Научная статья на тему 'Полицейское законодательство как инструмент обеспечения внутренней безопасности Российской империи второй половины XIX – начала XX в.'

Полицейское законодательство как инструмент обеспечения внутренней безопасности Российской империи второй половины XIX – начала XX в. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
полицейское законодательство / внутренняя безопасность / государство / нормативный правовой акт / Департамент полиции / Министерство внутренних дел Российской империи / полицейский надзор / police legislation / internal security / state / regulatory legal act / Police Department / Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire / police supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Валерьевна Рыжова

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современных условиях проблема обеспечения внутренней безопасности государства является как никогда важной и значимой. Сегодня в России прогнозирование и анализ угроз безопасности являются основными направлениями деятельности многочисленных субъектов обеспечения национальной безопасности, в том числе общественной. Министерство внутренних дел Российской Федерации является основным элементом в этой системе. На законодательном уровне в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определено понятие «безопасности», под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В наши дни борьба с терроризмом и экстремизмом представляет собой важный аспект обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации. Органам внутренних дел приходится решать сложные задачи, направленные не только на защиту жизни граждан, препятствование преступной деятельности, охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, но и на защиту различного рода объектов инфраструктуры государства. Значимым фактором деятельности российской полиции является ее правовое обеспечение. Сегодня этому вопросу уделяют повышенное внимание не только представители научного сообщества, но и многие представители научно-экспертной среды и государственные деятели. Юристы, историки, политологи, социологи, философы обращаются в своих работах к проблемам различных видов безопасности: экономическим, военным, экологическим, транспортным и, конечно же, к проблемам национальной безопасности в целом. В историко-правовой науке по-прежнему остаются актуальными вопросы правового регулирования, а также правоприменительной деятельности правоохранительных органов в целом и полиции в частности. В связи с этим безопасность государства, ее виды и их соотношение между собой порождают возросший интерес к науке истории государства и права. В частности, обращается внимание на исторические процессы становления и развития институтов полицейского законодательства в сфере обеспечения внутренней безопасности государства. Рассматриваемое в статье полицейское законодательство второй половины XIX – начала XX в. являлось непосредственным средством реагирования самодержавия на различные внутриполитические проблемы в государстве, вызванные террористическими актами, революционными ситуациями, народными волнениями и т. д. Для расширения научных представлений и знаний об истории государственного управления в России, истории правоохранительных органов, о деятельности царской полиции необходимо исследовать систему нормативных правовых актов, наглядно свидетельствующих о деятельности, функциях и полномочиях полиции в сфере обеспечения внутренней безопасности Российской империи. Постановка проблемы: законодательство играет основополагающую роль в деятельности правоохранительных органов в целом и полиции в частности. Исторический опыт свидетельствует, что для создания прочной базы функционирования полиции необходимо знать не только современное, действующее законодательство, но и учитывать историческое состояние законодательной базы, уметь интерпретировать и использовать имеющийся богатый опыт полицейского законодательства дореволюционного периода. Предметом непосредственного изучения явились нормативные правовые акты, которые регламентировали и упорядочивали деятельность полиции в сфере обеспечения безопасности. Известно, что на протяжении второй половины XIX – начала XX в. на общегосударственном уровне принимались нормативные правовые акты, регламентировавшие структуру, функции, полномочия полицейских служб, права и обязанности органов политической полиции по борьбе с государственными преступлениями, прежде всего, против императора и членов императорского дома. Основные законы Российской империи регламентировали механизм введения военного либо исключительного положения. В то же время и на уровне Министерства внутренних дел также принимались ведомственные нормативные правовые акты в форме положений, инструкций и т. д. Изучение проблем, связанных с обеспечением безопасности государства в современной России, предполагает обращение к дореволюционному законодательству, в котором уже в тот период времени были заложены определенные основы функционирования полиции. Цель исследования заключается в выявлении основных тенденций развития полицейского законодательства в конце XIX – начале XX в. Методы исследования: диалектический, логический, исторический, системный, хронологический. Результаты и ключевые выводы: в результате изучения полицейского законодательства как инструмента обеспечения внутренней безопасности Российской империи (конец XIX – начало XX в.) выявлено, что сформированные в 80-х гг. XIX в. ряд направлений полицейской деятельности в области обеспечения внутренней безопасности государства были наполнены конкретными регламентациями, которые складывались по следующим направлениям: 1) деятельность по предупреждению и пресечению государственных преступлений, направленных против власти Императора и членов императорского дома, против существовавшего государственного строя; 2) деятельность по предупреждению и пресечению преступлений уголовной направленности. Обращение к чрезвычайному законодательству конца XIX – начала XX в., анализ его содержания может быть полезным и отчасти востребованным при определении средств государственного управления в сфере обеспечения внутренней безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police Legislation as a Tool for Ensuring the Internal Security of the Russian Empire in the Second Half of the XIX – Early XX Century

