Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

375
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренняя безопасность. Департамент полиции / жандармерия / Отдельный корпус жандармов / нормативный правовой акт / Министерство внутренних дел Российской империи / internal security / police Department / gendarmerie / separate corps of gendarmes / normative legal act / Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжова Юлия Валерьевна

В статье, посвященной правовым основам обеспечения деятельности Отдельного корпуса жандармов, затрагиваются вопросы некоторых направлений деятельности его структурных подразделений. Обращается внимание на ряд нормативных правовых актов, регламентировавших их деятельность по вопросам обеспечения внутренней безопасности в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рыжова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIC FOR ACTIVITIES OF A SEPARATE CORPS OF GENDARMES TO ENSURE INTERNAL SECURITY IN THE SECOND HALF OF THE XIX – EARLY XX СENTURIES

The article is devoted to the legal basis for ensuring the activities of a separate corps of gendarmes, and addresses the issues of some areas of activity of its structural divisions. Attention is draw to a number of normative legal acts that regulated their activities on issues of internal security in the Russian Empire in the second half of the XIX – early XX centuries.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.»

УДК 351.81

Рыжова Юлия Валерьевна

Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России кандидат юридических наук, доцент

Ryzhova Yulia Valeryevna

Professor at the Department of the State and Law Disciplines, candidate of legal sciences, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

LEGAL BASIC FOR ACTIVITIES OF A SEPARATE CORPS OF GENDARMES TO ENSURE INTERNAL SECURITY IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX СENTURIES

Аннотация: В статье, посвященной правовым основам обеспечения деятельности Отдельного корпуса жандармов, затрагиваются вопросы некоторых направлений деятельности его структурных подразделений. Обращается внимание на ряд нормативных правовых актов, регламентировавших их деятельность по вопросам обеспечения внутренней безопасности в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв.

Annotation: The article is devoted to the legal basis for ensuring the activities of a separate corps of gendarmes, and addresses the issues of some areas of activity of its structural divisions. Attention is draw to a number of normative legal acts that regulated their activities on issues of internal security in the Russian Empire in the second half of the XIX - early XX centuries.

Ключевые слова: внутренняя безопасность. Департамент полиции, жандармерия, Отдельный корпус жандармов, нормативный правовой акт, Министерство внутренних дел Российской империи

Keywords: internal security, police Department, gendarmerie, separate corps of gendarmes, normative legal act, Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire

Центральная роль в организации внутренней безопасности в Российской империи принадлежала Императору. Правительство Российской империи также обладало достаточно широким набором функций в вопросах обеспечения внутренней безопасности государства. Но все же непосредственное руководство и реализацию мер, направленных на обеспечение внутренней безопасности Российской империи, осуществляло Министерство внутренних дел в лице Департамента полиции. Отдельный корпус жандармов как политическая полиция был органом оперативного управления в Империи. С целью обеспечения внутренней безопасности государства в 60-80-е гг. XIX столетия было усилено военное начало в организации Корпуса, что только способствовало укреплению военно-охранительной системы Империи.

Жандармерия, являясь важнейшим институтом в системе обеспечения внутренней безопасности государства, выполняла функции поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности в государстве. По оценке А.Е. Скрипилёва «Отдельный корпус жандармов был и остался воинской частью, плохо вписавшееся в невоенное Министерство внутренних дел», однако он же признает, что «военно-кавалерийская организация и связанная с ней дисциплина и мобильность высоко оценивались руководством МВД» [1, с. 47-55].

Отметим, что основополагающим нормативным правовым актом, регламентировавшим внутреннее устройство Корпуса стало принятое еще 9 сентября 1867 г. Высочайше утвержденное Положение о Корпусе жандармов. Оно действовало в Российской империи вплоть до 1917 г. Император утвердил одобренные Военным советом Положение о Корпусе жандармов и штаты Главного управления Корпуса, губернских жандармских управлений, наблюдательного состава Корпуса, конных жандармских команд и управления Сибирского жандармского округа [2].

Положением 1867 г. нормативно закреплялась структура Корпуса; личный состав наблюдательного состава, уездных жандармских управлений и конных команд и их расположение.

