Из опыта организатора здравоохранения
© А. Ю. Федотов, 2013
УДК 614.2:616-006.04-08-039.57
А. Ю. Федотов
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ
ГУЗ Онкологический диспансер № 2 САО г. Москвы, 121130, Старопетровский пр-д, 6; Россия
Представлены приоритетные направления развития и совершенствования организации специализированной амбулаторной помощи онкологическим больным с целью повышения качества их жизни. Ключевые слова: специализированная медицинская помощь, онкологическая служба, онкологический диспансер, новые организационные формы
THE PRIORITY DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF SPECIALIZED ONCOLOGIC OUT-PATIENT CARE
A.Yu. Fedotov
The article presents the priority directions of development and improvement of organization of.specialized out-patient care of oncologic patients with purpose to enhance quality of their life.
Key words: specialized medical care, oncologic service, oncologic dispensary, new organizational forms
Охрана здоровья граждан является важнейшей задачей и составной частью государственной социальной политики. Реализация государственной политики любой страны в области здравоохранения возможна путем комплексного решения таких задач, как снижение смертности и заболеваемости, инвалидности, улучшения качества жизни больных [1-4].
Злокачественные новообразования (ЗНО) являются одной из основных причин смертности и инвалидности, снижения продолжительности жизни населения . Поскольку ЗНО занимают значимое место в структуре заболеваемости и смертности взрослого населения, одной из актуальных проблем здравоохранения в настоящее время остается совершенствование оказания специализированной помощи онкологическим больным [5-8].
Решение данной задачи возможно с помощью реализации целевых комплексных противораковых программ, которые должны стать основой совершенствования онкологической службы, в том числе ее первичного звена
Целью проведенного нами исследования являлось научное обоснование основных направлений развития и совершенствования организации специализированной амбулаторной помощи онкологическим больным для повышения качества их жизни
Исследование проведено на базе ГУЗ онкологический диспансер № 2 Москвы (ГУЗ ОД № 2), обслуживающего население САО и СЗАО города, численностью составляющее около 2 млн человек
Проведенный комплексный анализ деятельности ГУЗ ОД № 2 показал, что в современных условиях существуют внутренние резервы для повышения эффективности деятельности ЛПУ, оказывающих внебольничную онкологическую помощь . Это свидетельствует о необходимости разработки программ по совершенствованию организации и управления данными медицинскими организациями
Уровень организации специализированной медицинской помощи и хорошая оснащенность ГУЗ ОД № 2, относительно благоприятная ситуация в отношении распространенности онкологических заболеваний на территории обслуживания базового ЛПУ (САО и СЗАО Москвы) позволяют использовать имеющиеся резервы, внедрять новые организационные
А. Ю. Федотов - гл . врач, канд . мед . наук (Alexlen91@yandex . ru)
и современные медицинские технологии .
В последние годы нами была разработана собственная правовая, финансово-экономическая и нормативная база для ГУЗ ОД № 2 . Наряду с этим внедрен в практику комплекс новых организационных и современных медицинских технологий, которые позволили повысить доступность и качество специализированной амбулаторной помощи больным, находящимся под наблюдением в базовом ЛПУ
На базе ГУЗ ОД № 2 созданы следующие формы повышения эффективности оказания специализированной амбулаторной помощи онкологическим больным
• Открыто отделение паллиативной онкологии (отделение противоболевой терапии), что позволило снизить на 30% нагрузку на врачей-онкологов общей онкологии на приеме, поднять уровень качества жизни больных с тяжелыми формами заболевания, до минимума свести количество жалоб пациентов и их родственников, сократить на 60% количество вызовов скорой помощи к онкологическим больным IV клинической группы, существенно снизить случаи нарушений при назначении наркотиков в районных поликлиниках (в 2008-2010 гг. комиссией по контролю за использованием наркотических лекарственных средств не выявлено ни одного нарушения в САО и СЗАО) .
