6 . Брянцева А. И. Совершенствование организации онкологиче-
ской помощи на основе медико-статистического анализа (на примере Хабаровского края): Автореф . дис . . . . канд . мед . наук. - Хабаровск, 2006 .
7 . Давыдов М. И. Демидов Л., Поляков Б. // Врач . - 2006 . - № 13 . -
С . 3-7 .
8 . Кудрявцев И. Ю. Научное обоснование совершенствования организации онкологической помощи в условиях специфической техногенной нагрузки на население: Автореф дис д-ра мед наук . - М . , 2011.
Поступила 22 . 11.12
История медицины
© Коллектив авторов, 2013 УДК 61:93
А. М. Сточик, С. Н. Затравкин, А. А. Сточик
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА
XIX ВЕКА)
СООБЩЕНИЕ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОЛИЦИИ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНЫМ ДЕЛОМ, ВРАЧЕБНО-САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
НИИ истории медицины РАМН; 109028, Москва, Б. Николоворобинский пер., 7, стр. 15; Россия
Настоящее сообщение посвящено истории возникновения во второй половине XVIII века концепции медицинской полиции, ставшей одним из важнейших инструментов государственного управления в Австрии, Франции, Пруссии и России. Показана связь возникновения этой концепции с результатами научных исследований в области изучения эпидемических конституций и рассмотрены два направления деятельности органов государственной власти в области внедрения медицинской полиции - введение государственного администрирования деятельности врачей и разработка совместными усилиями врачей и правоведов специального врачебно-санитарного законодательства.
Приведены историографические данные о создании Санитарно-придворной депутации (Австрия), Королевского медицинского общества (Франция), Медицинской коллегии (Швеция), Медицинской и санитарной обер-коллегии (Пруссия), Медицинской коллегии и Медицинского совета Министерства внутренних дел (Россия). Показано, что в XVIII веке наибольших успехов в решении проблем управления деятельностью врачей удалось добиться французскому Королевскому медицинскому обществу благодаря внедрению принципиально новых для медицины того времени методов сбора и стандартизации показателей факторов физической среды обитания людей и их связи с заболеваемостью.
Ключевые слова: эпидемии, медицинская полиция, управление, охрана здоровья, санитарное законодательство
THE BECOMING OF PUBLIC MEDICINE (SECOND HALF OF XVIII-FIRST HALF OF XIX CENTURIES) . REPORT 1: THE ORIGIN OF CONCEPT OF MEDICAL POLICE, GOVERNING BODIES OF MEDICAL SANITARY BUSINESS, PHYSICIAN SANITARY LEGISLATION
A.M. Stotchik, S.N. Zatravkin, A.A. Stotchik
The present report covers the history of origination of concept of medical police in the second half ofXVIII century. This body became one of the most important tool of .state governance in Austria, France, Prussia and Russia. The relationship between origin of this concept and the results of scientific studies in area of investigation of epidemic constitutions is demonstrated. Two directions of activity of bodies of state governance are considered concerning the implementation of medical police - imposition ofpublic administration of activities ofphysicians and development by joint efforts ofphysicians and lawyers of special physician sanitary legislation.
Key words: epidemics, medical police, governance, health promotion, sanitary legislation
Во второй половине XVIII - первой половине XIX веков возникает и постепенно утверждается принципиально новое отношение государства к медицине как сфере научно-практической деятельности. В Австрии, Швеции, Франции, Пруссии, России профилактика заболеваний и восстановление здоровья впервые начинают рассматриваться не как личное дело отдельного человека, а как важнейшее средство обеспечения "внутренней безопасности государства" [1, 2].
Основных причин для столь радикального изменения взглядов на роль медицины в жизни государства и последовавших вслед за ним масштабных преобразований, заложив-
А. М. Сточик - акад . РАМН, д-р мед . наук, профессор, директор; С. Н. Затравкин - д-р мед . наук, проф . , зав . отд . истории медицины (zatravkine@mail .га); А. А. Сточик - канд . мед . наук, вед . науч . сотр
ших основы государственной медицины, было, по меньшей мере, две
Первая и главная состояла в окончательном признании новых представлений о причинах возникновения эпидемий. Эпидемии во все времена считались едва ли ни самой страшной угрозой для "внутренней безопасности" любого государства Они уносили десятки и сотни тысяч жизней, вызывали животный ужас, порождавший социальную нестабильность, наносили колоссальный, порой непоправимый экономический ущерб [3]. Однако до тех пор, пока причинами эпидемий считались "таинственные изменения скрытых качеств воздуха" и наличие большой группы людей "с неуравновешенностью внутренних качеств их организмов", эпидемии рассматривались как неотвратимые бедствия, а государственное вмешательство в борьбу с ними было минимальным Оно ограничивалось лишь противодействием распространению уже возник-
ших эпидемий главным образом с помощью карантинных мер: сколь жестоких, столь же и малоэффективных [4].
