Научная статья на тему 'Организационное построение и структура органов Российской империи, которые обеспечивали охрану государственного и общественного устройства'

Организационное построение и структура органов Российской империи, которые обеспечивали охрану государственного и общественного устройства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ЖАНДАРМЕРИЯ / ОХРАННЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / ТЕРРОРИЗМ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ / РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-НАРОДНИКИ / ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ / POLICE / GENDARMERIE / SECURITY DEPARTMENTS / POLICE DEPARTMENT / TERRORISM / SOCIAL DEMOCRATS / POPULIST REVOLUTIONARIES / THIRD DEPARTMENT OF HIS IMPERIAL MAJESTY'S CHANCELLERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филонов А. В.

Данная статья посвящена государственным органам Российской империи, которые в конце XIX-начале XX вв. вели достаточно эффективную борьбу с терроризмом и экстремизмом. Речь здесь идёт, в первую очередь, о внутренней структуре, организации работы и взаимодействии органов полиции, жандармерии и охранных отделений по выполнению задач, которые касались охраны государственного и общественного устройства в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational structure and structure of the bodies of the Russian Empire, which provided protection of the state and public order

This article is sanctified to the public organs of the Russian empire, that in the end XIX beginning of XX cc. conducted an effective enough fight against terrorism and extremism. The question is here, first of all, about an underlying structure, organization of work and cooperation of organs of police, gendarmery and guard separations on implementation of tasks that touched the guard of the political and public system in the Russian empire.

Текст научной работы на тему «Организационное построение и структура органов Российской империи, которые обеспечивали охрану государственного и общественного устройства»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 4. - С. 81-90.

УДК 340.15 (470+571) «18/1917»

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЛИ ОХРАНУ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Филонов А. В.

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия

Данная статья посвящена государственным органам Российской империи, которые в конце XIX-начале XX вв. вели достаточно эффективную борьбу с терроризмом и экстремизмом. Речь здесь идёт, в первую очередь, о внутренней структуре, организации работы и взаимодействии органов полиции, жандармерии и охранных отделений по выполнению задач, которые касались охраны государственного и общественного устройства в Российской империи.

Ключевые слова: полиция, жандармерия, охранные отделения, департамент полиции, терроризм, социал-демократы, революционеры-народники, Третье Отделение его Императорского величества канцелярии.

Ведущее место в структуре органов по охране государственного и общественного строя Российской империи во второй половине XIX-начале XX в. занимала политическая полиция, которую возглавлял департамент полиции МВД.

Политическая полиция Российской империи состояла из отдельного корпуса жандармов и охранных отделений. В указанный период структура жандармерии определялась Положением об Отдельном корпус жандармов от 9 сентября 1867 г., согласно которому корпус состоял из Главного управления, управлений Кавказского, Варшавского и Сибирского округов, 56 губернских управлений, 50 уездных управлений Северо-Западного края, надзирающего состава, петербургского и московского дивизионов, 13 конных команд и полицейских железнодорожных управлений [1, с. 57].

Актуальным, на наш взгляд, является вопрос внутренней организации и взаимодействия данных органов при осуществлении ими своих функций по охране государственного строя.

Центральным органом, руководившим всем уголовным розыском Империи, был особый отдел Департамента полиции. Заведовал им приглашенный из Москвы Зубатов С. В., который считался лучшим практиком поискового дела.

В 1906 году на эту должность был назначен прокурор Петербургской судебной палаты Трусевич М. И., образованный юрист, «специалист по политическому розыску». За три года он завершил создание системы политического розыска в России, просуществовавшей до февраля 1917 года.

Особый отдел Департамента полиции осуществлял политический сыск в Российской империи. В поле его зрения находились не только революционные и оппозиционные организации, но и министры, генералы, даже лица императорской фамилии, в частности, великие князья [2, с. 20].

