Научная статья на тему 'Ретроспектива становления и развития полиции в российском государстве(к 300-летию российской полиции)'

Ретроспектива становления и развития полиции в российском государстве(к 300-летию российской полиции) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1731
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ПОЛИЦМЕЙСТЕР / ПОЛИЦЕЙСКИЕ УПРАВЫ / СЫСКНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ / POLICE / CHIEF OF POLICE / THE POLICE COUNCILS / DETECTIVE DEPARTMENTS / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS / MINISTRY OF POLICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудин Василий Анатольевич, Панфилец Александр Владимирович

Данная статья посвящена основным направлениям становления и развития полицейских учреждений в царской России, особенностям их функционирования на разных этапах российской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective review of establishment and development of the police in the Russian state (For the 300th anniversary of the Russian police)

This article is devoted to the main directions of establishment and development of police institutions in tsarist Russia, the features of their functioning at different stages of Russian history.

Текст научной работы на тему «Ретроспектива становления и развития полиции в российском государстве(к 300-летию российской полиции)»

от редакции

В связи с приближающимся юбилеем российской полиции в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и в нашем университете утверждён план мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия её становления в России. В журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» планируется публикация серии статей под рубрикой «К 300-летию российской полиции», а открывает этот цикл настоящая статья, в которой авторы предлагают историческую ретроспективу становления и развития полиции в нашем государстве, сосредоточив основное внимание на рассмотрении задач, структуры, кадрового состава, результатов и основных проблем в работе полиции России.

УДК 351.741

В.А. Кудин*, А.В. Панфилец**

Ретроспектива становления и развития полиции в Российском государстве

(К 300-летию российской полиции)

Данная статья посвящена основным направлениям становления и развития полицейских учреждений в царской России, особенностям их функционирования на разных этапах российской истории.

Ключевые слова: полиция, полицмейстер, полицейские управы, сыскные отделения, Министерство внутренних дел, департамент внутренних дел, Министерство полиции.

V.A. Kudin*, A.V. Panfilets**. Retrospective review of establishment and development of the police in the Russian state (For the 300th anniversary of the Russian police). This article is devoted to the main directions of establishment and development of police institutions in tsarist Russia, the features of their functioning at different stages of Russian history.

Keywords: police, chief of police, the police councils, detective departments, ministry of internal affairs, department of internal affairs, ministry of police.

В России на рубеже XVII-XVIII вв. завершается централизация государственной власти, окончательно утверждается самодержавная форма правления в виде абсолютной монархии, реформируется весь государственный аппарат управления, в т.ч. и его правоохранительная часть.

Побывав за границей с «Великим посольством», Петр I решает и в России построить полицейское государство по образцу западноевропейских государств. Как и все реформы Петра, эта длилась не один год, прежде чем смогла утвердиться на российской земле. Под полицией понимался государственный орган охраны правопорядка и борьбы с преступностью в самом широком смысле, существующий в западноевропейских государствах с XVII в. [1, с. 235].

Сначала «регулярная полиция» была создана царем-реформатором Петром I только в Санкт-Петербурге. 25 мая (5 июня по н.с.) 1718 г. генерал-полицмейстером новой столицы был назначен генерал-адъютант царя Антон Мануилович Девиер, он же глава Полицмейстерской канцелярии [2, с. 16]. В этот период в России вводится иноземный термин «полиция» в значении «специальный правоохранительный орган страны», и именно эта дата стала точкой начала отсчёта истории российской полиции.

Должностные полномочия генерал-полицмейстера, как и столичной полиции, определялись «Пунктами, данными Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру», лично написанными Петром I. Обязанности эти были достаточно всеобъемлющи: кроме привычной охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, полиция должна была обеспечивать пожарную безопасность, следить за благоустройством и санитарией, контролировать правила торговли и миграционные потоки во вновь строящейся столице, бороться с нищенством и бродяжничеством. Несмотря на то, что сам

* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: mail@univermvd.ru.

** Панфилец, Александр Владимирович, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: akpanf1950@mail.ru.

* Kudin, Vasily Anatolievich, head of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of legal sciences, professor, honored lawyer of the Russian Federation. Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilutova str., 1. Tel.: 744-70-65. E-mail: mail@univermvd.ru.

