Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ'

СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ»

развитием госслужащих создаются определенные условия для того, чтобы проводить регулярный мониторинг нравственного состояния госслужащих, оценивать его с помощью исследования общественного мнения и внедрять эффективную систему государственно-общественного контроля. [3]

То, как будет формироваться и расти этический уровень госслужащих, напрямую зависит и от того, как совершенствуются подготовка, переподготовка и повышение квалификации госслужащих, поскольку это крайне важно для эффективной работы государственных служб.

Система управления этическим развитием госслужащих предлагает пути, чтобы повышалась этика государственных служащих:

1) создание эффективного механизма подбора кадров для госслужбы, обеспечить должностной (служебный) рост госслужащих руководствуясь их профессиональными заслугами и деловыми качествами;

2) повышение престижа государственной службы и авторитета госслужащих;

3) непрерывное профессиональное образование государственных служащих, совершенствование стандартов и программ подготовки и профессионального развития госслужащих, открытый конкурсный отбор этих программ, а также образовательных учреждений;

4) развитие профессиональных качеств госслужащих;

5) обновление и плановая ротация кадров государственной службы;

7) объективная оценка результатов деятельности госслужащих, проведение аттестации или квалификационного экзамена.

Использованные источники:

1. Аверина, O.P. Этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск: ДАГС, 2004. 132 с.

2. Атаманчук Г.В., Ионова А.И., Ульянова А.Я. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2005.

3. Атаманчук Г.В. - Сущность государственной службы. Издательство: РАГС, 2008г., С. 312.

Бутова Т.В., к.э.н. доцент, заместитель декана Цихоцкий Ф.Н.

студент, член Научного Студенческого Общества факультет «Государственное и муниципальное управление»

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Тема монополий, их роли и места в экономике появилась относительно недавно - в начале XIX в. Уже к шестидесятым годам ХХ века учение о

монополиях прочно вошло в экономическую теорию, став её частью. Значимость данной темы с тех пор лишь возрастала, так как от наличия или отсутствия в хозяйстве страны данного типа рыночной структуры зависел ход экономических процессов.

Чтобы раскрыть суть исследования данной темы необходимо начать с теоретических основ и понятия естественных монополий, рассмотреть их функционирование и регулирование за рубежом и в России, выявить основные мировые тенденции в области государственного регулирования последних.

Проблема естественных монополий рассматривалась экономистами уже с XIX века. Первыми взялись за её анализ Антуан-Оппстен Курно и Джон Стюарт Милль. Они рассматривали проблему с практической стороны. В области теории и практики государственного регулирования отраслей естественных монополий важные научные результаты отражены в работах Л. Вальраса, К. Менгера, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина, А. Марщалла, Дж. Гэлбрейта, А. Пигу.

С самого зарождения экономической теории складывалось понимание необходимости формирования чётких понятий для явлений, процессов экономики. Таким образом, образовывались предпосылки к созданию объективной терминологической базы, необходимость которой была обусловлена разнообразным пониманием одних и тех же понятий учёными-экономистами как разного времени, так и разных стран. Постепенно сложился понятийный аппарат и произошло становление экономики как науки (XVIII век).

Однако, чем быстрее развивалось общество, тем быстрее развивалась и экономика. Появлялись всё новые и новые процессы, явления, рынки и рыночные структуры. Наконец, в восьмидесятых годах XIX века в Германии стали появляться первые монополии . Затем они распространились по странам Европы, появились в США, чуть позже и в России. Это было связано, прежде всего, с бурным ростом экономики, который основывался на технологическом прогрессе. Производство росло и укрупнялось. Оно требовало огромных капиталовложений в НИОКР, а мелкие фирмы просто не могли себе этого позволить.

