Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Бутова Т.В., к.э.н. доцент, заместитель декана Цихоцкий Ф.Н.

студент, член Научного Студенческого Общества факультет «Государственное и муниципальное управление»

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Любой вид профессиональной деятельности человека формирует корпоративную профессиональную этику, которая своими моральными нормами регулирует поведение работника. Особенно важна профессиональная этика для управленческих структур и, прежде всего, государственной службы. Государственная служба - это служение людям, обществу. [1]

Говоря об этике государственной службы, следует учитывать, что концепция моральной ответственности личности может быть проецирована на организацию. Этичность должна стать неотъемлемой частью существования организации на всех этапах — в начале ее проектирования, в процессе создания, активного функционирования и даже в момент прекращения существования.

Очевидно, что на этапе проектирования организации этические требования необходимо учитывать максимально полно.

Здесь необходимо задействовать принципы не только определенной профессиональной этики, сколько универсальной. [2]

Этика государственной службы имеет тесные связи со структурой общества и определяется ею довольно четко. В этом обычно отражены традиционные представления представителя того или иного общества о статусе этого общества, о том, какие преимущества у его цивилизации и прочее. Но также этика государственной службы является объединением, куда входят универсальные правила, которые люди применяют во всем цивилизованном мире.

Этика государственной службы, в качестве вида профессиональной этики, является морально-нравственными нормами, предписывающие конкретный тип человеческих отношений на государственной службе. Она состоит из принципов, правил и норм, которые выражают моральные требования к нравственности чиновника, к его отношениям с государством, другими государственными служащими и обществом. [2]

Этика государственной службы состоит из элементов этики идеологизированных систем: подчинять основные личных качества специфике достигаемой идеи, исключать всех, кто может принять методы и способы, с помощью которых достигаются поставленные цели.

Сформировать эффективную управленческую государственную

службу - это очень серьезная и актуальная задача. При изучении кадровых проблем многими учеными, аналитиками и политиками замечено, что отсутствуют механизмы, которые позволяют на практике качественно подбирать и рационально расставлять кадры, в том числе и учитывая их социальную сущность, нравственные ориентиры, моральность сознания, этику. [3]

Специфика государственной службы, уникальность социально-правового статуса государственного служащего и служебные ситуации, которые вытекают из этого, могут позволить говорить об этикете государственного служащего как о специфических правилах, которые регламентируют взаимоотношения людей в их профессиональной деятельности, учитывая многообразие форм служебного общения. На государственной службе, где главное - это субординация, у каждого вида общения есть своя специфика и свои, выработанные практикой правила этикета, который ориентирован на честь и достоинство в качестве высшей ценности. [3]

Рассматривая признаки этики государственных служащих, можно сделать вывод, что ее должны характеризоваться необходимые параметры, которые определяют взгляды, особенности человека, и они определяют его отношение к смысловому содержанию и ценностям права, а в этом, в свою очередь, отражается цивилизованность общества, его социальное сознание, развитие духовности и нравственные устои, бытующие в обществе. Речь идет о порядочности, независимости от финансовых интересов, объективности, ответственности, открытости, самоотверженности, здравом смысле, беспристрастности, чувстве долга, справедливости, совести и так далее. [2]

У этики на государственной службе различные функции. Выделяются информационная функция, стандартизацию моделей индивидуального и группового поведения, социальный контроль и социальное влияние, создание психологического комфорта.

Нормы этики информируют о том, как следует вести себя государственному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этика помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

В заключении следует отметить, что этика государственной службы как корпоративная профессиональная этика, как вид этики управления,

развивается во взаимосвязи с общей (универсальной) этикой. Изменение ее принципов связано с развитием представлений о морали в конкретном обществе на определенном этапе исторического развития. Кроме того, возникновение этики государственной службы, как и любой профессиональной этики, связано с достижением достаточно высокого уровня профессионализма и компетентности в данной сфере.

Активизация процесса создания этических кодексов государственной службы на современном этапе связана не только со спецификой государственного управления, но и с решением задач политико-административного управления, изменениями представлений о роли этических принципов в процессе повышения эффективности управленческого процесса в целом.

Использованные источники:

1. Налбадян Ж. Роль права в формировании этики государственной службы. -М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 3-5.

2. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,2006 С. 159.

3. Шишкина, А. А. К вопросу о профессиональной этике государственного служащего/ А. А. Шишкина // Проблемы современного профессионального образования: сборник статей. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - С. 126-136.

Бутова Т.В., к.э.н. доцент, заместитель декана Цихоцкий Ф.Н.

студент, член Научного Студенческого Общества факультет «Государственное и муниципальное управление»

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Управление этическим (нравственным) развитием государственных служащих - это внешнее воздействие лица, которое принимает решения, или субъекта управления государственной службой на состояние этики государственных служащих, что определяет изменения в нем, соответствующие необходимой морали, а также мероприятия, актуализирующие стремления служащих к саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с этими принципами.

Организационные, финансово-экономические, технологические, информационные, регулятивные и иные технологии, средства, методы, приемы - все это механизмы, позволяющие приблизить реальное этическое (нравственное) состояние госслужащих к теоретическому идеалу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.