** Panfilets, Alexander Vladimirovich, assistant professor of the department of history of state and law of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of historical sciences, associate professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilutova str., 1. E-mail: akpanf1950@mail.ru.

© Кудин В.А., Панфилец А.В., 2016

генерал-полицмейстер подчинялся Сенату, непосредственно и по существу дела А.М. Девиер обычно докладывал лично царю и неизменно пользовался его поддержкой [2, с. 16—17].

Выделенный царём штат полиции не превышал двухсот единиц (10 офицеров, 20 унтер-офицеров и 160 солдат) на 60 тыс. населения и примерно столько же рабочего люда. Подбор кадров осуществлялся за счёт офицеров и солдат гарнизонной службы, которые по состоянию здоровья уже не могли нести службу в действующей армии. Провиант и денежное довольствие они получали наравне с военнослужащими гарнизонной службы. В 1719 г. впервые для чинов полиции вводится форма: василькового цвета кафтаны с красными обшлагами, чтобы граждане отличали полицейского от обычных военных, зеленые камзол и короткие штаны цвета кафтана. Вооружена полиция по тем временам была современным колюще-рубящим холодным оружием

- алебардами, шпагами и огнестрельным - фузеями со штыками с кремневым замком. Такими же фузеями в свое время Петр I выиграл сражение под Полтавой. При поступлении на службу все полицейские давали присягу быть «верным, добрым и послушным рабом» царю и отечеству, целовали Евангелие и крест [3, с. 40; 6, с. 43].

Регламент Главному магистрату 1721 г. уточнил и расширил обязанности полиции, определил её роль и место в государственном аппарате [4]. Спустя четыре года, в 1722 г., создается полицмейстерская канцелярия во главе с обер-полицмейстером в Москве, руководившим городской полицейской командой и подчинявшимся генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Постепенно такие же формирования вместе с полицейскими командами появляются и в других крупных городах. Однако о распространении полицейских формирований на всю страну говорить было ещё рано. Как правило, должности полицмейстеров замещались офицерами местного гарнизона, а полицейских - солдатами этих гарнизонов. В полицейских командах обычно было до десяти унтер-офицеров (сержантов) и до полусотни солдат [5, с. 6].

Полицейские формирования начала XVIII в. обладали широкими полномочиями под девизом «судить-пытать-казнить», т.к. в полицмейстерской канцелярии были сосредоточены следствие, суд и наказание по уголовным делам. В структуру канцелярии входили судебная палата, полицейские команды, тюрьма с надзирателями, пожарная команда, архитектурно-строительная часть, команда фурманщиков и палач [3, с. 41; 18, с. 13].

Как известно, реформы Петра I остались незавершёнными, прерванные скоропостижной смертью царя-реформатора. Незавершённой осталась и полицейская реформа. Главный итог первой четверти XVIII в. заключался в том, что и в России, наконец, произошло становление регулярной полиции. Санкт-Петербургская полицмейстерская канцелярия в какой-то мере становится главным полицейским органом в государстве. Полиция же стала частью общеадминистративного аппарата управления страной и была отделена от политического сыска, который сосредоточивался в Преображенском приказе и Тайной канцелярии.

Правовой основой строительства регулярных полицейских формирований в масштабе всей Российской империи принято считать указ Анны Иоанновны 23 апреля 1733 г. «Об учреждении полиции в городах», по которому в 23 городах страны были созданы городские полицмейстерские конторы, во главе которых стояли полицмейстеры из числа офицеров местных гарнизонов. Вновь образованные конторы содержались за счёт местных доходов и сборов с населения, а подчинялись Главной полицмейстерской канцелярии [6, с. 46].

Дальнейшее развитие общей полиции связано с именем Екатерины Великой, которая, заложив основы уголовного права и судопроизводства в своем знаменитом Наказе от 1766 г., учреждает сельскую полицию в виде нижнего земского суда указом от 1775 г. «Учреждение для управления губернии Российской империи». В структуру нижнего земского суда - а он просуществовал практически без изменений до второй половины XIX в. - входили: капитан-исправник с канцелярией и судебные приставы, 3-4 земских заседателя из дворян и государственных крестьян, сотские, десятские от сельской общины и штатная полицейская команда. Подчинялся капитан-исправник в городах уездного значения городничему, а тот, в свою очередь, губернатору. Функциональные обязанности нижних земских судов были достаточно широки. Это прежде всего поддержание доброго порядка в земстве

- благочиние, дознание по совершенным уголовным преступлениям, обеспечение противопожарной безопасности, контроль за состоянием дорог, мостов и переправ, борьба с эпидемиями и эпизоотиями на вверенной территории уезда, призрение обездоленных и др.