В конце XVII - первой половине XVIII века под влиянием идей и работ знаменитого английского врача и мыслителя Т Сиденгама причиной возникновения эпидемий начинают считать эпидемические конституции. Эпидемической конституцией Т Сиденгам называл совокупность факторов окружающей среды, возникающую время от времени на определенной территории, которая посредством "порчи" воздуха формировала предрасположение к болезням у всех без исключения людей, находящихся на данной территории . Иными словами, возникновение эпидемий оказалось непосредственно связанным с "пространственно-временными узлами" реальных обстоятельств физической среды обитания людей [5].
Уже первые исследования эпидемических конституций, выполненные на рубеже XVII-XVIII веков, позволили выявить неизвестные прежде устойчивые связи между возникновением массовой заболеваемости и местными условиями жизни, питания, расселения людей, их социальным положением и профессиональной деятельностью, господствующими обычаями и традициями, особенностями почвы, топографии, природно-климатическими явлениями. Было показано, что устранение негативно влияющих на здоровье людей условий физической и социальной среды обитания способно оказывать существенное влияние на снижение заболеваемости [5]
Результаты этих исследований позволили сделать два поистине судьбоносных вывода. Первый: причины эпидемий принципиально изучаемы и предотвратимы Второй: исследования эпидемических конституций должны обрести общегосударственный масштаб, а разработанные на их основе предупредительные меры могут обеспечить желаемый результат лишь в случае их неукоснительного исполнения всем населением, что становилось возможным только при условии активного вмешательства государства
Окончательное осознание врачами этих важнейших положений последовало в начале второй половины XVIII века и встретило активную поддержку со стороны многих политиков, экономистов и правоведов, проводивших в жизнь идеологию камерализма и меркантилизма; идеологию, основанную на убеждении, что только государство является той единственной силой, которая способна обеспечить нравственное, физическое, экономическое благополучие общества и каждого человека Сильные общественно-политические позиции камералистов и уже начатая ими к этому времени теоретическая и практическая разработка проблем "искусства государственного управления" послужили второй важнейшей причиной возникновения принципиально нового отношения государства к медицине
Отдельно заметим, что в рассматриваемый период вся совокупность знаний о государственном управлении носила название "полицейской науки". Ее предметная область была столь же широка, как и сфера управленческой деятельности государства, поэтому неудивительно, что возникшая в середине XVIII века на стыке интересов политиков, экономистов, правоведов и врачей новая отрасль государственного управления получила название "медицинской полиции" [1].
Впервые термин "медицинская полиция" был использован немецкими и австрийскими правоведами И . фон Юсти (1756), И . Зонненфельсом (1765) и врачами В . Pay (1764) и И . П . Франком (1766) . Наибольший вклад в пропаганду термина и становление самой концепции медицинской полиции внес выдающийся австрийский врач и организатор медицинского дела И П Франк Его знаменитая девятитомная "Система совершенной медицинской полиции" (System einer vollständigen medizinischen Polizey) была опубликована в период с 1779 по 1827 г [1, 6].
Отдельно отметим, что на протяжении первой половины XIX века для обозначения возникшей отрасли государственного управления были предложены и другие термины - "общественное здравоохранение", "социальная медицина", "муниципальная медицина", "общественная гигиена" Однако, как свидетельствуют исследования специалистов в области социальной истории медицины, все они использовались в одинаковом зна-
чении, а их возникновение объяснялось лишь стремлением уйти от использования слова "полиция", которое в XIX веке стало устойчиво ассоциироваться главным образом с уголовной преступностью и политическими преследованиями [1] .
Согласно замыслу основоположников медицинской полиции новая отрасль государственного управления представляла собой научно обоснованный и законодательно закрепленный комплекс мер непрерывного вмешательства государства в жизнь и поведение индивидуумов с целью "охраны и восстановления их здоровья" в интересах общей, т. е . государственной безопасности
Особо подчеркнем, что медицинская полиция не являлась ни учреждением, ни службой, ни научной дисциплиной, а представляла собой именно комплекс мер по охране здоровья, осуществляюшийся государством в целях обеспечения собственной безопасности [1, 6-8].
