развивается во взаимосвязи с общей (универсальной) этикой. Изменение ее принципов связано с развитием представлений о морали в конкретном обществе на определенном этапе исторического развития. Кроме того, возникновение этики государственной службы, как и любой профессиональной этики, связано с достижением достаточно высокого уровня профессионализма и компетентности в данной сфере.
Активизация процесса создания этических кодексов государственной службы на современном этапе связана не только со спецификой государственного управления, но и с решением задач политико-административного управления, изменениями представлений о роли этических принципов в процессе повышения эффективности управленческого процесса в целом.
Использованные источники:
1. Налбадян Ж. Роль права в формировании этики государственной службы. -М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 3-5.
2. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,2006 С. 159.
3. Шишкина, А. А. К вопросу о профессиональной этике государственного служащего/ А. А. Шишкина // Проблемы современного профессионального образования: сборник статей. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - С. 126-136.
Бутова Т.В., к.э.н. доцент, заместитель декана Цихоцкий Ф.Н.
студент, член Научного Студенческого Общества факультет «Государственное и муниципальное управление»
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, г. Москва О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Управление этическим (нравственным) развитием государственных служащих - это внешнее воздействие лица, которое принимает решения, или субъекта управления государственной службой на состояние этики государственных служащих, что определяет изменения в нем, соответствующие необходимой морали, а также мероприятия, актуализирующие стремления служащих к саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с этими принципами.
Организационные, финансово-экономические, технологические, информационные, регулятивные и иные технологии, средства, методы, приемы - все это механизмы, позволяющие приблизить реальное этическое (нравственное) состояние госслужащих к теоретическому идеалу.
Этические кодексы являются регулятивными механизмами преобразования нравственного реального состояния госслужащего в желаемое, которые действуют, фиксируя принципы, ценности и нормы поведения работников госаппарата, установленные после обработки и систематизации информации об ожиданиях общества и требованиях, предъявляемых к ним.
В управлении этическим развитием государственных служащих кодексы этики являются элементом, который:
1) определяет цели развития их нравственности;
2) является основой регулирования нравственного состояния государственных служащих;
3) является основанием нравственного саморегулирования служащих.
Следовательно, этические кодексы - это своего рода ориентир,
который помогает субъекту управления сравнить реальное этическое состояние госслужащих и желаемое, и, основываясь на результатах, найти способы, чтобы повысить уровень нравственности в их среде. [1]
У этических кодексов есть своя специфика - в них говорится об определенных ситуациях и они систематизируют вытекающие из этих ситуаций правила поведения рекомендательного характера. Поэтому кодексом этики нормативно не запрещены какие-либо действия, там только дается разъяснение этическим коллизиям, с которыми сталкиваются государственные служащие, и даются некоторые рекомендации, как их преодолеть.
Есть общегосударственные и региональные кодексы этики, и на них влияет территориальный принцип распространения этических норм, а также специфика содержания, культурные и национальные особенности деятельности. По уровню власти кодексы этики можно разделить на ведомственные федеральные и ведомственные региональные. Их содержание зависит от профессиональных особенностей деятельности госслужащих.
Общегосударственные кодексы этики являются документами, где закрепляются и систематизируются требования общества к морали государственных служащих, и общие для абсолютно всех государственных служащих. [1]
Региональные кодексы этики являются документами, в которых определяются требования к моральным устоям государственных служащих, они зависят от национальных и культурных особенностей их деятельности в определенных субъектах, а также они описывают связанные с ними возможные проблемы и специфические правила их поведения.
Ведомственные федеральные кодексы этики являются документами, в которых содержатся определенные требования, касающиеся моральных устоев государственных служащих федеральных органов власти. Их специфику обуславливают профессиональные особенности деятельности федеральных служащих.
Ведомственные региональные кодексы этики являются документами, в которых содержатся определенные требования к моральным устоям государственных служащих. Специфику их содержания обуславливают профессиональные особенности деятельности региональных служащих, которая вытекает из полномочий власти регионального уровня, что установлено нормативно-правовыми актами. [2]
Есть несколько рекомендаций, как совершенствовать управление этическим развитием госслужащих:
1) регулятивные механизмы управления развитием этики госслужащих нельзя ограничивать только правовыми документами, принципами и правилами поведения чиновников; их следует дополнять внеправовыми регуляторами, например, кодексами этики, где положения не являются административно-принудительными;
2) общим принципам этики и правила служебного поведения государственных служащих, которые вытекают из них и содержатся в кодексе этики, в первую очередь, нужно отражать требования к морали, которые разделяет наше общество. При этом не стоит путать общие принципы с конкретными правилами служебного поведения государственных служащих. Региональные кодексы этики должны дополнять специфические требования к морали госслужащих, обусловленные национальными и культурными особенностями их деятельности, а ведомственные должны обуславливаться требованиями к морали государственных служащих, которые зависят от профессиональных особенностей их деятельности;
3) чтобы развивались организационные механизмы, в первую очередь, необходимо создать систему органов власти, которые выполняли бы функции управления этическим развитием госслужащих в рамках полномочий, а также необходимы общественные организации, которые влияют на эти процессы в пределах, определяемые законодательством;
4) с помощью финансово - экономических механизмов можно совершенствовать систему поощрений и наказаний госслужащих за то, что они добросовестно или недобросовестно выполняют должностные обязанности, что необходимо для профилактики нарушений должной морали;
5) технологические механизмы управления этикой государственных служащих нужно совершенствовать - внедрять наставничество и профессиональную социализацию, развивать образовательные технологии, направленные на то чтобы вырабатывать у государственных служащих принципы и нормы служебной этики; развивать технологии, которые формируют у госслужащих мотивацию к качественному исполнению служебных обязанностей и связанных с эффективными поощрениями и наказаниями;
6) с помощью информационных механизмов управления этическим
развитием госслужащих создаются определенные условия для того, чтобы проводить регулярный мониторинг нравственного состояния госслужащих, оценивать его с помощью исследования общественного мнения и внедрять эффективную систему государственно-общественного контроля. [3]
То, как будет формироваться и расти этический уровень госслужащих, напрямую зависит и от того, как совершенствуются подготовка, переподготовка и повышение квалификации госслужащих, поскольку это крайне важно для эффективной работы государственных служб.
Система управления этическим развитием госслужащих предлагает пути, чтобы повышалась этика государственных служащих:
1) создание эффективного механизма подбора кадров для госслужбы, обеспечить должностной (служебный) рост госслужащих руководствуясь их профессиональными заслугами и деловыми качествами;
2) повышение престижа государственной службы и авторитета госслужащих;
3) непрерывное профессиональное образование государственных служащих, совершенствование стандартов и программ подготовки и профессионального развития госслужащих, открытый конкурсный отбор этих программ, а также образовательных учреждений;
4) развитие профессиональных качеств госслужащих;
5) обновление и плановая ротация кадров государственной службы;
7) объективная оценка результатов деятельности госслужащих, проведение аттестации или квалификационного экзамена.
Использованные источники:
1. Аверина, O.P. Этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск: ДАГС, 2004. 132 с.
2. Атаманчук Г.В., Ионова А.И., Ульянова А.Я. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2005.
3. Атаманчук Г.В. - Сущность государственной службы. Издательство: РАГС, 2008г., С. 312.
Бутова Т.В., к.э.н. доцент, заместитель декана Цихоцкий Ф.Н.
студент, член Научного Студенческого Общества факультет «Государственное и муниципальное управление»
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, г. Москва СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Тема монополий, их роли и места в экономике появилась относительно недавно - в начале XIX в. Уже к шестидесятым годам ХХ века учение о