Научная статья на тему 'РОЛЬ ГУБЕРНСКИХ ЖАНДАРМСКИХ УПРАВЛЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В'

РОЛЬ ГУБЕРНСКИХ ЖАНДАРМСКИХ УПРАВЛЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГУБЕРНСКИЕ ЖАНДАРМСКИЕ УПРАВЛЕНИЯ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ЖАНДАРМОВ / НЕГЛАСНЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗОР / INTERNAL SECURITY / PROVINCIAL GENDARMERIE DEPARTMENTS / POLICE DEPARTMENT / SEPARATE CORPS OF GENDARMES / SECRET POLICE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжова Юлия Валерьевна

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что к юбилейному событию - 300-летию российской полиции была проделана большая работа по подготовке значительного количества изданий, посвященных теоретико-правовым и ретроспективным аспектам функционирования полиции Российской империи. Кроме того, вопросы становления и развития деятельности полиции стали главной темой ряда научных конференций и форумов, что только показало важность изучения исторического опыта деятельности российской полиции. Это важно, во-первых, для уточнения представления о деятельности полиции, ее функциях, взаимодействии с другими государственными органами, во-вторых, для углубления и систематизации имеющихся научных знаний о деятельности и назначении института жандармерии и, в третьих, для дополнения научных сведений при преподавании учебных дисциплин «История органов внутренних дел», «История государственного управления в России». Анализ деятельности губернских жандармских управлений позволит также уточнить закономерности развития и функционирования Российского государства в конкретно-исторических условиях второй половины XIX - начала XX в. Постановка проблемы: тема деятельности полиции дореволюционной России находилась и находится в постоянном поле зрения исследователей. Можно отметить таких ученых, как Н. П. Ерошкин, Р. С. Мулукаев, А. Е. Скрипилев, Д. И. Шинджикашвили, З. И. Перегудова, Ю. Ф. Овченко, Ю. А. Реент, С. А. Гомонова, М. Н. Иванцова и ряд других исследователей, в работах которых на основе большого количества фактического материала показана структура и эволюция полицейских органов. Признавая несомненный значительный вклад в изучение истории царской полиции, введение учеными в научный оборот значительного количества архивных документов, следует отметить, что все же организационно-правовые основы подразделения Отдельного корпуса жандармов - губернских жандармских управлений получили должное освещение только в конце XX - начале XXI в. Цель исследования заключается в изучении организационно-правовых основ, функций и направлений деятельности губернских жандармских управлений. Хотя в целом организационно-правовые основы деятельности губернских жандармских управлений получили наибольшее освещение в конце XX - начале XXI в., на сегодня ряд направлений их деятельности не получил исчерпывающего освещения. Ведомственные нормативные правовые акты, регламентировавшие их деятельность, представляют особый интерес и выступают в качестве документальных источников. Циркуляры и инструкции, выявленные в Государственном архиве Российской Федерации, представляют собой ценную информацию о реализации на практике мер, направленных на обеспечение внутренней безопасности в Российской империи. Методы исследования: диалектический, логический, исторический. Результаты и ключевые выводы: в результате изучения структуры, основных направлений деятельности и нормативных правовых актов, регламентировавших деятельность губернских жандармских управлений, удалось рассмотреть и проанализировать правовые основы деятельности губернских жандармских управлений как ключевого структурного подразделения Отдельного корпуса жандармов; выявить их военно-полицейскую природу. В рамках рассмотрения и анализа ряда ведомственных нормативных правовых актов, материалов фондов Государственного архива Российской Федерации охарактеризован ряд направлений деятельности данных управлений. Определено, что опыт деятельности губернских жандармских управлений, сформированный в условиях реформ и революций, представляет в наши дни значительный научный интерес, так как введение новых методов борьбы способствовало предупреждению противоправных действий, ослаблению политического терроризма, что может представлять интерес для современных правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рыжова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROVINCIAL GENDARMERIE DEPARTMENTSIN ENSURING THE INTERNAL SECURITY OF THE RUSSIAN EMPIREIN THE LATE XIX-EARLY XX CENTURIES