Остановимся отдельно на управлении Корпусом, закрепленное разделом II Положения.

Основополагающим моментом явилось то, что главное управление Корпусом было сосредоточено в лице шефа жандармов. Параграф 6 гласил, что все управления и части Корпуса составляющие, находятся в непосредственном и исключительном ведении шефа по команде, подчиняясь ему: по строевой - через Штаб Корпуса, по наблюдательной - через III Отделение собственной его императорского величества канцелярии.

Шеф жандармов был непосредственным начальников всех управлений и чинов Корпуса, имел сведения о точном исполнении обязанностей всеми чинами и регулярно инспектировал все части и подразделения. Что же касается Сибирского жандармского округа, то его начальник избирался по «непосредственному высочайшему усмотрению» и назначался на должность «высочайшим» приказом. По управлению вверенным ему округом пользовался всеми правами и властью начальника дивизии.

Центральными подразделениями Корпуса были губернские жандармские управления, начальники которых, а также командиры жандармских дивизионов избирались шефом жандармов.

Самыми крупными подразделениями корпуса были жандармские полицейские управления железных дорог. Таким образом, Отдельный корпус жандармов являлся специальным воинским подразделением, чины которого составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи. Что касается его подчиненности, то он имел двойное подчинение. Так, по инспекторской, строевой и хозяйственной части структурно входил в систему Военного министерства, а по «наблюдательной части», организации, ведению политического розыска, ведению дознаний по государственным преступлениям подчинялся III Отделению. Данное обстоятельство было изменено, тогда еще

указами от 3 и 4 марта 1880 г. руководство всеми данными учреждениями перешло в руки М.Т. Лорис-Меликова. Именно ему были предоставлены все права, присвоенные законом шефу жандармов.

Корпус выполнял в своей деятельности ряд общих и специальных функций, закрепленных в нормативных правовых актах, среди которых можно отметить: патрульно-постовую службу, надзор за заключенными в политических тюрьмах, проведение дознаний и даже следствий по государственным преступлениям, надзор за революционными организациями, политически неблагонадежными лицами из студенческой среды, участие в мероприятиях, связанных с государственной охраной императора и членов его семьи, высокопоставленных чиновников, включая министра и товарищей внутренних дел, охрану императорских поездов при их следовании и остановках.

Губернские жандармские управления - были созданы в Российской империи в 1867 г. с целью осуществления политического сыска и производства дознаний по государственным (политическим) преступлениям.

Нужно сказать, что аппарат губернского жандармского управления структурно состоял из нескольких подразделений территориального и функционально-отраслевого характера. Например, территориальные отделения могли охватывать один или же несколько уездов, а функционально-отраслевые делились на основные направления деятельности: общее руководство, розыскную часть, следственную часть, и часть политической благонадежности.

В уездах были учреждены должности помощников губернских жандармских управлений. Так, например, в Привислинском крае они именовались не помощниками, а начальниками уездных жандармских управлений. В других же местностях их наименование соответствовало существовавшему территориальному делению: помощник начальника в округе, отделе, области, губернии (в подчинении начальников губернских жандармских управлений были крепостные и портовые жандармские команды, а также жандармские пограничные пункты при этом район деятельности управлений определялся границами губернии, области, уезда, округа, отдела).

На протяжении Первой мировой войны управления осуществляли наблюдение за большевиками и рабочими, занимающимися антивоенной пропагандой и арестовывали их. Из Департамента полиции в управления поступали розыскные циркуляры о дезертирах и лицах, подозревавшихся в шпионаже, а также прибывающих в страну и выбывающих за границу.

В губернские жандармские управления поступали циркуляры Департамента полиции и Штаба Корпуса жандармов о порядке производства дознаний, обысков, арестов, организации негласного наблюдения за подозрительными лицами. Губернские жандармские управления осуществляли переписку с жандармскими и военными учреждениями по выполнению циркуляров Департамента полиции по борьбе со стачками, забастовками, по наблюдению за политическим настроением населения, организации наблюдения на фабриках, заводах, в библиотеках и школах (в конце каждого года начальники управлений представляли в Департамент полиции в виде доклада «Политический обзор местности, вверенной наблюдении управления»).

