Научная статья на тему 'Профессиональная этика государственных гражданских служащих'

Профессиональная этика государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
618
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корчагина Е. А., Ильина Л. Н.

На сегодняшний день государственная гражданская служба как на федеральном, так и на региональном уровнях, является специфической сферой профессиональной служебной деятельности, направленной на выполнение функций органов государственной власти и управления. Это вносит предельную определенность в структуру приоритетов и ценностей в системе государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика государственных гражданских служащих»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

© Корчагина Е.А.*, Ильина Л.Н.*

Филиал Волго-Вятской академия государственной службы, г. Чебоксары

На сегодняшний день государственная гражданская служба как на федеральном, так и на региональном уровнях, является специфической сферой профессиональной служебной деятельности, направленной на выполнение функций органов государственной власти и управления. Это вносит предельную определенность в структуру приоритетов и ценностей в системе государственной службы.

Нравственные основы государственной службы, профессиональная этика, самостоятельность и высокая мораль государственных и муниципальных служащих преломляются в их деятельности на этапе демократизации государства и общества. Учитывая, насколько остро ставится вопрос нравственного и духовного возрождения общества, проблема профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих и формирование в них профессиональной этики приобретает все большую актуальность и перспективность как в теории государственного и муниципального управления, так и практике. Нужно отметить, что особенно это касается тех специалистов, которые работают в сфере «человек - власть - человек», к которой и относится профессия «государственный гражданский служащий». Это обусловлено целым рядом причин, среди которых можно выделить такие, как необходимость формирования нравственных основ служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих, этических норм исполнения должностных обязанностей, закрепления принципов гражданского служения государству и обществу, дальнейшего институционального развития государственной гражданской службы и т.д. Именно государственному гражданскому и муниципальному служащему в силу специфики своей профессиональной деятельности принадлежит одна из ведущих ролей в формировании нравственной, духовной и этической культуры гражданского общества и государства в целом.

В условиях социально-экономического реформирования гражданского общества культивирование и продвижение этических ценностей государственными гражданскими и муниципальными служащими приобретает особое значение. В связи с усложнением структур, повышением уровня решаемых задач возрастает значимость моральных качеств человека, как ответственность, принципиальность, честность и т.д.

* Преподаватель кафедры Социальных и правовых дисциплин.

* Доцент кафедры Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат педагогических наук.

Соблюдение профессиональной этики, общечеловеческие нормы нравственности - одно из обязательных условий должной морали любого человека, и особенно для чиновников. Отсутствие или «стертость», искажение их в личностной морали госслужащего деформирует сам смысл его служения интересам общества, государства и отдельным гражданам.

Как показал анализ теоретических исследований, философской и литературы управленческого характера, а также нормативно-правовых актов, проблеме формирования профессиональной этики у будущих специалистов государственного и муниципального управления в системе высшего профессионального образования уделено недостаточное внимание. При этом изменения, произошедшие в политической и экономической жизни мирового сообщества, диктуют новые правила и технологии построения общественных и межличностных отношений, новые требования к профессиональной подготовке специалистов в вузах. По сравнению с тем, как тщательно и скрупулезно западные профессионалы относятся к этическим нормам своей профессии, нам предстоит еще очень много сделать в этом направлении. Для будущих специалистов в области государственного и муниципального управления, чья профессиональная деятельность имеет свою специфику -она протекает в условиях общения с представителями абсолютно полярных социальных слоев - такое общение требует максимального этического воспитания, строгого соблюдения нравственных ценностей, установок.

Одной из основных задач реализации Закона «Об образовании» и подготовки кадров для органов власти является создание и внедрение государственных образовательных стандартов, определяющих необходимые требования к качеству подготовки специалистов, их культурному и духовно-нравственному уровню [1].

Особая ответственность в этом плане лежит на высшей школе. Высшее учебное заведение дает профессиональное образование, которое необходимо гражданину, претендующему на должность в сфере государственного и муниципального управления. Соответственно, вуз является одним из важнейших звеньев в процессе подготовки специалистов. Именно в вузе обеспечивается получение базовых знаний, на основе которых выпускники должны решать задачи, определенные в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В частности, в них говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Поиск путей, обеспечивающих такую подготовку специалистов - одна из важнейших задач на этапе реформирования государственного и муниципального управления Российской Федерации.