The relevance of the article is due to the fact that for the anniversary event - the 300th anniversary of the Russian police, a lot of work was done to prepare a significant number of publications devoted to theoretical and legal and retrospective aspects of the functioning of the police of the Russian Empire. In addition, the formation and development of the police became the main topic of a number of scientific conferences and forums, which only showed the importance of studying the historical experience of the Russian police. This is important, firstly, to clarify the idea of the police, its functions, and interaction with other state bodies, and secondly, to deepen and systematize the existing scientific knowledge about the activities and purpose of the Institute of gendarmerie, and, thirdly, to Supplement scientific information in the teaching of academic disciplines «History of internal Affairs bodies», «History of public administration in Russia». Analysis of the activities of provincial gendarmerie departments will also clarify the patterns of development and functioning of the Russian state in the specific historical conditions of the second half of the XIX-early XX century. The problem statement: the topic of police activity in pre-revolutionary Russia was and is in the constant field of view of researchers. We can mention such scientists as N. p. Eroshkin, R. S. Mulukaev, A. E. Skripilev, D. I. Shinjikashvili, Z. I. Peregudova, Yu. f. Ovchenko, Yu. a. Reent, S. A. Gomonova, M. N. Ivantsova and a number of other researchers whose works show the structure and evolution of police bodies based on a large amount of factual material. While acknowledging the undoubted significant contribution to the study of the history of the tsarist police, the introduction of scientists into the scientific turnover a significant number of archival documents, it should be noted that the legal basis of units of the Separate corps of gendarmes - the provincial gendarmerie has been adequately addressed only at the end of XX - beginning of XXI century The purpose of the study is to study the organizational and legal foundations, functions and activities of provincial gendarmerie departments. Although, in General, the organizational and legal foundations of the provincial gendarmerie departments received the most coverage in the lateXX-early XXI centuries, today a number of areas of their activities have not received exhaustive coverage. Departmental normative legal acts regulating their activities are of particular interest and serve as documentary sources. The circulars and instructions found in the State archive of the Russian Federation provide valuable information on the practical implementation of measures aimed at ensuring internal security in the Russian Empire. The research methods: dialectical, logical, historical. The results and key findings from the study of the structure, main activities and normative legal acts, regulating the activities of the provincial gendarmerie, are managed to examine and analyze the legal framework of the provincial gendarmerie as a key structural unit of the gendarmerie; to identify their military-police nature. As part of the review and analysis of a number of departmental regulatory legal acts and materials from the state archive of the Russian Federation, a number of activities of these departments are described. It is determined that the experience of the provincial gendarmerie departments, formed in the context of reforms and revolutions, is of considerable scientific interest today, since the introduction of new methods of struggle contributed to the prevention of illegal actions, the weakening of political terrorism, which may be of interest to modern law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГУБЕРНСКИХ ЖАНДАРМСКИХ УПРАВЛЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В»

212

ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА РЫЖОВА,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: julia1806@yandex.ru

12.00.01

Научная специальность: теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ОЯСГО 0000-0002-9519-3268

УДК 94(47).081

Дата поступления: 17 июня 2020 г.

Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2020 г.

YULIYA VALER'EVNA RYZHOVA, Candidate of Law, Associate Professor Professor of the Department of State and Legal Disciplines Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: julia1806@yandex.ru

Scientific specialty:

12.00.01 — Theory and History of Law And State; History of the Teachings Of Law and the State

Роль губернских жандармских управлений в обеспечении внутренней безопасности Российской империи в конце XIX - начале XX в.

The Role of Provincial Gendarmerie Departments in Ensuring the Internal Security of the Russian Empire in the Late XIX-Early XX Centuries

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что к юбилейному событию - 300-летию российской полиции была проделана большая работа по подготовке значительного количества изданий, посвященных теоретико-правовым и ретроспективным аспектам функционирования полиции Российской империи. Кроме того, вопросы становления и развития деятельности полиции стали главной темой ряда научных конференций и форумов, что только показало важность изучения исторического опыта деятельности российской полиции.

Это важно, во-первых, для уточнения представления о деятельности полиции, ее функциях, взаимодействии с другими государственными органами, во-вторых, для углубления и систематизации имеющихся научных знаний о деятельности и назначении института жандармерии и, в третьих, для дополнения научных сведений при преподавании учебных дисциплин «История органов внутренних дел», «История государственного управления в России». Анализ деятельности губернских жандармских управлений позволит также уточнить закономерности развития и функционирования Российского го-

Annotation

The relevance of the article is due to the fact that for the anniversary event - the 300th anniversary of the Russian police, a lot of work was done to prepare a significant number of publications devoted to theoretical and legal and retrospective aspects of the functioning of the police of the Russian Empire. In addition, the formation and development of the police became the main topic of a number of scientific conferences and forums, which only showed the importance of studying the historical experience of the Russian police.

This is important, firstly, to clarify the idea of the police, its functions, and interaction with other state bodies, and secondly, to deepen and systematize the existing scientific knowledge about the activities and purpose of the Institute of gendarmerie, and, thirdly, to Supplement scientific information in the teaching of academic disciplines «History of internal Affairs bodies», «History of public administration in Russia». Analysis of the activities of provincial gendarmerie departments will also clarify the patterns of development and functioning

сударства в конкретно-исторических условиях второй половины XIX - начала XX в.

Постановка проблемы: тема деятельности полиции дореволюционной России находилась и находится в постоянном поле зрения исследователей. Можно отметить таких ученых, как Н. П. Ерошкин, Р. С. Мулукаев, А. Е. Скри-пилев, Д. И. Шинджикашвили, З. И. Перегудо-ва, Ю. Ф. Овченко, Ю. А. Реент, С. А. Гомонова, М. Н. Иванцова и ряд других исследователей, в работах которых на основе большого количества фактического материала показана структура и эволюция полицейских органов. Признавая несомненный значительный вклад в изучение истории царской полиции, введение учеными в научный оборот значительного количества архивных документов, следует отметить, что все же организационно-правовые основы подразделения Отдельного корпуса жандармов - губернских жандармских управлений получили должное освещение только в конце XX - начале XXI в.