Комплекс медико-полицейских мер, разработанный и реализованный во второй половине XVIII - первой четверти XIX века, включал 5 главных направлений деятельности органов государственной власти . Первое: введение прямого государственного администрирования деятельности врачей в области изучения эпидемических конституций, борьбы с эпидемиями и реализации иных общегосударственных "врачебных мер по охране и восстановлению здоровья подданных" . Второе: разработка совместными усилиями врачей и правоведов специального врачебно-санитарного законодательства . Третье: борьба с шарлатанами и обеспечение населения квалифицированными врачами посредством кардинального реформирования систем медицинского образования . Четвертое: формирование государственной системы помощи нуждающимся и социально незащищенным группам населения (детям-сиротам, престарелым и инвалидам, малообеспеченным семьям, нищим и др. ) . Пятое: осуществление конкретных мероприятий, направленных на формирование здоровых условий жизни, питания и трудовой деятельности
Каждое из названных направлений деятельности представляло собой новое слово в истории не только медицины, но и государственного управления и заслуживает отдельного рассмотрения В настоящем сообщении мы остановимся на первых двух направлениях - введении государственного администрирования деятельности врачей и разработке специального врачебно-санитарного законодательства
* * *
Ко времени возникновения концепции медицинской полиции врачебные сообщества европейских стран представляли собой независимые закрытые корпорации, самостоятельно определявшие свой кадровый состав, объем, перечень, характер и стоимость оказываемых ими медицинских услуг
Во главе врачебных корпораций стояли наиболее авторитетные врачи, которые, как правило, были профессорами медицинских факультетов университетов и благодаря своему положению учителей обладали правом руководить работой вчерашних студентов . Во многом именно поэтому врачебные корпорации в рассматриваемый период часто именовались медицинскими факультетами (сообществами учителей и учеников) - парижский медицинский факультет, венский медицинский факультет и т д В пределах каждого государства существовало несколько врачебных корпораций, среди которых наибольшим авторитетом и влиянием пользовались столичные факультеты [9]. Государство практически не вмешивалось в их деятельность, а все известные попытки подобных вмешательств оборачивались лишь безрезультатными конфликтами1 .
'В качестве иллюстрации к сказанному можно привести конфликт между медицинскими факультетами университетов Пруссии и созданной в 1685 г. Медицинской коллегией за полномочия проведения аттестации на право врачебной практики . В начале XVIII века государство приняло решение предоставить эти полномочия только Медицинской коллегии, но факультеты взбунтовались и восстановили свои прежние права
Разработанная в середине XVIII столетия концепция медицинской полиции полностью исключала возможность сохранения такого порядка взаимоотношений между государством и врачебными корпорациями. Изучение эпидемических конституций и осуществление эффективных мер предупреждения болезней требовало, во-первых, активного участия в этой работе максимально возможного числа врачей и, во-вторых, жесткого администрирования их деятельности
Для достижения этой цели во второй половине XVIII века в Австрии, Франции, Швеции, Пруссии и России были созданы особые высшие государственные врачебно-санитарные инстанции, которые получили значительные административные и финансовые ресурсы для привлечения или, в случае необходимости, принуждения врачей к участию в исследовательской, лечебно-диагностической и профилактической работе, проводившейся этими инстанциями Привлечение врачей осуществлялось путем убеждения, введения и замещения специальных государственных врачебных должностей, прямой денежной оплаты их услуг. Меры принуждения зависели от конкретных обстоятельств и могли предусматривать даже лишение врача права на практику на данной территории
В Австрийской империи высшими государственными врачебно-санитарными инстанциями стали организованная императрицей Марией Терезией 3 января 1753 г. Санитарно-придворная депутация [10] и кардинально реформированный медицинский факультет Венского университета В конце 40-х - начале 50-х годов XVIII века Венский университет был выведен из-под юрисдикции церковной власти, его медицинский факультет подчинен лейб-медику Марии Терезии Г Ван-Свитену, который в свою очередь практически полностью сменил преподавательский состав, пригласив на должности профессоров факультета своих единомышленников, готовых участвовать в решении общегосударственных проблем [11]
В задачи Санитарно-придворной депутации входили сбор сведений о санитарном состоянии всей территории империи, осуществление санитарных и противоэпидемических мероприятий, разработка санитарного законодательства Медицинский факультет, получивший статус совещательного органа при объединенной придворной канцелярии (верховной внутренней службы империи), отвечал за научное осмысление собираемых данных, выработку научно обоснованных рекомендаций, подбор врачей для проведения врачебно-санитарных мероприятий Из представителей факультета наибольший вклад в разработку проблем эпидемических конституций внесли его президент Г Ван-Свитен и профессор практической медицины М Штолль
Совместная согласованная работа Санитарно-придворной депутации и медицинского факультета Венского университета обеспечивалась единым руководством, которое осуществлялось протомедиками (лейб-медиками) австрийских императоров . В период с 1753 по 1772 г. это руководство осуществлял Г Ван-Свитен, с 1772 по 1803 г. - А. Штерк . При этом и Г Ван-Свитен, и А. Штерк формально являлись лишь президентами венского медицинского факультета и не состояли даже рядовыми членами Санитарно-придворной депутации Однако, как свидетельствуют архивные документы, принимавшиеся депутацией решения вступали в силу лишь после того, как их визировал протомедик [10].
