разнообразными новыми событиями. Согласно указу Петра I о престолонаследии 1722 года царский трон заняла его жена Екатерина I. Она происходила из лифлян-ских крестьян и в девичестве именовалась Мартой Скавронской. Вопреки воле своего мужа она предпочла вернуться к допетровской системе государственного правления и в 1726 году издала Указ об учреждении при себе Верховного Тайного Совета, деятельность которого во многом напоминала деятельность ранее распущенной Боярской Думы. Возглавляла этот верховный орган племянница Петра I Анна Иоанновна. При ней также действовал тайный розыскная полиция. По свидетельству русского историка В.О. Ключевского, «тайная розыскная канцелярия... работала без устали, доносами и пытками поддерживая должное уважение к предыдущей власти и охраняя её безопасность; всех сосланных при Анне в Сибирь считалось более двадцати тысяч человек, из них более пяти

1 Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Керова. М., 2009. С. 239.

тысяч было таких, о которых нельзя было сыскать никакого следа, куда они сосланы»2. В конце XVIII века французский посланник в России граф Сегюр записал слова Екатерины II о так называемой «бироновщине»: «Я не могу без ужаса думать о положении народа в правление императрицы Анны Иоанновны или, лучше сказать, её министра Биро-на; этот жестокий человек, которому она доверилась, лишил жизни и сослал более семидесяти тысяч человек»3. Этот кровавый государственно-политический режим историки права называют также «бироновщиной». По причине недовольства дворянства и императорской гвардии политикой курляндского фаворита Анны Иоанновны регента-временщика Бирона ненавистный режим в результате государственного переворота был свергнут главой Военной коллегии фельдмаршалом Мини-хом, который впоследствии признался: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется самим Господом Богом, иначе невозможно объяснить, как оно существует»4. Как говорил известный русский поэт Ф. Тютчев, «умом Россию не понять».

В 1727 году императорским Указом выплата жа-

2 Ключевский В.О. История России. Книга 3. М., 1993. С.138.

3 Сегюр Л.Ф. Россия глазами иностранцев. М., 1989. С. 440.

4 Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI

века. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Керова. М., 2009. С. 214.

лованья многим категориям местных управленцев и подьячих официально была отменена, и русским чиновникам было предложено кормиться от лично рассматриваемых ими дел. Такой режим, или «система кормлений» действовал до императрицы Екатерины II, которая проявила большой интерес к провинциальному управлению и потому своим указом повелела значительно увеличить отпускаемые из государственной казны средства на оплату провинциальных чиновников5. Однако, эта мера, к сожалению, нисколько не убавила жадность и страстное лихоимство государственных чиновников.

При русской царице Екатерине I самодержавная монархическая власть была ограничена волей и согласием членов Верховного Тайного Совета на решения о жаловании высших военных и штатских чинов, войне и мире, формировании государственного бюджета и т.д. В случае нарушения этих согласительных процедур и условий, которые тогда назывались «кондициями» императрица согласно законодательным предписаниям могла быть законодательно лишена своего царского трона. В 1731 году при императрице Екатерине I также было образовано новое Правительство России, прозванное Кабинетом Министров. Этот высший орган фактически руководил всеми иными центральными органами духовной и светской власти и управления: Высоким Сенатом, Священным Синодом, коллегиями, приказами и канцеляриями. Именно при Екатерине I Правительствующий Сенат был переименован в Высокий Сенат, который в основном занимался подбором и представлением кандидатур для выборов и назначений провинциальных воевод, земских судных комиссаров, президентов в надворные суды по губерниям, а также членов Верховного тайного совета и подчинённых ему коллегий. В 1731 году была упразднена Канцелярия тайных розыскных дел, или Тайная Канцелярия, которая преследовала православных старообрядцев и занималась огосударствления (обмирщением) крупных церковно-монастырских землевладений.

В 1731 году правительством императрицы Анны Иоановны был отменён указ Петра I о единонаследии и снова законодательно дано дворянам право разделять свои владения между сыновьями и иными наследниками. Все поместья и вотчины как недвижимые имения стали именоваться вотчинами. Указы 1736 и 1758 года предоставили русским помещикам неправомерную возможность наказывать своих крепостных крестьян за побег из вот-

5 В конце XVII и в начале XVIII века управляющих государством служилых людей из дворян в России насчитывалось не более пятнадцати тысяч человек. Интересно было бы узнать, во сколько раз в процентном соотношении количество государственных чиновников в нынешней России превосходит эту цифру и во сколько раз мера стабильности нынешнего экономического и политического правопорядка в Российской Федерации выше, чем в те былые времена, когда русские цари и царицы основательно преобразовывали весь конституционный строй Российской Империи.

чинных земель, а также ссылать провинившися крестьян в сибирские поселения «за продерзости» и всякое непослушание своим законным хозяевам-помещикам согласно Уложению 1649 года6.