Цель исследования заключается в изучении организационно-правовых основ, функций и направлений деятельности губернских жандармских управлений. Хотя в целом организационно-правовые основы деятельности губернских жандармских управлений получили наибольшее освещение в конце XX - начале XXI в., на сегодня ряд направлений их деятельности не получил исчерпывающего освещения. Ведомственные нормативные правовые акты, регламентировавшие их деятельность, представляют особый интерес и выступают в качестве документальных источников. Циркуляры и инструкции, выявленные в Государственном архиве Российской Федерации, представляют собой ценную информацию о реализации на практике мер, направленных на обеспечение внутренней безопасности в Российской империи.

Методы исследования: диалектический, логический, исторический.

Результаты и ключевые выводы: в результате изучения структуры, основных направлений деятельности и нормативных правовых актов, регламентировавших деятельность губернских жандармских управлений, удалось рассмотреть и проанализировать правовые основы деятельности губернских жандармских управлений как ключевого структурного подразделения Отдельного корпуса жандармов; выявить их военно-полицейскую природу. В рамках рассмотрения и анализа ряда ведомственных нормативных правовых актов, материалов фондов Государственного архива Российской Федерации охарактеризован ряд направлений деятельности данных управлений. Определено, что опыт деятельности губернских жандарм-

of the Russian state in the specific historical conditions of the second half of the XlX-early XX century.

The problem statement: the topic of police activity in pre-revolutionary Russia was and is in the constant field of view of researchers. We can mention such scientists as N. P. Eroshkin, R. S. Mulukaev, A. E. Skripilev, D. I. Shinjikashvili, Z. I. Peregudo-va, Yu. F. Ovchenko, Yu. A. Reent, S. A. Go-monova, M. N. Ivantsova and a number of other researchers whose works show the structure and evolution of police bodies based on a large amount of factual material. While acknowledging the undoubted significant contribution to the study of the history of the tsarist police, the introduction of scientists into the scientific turnover a significant number of archival documents, it should be noted that the legal basis of units of the Separate corps of gendarmes - the provincial gendarmerie has been adequately addressed only at the end of XX - beginning of XXI century

The purpose of the study is to study the organizational and legal foundations, functions and activities of provincial gendarmerie departments. Although, in General, the organizational and legal foundations of the provincial gendarmerie departments received the most coverage in the late XX-early XXI centuries, today a number of areas of their activities have not received exhaustive coverage. Departmental normative legal acts regulating their activities are of particular interest and serve as documentary sources. The circulars and instructions found in the State archive of the Russian Federation provide valuable information on the practical implementation of measures aimed at ensuring internal security in the Russian Empire.

The research methods: dialectical, logical, historical.

The results and key findings from the study of the structure, main activities and normative legal acts, regulating the activities of the provincial gendarmerie, are managed to examine and analyze the legal framework of the provincial gendarmerie as a key structural unit of the gendarmerie; to identify their military-police nature. As part of the review and analysis of a number of departmental regulatory legal acts and materials from the state archive of the Russian Federation, a number of activities of these departments are described. It is determined that the experience of the provincial gendarmerie departments, formed in the context of reforms and revolutions, is of considerable scientific interest today, since the introduction of new methods of struggle contributed to the prevention of illegal

ских управлений, сформированный в условиях реформ и революций, представляет в наши дни значительный научный интерес, так как введение новых методов борьбы способствовало предупреждению противоправных действий, ослаблению политического терроризма, что может представлять интерес для современных правоохранительных органов.

actions, the weakening of political terrorism, which may be of interest to modern law enforcement agencies.

Ключевые слова: внутренняя безопасность; губернские жандармские управления; Департамент полиции; Отдельный корпус жандармов; негласный полицейский надзор.

Keywords: internal security; provincial gendarmerie departments; police Department; Separate corps of gendarmes; secret police supervision.

214

Сегодня, как и в дореволюционной России, вопросы обеспечения внутренней безопасности государства являются одними из ведущих направлений в правоохранительной политике. В условиях реформирования системы МВД России назрела необходимость объективно и во всей полноте выявить исторические предпосылки, причины, условия и особенности деятельности полицейских сил по обеспечению внутренней безопасности в государстве. В настоящее время архивные документы и материалы, оставшиеся от органов политической полиции, позволяют отойти от однобоких оценок ее деятельности и обратить внимание на создавшуюся внутриполитическую ситуацию противостояния власти и общества с точки зрения карательных органов государства, главной задачей которых выступали в конце XIX — начале XX в. охрана внутренней безопасности, общественного порядка и сохранение стабильности в Российской империи.