Во Франции первая попытка осуществить подобные нововведения была предпринята в начале второй половины 70-х годов XVIII века . По инициативе генерал-контролера финансов А. Тюрго и члена Академии наук М. Кондорсе королевским указом от 29 апреля 1776 г была учреждена Комиссия по борьбе с эпидемиями и эпизоотиями Комиссия состояла из восьми врачей: директора - лейб-медика Людовика XVI Ж. де Лассона, шести врачей медицинского факультета Парижского университета и генерального секретаря - Ф. Вик-д'Азира, ответственного за обеспечение связей с провинциальными врачами Медицинскому факультету Парижского университета планировалось отвести роль кон-
сультационного органа . Парижский факультет, однако, с этой ролью не согласился, расценив случившееся как попытку лишить его традиционной привилегии служить единственной "ученой медицинской инстанцией" в королевстве . В 1778 г. в знак протеста факультет объявил забастовку, в течение трех месяцев отказываясь как выполнять свои непосредственные функции, так и консультировать членов Комиссии .
Такая позиция медицинского факультета вынудила Людовика XVI пойти на решительные меры. В 1778 г. он преобразовал Комиссию в постоянно действующее Королевское медицинское общество, выделил ему значительные финансовые средства, более чем в 20 раз превышавшие объем финансирования медицинского факультета, и делегировал всю полноту власти как в области сбора необходимой информации, так и вопросах выработки научно-методических рекомендаций и управленческих решений
К конкретным результатам деятельности Королевского медицинского общества мы еще вернемся . Сейчас лишь отметим, что Общество оказалось одной из немногих государственных структур Франции, не ликвидированных в начале Революции. Финансовый комитет Национального собрания полностью подтвердил полномочия Общества [12].
Общество прекратило свою работу лишь в 1794 г. Все собранные им материалы были переданы в Парижскую школу здоровья (1795), а затем в организованный в период Французского консулата в 1802 г. Санитарный совет Парижа (Conseil de Salubrité) . В период с 1802 по 1822 г. именно Санитарный совет Парижа исполнял функции высшей государственной врачебно-санитарной инстанции Франции, которые с 1822 г перешли к Совету общественной гигиены и санитарии (Conseil d'Hygiéne publique et de Salubrité) при Министерстве внутренних дел Территориальными органами управления служили созданные при префектах - департаментные, при субпрефектах - окружные, при мэрах - кантониальные санитарные советы [13].
В Пруссии, Швеции и России государственные врачебные инстанции появились еще до времени рассматриваемых событий В Пруссии и Швеции действовали Медицинские коллегии, образованные соответственно в 1685 и 1688 гг. [14, 15]; в России - Медицинская канцелярия, созданная в 1725 г. в результате преобразования Аптекарского приказа . Их роль в управлении деятельностью врачей, однако, была крайне незначительной . Она ограничивалась главным образом контролем над аптеками, проведением судебно-медицинских освидетельствований, выдачей разрешений на врачебную практику и оповещением высших органов государственной власти о возникновении эпидемий . Не случайно в Указе Екатерины II от 12 ноября 1763 г о преобразовании Медицинской канцелярии в Медицинскую коллегию отсутствие какого-либо руководства деятельностью врачей со стороны Медицинской канцелярии называлось в числе главных причин ее реорганизации . "От тех времен, как . . . врачебное искусство в Империю нашу вошло, - говорилось, в частности, в Указе - Факультет медицинский прямого основания, по которому бы поступать ему должно было, не получал . . . " [7].
Медицинская коллегия и стала первой в России высшей государственной врачебной инстанцией, осуществлявшей как административное, так и научно-методическое управление Для этого в ее структуре было выделено особое Присутствие, в состав которого вошли председатель — влиятельный сановник, пользовавшийся доверием и поддержкой со стороны первых лиц империи, и восемь наиболее авторитетных медиков - три доктора, штаб-лекарь, лекарь, оператор, аптекарь и ученый секретарь Основными задачами Присутствия Медицинской коллегии наряду с решением проблемы увеличения числа врачей в государстве должны были стать "содействие развитию в России медицинской науки вообще, разбор журналов о лечении, присылаемых врачами из разных мест, разработка и принятие мер против прилипчивых и заразительных болезней, начальство над всеми медицинскими учреждениями в государстве и определение медиков на казенные места" [7].
Осуществить этот замысел императрицы и ее советников,
в числе которых был и один из основоположников концепции медицинской полиции И . Зонненфельс, удалось лишь в конце 90-х годов XVIII века после введения должности главного управляющего Медицинской коллегией и назначения на эту должность в 1791 г. выдающегося администратора и государственного деятеля А . И . Васильева . По инициативе А. И . Васильева в 1797 г был решен вопрос о создании подчиненных Медицинской коллегии территориальных органов управления . Этими органами стали врачебные управы, организованные во всех российских губерниях2 . Создание врачебных управ позволило наладить конструктивное взаимодействие между Присутствием и врачами в губерниях, что в свою очередь сыграло решающую роль в превращении Медицинской коллегии из номинального в реальный высший орган управления медико-санитарным делом страны .