В 1741 году посредством тайного заговора и государственного переворота на царский трон была возведена дочь Петра I Елизавета Петровна, которая публично обязалась продолжить социальные реформы своего любимого отца. В том же году новая русская царица восстановила своим указом прежний статус Сената и других центральных административных учреждений и упразднила Кабинет Министров. Отныне Сенат мог без согласования с императрицей назначать городских воевод и секретарей. Для согласованной разработки и проведения внешней политики она восстановила ранее упразднённый институт совещаний, так называемых «конференций» высших чиновников, которые тогда были названы «конференц-министрами». Для поощрения деловой активности представителей дворянства и купечества в 1754 году Елизавета Петровна впервые учредила Государственный Банк России, издала указы о новой переписи российского населения и об уничтожении внутренних таможенных и иных чрезмерных и мелочных сборов. В целях создания благоприятных условий для отечественных производителей товаров и услуг она также разработала и издала «Общий таможенный устав», в котором установила повышенные таможенные пошлины для работающих в России иностранных предпринимателей, купцов и торговцев (коммерсантов).

Для должного выполнения своих государственных обязанностей некоторые наиболее перспективные из дворян служащие получали своё профессиональное образование в лучших европейских высших учебных заведениях. Несмотря на это, в 1747 году, в разгар действия так называемого «крепостного права», русские дворяне получили законодательную возможность продавать своих крестьян в рекруты, а в 1760 году помещики получили административное «право» без следствия и суда ссылать своих порабощённых крестьян в Сибирь. Согласно указу «О ревизской душе» от 3 августа 1806 года стоимость ревизской души подневольного лица мужского пола составляла семьдесят пять рублей серебром, тогда как крестьянка могла быть денежно оценена в половину этой стоимости. В последующие годы цена крестьянина всё же выросла до ста рублей. Это говорит о том, что в тогдашней России фактически действовал не только и не столько так называемый историками-марксистами феодальный строй и законодательство, сколько дискриминационный для разных полов рабовладельческий и крепостнический режим7.

6 См.: Осипян Б.А. Соборное Уложение 1649 года как гарантия «равной расправы и суда» при «тягловом строе» //Современное право. 2015. № 3.+ С. 154-159.

7 См.: Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государ-

ства //История государства и права. 2007. № 18. С. 7-11.

Корни этого режима были настолько глубоки, что в 1783 году они, как заразный вирус и пагубная идеологическая и психологическая эпидемия, законодательно и политически дали всходы также и на территории присоединившейся к России Украины8.

В 1761 году после смерти царицы Елизаветы Петровны царский трон унаследовал племянник Петра I император Петр III, который впоследствии стал отцом будущего российского императора Павла I. В целях расширения основных прав и свобод своих подданных Пётр III издал несколько указов, предусматривавших радикальные церковные и судебно-правовые преобразования. Однако разумные указы императора Петра III о свободе вероисповедания и, в особенности, конфискации православно-монастырского имущества не соответствовали непомерно разыгравшемуся аппетиту проповедующих дух христианского нестяжательства высших иерархов Русской православной церкви, которые инициировали и поддержали тайный заговор против своего непочтительного к православным церковникам царя. Они организовали смерть Петра III посредством вероломного, а затем так же единодушно возглавили торжественный процесс благословления и воцарения жены убитого ими царя Екатерины II.

Императрица Екатерина II, в девичестве София-Августа-Фредерика, происходила из семьи мелкого немецкого генерала и принца Анхальт-Цербстского, в 1745 году в свои 16 лет стала обвенчанной супругой будущего царя Петра III. Она очень быстро и хорошо выучила русский язык, изучала духовную литературу и церковные книги и добровольно приняла греко-русскую православную веру9. Вершиной всех социально-правовых реформ и нововведений императрицы Екатерины II явился Манифест о пожаловании «всему русскому благородному дворянству вольности и свободы», проект которого разрабатывался ещё со времён Петра III. Манифест «на вечные времена» освободил благородное русское дворянство от обязательной государственной службы в какой-либо форме. Кроме того, Манифест дал им право на получение заграничного паспорта, даже если они имели целью поступить на службу к какому-нибудь иностранному государю. Императрица фактически восстановила древнее дворянское право свободного перехода на иную публичную службу, которое было законодательно упразднено великим князем Иваном III. При Екатерине II Сенат по меньшей мере трижды подтверждал положения Манифеста, жалуя дворянству новые социальные права и при-вилегии10.

8 См.: Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Р-н-Д., 2007. С. 360, 365, 408.

9 В православной вере она была наречена русской церковью Екатериной Алексеевной.

10 Например, в 1783 году дворяне получили право заводить собственные печатные станки. В 1785 году Екатерина!! подписала грамоту дворянству в подтверждении его права собственности на землю. Дворян также освободили от телесных наказаний. Эти и другие

В Манифесте «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» императрица Екатерина II искренне и публично призналась в том, что самодержавная власть, не основанная на добрых человеколюбивых началах, есть узаконенное зло. В Манифесте, в частности, было провозглашено следующее: «Мы надеемся, что всё благородное российское дворянство, чувствуя толикия к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам все-подданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, неменьше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности всё время препровождать будут, так и детей своих в пользу Отечества своего ни в какие полезные науки не употребят, тех Мы, яко сущее нерадивых о добре общем, презирать и уничтожать, всем нашим верноподданным и истинным сынам Отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд, или в публичных собраниях и торжествах не терпимы будут»11.

