1.2. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ
Осипян Борис Арташесович, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: В своей статье «Становление Российского государства как великой Империи» автор исследует основные духовно-исторические и политико-правовые этапы превращения Российского государства в многонациональную Империю, особенно в эпоху правления русского царя-императора Петра I, который произвёл ряд коренных законодательных, правительственных, судебных, церковных, военных и иных реформ для всестороннего и более быстрого развития России
Ключевые слова: становление Российского государства, великая Империя, основные духовно-исторические и политико-правовые этапы превращения Российского государства в многонациональную Империю, коренные законодательные, правительственные, судебные и военные реформы, всесторонне и более быстрое развитие России
THE FORMATION OF THE RUSSIAN STATE AS A GREAT EMPIRE
Osipian Boris A., candidate of law, assistant professor
Abstract: In his article «Formation of the Russian State as Great Empire» the author surveys the main periods of transformation of the Russian State into multinational Empire, particularly in the epoch of ruling of the Russian tsar and empire Peter the Great, who produced a range of legislative, administrative, judicial, church and military reforms for versatile and much quicker development of the Russia
Keywords: Formation of the Russian State, main periods of transformation of the Russian State into multinational Empire, legislative, administrative, judicial, church and military reforms, versatile and much quicker development of the Russia
Долгий и непростой процесс становления и окончательного образования России как многонациональной Империи заметно ускорился и стал достаточно очевидным уже с начала правления русского царя Ивана IV, прозванного Грозным. При царе Михаиле Фёдоровиче Россия в сражениях с недружественными ей государствами осознала свою полную экономическую и военно-техническую отсталость. Для преодоления такой отсталости русский царь осознал необходимость официального приглашения иностранных учёных и специалистов для государственных, военных и социально-экономических преобразований.
Для основательной военной переподготовки и переоснащении более современным оружием русской армии царь пригласил иностранных офицеров1. В Москву на службу в огромном количестве были приглашены щедро оплачиваемые царской казной иноземные специалисты (гастарбайтеры, или легионеры), учёные, инженеры, строители, архитекторы, техники, рабочие, ремесленники, купцы, экономисты, врачи, фармацевты, художники, музыканты и т.п. для научного, технического, экономического и культурного прорыва и перспективного
1 Например, благодаря иностранным предпринимателям Виниусу и Марселиусу близ Тулы были построены оружейный и металлургические заводы.
развития новой России.
Между тем, нуждаясь в необходимых общественных новшествах и идя навстречу (определённый компромисс) с замшелыми (консервативными) иерархами Русской православной церкви, московские власти под Москвой выделили особые земельные участки для иностранных поселений. Так, например, в центре Московской земли появилась знаменитая Немецкая слобода, которая своим безупречным порядком и высокими христианскими нравами притянула к себе внимание множества благоразумных, предприимчивых и трудолюбивых русских людей. Происходило взаимное сближение всего отечественного и иностранного: через «окно», прорубленное русским царём Петром I, Западная Европа постепенно стала открываться для отсталой азиатской России, а потенциальная Россия - реальному Западному миру. У наиболее ответственных московских правителей появилось явное желание сблизиться с более просвещёнными, организованными и трудолюбивыми иностранцами, их многоразличными интересным и образом их повседневной созидательной жизни.
Однако безудержное подражание богатых русских людей забавным западным манерам и модной одежде дошло до такого беспредельного безобразия, что в 1675 году был издан особый царский указ
о запрете носить иностранные модные одежды и причёски, следовать «неправославным» обычаям и традициям не совсем понятных иностранцев. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году на престол «вооружённой Великороссии»2, окружённой со всех сторон внешними врагами-государствами, вступил его совсем ещё юный сын Фёдор Алексеевич. При нём же в Москве была создана высшая богословская школа Славяно-греко-латинской академии (на Никольской улице возле Красной площади и Московского Кремля), которая существенно преобразила и расширила замкнутое на себе деревенско-провинциальное мышление и нудный образ жизни многих любознательных москвитян и затем остальных россиян.
Царя Фёдора Алексеевича на престоле сменил его сын Иван V. Однако после его смерти в 1696 году на царский трон вступил молодой наследник династии Романовых Петр I. Ему пришлось принудительно устранить от власти свою строптивую старшую сестру Софью. Ещё в 1686 году после заключения с Россией «вечного мира» польский король обещал временно властвующей царевне Софье то, что он своим православным подданным «никакого утеснения и к вере Римской и к Флорентийской Унии 1439 года принуждения чинить не велит и быти то не имеет»3. Именно на такой общехристианской позиции обе стороны договорились совместно обороняться против враждебных русским людям мусульманских народов: турок и татар. В 1697 году из Москвы выехало «великое посольство» для переговоров с европейскими христианскими государствами для заключения союза против агрессивных турок, которые создавали свою великодержавную и обширную мусульманскую Османскую империю.
В 1699 году он приказал вести летоисчисление не с момента сотворения мира, а от Рождества Христова, а также праздновать Новый год не с первого сентября, а с первого января, как то было в Европе. После восшествия на царский престол царь Пётр уже с 1700 года практически ввёл в России новое, христианское (с года Рождества Христова) летоисчисление. Отправной точкой отсчёта временной земной жизни стала новая эра - эра рождества Господа нашего и Спасителя всех людей Иисуса Христа. Вводя Россию в новую - Христову эру, он полученной от Бога высшей государственной властью совершил не только духовно-нравственную, но, как показала жизнь, также и культурно-политическую революцию, поскольку совместил и объединил в своём царском и впоследствии императорском лице светскую и духовную власти русского и других народов России4.