The relevance of the topic of the article is due to the fact that in modern conditions the problem of ensuring the internal security of the state is more important and significant than ever. Today in Russia forecasting and analysis of security threats are the main areas of activity of numerous subjects of ensuring national security, including public security. The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is the main element in this system. At the legislative level in the Federal Law of December 28, 2010 № 390-FZ «On Security» defines the concept of «security», which means the state of protection of the vital interests of the individual, society and the state from internal and external threats. Today, the fight against terrorism and extremism is an important aspect of ensuring national security in the Russian Federation. The internal affairs bodies have to solve complex tasks aimed not only at protecting the lives of citizens, preventing criminal activity, protecting public order, ensuring public safety, but also at protecting various types of state infrastructure facilities. A significant factor in the activity of the Russian police is its legal support. Today, this issue is given increased attention not only by representatives of the scientific community, but also by many representatives of the scientific and expert environment and government officials. Lawyers, historians, political scientists, sociologists, philosophers turn in their works to the problems of various types of security: economic, military, environmental, transport and, of course, to the problems of national security in general. In the historical and legal science, the issues of legal regulation, as well as the law enforcement activities of law enforcement agencies in general and the police in particular, remain relevant. In this regard, the security of the state, its types and their relationship to each other generate increased interest in the science of the history of the state and law. In particular, attention is drawn to the historical processes of the formation and development of the institutions of police legislation in the field of ensuring the internal security of the state. The police legislation of the second half of the XIX – beginning of the XX century considered in the article was a direct means of the autocracy’s response to various internal political problems in the state caused by terrorist acts, revolutionary situations, unrest, etc. In order to expand scientific ideas and knowledge about the history of public administration in Russia, the history of law enforcement agencies, analysis and obtaining new scientific knowledge about the activities of the tsarist police, a system of regulatory legal acts that clearly demonstrate the activities, functions and powers of the police in the field of internal security of the Russian Empire is of interest. The problem statement: legislation plays a fundamental role in the activities of law enforcement agencies in general and the police in particular. Historical experience shows that in order to create a solid basis for the functioning of the police, it is necessary to know not only the current, current legislation, but also to take into account the historical state of the legislative base, to be able to interpret and use the existing rich experience of police legislation of the pre-revolutionary period. The subject of direct study was the normative legal acts that regulated and regulated the activities of the police in the field of security. It is known that during the second half of the XIX – beginning of the XX century, normative legal acts were adopted at the national level, regulating the structure, functions, powers of police services, the rights and duties of political police bodies to combat state crimes, primarily against the emperor and members of the imperial house. The basic laws of the Russian Empire regulated the mechanism for the introduction of a military or exceptional state. At the same time, departmental normative legal acts were also adopted at the level of the Ministry of Internal Affairs in the form of regulations, instructions, etc. The study of the problems associated with ensuring the security of the state in modern Russia involves an appeal to pre-revolutionary legislation, which already laid down certain foundations for the functioning of the police at that time. The purpose of the study is to identify the main trends in the development of police legislation in the late XIX-early XX century. The research methods: dialectical, logical, historical, systematic, chronological. The results and key conclusions: as a result of studying the police legislation as a tool for ensuring the internal security of the Russian Empire (late XIX – early XX century), it was revealed that the formed in the 80s of the XIX century. a number of areas of police activity in the field of ensuring the internal security of the state were filled with specific regulations, which were formed in the following areas: 1) activities for the prevention and suppression of state crimes directed against the power of the Emperor and members of the imperial house, against the existing state system; 2) activities for the prevention and suppression of criminal crimes. An appeal to the emergency legislation of the late XIX-early XX century, an analysis of its content can be useful and, in part, in demand when determining the means of public administration in the field of ensuring the internal security of the state.

Текст научной работы на тему «Полицейское законодательство как инструмент обеспечения внутренней безопасности Российской империи второй половины XIX – начала XX в.»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ

ретроспектива

ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА РЫЖОВА,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России

Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: julia1806@yandex.ru Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве.

ORCID 0000-0002-9519-3268 УДК 342.51

DOI 10.24412/2072-9391-2021-359-172-180

YULIYA VALER'EVNA RYZHOVA, Professor of the Department of State and Legal Disciplines,

Candidate of Law, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: julia1806@yandex.ru Scientific Specialty:

12.00.01 — Theory and History of Law and the State; History of the Teachings on Law and the State.

Дата поступления статьи: 21 мая 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 сентября 2021 г.

Полицейское законодательство как инструмент обеспечения внутренней безопасности Российской империи второй половины XIX - начала XX в.

Police Legislation as a Tool

for Ensuring the Internal Security of the Russian Empire in the Second Half of the XIX - Early XX Century

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современных условиях проблема обеспечения внутренней безопасности государства является как никогда важной и значимой. Сегодня в России прогнозирование и анализ угроз безопасности являются основными направлениями деятельности многочисленных субъектов обеспечения национальной безопасности, в том числе общественной. Министерство внутренних дел Российской Федерации является основным элементом в этой системе. На законодательном уровне в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определено понятие «безопасности», под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В наши дни борьба

Abstract

The relevance of the topic of the article is due to the fact that in modern conditions the problem of ensuring the internal security of the state is more important and significant than ever. Today in Russia forecasting and analysis of security threats are the main areas of activity of numerous subjects of ensuring national security, including public security. The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is the main element in this system. At the legislative level in the Federal Law of December 28, 2010 № 390-FZ «On Security» defines the concept of «security», which means the state of protection of the vital interests of the individual, society and the state from internal and external threats. Today, the fight against terrorism and extremism is an important aspect of ensuring national security in the Russian Federation. The internal affairs bodies have to

с терроризмом и экстремизмом представляет собой важный аспект обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации. Органам внутренних дел приходится решать сложные задачи, направленные не только на защиту жизни граждан, препятствование преступной деятельности, охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, но и на защиту различного рода объектов инфраструктуры государства. Значимым фактором деятельности российской полиции является ее правовое обеспечение. Сегодня этому вопросу уделяют повышенное внимание не только представители научного сообщества, но и многие представители научно-экспертной среды и государственные деятели. Юристы, историки, политологи, социологи, философы обращаются в своих работах к проблемам различных видов безопасности: экономическим, военным, экологическим, транспортным и, конечно же, к проблемам национальной безопасности в целом.