Вопросы организационного построения, подготовки кадрового состава губернских жандармских управлений нашли отражение в работах ученых П. А. Зайончковского [19] и Н. П. Ерошкина [18], которые одними из первых определили место и роль губернских жандармских управлений в структуре Отдельного корпуса жандармов и в государственном механизме в целом. Особое внимание авторы уделили деятельности этих управлений по борьбе с революционным движением.

В исследовании З. И. Перегудовой «Политический сыск России (1880—1917)» подробно освещена не только структура Департамента полиции, но и некоторые направления деятельности местных органов политической полиции [23].

В постсоветский период авторы продолжают заниматься изучением проблем деятельности политического сыска. Так, например, история политической полиции нашла свое отражение в работе Ю. А. Реента «Общая и по-

литическая полиция (1900—1917 гг.)». Автором рассмотрен такой метод работы, как перлюстрация [25]. Также авторы начинают обращаться к региональному аспекту деятельности губернских жандармских управлений. Например, в работе О. Н. Квасова «Революционный терроризм в Центральном Черноземье в начале XX века (1901—1911 гг.)» акцентируется внимание на борьбе этих управлений с терроризмом, при этом делается вывод, что агентурная работа в управлениях порой оставляла желать лучшего, в связи с чем наиболее опасные террористы оставались на свободе [20].

Отдельный интерес представляют и исследования, посвященные рассмотрению не только организационно-правового, но и регионального организационного аспекта. Например, в работе Т. М. Лаврик акцентировано внимание на организационных принципах построения управлений, а также отражен кадровый состав управлений, что позволило автору составить обобщенный портрет чинов губернского жандармского управления того времени [21]. Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что проблема организационного устройства и деятельности губернских жандармских управлений, форм и методов их работы содержит в себе большой научный потенциал и требует всестороннего изучения.

Одним из главных назначений образованных в 1867 г. губернских жандармских управлений являлось производство дознаний по государственным (политическим) преступлениям и осуществление мер, направленных на политический сыск неблагонадежных лиц. Кроме того, управления являлись независимыми от губернаторов, которые также несли ответственность за состояние внутренней безопасности во вверенных им губерниях Империи.

С принятием нормативного правового акта — Положения о Корпусе жандармов 1867 г. были сформированы правовые основы деятельности губернских жандармских управлений. По адми-

нистративно-строевои части управления находились в подчинении Штаба Отдельного корпуса жандармов. По части политического розыска до 1880 г. управления подчинялись III Отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии, а уже с 1880 г. — Департаменту полиции.

На основании принятого в 1867 г. Положения о Корпусе жандармов было нормативно закреплено увеличение наблюдательного состава губернских и уездных управлений Севера, Западного края, который в сентябре 1870 г. был переименован в дополнительный штат губернского жандармского управления. По-прежнему одной из основных обязанностей губернского жандармского управления был контроль за деятельностью губернской администрации. Жандармам предписывалось бдительно следить за «духом всего населения вообще и каждого сословия порознь» [2].

Внутриполитическое положение Российской империи в последней четверти XIX в. характеризовалось крайним обострением социальных противоречий, повлекшим образование чрезвычайных органов и введение чрезвычайного законодательства.

На протяжении своего существования органы политической полиции переживали ряд организационных изменений в направлении деятельности, вызванных условиями внутриполитического характера, но значимыми всегда оставались прочные правовые основы, так как именно право определяло организационное устройство, формы и методы деятельности.

По мнению Р. С. Мулукаева, «однозначную оценку правовому регулированию организации и деятельности российской полиции на всем протяжении ее истории дать нельзя. Не всегда оно отвечало объективным потребностям, не всегда было в должной мере эффективным, но всегда оставалось постоянно действующим фактором реального функционирования полиции как правоохранительного органа» [22]. Правовые основы закрепляли направления деятельности органов политической полиции в системе обеспечения внутренней безопасности Империи.

В конце XIX в. в Российской империи имелось 73 губернских жандармских управления1, которые состояли из подразделений территориального и отраслевого характера. К примеру, первые охватывали несколько сразу или же один уезд. Что касается отраслевых, то они делились не только по направлениям деятельности, но и на розыскную, следственную и политическую части. На основании принятого 25 сентября 1878 г. указа об усилении штата

губернских жандармских управлений к дополнительному штату губернских жандармских управлений был добавлен «помощник начальника губернского жандармского управления и еще 10 унтер-офицеров с назначением этих чинов в Бессарабскую губернию» [24].

Впоследствии количество ГЖУ увеличилось до 75, наиболее крупными из которых были: Варшавское, Калишское, Келецкое, Московское, Петроковское, Плоцкое [3]. Управления действовали в пределах вверенной им территории, при этом они были независимы от губернатора. Каждому ГЖУ был присвоен разряд, исходя из территории губернии и развитости ее инфраструктуры. В уездах были учреждены должности помощников данных управлений. Например, в Привислинском крае они были начальниками уездных жандармских управлений, а в других местностях и наименование соответствовало принятому территориальному делению, где были должности помощника начальника в округе, отделе, области, губернии2.