• Организовано бюро медико-социальной экспертизы, что значительно улучшает качество обслуживания онкологических больных (своевременно решаются вопросы установления группы инвалидности с учетом ближайшего и отдаленного прогноза заболевания, у больных с прогрессирующими и тяжелыми формами онкологических заболеваний группа инвалидности своевременно устанавливается на дому и др )
• Создано межокружное маммологическое отделение, в связи с чем появилась возможность организации потока больных, страдающих заболеваниями молочных желез, повышения обеспеченности и доступности специализированной амбулаторной онкологической помощи для жителей САО и СЗАО Москвы, что способствует увеличению ранней выявляемости патологии молочных желез у женщин и др
В базовом ЛПУ хорошо отработаны механизмы преемственности между онкологическим диспансером и лечебно-профилактическими учреждениями САО и СЗАО в плане решения сложных диагностических и лечебных вопросов, а также с другими ЛПУ (Московский городской онкологический диспансер, ГКБ № 62, ГКБ № 33 и др . ), оказывающими специализированную помощь онкологическим больным . Такое взаимо-
действие положительно сказывается на эффективности комплексного лечения пациентов и значительно улучшает качество жизни самого тяжелого контингента онкологических больных .
В целях совершенствования информационного обеспечения наряду с социологическими опросами по изучению некоторых параметров качества жизни онкологических больных и качества организации медицинской помощи проводится информирование пациентов и всех заинтересованных о медицинских и социальных услугах, оказываемых в ГУЗ ОД № 2 (через средства массовой информации, в ходе разъяснительных бесед врачей с пациентами и встреч пациентов с администрацией диспансера, путем использования наглядного метода) . Для обучения населения элементарным навыкам самодиагностики онкологических заболеваний были разработаны памятки-инструкции по раннему выявлению рака молочной железы и колоректального рака
Проведенное исследование позволило определить приоритетные направления совершенствования организации и повышения эффективности специализированной амбулаторной помощи онкологическим больным
1. Совершенствование правового обеспечения онкологической службы на уровне первичного звена, включающее проработку на различных уровнях управления вопросов, касающихся
повышения доступности специализированной медицинской помощи онкологическим больным,
повышения эффективности системы обеспечения и защиты прав пациентов и медицинских работников,
размеров и источников финансирования, а также расходования финансовых средств ЛПУ, оказывающих специализированную медицинскую помощь онкологическим больным,
развития действенных контрольных механизмов качества лечения,
реализации перспективных возможностей внутриучреж-денческого, текущего и стратегического планирования,
разработки комплексных программ по снижению заболеваемости и смертности населения от онкологических заболеваний, направленных на поддержание и поступательное укрепление состояния здоровья населения, повышение качества трудового потенциала и сокращение социально-экономических потерь по причине заболеваемости и смертности от онкологических заболеваний населения трудоспособного возраста
2 . Развитие информационного обеспечения специализированной амбулаторной помощи онкологическим больным в целях повышения ее эффективности и доступности, обеспечения руководителей различных уровней управления информацией, необходимой для оперативного принятия управленческих решений . Этому, в частности, будет способствовать:
совершенствование информационных баз данных для получения достоверного аналитического материала,
внедрение новых информационных технологий, направленных на повышение уровня профилактики онкологических заболеваний и расширение знаний больного о поведении в социуме,
обеспечение доступности информации для субъектов системы здравоохранения, а также всех заинтересованных в охране и улучшении здоровья населения с целью оперативного принятия управленческих решений,
внедрение в онкологических диспансерах системы электронного документооборота с полной компьютеризацией всех рабочих мест и созданием локальной сети,
повышение уровня информационного обеспечения и компьютеризации участников программы дополнительного лекарственного обеспечения в онкологических диспансерах и аптечных организациях,
создание условий для открытого доступа пользователей к электронному каталогу изданий научно-медицинских библиотек,
создание и использование программ мониторинговых исследований, направленных на выявление дефектов, возникающих в оказании медицинской помощи онкологическим
больным, параметров, характеризующих качество их жизни, широкое использование средств массовой информации, что будет способствовать более тесным и содержательным контактам с потенциальными потребителями медицинских услуг, оказываемых в онкологических диспансерах,
взаимодействие со средствами массовой информации и др 3. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в целях повышения качества оказания специализированной амбулаторной помощи онкологическим больным . При этом особое внимание следует уделять вопросам сертификации и аттестации руководителей ЛПУ, оказывающих амбулаторную помощь онкологическим больным, врачебных кадров, среднего медицинского персонала, проведению тематических циклов усовершенствования, компьютеризации рабочих мест врачей-онкологов с подключением к Интернету и системе Med-line и др .