В историко-правовой науке по-прежнему остаются актуальными вопросы правового регулирования, а также правоприменительной деятельности правоохранительных органов в целом и полиции в частности. В связи с этим безопасность государства, ее виды и их соотношение между собой порождают возросший интерес к науке истории государства и права. В частности, обращается внимание на исторические процессы становления и развития институтов полицейского законодательства в сфере обеспечения внутренней безопасности государства. Рассматриваемое в статье полицейское законодательство второй половины XIX - начала XX в. являлось непосредственным средством реагирования самодержавия на различные внутриполитические проблемы в государстве, вызванные террористическими актами, революционными ситуациями, народными волнениями и т. д. Для расширения научных представлений и знаний об истории государственного управления в России, истории правоохранительных органов, о деятельности царской полиции необходимо исследовать систему нормативных правовых актов, наглядно свидетельствующих о деятельности, функциях и полномочиях полиции в сфере обеспечения внутренней безопасности Российской империи.

Постановка проблемы: законодательство играет основополагающую роль в деятельности правоохранительных органов в целом и полиции в частности. Исторический опыт свидетельствует, что для создания прочной базы функционирования полиции необходимо знать не только современное, действующее законодательство, но и учитывать историческое состояние законодательной базы, уметь ин-

solve complex tasks aimed not only at protecting the lives of citizens, preventing criminal activity, protecting public order, ensuring public safety, but also at protecting various types of state infrastructure facilities. A significant factor in the activity of the Russian police is its legal support. Today, this issue is given increased attention not only by representatives of the scientific community, but also by many representatives of the scientific and expert environment and government officials. Lawyers, historians, political scientists, sociologists, philosophers turn in their works to the problems of various types of security: economic, military, environmental, transport and, of course, to the problems of national security in general.

In the historical and legal science, the issues of legal regulation, as well as the law enforcement activities of law enforcement agencies in general and the police in particular, remain relevant. In this regard, the security of the state, its types and their relationship to each other generate increased interest in the science of the history of the state and law. In particular, attention is drawn to the historical processes of the formation and development of the institutions of police legislation in the field of ensuring the internal security of the state. The police legislation of the second half of the XIX - beginning of the XX century considered in the article was a direct means of the autocracy's response to various internal political problems in the state caused by terrorist acts, revolutionary situations, unrest, etc. In order to expand scientific ideas and knowledge about the history of public administration in Russia, the history of law enforcement agencies, analysis and obtaining new scientific knowledge about the activities of the tsarist police, a system of regulatory legal acts that clearly demonstrate the activities, functions and powers of the police in the field of internal security of the Russian Empire is of interest.

The problem statement: legislation plays a fundamental role in the activities of law enforcement agencies in general and the police in particular. Historical experience shows that in order to create a solid basis for the functioning of the police, it is necessary to know not only the current, current legislation, but also to take into account the historical state of the legislative base, to be able to interpret and use the existing rich experience of police legislation of the pre-revolutionary period. The subject of direct study was the normative legal acts that regulated and regulated the activities of the police in the field of security. It is known that during the second half of the XIX - beginning of the XX century, normative legal acts were adopted at the national level, regulating the structure, functions, powers of police services, the rights and duties of political police bodies to combat state crimes, primarily against the emperor and members of the imperial house.

174

терпретировать и использовать имеющийся богатый опыт полицейского законодательства дореволюционного периода. Предметом непосредственного изучения явились нормативные правовые акты, которые регламентировали и упорядочивали деятельность полиции в сфере обеспечения безопасности. Известно, что на протяжении второй половины XIX - начала XX в. на общегосударственном уровне принимались нормативные правовые акты, регламентировавшие структуру, функции, полномочия полицейских служб, права и обязанности органов политической полиции по борьбе с государственными преступлениями, прежде всего, против императора и членов императорского дома. Основные законы Российской империи регламентировали механизм введения военного либо исключительного положения. В то же время и на уровне Министерства внутренних дел также принимались ведомственные нормативные правовые акты в форме положений, инструкций и т. д. Изучение проблем, связанных с обеспечением безопасности государства в современной России, предполагает обращение к дореволюционному законодательству, в котором уже в тот период времени были заложены определенные основы функционирования полиции.

Цель исследования заключается в выявлении основных тенденций развития полицейского законодательства в конце XIX - начале XX в.

Методы исследования: диалектический, логический, исторический, системный, хронологический.