В 1700 году Пётр I встретился с польским коро-
2 См.: Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 189.
3 См.: Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 224.
4 См.: Осипян Б.А. Истоки русского правосознания //Современное
право. 2008. № 3 и № 4. С. 55-59, 53-59.
лём и заключил с ним союз христианских держав против Турции. В 1710 году царь Пётр I решил идти со своим войском «в земли турецкие», «уповая, что Всевышний на сего вероломного и наследного, не токмо нашего, но и всего христианства неприятеля победу подаст, и оружием нашим христианским народы свободить соизволит, в чём мы, яко христианский и благочестивый монарх, трудитися, не щадя и здравия своего, к славе имени Господня, готовы есмы»5. Пётр I разработал целую программу освобождения балканских и кавказских христианских народов от турецкого ига и стал посылать грамоты сербам и черногорцам с призывами начать народные восстания против турок-мусульман: «...Воевать за веру и отечество, за честь и славу нашу, и за свободу и вольность наследников наших.., мы иной славы себе не желаем, как только да возможем тамошние христианские народы от тиранства поганского освободить»6.
Однако у русского царя Петра I были не только иностранные недруги, но и более яростные внутренние, «домашние враги». Невежественное и своекорыстное русско-православное духовенство во главе с Патриархом Московским и всея Руси Иоакимом, а затем и его последователем Адрианом, относились ко всем нововведениям (социальным реформам и преобразованиям) Петра I с крайним недоверием и ненавистью, а иногда с нескрываемой завистью и враждой. Высшие иерархи греко-русской церкви без знания высоких дум, намерений и починов юного русского царя вопреки надлежащим и неизменным христианским заповедям неуместно пытались вмешиваться в его государственные (светские) дела, оставляя в пренебрежении свою основную миссию по духовно-нравственному воспитанию, просвещению и образованию своей паствы - русских людей и народа. Они огульно обвиняли Петра I в разрушении московской старины и в возмутительной и недопустимой дружбе с иноверцами и иноземцами. Яростно возмущались, сопротивлялись и протестовали высокопоставленные православные попы и против ношения красивой и более удобной немецкой одежды и массового боярского брадобрития. По причине неподчинения высшего духовенства греко-русской церкви царской воле Пётр I на смену павшим в монаршую опалу церковным невеждам и мракобесам пригласил более разумных, просвещённых и цивилизованных священников: рязанского митрополита Стефана Яворского, псковского епископа Феофана Прокоповича и ростовского митрополита Дмитрия. В 1700 году после смерти Патриарха Московского и всея Руси Адриана царь Пётр I не допустил избрания нового православного Патриарха. Местоблюстителем, или экзархом «святейшего патриаршего престола» для времен-
5 См.: Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 231.
6 См.: Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 231.
ного управления Русской православной церковью он, наконец, назначил более разумного и готового к социальным преобразованиям рязанского митрополита Стефана Яворского.
В 1702 году царь Пётр I издал манифест об официальном вызове наиболее подготовленных в разных областях жизни, общественной (гуманитарной) науки, техники, экономики, медицины, искусства иностранцев в Россию на официальную государственную службу с личной и законодательной гарантией им их религиозного вероисповедания, свободы совести, выбора ими своего мировоззрения, своих личных убеждений и мнений, защиты их богоданного человеческого достоинства, гражданских прав и свобод. В результате этого в России произошёл небывалый мощный прорыв по всем направлениям развития социально-экономической и государственно-правовой жизни7. Этот период всестороннего развития России как общества и государства стал наглядным и всегда действенным (актуальным) примером для нормального общего её развития во все последующие исторические периоды.
Одновременно в том же 1702 году Петр I также учредил специальную секретную полицейскую службу - Преображенский Приказ, который в основном занимался расследованием политических преступлений на всей территории России. Этот орган в своей деятельности активно применял систему тайных и весьма поощряемых государством доносов. По этой системе каждый человек, в том числе крепостные крестьяне могли получить земли и имущество тех дворян, которые, по их личному доносу, самовольно уклонялись от несения государственной службы. Начальник тайной полиции -Преображенского Приказа имел правомочие расследовать по своему усмотрению деятельность любого правительственного и неправительственного учреждения или лица, независимо от его официального чина или занимаемой публичной должности. Он также был правомочен принимать любые необходимые меры для получения интересующих его сведений и предотвращения крамольных замыслов и заговорческих деяний.
С 1708 года Петр I начал ускоренное установление чёткой административно-управленческой вертикали самодержавной царской власти. Всё Российское государство территориально было разделено на губернии8, которыми управляли непосред-
7 В 1701 году была открыта Навигацкая школа, в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию и навигацию и которая в 1715 году была преобразована в Морскую академию. В 1701 и 1702 годах были открыты Артиллерийская и Инженерная школы. В 1707 году было основано Медицинское училище. При Польском Приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам и школа для профессионального обучения канцелярских служащих. В 1725 году была открыта Петербургская академия наук и художеств, которая в 1803 году стала Императорской Академией наук. В 1719 году была создана Кунсткамера - естественноисториче-ский музей.