Городская губернская полиция после крестьянского восстания Е. Пугачева, была реформирована Екатериной II «Уставом благочиния или полицейским» 8 апреля 1782 г. В губернских городах были образованы новые судебно-полицейские управы благочиния под руководством городничих и губернатора. В состав управы входили: городничий и подчинявшиеся ему приставы по уголовным и гражданским делам, градские сержанты, брандмейстер, квартальные надзиратели, поручики, ночные сторожа, а также избираемые на три года городскими жителями два ратмана, следившие за соблюдением полицейскими законодательства.

В функции управ благочиния также входил широкий спектр обязанностей: поддержание должного общественного порядка, следствие и дознание по совершенным уголовным преступлениям, розыск и задержание преступников, контроль за иногородними и иностранцами, за общественными организациями, надзор за торговлей и санитарией, за благоустройством города и еще многое другое ставилось под контроль полиции. Реформирование полицейских учреждений в управы благочиния при жизни Екатерины II не было завершено и продлилось более десяти лет [6, с. 49-50].

Павел I за короткий период своего царствования упразднил управы благочиния и создал новые административно-полицейские учреждения. Полиция под руководством полицмейстеров на местах подчинялась военным губернаторам, в столицах центральным органом по руководству полицейскими учреждениями в это время стал юстицкий криминальных дел департамент городского правления. После смерти Павла I большинство его реформ было отменено [6, с. 51-52].

Следующий этап развития полиции характеризуется периодом создания министерств вместо петровских коллегий, когда 8 сентября 1802 г. был издан Манифест об учреждении восьми министерств, среди которых было и Министерство внутренних дел.

Круг внутренних функций государства, которые были определены вновь созданному Министерству, был чрезвычайно широк: к ним относились практически все вопросы внутренней жизни России - от снабжения населения солью и провиантом до руководства государственными фабриками и заводами. В манифесте говорилось, что министр внутренних дел должен был «пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи» [3, с. 43-44].

Возглавил вновь созданное Министерство внутренних дел граф Виктор Павлович Кочубей, один из молодых друзей царя Александра I, входивший в «Негласный комитет» по реформированию всего государственного аппарата страны, имеющий за плечами университетскую подготовку. Он обладал хорошими организаторскими способностями и опытом работы на высоких государственных должностях. Начальником канцелярии Министерства он подобрал под стать себе образованнейшего Михаил Михайловича Сперанского, ставшего затем создателем Свода законов и различных реформаторских проектов по управлению государством.

Структурно МВД состояло из министра, его товарища, общественного совета из десяти дворян и пяти секретарей, департамента внутренних дел (с 1803 г. директором департамента становится М.М. Сперанский) из четырех, а с 1806 г. - из трёх экспедиций, Медицинского совета и Главного управления почт. Был учреждён «Санкт-Петербургский журнал» - печатный орган Министерства.

Руководство полицейскими учреждениями было поручено второй экспедиции. «Экспедиция спокойствия и благочиния», в свою очередь, подразделялась на два отделения. Функционально первое отделение занималось делами земской полиции: сбором сведений о происшествиях, распоряжением на сухом пути и на реках, повиновением крестьян законной власти, генеральным межеванием по наделению казенных крестьян землями, предотвращением случаев соблазна веры, ереси, разъяснением ложных слухов, т.е. практически всем объёмом противоречий действующему законодательству, возникающих в земстве. Делами городской полиции ведало второе отделение, которое отвечало за безопасность улиц и домов от воровства и пожаров, охрану правопорядка, чистоту и освещение, охранение добрых нравов, содержание полицейских и пожарных команд, контроль за состоянием мостов, ночной стражи, подозрительными людьми и обществами, сбор сведений о городских общественных доходах, сборах и повинностях и многое другое. Жалобы на незаконные действия полиции также направлялись во второе отделение [7, с. 159-165; 3, с. 44-45].