Результаты и ключевые выводы: в результате изучения полицейского законодательства как инструмента обеспечения внутренней безопасности Российской империи (конец XIX - начало XX в.) выявлено, что сформированные в 80-х гг. XIX в. ряд направлений полицейской деятельности в области обеспечения внутренней безопасности государства были наполнены конкретными регламентациями, которые складывались по следующим направлениям: 1) деятельность по предупреждению и пресечению государственных преступлений, направленных против власти Императора и членов императорского дома, против существовавшего государственного строя; 2) деятельность по предупреждению и пресечению преступлений уголовной направленности. Обращение к чрезвычайному законодательству конца XIX - начала XX в., анализ его содержания может быть полезным и отчасти востребованным при определении средств государственного управления в сфере обеспечения внутренней безопасности государства.

The basic laws of the Russian Empire regulated the mechanism for the introduction of a military or exceptional state. At the same time, departmental normative legal acts were also adopted at the level of the Ministry of Internal Affairs in the form of regulations, instructions, etc. The study of the problems associated with ensuring the security of the state in modern Russia involves an appeal to pre-revolu-tionary legislation, which already laid down certain foundations for the functioning of the police at that time.

The purpose of the study is to identify the main trends in the development of police legislation in the late XlX-early XX century.

The research methods: dialectical, logical, historical, systematic, chronological.

The results and key conclusions: as a result of studying the police legislation as a tool for ensuring the internal security of the Russian Empire (late XIX - early XX century), it was revealed that the formed in the 80s of the XIX century. a number of areas of police activity in the field of ensuring the internal security of the state were filled with specific regulations, which were formed in the following areas: 1) activities for the prevention and suppression of state crimes directed against the power of the Emperor and members of the imperial house, against the existing state system; 2) activities for the prevention and suppression of criminal crimes. An appeal to the emergency legislation of the late XIX-early XX century, an analysis of its content can be useful and, in part, in demand when determining the means of public administration in the field of ensuring the internal security of the state.

Ключевые слова: полицейское законодательство; внутренняя безопасность; государство; нормативный правовой акт; Департамент полиции; Министерство внутренних дел Российской империи; полицейский надзор.

Key words: police legislation; internal security; state; regulatory legal act; Police Department; Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire; police supervision.

Русские ученые дореволюционного периода И. Е. Андреевский, В. Ф. Дерюжинский, И. Т. Тарасов в описательной форме рассматривали историю становления и развития институтов полицейского законодательства. В советское время исследовательская база пополнилась работами выдающегося ученого — специалиста в области истории государственных учреждений дореволюционной России Н. П. Ерошкина, который рассмотрел структурное построение полицейских органов и изменения в их деятельности.

Вопросы правового положения и компетенции полицейских органов, а также направлений их деятельности нашли отражение в работах историков права и государства, истории органов внутренних дел Р. С. Мулукаева, А. Я. Малыгина, А. В. Борисова, А. С. Лукьянова, В. М. Курицына, Е. А. Скрипилева, С. В. Кодана и др. В частности, С. В. Кодан уделил внимание характеристике систематизации полицейского законодательства в 1826—1832 гг. в рамках Свода законов Российской империи, исследовав полицейское законодательство в системе общеимперского законодательства. С. В. Коданом были проанализированы разделы «Свода Уставов о паспортах и беглых», «Свода Уставов о предупреждении и пресечении преступлений», а также «Свода Уставов о содержащихся под стражей и о ссыльных».

Для обеспечения внутренней безопасности в Российской империи нужна была система, включающая совокупность законодательных актов и созданного уже на их основе своего рода механизма взаимодействия по защите интересов субъектов правоотношений. Представляется, что под системой внутренней безопасности в Российской империи можно понимать всю совокупность действий субъектов, целей, функций, а также форм их организационно-правовой деятельности, направленных на предотвращение возможных угроз жизнедеятельности государства.

В рамках внутренней безопасности в империи во второй половине XIX — начале XX в. на полицию было возложено большое количество задач, способствующих укреплению и поддержанию в государстве «тишины и спокойствия».

Полицейское законодательство в сфере обеспечения безопасности государства было систематизировано в Своде полицейских уставов. Так, еще в 1842 и 1857 гг. происходили переиздания Свода законов Российской импе-

рии и в их рамках были определены основные направления правового регулирования. Полицейские узаконения консолидировались в Своды полицейских уставов, среди которых можно назвать «Свод уставов о цензуре», «Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений», «Свод уставов о содержащихся под стражей и ссыльных» и др. Полицейское законодательство отражало вопросы внутренней политики Российской империи в сфере обеспечения внутренней безопасности. Совершенствуясь, оно постепенно не только сконцентрировало в себе направления непосредственно связанные с обеспечением внутренней безопасности государства, но и выступало средством реагирования на внутриполитические проблемы в Российской империи.