4 . Совершенствование организационных механизмов повышения эффективности деятельности ЛПУ, оказывающих специализированную амбулаторную помощь онкологическим больным
5 . Максимальное использование в работе ЛПУ, оказывающих специализированную амбулаторную помощь онкологическим больным, современных организационных форм: отделений паллиативной онкологии, бюро медико-социальной экспертизы, межокружных (межрайонных) онкологических отделений, с оснащением их современной диагностической и лечебной аппаратурой и др . , а также медицинских технологий диагностики и лечения, контроля за ходом лечебно-профилактических мероприятий
6 . Совершенствование управления ЛПУ, оказывающими специализированную онкологическую амбулаторную помощь, с целью оптимизации их деятельности, дальнейшее совершенствование и укрепление материально-технической базы, усиление взаимодействия между различными ЛПУ, оказывающими специализированную медицинскую помощь больным онкологическими заболеваниями, проведение адекватной кадровой политики, совершенствование систем материального стимулирования медицинского персонала, реализация современных технологий маркетинга и менеджмента и др
7 . Обеспечение научного сопровождения реализации основных направлений развития специализированной амбулаторной онкологической помощи, что будет способствовать ускорению внедрения перспективных механизмов управления ею, разработке, апробации, внедрению перспективных организационных и медицинских технологий, а также оценке их эффективности, оценке результатов и прогнозированию развития онкологической службы на уровне первичного звена, повышению доступности и качества оказываемых медицинских услуг, качества жизни больных, страдающих онкологическими заболеваниями
Реализация перспективных направлений при условии подготовки и осуществления конкретных программ, принятия соответствующих управленческих и финансовых решений будет способствовать оптимизации деятельности онкологических диспансеров, повышению эффективности специализированной онкологической амбулаторной помощи, ее организационного, ресурсного и кадрового обеспечения в современных условиях в целях повышения качества жизни онкологических больных
ЛИТЕРАТУРА
1. Щепин О. П., Коротких Р. В., Щепин В. О., Медик В. А. Здоровье населения - основы развития здравоохранения . - М . , 2009.
2 . Щепин О. П., Медик В. А., Стародубов В. И. // Пробл . соц . гиг. ,
здравоохр . и истории мед . - 2005 . - № 5 . - С . 3-6 .
3 . Сон И. М., Леонов С. А., Огрызко Е. В. // Здравоохр . Рос . Федера-
ции. - 2010 .- № 1,- С. 3-7 .
4 . Стародубов В. И., Михайлова Ю. В., Иванова А. Е. // Преждев-
ременная и предотвратимая смертность в России - критерий потери здоровья населения: Сборник трудов Всероссийской науч . -практ. конф . - М . , 2006 . - С . 4-41.
5 . Бедорева И. Ю. Научное обоснование системы процессного
управления медицинской организацией на основе принципов всеобщего менеджмента качества: Автореф . дис . . . . д-ра мед . наук . - Новосибирск, 2008 .
6 . Брянцева А. И. Совершенствование организации онкологиче-
ской помощи на основе медико-статистического анализа (на примере Хабаровского края): Автореф . дис . . . . канд . мед . наук. - Хабаровск, 2006 .
7 . Давыдов М. И. Демидов Л., Поляков Б. // Врач . - 2006 . - № 13 . -
С . 3-7 .
8 . Кудрявцев И. Ю. Научное обоснование совершенствования организации онкологической помощи в условиях специфической техногенной нагрузки на население: Автореф . дис . . . . д-ра мед . наук . - М . , 2011.