81

Агентура департамента была практически во всех революционных партиях и организациях Российской империи. Но в центре его внимания находились наиболее опасные для режима партии - эсеров и социал-демократов. По этому поводу существовало стремление, чтобы секретные сотрудники занимали в указанных партиях как можно более важное и влиятельное положение. Это давало возможность им не только быть в курсе всех замыслов и дел в партийных организациях, но и вмешиваться в партийные дела, создавать склоки и враждебные отношения революционных лидеров, добиваться тех решений, которые были выгодны департаменту. МВД, например, опасалось того, что социал-демократическая партия, разбитая на большевистскую и меньшевистскую фракции, может объединиться. 16 сентября 1914 года был разослан циркуляр Департамента полиции: всем охранным и жандармским управлением предписывалось «безотлагательно внушить подведомственным секретным сотрудникам, чтобы они участвовали в разного рода партийных совещаниях, неуклонно и настойчиво проводя и отстаивая идею полной невозможности какого бы то ни было организационного слияния течений и в особенности объединения большевиков с меньшевиками» [3].

Департаменту подчинялись охранные и розыскные отделения, полицейские учреждения, городские и уездные, градоначальники, речная и фабричная полиция, сыскные отделения, адресные столы, пожарные команды. С департаментом сотрудничали органы штаба жандармов на местах - губернские жандармские управления и жандармско-полицейские Управления железных дорог. Надзор за русскими подданными за границей осуществляли зарубежные агентуры департамента [4].

Развитие органов полиции во второй половине Х1Х в. характеризовалось усовершенствованием их организационной структуры с целью усиления эффективности охраны общественного порядка в условиях социальной напряженности.

Следует напомнить, что вторая половина Х1Х в. занимает особое место в истории Российской империи. Осуществление буржуазных реформ 60-70-х гг. привело к изменению традиционных общественных отношений. Новые социально-политические реалии обусловили и тенденции развития полицейской системы Российской империи.

В связи с террористической деятельностью народников в 1880-1883-х гг. была осуществлена полная реорганизация центрального аппарата полиции: министр внутренних дел стал одновременно и шефом жандармов; вместо III отделения был создан Департамент полиции МВД, который объединил руководство общей и политической полиции [5].

Система специальных органов Российской империи включала в себя центральные и местные органы Министерства юстиции и МВД. Их главной задачей была борьба с любыми проявлениями антигосударственной деятельности. Противодействие экстремистскому движению на местах осуществлялась через главные жандармские управления, жандармско-полицейские управления железных дорог, розыскные пункты, охранные отделения (которые впоследствии были реорганизованы в районные охранные отделения).

Существенное значение для характеристики охраны государственного строя в борьбе с терроризмом имеет развитие аппарата не только политической, что не менее важно, и общей полиции во второй половине XIX - начале ХХ века. Во-первых, последовательно расширялись штаты уже существующих полицейских органов; во-

82

вторых, создавались новые звенья полицейского механизма, в том числе борьбы с терроризмом.

Важное место среди государственных институтов Российской империи, призванных обеспечивать поддержание общественного порядка среди крестьянского населения, занимали земские участковые начальники, чьи должности были введены по закону от 12 июля 1889 г. [6]. Их назначение было прерогативой губернаторов, но необходимо было согласование кандидатур с предводителями дворянства и утверждениями со стороны МВД.

Земские начальники, кроме судебных, наделялись широкими административно-полицейскими функциями, к которым относился надзор за всеми органами крестьянского общественного управления и ревизия их деятельности. В случае отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава, на земского начальника возлагался надзор за действиями волостных старшин и сельских старост, низших чинов полиции по охране безопасности и порядка, а также по предупреждению и пресечению преступлений и проступков [7].

В конце 80-х гг. XIX ст. была изменена структура уездных и городских полицейских управлений. Предметы ведения общих присутствий были отнесены к городским и уездным полицейским управлениям.