В 60-е гг. XIX в. произошли изменения в правоохранительной сфере. Так, 16 августа 1861 г. был принят «Временный наказ уездным полициям» (далее — Наказ) [2]. В данном правовом акте отмечалось, что о каком-либо чрезвычайном случае полицейские чины, подведомственные уездному или городскому полицейским управлениям, должны доносить исправнику или городничему, а уже городничие — начальнику губернии. Также в Наказе была дана дефиниция «чрезвычайного случая», который, как отмечалось, признается случаем открытого сопротивления распоряжениям власти, когда оно не может быть прекращено не иначе как содействием войска и употреблением оружия. В расширении этого, в п. 4. Наказа отмечалось, что полиция может самостоятельно потребовать войска без разрешения губернатора в чрезвычайных ситуациях и при безотлагательной необходимости в случаях, когда:

— неповинующиеся совершили грабеж, насилие, убийство, поджог;

— волнения, беспорядки и возмущения распространялись несмотря на распоряжения полиции.

Во всех других случаях призывать войска можно было только с разрешения губернатора. Принятие данного правового акта только подтвердило обеспокоенность власти по поводу реакций крестьянства на принятый в 1861 г. Манифест об отмене крепостного права.

Проведенная в 1864 г. в государстве судебная реформа изменила компетенцию сыскной полиции. Так, розыск преступников по «Уставу

176

Уголовного Судопроизводства» предусматривал специальные меры, на принятие которых уполномочивалась полиция, а именно: негласное наблюдение, негласное полицейское разведывание (или негласный личный сыск) [9].

Согласно ст. 253 «Устава Уголовного Судопроизводства» полиция в процессе дознания наделялась правом осуществления негласного тайного розыска (тайного расследования), когда факт преступления или достоверность информации могли вызвать сомнение [4]. Так, согласно ст. 254 Устава законодательно закреплялись методы, применяемые сыскной полицией в решении ряда задач по борьбе с преступностью. В частности, в Уставе отмечалось, что «при производстве дознания полиция все нужные ей сведения собирает посредством розысков, словесных расспросов и негласных наблюдений, не производя ни обысков, ни выемок в домах».

Из содержания данной статьи следовало, что законодатель наделял сотрудников полиции не только правом применения поисковых методов, но и принятием мер, предусматривающих получение сведений из конфиденциальных источников. Что касается дознания, то оно проводилось для проверки дошедших до полиции слухов, сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розыска нельзя было определить факт преступления.

На основании Свода законов Российской империи полиция была обязана принимать меры к исполнению велений императора, указов Правительствующего Сената, постановлений министров, генерал-губернаторов, градоначальников.

Вместе с тем полиция в своей деятельности не всегда могла самостоятельно трактовать правила и инструкции. Проявлять какую-либо инициативу полицейскому аппарату было очень сложно. Например, чины полиции испытывали трудность при выборе правовых норм, необходимых для осуществления своих служебных обязанностей, так как эти нормы были рассредоточены по всем томам Свода законов Российской империи. Что касается регламентации полицейских обязанностей, то они были систематизированы в виде пособий, справочников, разъяснений и даже очерков о деятельности полицейских, которые выходили в свет из типографии Министерства внутренних дел, Штаба Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений. Как правило, они представляли собой комментарий к ведомственным нормативным правовым актам.

В конце XIX — начале XX в. в государстве функционировала достаточно сложная полицейская система с входящими в нее различными службами, к которым можно отнести не только

общую полицию, находившуюся в ведении Департамента полиции Министерства внутренних дел, но и политическую полицию.

В 1862 г. были приняты «Временные правила об устройстве полиции», нормативно «закреплявшие объединение городской и уездной полиции в единую полицейскую систему» и «Временные правила по цензуре», на основании которых выработаны меры по борьбе с радикальной периодической печатью в государстве [8].

Следующие меры состояли в том, что в 1878 г. «Особым совещанием для изыскания мер к лучшей охране спокойствия и безопасности в империи» был учрежден институт полицейских урядников в сельских местностях 46 губерний. В крупных городах была образована конно-полицейская стража.

В 1867 г. было принято Положение о Корпусе жандармов — исполнительном органе политической полиции, на основании которого были образованы жандармские полицейские управления железных дорог вместе с губернскими жандармскими управлениями. В соответствии с Положением стало возможным привлечение жандармских дивизионов и конных городских команд к содействию общей полиции.

С целью усиления административного произвола 19 мая 1871 г. были приняты «Временные правила». Согласно данным правилам чинам Отдельного корпуса жандармов, а в случае их отсутствия — полицмейстерам и уездным исправникам было предоставлено право арестовывать лиц, подозреваемых в государственных преступлениях.

Еще в период нахождения у власти императора Александра II в нормативных правовых актах были закреплены меры, направленные на охрану внутренней безопасности государства, среди которых был указ «О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях должностных лиц ведению военного суда» от 9 августа 1878 г., принятый после серии проведенных терактов против высших чиновников империи.

Принятым 1 сентября 1878 г. Положением «Об особых мерах к ограждению общественного спокойствия» на губернские жандармские управления были возложены обязанности производства дознаний по государственным преступлениям. Полицмейстеры и уездные исправники наделялись правом арестовывать лиц, подозревавшихся в совершении государственного преступления.

Начиная с 80-х гг. XIX в., Департаменту полиции подчинялись охранные отделения, полицейские службы, отделения уголовного сыска, адресные столы и пожарные команды. Слиянием в 1880 г. Департамента государственной полиции

(бывшего III Отделения собственной его Императорского величества канцелярии) и Департамента исполнительной полиции был образован единый Департамент полиции, соединивший в себе функции общей и политической полиции.