Императрица Екатерина II так же, как и её великий предшественник Пётр I, понимала силу законодательного христианского наставления русского народа, внедряя его в содержание и форму своих официальных указов и постановлений. Она через созданные ею Приказы (прообразы министерств) также попыталась организовать «культурные формы благотворительности и общественного призрения», которые своими мотивами, целями и способами реализации отличались от традиционно подаваемой на Руси милостыни. Законодательная забота о «честном народе» проявлялась также и в другие периоды истории российского государства12. Положения российского законодательства разных исторических периодов13 обязывали крестьянские общества оказывать христианское милосердие, заботу и призрение к детям-сиротам, престарелым и больным членам общества, оставленным без какого-либо внимания и заботы. Городские и сельские общины также обязывались заботиться о своих беспомощных членах, чтобы не допускать их обезличивания (деперсонализации) и социального падения (деградации)14.

При всём этом во время царствовании Екатерины II государственная служба становилась для российского дворянства единственным основанием для признания его достоинства и чести, поскольку само дворянство фактически было и ещё долго

права и свободы дворян юридически сделали их высшим классом

российского общества.

11 История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 199.

12 Например, при царях Александре II, Александре III и Николае II.

13 Например, Общее положение от 19 февраля 1861 года «О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

14 См.: Осипян Б.А. Объединяющая и направляющая сила духа русского права //История государства и права. 2010. № 20. С. 40-43.

оставалось главной опорой самодержавной царской власти и российской государственности в целом. После Манифеста русская самодержавная монархия сделалась в немалой степени заложницей тех высокопоставленных дворянско-чиновничьих кругов, которых она сама сделала своей политической опорой.

Считая самодержавие необходимой и высшей формой государственного правления России, обеспечивающей оперативность исполнения на местах решений центральной власти, российская императрица, тем не менее, ссылаясь на труды французских15 и других европейских просветителей сознавала также необходимость установления чётких пределов полномочий всех иных органов государственной власти и управления. В связи с этим она лично принялась за доработку проекта главного своего «Наказа». Она изданным манифестом своим созвала депутатов в комиссию для составления проектов новых законов вместо прежних уложений, в частности, всё ещё отчасти действовавшего в её царствование Соборного Уложения 1649 года16.

Процесс избрания депутатов в высшие представительные органы власти, естественно, носил сословный характер, поскольку в состав законодательной комиссии российского квазипарламента входили не только дворяне и руководители Сената, Синода и коллегий, но также и наиболее грамотные и образованные горожане и крестьяне. Причём, как ни парадоксально, из почти полутора тысячи инициированных проектов наказов и иных законодательных предложений более тысяча поправок принадлежали именно представителям городского и крестьянского сословия.

В 1767 году Екатериной II были приняты меры к тому, чтобы жалованье государственным чиновникам было достаточным и выплачивалось вовремя. Дело в том, что казённое жалованье государственных служащих тогда оставалось на таком низком уровне, что большинство русских чиновников не могло сводить концы с концами либо вынуждено было искать на стороне дополнительные источники дохода17.

До императрицы Екатерины II государственная бюрократия стремилась к максимальной социальной иерархии русского общества, то есть к наименьшему передвижению людей из одного сословия в другое для предотвращении путаницы в системе социально-политического влияния и налогообложения. Государство приняло систему законов, которые устанавливали запреты и ограничения на вольный переход крестьян с одного земель-

15 Главным образом на труды таких французских мыслителей, как Вольтер, Дидро, Монтескьё и Руссо.

16 См.: Осипян Б.А. Соборное Уложение 1649 года как гарантия «равной расправы и суда» при «тягловом строе» //Современное право. 2015. № 3.+ С. 154-159.

17 На современном языке такие доходы назывались бы либо не-

трудовыми доходами, либо «коррупцией».

ного участка на другой земельный участок, а купцам запрещали своевольно менять место своего постоянного жительства. Людям духовного сословия и священникам законодательно запрещалось самовольно слагать с себя духовный сан. Сыновья русских священников должны были обязательно вступать на отцовское поприще церковного служения. Под угрозой суровых уголовных наказаний крестьянам и разнорабочим законодательно запрещался переход в ряды служилого класса. Сыновья служилых людей по достижении совершеннолетия обязаны были регистрироваться в соответствующем государственном ведомстве для дальнейшей службы. Все эти законодательные и политические меры делали социально-государственный расклад российского общества наследственным18.

Императрица Екатерина II решила сделать российское общество более гибким и, так сказать, демократичным. Освободив дворян от обязательной государственной службы, она открыла широкий простор для научного и интеллектуального развития России. Она своим Манифестом одновременно позволила русским писателям стать профессионалами в своём творческом и тем самым создала широкий круг читателей для профессиональных поэтов, писателей и литераторов1 . В то время лишь небольшой круг отставных русских дворян читал книги, да и то по большей части французские романы или философские произведения. Поэтому можно смело сказать, что заметный расцвет русской литературы в последующие века был бы невозможен без екатерининского Манифеста 1762 года. В этом смысле царствование императрицы Екатерины II было достаточно благоприятным для развития общей и, в частности, политической культуры российского общества. Россияне после этого стали постепенно приобретать хороший вкус к разного рода философским, этическим и политическим идеям и ценностям. Наиболее заметное влияние на умы более или менее просвещённых россиян имел трактат французского мыслителя Ш. Монтескьё «О духе законов», который сделался практическим руководством по государственно-правовой и политической деятельности для нескольких поколений русских людей, особенно для дворян, которые ощущали необходимость тесного сотрудничества с верховной властью Российского государства - самодержавной императрицей Екатериной II.