8 Слово «губерния» происходить от русского слова «губа», которое
означает округ. Россия была подразделена на восемь губерний:
ственно назначаемые царём губернаторы. К концу указанного выше периода численность губерний достигла до одиннадцати. Губернии же состояли из провинций, которых тогда насчитывалось около пятидесяти. Провинциями управляли назначаемые царём с согласия губернаторов воеводы. Провинции подразделялись на так называемые «дистрикты» (районы). Пётр I намеревался предоставить большим городам и просвещённому городскому населению полное самоуправление по западноевропейскому образцу. Города должны были управляться бурмистрами (градоначальниками), которые должны были избираться населением из добропорядочных, честных, правдивых и авторитетных людей. Однако в российских городах в отличие от европейских городов не было самостоятельного и широкого среднего класса буржуазии (так называемого нынче «гражданского общества») и потому петровская реформа городского самоуправления была обречена на неудачу.
При царе Петре I в 1711 году келейно действующая Боярская Дума была упразднена и заменена новым коллегиальным законодательным органом -Правительствующим Сенатом. Царский Указ 1714 года запретил православным священнослужителям венчать дворян, покуда те не докажут, что разбираются в арифметике и началах геометрии. Обязательное школьное обучение длилось пять лет. В пятнадцатилетнем возрасте юноши поступали на действительную службу, часто в том же гвардейском полку, в котором они прошли обучение. Проведенная Петром I реформа общего образования на деле привела к тому, что обязательную государственную службу дворянские дети начинали теперь с молодых ногтей. Поэтому именно образовательная реформа стала самой ненавистной для большинства дворянских детей.
Другая петровская государственно-правовая реформа, сильно затронувшая жизнь служилого сословия, касалась порядка продвижения по службе. По традиции продвижение по лестнице государственных чинов зависело в России не столько от личных заслуг каждого служащего, сколько от родового их происхождения. Хотя «местничество» как систему упразднили еще до вступления Петра I на царский престол, аристократия пустила глубокие корни во всю служебную иерархию. Петр I нетерпимо относился к невежеству, пьянству и лени московского правящего класса, который ненавидел всё новое, и потому всячески старался упразднить пережитки своекорыстных аристократических привилегий. В 1714 году он запретил жаловать поместья чиновникам центральных приказов и отменил «систему кормления» для алчных, вороватых и ненасытных провинциальных государственных чиновников. Отныне все государственные служащие должны были получать казённое жалованье - ок-
Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.
лад. Однако провинциальные чиновники продолжали жить и кормиться за счет противозаконных взяток (откатов) предпринимателей и купцов и подачек местного населения.
В 1714 году Пётр I издал Указ о единонаследии и тем самым законодательно запретил землевладельцам делить свои имения между всеми сыновьями. Он приказал передавать землю по наследству только одному сыну по своему выбору, чтобы не наносить вреда ни семейным, ни государственным интересам. Все дворянские поместья были законодательно обращены в наследственную собственность преданных царской власти дворян, которые впоследствии политически вытеснили узкий круг и тонкую прослойку государевых бояр. Крестьяне были лично и навечно закрепощены вотчинным и поместным правом преданных царю дворян.
В последние десять лет своего правления царь Пётр I лично разработал и издал целый ряд важных законов, нацеленных на преображение России по европейским правовым традициям и законодательным образцам. В 1715 году Петром I была проведена также коренная судебно-правовая реформа. По действующему тогда российскому законодательству Святейший Синод Русской православной церкви помимо идеологических и кон-трольно-надзирательных функций обладал также и судебными функциями и полномочиями. Кстати говоря, смысл русского слова «судить» состоял в способности на основании мудрого Слова Божия извлекать основания надлежащей истины для вынесения правомерных решений при разрешении конкретных дел и споров9.
Согласно статье 13 Устава «Краткого изображения процессов и тяжб» 1715 года для гарантии беспристрастности судей и утверждения правосудия члены суда в самом начале уголовного или гражданского судопроизводства торжественно присягали на Святом Евангелии - Библии Христовой следующим образом: «Мы, к настоящему воинскому суду назначенные судии, клянёмся всемогущим Богом, что мы в сём суду в прилучающихся делах, ни для дружбы или склонности, ни подарков или дачей, ниже страха ради, ни для зависти и недружбы, но токмо едино по челобитью и ответу, по его царского величества, нашего всемилостивейшего царя государя, воинским пунктам, правам и уставам приговаривать и осуждать хощем право и нелицемерно, так как нам ответ дать на Страшном Суде Христове, в чём да поможет нам Он - нелицемерный Судия».10 В частности, судьи б.язаны были «более смотреть на само дело, нежели на
9См.: Осипян Б.А. Русский язык как ключ к познанию духа русского права //Современное право. 2007. № 9. См. также: Возможности укрепления правовых основ Российского государства органами конституционного правосудия. М., 2009. С. 3.
10 Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 111.
краснословие и лепоту процессов»11. Иными словами, суть и содержание рассматриваемых судебных споров по праву ставилось выше формы их рассмотрения.
