холдинговых структур в отечественной экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. №1(25) с.81-86
4. Петрова Ю.И., Кривцова М.К., Белозерова В.А. Лоббирование как форма объединения интересов бизнеса и власти. //Наука и современность. 2013. №24. с.283-287
Бутова Т.В., к.э.н. доцент, заместитель декана Цихоцкий Ф.Н.
студент, член Научного Студенческого Общества факультет «Государственное и муниципальное управление»
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, г. Москва
К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В контексте зарождения и развития современной региональной политики важную роль играют всевозможные формы межрегиональной кооперации и взаимодействия. Наиболее значимыми формами межрегионального взаимодействия, возникшими в начале 1990-х гг., являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как форма межрегионального сотрудничества сформировалась начиная с 1991 г. В этот период были организованы: ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации «Северо-Запад»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации Центральной России «Центральная Россия»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного района Российской Федерации «Черноземье»; ассоциация «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона; ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа «Северный Кавказ»; ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона «Уральская»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия республик, краев, областей и автономных округов Западной и Восточной Сибири «Сибирское соглашение»; межрайонная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья.[4]
Все вышеперечисленные ассоциации имеют существенные различия по масштабу, форме организации, реальным результатам деятельности и по декларируемым задачам и целям. Если же попробовать сформулировать «обобщенную модель» подобной ассоциации и ее структуру, то можно выявить следующие основные черты.
В состав ассоциаций входят субъекты Российской Федерации, которые
расположены на территории официально зафиксированных крупных экономических районов (административные районы и города не включаются в состав ассоциаций). В свою очередь каждая из межрегиональных ассоциаций как правило функционирует на территории соответствующего экономического района, однако ассоциативная форма объединения субъектов Федерации может проявляться в данном случае достаточно гибко, что проявляется в возможности осуществления межрегионального взаимодействия на территориях нескольких крупных экономических районов одновременно.[1]
Высшим коллегиальным органом межрегиональной ассоциации является Совет (Президиум), в состав которого входят руководители законодательной и исполнительной власти всех субъектов Федерации, расположенных на территории данного экономического района (районов). Руководит ассоциацией на принципах ротации один из губернаторов. В некоторых случаях (например, в Дальневосточной ассоциации) в состав Совета с правом совещательного голоса включены представители Президента в субъектах Федерации. Все важные решения ассоциации принимаются на заседаниях ее Совета (Президиума), который собирается несколько раз в год. Тот факт, что в Совете ассоциации на равных работают руководители исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации, является принципиально важным для достижения согласия по принципиальным вопросам и отстаивания солидарных позиций перед федеральным центром, а также для проведения «межрегиональной экспертизы» проектов федеральных законов.[2]
К базовым предметам деятельности межрегиональных ассоциаций относятся важнейшие вопросы экономического, социального, правового, экологического характеров. С этой целью в составе ассоциаций созданы координационные советы, представленные комитетами и комиссиями по этим направлениям. В состав координационных советов межрегиональных ассоциаций могут входить как представители законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, так и ученые, предприниматели и общественные деятели и т. д. Руководит каждым таким советом, как правило, губернатор одного из субъектов Федерации, в котором данная проблема стоит наиболее остро или в которой имеется большой опыт ее решения.
Все ассоциации межрегионального экономического взаимодействия имеют свой исполнительный орган. Он может быть представлен небольшим штатом (межрегиональная ассоциация «Северо-Запад»), или достаточно крупной Исполнительной дирекцией со строго определенной структурой и специальными департаментами, курирующие и обобщающие работу координационных советов ассоциаций (на примере межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»). Генеральный директор (или руководитель исполнительного органа) входит в состав Совета ассоциации.
Каждая из межрегиональных ассоциаций имеет свой собственный бюджет, который формируется за счет взносов участников-регионов ассоциации (с соответствующей статьей, которая находит отражение в региональном бюджете), а также за счет поступлений от уставной деятельности, которая проводится исполнительным органом межрегиональной ассоциации или созданными на ее основе структурами и за счет взносов от различных организаций данного макроэкономического.^]
Представительства некоторых ассоциаций располагаются в Москве и призваны осуществлять оперативное взаимодействие каждой из ассоциаций с органами федеральной власти.
Таким образом, с одной стороны, основная цель межрегиональных ассоциаций - это быть так называемым «проводниками» федеральной региональной политики, требующей осознанного перевеса интересов одних субъектов Федерации в пользу других и Федерации в целом. Последнее не всегда находит понимание в отдельных регионах. С другой стороны, данные межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия выражают и артикулируют наиболее важные и острые проблемы больших экономических зон с целью их рассмотрения и решения в региональной политике государства.
В то же время, объективный анализ показывает, что на сегодняшний день эффективность работы межрегиональных ассоциаций далека от их оптимальных возможностей и потенциалов, что отражает необходимость дальнейшего совершенствования последних как со стороны нормативно-правовой базы, так и со стороны укрепления межинтеграционных экономических связей отдельных территорий на практике. К основным проблемам межрегиональной кооперации в форме экономических ассоциаций относят нечеткость функций ассоциаций и неоднозначность их правового статуса, а также отсутствие реальных рычагов регулирования процессов интеграции.
Использованные источники:
1.Барыгин И. Н. Региональная экономика: Учебное пособие. М.: Гарадарики, 2011. 399 с.
2.Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2010. 435 с.
3.Лыгина Н.И. Основные направления развития межрегиональной интеграции и ассоциации экономического взаимодействия // Регион: системы, экономика, управление. 2008. № 1. С. 111-116.
4. Региональная экономика и управление / под ред. Коваленко Е.Г. - СПб, 2005 г.