Поступила 22 . 11.12
История медицины
© Коллектив авторов, 2013 УДК 61:93
А. М. Сточик, С. Н. Затравкин, А. А. Сточик
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА
XIX ВЕКА)
СООБЩЕНИЕ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОЛИЦИИ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНЫМ ДЕЛОМ, ВРАЧЕБНО-САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
НИИ истории медицины РАМН; 109028, Москва, Б. Николоворобинский пер., 7, стр. 15; Россия
Настоящее сообщение посвящено истории возникновения во второй половине XVIII века концепции медицинской полиции, ставшей одним из важнейших инструментов государственного управления в Австрии, Франции, Пруссии и России. Показана связь возникновения этой концепции с результатами научных исследований в области изучения эпидемических конституций и рассмотрены два направления деятельности органов государственной власти в области внедрения медицинской полиции - введение государственного администрирования деятельности врачей и разработка совместными усилиями врачей и правоведов специального врачебно-санитарного законодательства.
Приведены историографические данные о создании Санитарно-придворной депутации (Австрия), Королевского медицинского общества (Франция), Медицинской коллегии (Швеция), Медицинской и санитарной обер-коллегии (Пруссия), Медицинской коллегии и Медицинского совета Министерства внутренних дел (Россия). Показано, что в XVIII веке наибольших успехов в решении проблем управления деятельностью врачей удалось добиться французскому Королевскому медицинскому обществу благодаря внедрению принципиально новых для медицины того времени методов сбора и стандартизации показателей факторов физической среды обитания людей и их связи с заболеваемостью.
Ключевые слова: эпидемии, медицинская полиция, управление, охрана здоровья, санитарное законодательство
THE BECOMING OF PUBLIC MEDICINE (SECOND HALF OF XVIII-FIRST HALF OF XIX CENTURIES) . REPORT 1: THE ORIGIN OF CONCEPT OF MEDICAL POLICE, GOVERNING BODIES OF MEDICAL SANITARY BUSINESS, PHYSICIAN SANITARY LEGISLATION
A.M. Stotchik, S.N. Zatravkin, A.A. Stotchik
The present report covers the history of origination of concept of medical police in the second half ofXVIII century. This body became one of the most important tool of state governance in Austria, France, Prussia and Russia. The relationship between origin of this concept and the results of scientific studies in area of investigation of epidemic constitutions is demonstrated. Two directions of activity of bodies of state governance are considered concerning the implementation of medical police - imposition ofpublic administration of activities ofphysicians and development by joint efforts ofphysicians and lawyers of special physician sanitary legislation.
Key words: epidemics, medical police, governance, health promotion, sanitary legislation
Во второй половине XVIII - первой половине XIX веков возникает и постепенно утверждается принципиально новое отношение государства к медицине как сфере научно-практической деятельности. В Австрии, Швеции, Франции, Пруссии, России профилактика заболеваний и восстановление здоровья впервые начинают рассматриваться не как личное дело отдельного человека, а как важнейшее средство обеспечения "внутренней безопасности государства" [1, 2].
Основных причин для столь радикального изменения взглядов на роль медицины в жизни государства и последовавших вслед за ним масштабных преобразований, заложив-
А. М. Сточик - акад . РАМН, д-р мед . наук, профессор, директор; С. Н. Затравкин - д-р мед . наук, проф . , зав . отд . истории медицины (zatravkine@mail .га); А. А. Сточик - канд . мед . наук, вед . науч . сотр
ших основы государственной медицины, было, по меньшей мере, две
Первая и главная состояла в окончательном признании новых представлений о причинах возникновения эпидемий Эпидемии во все времена считались едва ли ни самой страшной угрозой для "внутренней безопасности" любого государства . Они уносили десятки и сотни тысяч жизней, вызывали животный ужас, порождавший социальную нестабильность, наносили колоссальный, порой непоправимый экономический ущерб [3]. Однако до тех пор, пока причинами эпидемий считались "таинственные изменения скрытых качеств воздуха" и наличие большой группы людей "с неуравновешенностью внутренних качеств их организмов", эпидемии рассматривались как неотвратимые бедствия, а государственное вмешательство в борьбу с ними было минимальным Оно ограничивалось лишь противодействием распространению уже возник-