Научная статья на тему 'Совершенствование механизма межрегионального взаимодействия управления инвестициями Дальнего Востока'

Совершенствование механизма межрегионального взаимодействия управления инвестициями Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрокин Алексей Александрович, Орехова Е.В.

Статья посвящена совершенствованию механизма межрегионального взаимодействия управления инвестициями. В статье рассмотрено влияние деятельности Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» на состояние инвестиционного климата регионов - членов данной Ассоциации. Также авторами предложено совершенствование организационной структуры управления Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF INTER-REGIONAL INTERACTION OF INVESTMENTS MANAGEMENT IN THE FAR EAST

This article is devoted to improvement of the mechanism of inter-regional interaction of investments management. The influence of activity of Inter-regional association of economic interaction «Far East and Transbaikalia» on condition of investment climate of regions members of the Association was considered in the article. Authors also offered a way of improvement of organizational management structure of Inter-regional association of economic interaction of subjects of Russian Federation «Far East and Transbaikalia»

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма межрегионального взаимодействия управления инвестициями Дальнего Востока»

- модернизацию экономики и повышение ее эффективности;

- совершенствование институциональной среды, доведение ее до уровня, необходимого для стимулирования экономического роста на основе притока инвестиций в реальный сектор экономики;

- совершенствование финансовых

отношений, направленных на выполнение государством своих финансовых обязательств и превращение бюджета в инструмент активного вмешательства государства в экономику.

Экономическая политика государства должна, с одной стороны, всегда соответствовать объективной реальности, а с другой - обязана сама оказывать активное и эффективное влияние на состояние и развитие экономики.

УДК: 330.322.14(5-012)

Дрокин А.А., канд.техн.наук, доцент;

Орехова Е.В. аспирантка, ДальГАУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Статья посвящена совершенствованию механизма межрегионального взаимодействия управления инвестициями. В статье рассмотрено влияние деятельности Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» на состояние инвестиционного климата регионов - членов данной Ассоциации. Также авторами предложено совершенствование организационной структуры управления Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье».

Drokin A.A., Cand.Tech.Sci., associate professor FESAU,

Orekhova E.V., post-graduate student of FESAU

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF INTER-REGIONAL INTERACTION OF INVESTMENTS MANAGEMENT IN THE FAR EAST

This article is devoted to improvement of the mechanism of inter-regional interaction of investments management. The influence of activity of Inter-regional association of economic interaction «Far East and Transbaikalia» on condition of investment climate of regions - members of the Association was considered in the article. Authors also offered a way of improvement of organizational management structure of Inter-regional association of economic interaction of subjects of Russian Federation «Far East and Transbaikalia».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Близнецова, Э. Средняя зарплата российского банкира [Текст] / Э. Близнецова // Комсомольская правда. Иркутск. - 2011. - № 25 (25642). - С. 3.

2. Прожектор: новости банка и новости экономики [Текст] // Промсвязьбанк. Деньги. - 2010. - № 1.

- С. 8-11.

3. Прожектор: новости банка и новости экономики [Текст] // Промсвязьбанк. Деньги. - 2010. - № 2.

- С. - 9-10.

4. Прожектор: новости банка и экономики [Текст] // Промсвязьбанк. Деньги. - 2010. - № 3. -С. 10.

5. Прожектор: новости банка и экономики [Текст] // Промсвязьбанк. Деньги. - 2010. - № 4. -С.9.

6. http://www.regnum.ru/news/

Интеграционные процессы, происходящие на данном этапе в нашей стране, включают в себя пространственную интеграцию и интеграцию экономических связей.

К пространственной интеграции мы относим создание развитой транспортной сети, энергетических систем, связи.

К интеграции экономических связей мы относим механизм горизонтального взаимодействия регионов между собой, а также с внешними рынками.

В масштабах федеральных округов интеграционную политику экономических связей осуществляют Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Их деятельность позволила несколько снизить социальноэкономическую ассиметрию между крупными экономическими районами, но совсем ее не сняла. [1, С.652]

Так, успехом деятельности Межрегиональной ассоциации экономического взаимо-

39

действия «Дальний Восток и Забайкалье» стала разработка и утверждение Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2006 годы», первой межрегиональной программы в стране и единственно действующей на данный момент времени. Сейчас реализуется программа на период 2007-2013 гг., целью которой является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья. Кроме этого, Координационный совет по экономическим вопросам Ассоциации

занимается вопросами обеспечения эффективного взаимодействия ее членов в ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского края на период до 2025 года, разработки и реализации федеральных и отраслевых целевых программ. [2]

Проанализируем влияние деятельности данной Ассоциации на состояние инвестиционного климата територий, входящих в нее, на основе данных рейтингового агентства «Эксперт РА» (табл.1).