Неэффективность ряда действий привели к гибели Александра II. Тогда, в 1881 г., Александром III было принято Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Новое чрезвычайное законодательство было направлено на то, чтобы временно ограничить отдельные права подданных государства и, наоборот, расшить полномочия органов государственной власти введением исключительного административно-правового режима.

Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» увеличило пределы полномочий полицейского надзора: гласного и негласного. Положение 1881 г. представляло собой совокупность правил, которые определяли права и обязанности должностных лиц, государственных учреждений, обеспечивало административную власть рядом предупредительных и карательных мер. В. М. Гессен отмечал, что само Положение по своей сути представляло собой совокупность исключительных полномочий, предоставленных правительственной власти. Так, министр внутренних дел обладал правом направлять гражданских лиц в военный суд за государственные преступления, за оказание сопротивления властям, за нападение на военных, полицейских и должностных лиц. Таким образом, Положение 14 августа 1881 г. представляло собой «совокупность организационно-превентивных мер»[1].

Принятие и последующая редакция Положения позволило определить с использованием юридического инструментария построение системы внутренней безопасности государства. Был взят курс не только на поддержание внутренней безопасности государства, но и на ее усиление деятельности субъекта обеспечения внутренней безопасности — полиции и жандармерии.

Вместе с тем Положение 1881 г., установившее режимы чрезвычайной и усиленной охраны, давало возможности для широкого толкования его ключевых формулировок «общественный порядок и спокойствие», «известного рода преступления».

Согласно Положению 1881 г. был определен порядок приведения местностей в состояние усиленной охраны и чрезвычайного положения. Несмотря на то, что Положение издавалось как временное (на три года), оно продлевалось и действовало вплоть до 1917 г. Несколько позднее, уже в целях профилактики опасных государственных преступлений было принято «По-

ложение о полицейском надзоре, учреждаемом по распоряжению административных властей», которое стало следующей мерой противодействия политическим преступлениям.

Принятым в 1882 г. «Положением об устройстве секретной полиции в Империи» высший надзор за розыскной деятельностью по делам о государственных преступлениях принадлежал товарищу (заместителю) министра внутренних дел, заведующему государственной полицией. Сфера деятельности Отдельного корпуса жандармов определялась Сводом военных постановлений 1890 г. В частности, глава III Свода определяла обязанности чинов по обнаружению и расследованию преступлений, надзору за содержанием в местах заключения государственных преступников и лиц, обвиненных в государственных преступлениях.

События начала XX в. вошли в историю как время подъема революционного движения в России. В это время происходит дальнейшая реорганизация карательно-розыскного аппарата, а такое направление полиции, как политический сыск, становится не только важным, но и одним из приоритетных, что находит подтверждение в утвержденном 12 августа 1902 г. нормативном правовом акте — «Положении о начальниках розыскных отделений», который наделил розыскные органы как административными правами, так и значительно расширенными полномочиями. Так, начальники розыскных подразделений получили право знакомиться со следственными материалами губернских жандармских управлений, а также право самостоятельного принятия решений. В 1903 г. розыскные отделения были переименованы в охранные. В этом же году было утверждено «Временное положение об охранных отделениях».

По состоянию на начало XX в. на арене внутриполитической жизни государства стали возникать общественные организации. Самодержавная власть, крайне неохотно предоставлявшая свободу общественным организациям, высказывала опасения по поводу их возможного вмешательства во внутреннюю политику государства.

12 декабря 1904 г. Николаем II был издан Указ Правительствующему Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» [3]. В соответствии с этим Указом определены меры, направленные на обеспечение законности в управлении и устранение стеснений в печати.

В 1905 г. императорским Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» было объявлено, что император дарует населению «незыблемые основы гражданской свободы»: свободу личности, свободу совести, собраний и союзов [5]. Данный Мани-

178

фест давал русскому обществу возможность мирным конституционным путем через представительный орган (Государственную Думу) решить проблемы государства.

Интересен в связи с этим взгляд на проблему взаимоотношений самодержавной власти и общества русского административиста Н. И. Лазаревского, полагавшего, что развитие общественной самодеятельности является закономерным этапом модернизации государственного и общественного строя России. Он отмечал в своей работе «Бюрократия и общество», что в связи с обращением к обществу за содействием в деле государственного управления власть реагирует на общественное мнение, разрешает гласность печати, что гарантирует законность в обществе. В конечном счете новые запросы общества входили в столкновение со старыми методами бюрократического правления, проявлявшегося в том, что те «ежовые рукавицы», в которых бюрократия «держала общество», оказывались для него тесными и начинали нарушать его духовные запросы и практические жизненные потребности» [7]. МВД играло ключевую роль в разработке правовой базы для жизнедеятельности общественных организаций. Непосредственно положения Манифеста от 17 октября 1905 г. нашли свое прямое закрепление в утвержденных 23 апреля 1906 г. Николаем II «Основных законах Российской империи».

Безусловно, Министерство внутренних дел, руководствуясь интересами охранения и поддержания стабильности внутренней безопасности, выступало за расширение полномочий администрации в регулировании деятельности общественных организаций и являлось своего рода посредником между государством и обществом. Что касается свободы союзов — это правило было закреплено 23 апреля 1906 г. в новой редакции «Основных законов Российской империи». В частности, ст. 80 определяла, что «российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определялся законом» [10].