Сама императрица Екатерина II живо поощряла этот интерес российских дворян к политико-правовым учениям и теориям о государстве и праве. Она приходила в отчаяние от господствовавшего среди высших классов русского общества невежества и бесчувствия и потому попыталась создать

18 См.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. Кембридж. Массачусетс. 1974. С.84-86.

19 См.: Осипян Б.А. Взаимодействие норм науки, искусства и права //Современное право. 2005. № 9. С. 79-83.

особый слой российских активных людей - граждан, которые были бы проникнуты созидательным духом, трудолюбием и бережливостью. Ей противно было согласиться с мнением самого Ш. Мон-тескьё о том, что в России есть лишь господа и рабы и нет ничего похожего на третье сословие (tiers etat) российского общества. Напечатанный большим тиражом и широко распространенный «Наказ» Екатерины II просветил российскую политическую и культурную верхушку (элиту) элементарными политическими и социальными идеями западных философов и мыслителей, в частности, идеями ита-

20

льянца Ч. Беккария и француза Ш. Монтескьё . В определённом смысле можно сказать, что просветительские инициативы императрицы Екатерины II стали в России началом для общественного обсуждения вопросов о правительстве как о политико-правовом учреждении, которое обязано руководствоваться в свой деятельности духовными и нравственными принципами и нормами. С этого момента в России стали появляться люди, которые впоследствии определили направления духовно-нравственного и государственно-правового развития страны. В те времена уже появилось расхожее мнение о том, что «Пётр I из русских делал немцев, а она - Екатерина II - немка из русских делал русских»21.

В 1763-1764 годах было проведено обмирщение или огосударствление (секуляризация) крупных церковных и православно-монастырских землевладений и имений вместе с проживающим на них населением более одного миллиона закрепощённых и порабощённых русских крестьян, а также организована правительственная борьба с «язвами насилия и лихоимства» государственных чиновников. Против огосударствления церковных земель выступил митрополит ростовский Арсений Маце-евич, которого впоследствии лишили церковного сана и отправили в глухую ссылку.

Осознавая высокую роль и ничем не заменимое значение духовной власти в деле воспитания нового поколения в просвещённом русском обществе, великая российская императрица в 1764 году в Санкт-Петербурге положила начало созданию «Воспитательного общества благородных девиц» при Смольном монастыре22. В 1766 году Екатерина II издала Указ об учреждении в Москве Комиссии для работы над проектом нового Уложения по регулированию деятельности органов администра-

20 См.: Осипян Б.А. Политико-правовые и идеологические концепции как основание формирования государственно-конституционной системы общества //Государство и право. 2009. № 7. С. 61-71.

21 Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Керова. М., 2009. С. 239.

22 Отметим, что до этого в 1725 году и 1755 году были учреждены в Санкт-Петербурге Академия наук и в Москве Московский императорский университет по инициативе сына поморского крестьянина -

первого русского академика М.В. Ломоносова и русского графа-

мецената И.И.Шувалова. Московский университет первоначально состоял из трёх факультетов: юридического, медицинского и философского; а также двух гимназий для дворян и «разночинцев». В 1756 и 1757 годах были изданы указы об открытии первого Русского театра и Академии художеств в Санкт-Петербурге.

тивно управления и суда. Она лично составила и подписала проект концепции своей новой законодательной программы в форме «Наказа», состоявшего из двадцати глав. В положениях екатерининского «Наказа» доступным для всех живым русским языком Екатерина II разъясняла смысл и роль права и государственного управления. Примечательно и то, что в этих законопроектах были также установлены правомерные критерии российского законотворчества, наиболее важные принципы судопроизводства, основные цели уголовного наказания и т.д. Будучи очарована политико-правовыми учениями французских просветителей, она всё же не без основания была убеждена в том, что для России с её своеобразными обычаями и традициями действие правового принципа разделения властей23 не будет полезным, и потому отстаивала «естественность» и действенность единой и неограниченной самодержавной царской власти.

После освобождения в 1762 году представителей дворянства от воинской обязанности вся тяжесть воинской службы легла на представителей низших социальных сословий. Солдаты-рекруты обязаны были служить двадцать пять лет, представая перед всякого рода опасностями, тяготами и лишениями нелёгкой воинской службы, непрерывной муштры, плохого питания и медицинского обслуживания. Нередко против нерадивых солдат в армии применялись жестокие телесные наказания.

Для обсуждения представленного проекта Уложения в 1767 году императрица в Грановитой палате Московского Кремля созвала на заседание пятьсот семьдесят три депутата, которые представляли разные сословия российского общества, а также пятьдесят пять нерусских народов, населявших тогда территорию Российской Империи. В «Наказе» императрицы тщательно устанавливались «права благородных» дворян. В своём национально-классовом содержании российское дворянство в то время состояло в основном из русских служилых людей, богатых прибалтийских немцев, польских панов, малороссийских шляхтичей, татарских мурз, грузинских и армянских князей и казацких старшин24.