Крупное из управлений — Петроградское ГЖУ занималось политическим сыском, проведением дознания по государственным (политическим) преступлениям в пределах Санкт-Петербургской губернии. Вместе с тем, когда было создано Санкт-Петербургское охранное отделение, в сферу его ведения перешли розыскные функции. Производство дознания оставалось в пределах ведения ГЖУ по-прежнему.

Для рассмотрения основных направлений деятельности этих подразделений обратимся к некоторым документам.

Прежде всего, интерес представляют принятые 19 мая 1871 г. Правила о порядке действия чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений, в которых нормативно определялся порядок действий чинов дополнительного штата ГЖУ и чинов уездных жандармских управлений. В порядок их действий входило незамедлительное сообщение местному прокурорскому надзору и полиции о всяком замеченном происшествии. Прокурорам и их товарищам (заместителям) было предоставлено право возлагать на чинов дополнительного штата жандармских управлений производство дознания по преступлениям. При этом чины управлений должны руководствоваться правилом, изложенным в ст. 254 Устава уголовного судопроизводства [4].

Если первоначально функции управлений не были конкретизированы в проведении дознания по государственным (политическим)

Далее по тексту - ГЖУ.

2 В подчинении начальников ГЖУ были крепостные и портовые жандармские команды, а также жандармские пограничные пункты, при этом район деятельности управлений определялся границами губернии, области, уезда, округа, отдела.

216

преступлениям, то с принятием Правил жандармерии это право им было предоставлено [5].

Вместе с тем принятое уже позднее, 13 августа 1903 г., Положение о начальниках розыскных отделений привело к тому, что была четко разграничена сфера ведения охранных отделений и губернских и жандармских управлений в вопросах оперативно-розыскной деятельности и дознания по государственным (политическим) преступлениям. «Несмотря на то, что функции ГЖУ и охранных отделений были разделены, на практике эти виды деятельности тесно переплетались, и отделить одно от другого было довольно сложно. Это порождало конфликтные ситуации между местными учреждениями политического сыска» [1].

Неслучайно начальник Верховной распорядительной комиссии М. Т. Лорис-Мели-ков отмечал в своей записке о преобразовании полиции от 1 августа 1880 г. [6], что вопрос о реорганизации полиции рассматривался в специальной комиссии, созданной при Министерстве внутренних дел. Несмотря на положительную в целом оценку профессиональной деятельности начальников жандармских управлений, они сумели показать практический опыт в деле полицейского розыска. Вместе с тем в записке высказывается предложение о том, что «звания начальников губернских жандармских управлений полезно упразднить с учреждением в каждой губернии должности второго вице-губернатора с возложением на него обязанности заведывания по указаниям губернатора всею полицейской частью в губернии» [7].

В фондах ГЖУ Государственного архива Российской Федерации сосредоточено значительное количество документов, отражающих деятельность управлений по надзору за различного рода умонастроениями, в частности циркуляры и переписка о подозреваемых лицах.

Можно обратиться к циркуляру начальника Тульского ГЖУ, отмечавшего рост либерального настроя в Тульской губернии. В то же самое время, отмечал он, само население является консервативным и «проникнутым желанием сохранить существующий порядок» [8]. Да и в самой служебной переписке между чинами губернских жандармских управлений много внимания уделялось идеям нарастающего либерализма.

Например, в первой половине 80-х гг. XIX в. начальник Таврического жандармского управления информировал Департамент полиции о либеральных деятелях, которые укрывали от арестов анархистов-террористов [9]. Позднее, в 1902 г., начальник Владимирского ГЖУ отмечал либералов как «принципиальных противников всей подчиненности» и их негатив-

ное отношение к власть имущему только потому, что он является представителем власти [10].

В документах фонда Особого отдела Департамента полиции Государственного архива выявлен ряд параметров, на которые чины жандармских управлений обращали особое внимание. Так, оно обращалось на представителей двух социальных групп: дворянства и интеллигенции. Отмечалось, что если «либерально настроенное дворянство воспринималось чинами жандармских управлений резко отрицательно», то особое внимание было обращено на либерально настроенных литераторов и профессоров высших учебных заведений [11]. Кроме того, из поля зрения политическая полиция не упускала и либерально настроенное чиновничество: служащих судебного ведомства, прокуроров и мировых судей [12].

Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. в значительной степени увеличило права ГЖУ: позволило производить обыски и аресты подозреваемых в политической неблагонадежности лиц. Принятие и последующая реализация данного Положения, с одной стороны, позволили определить и закрепить с использованием юридического инструментария построение системы внутренней безопасности в Российской империи, а с другой стороны — определить пределы ее использования, распределить управленческие функции по всей системе органов государственной власти, включая, прежде всего, политический сыск.

Особым направлением деятельности ГЖУ было предотвращение террористических актов и наблюдение и розыск активистов революционных организаций. Данная деятельность проводилась в непосредственном взаимодействии с Департаментом полиции.