Судебная власть в петровской России также принадлежала царю и назначенному им обер-прокурору. Подчинённые прокуроры, как блюстители общественной нравственности и порядка, обязаны были строго и неусыпно следить за точным и единообразным исполнением принятых постановлений и законов в общественных местах. О всяких нарушениях предусмотренного законом правопорядка они обязаны были сообщать обер-прокурору в трёхдневный срок. Дух и содержание судебной реформы петровских времён наиболее полно отразились в законах о суде и судьях 1715 года. Согласно этим законам суд должен был состоять из «честных особ», «добрых юристов», которые, получив власть и мощь от высокого начальства, способны уразуметь идею права и правду, управлять и вершить правосудие12. И дворян и простолюдинов без разбору подвергала телесным наказаниям. По свидетельству очевидцев, боярина и генерала лупили кнутом так же нещадно, как обычного крепостного крестьянина. Петр I особенно страстно любил пороть своих приближенных, когда они отступали от обязанности быть всегда и везде преданными ему и послушными закону.
Примечательно то, что во времена Петра I всякие противозаконные дуэли были строго-настрого воспрещены под угрозой смерти и конфискации имущества - и не только непосредственных участников поединка, но также их личных секундантов и приглашённых свидетелей. При этом действовал такой предупредительный принцип: если ты нарушил государственный закон, который защищает твоё богоданное и правоохраняемое человеческое достоинство и честь, то ты тем самым сознательно лишил себя возможности охраны твоей чести этим же государственным законом13. Вместе с этим царь Пётр снова разрешил курение табака в России, которое было запрещено Уложением 1649 года, а также разрешил народные гуляния и праздники (в том числе и новогодние праздники с украшенными гирляндами ёлками с 1 января 1700 года) с фейерверками. Короче говоря, русский «Пётр из русских делал немцев, а Екатерина II (сама присвоив себе православное имя) - немка (Анхальт-Цербстская принцесса Софья Фредерика Августа)
14
- из русских делала русских» .
В это же время Пётр I впервые установил в России институт адвокатуры - «адвокатов и полномочных». Его законы устанавливали также общеизве-
11 Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Р-н-Д., 2007. С. 353.
12 История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 108-109.
13 См.: Осипян Б.А. Достоинство человека как высшая правоохра-няемая ценность //Вопросы правоведения. 2011. № 1 (9). С. 85-101.
14 Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Керова. М., 2009. С. 216, 235. 239.
стный конституционный принцип презумпции невиновности обвиняемого: «лучше есть десять виновных освободить, нежели одного невинного смерти приговорить». Закон устанавливал, что при отсутствии достаточных для осуждения подозреваемого или обвиняемого доказательств по делу, «пристойнее есть оное дело предать воле Божией и положиться в том весьма на Бога, пока впредь само объявится»15. Однако при совершении явных преступлений, в так называемых «делах видимых», эти законы допускали применения «расспроса с пристрастием», т.е. допроса подозреваемого или обвиняемого с угрозой применения к нему пытки для испытания правды и признания в деле, когда он всячески отпирался и добровольно повиниться не хотел. Однако, как было сказано в законе, применение предусмотренной законом пытки за упорное непризнание лицом вменяемой ему вины «не должно приводить к большому истязанию, дабы не озлобить подозреваемого». В 1719 году судебная реформа была продолжена, и в российских губерниях были образованы надворные суды, которые должны были независимы от влияние и произвола местной администрации, от своеволия различного рода и ранга чиновников должностных лиц.
В 1716 году был принят Воинский Артикул - воинский устав. Армия Петра I состояла из рекрутов в возрасте от семнадцати до тридцати двух лет, которые ежегодно отбирались, а затем отбывали двадцатипятилетний срок солдатской службы. От службы в русской армии освобождались только церковнослужители и другие духовные лица. Жизнь в русской армии регламентировалась как Воинским уставом 1716 года, так и прочими производными от него законами. Уставы эти начинались следующими торжественными словами: «Божиею милостию, Мы Пётр Первый, Царь и Самодержец Всероссийский...». Эти, казалось бы, архаичные слова придавали тексту петровских законов священный характер, персонифицированную и повелительную тональность16. В пункте 3 «Воинского Артикула» Петра I устанавливалось: «Кто имени Божию хулению приносит, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том обличён будет, хотя сие в пианстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскалённым железом прожжён, и потом глава отсечена будет. . Ежели в помянутой вине, преступитель не смертию, но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное покаяние при том учинить»17. Наряду с Воинским уставом в 1720 году был издан также Морской устав.
Занимаясь реформированием русской армии, Петр I видел в себе прежде всего простого солда-
15 История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 113, 121.
16 История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 133.
17 См.: Законодательство Петра I. М., 1997. С.753.
та. С ранней юности неисчерпаемая энергия влекла его к предприятиям, сопряженным с соперничеством и физической опасностью. Он стал ходить, когда ему было едва шесть месяцев от роду, а подростком больше всего на свете любил играть с настоящими солдатами. Петр I любил делить тяготы и лишения походной жизни с простыми русскими солдатами. Когда у него родился сын, Петр I с великой радостью объявил народу, что Господь Бог благословил его «еще одним рекрутом». Он был твердо убежден, что военная мощь имеет первостепенное значение для благополучия всякой великой страны. Посему создание большой регулярной армии, пожалуй, является одним из самых выдающихся заслуг Петра I в истории Российского имперского государства.