В «Наказе» Екатерины II устанавливались также «права среднего рода жителей» городских, «права нижнего рода людей» крестьянских. Крестьяне были загнаны в «совершенную власть своего господина», который «за упрямство и непослушание и за другие вины» мог наказывать их по своему усмотрению, вплоть до их психологического и даже физического истязания. Кроме этого, крестьяне обременялись платой барщины и оброка, размер которых устанавливал сам помещик. Помещик был вправе своих крестьян «продавать, дарить, усту-

23 См.: Осипян Б.А. Правомерное и функциональное распределение единой государственной власти //Социально-политические науки. 2014. № 1. С. 25-29.

24 В 1769 году для поощрения военных подвигов служилых дворян, офицеров и солдат в первой русско-турецкой войне (1768-1774 годов) был учреждён орден Святого Георгия.

пать или в приданное отдавать», разрешать ему вступать в брак, пользоваться другими благами жизни. Крестьянам было строго запрещено жаловаться на своих помещиков в какие-либо государственные органы, поскольку такие жалобы приравнивались к бунту, а бунтарей неотвратимо карали суровым наказанием в виде ссылки и сибирской каторги.

В целях борьбы с участившимися в России случаями ростовщичества в 1764 году Екатерина II издала Манифест, в котором требовала, чтобы «никто не корыстовался излишними процентами» при заключении договора бытового или коммерческого займа. Наличие процентов не рассматривалось в качестве обязательного условия заключения подобных гражданско-правовых сделок, договоров и иных соглашений, поскольку высокие проценты нередко доводили должников не только до имущественного разорения, но тому паче - до полного личного закабаления. Для пресечения таких неправомерных последствий статья 49 Устава Благочиния 1782 года устанавливала, что если сумма выплаченных процентов доходила до размеров неоплаченного заёмщиком долга, то взимание процентов автоматически прекращалось. Статьи 231 и 273 того же Устава оценивали «лихву» и взимание ростовщических процентов в качестве преступления «против общей народной торговли» и потому отсылали ростовщиков к суду для привлечения их к

25

правовой ответственности25.

В связи с этим в 1764 году Екатериной II было издано «Наставление губернаторам», нацеленное на оперативное устранение неорганизованности органов территориального и местного управления. Несмотря на все прогрессивные государственно-правовые преобразования в России с 1773 года по 1775 год в разгар русско-турецкой войны произошло знаменитое восстание недовольных правительством крестьян под предводительством Еме-льяна Пугачева. Крестьянское восстание в России обнаружило все явные и скрытые недостатки государственного управления, корыстное злоупотребление или ленивая волокита в повседневной деятельности административно-территориальных органов власти, безудержное взяточничество и мздоимство разного ранга чиновников и судей, уверенных в своей полной безответственности и безнаказанности. В 1775 году для улучшения работы этих органов были изданы «Учреждения для управления губерний», которые чётко регламентировали компетенции и согласованную деятельность органов государственной власти и управления, а также судов. Органы полиции были уполномочены рассматривать лишь дела по совершённым административным правонарушениям, а также по нетяжким преступлениям. Для установления общественного и судебно-административного контроля был

25 См.: Осипян Б.А. Истоки русского правосознания //Современное

право. 2008. № 3 и № 4. С. 55-59, 53-59.

законодательно установлен порядок обжалования в Сенат неправомерных актов органов государственной власти и управления. В случае когда кто-либо оставался недоволен губернским правлением или решением по конкретному делу, он имел право приносить свою жалобу в Сенат для возможного пересмотра такого необоснованного или несправедливого (неправосудного) решения.

Привилегии лиц, принадлежащих к дворянскому сословию, пополнились императорской Грамотой дворянству 1785 года, согласно которой представители дворянского сословия законодательно освобождались от всякого рода телесных наказаний. До этого положение российского дворянина было достаточно неустойчивым. Например, служилого человека из дворянского рода чиновники разного ранга могли без предупреждения и без права на обжалование произвольно лишить занимаемой государственной должности и дворянского звания. Хотя простым дворянам были предоставлены привилегии наследственно-боярского сословия, а петровский Табель о рангах законодательно закрепил принцип приоритета заслуг перед Отечеством над знатностью родового происхождения, наследственные дворяне всячески противились резкому наплыву в их сословие служилых простолюдинов, которые своими трудами и служебной карьерой стали дворянами. Дворянские пропагандисты, возглавляемые князем Михаилом Щербатовым, попытались убедить императрицу Екатерину II не возводить людей не из дворянского рода в дворянское звание, однако Екатерина II отказалась превратить дворянство в закрытое сословие гордых и неисправимых невежд и безответственных тунеядцев и лентяев, незаслуженно почивающих на лаврах своих знатных предков.

В частности, «Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству», устанавливала, что внуки дворян, которые достойно отслужили более двадцати лет, могли получить статус потомственного дворянина и пользоваться дарованными правами, вольностями и всякого рода иными преимуществами. «Жалованная грамота» также установила безраздельное (монопольное) право-привилегию дворян на земельную собственность и на зависимых от них по закону крепостных крестьян. Дворяне по закону освобождались от личных податей, а их усадьбы оберегались от принудительного военного постоя. Дворянин мог быть лишён своего преимущественного положения только в случае совершения тяжкого преступления, вынесенного в отношении него обвинительного судебного приговора, лично утвержденного самой императрицей решения Сената - «конфирмации». При этом судить и лишать лицо дворянского звания достоинства, чести, имения и жизни могли только официальные лица и действующие судьи, которые по своему социальному и правовому положению (статусу) были равны его дворянскому чину и социально-

правовому положению.