Манифестом Александра I от 25 июля 1811 г. «Общее учреждение министерств» департамент внутренних дел из Министерства внутренних дел выделялся и преобразовывался в Министерство полиции. Укреплялось также единоначалие министра.

Вновь образованное полицейское Министерство состояло из министра, его товарища, совета министра, двух канцелярий (общей и особенной, занимавшейся государственными преступлениями), трёх департаментов (хозяйственной полиции, исполнительной полиции и медицинского), а также из медицинского совета. Департамент полиции исполнительной состоял из трёх отделений, которые имели свои функциональные обязанности, общие как для земской, так и для городской полиции.

Задачи, которые предстояло решать новому Министерству, несколько сузились, но по-прежнему оставались значительными, и не только по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Так, Министерству вменялось в обязанности проведение рекрутского набора в армию, накопление и сбережение продовольственных запасов, руководство приказами общественного призрения, смирительными и работными домами, оказание содействия Сенату в проведении ревизий губерний и др.

Министром полиции был назначен генерал-адъютант императора, генерал-лейтенант Александр Дмитриевич Балашов, который со дня назначения находился при Александре II, выполняя важные поручения царя.

Фактическим министром полиции был исполняющий его обязанности Сергей Кузьмич Вязмитинов, который совмещал свой пост с должностью генерал-губернатора Санкт-Петербурга и много трудов вложил как в становление нового Министерства, так и в облагораживание столицы.

В связи с тем, что Министерство полиции было наделено большими контрольными правами и имело право запрашивать сведения, минуя руководство других министерств, возник конфликт интересов, и значительная часть высших государственных и общественных деятелей восприняла создание этого Министерства с неудовольствием. После ухода в мир иной министра внутренних дел О.П. Козодавлева и С.К. Вязмитинова в 1819 г., Министерство полиции упразднено и передано в МВД департаментом. Министром МВД Российской империи снова становится В.П. Кочубей [8, с. 38-46; 18, с. 20, 23].

До конца царствования Александра I существенных изменений и реорганизаций Министерства внутренних дел и полиции с 1819 года не происходило.

В 1837 г., после принятия «Положения о земской полиции», нижний земский суд становится земским судом во главе с земским исправником и несколькими заседателями. Станы, на которые

разделялся уезд, возглавили становые приставы. В этом Положении задачи и функции земской полиции были описаны весьма подробно [9, с. 21-22].

Ещё до отмены крепостного права, предвидя крестьянские бунты, Александр II в 1859 г. утвердил «Основные начала реформы полиции» и объединил городскую и земскую полиции под властью уездного исправника [3, с. 72].

Реформа полиции после отмены крепостного права началась с создания института судебных следователей указами Александра II «Учреждение судебных следователей» и «Об отделении следственной части от полиции» от 8 июня 1860 г. Предварительное следствие изымалось из полиции при оставлении за ней дознания по незначительным преступлениям, содействия судебным следователям и прокурорам в предварительном расследовании преступлений, относящимся к ведению судов [3, с. 72; 17].

«Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний» от 25 декабря 1862 г. оказались весьма долговременными. По ним устанавливалась организация полицейских учреждений, которая с изменениями просуществовала до падения монархии. В указе отмечалась главенствующая роль полиции в структуре Министерства внутренних дел («.. .одно из первых мест в ряду их должна занимать полиция.»), департамент внутренних дел МВД стал состоять из трёх экспедиций. Вторая экспедиция теперь имела дежурную часть и ведала сельской и городской полицией. Штаты полиции были увеличены. Если прежние земские исправники ранее выбирались, то пришедшие им на смену уездные исправники стали уже назначаться. Общее присутствие уездного полицейского управления заменило земский суд, административные же функции управления оставались весьма разносторонними. Согласно законодательству, уездный исправник являлся начальником для всех полицейских чинов уезда и за ним закреплялось окончательное решение по всем вопросам компетенции сельской полиции. В качестве нижних чинов полиции в сельских поселениях оставались на прежних основаниях сотские и десятские.