5 мая 1903 г. был принят закон о введении в 46 губерниях Европейской России уездной полицейской стражи для охраны благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях подведомственных уездной полиции» [8]. В состав уездной полицейской стражи входили чиновники и стражи. 25% общего количества стражей формировались в особые конные команды. В каждой волости находились один урядник и определенное количество стражей (с расчетом не более одного часового на каждые 2500 чел.).

Стражи распределялись в соответствии с необходимостью по губерниям - министром внутренних дел, а в губернии - губернатором. Высшее руководство полицейской стражи осуществлял министр внутренних дел, а в губерниях - она подчинялась губернатору, в уезде - уездному исправнику, в состоянии - становому приставу.

Император Николай II 5 декабря 1905 г. утвердил Положение, согласно которому владельцы имений, по разрешению губернаторов, имели право основывать в сельской местности за собственные средства отдельные исполнительные полицейские должности и должности низших чинов полиции или формировать команды полицейской стражи. Эти полицейские чины и команды подчинялись губернатору и находились в ведении местного исправника и должны были выполнять законные требования землевладельцев по охране их имений [9].

Полицейские стражи имели двоякое назначение, с одной стороны, они осуществляли полицейские функции, а с другой - это было военизированное подразделение, которое в случае массовых беспорядков должно было подавлять их с целью восстановления общественного порядка. Таким образом, полицейская стража должна была хотя бы частично, при необходимости заменить войска, которые в период наивысшего подъема революции были просто не в состоянии перекрыть все горячие точки [10, с. 75].

В связи с увеличением численности жителей городов возникла насущная потребность в создании специализированных органов полицейского надзора за насе-

83

лением. Так, в 1871 г. в Одессе, важном транспортном и торговом центре империи, при городском полицейском управлении был учрежден адресный стол. В его состав входили: начальник стола, его помощник и писарь по вольному найму. Начальник адресного стола и его помощник назначались градоначальником из чиновников полиции или канцелярии градоначальника и получали плату в размере, которая определялась полицмейстером из постановления градоначальника.

Адресный стол создавался:

1) для указания места проживания, переездов, времени прибытия и отбытия граждан в городах;

2) для содействия в розыске лиц;

3) для предоставления официальным учреждениям и должностным лицам правильных справок о пребывании или отсутствии нужных им лиц;

4) для предоставления частным лицам сведений о месте проживания или времени отбытия из города нужных им людей.

Обязанности адресного стола заключались:

1) в учете всех жителей города и в постоянном ведении алфавитных указателей;

2) в предоставлении официальным учреждениям и должностным лицам справок и сведений;

3) в выдаче частным лицам адресов лиц, которые находились в городе [11].

В конце XIX века в связи с усилением антигосударственной деятельности экстремистских группировок, которая была направлена на широкие слои населения, создаётся специальная фабрично-заводская полиция. Еще в 1880 г. предпринимателям было разрешено внедрять на предприятиях за собственный счет должности полицейских, впоследствии царское правительство взяло на себя львиную долю расходов по содержанию фабрично-заводской полиции.

Отдельное, ведущее место в структуре органов борьбы с преступностью в Российской империи, которые непосредственно сосредоточились на борьбе с проявлениями терроризма, занимало Третье отделение личной канцелярии императора. Впоследствии функции этого органа перешли в Департамент полиции МВД, корпус жандармов и охранным отделением полиции.

Третье отделение было учреждено 3 июля 1826 года Николаем I, которое возглавил Бенкендорф А. Х.

Аппарат Третьего Отделения первоначально насчитывал всего 16 человек, организационно объединенных в четыре экспедиции: первую (политические дела), вторую (ересь, фальшивомонетничество, убийства, места заключения, крестьянский вопрос), третью (контроль за иностранцами), четвертую (делопроизводство, личный состав).