Отсюда повышение качества подготовки в системе высшего профессионального образования сегодня - одна из главных задач на длительную перспективу. В области подготовки специалистов государственного и муниципального управления совершенствование качества также является первоочередной задачей как учебных заведений, занимающихся их подготовкой, так и всего российского общества и государства в целом. В Законе РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» профессиональная подготовка государственного служащего определена как «процесс обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения должностных функций и полномочий по замещаемой государственной должности».

На основе анализа различных подходов ученых к сущностной характеристике этики в целом, а также в преддверии принятия на законодательном уровне Модельного этического кодекса госслужащих Российской Федерации, нами предлагается единая комплексная терминологическая конструкция понятия «профессиональная этика государственного гражданского и муниципального служащего».

Профессиональная этика государственного гражданского и муниципального служащего понимается как кодекс поведения, включающий в себя определенный набор ранжированных по важности основных нравственных ценностей, норм, личностных субъективных качеств; владение профессиональными умениями и навыками, объективно необходимыми для успешной профессиональной деятельности особой социальной группы, главная задача которой - обеспечить реализацию государственной функции.

Существенную роль в формировании этики государственной службы оказали исторические реалии в развитии государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими событиями данной страны и были направлены на совершенствование механизмов осуществления государственной власти.

В организации государственного и муниципального управления, его функционировании существует множество специфических моментов, которые противоречат требуемым от государственного служащего моральным качествам. Особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются: специфическая форма оплаты труда в государственной службе, вертикальная выстроенность по направлению деятельности, особый характер текучести рабочей силы, особая заинтересованность отдельных слоев населения в сфере государственного управления и т.д. Отсутствие контроля в системе стимулирования, искаженное представление о профессиональном долге и отсутствие мотивирования со стороны государства приводит к тому, что чиновники не желают руководствоваться этическими принципами выбранной профессии, а начинают руководствоваться корыстными интересами, что приводит к ухудшению кадрового состава государственных и муниципальных служащих.

Таким образом, сегодня профессиональная этика действующих чиновников на государственной службе федерального и регионального уровней представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. В то время как государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства.

Теория и практика в сфере управления показывают, что этическая составляющая в поведении чиновников, соблюдение нравственных ценностей, установок в их профессиональной деятельности оказывает позитивное влияние на качество процесса демократического управления государством и экономический и социальный прогресс, улучшают информационную прозрачность и работу государственных учреждений, создают предпосылки для предупреждения конфликта интересов.

В то же время исследования социологов доказывают, что в наибольшей степени неэтичному поведению государственных служащих способствуют, по их собственному мнению, факторы недостаточной правовой организованности пространства деятельности государственной службы (что можно охарактеризовать как системный недостаток государственной власти) и общее падение нравственности в обществе (что является уже системным недостатком социальной среды, общества в его конкретно-историческом состоянии).

Данное положение подтверждает вывод о том, что государственная служба по своему характеру и назначению является связующим звеном между государством и гражданским обществом. На нее в равной степени действуют системные противоречия, возникающие как в государстве, системным элементом которого она является, так и в гражданском обществе, с которым она связана по своему происхождению и в которое она интегрирована как социальный институт.

Особое положение государственной службы в системе взаимоотношений общества и государства, а также особый общественный статус государственного гражданского служащего определяют и особые требования, повышенное внимание к служебно-гражданским качествам этой категории служащих. Это обуславливается двумя основными обстоятельствами:

1. Государственный служащий по закону имеет особые обязанности, связанные с его служебным положением и затрагивающие интересы и государства, и его граждан одновременно.

2. Сам государственный служащий остается членом общества, непосредственно участвует как частное лицо в процессах формирования структур гражданского общества, т.е. сохраняет свою гражданскую природу, остается гражданином.

Поэтому, в силу отмеченной специфики положения государственного и муниципального служащего, вопросы, связанные с соблюдением норм профессиональной этики, гражданственности и социальной ответственности у

управленцев, их влияние на эффективность деятельности всей системы государственной службы, несомненно, определяют решающую роль во взаимоотношении государства и общества на современном этапе развития. Неслучайно на международном уровне Комитетом Министров Совета Европы разрабо -таны Рекомендации о кодексах поведения для государственных служащих для стран, находящихся в переходном этапе развития, которые призывают все страны-члены ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) «предпринять действия по обеспечению надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на государственной службе».

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. -М.: Изд-во «Проспект», 2006. - 48 с.

2. Белолипецкий В.К. Этика и культура управления: учебно-практическое пособие / В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. -384 с.

3. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: учебное пособие / А.И. Ионова; под общ. ред. Г.В. Атаманчук. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 176 с.

4. Руденко В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования / В.Н. Руденко // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 42-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.