В XIX столетии после присоединения Медицинской коллегии к Министерству внутренних дел (1802-1803) и перераспределения (1805) ее функций между медицинскими экспедициями (департаментами) трех министерств (военно-сухопутного, военно-морского и внутренних дел) высшей государственной " врачебно-ученой, врачебно-полицейской и врачебно-судебной" инстанцией становится Медицинский совет Министерства внутренних дел В его состав входили самые авторитетные врачи и руководители всех медицинских департаментов, которые коллегиально рассматривали и принимали решения по наиболее принципиальным вопросам "врачебно-санитарного управления", и никакие меры в области гражданского или военного медицинского управления, требовавшие высочайшего утверждения, не представлялись императору без предварительного рассмотрения Медицинским советом3 [7, 8] .
В Швеции проблема введения государственного администрирования деятельности врачей в области изучения эпидемических конституций, борьбы с эпидемиями и реализации иных общегосударственных "врачебных мер по охране и восстановлению здоровья подданных" была решена за счет существенного расширения полномочий Медицинской коллегии (1763) и прямого подчинения ей провинциальных врачей (1774) . Начиная с 1782 г. , провинциальным врачам было
2Врачебные управы были созданы во всех губерниях, кроме двух столиц, поскольку в Санкт-Петербурге и в Москве находились Медицинская коллегия и Медицинская контора".
3Медицинский совет Министерства внутренних дел был создан в соответствии с именным указом от 31 декабря 1803 г. для рассмотрения вопросов "охраны народного здравия, врачевания и судебно-медицинской экспертизы в связи с преобразованием бывшей Медицинской коллегии и присоединением ее дел к Министерству внутренних дел" . Начал действовать с апреля 1804 г. В 1810 г.
был передан в Министерство народного просвещения . В 1811 г. Ме-
дицинский совет был учрежден в составе Министерства полиции В 1819 г. Медицинский совет Министерства полиции передан в ведение МВД . В 1822 г. именным указом оба Медицинских совета были объединены в составе МВД . Первое положение о Медицинском совете Министерства внутренних дел было утверждено в 1823 г. , затем - в 1836, 1842 и 1904 г. (действовало до 1917 г) . Первоначально в штате Медицинского совета МВД предусматривались только ученый секретарь и канцелярист; впоследствии включены члены и корреспонденты совета, при ученом секретаре положены были 2 переводчика . Председателем (до 1822 г. - деканом) Медицинского совета всегда являлся врач . С 1805 г. постоянными членами Медицинского совета МВД стали генерал-штаб-доктора, возглавлявшие медицинские департаменты Военно-сухопутного и Военно-морского министерств В период пребывания в составе Министерства полиции Медицинский совет включал председателя - директора Медицинского департамента Министерства полиции, генерал-штаб-докторов военных, морских и гражданских частей, несколько чиновников, аптекаря и приглашаемых в особо важных случаях почетных членов По положению от 17 июля 1836 г. в состав Медицинского совета МВД входили председатель, ученый секретарь, столоначальник, его помощник, директор Медицинского департамента МВД, директор Медицинского департамента Военно-сухопутного министерства, генерал-штаб-доктор флота, директор Департамента казенных врачебных заготовлений МВД и президент Медико-хирургической академии
вменено в обязанность готовить и направлять в Коллегию ежегодные отчеты . В 1813 г. Медицинская коллегия была преобразована в Королевский совет здравоохранения (Royal Health Board) [15].