В целях усиления судебных гарантий борьбы с должностными и корыстными преступлениями26 русская императрица также издала указ «Об удержании судей и чиновников от лихоимства». Она сама лично следила за тем, чтобы исполнение изданных ею государственных законов не было заторможено всякого рода противозаконными взятками и подношениями жадным и ненасытным высокопоставленным русским чиновникам. В целях улучшения финансового положения дворянского сословия и залога (гарантии) выполнения принятых дворянами на себя гражданско-правовых обязательств перед имперской казной в 1786 году в России был также учреждён Государственный Заёмный Банк.

При императрице Екатерине II была проведена коренная реформа российского отраслевого законодательства. Например, в уголовном законодательстве была установлена следующая соподчи-нённость (иерархия) приоритетных охраняемых действующим уголовным законодательством объектов. Как истинно мудрая и опытная правительница, верная своим христианским, т.е. европейским правовым традициям, она по тяжести преступлений на первом месте поставила умышленные богопротивные и общественно опасные деяния против истины и чистоты традиционной христианской веры. На втором месте ставились преступления, совершённые против общественной нравственности. На третьем месте устанавливались преступления, совершённые против тишины и спокойствия27. Лишь на последнем, четвёртом месте были законодательно оценены преступления, совершённые против личной безопасности имперских подданных - частных лиц. При этом был законодательно закреплён также судопроизводительный принцип предположения (презумпции) невиновности подозреваемых в совершении того или иного преступления лиц, который гласил: «Человека нельзя считать виновным ранее приговора судейского». Главной и конечной целью уголовно-правового наказания екатерининский закон считал окончательное «возвращение заблудших умов на путь правый». Екатерина II прекрасно понимала, что уголовное наказание есть не что иное, как необходимое зло, предполагающее для осуждённых «труд и болезнь», но которое, в конечном счёте, оно было необходимо и полезно для духовного и нравственного исцеления своевольных преступников.

При законодательном установлении видов и размеров уголовного наказания Екатерина II предупреждала законодателей и законоисполнителей о том, что люди должны исполнять изданные ею законы не только из-за страха перед карой и принуждением, который со временем притупляется у осуждённых, но также из-за «стыда и бесславия»,

26 В наше время такие преступления объединяются не совсем определённым, но модным словом «коррупция».

27 Государственного правопорядка.

которые изначально присущи богоподобному человеческому образу и достоинству. Потому в статье 245 своего «Наказа» императрица наставляла в основном на духовном и нравственном просвещении правонарушителей, причём не столько в надежде на жёсткость санкций закона, сколько на справедливые требования закона, а также на неотвратимость привлечения виновных к правовой ответственности и их наказании28. Статья 243 екатерининского «Наказа» не устанавливала запрета и наказания за совершение не характерных для надлежащей идеи права и неизменных принципов общественной нравственности безразличных деяний в угоду одним людям и во вред другим людям. Идея необходимой социальной справедливости и надлежащего правосудия была и оставалась путе-

~ 29

водной .

Что касается применения такой исключительной меры государственного воздействия на преступников, как смертная казнь, то великая русская императрица правомерно и справедливо не считала её необходимой в спокойное для государства мирное время.30 В статье 209 «Наказа» она в форме вопроса и ответа устанавливала: «Смертная казнь полезна ль и нужна ли в обществе для сохранения безопасности и доброго порядка? При спокойном царствовании законов в отличие от «времени безначалия»... в том не может быть никакой нужды, чтобы отнимать жизнь граждан». В статье 212 своего «Наказа» великая русская императрица выражала свою уверенность в том, что «смерть злодея слабее может воздержать беззакония, нежели долговременный и непрерывно пребывающий пример человека, лишённого своей свободы для того, чтобы наградить работою своею, чрез всю его жизнь продолжающеюся, вред, им сделанный обществу». Она также была убеждена в неправомерности применения к осуждённым членовредительских наказаний: «Все наказания, которыми тело человеческое уродовать можно, должно отменить». При её жизни такие бесчеловечные виды наказания полностью были отменены, по крайней мере для всех дворян и прочих людей благородного происхождения и сословия. В целях регулирования охраны общественной нравственности она издала ряд законов, которые устанавливали наказание в виде посадки виновных в совершении того или иного преступления лиц на хлеб и воду. Такое же наказание предусматривалось также и за устройство азартных народных игр без надлежащего разрешения, за забавы и театральные представления. За открытие публичного дома законодательно налагались крупные денежные штрафы, а за их

28 Статьи 222 и 242 «Наказа» устанавливали принцип неотвратимости уголовного наказания за содеянное.

29 См.: Осипян Б.А. Противоречивость дореволюционного российского законодательства как существенное условие будущих революционных потрясений //История государства и права. 2009. №14, №15, № 16. С. 31 -33. С. 34-36. С. 30-34.