Важным направлением деятельности ГЖУ являлось пресечение и предотвращение террористических актов, которые уносили жизни не только членов императорского дома, высших государственных чиновников, но и жизни чиновников ведомств.

Представляет интерес и еще один нормативный правовой акт — Положение о негласном полицейском надзоре от 1 марта 1882 г., в соответствии с которым чины общей полиции были обязаны докладывать начальникам жандармских управлений о лицах, отбывших ссылку, и о лицах, уже освобожденных от гласного полицейского надзора за совершение государственного преступления. На основании п. 5 Положения способ осуществления негласного полицейского надзора определялся путем соглашения губернатора или градоначальника с начальником местного ГЖУ.

Также в Положении был закреплен механизм информирования жандармских управлений Департамента полиции. В частности, в соответствии с п. 1.2.1 Положения ГЖУ доставляли в Департамент полиции полугодовые ведомости «лит. В» о лицах, состоящих под негласным надзором полиции:

— общую перечневую ведомость;

— отдельно листок на каждого поднадзорного;

— именной список поднадзорных и за кем надзор мог быть прекращен. В отдельных листах о поднадзорных в соответствующей графе должна была быть характеристика (аттестация) положительного поведения поднадзорного.

Источником, характеризующим условия деятельности жандармских управлений, является записка от 27 мая 1902 г. заведующего заграничной агентурой П. И. Рачковского, из которой в наши дни исследователи могут получить определенное представление об условиях работы политической полиции. В записке дается характеристика задач, выполняемых политической полицией по подавлению революционной деятельности в Российской империи. Рачков-ский отмечает, что наиболее опасная оппозиционная среда формируется из выходцев партии «Народная воля» во главе с «Исполнительным комитетом».

Анализируя сложившуюся ситуацию, Рач-ковский обращает внимание на образованную ранее, в 1892 г., среди революционеров группу «Народного права», целью которой, отмечает Рачковский, было свержение самодержавия при помощи политического переворота, но в связи с оперативно проведенными арестами главных ее членов деятельность группы прекратила существование.

Записка Рачковского интересна еще и тем, что в ней он пытается дать определенный прогноз развития возможных внутриполитических ситуаций. Во-первых, обращено внимание на существующее либеральное движение в России. Особую озабоченность в записке вызывает и военное сословие, которое «также начинает заражаться революционной язвой». В 1895 г. полиция была проинформирована «о существовании какого-то офицерского кружка из 34 человек, которые отпечатали за границей брошюру «Не пора ли», где требуют уничтожения самодержавного строя от имени русских войск» [13].

Во-вторых, Рачковским обращено внимание на несоответствие количества розыскных дел в провинции с объемом выполняемой работы ГЖУ. В качестве одного из значимых недостатков отмечается размещение управлений, поскольку административно-территориальное деление не совпадает с основными пунктами концентрации революционного движения в регионах.

С начала XX в. происходило усовершенствование методов работы ГЖУ, так как именно агентурная работа становится одним из наиболее приоритетных направлений их деятельности. Регулярные отчеты жандармских чинов и донесения, агентурные записки, записи агентурных наблюдений помогали руководству Департамента полиции отслеживать обстановку в губерниях Империи.

В 1904 г. была принята инструкция, на основании которой в обязанность жандармских управлений входило наблюдение за местным населением. Одной из обязательных возможных принимаемых мер являлось информирование высших властей о нарушениях общественного порядка, тишины и спокойствия, о производстве дознания по государственным преступлениям.

Что касается наблюдения за умонастроениями в обществе, интерес представляет то, что уже с конца 1905 г. у чинов политической полиции в служебный обиход входит понятие «левый». Кроме того, чины ГЖУ начинают обращать пристальное внимание на либеральных представителей общественности, на их обличение существующей власти, государственной системы. Даже ранее, еще в 1888 г., в Уфимском ГЖУ либеральные идеи соотносили с вопросом изменения основных положений установленного государственного порядка в Империи [14].

В связи с увеличением в 1905 г. террористической деятельности анархистов, социал-демократов, народных социалистов, максималистов и др. Департаментом полиции в ГЖУ был направлен циркуляр № 10 с грифом «секретно» о регулярном представлении в Особый отдел отчетов о деятельности революционных партий [15]. В тексте циркуляра обращалось внимание на отсутствие порой своевременного реагирования, на необходимость изучения деятельности революционных организаций и знание их тактики деятельности. На практике в связи с этим Департамент полиции как учреждение, ведающее сыском, неоднократно сталкивалось с проблемами понимания увеличения противоправительственного движения и выработки соответствующей тактики, направленной на борьбу с террором.

В связи с этим Департамент полиции требовал от начальников ГЖУ и областных жандармских управлений два раза в год представления документации в форме записок о революционных организациях в конкретных регионах Империи, об их деятельности (забастовках, террористических актах, пропаганде); мерах административного характера и других, предпринятых в их отношении [16].