В Пруссии первой высшей государственной врачебной инстанцией нового типа стала созданная в 1769 г. Санитарная коллегия (Collegium sanitatis)4 . B 1786 г. ей было дано право использовать созданные в 60-70-х годах провинциальные медицинские коллегии и предоставлены широкие полномочия по "надзору за всеми учреждениями для предупреждения эпидемических заболеваний, эпидемий среди скота и всем, что касается поддержания здоровья и устранения причин заболеваний среди людей и скота" [14]. В 1799 г в целях централизации управления медико-санитарным делом Медицинская и Санитарная коллегии были объединены и образована Медико-санитарная оберколлегия (Ober-Collegium medicum et sanitatis) в Берлине, в подчинение которой перешли все провинциальные коллегии [14]. В первой половине XIX столетия аналогичные государственные врачебно-санитарные инстанции были организованы и в других германских государствах
Несмотря на множество частных различий между упомянутыми выше структурами, решавшиеся ими основные задачи были чрезвычайно схожи
Первая и главная задача состояла в изучении эпидемических конституций - организации непрерывного сбора данных об особенностях существующих на территории страны факторов физической и социальной среды обитания людей и выявлении связи этих факторов с заболеваемостью
В XVIII столетии наибольших успехов в решении этой задачи удалось добиться Королевскому медицинскому обществу, разработавшему и внедрившему принципиально новые для медицины методы сбора информационных данных Первым и наиболее значимым методическим нововведением стало широкое внедрение в исследовательскую практику эталонированных измерительных приборов и единого протокола проведения измерений . Главным образом благодаря усилиям Ф . Вик-д'Азира были закуплены сотни одинаковых термометров, барометров и других измерительных приборов, которыми были обеспечены все привлеченные к работе рядовые врачи-эксперты. Одновременно Ф . Вик-д'Азир разработал и разослал на места подробные инструкции по их использованию . Результатом этой работы стало появление первых, не зависевших от квалификации эксперта, стандартизованных количественных показателей факторов внешней среды обитания людей - утренней, дневной и вечерней температуры, атмосферного давления, состояния атмосферы (ясно, облачно, туманно, дождливо), преобладающих в данном месте в данное время направлений ветра и т д , что в свою очередь существенно повысило достоверность и объективность выводов об их влиянии на здоровье людей
Второе методическое нововведение состояло в разработке единообразных анкет, содержащих перечень конкретных вопросов и подлежавших регулярному заполнению всеми врачами, привлекавшимися Обществом Благодаря анкетным опросам Королевское медицинское общество получило исчерпывающие сведения о продовольственных и промышленных ресурсах каждой провинции королевства, минеральных водах, лекарственном сырье, расселении и условиях проживания населения, наиболее распространенных болезнях и пр [6]
Все вместе взятое позволило Королевскому медицинскому обществу уже в 80-х годах XVIII века сформировать во Франции единое исследовательское пространство в масштабах всего государства и обеспечить непрерывное конструктивное взаимодействие между центральным органом управления и множеством врачей в территориях, которые de
4Имеющиеся в литературе сообщения о том, что Санитарная коллегия была создана в 1719 или 1685 г не находят документального подтверждения
facto стали государственными служащими, решающими правительственные задачи . По меткому выражению М . Фуко Королевское медицинское общество смогло стать подлинным "местом централизации науки, регистрирующей и решающей инстанцией для всех областей медицины . . . официальным органом коллективного сознания патологических феноменов, сознания, которое разворачивается в пространстве нации" [12].
Организация непрерывного сбора информации о заболеваемости не только служила целям изучения эпидемических конституций, но и являлась средством раннего выявления начала эпидемий При возникновении "в одном месте в одно время" более пяти случаев одного заболевания5 представители центрального органа управления должны были лично выезжать на место вспышки, обеспечивать "наличие достаточного числа врачей" и руководить их работой по проведению соответствующих противоэпидемических мероприятий [6, 7, 12].
Вторая задача, решавшаяся новыми органами управления медико-санитарным делом, состояла в разработке на основе получаемых данных научно обоснованных лечебно-профилактических рекомендаций, доведение их до сведения практикующих врачей и осуществление постоянного надзора за их неукоснительным соблюдением Одна часть рекомендаций оформлялась в виде наставлений, постановлений и инструкций, другая после выполнения соответствующих процедур обретала силу законодательных актов, обязательных для исполнения не только врачами, но также населением и другими органами государственной власти
Из сказанного не следует делать вывод, что со времени организации высших врачебных инстанций во Франции, Австрии, России, Пруссии рядовые врачи и университетские профессора перестали проводить самостоятельные научные исследования в области изучения эпидемических конституций, "причин и свойств эпидемических и заразных болезней", средств и методов их лечения . Такие исследования, безусловно, продолжились, но отныне их результаты подлежали обязательному экспертированию высшей государственной врачебной инстанцией Так, например, в круг обязанностей Медицинского совета Министерства внутренних дел России входили цензура всех медицинских сочинений и публичных объявлений, относящихся к сфере медицинской полиции и судебной медицины, "народных лечебников, поваренных, кондитерских и химико-экономических книг"; научная экспертиза "врачебных открытий", новых фармацевтических средств и оборудования, аптекарских материалов, хирургических инструментов и т. д . [8].
В конце XVIII - первой половине XIX века главным итогом этой огромной работы, проделанной новыми высшими государственными врачебными инстанциями, стали утрата врачебными корпорациями этих стран прежней независимости, превращение врачей в должностных лиц, наделенных полномочиями "контроля и принуждения", а их деятельности
- в один из инструментов государственного управления .
* * *
Вторым важнейшим направлением деятельности органов государственной власти в сфере внедрения концепции медицинской полиции стала разработка совместными усилиями врачей и правоведов специального врачебно-санитарного законодательства . Уже первый опыт работы высших государственных врачебно-санитарных инстанций показал, что действовавших общих законов недостаточно для эффективного решения проблем предупреждения болезней и охраны здоровья [16, 17].