В городах, где сохранялись городские полицейские управления, полицией руководил градоначальник. Увеличение штатов таких управлений было проведено за счёт организации городских полицейских команд из унтер-офицеров, их помощников и вольнонаемных лиц из отставных военных чинов. Кроме того, в некоторых губернских городах была учреждена конная стража при городских полицейских управлениях. Полномочия полицейских городских управлений оставались обширными и заключались не только в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, но и в руководстве почтой, надзоре за частными и общественными зданиями. Руководил управлением по-прежнему полицмейстер со своим помощником, возглавляя общее присутствие, куда входили еще два депутата от городского общества [10, с. 87-89; 18, с. 27].

Несмотря на то, что должной законодательной регламентации по разделению предварительного следствия и дознания так и не произошло, всё же судебная реформа 1864 г. окончательно отделила следствие от полицейского дознания [11, с. 15-16].

Резюмируя реформы общей полиции, последовавшие после отмены крепостного права, необходимо отметить, что увеличение её штатов не соответствовало численности и размерам территорий в сельской местности, причем такое положение сохранялось десятилетиями. Однако политическая ситуация 70-80-х гг. XIX в., нарастающее революционное движение заставили царское правительство укрепить структуры общей полиции.

Указом императора от 9 июня 1878 г. «Временное положение о полицейских урядниках» были введены пять тысяч конных урядников в 46 губерниях «для усиления средств уездной полиции и в помощь становым приставам, для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за действиями сотских и десятских на местах и для их руководства». Собственно, полицейский урядник стал связующим звеном между становым приставом и нижними чинами земской полиции: сотскими и десятскими [12].

После отмены крепостного права в полный рост встала и другая проблема: в связи с возрастанием уровня преступности в губернских и столичных городах, куда хлынули массы разорившихся крестьян, из чего вытекала насущная задача организации специального аппарата для борьбы с уголовной преступностью. Созданная для этого стараниями градоначальника Санкт-Петербурга Ф.Ф. Трепова в 1866 г. столичная сыскная полиция наладила прежде всего учёт преступников по их «специализации», а свои же чины квалифицировались по составам преступлений. Штат петербургской сыскной полиции вначале был небольшим: один начальник отделения, 4 чиновника для поручений, 12 полицейских надзирателей.

Руководил Сыскным отделением с 1866 г. по 1889 г. с небольшим перерывом И.Д. Путилин, «гений русского сыска». Он внедрил в сыскное дело все передовые методы раскрытия преступлений, существовавшие в то время: антропометрические измерения, фотографирование, ввел грим и переодевание для своих агентов и для себя. И.Д. Путилин лично обладал даром перевоплощения, что не однажды помогало ему в раскрытии серийных, общественно и государственно-значимых преступлений. В основу организации сыскного отделения был положен территориальный принцип закрепления чинов сыскной полиции за частями и участками [13, с. 74, 101-102].

Становление и развитие сыскных частей растянулось на долгие сорок лет. После организации Санкт-Петербургской сыскной полиции только в 1880 г. создается сыскная часть в Киеве, на следующий год, по образу и подобию столичной полиции - в Москве. В организации сыскных частей в России многое было взято из опыта организации и деятельности берлинской полиции. [3, с. 77-78].

В пореформенной России полицейская система претерпела серьёзные преобразования: для усиления сельской полиции полиция уездных городов была объединена с земской под руководством уездного исправника и получила дополнительные штаты за счёт полицейских урядников. Предварительное следствие вновь было передано созданному институту судебных следователей под руководство Министерства юстиции, полиция была частично освобождена от не свойственных ей функций, в губернских городах и столицах увеличилась численность полицейских аппаратов, изменились принципы комплектования полиции, были увеличены оклады, назначены пенсии и льготы полицейским чинам.

В конце 70-х гг., во многом из-за русско-турецкой войны и расстройства финансовой системы, в стране назрел внутриполитический кризис, что обусловило следующий этап реорганизации полиции. Инициатором этой реформы выступил член Государственного совета граф М.Т. Лорис-Меликов предложивший создать политическую полицию в структуре Министерства внутренних дел, подчинив ему и корпус жандармов.

В ноябре 1880 г. указом Александра II в структуре МВД был создан департамент государственной полиции, куда вошли общеуголовная и политическая полиции, при руководстве последней. Корпус жандармов также был переподчинен министру внутренних дел. Министром был назначен генерал от кавалерии граф М.Т. Лорис-Меликов.