30 См.: Осипян Б. А. Обоснование неправомерности смертной казни и пожизненного лишения свободы //Уголовно-исполнительная система. Издательская группа «Юрист». 2011. № 3. С. 10-15.

бесстыдное посещение публичных домов предусматривалось наказание в виде заключения потакателей и рабов своей неудержимой половой похоти в смирительном доме на необходимый срок.

В целях сохранения основных прав некоторых национальных меньшинств, проживавших на западных территориях Российской Империи, Екатерина II в 1786 году издала специальный указ «Об ограждении прав евреев в России касательно их подсудности, торговли и промышленности». Фактически этот указ впервые предопределил правовое положение евреев в Российской Империи31. Наряду с внутригосударственными преобразованиями Россия вела также активную внешнюю политику по расширению своих государственных границ. Любимчик Екатерины II князь Г.А. Потёмкин умело руководил процессом успешного военного завладения и заселения Крыма и Новороссийска посредством создания крупных морских портов в городах Херсон, Николаев, Севастополь, Симферополь, Екатеринослав и Одесса. Для быстрого и широкомасштабного строительства крупных городов на этих местах он призвал не только мастеровых из русских, но также и из армян, греков,

32

немцев, евреев и южных славян32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1773, 1793 и 1795 годах произошли три раздела Польши - Речи Посполитой. В 1783 году произошло присоединение Крыма к Российской Империи. В Манифесте33 генерал-аншефа Кречетникова о присоединении земель к России по второму разделу Польши от 27 марта 1793 года было дано следующее обоснование необходимости расширения имеющихся российских владений: «Между неустройствами и насилиями, произошедшими из раздоров и несогласий, непрестанно республику польскую терзающих, с особливым соболезнованием Её Императорского Величества всегда взирала на те притеснения, которым земли и грады, к

31 См.: Осипян Б. А. О правомерности принципа социального неравенства //Российский юридический журнал. 2011. № 2. С. 29-38.

32 Согласно статье 7 Кучук-Кайнарджинского мирного договора 1774 года «Блистательная Порта обещала твёрдую защиту христианскому закону и церквам оного», а также взяла на себя обязательство не притеснять балканских христиан, признавая право российских дипломатов заступаться за христианских подданных, проживающих в Оттоманской Империи.32 Впоследствии императрица Екатерина II разработала «греческий проект», который предполагал изгнание турок из Европы и образование новой Греческой империи со столицей в Константинополе. Константинопольский престол, до 1453 года занятого последним византийским императором Константином XI Палеологом, убитого турками при взятии Константинополя, должен был занять второй внук императрицы Константин Павлович 1779 года рождения. Этот грандиозный план по восстановлению Греческой империи должен был быть реализован в ходе второй русско-турецкой войны (1787-1791 годы), на которой ярко проявились талант и блестящие победы выдающегося русского полководца А.В.Суворова. После этих и других побед русско-христианского духа и оружия и третьего раздела Польши в 1795 году раздела население Российской Империи, начиная с 1762 года по 1796 годы увеличилось с двадцати миллионов до тридцати шести миллионов.32 //См.: Пуш-карёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 283.

33 См.: Хрестоматия по истории Белоруссии. С древнейших времён до 1917 г. /Сост. А.П.Игнатенко, В.Н. Сидорцов. Минск, 1977. С. 174-

176.

Российской империи прилеглые, некогда сущим её достоянием бывшие и единоплеменниками её населённые, созданные и православною христианскою верою просвещённые и по сие время оную исповедующие, подвержены были. Ныне же некоторые недостойные поляки, враги отечества своего, не стыдятся возбуждать правление безбожных бунтовщиков в королевстве французском и просить их пособий, дабы обще с ними вовлекши Польшу в кровавое междоусобие. Тем вящая от наглости их предстоит опасность как спасительность христианской веры. Так и самому благоденствию обитателей помянутых земель от введения нового пагубного учения, стремящегося к расторжению всех связей гражданских и политических, совесть, безопасность и собственность каждого обеспечивающих, что упомянутые враги и ненавистники общего покоя, подражая безбожному, неистовому и развращённому скопищу бунтовщиков французских, стараются рассеять и распространить оное по всей Польше и тем самым навеки истребить как собственное её, так и соседей её спокойствие».

Согласно Манифесту, основанием второго раздела Польши и присоединения польских земель к Российской Империи стало не что иное, как сохранение православной христианской веры, которая просвещает народы, и пресечение всякого рода языческих или католических мятежей и раздоров, проистекающих из безбожных идей французского просвещения и революции, которыми в молодости сама российская императрица в какой-то мере была чрезвычайно увлечена34.

В 1794 году произошло знаменитое польское восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Примерно через два года после этого события императрицы Екатерины II не стало. После смерти императрицы Екатерины II в 1796 году верховная власть в российском государстве по наследству перешла к её родному сыну Павлу I, который 5 апреля 1797 года в срочном порядке издал акт о переходе престола по праву первородства по мужской линии. «Учреждение об императорской фамилии» устанавливал правомочия членов семьи императора. Статья 3 Акта о престолонаследии императора Павла I устанавливала, что «Императорский Всероссийский престол есть наследственный в ныне благополучном царствующем императорском доме». Согласно требованиям статей 8-11 Акта о престолонаследии императорский престол переходил к старшему сыну «царствующего императора» и по нём всему мужскому поколению. При пресечении рода старшего сына престол переходил в наследство второго сына «царствующего императора». При пресечении мужского поколения сыновей императора престол наследовался женским поколением последнего императора, а при пресечении мужского и женского потомства сыно-

34 История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 212-213.