В 60-х годах XVIII века началась активная разработка специальной системы юридических норм, регулирующих
5Согласно существовавшим в XVIII веке медицинским представлениям, эпидемической болезнью могло стать любое (заразное или незаразное) заболевание, если им "поражалось множество людей в одно время".
порядок взаимоотношений между людьми "во всем, что касается сохранения их здоровья", и обеспечивавших как для каждого отдельного лица, так и для общества в целом возможность защищаться от опасных для здоровья действий со стороны других лиц
Были установлены ответственность и правовой статус врачей, регламентированы создание и деятельность государственных органов, участвующих в решении проблем охраны здоровья Разрабатывались новые и совершенствовались действовавшие законы против фальсификации съестных припасов и торговли испорченными, вредными для здоровья потребителей продуктами; об охране чистоты воздуха и источников водоснабжения, об обороте ядовитых веществ, о порядке погребения мертвых тел, о благоустройстве городов и другие законы, регламентирующие "санитарную жизнь государства". В начале XIX столетия к их числу добавились законы, регулировавшие санитарные аспекты строительного дела в целом и строительства школьных зданий и законы для фабрик, заводов и других промышленных учреждений в отношении как охраны здоровья рабочих, так и предупреждения загрязнения воздуха, почвы, рек и других водоемов Особое внимание было уделено законам, на которых основывались мероприятия против распространения эпидемических и заразных болезней (оспопрививание, дезинфекция, изоляция больных, эвакуация здоровых, карантинное законодательство) [7, 8]
В XVIII веке наибольших результатов в сфере разработки врачебно-санитарного законодательства удалось достичь в Австрии, где был подготовлен и 2 января 1770 г высочайше утвержден "Санитарный норматив" - первый специальный свод врачебно-санитарных правил и установлений, обязательный для исполнения на всей территории империи [10].
В России подобный свод нормативных актов, регулировавших врачебно-санитарную деятельность, был составлен лишь в 1832 г в ходе работы над первым Сводом законов Российской империи . Тринадцатый том Свода законов включал два Свода учреждений и уставов, содержавших всю совокупность нормативных актов, так или иначе связанных с охраной здоровья Свод учреждений и уставов о общественном призрении включал нормативные акты, регулировавшие деятельность больниц и порядок оказания медицинской помощи населению, а Свод учреждений и уставов врачебных по гражданской части - порядок управления "всей медицинской частью в Империи", совокупность медико-полицейских предписаний, порядок проведения судебно-медицинских исследований и состоял из трех книг: Свода учреждений врачебных, Свода уставов медицинской полиции и Свода уставов судебной медицины6 [18].
Отдельно следует отметить, что исполнение "обширных законоположений", направленных на охрану здоровья населения, возлагалось не только на врачей и специальные государственные врачебные инстанции, но и на целый ряд других государственных структур. Например, в России проведение в жизнь медико-полицейских мероприятий входило в прямые обязанности администрации губерний и исполнительной полиции [18] .
Введение в действие нового врачебно-санитарного законодательства оказало существенную поддержку органам государственной власти в практической реализации разрабатывавшихся медико-полицейских мер и сыграло важнейшую роль в окончательном превращении медицинской полиции в реальный инструмент государственного управления, призванный обеспечивать "внутреннюю безопасность государства"
6В дальнейшем на протяжении XIX века Свод учреждений и уставов о общественном призрении подвергся незначительной переработке в 1842 г. , Свод учреждений и уставов врачебных по гражданской части пересматривался в 1842, 1857, 1892 г. Начиная с 1857 г. он получил наименование Врачебного устава . Кроме этих законов, важную роль во внедрении медицинской полиции в России сыграли Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1864, 1890), Городовое положение (1870, 1892) .
ЛИТЕРАТУРА
1. Carroll P. E. // Med . History. - 2002 . - Vol . 46 . - P 461-494 .
2 . Frank J. P. System einer vollständigen medizinischen Polizey. -
Mannheim, 1779. - Bd 1.
3 . Гезер Г. История повальных болезней . - СПб . , 1866 .
4 . Сточик A. M., Затравкин С. Н., Сточик А. А. // Пробл . соц . гиг. ,
здравоохр . и истории мед . - 2012 . - № 4 . - С . 58-60 .
5 . Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А. // Пробл . соц . гиг. ,
здравоохр . и истории мед . - 2012 . - № 5 . - С . 49-53 .
6 . Tournay V. // РоШх . - 2007 . - Vol . 77, N 1. - P 173-199 .
7 . Ханыков Я. В. // Журн . Министерства внутр . дел . - 1851. - Т 33 .
- С.327-383 .
8 . Гелинг К. Опыт гражданской медицинской полиции, применен-
ный к законам Российской империи . - Вильно, 1842 . - Т. 1.