После сосредоточения в структуре Министерства внутренних дел столь мощной полицейско-карательной системы и значительной части внутренних функций государства оно заняло главенствующее место в государственном механизме, а его руководитель стал фактически первым министром империи, обладая уникальной по объему компетенцией [6, с. 89; 18, с. 221-222].

5 мая 1903 г. было утверждено положение «Об учреждении в 46-ти губерниях Европейской России полицейской стражи». Согласно этому Положению, полицейская стража состояла из урядников и стражников, подразделялась на конную и пешую. Вновь введенный институт полицейских стражников на уровне страны подчинялся министру внутренних дел, в губерниях - губернатору, в уездах - исправнику, в станах - становому приставу, в поселениях, волостях - урядникам. Права и обязанности полицейских стражников в Положении четко прописаны не были, что позволило местным властям делегировать им массу обязанностей, порой не относящихся к полиции [14, с. 102, 104].

Ежегодный прирост преступности в первые девять лет XX в. в Российской империи составлял 7 %, что в немалой степени объяснялось и отсутствием общегосударственной системы уголовно-сыскных аппаратов. Имевшиеся в столицах и некоторых крупных городах страны сыскные отделения при полицейских управлениях, их опыт работы с 1866 г. давал весомые основания к повсеместному их распространению [2, с. 97].

Реформаторская деятельность Петра Аркадьевича Столыпина на посту министра внутренних дел и председателя Совета министров проявилась в распространении на всю страну сыскных отделений. Революционные события 1905-1907 гг., изменения в государственном устройстве сделали возможным принятие в 1908 г. закона «Об организации сыскной части», по которому в большинстве городов Российской империи были созданы сыскные отделения при полицейских управлениях. Двумя годами позже чинам сыскных отделений была дана инструкция, которая подробно регламентировала порядок деятельности сыскной полиции, определяла её задачи и место в полицейском аппарате.

Сыскные отделения стали прообразом уголовного розыска, существующего уже около века. Их компетенция в самом общем смысле заключалась в розыске преступников по уголовным делам и их задержании. Структура сыскных отделений состояла из столов: личного задержания, розыска, наблюдения и справочно-регистрационного бюро. В столицах и больших городах организовывались «летучие отряды», прообраз сегодняшнего ОМОНа, для суточного дежурства в местах массовых скоплений граждан [2, с. 98, 102; 18, с. 232].

Организация сыскных отделений благотворно сказалась на раскрываемости преступлений. Согласно статистическим отчётам, раскрываемость сыскными отделениями год от года росла. Если в 1912 г. было раскрыто только 48 % от общего количества уголовных дел, то в 1914 г. уже - 62 %. Возврат похищенных денег и имущества только в 1912 г. составил более пяти миллионов рублей [3, с. 94].

Дальнейшие реформы полицейского аппарата, несмотря на менявшиеся политические и социально-экономические условия в России, своевременно проведены не были, время для проведения реформ было безвозвратно упущено, и кардинального реформирования полиции не произошло до конца царствования Николая II [15, с. 70-71].

Таким образом, в начале XX в. полицейская система Российской империи постепенно совершенствовалась, развивались положительные тенденции, сложившиеся еще в XIX в. Некоторые ее службы не уступали уровню организации полицейских организаций западных государств. Однако коренное реформирование полиции оказалось невозможным в сложных социально-политических условиях, тем более что страна была втянута в Первую мировую войну.

Разгром полицейских учреждений во время Февральской революции 1917 г. закончился декларацией Временного правительства от 3 марта о замене полиции народной милицией с выборным руководством и подчинением органам местного самоуправления при сохранении значительно сокращенного МВД. Несмотря на предпринимаемые законодательные и организационные меры, Временному правительству не удалось создать милицию в большинстве районов России [6, с. 129].

После октябрьского вооруженного восстания в Петрограде власть перешла в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Постановлением НКВД РСФСР от 28 октября (10 ноября по н. с.) 1917 г. «О рабочей милиции» было положено начало строительству новой, советской

милиции. Уже с 12 октября 1918 г. рабоче-крестьянская милиция строилась на штатной основе и двойном подчинении - местным Советам и Главному управлению милиции НКВД РСФСР [9, с. 35, 48].