В компетенцию Третьего отделения входили: все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции; сведения о числе существующих в государстве разных сект и расколов; сведения о производстве фальшивых ассигнаций, монет, штемпелей и прочее; подробные сведения обо всех людях, находящихся под надзором полиции; высылка и размещение подозрительных людей; заведование надзорной и хозяйственной жизнью всех мест заключения, в которых содержатся государственные преступники; все постановления и распоряжения об иностранцах, прибывших в пределы государства и тех кто покидает ее границы; статистические

84

сведения, которые касались полиции. Как видно из этого перечня, обязанности Третьего отделения были большие и в силу этого не очень четкие.

Вооруженным подразделением Третьего отделения, для проведения его мероприятий, являлся корпус жандармов, который был создан, согласно указу Николая I, 28 апреля 1827 г.

Впервые институт жандармерии в России появился еще в царствование императора Павла I, но в то время создания жандармских подразделений было нерегулярным, они были малочисленны. Впоследствии к жандармерии перешли функции военной полиции. В 1817 году было проведено увеличение численности личного состава жандармских подразделений. В столицах были созданы жандармские дивизионы, а в губернских городах и некоторых портах - жандармские команды (всего в Российской империи их было 56). Через 10 лет, в 1827 году, был образован корпус жандармов. Он выполнял роль вооруженного формирования специального назначения и подчинялся Третьему отделению собственной его императорского величества канцелярии.

Отдельный корпус жандармов был создан на основании «Положения о Корпусе жандармов», изданного 28 апреля (10 мая) 1827 года (должность шефа жандармов была основана 25 июня (7 июля) 1826 года). В строевом и хозяйственном отношении Отдельный корпус жандармов входил в систему Военного министерства, которое также имело право инспектировать его. Однако осуществление жандармерией надзора за населением, организация и ведение политического розыска, проведение дознаний контролировалось Третьим Отделением собственной его императорского величества канцелярией, а затем Департаментом полиции МВД.

В структуры жандармерии входили губернские жандармские управления, которые создавались в губерниях Центральной России, Северо-Западного края и на Кавказе, жандармского управления Одессы и Шлиссельбургского жандармского управления. В городах и в уездах размещался также дополнительный штат, который до 1870 г. именовался надзорным составом корпуса жандармов.

В уездах для руководства местными подразделениями жандармерии были учреждены должности помощников начальников управлений. В подчинении начальников губернских жандармских управлений были крепостные и портовые жандармские команды и жандармские пограничные пункты. Всего в Российской империи до Февральской революции 1917 г. существовало 75 губернских жандармских управлений [12].

Жандармерия занималась мониторингом политических настроений населения государства, проведением дознания и следствия по политическим преступлениям, которые включали и акты террора и экстремизма, проведением тайных оперативных мероприятий по противодействию антигосударственной деятельности, доставкой преступников в места лишения свободы, а иногда и исполнением приговоров.

Жандармерия, как и полиция, имела свои разновидности: жандармерия столичных и губернских управлений, железнодорожная жандармерия (каждая железная дорога имела свое жандармское управление), пограничная (несла службу по охране государственных границ и контроля за въездом в империю и выездом за ее пределы) и, наконец, полевая жандармерия, осуществлявшая функции военной полиции (к ней можно отнести и крепостных жандармов, которые выполняли те же функции в крепостях).

85

Кроме производства дознания жандармерия собирала информацию о внутриполитическом положение и настроении общества. Каждые шесть месяцев начальник губернского жандармского управления подавал в штаб корпуса информацию о положении в губернии.

В состав корпуса жандармов входили жандармские полицейские управления железных дорог. Эти органы выполняли полицейские функции на железнодорожном транспорте. В ведении каждого управления находился участок дороги протяженностью 2000 верст. Железнодорожная жандармерия кроме борьбы с преступностью выполняла задачи по обеспечению бесперебойного функционирования дорог, для чего в ее обязанности входил надзор за выполнением «Полицейских железнодорожных правил». В связи с этим жандармы следили за исправностью пути, чистотой на перронах, правильностью составления грузовой документации, сохранностью пломб на дверях вагонов, также они имели право отстранить от работы бригаду поезда в случае ее нетрезвости и т. д. Таким образом, они дублировали функции администрации железной дороги с целью предупреждения нарушения общественного порядка, совершения преступлений и актов экстремизма.

В Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве существовали жандармские кавалерийские дивизионы, предназначенные для несения патрульно-постовой службы и борьбы с массовыми беспорядками. Особенность этих частей состояла в том, что рядовым составом они комплектовались из новобранцев, проходивших в дивизионах действительную службу.

Личный состав жандармерии состоял в основном из офицеров и унтер-офицеров; рядовых почти не было, поскольку младшие чины комплектовались из лиц, которые прошли сверхсрочную службу в кавалерийских частях (жандармы считались служащими, которые принадлежали к кавалерии, хотя собственно кавалерийских частей в жандармерии было очень мало). Офицерский и унтер-офицерский состав имел воинские звания кавалерии.

Комплектование офицерского состава осуществлялось в жандармерии довольно специфическим путем. Во всех других военных соединениях служили офицеры, которые были выпускниками юнкерских училищ или переведены из других полков. Жандармские офицеры были офицерами гвардейской (преимущественно) кавалерии, вынужденные уйти из полка по тем или иным причинам.

Практическая деятельность жандармерии состояла в побуждении к исполнению законов и приговоров судов. К числу обязанностей жандармских чинов, в частности, входил розыск беглых крестьян, задержка беспаспортных лиц, преследование воров, контрабандистов, «расследование законом запрещенных скопищ», сопровождение особо важных преступников и арестантов. Жандармы присутствовали на церковных и народных праздниках, гуляниях, разного рода съездах и парадах. Генералы и штаб-офицеры осуществляли надзор за местным аппаратом государственного управления и политическим настроениям в местном обществе, о чем были обязаны делать регулярные доклады в Третье отделение [13, с. 18]. Таким образом прослеживается направленность института жандармерии против тех составов преступления, которые содержали посягательство на общественный и государственный строй Российской империи. Интересно отметить, в компетенцию Отдельного корпуса жандармов также входила борьба с коррупцией.

86

В 40-е годы позапрошлого века функции жандармов сильно усложняются, что объективно было обусловлено ростом напряженности в стране, кризисом крепостного строя. Офицеры корпуса не только проводили заседания в рекрутских комиссиях, выявляли злоупотребления чиновников, но и участвовали в контроле за качеством изготовленной для армии амуниции. В это время стало обязательным участие жандармов в расследовании любых крестьянских волнений, убийств крепостными своих помещиков. Кроме того, в ведении жандармерии находился также надзор за местной прессой, культурной жизнью губерний.

Но к моменту прихода к власти императора Александра II (1855 г.) эффективность политического розыска в России снизилась, органы Третьего отделения, как в центре, так и на местах находились в кризисном состоянии. Поэтому новый император вынужден был принимать меры по их совершенствованию.

В 1867 году были созданы губернские жандармские управления.

Указом от 6 августа 1880 году Третье отделение было ликвидировано, а его функции были переданы в Особый отдел Департамента полиции МВД.

С 1880 года губернские жандармские управления, которые ранее подчинялись штабу корпуса жандармов, перешли в подчинение Департамента полиции МВД. Это ведомство стало центральным органом политического надзора и сыска, оно управляло и общей полицией. С указанного времени Министерство внутренних дел функционально выполняло роль ведущей и вышестоящей организации для всех органов Российской империи, которые осуществляли защиту государственного режима. Такое объединение функций защиты государственной безопасности и охраны общественного порядка в рамках одного ведомства было на то время вполне закономерным явлением.

С 1905 года происходил неуклонный рост численности личного состава корпуса жандармов. Корпус состоял из Главного управления (штаба), 75 губернских жандармских управлений, 30 уездных жандармских управлений Привислинского края (современной Польши), 33 жандармско-полицейских управлений железных дорог с 321 отделением в городах и на крупных станциях, 19 крепостных и 2 портовых жандармских команд, 3 дивизионов, одной городской и 2 пеших команд, 27 строевых частей.