Таблица 1

Распределение территорий - членов Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации по рейтингу инвестиционного климата ______________________«Дальний Восток и Забайкалье», [2]_________________

Административные единицы Периоды

2005-2006 гг. 2006-2007 гг. 2007-2008 гг. 2008-2009 гг. 2009-2010 гг.

Республика Саха (Якутия) 2B 2B 2B 3B1 3B1

Приморский край 3B1 3B1 3C1 3B1 2B

Хабаровский край 3B1 3B1 3B1 3B1 3C1

Амурская область 3B1 3B1 3B2 3B2 3B1

Камчатская область Камчатский край 3C2 3D 3C2 3C2 3C2

Корякский автономный округ 3D

Магаданская область 3D 3D 3D 3C2 3C2

Сахалинская область 3C2 3C2 3C2 3C2 3C1

Еврейская автономная область 3C2 3C2 3C2 3C2 3C2

Чукотский автономный округ 3C2 3C2 3C2 3C2 3C2

Республика Бурятия 3B2 3B2 3B2 3B2 3B2

Читинская область Забайкальский край 3C1 3C1 3C1 3C1 3C1

Агинский- Бурятский автономный округ 3B2 3C2 3C2

В целом данные таблицы показывают неоднозначную тенденцию изменения инвестиционного климата территорий - членов Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье».

Так, Камчатский край за период 2007-2008 гг. вышел из категории «низкий потенциал -экстремальный риск» и поднялся на ступень выше до рейтинга инвестиционного климата «незначительный потенциал - высокий риск», который присвоен этому краю вплоть до 2011 года.

Приморский край за период 2009-2010 гг. повысил свой рейтинг инвестиционного климата с категории «пониженный потенциал -умеренный риск» до категории «средний потенциал - умеренный риск».

Амурская область за период 2009-2010 гг. повысила свой рейтинг инвестиционного кли-

мата с категории «незначительный потенциал -умеренный риск» до категории «пониженный потенциал - умеренный риск».

Магаданская область за период 2008-2009 гг. повысила свой рейтинг инвестиционного климата с категории «низкий потенциал - экстремальный риск» до категории «незначительный потенциал - высокий риск», которая присвоена этой области вплоть до 2011 года.

Сахалинская область за период 2009-2010 гг. повысила свой рейтинг инвестиционного климата с категории «незначительный потенциал - высокий риск» до категории «пониженный потенциал - высокий риск».

Рейтинги инвестиционного климата Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа и Республики Бурятия на протяжении анализируемого периода оставались без изменений.

40

Однако Республика Саха (Якутия), за период 2008-2009 гг. снизила свой рейтинг инвестиционного климата с категории «средний потенциал - умеренный риск» до категории «пониженный потенциал - умеренный риск», которая присвоена этой республике вплоть до 2011 года.

Хабаровский край за период 2009-2010 гг. снизил свой рейтинг инвестиционного климата с категории «пониженный потенциал - умеренный риск» до категории «пониженный потенциал - высокий риск».

Анализ рейтингов инвестиционного климата данных территорий в разрезе «инвестиционный потенциал» показывает, что на начало 2011 года один федеральный субъект имеет средний потенциал, 5 - пониженный потенциал, 5 - незначительный потенциал; в разрезе «инвестиционные риски» - 4 федеральных субъекта имеют умеренный риск, 7 - высокий риск.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что деятельность Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия положительно влияет на состояние инвестиционного климата регионов - членов Ассоциации, но нуждается в совершенствовании.

Для определения пути совершенствования деятельности Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье», был проведен анализ структуры управления всех существующих на данный момент времени Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. По итогам анализа было установлен следующий факт (на 09.02.2011 года): ни в одной Ассоциации нет Координационного совета, целенаправленно занимающегося инвестиционными вопросами. В лучшем случае этим занимается Координационный совет по экономическим вопросам («Дальний Восток и Забайкалья») или Координационный совет по экономической политике, финансам и инвестициям («Сибирское соглашение). Кроме того, информация о целях деятельности, выполняемых функциях имеющихся координационных советов в четырёх Ассоциациях («Большая Волга», «Северо-Запад», «Центрально-Черноземная», «Северный Кавказ») из 7 существующих отсутствует. [4, 5, 6,

7] На официальном веб-сайте Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Большой Урал» информации даже о существовании самих координационных советов (комитетов) нет. [8]

Таким образом, мы предлагаем Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» создать Координационный совет по инвестициям как экспертно-совещательный орган, обеспечивающий эффективную координацию межрегионального и международного сотрудничества членов Ассоциации в сфере инвестиционного развития территорий (рис.1).

Основной целью деятельности Координационного совета по инвестициям будет являться привлечение инвестиционных ресурсов в экономические районы - члены Ассоциации.