За более чем 70-летний период своего существования советская милиция прошла сложный и неоднозначный путь организации, реформирования и развития, однако в большей мере сумела обеспечить общественный порядок и удержать преступность в допустимых рамках во время революционных преобразований, гражданской войны, в период индустриализации и коллективизации, первых пятилеток СССР, в военное лихолетье, а затем в послевоенный период и в период построения развитого социализма.

Реформированная в 2011 г. в полицию, милиция Российской Федерации сохранила преемственность лучших традиций как советской милиции, так и дореволюционной полиции.

За 300 лет существования российской полиции (милиции и снова полиции) в её историю было вписано немало славных страниц.

История становления и развития полиции Российской империи, милиции Советского государства и Российской Федерации показывает, что своевременные меры по реформированию полицейского аппарата и всего Министерства внутренних дел неизменно оказывали влияние на снижение преступности в стране и обеспечивали должный общественный порядок и безопасность.

Анализ исторического опыта деятельности полиции-милиции помогает найти эффективные способы борьбы с преступностью, определить оптимальные пути развития полицейских структур в условиях модернизации российского общества.

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции», который призван кардинально повысить эффективность деятельности правоохранительных органов и возродить лучшие традиции дореволюционной полиции и милиции нашей страны [16, с. 136-138]. Процесс становления и развития обновленной полиции Российской Федерации продолжается, происходит оптимизация её численности, выверяется структура как центральных, так и местных полицейских подразделений, улучшается кадровый потенциал.

Список литературы

1. Ахмедов, Ч. Н. Правоохранительная система Российской империи: исторический опыт формирования и структурирования : монография. - СПб.: Астерион, 2008. - 384 с.

2.Мулукаев, Р. С., Малыгин, А. Я., Епифанов, А. Е. История отечественных органов внутренних дел : учебник для вузов. - М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. - 336 с.

3. Ахмедов, Ч. Н., Назаренко, А. М., Фролов, В. В. и др. История органов внутренних дел России : курс лекций. - СПб.: СПб университет МВД России, 2012. - 288 с.

4. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). - Собр. 1. - Т. 6. - № 3 708.

5. Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. - М.: Наука, 1995. - 318 с.

6. Рыбников, В. В., Алексушин, Г. В. История правоохранительных органов Отечества : учебное пособие. - М.: Щит-М, 2008. - 296 с.

7. Николаенко, П. Д. Князь В.П. Кочубей - первый министр внутренних дел России : монография.

- СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009. - 780 с.

8. Министерство внутренних дел России: 1802-2002 : исторический очерк в 2 т. - Т. I. / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: СПб ун-т МВД России, 2002. - 272 с.

9. Моруков, Ю. Н. История органов правопорядка России в точных датах : хронологический справочник. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2007. - 192 с.

10. Мушкет, И. И. Реформа полиции во второй половине XIX-начале XX вв. // Министерство внутренних дел: страницы истории (1802-2002 гг.) / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: СПб ун-т МВД России, 2001. - 608 с.

11. Следствие МВД России в судьбах и фактах : в 2 т. - Т. I. - М.: Студия писателей МВД России 2008. - 336 с.

12. Временное положение о полицейских управлениях в 46-ти губерниях. Общему Учреждению управляемых от 9 июля 1878 г. // Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1878 год. - № 124. - СПб., 1880.

13. Очкур, Р. Полиция России. Век XVIII - век XX. - М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Астрель.

- СПб., 2010. - 510 с.

14. Ахмедов, Ч. Н., Панфилец, А. В. Уездные полицейские стражники: история становления и развития // 210 лет МВД России: история и современность : материалы всероссийской научно-практической конференции 21 сентября 2012 года : в 2 ч. - Ч. 1. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. - 328 с.

15. Министерство внутренних дел России: 1802-2002 : исторический очерк : в 2 т. - Т. II / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: СПб ун-т МВД России, 2002. - 528 с.

16. Тарасов, И. Т. Полиция России. История, законы, реформы. - М.: Книжный мир, 2011. - 256 с.

17. Аверченко, А. К. Формирование и развитие уголовно-процессуального статуса судебного следователя в период судебных реформ Александра II (1860-1864 годы) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. - 2014. - № 9.

18. Глушаченко, С. Б., Гриб, В. В., Гутман, М. Ю. и др. История органов внутренних дел : учебное наглядное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.