На помощников начальников управлений, помимо руководства унтер-офицерами было возложено наблюдение за штатной администрацией, учебными заведениями, различными кружками, обществами, книжной торговлей, театрами и печатью.

В губернские управления поступали регулярно распоряжения Департамента полиции о мерах охраны высокопоставленных особ из свиты его императорского величества и самого императора во время его пребывания в Москве и др. городах (следует отметить, что Департамент полиции регулярно требовал от губернских жандармских управлений не только сведений политического характера. В частности, начальники управлений должны были сообщать о происшествиях, в которых были замешаны представители администрации, о злоупотреблениях должностных лиц. Данные требования были закреплены циркуляром Департамента полиции от 19 октября 1895 г. № 8720).

Охранные отделения были одними из основных органов против разгула терроризма, они являлись новыми полицейскими формированиями.

Именно В.К. Плеве были определены функции охранных отделений как основных органов политического сыска.

В 1906 г. пост министра внутренних дел, а потом и премьера занял П.А. Столыпин. Именно при нем был взят курс на оздоровление внутренней ситуации в Империи. В 1906 г. по его инициативе были учреждены районные охранные отделения, действующие под непосредственным контролем директора Департамента полиции. Отделения были «призваны обобщать поступающую информацию с мест о государственных преступлениях и дополнять ее за счет своей агентурной деятельности, а также определять основные направления розыска как в пределах округов, так и губерний» [3].

Именно начало первой русской революции продемонстрировало все недостатки существующей в Империи полицейской системы. Все более частыми являлись политические противоречия в обществе и все более очевидным становилась необходимость по переустройству основных «силовых» подразделений Министерства внутренних дел.

Новый опыт и новые подходы работы полицейской системы должны были лечь в основу работы Особой межведомственной комиссии под председательством товарища (заместителя) министра внутренних дел А.А. Макарова. В основу проведения полицейской реформы акцент планировалось сделать именно на комплексный подход в ее подготовке. Так, в частности, членами комиссии по подготовке полицейской реформы были не только высокопоставленные чиновники Министерства внутренних дел, но и представители Военного министерства, а также Министерства юстиции и др. центральных государственных учреждений.

Так как работа по подготовке предложения по реформированию носила закрытый характер, сведения об общих направлениях не только активно просачивались, но и обсуждались в средства массовой информации того периода времени. Можно привести пример, когда в столичных «Биржевых ведомостях» отмечалось, что преобразования сводятся к объединению общей полиции и

жандармерии не только на высшем, но и на губернском уровнях. В частности, отмечалось, что руководство объединенной полицией в губерниях будет сосредоточено в руках одного лица, которому будет присвоено наименование помощника губернатора по полицейской части.

На первом этапе подходящим проектом для обсуждения концепции был признан проект, предложенный В.Э. Фришем, в котором общая и политическая полиции должны были быть объединены в Корпус государственной стражи по аналогии с Отдельным корпусом жандармов. По вопросам организационно-строевым его предполагалось отнести к Военному министерству, а в отношении исполнения функциональных обязанностей к Министерству внутренних дел, но этот проект в результате был отклонен.

В циркуляре от 27 июня 1908 г. директор Департамента полиции М.И. Трусевич обратился к представителям власти на местах в связи с тем, что обобщенный комиссией отечественный и зарубежный опыт диктует необходимость освобождения полиции от обязанностей, не отвечающих ее прямому назначению. Планировалось часть функций передать в другие ведомства Империи, в частности, взимание всех видов казенных сборов, изучение повесток, приговоров, решений и распоряжений властных органов.

В ноябре 1908 г. проект был подготовлен и представлен к обсуждению под названием: «Основные положения преобразования полиции в Империи». В соответствии с проектом предусматривалась организационная структура обновленного полицейского ведомства, а также перечень упраздняемых обязанностей. В соответствии с проектом высшим должностным лицом в полиции на местах оставался губернатор, а реальное управление предполагалось поручить вновь вводимому вице-губернатору - помощнику по полицейской части. По проекту губернские жандармские управления расформировывались и на этот пост было рекомендовано назначать руководителей этих бывших управлений, что вызвало неудовлетворенность чинов названных управлений.