В 1718 году он издал указ об учреждении Духовной коллегии, или святейшего Правительствующего Синода, который заменил собой институт Патриаршества на Руси. Президентом Духовной коллегии был назначен митрополит Стефан Яворский. Епископ Феофан Прокопович и другие добросовестные и духовно просвещённые епископы, архимандриты и протопопы тоже входили в состав Синода. Они все вынуждены были действовать под зорким «оком государевым» - генерал-прокурором, который тоже являлся членом Синода. Подчёркивая важную роль Синода в жизни русского народа и государства, Духовный регламент гласил о том, что Пастырь духовный как второй правитель с его чином является равносильным Самодержцу или даже больше Его, поскольку духовный чин есть другое и лучшее государство. Потому Синод всегда должен оставаться в своём высоком звании и поступать праведно и нелицемерно18. Священный Правительствующий Синод был уполномочен ведать общими делами Русской православной церкви, осуществлять цензуру богословских сочинений, рассматривать жалобы на многочисленные злоупотребления иерархов церкви, инспектировать доходы от использования церковных земель, контролировать процессы благотворительности, принимать меры против пьянства, тунеядства, бродяжничества и попрошайничества.
В 1718 годы была в основном завершена коренная перестройка центральных органов государственной власти и управления и вместо бессистемных московских Приказов были учреждены девять петровских Коллегий: юстиц-коллегия, воинская коллегия, адмиралтейская коллегия, коллегия иностранных дел, ревизион-коллегия, камер-коллегия по государственным доходам, коммерц-коллегия, берг- и мануфактур-коллегия, штатс-контора по государственным расходам. Для коллегий были составлены специальные регламенты по образцу «шведского устава». Петровские коллегии состояли из президента, четырёх асессо-
18 См.: Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С.244.
ров-советников, из которых один был иностранцем, который являлся ответственным за согласование деятельности ведомства с соответствующими иностранными государствами. В 1718 году была также учреждена Главная канцелярия полицмейстерских дел во главе с генерал-полицмейстером. В петровское время полиция занималась розыском и поимкой преступников, беглецов и жуликов. Она также занималась поддержанием чистоты улиц и созданием условий для обеспечения пожарной безопасности.
Следует заметить, что вся деятельность государственных учреждений Российской империи упорядочивалась Генеральным регламентом 1720 года. Принятый в 1721 году Духовный регламент регулировал деятельность духовной коллегии и устанавливал контроль со стороны государственных чиновников над духовенством и монастырями. Духовная иерархия православных священников по сути превратилась в неотъемлемую часть бюрократического государственного аппарата. В духовном регламенте 1721 года провозглашалось следующее: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает»19.
В 1721 году он своим Указом принял первый императорский титул. В 1721 году Сенат поднёс Петру I чин адмирала и титулы «отца отечества», «Великого Императора Всероссийского». Петр I в своем законодательстве называл подневольных крепостных крестьян «подданными» своих хозяев-помещиков, используя термин из языка государственного права в приложении к отношениям. Дворяне петровского времени в сношениях с царём имели обыкновение называть себя «рабами» государевыми, но не Творца-Бога. «Если рабы назывались подданными, то и подданные именовались рабами», - отмечает М. Богословский, обращая внимание на пережитки строго вотчинных отношений в эпоху кажущейся европеизации. Деньги, которые самодержавие выжимало из страны при посредстве своих агентов, тратились им не на нужды ее обитателей, а на содержание двора и войска. Правда, он всё же приказал своим указом 1721 года «оную продажу людям пресечь, а ежели невозможно того будет вовсе пресечь, то хотя бы по нужде и продавати фамилиями или семьями, а не порознь»20. Пётр I сам не любил уродливые проявления так называемого «крепостного права» как опасного пережитка человеконенавистнических рабовладельческих отношений, позволяющего продавать отдельных людей, «как бессловесных скотов», хотя и не успел принять коренные (радикальные) меры для его отмены или существенного смягчения его душегубительных последствий.
19 Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Керова. М., 2009. С. 198, 19990.
20 См.: Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 239.
В 1722 году был издан царский указ «О праве наследия престолом», посредством которого царю оставлялось право по своей воле выбирать и назначать наследника своего трона, который соответствовал его личному образу и представлениям о надлежащей государственной власти. Устав о наследии престола 1722 года, по сути, являлся поправкой единого документа - Судебника или Соборного Уложения21 по примеру своих самодержавных предшественников Пётр I пошёл по европейскому пути разработки целостных кодексов по разным отраслям права и предметам государственно-законодательного регулирования. Царский престол отныне мог переходить не только от отца к единокровному сыну, но прежде всего к завещанному лицу, если родной сын не соответствовал высоким представлениям царя-наследодателя о своём наследнике.
Такой трагический опыт царь Пётр I пережил сам после явного противодействия его родного сына Алексея проводимым им в России широкомасштабным социальным и государственно-правовым преобразованиям. Говоря о трудностях передачи царского трона наследнику, Пётр I в своём «Манифесте» отмечал: «...Понеже мы лучше чужого достойного учиним наследником, нежели своего непотребного, ибо не могу такого наследника оставить, который бы растерял то, что чрез помощь Божию отец получил, и испроверг бы славу и честь народа Российского, для которого я здоровье своё истратил, не жалея в некоторых случаях и живота своего»22. Самозабвенно служа лично сам, Пётр I заставлял служить отечеству и государству своих сподвижников и всех подвластных ему чиновников. Он жестоко наказывал нерадивых чиновников за казнокрадство, волокиту, неправый суд, взятки и иные должностные злоупотребления и преступления, вплоть до назначения смертной казни для высокопоставленных чиновников2 . Начиная со смерти императора Петра I и до вступления на престол императора Павла I в 1796 году русских правителей фактически избирали высшие сановники по предварительному соглашению с высшими офицерами гвардейских полков.