Для достижения поставленной цели Координационный совет по инвестициям должен решить следующие задачи:

1. Скоординировать усилия всех участников Ассоциации в достижении намеченной цели;

2. Разработать мероприятия, способствующие активизации инвестиционной деятельности на территории Дальнего Востока и Забайкалья;

3. Способствовать формированию эффективной инвестиционной политики на всей территории Дальнего Востока и Забайкалья.

В процессе своей деятельности Координационный совет должен выполнять следующие функции:

1. Организация и проведение форумов по инвестиционным вопросам;

2. Разработка предложений по вопросам совершенствования регионального уровня управления инвестициями;

3. Координация разработки методологической базы по вопросам привлечения инвестиций в территории Дальнего Востока и Забайкалья для последующего её использования в формировании ими своей инвестиционной политики.

Организационная структура Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» будет иметь вид, представленный на рисунке 2.

41

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ

-*

Председатель Координационного совета по инвестициям

• Возглавляет Координационный совет.

• Выдвигается из числа руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ - членов Ассоциации либо их заместителей.

• Исполняет полномочия Председателя Координационного совета в его отсутствие.

• Руководит рабочей группой по инвестиционным вопросам.

• Избирается на заседании Координационного совета открытым голосованием в количестве 1 человек.

Заместитель председателя Координационного совета по инвестициям

• Осуществляет информационное и организационно -техническое обеспечение деятельности Координационного совета и взаимодействие со СМИ.

• Обеспечивает рассылку информации и итоговых документов.

• Назначается Г енеральным директором Ассоциации из числа своих сотрудников.

• Осуществляет подготовку проектов планов деятельности, повесток заседаний, проектов решений, ежегодного отчета о деятельности Координационного совета.

• Ведет протоколы заседаний Координационного совета.

• Назначается председателем Координационного совета из числа членов Координационного совета.

Куратор Координационного сове та по инвестициям

____________t____________

Секретарь Координационного совета по инвестициям

Персональный состав Координационного совета

I

___________i___________

Рабочая группа по инвестиционным вопросам

____________Y____________

• Действует на постоянной основе и выполняет функции:

• разработки инвестиционной архитектуры территорий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработки методологической базы по вопросам привлечения инвестиций в территории;

• проведения анализа состояния, тенденций и перспектив развития инвестиционного комплекса территорий - членов Ассоциации;

• совершенствования информационного обеспечения межрегиональной инвестиционной деятельности регионов путем создания и выпуска, соответствующих информационно-аналитических материалов.

• Формируется из числа специалистов в области инвестиционной, экономической, аналитической, законодательной сфер деятельности регионов - членов Ассоциации.

Входят представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ - членов Ассоциации, министерств, ведомств, научных учреждений, бизнес-сообщества.

Рис. 1. Организационная структура Координационного совета по инвестициям

42

СТРУКТУРА АССОЦИАЦИИ «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКА

Общее собрание (Совет) членов Ассоциа-

I

Исполнительная

дирекция

I

Координационные

советы

—► По экономическим вопросам

—► По внешнеэкономической деятельности

—► По агропромышленному комплексу

—► По социальной политике

—► По туризму

—► По промышленности, науке и инновационным техноло-

По транспорту и транспортной архитектуре <—

Координационный комитет по устойчивому развитию бассейна р. Амур

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ

*•

Рабочая группа по инвестиционным вопросам

__________t__________

Временные экспертные творческие коллективы

Рис. 2. Совершенствование организационной структуры Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

Совершенствование организационной структуры управления Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье», на наш взгляд, позволит повысить эффективность мероприятий в области инвестиционной политики экономических районов, организовать и повысить доступность межрегиональной информации для инвесторов, наладить учет статистической информации о межрегиональных инвестиционных потоках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Региональная экономика: Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИН-ФРА-М, 2007. - 666 с. - ISBN 978-5-16-002973-3;

2. Межрегиональная ассоциация экономиче-

ского взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» - [Электронный ресурс]. - Режим

па: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf;

3. Межрегиональная ассоциация экономиче-

ского взаимодействия «Сибирское соглашение» -Электронный ресурс]. - Режим

па: http://www.sibacc.ru/text/ks/econom/;

4. Межрегиональная ассоциация экономиче-

ского взаимодействия «Большая Волга» - [Электронный ресурс]. - Режим

па: http://www.bigvolga.org/content.aspx?id=46;

5. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия «Северо-Запад» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-west.ru/;

6. Межрегиональная ассоциация экономиче-

ского взаимодействия «Центрально-Черноземная» -[Электронный ресурс]. - Режим

па: http://www.chernozem.ru/about.phtml;

7. Межрегиональная ассоциация экономиче-

ского взаимодействия «Северный Кавказ» - [Электронный ресурс]. - Режим

па: http://www.askregion.ru/page.php?al=ustav

8. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия «Большой Урал» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bigural.ru.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.