В годы революции 1905—1907 гг., несмотря на ряд неудач в организации полицейской

218

службы, а также на первоначальную несогласованность действий в борьбе с революционным движением, Департамент полиции обращал внимание начальников ГЖУ, начальников жандармских железнодорожных управлений на необходимость регулярного информирования руководства об изменениях социально-политической обстановки в губерниях, связанной с возникающими новыми организациями и их программными документами.

С целью стабилизации создавшейся ситуации и взятия ее под контроль Департаментом полиции проводилась работа по отслеживанию практически всех партийных организаций: монархических, пролетарских, мелкобуржуазных и др., которые действовали не только в России, но и за границей. Кроме того, осуществлялось регулярное наблюдение за деятельностью комитетов политических партий; отслеживалось проведение съездов, сходок, конференций, совещаний в отношении не только партийных изданий, но и типографий. Также были заведены дела об отношении отдельных партий к Государственной думе, где отслеживалась деятельность самих фракций.

Проявившийся после революции 1905 г. процесс дальнейшего усиления органов политической полиции и, в частности, жандармских управлений сыграл позитивную роль в усилении организации политического сыска в Империи и позволил ослабить революционное движение.

В начале XX в. увеличивается не только объем переписки между Департаментом полиции, ГЖУ и охранными отделениями, но и объем коммуникационных связей, направленных на борьбу с терроризмом в государстве. Увеличивается количество дел, посвященных установлению гласного и негласного надзора за членами и активистами революционных организаций. Так, в шифротелеграмме директора Департамента полиции М. И. Трусевича, адресованной начальникам ГЖУ и охранным отделениям, о координации взаимодействия по борьбе с терроризмом от 17 августа 1906 г. [17] обращено внимание на важность противопоставления революционерам организованного розыска. Особую обеспокоенность вызывала оппозиция социалистов-революционеров.

В связи с принятием мер, направленных на усиление внутренней безопасности, в октябре 1907 г. был принят циркуляр Департамента полиции о формировании филерских отрядов из унтер-офицеров. Обратимся к содержанию циркуляра. Прежде всего, отмечалась необходимость в ГЖУ выбирать толковых и способных унтер-офицеров, удовлетворяющих требованиям, изложенным в параграфах 1—3 Инструкции по организации наружного наблюдения [22].

На протяжении Первой мировой войны ГЖУ осуществляли наблюдение за большевиками и рабочими, занимавшимися антивоенной пропагандой, и арестовывали их.

Департамент полиции и Штаб Корпуса регулярно информировали жандармские управления о дезертирах и лицах, подозреваемых в шпионаже, о подозрительных иностранцах, прибывших в страну, о порядке проведения дознания, обысков, арестов и об организации и последовательности проведения негласного наблюдения. Также обращено было внимание и на необходимость продолжать отслеживать умонастроения в школах, библиотеках, на фабриках и заводах. В мемуарах генерал-майора Отдельного корпуса жандармов П. П. Заварзи-на была дана своего рода оценка деятельности розыскного аппарата, который, по его мнению, боролся с организованным и опытным противником, имевшим преимущество. В частности, П. П. Заварзин констатирует, что враг действовал вне закона, в то время как охранительный аппарат власти должен был действовать в строгих рамках законов, хотя и они не могли предвидеть всех особенностей такой борьбы.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что ГЖУ, образованные в 1867 г. на основании Положения о Корпусе жандармов с целью осуществления политического сыска и производства дознания по государственным преступлениям, были главным элементом в структуре политической полиции на местах. Их деятельность являлась составной частью проводимой правительством Российской империи внутренней политики. Чины данных управлений находились на государственной службе, и их долг состоял в качественном выполнении возложенных на них обязанностей, невзирая при этом как на внутриполитические ситуации, так и на содержание, объем задач.

В вопросах обеспечения внутренней безопасности во второй половине XIX — начале XX в. деятельность ГЖУ была направлена на охрану существующего строя в Империи, на сохранение внутриполитического спокойствия и на охранение идейных установок и норм организации внутриполитической жизни государства. Изданный на рубеже веков массив нормативных правовых актов оказал существенное контролирующее влияние на организацию и деятельность ГЖУ.

Наружное наблюдение в деятельности управлений было регламентировано рядом инструкций, при этом ключевую роль имела Инструкция по организации наружного (филерского) наблюдения, в которой содержался перечень мер, направленных на грамотное осуществление внутреннего и наружного наблюдения.

Список литературы:

References:

1. Борисов А. В., Ивановский В. Е, Скрипи- 1. лёв А. Е. Полиция Российской империи XIX - начала XX в. М., 2000. 2.

2. Борисов А В., Малыгин А. Я., Мулука-

ев Р. С. Полиция Российской империи: мо- 3. нография. М., 2013. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ГАРФ. Ф. 494. Ф. 243. 5.

4. ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 65. Л. 5-15.

5. ГАРФ. Ф. 102. 3-е делопроизводство. Д. 14. 6. Л. 1-16.