Согласно разработанной ближайшим сподвижником Петра I священником Феофаном Прокопови-чем стратегии «всеобщего добра» русский царь-император представлялся достойным и ответственным слугой Господа Бога и народа, «великим отцом Отечества». Петр I не только возглавлял духовную и светскую власти, но также и деятельность судебных органов государства, поскольку все приговоры и решения судов выносились от его монаршего имени. В России сложилась абсолютная
21 См.: Осипян Б.А. Соборное Уложение 1649 года как гарантия «равной расправы и суда» при «тягловом строе» //Современное право. 2015. № 3.+ С. 154-159.
22 См.: Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 246.
23 Он казнил сибирского губернатора князя Гагарина и обер-
фискала Нестерова (Пушкарёв С.Г. С.249).
монархическая власть, которая выражалась в личном, ничем не ограниченном духовном и светском влиянии русского царя на все сферы повседневной жизни русского народа. В то время в Европе процветала просвещённая монархическая власть, олицетворяемая королями. При этом власть европейских монархов основывалась преимущественно на религиозных, идеологических, политических и экономических стимулах христианского просвещения и трудового обогащения значительной части
24
подданных им народов .
В 1722 году при Сенате была учреждена должность генерал-прокурора, так называемого всевидящего «ока царёва», для неусыпного надзора за единообразным и своевременным исполнением царских законов и указов. Одной из основных задач генерал-прокурора была задача обезвреживания деятельности невежественных православных монахов-бездельников, которые, будучи неспособными к духовному учению и просвещению своего народа, не трудясь, даром ели хлеб и строили всякие досужие козни против своего великого царя-реформатора. При всей своей многочисленности и противоречивости законы Петра I исходили из общего духа христианской религии и веры и потому строго охраняли нормы христианской нравственности, общественных традиций и обычаев при установлении норм брачных и семейных правоотношений.
При этом первым прокурором России стал выходец из «подлого сословия» П.И. Ягужинский, выдвинутый из низов за личные качества самим царём. Отменив патриаршество и фактически заменив лично собою Патриарха Русской православной церкви, царь Пётр I выказал явное недоверие к своекорыстным высшим церковным иерархам русского народа и фактически подчинил высшую духовную власть в России своей личной власти. Было бы вполне уместно напомнить, что в своё время царь Иван Грозный также дерзнул заменить власть римского понтифика своей царской властью, объявив Москву «третьим Римом». В этом смысле царь Пётр I полностью воплотил несбыточную мечту своего великого предшественника в одной отдельно взятом государстве - России. По верному замечанию Г.Флоровского, исследовавшего «пути русского богословия», именно с Петра I начался великий раскол между духовной и светской властью, между душой и телом русского народа.25 Пожалуй, весьма трудно более верно и полно определить великую просветительскую и неповторимую реформаторскую роль русского царя Петра Великого во всестороннем и перспективном развитии России как великой Империи.
В 1722 году в Глухове была создана малороссийская коллегия для управления «малороссий-
24 См.: Осипян Б.А. Политико-правовые и идеологические концепции как основание формирования государственно-конституционной системы общества //Государство и право. 2009. № 7. С. 61-71.
25 Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. С.83.
ским народом». Коллегиальное управление Россией производилось по шведскому образцу и по иным европейским регламентам. Коллегии состояли из одиннадцати человек: президента, вице-президента, четырёх советников и четырёх асессоров, двух секретарей коллежской канцелярии или асессора из иностранцев. Президентами коллегий всегда назначались русские, а вице-президентами, как правило, профессионально подготовленные иностранцы. Цель создания «петровских коллегий» состояла в том, чтобы оптимизировать процессы административного управления огромной страны, устранить произвол чиновников и иные злоупотребления единолично управляемых органов власти.
Примечательно то, что царь Пётр I нередко сам занимался составлением законопроектов и своих публичных обращений к народу, лично редактировал проповеди церковнослужителей различного ранга. Он был ярым сторонником «говорящего» русского слова26 и объясняющего закона, доступно раскрывающего каждому взрослому человеку необходимость и пользу своего издания и действия. Он был глубоко убеждён в величайшей силе родного русского законоположенного слова, звучащего в контексте христианской проповеди, которая, к сожалению, в те времена не в достаточной мере практиковалась на русской земле. Заботясь о благе своих подданных, царь Пётр I успел издать десятки царских указов, нацеленных на реализацию государственной программы по оживлению духовной и светской жизни русских людей. В частности, он сам починал устроение сиротских домов, больниц, богаделен, домов для приюта безработных и нищих27.