Нужно отметить, что подготовленный проект полицейской реформы под председательством уже министра внутренних дел А.А. Макарова, очень медленно продвигался к своей окончательной реализации. В частности, проект рассматривался дважды на заседании Совета Министров в июне 1911 г. и в конце января 1912 г. (в конце 1912 г. произошла смена министров и уже новый министр внутренних дел Н.А. Маклаков представил свою собственную редакцию полицейской реформы. Несмотря на то, что отдельные положения законопроекта все же увидели свет, но в целом, проект реформы так и не был до конца реализован).

14 декабря 1906 г. было принято Положение о районных охранных отделениях (с грифом «совершенно секретно»), которые должны были объединить розыскные органы целых районов с тем, чтобы составить реальную картину о деятельности противоправительственных организаций, действующих на территории района. Кроме этого районным охранным отделениям «предписывалось учреждение центральной внутренней агентуры, могущей освещать деятельность революционных сообществ вверенной по надзору области» [4, с. 70].

В частности, Положением были определены пункты учреждения районных охранных отделений. Например, в Петербурге (Северное) - для губерний: Петербургской, Эстляндской, Псковской, Новгородской и Олонецкой; в Москве (Центральное) - для губерний: Московской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Архангельской, Костромской, Калужской, Тульской, Орловской, Владимирской, Рязанской и Нижегордской; в Одессе (Южное) - для губерний: Херсконской с городом Одессой, Таврической, Бессарабской и для надзора за всем побережьем Черного моря; в Риге (Прибалтийское) - для губерний: Лифляндской и Курляндской и ряд др. [5].

В феврале 1907 г. было принято Положение об охранных отделениях. Положение определяло правовые основы их деятельности, структуры построения, подчинения и направления деятельности. Отмечалось, что критерием успешной работы отделений будет состоять «не количество произведенных ими ликвидаций, а число предупрежденных преступлений» [6].

Главная роль отводилась филёрам - агентам наружного наблюдения. Они штатно имелись при каждом охранном отделении. Наиболее успешно действовали филеры Московского отделения и именно их профессиональный опыт убедил Департамент полиции в необходимости расширения аппарата наружного наблюдения (наиболее крупные «летучие отряды» филёров действовали при Московском и Петербургском охранных отделениях (50-70 чел.).

Деятельность губернских жандармских управлений как структурного подразделения Отдельного корпуса жандармов являлась составной частью проводимой правительством Империи внутренней политики. Чины данных управлений находились на государственной службе и их долг состоял в качественном выполнении возложенных на них обязанностей, невзирая при этом как на внутриполитические ситуации, так и на содержание, объем определяемых правительством перед ними задач. Начальникам управлений требовалось сообщать о происшествиях, в которых были замешаны представители администрации, о злоупотреблениях должностных лиц.

Жандармские полицейские управления железных дорог являвшиеся самым крупным соединением Корпуса, по отношению к которым Департамент полиции «ведал делами о расходах на секретную агентуру» в управлениях, а также распределял средства на командировки чинов жандармских железнодорожных управлений.

Особый интерес представляет и существовавший в структуре Департамента полиции Отдел шифров (1881-1917 гг.), который обеспечивал секретность переписки, расшифровывал перехваченную и перлюстрированную переписку, разрабатывал новые шифры, инструкции с дешифровальными ключами учреждений и отдельных лиц. Хранил секретные ключи шефа жандармов, военного министра, а также воинские шифры для телеграфной связи начальников военных округов и командиров корпусов, шифры для переписки с губернаторами и начальниками губернских жандармских управлений, с начальниками городской и уездной полиции и с руководством жандармских полицейских управлений на железных дорогах. Особо остро этот вопрос стоял

при получении оперативной информации о следовании императорских поездов. Отдел шифров тесным образом взаимодействовал с жандармскими полицейскими управлениями железных дорог, «рассылая в них шифры, дешифранты, а также инструкции к шифровальным ключам для переписки с начальниками управлений» [7, с. 39.].