В середине 1913 года корпус жандармов насчитывал 12700 человек, из них -912 генералов и офицеров, 30 государственных чиновников, имевших классные чины. До конца 1916 года в корпусе служили около 16 тысяч жандармов. Из них более 940 офицеров и генералов, десятки классных чиновников. Однако основную массу жандармерии составляли вахмистры, унтер-офицеры, рядовые.

Ведущим структурным подразделением политического розыска было губернское жандармское управление, подчинявшееся по розыскной части Департаменту полиции, управления размещалось в губернских городах, крупных уездных центрах.

Главным в их деятельности, согласно закону от 19 мая 1871 года, было дознание, а также политическое следствие, переданное жандармерии от судебных следователей, институт которых был учрежден в 60-е годы XIX века. Канцелярия жандармского управления делилась на несколько частей (общего руководства, розыскную, следственную, политической благонадежности и денежную часть). В ведении жандармских управлений находились жандармские части.

Особыми секретными распоряжениями министра внутренних дел была усилена самостоятельность жандармских управлений на железных дорогах.

87

Важным этапом в деле обеспечения государственной безопасности было создание охранных отделений.

Охранные отделения - структурные подразделения полиции, которые ведали политическим сыском, были созданы в 1866 году как Отделение по охране порядка и общественной безопасности при петербургском градоначальнике после покушения на Александра II. Штат его состоял всего из 12 человек. Охранное отделение с 1880 года подчинялась непосредственно Департаменту полиции МВД [14, с. 27].

Московское охранное отделение было создано в 1880 году. В первые годы оно было сравнительно немногочисленным, его штат в 1889 году составлял всего 6 человек. Но существовал и чуть больший неофициальный штат. Он состоял из «охранной наружной службы», то есть филеров, а также целой группы информаторов в рядах революционных партий.

В столичных подразделениях охранные отделения, кроме канцелярии, включали в себя два отдела: наружного наблюдения и агентурный (отдел внутреннего наблюдения). К ним примыкали секретные делопроизводства.

Охранное отделение в период революции 1905-1907 годов через агентуры, контролировало революционные организации, арестовывало членов боевых рабочих дружин, возглавляло разгон петербургского Совета рабочих депутатов, контролировало солдат и офицеров гарнизона. Охранные отделения держала в поле своего зрения видных общественных деятелей, думских депутатов, писателей, художников -словом, всех, кто представлял или мог представлять потенциальную угрозу для государства.

После революции 1905-1907 годов в стране насчитывалось 60 охранных отделений. В 1914 году, когда окрепли губернские жандармские управления и жандарм-ско-полицейские управления железных дорог, а также в связи с ослаблением революционного движения охранные отделения остались только в самых крупных городах, которые были центрами рабочего и студенческого движения. Для улучшения производства дознаний по политическим делам в отдельных городах создавались секретно-поисковые пункты, они создавались, в первую очередь, в тех городах, где революционное движение проявлялось особенно сильно. В число таких городов включили Вильно, Екатеринослав, Киев, Саратов, Тифлис, Харьков, Ярославль и др.

С организацией указанных подразделений эффективность политического сыска стала более высокой. Главное направление деятельности охранных подразделений состоял в противодействии антигосударственной активности социал-демократических организаций. 11 декабря 1902 года министр внутренних дел Плеве В. К. докладывал Николаю II: «С весны текущего года важнейшей задачей Департамента полиции была поставлена борьба с революционными кружками "Искры"». Значительное внимание уделялось и деятельности партии эсеров. В ячейках этой партии у жандармерии были агенты, осуществлявшие передачу информации о намерениях руководства эсеров по осуществлению террористических актов.