В 1722 году в России была начата также судебная реформа. В каждой провинции были учреждены провинциальные суды в составе воеводы и асессоров. Для церковных людей, военнослужащих и монастырских крестьян были учреждены специальные суды. Гражданские и уголовные дела горожан рассматривали городские магистраты, решения которых могли быть обжалованы в порядке апелляционной жалобы в главном магистрате. Крепостных крестьян судили сами их хозяева-помещики, если совершённые преступления не относились к категории тяжких преступлений. На судебных процессах все участники обязаны были в торжественной обстановке приносить присягу. При проверке и оценке данных на суде показаний свидетелей по делу предпочтение, как правило, отдавалось показаниям представителей мужского пола, знатного рода, духовного и учёного сословия. Лжесвидетелей и воров наказывали публичным покая-
26 См.: Осипян Б.А. Русский язык как ключ к познанию духа русского права //Современное право. 2007. № 9. С. 23-29.
27 См.: Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государства //История государства и права. 2007. № 18. С. 7-11.
нием в церкви, изгнанием из общества28, ссылкой или отправлением на каторгу в Сибирь, отсечением использованных при совершении кражи пальцев или даже смертной казнью. Иногда применялись также всякого рода испытания и пытки для выявления истины в рассматриваемых уголовных и даже гражданских делах. Пытка обычно не применялась к людям духовного или дворянского сословия, к недорослям29, престарелым людям и беременным женщинам.
В 1722 году Петр I, внимательно изучив жизнедеятельность западной бюрократии, издал один из важнейших учредительных актов в истории Российской империи, так называемый «Табель о рангах». Соответствующий указ отменил всю традиционную московскую иерархию государственных чинов и званий и заменил ее совершенно новой системой, основанной на западных образцах. В Табели были выстроены должности в трех рядах государственной службы: воинском, статском и придворном. Каждый ряд содержал в себе четырнадцать рангов, или классов, с высшего - первого ранга до самого низшего - четырнадцатого ранга. Впервые было проведено различие между военной и гражданской службой, и обе из них получили свою собственную номенклатуру и порядок продвижения. Обладатель каждого ранга получал соответствующий ему чин. По первоначальному замыслу Петра, каждый дворянин, вне зависимости от своего родового происхождения, должен был начинать государственную службу с самого низшего ранга и делать карьеру по его способностям и заслугам.
Более богатым и физически крепким дворянам разрешалось начать службу в одном из гвардейских полков30, где после нескольких лет обучения они производились в офицеры и либо оставались служить в гвардии, либо назначались в обычный пехотный полк. Другие начинали службу с рядового солдата в обычных полках, но затем добивались офицерского звания. Все лица, имеющие перечисленные в Табели о рангах должности причислялись к дворянам. Опасаясь, что многие дворяне попытаются избежать военной службы, записавшись в чиновники, он ограничил число членов одной и той же семьи, могущих избрать службу на административном поприще. На самом деле, дворяне избегали чиновничьей стези, особенно после своего освобождения от обязательной государственной службы. Иногда у царского правительства не хватало достаточно разумных чиновников, и потому оно вынуждено было пополнять ряды государственных служащих из детей священнослужителей, мещан и даже учеников духовных семинарий.
При царе-императоре Петре I, как и в странах За-
28 В западной правовой традиции такая крайняя мера и унизительная процедура обычно называлась «excommunication».
29 К лицам, не достигшим возраста совершеннолетия.
30 Обычно в Преображенском или Семеновском полках.
падной Европы, началось массовое печатание книг, азбук, учебников, научно-исторических, правовых и политических трактатов. Иногда сам царь готовил книги к печати гражданским шрифтом, исправлял неверные переводы с иностранных языков и давал иные технические указания для более успешной работы. При нём стали издаваться «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти.». Он призвал русское общество устраивать вечерние публичные собрания - «ассамблеи», где мужья, жёны и их взрослые дети должны были общаться друг с другом, закусывать и пить, играть и танцевать вместе. Тем самым русский царь впервые освободил русских женщин от «заключения в тереме» и дал им возможность в общественной жизни. В конце периода петровского правления учёными-гастарбайтерами (в основном немцами, французами, итальянцами и скандинавами) был официально разработан проект учреждения в Санкт-Петербурге первой в истории России Академии наук31 .
Пётр I обязал всех молодых дворян учиться грамоте, арифметике («цыфири»), геометрии и «не жениться, пока не выучится». Петр I пытался дать простолюдинам возможность поступать на государственную службу и с этой целью постановил, что солдаты, матросы и писцы, которые отлично исполняли свои обязанности и были годные для занятия должностей, перечисленных в «Табели о рангах», имели право на получение соответствующего чина. Такие одарённые люди из низших сословий сразу же зачислялись в ряды дворянства, поскольку в петровской России все лица, обладавшие чином, носили дворянское звание. Оказавшись в соответствующем списке, они уже могли соперничать с дворянами по рождению. В соответствии с Табелью, простолюдины, достигшие низшего офицерского ранга на военной службе, автоматически зачислялись в наследственные дворяне, то есть зарабатывали для своих сыновей право поступать на государственную службу в четырнадцатом чине и все прочие привилегии дворянского сословия.
Ввиду того что в то время власть и деньги в России можно было обрести главным образом находясь лишь на государственной службе, обзаведение рангом ставило его обладателя в исключительно привилегированное положение. По словам декабриста Николая Тургенева, россияне, не имевшие чина, оказывались вне общества. Поступление на службу и служебное продвижение сделались в России родом национальной страстью, так как государственная должность давала им возможность очень скоро дотянутся до казённой кормушки. При Петре I дворянин, который не получил образования или скрыл своих крепостных
31 Следует заметить, что Пётр I до учреждении Академии уже знал о впервые созданной в 1703 году в Москве протестантским пастором Глюком общеобразовательной школы для изучения иностранных языков и разных наук, и скорее всего, следовал его примеру.