9 . Мейер-Штейнег Т., Зудгоф К. История медицины . - М . , 1925 . 10 . Lesky Е. Österreichisches Gesundheitswesen im zeitalter des aufgeklorten Absolutismus . - Wien, 1959 .
11. Сточик A. M., Затравкин C. H. // Клин . мед . - 1998 . - № 5 . -С.74-77 .
12 . Фуко М. Рождение клиники: Пер . с фр . - М ., 1998 .
13 . Страшун И. Д. //БМЭ . - 1-е изд . - М . , 1929 . - Т 10 . - Стб . 572-
594
14 . Bulstrode Н. The prevention of disease . - New York, 1903 . - Vol .
1,- Р 28-29.
15 . From Collegium Medicorum to National Board of Health and Welfare
www. socialstyrelsen . se
16 . ПристансковаН. И. // Изв . Рос . гос . пед . ун-та им . А . И . Герцена.
- 2007 . - Т 9 . - Вып . 29 . - С . 94-96 .
17 . Шпилевский М. Полицейское право как самостоятельная от-
расль правоведения . - Одесса, 1875 .
18 . Печникова О. Г. // Исторические, философские, политические и
юридические науки, культурология и искусствоведение . Вопросы теории и практики . - 2011. - № 8 . - Ч . III . - С . 154-159.
Поступила 31. 05 .12
© В. Ю. Альбицкий, С. А. Шер, 2013 УДК 614.2:364.65-053.3]:93(470-25)
В. Ю. Альбицкий, С. А. Шер ДОМ ОХРАНЫ МЛАДЕНЦА В МОСКВЕ
ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский пр., 2/62, Россия
Статья посвящена непродолжительному (1918-1922), но чрезвычайно важному времени реорганизации и функционирования Дома охраны младенца (ДОМ) в Москве, созданного по инициативе Отдела охраны материнства и младенчества (ОММ). Благодаря энтузиазму и профессионализму врачей, несмотря на тяжелейшее положение в стране, удалось открыть отделения для здоровых младенцев, создать клиники для тяжелобольных маленьких пациентов, лабораторно-диагностические подразделения, детскую консультацию. ДОМ стал единственным в то время в Советской России научно-практическим центром, где занимались изучением физиологии и патологии детей раннего возраста и подготовкой врачей и медсестер, специализировавшихся по раннему детству. Значение ДОМа, стоявшего у истоков советской системы охраны здоровья детей, трудно переоценить, поскольку он явился своего рода экспериментальной площадкой для создания учреждений государственной системы ОММ, советской педиатрической науки и школы подготовки и усовершенствования научных и практических специалистов в этой области медицины.
Ключевые слова: Отдел охраны материнства и младенчества, Дом охраны младенца, дети раннего возраста
THE HOUSE OF INFANT PROTECTION IN MOSCOW V.Yu. Albitskiy, S.A. Sher.
The article deals with short (1918-1922) but extremely important time of reorganization and functioning of the House of infant protection in Moscow established by the initiative of the Department of mother and infant protection. It turned out, because of enthusiasm and professionalism of physicians and in spite of the most severe situation in the country, to organize the departments for healthy infants, to establish clinics for gravely sick little patients, laboratory diagnostic units and children consultation. The House of infant protection became the only practical research center in the Soviet Russia to study physiology and pathology of children of early age and to train physicians and medical nurses specialized in the area of early childhood. The importance of the House of infant protection whish was at the origins of the Soviet system of protection of children health, is hard to overestimate. The House was a kind of experiment area to develop the institutions of public system of mother and child protection, to elaborate the Soviet pediatric science and schools of training and advanced training of research and practical specialists in this field of medicine.
Key words: Department of mother and infant protection, the House of infant protection, children of early age
В декабре 2012 г. исполнилось 95 лет со дня учреждении Отдела охраны материнства и младенчества (ОММ) при Наркомате Государственного Призрения . Впервые в истории охрана здоровья матери и ребенка стала неотъемлемой функцией государства Заведующей отделом ОММ назначили врача В . П . Лебедеву. 26 апреля 1918 г. Совет народных
В. Ю. Альбицкий - д-р мед . наук, проф . , рук . отдела (а1Ыску@ nczd. ги); С . А . Шер - канд . мед . наук, ст. науч . сотр. (anastel@mail .
комиссаров подписал декрет о переименовании Наркомата Государственного призрения в Наркомат Социального Обеспечения ввиду того, что "существующее название не соответствует социалистическому пониманию задач социального обеспечения и является пережитком старого времени, когда социальная помощь носила характер милостыни и благотворительности" [1]. Его возглавил А. Н . Винокуров .
В мае 1918 г. отдел ОММ разослал в местные подведомственные отделы извещение о своих ближайших задачах, одной из которых являлась "забота о детях как будущих