Что касается сыскной полиции как отдельного подразделения в структуре местных полицейских органов, то она стала формироваться после образования сыскного отделения в Санкт-Петербурге еще в 1866 г.

Вместе с тем значительное укрепление полиции было осуществлено после событий революции 1905—1907 гг., когда увеличился рост общеуголовной преступности в государстве и созданы особые специализированные органы в лице сыскных отделений, общее руководство кото-

рыми осуществляло 8 Делопроизводство Департамента полиции Министерства внутренних дел.

6 июля 1908 г. был принят Закон «Об организации сыскной части». В соответствии с законом были закреплены основы для создания сыскных отделений по всей территории Российской империи, включая уезды.

Подчеркивая особую значимость принятия данного закона, отметим, что это первый законодательный акт, определивший предмет ведения сыскных отделений, права и обязанности его чинов. Сыскная часть была выведена из общей полиции. Недостатком этого закона следует отметить отсутствие четкой конкретизации предписываемых сыскной полиции задач и организационного устройства сыскных отделений.

Важным нормативным правовым актом Министерства внутренних дел, в которых регулировался круг вопросов относительно структуры ведомства, включая полицию, являлись приказы.

По своей юридической силе приказы представляли собой официальное письменное распоряжение руководителя, командира (начальника). Приказ издавался от лица Департамента полиции, Штаба Отдельного корпуса жандармов. Также он мог издаваться от лица товарища (заместителя) министра внутренних дел. Главным являлось то, что приказы непосредственно вводили в действие инструкции и правила.

Функции полицейских органов, нормативно-правовая регламентация их деятельности нашли отражение в принимаемых инструкциях, которые представляли собой свод узаконенных правил для полицейских и жандармских чинов. Что касается жандармов, то они в своей деятельности руководствовались специальными инструкциями, не подлежащими оглашению. Например, 16 марта 1867 г. была принята инструкция — «Обязанности жандармской полиции на строящейся железной дороге (кроме общих обязанностей)». В инструкции перечислялись определенные практические мероприятия, которые должен был выполнять при строительстве начальник жандармского полицейского управления железных дорог.

Инструкции были разъясняющими документами, которые содержали правила, указания. Они устанавливали порядок и последовательность выполнения какой-либо поставленной задачи и были адресованы должностным лицам, а также призваны определять круг полномочий и основные направления деятельности должностных лиц. Например, «Инструкция Департамента полиции жандармским и розыскным учреждениям по организации и ведению наружного наблюдения и правила для филеров 1914 г.» [6] определяла деятельность и методы работы филеров — службы наружного наблюдения.

Циркуляры — являлись ведомственными правовыми актами в виде письменных распоряжений вышестоящего органа, который содержал ряд определенных предписаний, адресованных нижестоящим органам. Таким образом, инструкции и циркуляры, а также правила разъясняли уже применение закона на практике. Например, принятым 24 августа 1905 г. секретным циркуляром Департамента полиции начальникам губернских и областных жандармских управлений, охранных отделений и розыскных пунктов приказывалось предоставлять Особому отделу отчеты о деятельности революционных партий и обращалось внимание на необходимость усиления жандармского надзора.

В связи с усилением службы филеров в 1914 г. была принята «Инструкция Департамента полиции жандармским и розыскным учреждениям по организации и ведению наружного наблюдения и правила для филеров». Инструкции был присвоен гриф «совершенно секретно». В ней подробно определялись: условия поступления на службу филеров, необходимые качества филеров, ограничения, методы филерской работы, отношения с сотрудниками, методы запоминания, запоминания примет, взятие наблюдаемого под надзор и др.

Особый интерес в инструкции представляет параграф 5 «Обязательные сведения», где вновь поступившему на службу филеру должно быть разъяснено: что такое государственное преступление, что такое революционер, как и какими средствами революционные деятели достигают своих целей, в чем состоит несостоятельность учений революционных партий, задачи филерского наблюдения и его связи с внутренней агентурой.

Значительное количество инструкций и циркуляров сосредоточено в Государственном архиве Российской Федерации (ф. 110, ф. 102), среди которых можно назвать «Инструкцию начальни-

кам охранных отделений по организации наружного наблюдения» (1907 г.), «Циркулярное письмо Департамента полиции начальникам районных охранных отделений об использовании агентурных сведений Департамента» от 22 мая 1907 г. (гриф «совершенно секретно»), «Циркуляр Департамента полиции начальникам районных охранных отделений и губернских жандармских управлений в связи с проблемами розыскной работы в сельской местности» от 2 марта 1908 г. (гриф «совершенно секретно») [3].

Таким образом, на протяжении второй половины XIX — начала XX в. происходило укрепление полицейских структур, определение предметов их ведения, функций. Полицейское законодательство в сфере обеспечения внутренней безопасности государства формировалось непосредственно под воздействием внутриполитических, социально-экономических процессов.

В конце XIX — начале XX в. осуществлялось становление политической полиции, призванной охранять самодержавие и внутреннюю безопасность в государстве. В качестве основных тенденций в развитии полицейского законодательства конца XIX — начала XX в. можно отметить взятый курс по контролю за политически неблагонадежными лицами. Особый акцент в ведомственных правовых актах делался на политический розыск неблагонадежных лиц (филерское наблюдение) и дифференциацию этих лиц.