Первая российская революция намного усложнила деятельность политического сыска. Сотрудникам охранных отделений приходилось работать в условиях массового революционного движения рабочих забастовок, которые в ряде случаев переходили в вооруженные восстания, крестьянские волнения, активные движения оппозиционных партий, совершение массовых террористических актов. Появилась необходимость координировать работу тайной полиции в крупных регионах и ре-

88

шать многие важные оперативные вопросы на месте, не дожидаясь указаний Департамента полиции. В 1906 году начали создаваться районные охранные отделения -центры политического сыска для нескольких губерний.

По мнению современных аналитиков, на рубеже XIX - XX веков Россия имела эффективную систему органов защиты государственной безопасности. Благодаря использованию многочисленных тайных агентур в стране и за рубежом, добровольных помощников специализированные органы получали достоверную информацию о намерениях террористических организаций. Они внедряли своих агентов в потенциально опасные круги, действовали на опережение, изучали возможных противников. Спецслужбы имели опыт подготовки доказательств для крупных политических судебных процессов, взаимодействия с прессой (что помогало в дискредитации возможных противников). Насущные задачи помогала решать перлюстрация корреспонденции, наружное наблюдение, совершенствовались методы вербовки агентуры, активно проводились аресты, обыски, допросы. Именно это и помогло спецслужбам преодолеть активную террористическую деятельность в годы первой российской революции.

Таким образом, система государственных органов в лице полиции, жандармерии и охранных отделений, которая существовала в конце XIX - начале ХХ века в Российской империи позволяла вести в целом эффективную борьбу с террористическими проявлениями в государстве.

Особенностью системы этих органов, осуществлявших борьбу с терроризмом, была разная подчиненность в рамках МВД, наличие двойной подчиненности и подведомственности другим органам государства, что вызывало определенные трудности в согласованности компетенции и планировании совместных действий, но в то же время, создавало уникальную ситуацию, когда одно и то же дело вели по своим направлениям несколько государственных органов, которые дополняли друг друга, что, в свою очередь, повышало результативность антитеррористических действий.

Список литературы

1. Мулукаев Р. С. Политическая полиция дореволюционной России, её реакционный, антинародный характер / Р. С. Мулукаев [Текст]. - М. : Наука, 1986. - 327с.

2. Меняйло Д. В. История органов внутренних дел в схемах: Учебно-методическое пособие [Текст] [Иллюстр.] / Д. В. Меняйло. - Белгород: БЮИ МВД России, 2009. - 92 с.

3. Чукарев А. Г. Департамент полиции // Верой и правдой / А. Г. Чукарев. URL: http://yaroslavl.fsb.ru/book/ogl.html. - Текст электронный.

4. Учреждение министерств // Свод законов Российской империи. В XVI т. - СПб.: Русское книжное товарищество «Деятель», 1892. - Т. И. - Ч. 2., ст. 361.

5. Полное собрание законов Российской империи, собр. 3-е, в 33 томах. - СПб. : Типография 2 Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии 1885-1916 гг., Т. IX, № 6196

6. Полное собрание законов Российской империи, собр. 3-е, в 33 томах. - СПб. : Типография 2 Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии 1885-1916 гг., Т. IX, № 6196., ст. 24

7. Полное собрание законов Российской империи, собр. 2-е, в 45 томах. - Типография 2 Отделения Собственного Его Императорского Величества Канцелярии, СПб.: 1830., отд. 2-е, Т.XXШ, № 22906

8. Полное собрание законов Российской империи, собр. 3-е, в 33 томах. - СПб.: Типография 2 Отделения Собственного Его Императорского Величества Канцелярии 1885-1916 гг. - Т. XXV, отд.1-е, № 27008

89

9. Ярмыш А. Н. карательный аппарат самодержавия в Украине в конце XIX - начале ХХ в.: монография / А. Н. Ярмыш [Текст]. - Х. : Консум, 2001. - 284 с.