от переписи, навсегда изгонялся из своего сословия. Дворянине на гражданской службе, которые не выдержали пятилетний испытательный срок и показали свою негодность к канцелярской работе, обычно отправлялись в армию в качестве простого солдата.
Русского царя Пётра I всегда очень интересовали вопросы духовно-нравственного воспитания и просвещения его подданных. Уже в первые годы своего правления он в рамках церковной реформы передал управление монастырскими и епископскими вотчинами из рук церковных иерархов в руки светских чиновников Московского приказа. Для материального содержания монахов и монахинь он установил ежегодную «дачу» им денег и хлеба. Им также была произведена перепись всех российских монастырей, монахов и монахинь. Был временно прекращён постриг в монахи без царского указа. До тридцати лет мужчинам было запрещено пострижение в монахи; было велено постригать в монахи только отставных солдат, нетрудоспособных и старых людей. Доходы с монастырских имений должны были употребляться на нужды благотворитель-ности32. Будучи с детства глубоко религиозным и богобоязненным человеком, царь Пётр I подвергал публичному осмеянию заскорузлые, порой даже антихристианские языческие обряды и предметы греко-русской церкви, поставил её под надзор обер-прокурора, лишил православную церковь самостоятельности и способствовал процессу бюрократизации русской православной церкви.
В наше время не так легко однозначно определить и оценить, что от этого объединения этих двух высших властей - духовной и светской - в одном императорском лице Петра I получилось: низведение православной веры до уровня нового государственного бытоустройства великой России или же
33
возвышение светской власти до уровня личности искренне верующего в Христа-Спасителя Петра I? Возможно, что произошло и то и другое в разной мере. Однозначно то, что благодаря иностранным учёным, специалистам и новой европейской науке и технике великий русский царь-император назвал город своей мечты - «парадиз» (лат. - рай) городом Святого апостола Петра, т.е. Санкт-Петербургом.
За время почти тридцатипятилетнего царствования Петра I и настойчивой и продолжительной прорубки им «окна в Европу» Россия совершенно преобразилась и постепенно, благодаря «славному русскому оружию» и иностранным военным полководцам, служившим в русской армии, превратилась в более могущественную и великодержавную Российскую Империю многоразличных племён, наций и народов.
32 См.: Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006. С. 245.
33 См.: Осипян Б.А. Гарантии действенности актов главы государства и исполнительной власти //Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 45-50.
Оценивая историческое значение социально-правовых реформ Петра 1, великий русский мыслитель и писатель Н.В. Гоголь заметил следующее: «Царь-преобразователь Пётр по воле Божьей ввёл молодой народ свой в круг европейских государств и познакомил его со всем тем, что ни добыла себе Европа долгими годами кровавых борений и страданий. Крутой поворот был нужен русскому народу, и европейское просвещение было огниво, которым следовало бы ударить по всей начинавшей дремать нашей массе., чтобы с помощью европейского света рассмотреть поглубже самого себя, а не копировать Европу. .Это - продолжение той же брани света со тьмою, внесённой в Россию Петром, которая всякого благородного русско-
34
го делает уже ратником света» .
Список литературы:
1. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. Издательство Белорусского Экзарха. Минск, 2006.
2. Осипян Б.А. Истоки русского правосознания //Современное право. 2008. № 3 и № 4. С. 55-59, 5359.
3. Осипян Б.А. Русский язык как ключ к познанию духа русского права //Современное право. 2007. № 9.
4. Осипян Б.А. Возможности укрепления правовых основ Российского государства органами конституционного правосудия. М., 2009. С. 3.
5. Цечоев В. К., Власов В. И. История отечественного государства и права. Р-н-Д., 2007. С. 353.
6. История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 108-109.
7. Осипян Б.А. Достоинство человека как высшая правоохраняемая ценность //Вопросы правоведения. 2011. № 1 (9). С. 85-101.
8. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. Учебное пособие. / Под ред.
B.В. Керова. М., 2009. С. 216, 235. 239.
9. Законодательство Петра I. М., 1997. С.753.
10. Осипян Б.А. Соборное Уложение 1649 года как гарантия «равной расправы и суда» при «тягловом строе» //Современное право. 2015. № 3.+ С. 154-159.
11. Осипян Б.А. Политико-правовые и идеологические концепции как основание формирования государственно-конституционной системы общества //Государство и право. 2009. № 7. С. 61-71.
12. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. С.83.
13. Осипян Б.А. Русский язык как ключ к познанию духа русского права //Современное право. 2007. № 9.
C. 23-29.
14. Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государства //История государства и права. 2007. № 18. С. 7-11.
15. Осипян Б.А. Гарантии действенности актов главы государства и исполнительной власти //Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 45-50.
16. Гоголь Н.В. Нужно любить Россию. О вере и Государстве Российском. СПб., 2007. С.268-269, 296297.
34 Гоголь Н.В. Нужно любить Россию. О вере и Государстве Российском. СПб., 2007. С.268-269, 296-297.