5 августа 1907 г. был издан указ о продлении на год действия «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 1881 г. и его раздела II «Правил о положении усиленной охраны», распространившихся на территорию 65 губерний страны и областей.

В начале XX столетия функции в деятельности Отдельного корпуса жандармов были расширены, а новые задачи, поставленные перед Корпусом его руководством требовали оперативного реагирования на внутриполитические события, связанные в этот период времени революции 1905-1907 гг. и Первой мировой войной. Отдельный корпус жандармов осуществлял борьбу с противниками царского самодержавия, выдвигаясь на первое место среди всех звеньев карательного аппарата Империи.

«Революция 1905 г. заставила Департамент полиции привлечь к розыскной работе губернские жандармские управления и жандармские полицейские управления на железных дорогах, которые в этом смысле использовали методы работы охранных отделений, то есть активно использовали как внутреннюю, так и внешнюю агентуру. Чины Корпуса жандармов все реже проводили дознания, предпочитая им на основании принятых чрезвычайных законов внесудебную расправу с лицами, подозреваемыми в революционной деятельности» [8, с. 62]. Правовые основы деятельности Корпуса были расширены и дополнены принятием ряда нормативных правовых актов. В 1906 г. было принято «Положение о районных охранных отделениях». Положение ознаменовало собой учреждения районных охранных отделений в ряде округов. В п. 7 Положения отмечалось, что «одной их главнейших задач начальников районных охранных отделений является учреждение центральной внутренней агентуры, могущей освещать деятельность революционных сообществ вверенной его надзору области» [9, с. 387-389].

Таким образом, следует отметить, что своего рода элементом системы внутренней безопасности в Российской империи в рассматриваемый период являлись: жандармские дивизионы и команды Корпуса, жандармские полицейские управления железных дорог, губернские жандармские управления, охранные отделения. Обеспечение внутренней безопасности в государстве и роль Отдельного корпуса жандармов в ее обеспечении являлось сложным и многогранным направлением деятельности в процессе которой совершенствовались его направления деятельности и методы работы.

Библиографический список:

1. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995.

2. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XIII. Отд. 2. № 44956.

3. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 23. Л. 4-5.

4. История полиции дореволюционной России. М., 1981.

5. Цит. по Перегудовой З.И. Политический сыск России (1880-1917). - М., 2000. С. 387-390.

6. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 23. Л. 3-4.

7. Рыжова Ю.В. Жандармские полицейские управления железных дорог (1867-1917 гг.).: учеб. пособие. - М.: Академия управления МВД России, 2003.

8. Маков М.А., Борисов А.В., Рыжова Ю.В., Яковлев К.Л. Дознание в органах внутренних дел: историко-правовой аспект: учеб. пособие / Под. общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Р.С. Мулукаева. - М.: ИНФРА-М, 2014.

9. Цит. по Перегудовой З.И. Политический сыск России 1880-1917 гг. М.,

2000.

УДК 373

Анистратенко Карина Викторовна Anistratenko Karina Viktorovna

Старший преподаватель Senior lecturer Южный федеральный университет Southern federal University

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

THE DEVELOPMENT OF THE REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS WITH THE USE OF VIRTUAL

LABORATORIES

Аннотация: в работе рассмотрено применение средств информационных и коммуникационных технологий для развития регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на примере выполнения лабораторной работы в электронном образовательном ресурсе.

Abstract: the paper considers the use of information and communication technologies for the development of regulatory universal educational actions for students on the example of performing laboratory work in an electronic educational resource.

Ключевые слова: метапредметные результаты, универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, информационные и коммуникационные технологии.

Key words: metasubject results, universal learning actions, regulatory universal learning actions, information and communication technologies.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) привело к необходимости пересмотра, как содержания обучения, так и форм и методов обучения, а также - контроля его результатов. Целью современного образовательного процесса является достижение результатов не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.