10. Государственный архив Харьковской области (далее - ГАХО). - Ф. 52 (полицмейстер г. Харькова). - Оп. 1. - Д. 180-а. - Л. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Короткий систематический свод действующих законоположений и циркулярных распоряжений, которые относятся к обязанностям чинов губернских жандармских управлений из наблюдения за местным населением и производства дознаний. / Сост. полк. Добряков - СПб.: Тип. от. корп. жанд., 1903. - 650 с.

12. Меняйло Д. В. История органов внутренних дел в схемах: Учебно-методическое пособие [Текст] [Иллюстр.] / Д. В. Меняйло. - Белгород: БЮИ МВД России, 2009 - 92 с.

Filonov A. V. Organizational structure and structure of the bodies of the Russian Empire, which provided protection of the state and public order / A. V. Filonov // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 4. - Р. 81-90.

This article is sanctified to the public organs of the Russian empire, that in the end XIX - beginning of XX cc. conducted an effective enough fight against terrorism and extremism. The question is here, first of all, about an underlying structure, organization of work and cooperation of organs of police, gendarmery and guard separations on implementation of tasks that touched the guard of the political and public system in the Russian empire.

Keywords: police, gendarmerie, security departments, police Department, terrorism, social Democrats, populist revolutionaries, Third Department of his Imperial Majesty's Chancellery.

Spisok literatury'

1. Mulukaev R. S. Politicheskaya policiya dorevolyucionnoj Rossii, eyo reakcionny'j, antinarodny'j xarakter / R. S. Mulukaev [Tekst]. - M. : Nauka, 1986. - 327s.

2. Menyajlo D. V. Istoriya organov vnutrennix del v sxemax: Uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst] [Illyustr.] / D. V. Menyajlo. - Belgorod: BYuI MVD Rossii, 2009. - 92 s.

3. Chukarev A. G. Departament policii // Veroj i pravdoj / A. G. Chukarev. URL: http://yaroslavl.fsb.ru/book/ogl.html. - Tekst e'lektronny'j.

4. Uchrezhdenie ministerstv // Svod zakonov Rossijskoj imperii. V XVI t. - SPb.: Russkoe knizhnoe tovarishhestvo «DeyateP», 1892. - T. I. - Ch. 2., st. 361.

5. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii, sobr. 3-e, v 33 tomax. - SPb. : Tipografiya 2 Otdeleni-ya Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii 1885-1916 gg., T. IX, № 6196

6. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii, sobr. 3-e, v 33 tomax. - SPb. : Tipografiya 2 Otdeleni-ya Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii 1885-1916 gg., T. IX, № 6196., st. 24

7. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii, sobr. 2-e, v 45 tomax. - Tipografiya 2 Otdeleniya Sobstvennogo Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii, SPb.: 1830., otd. 2-e, T.XXIII, № 22906

8. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii, sobr. 3-e, v 33 tomax. - SPb.: Tipografiya 2 Otdeleniya Sobstvennogo Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii 1885-1916 gg. - T. XXV, otd.1-e, № 27008

9. Yarmy'sh A. N. karatel'ny'j apparat samoderzhaviya v Ukraine v konce XIX - nachale XX v.: monografiya / A. N. Yarmy'sh [Tekst]. - X. : Konsum, 2001. - 284 s.

10. Gosudarstvenny'j arxiv Xarkovskoj oblasti (dalee - GAXO). - F. 52 (policzmejster g. Xarkova). -Op. 1. - D. 180-a. - L. 17.

11. Korotkij sistematicheskij svod dejstvuyushhix zakonopolozhenij i cirkulyarny'x rasporyazhenij, ko-tory'e otnosyatsya k obyazannostyam chinov gubernskix zhandarmskix upravlenij iz nablyudeniya za mestny'm naseleniem i proizvodstva doznanij. / Sost. polk. Dobryakov - SPb.: Tip. ot. korp. zhand., 1903. -650 s.

12. Menyajlo D. V. Istoriya organov vnutrennix del v sxemax: Uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst] [Illyustr.] / D. V. Menyajlo. - Belgorod: BYuI MVD Rossii, 2009 - 92 s.

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.