ЭТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
© Бутова Т.В.*, Кривцова М.К.*, Цихоцкий Ф.Н.*
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва
В статье изучены основные теоретические и практические проблемы регулирования этического поведения на государственной гражданской службе Российской Федерации; рассмотрены основные понятия этики, моральных норм; выявлена зависимость между степенью политизированности государственного аппарата и методами этического регулирования, а также дан анализ современной законодательной базы, которая регулирует данную сферу.
Ключевые слова: регулирование, этическое поведение, нравственные ценности, государственная служба.
Анализ законодательной базы деятельности государственных служащих позволяет судить о том, что в основе своей нравственные аспекты в той или иной мере находят отражение в них. Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст.4 Принципы гражданской службы отражает следующие аспекты: 1. Принципами гражданской службы являются:
1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
* Заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление», кандидат экономических наук, доцент.
* Председатель Научного Студенческого Общества факультета «Государственное и муниципальное управление», студент.
" Член Научного Студенческого Общества факультета «Государственное и муниципальное управление», студент.
5. стабильность гражданской службы;
6. доступность информации о гражданской службе;
7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Статья 18 Требования к служебному поведению гражданского служащего гласит:
I. Гражданский служащий обязан:
1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4. обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6. соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9. проявлять корректность в обращении с гражданами;
10. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
II. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В этом случае хорошо видна этическая направленность и содержание кодифицированных, обязательных к исполнению норм, Если интерпретировать перечисленные положения и выразить их категориями социальной философии, к основным моральным принципам современного руководителя можно отнести:
- принцип гуманизма, т.е. признания человека высшей ценностью, уважения человеческого достоинства и доверие к людям;
- принцип служения (исполнения своих служебных обязанностей) не за страх, а за совесть;
- принцип сохранения верности патриотическому и служебному долгу;
- принцип гармонизации целей и средств государственной деятельности (сочетание нравственного характера выбора цели с нравственным содержанием форм и способов ее достижения);
- принцип обоснованности управленческих решений, их моральной допустимости и ответственности за последствия их реализации.
- принцип соблюдения большого в малом или нравственной последовательности;
- принцип учета моральных качеств чиновников в оценке их деятельности;
- принцип противодействия (активного противостояния) всякому проявлению социального зла.
Кроме того, важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного служащего является принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми другими нормативными актами и должностными инструкциями. Воплощение этого принципа в жизнь, руководство им в непосредственной практической работе выступает в качестве определяющей социальной и духовной базы управления обществом. Роль и значение данного принципа, его приоритет среди других этических требований подчеркивается его закреплением в Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Мораль (нравственность), присущие ей нормы, принципы, ценности -объективно обусловлены и играют важную роль в регуляции поведения и деятельности людей, в том числе в сфере государственной службы. Во многих жизненных ситуациях моральные требования помогают осуществлять правильные поступки, находить верные решения.
Моральное сознание государственного служащего может характеризоваться: ярко выраженной политической направленностью, основу которой
составляют государственные (национальные) интересы; приоритетностью нравственных целей в системе духовных ориентиров и поведении; акцентом на нормы высокой ответственности за выполнение служебных задач по реализации общественных интересов, своего профессионального долга; более четкой сформированностью теоретических знаний (ввиду хорошего образования) в том числе и этического плана; повышенной требовательностью со стороны общественности к провозглашаемым идеалам.
Таким образом, моральное сознание государственного служащего отражает множество сторон: общечеловеческие моральные мысли, идеи, требования, оценки и т.п.; специфические профессиональные нормы нравственности; аспекты управленческой этики.
Деятельность государственного служащего с позиций моральной оценки также имеет свою специфику. Сюда можно отнести: повышенные требования к формам и содержанию поведения, как в профессиональной среде, так и вне ее; более резкую оценку и значительный резонанс в случаях совершения аморальных поступков; расширенный спектр социальных отношений для оценки и критики поведения государственного служащего. Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаимосвязанных нравственных отношений. В эту систему моральных отношений входят, прежде всего: отношение специалиста к обществу; отношение специалиста к объекту труда; отношение специалиста к коллегам по профессии; отношение специалиста к самому себе.
Вторая особенность нравственных начал государственной службы - наполнение конкретным содержанием основных этических категорий будет адекватным целям, задачам, условиям, средствам профессиональной деятельности государственного служащего. Благо в сфере деятельности государственного служащего соотносится, прежде всего, с общественным благом, с приложением усилий для обеспечения этого общественного блага. Именно отсюда мы выходим на дифференциацию понятий добра и зла, а точнее не понятий, а критериев оценки различных явлений и процессов общественной жизни, которые регулируются органами власти. Ведь именно система координат того, что полезно обществу, его гражданам, а что вредно позволяет соотносить различные социальные проявления, давать им нравственную оценку. Например, преступность, терроризм, коррупция, дилетантство и т.п. имеют негативное влияние на общественные процессы. А такие понятия как, например, солидарность, стабильность, профессионализм однозначно выделяются в приоритет положительных.
Стоит отметить, что политическая система, политическое состояние общества и государства непосредственно влияют на морально-психологическое состояние государственных служащих, в первую очередь на мотиваци-онную сферу. Формируется система общегосударственных нравственных ценностей относительно политики той или иной страны, на основе которых складываются ценностные ориентации субъектов ее реализации, т.е. госу-
дарственных чиновников. Целенаправленность деятельности государственной службы в целом определяется политической линией страны, ее идеологией, и отражает единую для всех нравственную ценность - территориальную целостность, суверенитет и независимость государства, возможность развиваться в цивилизованных рамках. По крайней мере, об этом заявляют политики всех стран.
Тесная взаимосвязь и взаимовлияние политики и профессиональной этики государственных служащих конкретизируется в политике России, которая является концентрированным выражением линии поведения государства. Это находит отражение и в нормативно-правовой базе, где определяются прогрессивные, миролюбивые, гуманные цели, принципы и приоритеты государственной деятельности. Политика во всем многообразии своих сложностей обусловливает формирование профессиональной этики государственного служащего в соответствии, прежде всего, с реализацией общественных интересов.
Список литературы:
1. Федеральный Закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=154799.
2. Белолипецкий В.К. Этика и культура управления: учебно-практическое пособие / В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - С. 142.
3. Архипова Н. И. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ -2011. - № 4 (66). - С. 29.
4. Рагулина Ю.В., Федосова Р.Н. Особенности соотношения государственного, негосударственного и частного секторов в рамках корпоративной социальной // Вестник Академии. - 2013. - № 3. - С. 78-83.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ © Васильев К.В.*, Павлов А.И.*, Федотова С.А.*
Финансово-экономический институт
Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова,
г. Якутск
Для успешного существования на рынке предприятиям необходимо обновлять свою продукцию, внедрять управленческие, производственные
* Студент кафедры Экономики и управления производством. Научный руководитель: Спиридонова Р.Ф.,старший преподаватель кафедры Экономики и управления производством.