Первое отношение к монополиям было как к естественной ситуации, неизбежной на рынке. Государство и правительство не препятствовало их деятельности, учёные рассматривали их как новое, малоизученное явление, не уделяя должного внимания. Первая Мировая война не слишком изменила ситуацию, наоборот - экономический анализ показал, что именно высокая степень монополизации экономики помогла странам наиболее эффективно осуществлять производство в условиях военного времени. Чаще всего такие компании получали государственные заказы на определённые социально экономически значимые товары, а также на товары ВПК. В таких условиях предприятию было комфортно существовать в качестве единственного

производителя блага, оно получало огромные сверхприбыли, а государство -массовое производство без задержек, столь необходимое в военное время.

Окончание войны привело к сокращению государственных инвестиций, гособоронзаказов и других товаров, массово закупаемых у монополий. В результате деятельность монополий «тормозила» оживление малого бизнеса и развитие мировой торговли. Обладая огромными производственными мощностями, монополисты могли не боятся конкуренции, а привычную сверхприбыль получали уменьшая производство и завышая цены. На рынке образовывался дефицит. Многие эксперты рассматривают в качестве одной из причин Великой Депрессии (1929-1933 гг.) и кризиса, который затем прокатился по всему миру именно монополизацию рынка . Так из позитивного отношения к монополии сложилось крайне негативное отношение.

В процессе реформ, направленных на борьбу с кризисом в США, а затем и на устранение последствий мирового экономического кризиса 1929 года, монополии были признаны помехой нормальному функционированию рынка.

В результате реформ, проведенных Кейнсом, создавались специальные антитрестовые законы для регулирования монополий, однако, некоторые монополии всё же были признаны даже в США. В основном это происходило в отраслях с высоким порогом перехода положительного эффекта от масштабов производства в отрицательный, т.е. в отраслях, где минимум долгосрочных средних издержек достигался только при больших объёмах выпуска, а то и при наличии только одной фирмы в отрасли (примерами таких отраслей могут служить - железные дороги, система транспортировки нефти, газа, электроэнергетика, водоснабжение и другие). Такие монополии стали называть естественными монополиями и именно о них пойдет речь.

Таким образом, отношение к современным естественным монополиям остаётся неоднозначным. Большинство учёных-экономистов сходятся на том, что естественные монополии имеют право жить, так как ничем иным их заменить просто невозможно. Возьмем, к примеру, железные дороги и представим, что каждой железнодорожной веткой между городами будет владеть отдельная организация. Разрушится единое экономическое пространство, в разы возрастет стоимость транспортировки. Ничего хорошего в разукрупнении организации, монополизирующей железные дороги, не будет.

Использованные источники:

1. Примо У. Прямая инфраструктурная конкуренция: миф о естественной монополии - 1986

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

3. Пухова М.М., Бутова Е.В., Толмачев В.П. Актуальные вопросы развития

холдинговых структур в отечественной экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. №1(25) с.81-86

4. Петрова Ю.И., Кривцова М.К., Белозерова В.А. Лоббирование как форма объединения интересов бизнеса и власти. //Наука и современность. 2013. №24. с.283-287

Бутова Т.В., к.э.н. доцент, заместитель декана Цихоцкий Ф.Н.

студент, член Научного Студенческого Общества факультет «Государственное и муниципальное управление»

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В контексте зарождения и развития современной региональной политики важную роль играют всевозможные формы межрегиональной кооперации и взаимодействия. Наиболее значимыми формами межрегионального взаимодействия, возникшими в начале 1990-х гг., являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как форма межрегионального сотрудничества сформировалась начиная с 1991 г. В этот период были организованы: ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации «Северо-Запад»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации Центральной России «Центральная Россия»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного района Российской Федерации «Черноземье»; ассоциация «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона; ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа «Северный Кавказ»; ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона «Уральская»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия республик, краев, областей и автономных округов Западной и Восточной Сибири «Сибирское соглашение»; межрайонная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья.[4]

Все вышеперечисленные ассоциации имеют существенные различия по масштабу, форме организации, реальным результатам деятельности и по декларируемым задачам и целям. Если же попробовать сформулировать «обобщенную модель» подобной ассоциации и ее структуру, то можно выявить следующие основные черты.

В состав ассоциаций входят субъекты Российской Федерации, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.