В начале XX в. непосредственно Департамент полиции циркулярно принимает ряд мер, направленных на более эффективную работу органов политического сыска. В издаваемых циркулярах Департамента полиции акцентировалось внимание руководителей жандармских полицейских органов на местах на внутриполитическую обстановку, информировалось о новых общественных организациях и их программах.

Список литературы:

References:

1. Биюшкина Н. И. Политико-правовое разви- 1. тие Российского государства в условиях охранительного внутриполитического курса: 1870-1890-е гг.: дис. ... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2012. 2.

2. Высочайше утвержденное Положение Комитета Министров, распубликованное 24 того же августа. «О временном Наказе Уездным Полициям» 1861. 16 августа // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Санкт-Петербург, 1863. Т. XXXVI. 3. Ч. 2. № 37289.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Государственный архив Российской Феде- 4. рации. Ф. 102. Оп. 225. Д. 235. Л. 4-32.

Biyushkina N. I. Politiko-pravovoe razvitie Rossi-jskogo gosudarstva v usloviyah ohranitel'nogo vnu-tripoliticheskogo kursa: 1870-1890-e gg.: dis. ... d-ra yurid. nauk. Nizhnij Novgorod, 2012. Vysochajshe utverzhdennoe Polozhenie Komiteta Ministrov, raspublikovannoe 24 togo zhe avgusta. «O vremennom Nakaze Uezdnym Policiyam» 1861. 16 avgusta // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobr. 2. Sankt-Pe-terburg, 1863. T. XXXVI. Ch. 2. № 37289. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Fed-eracii. F. 102. Op. 255. D. 235. L. 4-32. Zakonodatel'nye akty perekhodnogo vremeni 1904-1908 gg.: sbornik zakonov, manifes-

4. Законодательные акты переходного времени 1904—1908 гг.: сборник законов, манифестов, указов Пр. Сенату, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя / под. ред. Н. И. Лазаревского. 3-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург, 1909.

5. Законодательство эпохи империализма и буржуазно-демократических революций / Российское законодательство X—XX вв. Москва, 1994. Т. 9.

6. Инструкция Департамента полиции жандармским и розыскным учреждениям по организации и ведению наружного наблюдения и правила для филеров 1914 г. // Политическая полиция Российской империи между реформами [От В. К. Плеве до В. Ф. Джунковского]. Сборник документов / сост. Е. И. Щербакова. Санкт-Петербург, 2016.

7. Лазаревский Н. И. Бюрократия и общество // Право. 1905. № 4.

8. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система Российской империи: структурно-функциональный анализ: монография. Санкт-Петербург, 2008.

9. Самелюк М. А. «Сыскати» и «разведати» — эволюция сближения (экскурс в исторические «корни» сыскологии) // Оперативник (сыщик). 2013. № 3 (36).

10. Туманова А. С. Деятельность Министерства внутренних дел Российской империи по осуществлению свободы союзов: монография. Тамбов, 2003.

tov, ukazov Pr. Senatu, reskriptov i polozhenij komiteta ministrov, otnosyashchihsya k preo-brazovaniyu gosudarstvennogo stroya Rossii, s prilozheniem alfavitnogo predmetnogo ukaz-atelya / pod. red. N .I. Lazarevskogo. 3-e izd., pererab. i dop. Sankt-Peterburg, 1909.

5. Zakonodatel'stvo epohi imperializma i burzhuaz-no-demokraticheskih revolyucij / Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vv. Moskva, 1994. T. 9.

6. Instrukciya Departamenta policii zhandarm-skim i rozysknym uchrezhdeniyam po organ-izacii i vedeniyu naruzhnogo nablyudeniya i pravila dlya filerov 1914 g. // Politicheskaya policiya Rossijskoj imperii mezhdu reformami [Ot V. K. Pleve do V. F. Dzhunkovskogo]. Sbornik dokumentov / sost. E. I. Shcherbakova. Sankt-Peterburg, 2016.

7. Lazarevskij N. I. Byurokratiya i obshchestvo // Pravo. 1905. № 4.

8. Nizhnik N. S, Ahmedov Ch. N. Pravoohra-nitel'naya sistema Rossijskoj imperii: struk-turno-funkcional'nyj analiz: monografiya. Sankt-Peterburg, 2008.

9. Samelyuk M. A. «Syskati» i «razvedati» — evoly-uciya sblizheniya (ekskurs v istoricheskie «kor-ni» syskologii) // Operativnik (syshchik). 2013. № 3 (36).

10. Tumanova A. S. Deyatel'nost' Ministerstva vnu-trennih del Rossijskoj imperii po osushchestv-leniyu svobody soyuzov: monografiya. Tambov, 2003.

Для цитирования:

Рыжова Юлия Валерьевна. Полицейское законодательство как инструмент обеспечения внутренней безопасности Российской империи второй половины XIX — начала XX в. // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59). С. 172-180.

For citation:

Ryzhova Yuliya Valer'evna. Police legislation as a tool for ensuring the internal security of the Russian Empire in the second half of the XIX — early XX century // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3 (59). P. 172-180.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.