6. ГАРФ. Ф. 102. 5-е делопроизводство. 1881. 7. Д. 416. Л. 6. 8.

7. ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 65. Л. 20.

8. ГАРФ. Ф. 102. 3-е делопроизводство. Д. 14. 9. Л. 1-16.

9. ГАРФ. Ф. 102. 5-е делопроизводство. 1881. 10. Д. 416. Л. 6. 11.

10. ГАРФ. Ф. 102. Особый отдел. Д. 987. Л. 64.

11. ГАРФ. Ф. 102. 3-е делопроизводство. 1888. 12. Д. 131. Л. 29-30.

12. ГАРФ. Ф. 102. 3-е делопроизводство. 1887. 13. Оп. 20. Д. 9. Л. 2. 14.

13. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. Д. 1898. Л. 1-12.

14. ГАРФ. Ф. 102. 3-е делопроизводство. Оп. 28. 15. Д. 58. Л. 1. 16.

15. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 13. Л. 376-377 об. 17.

16. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 13. Л. 377-377 об. 18.

17. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 28. Л. 28.

18. Ерошкин Н. П. История государственных уч- 19. реждений дореволюционной России. М., 1968.

19. Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая ре- 20. акция 80-х - начала 90-х годов). М., 1970.

20. Квасов О. Н. Революционный терроризм

в Центральном Черноземье в начале XX века 21. (1901-1911 гг.). Воронеж, 2005.

21. Лаврик Т. М. Губернские жандармские управления Российской империи: организационно-правовой и региональный аспекты деятель- 22. ности: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008.

22. Мулукаев Р. С. Правовые основы организации и деятельности полиции Российской империи // Труды Академии управления 23. МВД России. 2018. № 2 (46).

23. Перегудова З.И. Политический сыск в Рос- 24. сии (1880-1917). М., 2000. 25.

24. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. LШ. Ч. 2. № 5887.

25. Реент Ю. А. Общая и политическая полиция России (1900-1917 гг.). Рязань, 2001.

Borisov A. V., Ivanovskij V. E., Skripilyov A E. Polici-ya Rossijskoj imperii XIX - nachala XX v. M., 2000. Borisov A V., Malygin A Ya, Mulukaev R. S. Policiya Rossijskoj imperii: monografiya. M., 2013. GARF. F. 494. F. 243. GARF. F. 569. Op. 1. D. 65. L. 5-15. GARF. F. 102. 3-e deloproizvodstvo. D. 14. L. 1-16.

GARF. F. 102. 5-e deloproizvodstvo. 1881. D. 416. L. 6.

GARF. F. 569. Op. 1. D. 65. L. 20.

GARF. F. 102. 3-e deloproizvodstvo. D. 14.

L. 1-16.

GARF. F. 102. 5-e deloproizvodstvo. 1881. D. 416. L. 6.

GARF. F. 102. Osobyj otdel. D. 987. L. 64. GARF. F. 102. 3-e deloproizvodstvo. 1888. D. 131. L. 29-30.

GARF. F. 102. 3-e deloproizvodstvo. 1887. Op. 20. D. 9. L. 2.

GARF. F. 102. Op. 316. D. 1898. L. 1-12. GARF. F. 102. 3-e deloproizvodstvo. Op. 28. D. 58. L. 1.

GARF. F. 102. Op. 260. D. 13. L. 376-377 ob. GARF. F. 102. Op. 260. D. 13. L. 377-377 ob. GARF. F. 102. Op. 260. D. 28. L. 28. Eroshkin N. P. Istoriya gosudarstvennyh uchrezh-denij dorevolyucionnoj Rossii. M., 1968. Zajonchkovskij P. A. Rossijskoe samoderzhavie v konce XIX stoletiya (politicheskaya reakciya 80-h - nachala 90-h godov). M., 1970. Kvasov O. N. Revolyucionnyj terrorizm v Central'nom CHernozem'e v nachale XX veka (1901-1911 gg.). Voronezh, 2005. Lavrik T. M. Gubernskie zhandarmskie uprav-leniya Rossijskoj imperii: organizacionno-pra-vovoj i regional'nyj aspekty deyatel'nosti: dis. ... kand. yurid. nauk. Vladimir, 2008. Mulukaev R. S. Legal Framework of police organization and activity of the Russian Empire // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 2 (46). Peregudova Z. I. Politicheskij sysk v Rossii (1880-1917). M., 2000. PSZ RI. Sobr. 2. T. LIII. CH. 2. № 5887. Reent Yu. A. Obshchaya i politicheskaya policiya Rossii (1900-1917 gg.). Ryazan', 2001.

Для цитирования:

For citation:

Рыжова Юлия Валерьевна. Роль губернских жандармских управлений в обеспечении внутренней безопасности Российской империи в конце XIX - начале XX в. // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 212-219.

Ryzhova Yuliya Valer'evna. The role of provincial gendarmerie departments in ensuring the internal security of the Russian Empire in the late XIX - early XX centuries // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4 (56). P. 212-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.