вей императорский престол по закону переходил к потомству дочерей «императора-родоначальника».

Император Павел I существенно укрепил так называемую «вертикаль власти» и тем самым значительно ограничил сферу дворянского самоуправления и ощутимо улучшил положение крестьянского сословия. Например, своим Манифестом от 5 апреля 1797 года он запретил всем помещикам произвольно выгонять крестьян на принудительные бесплатные работы более чем на три дня в неделю35. У подневольных русских крестьян открылась новая возможность работать на себя и свою семью в остальные рабочие дни недели. День Христова воскресенья русские крестьяне уже могли посвящать благоговейному поминанию Господа Бога - Христа-Спасителя, именем Которого испокон века и был назван этот праздничный (выходной) день недели. Император Павел I также законодательно запретил самовольным и чванливым русским помещикам продажу своих дворовых и безземельных крестьян на публичных торгах (аукционе), в особенности, если эти торги приводили к бессмысленному, жестокому и пагубному разделению членов крестьянских семей. Одновременно он узаконил право крестьян обращаться с петициями и жалобами в вышестоящие административные и судебные органы государства по поводу многоразличных помещичьих самодурств и беспощадных злоупотреблений против своих крестьян.

Император Павел I также усилил правительственный надзор и контроль за безбожным и безнравственным языческим суеверием и зловредным вольнодумством в России, в частности, установил личный контроль за ввозом из-за границы призывающих к мятежам возмутительных книг и других печатных изданий для поддержания устойчивого правопорядка в своей бескрайней стране. Попытки Павла I посредством жёсткой воинской дисциплины и утомительной солдатской муштры воспитать благородное дворянство и полицейскими методами установить устойчивый правопорядок в России привели к очередному заговору окружающих его высокопоставленных чиновных лиц против него самого. В полночь 12 марта 1801 года российский император Павел I был вероломно и жестоко убит заговорщиками, и такая измена, к сожалению, была не первой и не последней в многовековой истории насильственной смены верховной власти Российского государства36.

Список литературы:

1. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Керова. М., 2009. С. 239.

2. Ключевский В.О. История России. Книга 3. М., 1993. С.138.

35 См.: Осипян Б.А. Социально-экономическая роль правомерного государства //Законодательство и экономика. 2012. № 4. С. 29-37.

36 См.: Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государства //История государства и права. 2007. № 18. С. 7-11.

3. Сегюр Л.Ф. Россия глазами иностранцев. М., 1989. С. 440.

3. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Керова. М., 2009. С. 214.

4. Осипян Б.А. Соборное Уложение 1649 года как гарантия «равной расправы и суда» при «тягловом строе» //Современное право. 2015. № 3.+ С. 154-159.

5. Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государства //История государства и права. 2007. № 18. С. 7-11.

6. Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Р-н-Д., 2007. С. 360, 365, 408.

7. История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 199.

8. Осипян Б.А. Объединяющая и направляющая сила духа русского права //История государства и права. 2010. № 20. С. 40-43.

9. Осипян Б.А. Соборное Уложение 1649 года как гарантия «равной расправы и суда» при «тягловом строе» //Современное право. 2015. № 3.+ С. 154-159.

10. Пайпс Р. Россия при старом режиме. Кембридж. Массачусетс. 1974. С.84-86.

11. Осипян Б.А. Взаимодействие норм науки, искусства и права //Современное право. 2005. № 9. С. 7983.

12. Осипян Б.А. Политико-правовые и идеологические концепции как основание формирования государственно-конституционной системы общества //Государство и право. 2009. № 7. С. 61-71.

13. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Керова. М., 2009. С. 239.

14. Осипян Б.А. Правомерное и функциональное распределение единой государственной власти //Социально-политические науки. 2014. № 1. С. 25-29.

15. Осипян Б.А. Истоки русского правосознания //Современное право. 2008. № 3 и № 4. С. 55-59, 5359.

16. В наше время такие преступления объединяются не совсем определённым, но модным словом «коррупция».

17. Осипян Б.А. Противоречивость дореволюционного российского законодательства как существенное условие будущих революционных потрясений //История государства и права. 2009. №14, №15, № 16. С. 31-33. С. 34-36. С. 30-34.

18. Осипян Б. А. Обоснование неправомерности смертной казни и пожизненного лишения свободы //Уголовно-исполнительная система. Издательская группа «Юрист». 2011. № 3. С. 10-15.

19. Осипян Б.А. О правомерности принципа социального неравенства //Российский юридический журнал. 2011. № 2. С. 29-38.

20. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 283.

21. Хрестоматия по истории Белоруссии. С древнейших времён до 1917 г. /Сост. А.П.Игнатенко, В.Н. Сидорцов. Минск, 1977. С. 174-176.

22. История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 212-213.

23. Осипян Б.А. Социально-экономическая роль правомерного государства //Законодательство и экономика. 2012. № 4. С. 29-37.

24. Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государства //История государства и права. 2007. № 18. С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.